Ответственность за непредоставление сведений о контролируемых сделках. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательство.

Среди международных документов выделим:

  • Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010)
  • Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами.
  2. Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами.

Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.

Бесплатный анализ сделок со взаимозависимыми лицами

Также обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года вступила в силу новая редакция раздела V.I Налогового кодекса РФ, которая ввела в действие положения о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования - международных группах компаний.

В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2018 году и сделках, приравненных к ним.

Критерии контролируемых сделок 2018 года, совершенных между взаимозависимыми лицами

Сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если присутствует хотя бы один из приведённых ниже критериев:

  1. Сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. Обращаем ваше внимание на то, что в данном положении имеется в виду сумма доходов по сделкам с одним лицом за календарный год;
  2. Хотя бы одна из сторон сделки применяет специальные налоговые режимы: ЕСХН или ЕНВД, и хотя бы одна сторона сделки не применяет указанные специальные налоговые режимы. Сделки признаются контролируемыми в 2018 году, если доходы по таким сделкам за календарный год превышают 100 млн. руб.;
  3. Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, при условии, что предметом сделки является добытое полезное ископаемое, являющееся объектом обложения, соответствующим НДПИ;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет налоговую ставку 0 процентов, а другая сторона нет;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет
  6. Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.

Для вышеуказанных сделок (пункт 3 - 6) установлена пороговая сумма дохода, при которой сделки признаются контролируемыми, в размере 60 млн. рублей.

Работа с контролируемыми сделками

Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами.

Полный перечень критериев контролируемых сделок в 2018 году приведен в статье 105.14 НК РФ.

Кроме того, отдельно следует выделить внешнеэкономические контролируемые сделки, т.е. контролируемые сделки с нерезидентом РФ (иностранной организацией). Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год

Контролируемые сделки в 2018 году, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников . Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции , кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (при условии, что товары входят в следующие группы: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни). Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей .
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых Минфином России в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (т.е. является оффшором ).

Ниже приведём таблицу, в которой обобщим критерии контролируемых сделок 2018.

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Какие сделки не признаются контролируемыми в 2018 году

Налоговый кодекс РФ также устанавливает исключения из состава контролируемых сделок Полный перечень таких сделок приведен в п.4 ст.105.14 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • Сделки между участниками одной консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок, совершенных налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • Сделки, совершенные лицами, которые удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица, не имеют обособленного подразделения на территории других субъектов РФ, и за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.
  • Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  • Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • Сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  • Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ СДЕЛОК СО ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

Аудиторы выявят наличие контролируемых сделок и помогут подготовить документацию по трансфертным ценам в целях налогового контроля, чтобы обосновать рыночный уровень цен и избежать штрафов до 40%. Анализ сделок со взаимозависимыми лицами на предмет их контроля налоговыми органами бесплатный.

Отдельно подчеркнём, что сделки, по которым объем доходов не превышает указанные выше суммовые критерии, а также сделки, не признаваемые контролируемыми, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам.

Эту позицию подчеркнул Президиум Верховного суда РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации от 16.02.2017 (далее - Обзор от 16.02.2017).

Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

В Российской Федерации действует основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки». Согласно принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям таким образом, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Универсального метода определения рыночной цены не существует. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным). Для его применения необходимо наличие на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки, а также наличие необходимого количества информации о такой сделке;
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

При выборе метода необходимо, во-первых, понимать суть контролируемой сделки (функции сторон сделки, используемые активы, принимаемые риски). При анализе сделки необходимо руководствоваться ст. 105.5 НК РФ, ст. 105.6 НК РФ.

Во-вторых, необходимо сопоставить условия сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике. При этом перечень таких источников является открытым, что дает преимущество налогоплательщику при подготовке обоснования цены сделки.. Перечень обязательных сведений, отражаемых в уведомлении, включает четыре блока (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): календарный год, к которому относится уведомление; предметы сделок; сведения об их участниках; сумма полученных по сделкам доходов или произведенных расходов. Для сделок, совершенных в 2017 году срок подачи такого уведомления истечет 20 мая 2018 года .

Уведомление может быть представлено на бумажном носителе, либо в электронном виде. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Подается уведомление в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (а крупнейшим налогоплательщиком - в инспекцию по месту их учета). В течение десяти дней оно направляется налоговой инспекцией в ФНС России.

За непредставление уведомления или за отражение в уведомлении недостоверных сведений , налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности на основании ст.129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

В Обзоре от 16.02.2017 Президиум Верховного Суда РФ указал, что решение вопроса о привлечении организации к ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках входит в компетенцию той налоговой инспекции, в которую оно должно было быть представлено (а не ФНС России). Также Президиум отметил, что размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках, не зависит от числа сделок, которые должны быть в нем указаны .

Кроме того, Президиум Верховного суда РФ уточнил применение нормы о привлечении налогоплательщика к ответственности за отражение в уведомлении недостоверных данных . Суд указал, что данное обстоятельство может быть основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки и, в первую очередь, её предмета. В ином случае оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности не возникает.

Обращаем Ваше внимание, что если налогоплательщик подаст уточненное уведомление до момента, когда налоговый орган выявит ошибку в предыдущем, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить у компании документацию по контролируемым сделкам. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам налоговый орган может составить за 3 года. Запрошенную документацию налогоплательщик должен представить в течение 30 дней.

При этом представление налогоплательщиком в налоговый орган документациии, обосновывающей рыночный уровень цен, позволяет освободиться от ответственности за применение нерыночных цен.

В настоящей статье мы осветили базовые аспекты регулирования контролируемых сделок в 2018 году.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся между налогоплательщиком и налоговым органом относительно предоставления в установленный срок информации о сделке, признаваемой в соответствии НК контролируемой.

Рассматриваемое правонарушение посягает на процессуальные права государства в сфере налогового контроля.

Объективная сторона выражается в противодействии налогоплательщика осуществлению контроля за совершенными им сделкам. Диспозиция рассматриваемой статьи устанавливает, что это правонарушение может быть совершено в двух формах:

  • - в виде бездействия налогоплательщика относительно его обязанности представления документов, предусмотренных НК, в налоговый орган либо представление указанной информации позже установленного срока;
  • - в виде действий налогоплательщика, направленных на представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Рассматриваемое правонарушение следует отличать от противоправных деяний, ответственность за которые установлена ст. 126 НК.

До вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ налоговые органы вправе были привлекать налогоплательщиков к ответственности только в рамках ст. 126 НК, т.е. за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных ПК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

С 1 января 2012 г. ст. 126 НК применяется во всех случаях непредставления налоговому органу сведений, кроме случаев непредставления уведомления о контролируемых сделках или представления названного документа, но содержащего недостоверные сведения. Тем самым составы правонарушений, предусмотренные ст. 129.4 НК, являются специальными по отношению к составам, закрепленным ст. 126 НК. Введение рассматриваемой статьи показывает, что государство уделяет повышенное внимание контролю за ценой сделок и подчеркивает повышенную общественную опасность правонарушений, направленных на сокрытие от налоговых органов достоверной информации.

Предметом правонарушения является уведомление. С 1 января 2012 г. налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган о совершении сделки с взаимозависимым лицом, если такая сделка признается контролируемой согласно ст. 105.14 НК в порядке, предусмотренном гл. 14.4 НК.

При этом до 1 января 2014 г. данная обязанность возникает, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.

Кроме того, суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает соответствующими признаками, но имеется достаточно сведений полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что НК предусмотрено несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми:

  • 1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
    • - стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • - у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;
    • - они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
    • - у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
    • - отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК.

Таким образом, у налогоплательщика, совершающего названные сделки, не возникает обязанность уведомлять о них налоговые органы.

Следует обратить внимание, что в действующей редакции ПК законодателем не установлена обязанность по уведомлению налоговых органов о заключении сделок с взаимозависимым лицом. Но такие сделки могут быть выявлены налоговым органом, и при наличии оснований он вправе проверить цену такой сделки на ее соответствие рыночной. Согласно ст. 105.16 НК налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы только о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма уведомления утверждена ФНС России и предусматривает указание следующей информации:

  • - отчетный календарный год;
  • - предметы сделок;
  • - сведения об участниках сделок;
  • - суммы полученных доходов и произведенных расходов.

Кроме того, по требованию налогового органа налогоплательщики обязаны представлять документы и информацию, обосновывающую соответствие цены конкретной сделки (группы однородных сделок) рыночным ценам.

Необходимо помнить, что НК разрешает налогоплательщику внести уточнения в первоначально представленное уведомление, если оно содержит неполные сведения, неточности или ошибки.

На усмотрение налогоплательщиков данные уведомления могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Правонарушение, выразившее в непредставлении в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, будет считаться оконченным на следующий день после окончания установленного НК срока, т.е. 21 мая. Если этот день будет не рабочим, то правонарушение будет завершено в первый рабочий день. Непредставление в налоговый орган уведомления относится к формальным составам и квалифицируется в качестве правонарушения независимо от наличия или отсутствия последствий в виде неуплаты налогов.

Правонарушение, выразившее в представлении уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, будет считаться оконченным в день подачи такого документа в налоговый орган. Отметим, па квалификацию данного противоправного действия также не влияет факт неуплаты (недоплаты) налогов, образовавшихся в результате совершения контролируемых сделок. Достаточно наличия в уведомлении недостоверных сведений. Обязанность по доказыванию ложности представленных документов или содержащихся в них сведений лежит на налоговом органе.

Субъектами налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.4 H К, являются налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Санкция соответствует формальному составу правонарушения и выражена в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.

Как передать заполненный бланк Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

Кбк на уплату штрафа за уведомление о контролируемых сделках в 2018 году

ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным. Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст.
    105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам.

По каким реквизитам платить штраф за нарушения по контролируемым сделкам

Раздел 1А Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5). По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности).

Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок. Раздел 1Б Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков

Наступает срок подачи уведомления о контролируемых сделках. Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС от 27.07.2012 №ММВ-7-13/524@. Срок представления (с учетом выходных дней) — не позднее 22.05.2017.
В соответствии с п.1 ст.105.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14. Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомление о контролируемых сделках: пример заполнения в 2017

Внимание

Заполнение титульного листа В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии). Заполнение раздела 1А Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными.

Уведомление о контролируемых сделках 2018

Уведомление о контролируемых сделках: кто сдает Такое уведомление представляют организации и ИП, у которых в отчетном году были контролируемые сделки (п. 1 ст. 105.16, ст. 105.14 НК РФ). Отметим, что контролируемые сделки - это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 НК РФ). К таким сделкам, в частности, относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб.

и при этом соблюдаются одновременно два условия (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • местом регистрации/жительства/резидентства всех участников сделки является территория РФ;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая - нет.

Уведомление о контролируемых сделках: бланк Скачать бланк уведомления можно через систему КонсультантПлюс. С формой уведомления вы можете ознакомиться ниже.

Уведомление о контролируемых сделках

Инфо

Например, не требуют уведомления:

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Куда передавать уведомление Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица). Какие санкции последуют, если не подать уведомление Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа. Сроки подачи уведомления Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.
Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли.

Сделки между взаимозависимыми лицами

Взаимозависимыми могут быть признаны определенные лица, особенности правовых отношений которых могут оказывать определенное взаимное влияние друг на друга, в частности:

  • на определенные условия той или иной сделки, совершение которой осуществляется данными лицами;
  • экономические результаты деятельности данных лиц, либо деятельности лиц, которых они представляют.

Во время установления факта взаимозависимости, учитывается также и финансовое влияние данных лиц на их капиталы и материальные активы.

Помимо взаимозависимых сделок, законодательство РФ предусматривает особые виды сделок, которые могут быть приравнены к взаимозависимым.

К взаимозависимым сделкам может быть приравнена совокупность сделок по продаже товаров, оказанию услуг, либо проведению определенных работ, в которых принимают непосредственное участие взаимозависимые лица, либо они представляют интересы таки лиц.

Помимо этого, взаимозависимыми могут быть признаны и сделки, предметом которых является внешняя торговля товарами мировой биржи.

Сделки, проводимые между взаимозависимыми лицами, являются контролируемыми.

Сведения о контролируемых сделках

Действующее налоговое законодательство РФ устанавливает определенный порядок проведения и оформления контролируемых сделок. В данный порядок можно отнести и необходимость по подачи обязательных сведений о проведенных контролируемых сделках за определенный налоговый период.

Сведения о контролируемых сделках подаются в соответствующий налоговый орган по месту проживания налогоплательщика либо по месту регистрации юридического лица.

Сведения о ранее проведенных контролируемых сделках должны включать в себя следующую информацию:

  • данные о сторонах, принимающих непосредственное участие в указанных сделках - их ФИО, место жительства, контактная информация и т.д.;
  • сведения о каждой контролируемой сделке, которая была включена в определенный временной период. К основным сведениям можно отнести - данные о предмете каждой сделки, сведения о ее стоимости, об участвующих в ней лицах, а также об иных особенностях, которые имеют прямое отношение к контролируемым сделкам;
  • особенности и порядок проведения каждой сделки, и иные нюансы, которые должны быть указаны в документах налогоплательщиком.

При появлении данной необходимости, налоговый орган вправе запросить и иные сведения о контролируемых сделках, которые помогут прояснить некоторые нюансы, подтвердить или опровергнуть определенные сведения и т.д.

Уведомление о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках представляет собой главный документ, который содержит в себе все самые основные сведения о сделках данного рода, которые были проведены налогоплательщиков в определенном отчетном периоде.

Уведомление выражается в виде письменного документа, который может быть передан в налоговый орган лично налогоплательщиком либо отправлен туда по почте и по другим каналам связи. Уведомление о контролируемых сделках составляется в соответствии с установленной формой, соблюдение которой необходимо.

В случае наличия каких-либо ошибок, налоговый орган вправе не принимать данный документ.

  • отчетный налоговый период - календарный год, за который представляется данная информация о контролируемых сделках;
  • сведения о непосредственных предметах ранее проведенных сделок, например, продажа определенных товаров, проведение работ, либо оказание конкретных услуг;
  • сведения о юридических, либо физических лицах, которые принимали правомерное участие в данных сделках - наименование организаций, ФИО физических лиц или индивидуальных предпринимателей:
  • финансовые данные по каждой из сделки - суммы полученных доходов, либо понесенных расходов, которые стали результатом проведения той или иной контролируемой сделки.

Ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках

Действующие нормы налогового законодательства РФ предусматривают обязательное соблюдение установленных сроков для подачи уведомлений о контролируемых сделках. Делать это нужно не позднее 20 мая календарного года, следующего за тем, в котором осуществлялись контролируемые сделки.

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках является грубым налоговым правонарушением, за которым всегда следует определенная ответственность, предусмотренная нормами налогового права.

При этом объектом данного нарушения всегда будут выступать правоотношения между налогоплательщиками и уполномоченным налоговым органом, возникновение которых произошло в момент проведения и регистрации определенной контролируемой сделки.

Объективная сторона здесь будет выражаться в проявленном бездействии налогоплательщика, результатом которого стало нарушение установленных сроков.

Факт нарушения обязательно будет зафиксирован налоговым органом для дальнейшего выбора и применения определенной меры наказания.

При этом у налогоплательщика сохраняется право представления необходимых сведений с указанием причин их задержки, которые должны быть подкреплены соответствующими доказательствами. В отдельных случаях, ответственность к налогоплательщику не будет применена.

Ответственность за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Помимо нарушения сроков представления уведомления о контролируемых сделках, налоговое законодательство РФ предусматривает ответственность и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

Как показывает существующая практика, очень часто данные недостоверные сведения касаются финансового вопроса сделок. Нередко происходит занижение их стоимости и иные манипуляции с существующими финансовыми данными.

Вне зависимости от того, было ли умышленных представление недостоверных сведений, к налогоплательщику, в любом случае, может быть применена определенная ответственность.

В соответствии с существующими налоговыми нормами, данная ответственность выражается в назначении денежного штрафа в установленном размере, который налогоплательщик обязуется оплатить в предусмотренный период.

При этом ответственность в отношении налогоплательщика может быть не назначена только в том случае, если он сумеет доказать, что представление ложных сведений было осуществлено не по его умышленной вине. При этом его слова обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами.

Данные доказательства могут быть выражены в определенных документах, справках и иных бумагах, которые действительно смогут подтвердить факт наличия чрезвычайных обстоятельств.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
  • Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
  • Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счета (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
  • Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа
  • Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
  • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа
  • Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
  • Неправомерное непредставление уведомления о КИК, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлениях
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога из-за применения в контролируемых сделках условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
  • Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или обеспечительная мера в виде залога

ИФНС вправе привлекать к ответственности за недостоверные сведения в уведомлениях о контролируемых сделках (дело № А40-71494/2015) (+ комментарий А.В. Брызгалина)

Только недавно в блоге я писал о том, что по вопросам применения законодательства о налоговом контроле за ТЦО до сих пор много неясных вопросов, разрешать которые предстоит судебной практике в 2016 году.

Вот вам еще один пример...

26 января АС Московского округа вынес постановление по делу А40-71494/2015 , которое должно сыграть важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ .

Фабула дела: территориальная ИФНС привлекла организацию к ответственности, по ст. 129.4 НК РФ, за представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, обратился в суд указав при этом, что полномочия по проверке уведомления и по привлечению к ответственности по ст. 129.4 НК РФ имеет только ФНС России.

Однако суды, отказывая в удовлетворении требований указали, что именно на территориальные ИФНС по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений. Таким образом, по мнению судов, территориальный налоговый орган имеет право привлекать налогоплательщика к ответственности за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения.

Комментарий А.В. Брызгалина:

Представляется, что позиция налогоплательщика вполне обоснована.

Коль скоро все полномочия по проведению налогово-ценовых проверок предоставлены НК РФ непосредственно ФНС России, вполне логично, что именно эта структура и вправе применять к нарушителям соответствующие меры налоговой ответственности, в том числе и по ст.129.4 НК РФ.

В противном случае, получается, что территориальные налоговые органы, не имеющие прав по проведению налогово-ценовых проверок, тем не менее санкции налагать вправе. Тем более, что при привлечении к ответственности возникает масса вопросов что называется "по существу": обязан ли был налогоплательщик вообще подавать уведомление, являются ли сделки, которые указаны (или не указаны) в уведомлении действительно "контролируемыми", достоверны или недостоверны сведения, которые указаны в уведомлении. Как же можно ответить на эти вопросы не совершая те или иные проверочные мероприятия?

Какая-то выборочная компетенция получается. Мне старый анекдот вспомнился, помните: "Я не гинеколог, но посмотреть могу", так и здесь: "Мы не проверяем, но наказать можем".

Мне кажется, что компетенцию по привлечению к ответственности нельзя отрывать от компетенции по проведению контроля, особенно в такой специфической сфере, как налоговый контроль за ТЦО. Интересно, какую позицию по этому вопросу займет Верховный Суд РФ, если это дело дойдет до столь высокой инстанции.