От кого последовал декрет 3 в белоруссии. Декрет «о тунеядцах» спускают на тормозах

Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3) принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.).

В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Декретом № 3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году.

Суммы сбора в соответствии с Декретом № 3 зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет г.Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач, стоящих перед такими органами (пункт 6 Декрета № 3 ).

Пунктом 3 Декрета № 3 определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней и другие (подпункт 3.1 ); граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (подпункт 3.2 ). В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность.

Пунктом 5 Декрета № 3 в качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту) (подпункт 5.1 ), но и периоды самозанятости граждан. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам (подпункт 5.3 ), осуществление предпринимательской (подпункт 5.2 ), ремесленной (подпункт 5.8 ) деятельности, ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 5.11 ), осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности) (подпункт 5.4 ), и иные виды деятельности.

Также пунктом 5 Декрета № 3 определены периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий(за исключением пособий, носящих единовременный характер) (подпункт 5.17 ), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности) (подпункт 5.13 ), зарегистрированной безработицы (подпункт 5.12 ).

Указанные периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из таких периодов (пункт 6 Декрета № 3 ).

Порядок взимания сбора за 2015 год следующий.

Размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2015 г. (18 рублей) (пункт 4 Декрета № 3 ).

При уплате налогов (указаны в подпункте 3.2 пункта 3 Декрета № 3 ) в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму налогов, уплаченных в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 (пункт 8 Декрета № 3) .

Согласно пункту 9 Декрета № 3 подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10 процентов в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 г. по 31 мая 2016 г. уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.

Тем гражданам, которые не уплатили сбор за налоговый период 2015 года самостоятельно, налоговым органом до 20 января 2017 г. вручены извещения на уплату сбора не позднее 20 февраля 2017 г.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами Декрета № 3.Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке , установленном налоговым законодательством (пункт 11 Декрета № 3 ).

Об изменениях, внесенных в Декрет № 3

Декрет Президента Республики Беларусь от 12­­­ января 2017 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 1) разработан во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

Органами государственного управления проведен мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в Декрет № 3.

Большинство норм Декрета №1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании государственных расходов, а также нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др.

Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин:

проходил альтернативную службу – в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе» (подпункт 5.5 пункта 5 Декрета № 3) . Действие данной нормы распространено на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г. (с даты вступления вышеназванного закона в силу);

находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (подпункт 5.20 пункта 5 Декрета № 3 );

к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов (подпункт 5.21 пункта 5 Декрета № 3 ).

Также исключены дополнительные условия, предусмотренные:

  • подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета № 3, касающееся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности. Данное условие исключено в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность;
  • подпунктом 5.7 пункта 5 Декрета № 3, касающееся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма. В Декрете № 3 факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом. Это является достаточным условием.

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше (абзац третий подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 3).

Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., дополнены определенными условиями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов (подпункт 5.12 пункта 5 Декрета № 3 ). Безработные должны выполнять свои обязанности, а именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.

Период воспитания одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет (подпункт 5.14 пункта 5 Декрета № 3 ) дополнен условием, что в этот период ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

В Декрет № 3 внесены и другие, в том числе редакционные правки.

Следует особо отметить, что в Декрете № 1 учтено предложение депутатов Палаты представителей Национального собрания. В Декрет № 3 добавлена норма, которая будет распространять свое действие на отношения с 1 января 2015 г., о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (пункт 151 Декрета № 3 ).

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Данное основание является дополнительным наряду с нормой части четвертой пункта 4 статьи 43 Налогового кодекса Республики Беларусь , в соответствии с которой местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, но только исходя из их имущественного положения.

Справочно. В соответствии с административной процедурой 18.16. «Принятие решения о предоставлении льгот по уплате местных налогов, сборов, республиканских налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» Перечня административных процедур , осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» , граждане могут обратиться в местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы с заявлениями о предоставлении льгот по уплате сбора.

Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения.

Скриншот с видео «Белсата»

По словам Игоря Марзалюка, депутаты Палаты представителей Нацсобрания разработали поправки в декрет № 3.

Депутаты внесли на рассмотрение правки. Все эти предложения одобрены на самом высоком уровне, это была инициатива депутатского корпуса, то есть через руководство парламента. Мы вышли на главу государства. Мы вышли со своими правками еще до протестов, но когда начала нарастать социальная напряженность. Это плод коллективного творчества, - поясняет депутат.

Игорь Марзалюк «убежден на 99,9%, что предложенные депутатами правки будут приняты».

Депутаты предлагают расширить перечень категорий граждан, которые освобождаются от сбора на финансирование госрасходов. К тунеядцам не будут относить:

Граждан, которые подлежат призыву на срочную военную (альтернативную) службу;

Граждан, которые находились на психоневрологическом диспансерном учете;

Женщин, которые находились под медицинским наблюдением в организациях здравоохранения в период беременности и родов, родили (усыновили, удочерили) ребенка, без учета периода временной нетрудоспособности;

Граждане, которые получали образование в дневной форме получения образования в год возникновения образовательных отношений и (или) в год прекращения образовательных отношений в связи с получением образования.

От налога также освободят тех, кто владеет земельным участком независимо от его целевого назначения и местонахождения. Напомним, сейчас от налога на тунеядство освобождаются только жители деревень и городских поселков, которые владеют земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства.

«Признавать граждан, участвующих в финансировании государственных расходов в период их деятельности не только на земельных участках, представленных для ведения личного подсобного хозяйства, но и предоставленных для иных целей (строительства и (или) обслуживания жилого дома, огородничества, выращивания продукции растениеводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, производящих продукцию животноводства без учета целевого назначения земельного участка). Расширить виды целевого назначения земельного участка без учета категории населенного пункта», - говорится в пояснительной записке депутатов к предложению об изменении декрета № 3.

При этом время ухода за членом семьи, который нуждается в постоянном присмотре на основании заключения медицинских комиссий, намерены включать в период, в который граждане признаются участвующими в финансировании госрасходов.

Местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам предоставят право принимать решения об отсрочке или рассрочке уплаты сбора.

«Предложения вносились депутатами Палаты представителей Нацсобрания для совершенствования законодательства по вопросам предупреждения социального иждивенчества, защиты прав и законных интересов граждан, а также с учетом анализа правоприменительной практики», - говорится в пояснительной записке.

По словам Игоря Марзалюка , депутаты Палаты представителей Нацсобрания разработали поправки в декрет № 3.

— Депутаты внесли на рассмотрение правки. Все эти предложения одобрены на самом высоком уровне, это была инициатива депутатского корпуса, то есть через руководство парламента. Мы вышли на главу государства. Мы вышли со своими правками еще до протестов, но когда начала нарастать социальная напряженность. Это плод коллективного творчества, — поясняет депутат.

Игорь Марзалюк «убежден на 99,9%, что предложенные депутатами правки будут приняты».

Депутаты предлагают расширить перечень категорий граждан, которые освобождаются от сбора на финансирование госрасходов. К тунеядцам не будут относить:

— граждан, которые подлежат призыву на срочную военную (альтернативную) службу;

— граждан, которые находились на психоневрологическом диспансерном учете;

— женщин, которые находились под медицинским наблюдением в организациях здравоохранения в период беременности и родов, родили (усыновили, удочерили) ребенка, без учета периода временной нетрудоспособности;

— граждане, которые получали образование в дневной форме получения образования в год возникновения образовательных отношений и (или) в год прекращения образовательных отношений в связи с получением образования.

От налога также освободят тех, кто владеет земельным участком независимо от его целевого назначения и местонахождения. Напомним, сейчас от налога на тунеядство освобождаются только жители деревень и городских поселков, которые владеют земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства.

«Признавать граждан, участвующих в финансировании государственных расходов в период их деятельности не только на земельных участках, представленных для ведения личного подсобного хозяйства, но и предоставленных для иных целей (строительства и (или) обслуживания жилого дома, огородничества, выращивания продукции растениеводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, производящих продукцию животноводства без учета целевого назначения земельного участка). Расширить виды целевого назначения земельного участка без учета категории населенного пункта», — говорится в пояснительной записке депутатов к предложению об изменении декрета № 3.

При этом время ухода за членом семьи, который нуждается в постоянном присмотре на основании заключения медицинских комиссий, намерены включать в период, в который граждане признаются участвующими в финансировании госрасходов.

Местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам предоставят право принимать решения об отсрочке или рассрочке уплаты сбора.

— Когда разработчики этого декрета его вносили, то было много замечаний от депутатов, и значительную их часть, к сожалению, проигнорировали. Я это говорю со слов тех, кто перешел из пятого созыва в шестой. Депутаты предлагали ряд существенных поправок, а разработчики учли далеко не все. Это аукнулось. Могу только сказать, что нужно проявлять большую жесткость и принципиальность в этих вопросах, и тогда всем нам будет лучше, — говорит Игорь Марзалюк.

По его словам, «недели три-четыре назад в Палате представителей по инициативе депутатов состоялся круглый стол с участием Минтруда и МНС».

— Депутаты подтянули всех разработчиков и всех исполнителей, чтобы послушать их аргументацию и заодно предложить свои изменения в декрет. У нас была очень непростая, нелицеприятная беседа с ними, — уточнил Игорь Марзалюк. — На встрече были депутаты из всех комиссий. Было очень жарко, мы ругались, очень эмоционально спорили. Многие вещи, которые говорили представители Минтруда и МНС, у нас вызывали, мягко говоря, недоумение.


Минтруда и соцзащиты внесло в Правительство предложения по изменениям и дополнениям в этот документ. Тем временем вопрос трудоустройства граждан сейчас находится на особом контроле. Основной посыл: работы должно хватать всем.
В Министерстве труда и социальной защиты отметили: в проект поправок легли все предложения людей, с которыми они приходили в региональные комиссии.

Все предложения - исключительно та практика, которую мы наработали и с которой столкнулись в ходе реализации Декрета № 3, - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в эфире телеканала «Беларусь 1».

Ирина Костевич также отметила: в настоящее время Министерство по налогам и сборам совместно с органами исполнительной власти работают над уточнением списков плательщиков сбора. Минтруда также имеет свой информационный источник - это данные фонда соцзащиты населения.



Президент поручил до 1 апреля разработать и внести поправки в Декрет № 3, чтобы устранить те моменты, которые вызвали критику со стороны общества.
В том числе это касается и уточненных списков тех, кто должен быть освобожден от сбора, и тех, кто должен его уплачивать.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Всем желающим трудоустроиться максимально будут помогать найти место работы. В стране последние два года, несмотря ни на какие экономические проблемы, вопросы трудоустройства взяты на карандаш. Планы о создании рабочих мест не только доводятся, но и контролируются. Например, за 2016 год создали около 54 тысяч новых рабочих мест. Сегодня требования в этом вопросе выглядят еще жестче: до 1 мая вопрос трудоустройства всех безработных должен быть решен.


Ирина Костевич в эфире телеканала ОНТ обратила внимание, что, образно говоря, есть два вида безработных:

Безработные, которым нужно предоставить постоянную работу, и безработные, для которых сегодня нет вакансий на рынке труда по их квалификации. Здесь в качестве временной финансовой поддержки безработного можно привлекать к оплачиваемым общественным работам. Службы занятости и райисполкомы должны определить такие базовые точки, где будет размещена информация: какая эта работа, какие деньги человек получит за нее. То есть такая открытая, прозрачная информация, чтобы человек мог понимать, где он сегодня может заработать деньги.

Gовышение уровня оплаты труда - это еще одна важная задача. Ведь некоторые из нежелающих работать ссылаются на низкую заработную плату. Рассуждают так: раз зарплата невысокая, то зачем ради нее напрягаться.

Министр труда и социальной защиты отметила, что сегодня в Правительстве развернута работа с каждым органом государственного управления, а уже облисполкомы развернули работу на уровне предприятий. Главное определить факторы роста - за счет чего будет обеспечен рост уровня заработной платы. Над этим уже несколько месяцев работает Правительство, чтобы действительно определить факторы роста, не разбалансировать экономику, но при этом обеспечить решение поставленной задачи.

При этом мотивационный фактор - это важное направление в системе оплаты труда, уверена Ирина Костевич:

И деньги должны быть заработаны. И тут жесткая сцепка «производительность труда - рост заработной платы». Возвращаясь к теме факторов роста заработной платы, если растет производительность труда, мы должны понимать, за счет чего это происходит. Если рост объемов производства - надо помнить про рынки сбыта, чтобы не привести к затоваренности складов. И это все задача не только Минтруда и соцзащиты, но и задача Минэкономики - задача общая, где мы действительно вместе должны выстроить «дорожную карту», план действий по ее решению. Понятно, что не по каждому предприятию заработная плата к декабрю 2017-го может быть на уровне не менее 1000 рублей. Здесь необходим дифференцированный подход: в зависимости от отрасли и финансового состояния каждого предприятия.

В статье расскажем, как оформить декретный отпуск в 2020 году и рассчитать выплаты по новому закону. Отметим, что в законодательстве РФ нет такого понятия «декретный отпуск». Это выражение является распространенным в нашей стране жаргонным названием двух видов отпуска, следующих друг за другом, как правило, без перерыва, и оформляемых по-разному:

  1. отпуск по беременности и родам;
  2. отпуск по уходу за ребенком.

Расскажем, как оплатить отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в 2020 году. При этом обратите внимание на срочные изменения по этой теме: .

Декретный отпуск - это…

Понятие такого отпуска устаревшее. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации такого словосочетания не встретить. Но в народе под данным определением часто имеют в виду перерыв в работе разной продолжительности и разного назначения – связанный с рождением ребенка или связанный с его воспитанием.

На самом же деле словосочетание появилось благодаря советскому декрету «О пособии по беременности и родам», появившемуся в 1917 году. Декрет – это правовой акт, выпускаемый органами власти в государстве. Данное понятие до сих пор используется в законодательной системе некоторых стран мира, в т. ч. в Белоруси. В России данный термин в отношении законодательных актов не используется с советских времен.

Расчет декретного отпуска онлайн

Рассчитайте декретные за 1 минуту на онлайн калькуляторе в программе БухСофт.

Рассчитать декретные онлайн


Ниже вы можете воспользоваться специально разработанным калькулятором, позволяющим без ошибок рассчитать пособие по беременности и родам за любой период.

Документы для предоставления отпуска по беременности и родам и расчета пособия в 2020 году

Беременная сотрудница, отправляясь в отпуск по беременности и родам должна предоставить работодателю заявление о предоставлении отпуска, заявление о предоставлении пособия по беременности и родам, больничный лист, в котором будут указаны даты отпуска по беременности и родам.

На основании этих документов, бухгалтер составляет приказы о предоставлении декретного отпуска, рассчитывает пособие и выплачивает беременной сотруднице.

Как оформить декретный отпуск в 2020 году

Перед тем как уйти в декретный отпуск и получить свои декретные, ваша сотрудница приносит в отдел кадров и бухгалтерию следующие бумаги:

  1. справку о постановке на учет в женской консультации на ранних сроках беременности - до 12 недель (при наличии)
  2. документы, удостоверяющие личность;
  3. , если сотрудница работала в другой компании;
  4. номер банковского счета или карты, куда будет перечисляться пособие.

Образец больничного по беременности и рода

Срок декретного отпуска

Отпуск по беременности и родам предоставляйте работающим женщинам в следующем порядке:

  1. на 70 календарных дней до дня родов и на такое же количество дней (всего 140) - после рождения малыша;
  2. на 70 календарных дней до дня родов и на 86 дней после рождения ребенка (всего 156) - если роды были осложненными;
  3. на 84 дня до дня родов и на 110 дней после родов (всего 194) - при рождении двух и более детей (в случае многоплодной беременности).

Как посчитать декретный отпуск в 2020 году

Для выплаты пособия по беременности и родам формула такая (п. 4 и 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

В свою очередь средний заработок считают так:

Напомним: 730 – это число календарных дней в расчетном периоде (365 дней за 2019 год и 365 дней за 2018 год). При этом из указанного периода (730 календарный день) нужно исключить определенные дни, если таковые были. А из доходов – соответственно суммы, начисленные за эти дни. Какие именно дни нужно исключать, указано в таблице ниже.

Дни, исключаемые из расчетного периода при начислении декретного и детского пособий (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ)

Периоды, которые нужно исключить при расчете среднего заработка

Период временной нетрудоспособности

Отпуск по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Дни, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты, при условии, что с сохраняемой зарплаты не платились взносы в ФСС

Рассчитанный средний заработок сравните с максимально возможным значением. Если ваш результат оказался больше, для начисления пособия надо брать именно эту сумму (п. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Далее сравните сумму с установленным минимумом. Минимальное пособие по беременности и родам, на которое может рассчитывать женщина, считается исходя из МРОТ. МРОТ в 2020 году равен 12 130 руб. Значит минимум декретного пособия в 2020 году составляет 55 831,23 руб. (12 130 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 140 дн.) (п. 15 (3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375). Соответственно, вы не можете выплатить сумму меньше установленного минимума в 2020 году.

Нужно ли платить налоги с декретного пособия в 2020 году

Декретное пособие НДФЛ не облагаются.

Также оно не подлежит обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Как правильно называется такой отпуск

Часто от женщины можно услышать, что она два-три года провела в декрете, подразумевая при этом отсутствие на работе в связи с уходом за маленьким ребенком. На самом же деле такая фраза ошибочна. Как мы выяснили в предыдущем разделе, официальное название отпуска, которое используется в законодательстве, – отпуск по беременности и родам.

По этой причине словосочетание «декретный отпуск по беременности и родам» звучит бессмысленным нагромождением. Собеседник поймет, что имеется в виду, а вот в официальных документах такую фразу использовать неуместно.

Бывает ли такой отпуск по уходу за ребенком

В быту женщины часто называют декретным и отпуск по уходу за ребенком. Но если по контексту разговора собеседник и сможет понять, что имеется в виду именно отпуск по уходу за ребенком до полутора или до трех лет, то в заявлениях на имя работодателя, приказах и иных документах такое понятие совершенно недопустимо.

Отпуск по беременности и родам (в народе декретный) и отпуск по уходу за ребенком – это два разных вида отпуска, оформляемые на разных основаниях.

Для того чтобы не путаться в определениях, следует запомнить 4 факта:

  1. Понятие декретного отпуска в законодательстве современной России отсутствует.
  2. Отпуск по беременности и родам предоставляется на основании заявления и больничного листа и оплачивается работодателем за счет средств Соцстраха исходя из 100% от среднего заработка.
  3. Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется на основании заявления и свидетельства о рождении ребенка и оплачивается работодателем за счет средств Соцстраха исходя из 40% от среднего заработка.
  4. Отпуск по уходу за ребенком до трех лет предоставляется на основании заявления и свидетельства о рождении и не оплачивается (не считая 50 руб. в месяц за счет работодателя).

Что говорит Трудовой кодекс РФ про такой отпуск

Повторимся, в законодательстве, в том числе трудовом, понятие такого отпуска отсутствует. Но статья 255 Трудового кодекса посвящена именно отпуску по беременности и родам. В данной главе указывается максимальная продолжительность такого перерыва в работе, на который может рассчитывать женщина, а также порядок его оформления.

Когда дают

Как говорится в ст. 255 ТК РФ, основанием для оформления отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности. Согласно раздела VIII приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности», больничный по беременности и родам выдается:

  • в 30 недель беременным женщинам при нормальном течении беременности;
  • в 28 недель беременным женщинам, если ожидается появление на свет нескольких детей;
  • на сроке от 22 до 30 недель при преждевременных родах (минимальная продолжительность больничного в таком случае – 156 дней);
  • при прерывании беременности на сроке до 21 недели (минимальная продолжительность больничного в таком случае – 3 дня, максимальная – фактическая продолжительность нетрудоспособности);
  • при усыновлении ребенка возрастом до трех месяцев (на такой больничный также вправе рассчитывать также только женщина, п. 53 Порядка № 624н).

Срок отпуска

Продолжительность отпуска по беременности и родам также зависит от того, как протекает беременность женщины, сколько малышей она вынашивает и подобных причин. Все сроки тоже прописаны в разделе VIII приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н. В таблице ниже вы найдете подробную информацию о том, в каких случаях какая продолжительность положена:

Основание

Продолжительность

Примечание

Нормально протекающая беременность, в результате которой на свет появляется один ребенок

140 календарных дней

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша

Роды с осложнениями при беременности одним ребенком

156 (140 + 16) календарных дней

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша. По окончании родов выписывается продолжение листка нетрудоспособности на 16 дней.

Нормально протекающая беременность, в результате которой планируется появление на свет более одного ребенка

194 календарных дня

Выдается в обычном режиме за 84 дня до предполагаемого появления на свет малышей. Продолжительность больничного не уменьшается даже в случае, если в результате осложнений фактически родится один ребенок, а не несколько.

Беременность несколькими детьми, когда данный факт выявляется только в процессе родов

194 (140 + 54) календарных дня

Выдается в обычном режиме за 70 дней до предполагаемого появления на свет малыша на срок 140 дней. По результатам родов выписывается продолжение больничного на 54 дня.

Беременность, завершившаяся преждевременными родами на сроке от 22 до 30 недель

156 календарных дней

Выдается с даты преждевременных родов сразу на весь срок

Беременность и роды женщин, проживающих или работающих в зонах, где есть радиационные загрязнения

160 календарных дней

176 календарных дней при осложненных родах

200 дней при беременности двойней и более

Выдается за 90 дней до предполагаемой даты родов. Если роды преждевременные, то сроки больничного стандартные, т. к. для данной категории женщин закон предусматривает увеличение только дородового отпуска.

Усыновление ребенка младше трех месяцев

70 календарных дней

Выдается со дня усыновления

Усыновление двух и более детей младше трех месяцев

110 календарных дней

Выдается со дня усыновления

Иногда в определении продолжительности отпуска по беременности и родам в случае осложненных родов при многоплодной беременности возникают разночтения. Некоторые считают, что указанные в Порядке № 624н 16 дней (п. 48) должны увеличивать заявленную продолжительность больничного при многоплодной беременности в 194 дня. Это не так. Ст. 255 ТК РФ более четко указывает, что максимальная продолжительность больничного по беременности именно 194 дня. Процесс появления на свет нескольких детей уже считается сложными родами, и чиновники предусмотрели этот факт при определении продолжительности послеродового отпуска для таких мам.

За сколько дней до родов уходят

Выше в таблице уже указаны сроки выдачи больничных, связанных с планируемыми родами. Систематизируем эту информацию.

При беременности одним ребенком больничный выдается за 70 дней до предполагаемых родов.

При беременности двумя и более детьми больничный выдается за 84 дня до родов.

Независимо от количества плодов за 90 дней до родов больничный выдается женщинам, находящимся в зонах с радиацией.

Если по собственному желанию женщина отказывается от получения больничного, а позже все-таки обращается за ним, то продолжительность такого листка нетрудоспособности сокращается на время, прошедшее с даты, когда документ должен быть выдан по закону, до даты фактической его выдачи.

Если больничный не выдан в срок по причине ошибки врача, то продолжительность такого листка нетрудоспособности не сокращается.

Фактически же женщина может продолжать работать и позже даты начала больничного листа. Работодатель предоставляет отпуск только на основании оформленного заявления беременной сотрудницы, к которому прикреплен больничный листок. И заявление женщина может оформить на меньший период. Она может по своему желанию сократить как дородовый, так и послеродовый отпуск. Пособие выплачивается за срок, в котором женщина фактически (то есть по заявлению) находится в декретном отпуске.

Уход на каком сроке?

В п. 46 Порядка выдачи больничных прописано, что беременным женщинам листок нетрудоспособности выдается на 30 неделе.

В этом же пункте указано, что при многоплодной беременности срок выдачи больничного листа – 28 недель.

Женщины, находящиеся в радиоактивных зонах уходят в декретный отпуск еще на неделю раньше.

Сроки до родов и после в таблице

Для удобства в таблице ниже разделены дородовый и послеродовый отпуск. Следует иметь в виду, что даже если фактически роды состоятся не в запланированную дату, общий срок больничного все равно будет считаться от плановой даты родов.

Дородовый отпуск

Послеродовый отпуск

Порядок ухода в отпуск

Для того чтобы получить право на отпуск по беременности и родам, нужно получить больничный лист имеющего соответствующую лицензию медицинского учреждения, где наблюдается беременная женщина или рожает.

При усыновлении больничный лист выдается территориальным роддомом на основании решения суда.

На основании соответствующего листка нетрудоспособности женщина пишет заявление на отпуск по беременности и родам. Продолжительность такого отпуска может отличаться от общей продолжительности больничных листов. Но отличаться может только в меньшую сторону.

Пример заявления вы можете увидеть в следующем разделе.

На основании заявления и документа из медучреждения издается приказ за подписью руководителя. Пример такого заявления вы найдете в следующем разделе.

Расчет декретного отпуска в 2020 году на примере

Сотруднице выдан больничный на срок 140 дней с 12.12.2019 по 30.04.2020. Ее среднедневной заработок рассчитывается на основании доходов за 2018 и 2019 года.

Облагаемые соцвзносами доходы за эти года составили:

  • 632 460 руб. за 2018 год;
  • 684 251 руб. за 2019 год.

Эти величины ниже, чем предусмотренные законодательством лимиты, поэтому для расчета принимаются в полном объеме.

В 2018 году женщина была на больничном в течение 9 дней, соответственно этот период уменьшает продолжительность расчетного периода.

Итого пособие составляет: (632 460 + 684 251) / (365 + 366 – 9) x 140 = 255 317,92 руб.

Проводки

Начисляется пособие по беременности и родам так же, как и обычный больничный. Только если при обычной нетрудоспособности первые 3 дня больничного идут за счет работодателя, то беременность и роды полностью покрываются за счет средств соцстраха. А также пособие по беременности не облагается НДФЛ. Поэтому проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 69 Кт 70 – начислено пособие по беременности и родам;
  • Дт 70 Кт 50 (51) – выплачено начисленное пособие.

К счету 69 открывается соответствующий субсчет по учету взаиморасчетов с ФСС.

Расчет отпуска по беременности и родам при отсутствии заработка в прошлых периодах

Выше уже было отмечено, что если среднедневной доход, рассчитанный соответствующим образом, слишком мал, то пособие рассчитывается исходя из МРОТ. Также следует поступить и в случае, если доход у сотрудницы в предшествующие годы отсутствовал вовсе. То есть формула для расчета такого больничного выглядит так:

Но есть исключение. Если доход у женщины отсутствовал по причине нахождения в отпуске по уходу за ребенком, то такая сотрудница может написать заявление на перенесение расчетного периода. Она может перенести один или оба года на год или года, непосредственно предшествовавшие первоначальному расчетному периоду.

Сколько оплачивается и можно ли после родов заменить его на отпуск по уходу за ребенком

Женщина имеет право в любой момент прервать свой отпуск по беременности и родам, написав соответствующее заявление. При этом она может либо выйти на работу, либо уйти сразу в отпуск по уходу за ребенком до полутора или до трех лет. В этом случае пособие по беременности и родам пересчитывается.

Какие еще есть выплаты при уходе в декрет

Будущая мама вправе также рассчитывать на получение выплаты, связанной с постановкой на учет на ранних сроках беременности. Для этого ей нужно получить соответствующую справку в том медучреждении, в котором она наблюдалась на протяжении своей беременности.

Размер такой соцвыплаты, если она назначена в период с 01.02.2018 по 31.01.2019, составляет 613,14 руб. С 01.02.2019 данное пособие будет увеличено.

Как правильно рассчитать

Обращение за помощью при расчете к интернету практически бессмысленно. Средний заработок получится определить только понимая, что из фактического дохода включается в расчет, а что нет. Сделать это может только человек, имеющий отношение к расчету зарплаты.

Подпишитесь на "Упрощенку" и получите 90 дней чтения в подарок!

До 15 января действует самая при подписке на журнал "Упрощенка" - 90 дней в подарок за подписку. Торопитесь оплатить . Подарок за подписку - книга "Упрощенка. Годовой отчет 2019".