Пилотная государственная программа развитие здравоохранения. Государственная программа российской федерации

Источник: Минэкономразвития России


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Целью Государственной программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы в 2013-2020 годах в текущих ценах составляет 30,3 трлн. рублей. Предполагаемый объем финансирования Государственной программы составляет: за счет средств федерального бюджета 2,7 трлн. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 10,5 трлн. рублей, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,1 трлн. рублей. Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн. рублей.

В рамках Государственной программы предусмотрено 11 подпрограмм, которыми определены основные векторы развития системы здравоохранения: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в том числе детей, кадровое обеспечение системы здравоохранения, развитие международных отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

В результате реализации Государственной программы к 2020 году планируется достигнуть следующих значений показателей:

1. Смертность от болезней системы кровообращения 622,4 случаев на 100 тыс. населения.

2. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) 190,0 случаев на 100 тыс. населения.

3. Смертность от туберкулеза 11,2 случаев на 100 тыс. населения.

4. Смертность от дорожно-транспортных происшествий 10,0 случаев на 100 тыс. населения.

5. Младенческая смертность 6,4 на 1 тыс. родившихся.

6. Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10,0 литров на душу населения.

7. Распространенность потребления табака среди взрослого населения 25%.

8. Распространенность потребления табака среди детей и подростков 15%.

9. Материнская смертность 15,5 случаев на 100 тыс. населения.

10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 74,3 лет.

11. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3

12. Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих представление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 200%.

13. Средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 100%.

14. Средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 100%.


Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).

4. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой , утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).

5. Условиями предоставления субсидии являются:

а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере:

2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;

1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для исполнения указанных обязательств, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии;

в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

6. Единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:

а) при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;

б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.

7. Медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства:

а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного и Трудового кодекса Российской Федерации);

б) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

в) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).

8. Общий размер субсидии (S общ. ) определяется по формуле:

S общ. = S 1i + S 2i + S 3i ,

S li - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением медицинских работников, указанных в пунктах 10 и настоящих Правил), либо города с населением до 50 тыс. человек;

S 2i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации;

S 3i - размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях.

9. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (S 1i ), в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением медицинских работников, указанных в пунктах 10 и настоящих Правил), либо городах с населением до 50 тыс. человек, определяется по формуле:

S 1i = (V 1планi 1 + F 1планi 0,5) L i ,

V 1планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

1 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой врачу, равный 1 млн. рублей;

F 1планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

0,5 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой фельдшеру, равный 0,5 млн. рублей;

пунктом 13

10. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (S 2i ), в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации, определяется по формуле:

S 2i = (V 2планi 2 + F 2планi 1) L i ,

V 2планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

2 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой врачу, равный 2 млн. рублей;

F 2планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

1 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой фельдшеру, равный 1 млн. рублей;

L i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

11. Размер субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации, принимающего участие в соответствующем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (S 3i ), в части, касающейся медицинских работников, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях, определяется по формуле:

S 3i = (V 3планi 1,5 + F 3планi 0,75) L i ,

V 3планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

1,5 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой врачу, равный 1,5 млн. рублей;

F 3планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

0,75 - размер единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой фельдшеру, равный 0,75 млн. рублей;

L i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

12. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных в соглашении значений результата использования субсидии - доли медицинских работников, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в общей численности медицинских работников, которым запланировано предоставить указанные выплаты.

Размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в финансовом году расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

13. Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации.

14. Для оценки результатов использования субсидии используется показатель - доля медицинских работников, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в общей численности медицинских работников, которым запланировано предоставить указанные выплаты (процентов) (I i ), рассчитываемый по формуле:

V фактi - количество врачей, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

F фактi - количество фельдшеров, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

V планi - количество врачей, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

F планi - количество фельдшеров, которым планируется предоставить единовременные компенсационные выплаты, в i-м субъекте Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

15. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании сравнения значения результатов использования субсидии, установленного в соглашении, и фактически достигнутого по итогам отчетного года значения результатов использования субсидии, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил.

16. Порядок и условия возврата средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

17. Контроль за реализацией субъектами Российской Федерации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

18. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения – важная гарантия права граждан на охрану здоровья . Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим.

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис – смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста – 60 лет. "В ту эпоху экономической неустойчивости, – поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии наук Р. Оганов, – люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс – от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье".

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения.

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения " с 2013 по 2020 гг. Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы».

Кроме того, существуют еще Федеральные целевые программы

Федеральная целевая программа "Мировой океан" (Подпрограмма "Освоение и использование Арктики")

Федеральная целевая программа "Жилище" (Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан")

Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" (Подпрограмма "Сахарный диабет". Подпрограмма "Туберкулез". Подпрограмма "Вакцинопрофилактика". Подпрограмма "ВИЧ-инфекция". Подпрограмма "Онкология". Подпрограмма "Инфекции, передаваемые половым путем". Подпрограмма "Вирусные гепатиты". Подпрограмма "Психические расстройства". Подпрограмма "Артериальная гипертония")

Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения"

Федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России"

Федеральная целевая программа "Дети России" (Подпрограмма "Здоровое поколение". Подпрограмма "Дети и семья")

Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов" (Подпрограмма "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы")

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья"

Федеральная целевая программа "Юг России"

Предполагается строительство перинатальных центров :

Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, г.Москва

Строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров).

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации. Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ).

31245 0

Последовательная реализация государственной политики в сфере здравоохранения, выполнение федеральных и региональных медико-социальных программ позволили достичь определенных результатов по сохранению здоровья жителей Российской Федерации, улучшению деятельности системы здравоохранения.

Повысилась заинтересованность органов государственной власти, руководителей организаций и предприятий области в решении проблем охраны здоровья граждан.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в здравоохранении России остается ряд нерешенных проблем. Среди них сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Отмечается недостаточная доступность медицинской помощи, особенно для наименее обеспеченных слоев населения, и высокая дифференциация муниципальных образований в показателях здоровья населения и обеспечении здравоохранения необходимыми ресурсами. Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения, одной из причин чего является отсутствие эффективных действующих механизмов государственного регулирования в этой сфере.

Несмотря на выделяемые государством для развития здравоохранения дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, эффективность их использования остается невысокой. Отсутствие адаптированной к рыночным механизмам системы мотивации груда не позволяет сполна использовать имеющиеся резервы работников здравоохранения для повышения объема и качества оказываемой населению медицинской помощи. Остались нерешенными ряд вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров работников здравоохранения, выработкой комплекса мер по их социальной защите.

У большей части населения отсутствует мотивированное ценностное отношение к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу, что, в свою очередь, оказывается главным фактором, препятствующим формированию среди населения здорового образа жизни. По-прежнему большое влияние на состояние общественного здоровья имеют поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения.

Несмотря на наметившуюся позитивную тенденцию, показатель средней продолжительности предстоящей жизни в РФ остается на низком уровне (мужчины — 61,8; женщины — 74,2 года) и отстает от ряда развитых стран. Например, в Японии этот показатель составляет для мужчин 78,6, для женщин — 85,6, в Норвегии соответственно 77,8 и 82,8, в Швеции — 78,5 и 82,9 года.

Сохраняется высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего по причине сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, дорожно-транспортных происшествий. В заболеваемости населения увеличивается доля невротических и психических расстройств, по причине употребления алкоголя, психотропных веществ, отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда, нарушением санитарно-гигиенических норм и правил.

Продолжается углубление дифференциации показателей здоровья населения в зависимости от социального и имущественного положения. Остается высокой заболеваемость инфекционными и социально значимыми болезнями, на распространенность которых по-прежнему значительное влияние оказывает недостаточный уровень жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.).

Медико-социальная диагностика и анализ проблем, характеризующих современное состояние здоровья населения, а также изучение социальных запросов общества в сфере здравоохранения позволили авторам разработать, научно обосновать и представить в МЗиСР РФ комплекс мер по совершенствованию здравоохранения на региональном уровне.

Эти меры, в частности, вошли в комплекс мер по развитию здравоохранения РФ на период до 2020 года, которые были рассмотрены и одобрены II Съездом Российской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья».

Таким образом, приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения следующие:

1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами.
2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин.
3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста.
4. Снижение уровня социально значимых заболеваний.
5. Сокращение распространенности инфекционных болезней.
6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью.
9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения.
10. Создание необходимых условий для инновационного развития здравоохранения.
11. Модернизация системы подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении.
12. Совершенствование законодательной базы здравоохранения.

1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами

Существующий в настоящее время разрыв показателей здоровья населения России и экономически развитых стран в первую очередь связан с отсутствием научно обоснованной государственной политики в области охраны здоровья граждан, недостаточным ресурсным обеспечением отрасли, а также несовершенством механизмов эффективного использования выделяемых на нужды здравоохранения материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов.

Для решения этой проблемы необходима, прежде всего, реализация следующих мер:

Разработка и обеспечение реализации (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) эффективной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан;
. введение индекса гуманитарного развития в качестве критерия оценки социально-экономического развития регионов;
. проведение анализа причин выявленных различий показателей здоровья населения из разных социально-экономических групп;

Введение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, осуществляемых с целью ликвидации имеющихся различий показателей здоровья населения в отдельных социально-экономических группах;
. обеспечение большей доступности медико-социальной помощи для малообеспеченных групп населения за счет гибкой системы льгот, пособий и др.

2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин

От реализации этого приоритетного направления развития здравоохранения во многом зависит ответ на вопрос, сумеет ли Россия в обозримом будущем выйти из демографического кризиса или нет.

Именно поэтому необходимо ставить и решать стратегические задачи по снижению показателя младенческой смертности в среднем по Российской Федерации до 7,5%о (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня); сокращению не менее чем на 50% уровня смертности и инвалидности, связанных с несчастными случаями и актами насилия среди детей; сокращению числа детей, рождающихся с массой тела менее 2500 г, по крайней мере, на 20%; снижению показателя материнской смертности в среднем по Российской Федерации до 18,5 на 100 тыс. живорожденных (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня).

Важнейшими являются задачи по сокращению случаев смертности и инвалидности среди школьников и подростков (связанных с актами насилия и несчастными случаями), по крайней мере, на 50%; сокращению числа молодых людей, которым свойственны вредные привычки поведения, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя на 30%; уменьшению числа беременностей у девочек-подростков, по крайней мере, на 25%.

Для достижения этих задач необходимо выполнение следующего комплекса мер:

Расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей всех возрастов;
. увеличение объемов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям;
. внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;
. создание в стране сети современных перинатальных центров;
. обеспечение родильных домов современным медицинским оборудованием и специальным санитарным транспортом;
. развитие служб планирования семьи и безопасного материнства;
. интеграция родовспомогательных учреждений с обшей лечебной и специализированной сетью;
. внедрение принципов ВОЗ по интегрированному ведению болезней детского возраста;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к ребенку»;
. приближение служб первичной медико-санитарной помощи к условиям повседневной жизни школьников и подростков (домашняя среда, школы и другие учебные заведения, места отдыха);
. разработка и реализация региональных медико-социальных программ по улучшению здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;
. разработка и реализация межведомственных программ по проблемам наркомании, самоубийств, употребления алкоголя, предупреждению несчастных случаев;
. реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к подростку» и др.

3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста

Это приоритетное направление, безусловно, имеет не только медико-социальное, но и политическое значение.

Люди, проработавшие десятки лет и достигшие пожилого возраста, вправе требовать от общества более высокого уровня медицинской помощи. В этом случае перед здравоохранением встают задачи по повышению, по крайней мере, на 5-7% показателя средней продолжительности предстоящей жизни, а также увеличению на 30-50% числа людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет им сохранять независимость, самоуважение и надлежащее место в обществе.

Достижение этих результатов, конечно, не является задачей только одной системы здравоохранения.

Для их решения необходим межсекторальный подход с реализацией следующего комплекса мер:

Координация деятельности служб здравоохранения и социальной защиты;
. развитие первичной медико-санитарной помощи с учетом реальной потребности пожилых людей;
. систематические профилактические меры, направленные на улучшение слуха, подвижности (замена головки тазобедренного сустава), зрения, протезирование зубов;
. организация гериатрической службы во всех субъектах РФ;
. улучшение качества и доступности реабилитационной помощи;
. подготовка специалистов в области паллиативной помощи;
. развитие сети больниц для инкурабельных больных (хосписов);
. создание условий для достойного ухода пожилых больных людей из жизни (предоставление возможности умирать в том месте, которое они выберут, и в окружении тех людей, которых они хотели видеть, по возможности без боли и мучений) и др.

4. Снижение уровня социально значимых заболеваний

Долгие годы это приоритетное направление в здравоохранении остается скорее политической декларацией, нежели системой целенаправленных, ориентированных на конкретные результаты действий, подтверждением чему служит анализ распространенности и социально-экономических последствий социально значимых заболеваний, представленный в разделе - Проведение углубленного исследования структуры и уровня «социопатий», выявление их основных тенденций и причинно-следственных связей позволяют научно обосновать комплекс взаимосвязанных задач по их профилактике и снижению.

К этим задачам, прежде всего, следует отнести необходимость сокращения показателей смертности, связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в среднем на 40%; сокращение смертности от злокачественных новообразований различных локализаций, по крайней мере, на 15% и уменьшение смертности вследствие рака легких на 25%; сокращение на 30% числа ампутаций, слепоты, почечной недостаточности и других серьезных расстройств, связанных с сахарным диабетом.

В числе этого комплекса задач важнейшими также являются снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с хроническими болезнями органов дыхания, костно-мышечными нарушениями и другими распространенными хроническими болезнями; профилактика психических расстройств и сокращение числа самоубийств, по крайней мере, на 30%; сокращение, смертности и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев, по крайней мере, на 30%.; обеспечение снижения уровней распространенности и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией, СПИДом и другими заболеваниями, передаваемыми половым путем и др.

Для решения этих задач и достижения конкретных результатов необходима реализация комплекса мер, причем дифференцированных по каждому из социально значимому заболеванию в отдельности.

Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний:

Разработка и внедрение современных медицинских профилактических технологий для групп высокого риска по развитию сердечно-сосудистых осложнений;
. разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений;
. разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда;
. создание эффективной системы профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений;
. создание системы контроля над ходом выполнения мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии;
. совершенствование системы государственного регистра больных артериальной гипертонией;
. совершенствование методов реабилитации больных артериальной гипертонией и др.

Профилактика и лечение сахарного диабета:

Проведение исследований по изучению причин возникновения и механизмов развития сахарного диабета, его осложнений;
. совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета;
. оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием;
. организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом;
. проведение мониторинга сахарного диабета и его осложнений;
. обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;
. создание мобильных лечебно-профилактических модулей, внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем и др.

Профилактика и лечение злокачественных новообразований:

Строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений, оказывающих помощь населению при онкологических заболеваниях;
. проведение исследований в области этиологии и патогенеза злокачественных новообразований;
. проведение научных исследований в области профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований;
. информационная поддержка национального регистра веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека;
. обеспечение функционирования государственного регистра больных со злокачественными новообразованиями;
. совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями и др.

Профилактика и лечение психических расстройств и их последствий:

Улучшение психоэмоционального климата в быту и на производстве;
. систематическая подготовка участковых врачей, врачей обшей практики по вопросам диагностики и лечения депрессивных состояний;
. развитие системы психиатрических палат неотложной помощи;
. проведение фундаментальных и прикладных исследований по изучению факторов, влияющих на психическое здоровье;
. обучение населения рациональному поведению в экстремальных и стрессовых ситуациях и др.

Профилактика травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев:

. совершенствование современной системы санавиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания специализированной медицинской помощи;
. разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
. организация обучения персонала служб жизнеобеспечения (МВД, МЧС и др.) оказанию первой медицинской помощи;
. обеспечение взаимодействия, при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП и ЧС, служб здравоохранения, МВД, МЧС, федеральных и региональных органов исполнительной власти;
. оснащение современным медицинским оборудованием, санитарным транспортом, средствами связи организаций здравоохранения, принимающих участие в оказании специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, несчастных случаев и др.

Борьба с ВИЧ-инфекцией:

Реализация программ обмена использованных инъекционных игл на новые для лиц, вводящих внутривенно наркотики;
. обеспечение широкого доступа к презервативам, другим средствам индивидуальной защиты;
. обеспечение безопасности крови с помощью надлежащего скрининга и тестирования донорской крови и препаратов крови;
. обеспечение эффективного, анонимного лечения лиц с заболеваниями, передаваемыми половым путем, и др.

Профилактика и лечение туберкулеза:

Активное выявление больных туберкулезом с помощью микроскопического исследования мокроты и целевых флюорографических осмотров;
. проведение на общенациональном уровне и в соответствии с рекомендациями ВОЗ программы борьбы с туберкулезом, основанной на стратегии DOTS;
. регулярная и бесперебойная поставка всех основных противотуберкулезных препаратов;
. развитие специальных служб наблюдения за населением из таких групп риска, как мигранты, лица без определенного места жительства, ВИЧ-инфицированные и др.

5. Сокращение распространенности инфекционных болезней

Несмотря на значительные результаты, достигнутые в профилактике, ранней диагностике и лечении инфекционных болезней, в системе здравоохранения имеются достаточные резервы, а каждый год появляются и новые возможности для дальнейшего сокращения распространенности инфекционных заболеваний.

С учетом последних научных достижений в области эпидемиологии инфекционных заболеваний на ближайшее десятилетие вполне реально достижение следующих результатов:

Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения гриппа A/HI N1;
. снижение показателя распространенности дифтерии до уровня не более 0,1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение числа новых случаев передачи вируса гепатита В не менее чем на 80%;
. снижение распространенности эпидемического паротита, коклюша и инвазийных инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae типа b, до уровня не более 1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение показателя распространенности врожденного сифилиса и краснухи до уровня не более 0,01 случая на 1000 живорожденных;
. выполнение в полном объеме национального календаря вакцино-профилактики и др.

6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания

Решение проблемы обеспечение здоровой и безопасной среды обитания человека становится все более актуальной в связи с возросшим числом техногенных катастроф, загрязнением окружающей среды, угрозы нарушения экологического равновесия.

Эта проблема, наряду с проблемой формирования здорового образа жизни, является определяющей в сохранении и улучшении здоровья населения и должна решаться на государственном уровне с участием институтов.

Важнейшая роль в ее решении отводится службе Роспотребнадзора. Население страны должно проживать в условиях безопасной окружающей среды, в которой воздействие опасных для здоровья факторов не превышает предусмотренных международными стандартами. Необходимо обеспечить значительное сокращение содержания физических, химических и микробных загрязнителей в водной и воздушной среде, а также в отходах и почве, представляющих угрозу для здоровья.

При этом надо предоставить населению всеобщий доступ к достаточным запасам питьевой воды удовлетворительного качества. Приоритетной задачей национальной безопасности становится профилактика природных и техногенных катастроф и борьба с их последствиями.

Для решения этих задач в первую очередь необходима реализация следующего комплекса мер:

. совершенствование социально-гигиенического мониторинга, интегрированного в структуру органов исполнительной власти и местного самоуправления;
. создание геоинформационной системы, отражающей пространственно-временные взаимоотношения факторов среды обитания и здоровья населения;
. снижение риска заболеваемости в 1,2-1,4 раза в зависимости от напряженности санитарно-эпидемиологической ситуации при условии снижении антропотехногенной нагрузки на 1,0%;
. создание механизма прогностического анализа последствий политических решений в области гигиенической безопасности;
. районирование среды обитания с гигиеническим ранжированием территорий по степени опасности негативного влияния на здоровье;
. зашита биосферы по критериям допустимой антропотехногенной нагрузки на окружающую природную среду и др.

7. Формирование здорового образа жизни

Состояние здоровья населения, как известно, более чем на 50% зависит от образа жизни человека, поэтому формирование здорового образа жизни среди населения служит ключом в решении многих проблем, связанных со снижением заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, увеличением средней продолжительности предстоящей жизни.

К сожалению, приходится констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия практически выпала из системы общественных и государственных приоритетов, что в результате негативно сказалось на состоянии здоровья граждан Российской Федерации.

Потребуются многие годы для формирования у населения поведенческих стратегий приверженности к здоровому образу жизни, появления доминанты ценностного отношения к своему здоровью. Но эту работу надо начинать сейчас, с постановки конкретных задач и определения реально достижимых результатов.

Какие задачи по формированию у населения здорового образа жизни представляется необходимым решить в ближайшее десятилетие? Прежде всего, надо добиться увеличения, по крайней мере, на 25-30% числа лиц, систематически занимающихся физической культурой, снижения распространенности избыточной массы тела на 20-30%, расширения ассортимента и доступности безопасных для здоровья продуктов питания.

Для минимизации негативного влияния на здоровье, прежде всего детей, вредных привычек, необходимо принять меры для увеличения доли некурящих среди лиц старше 17 лет, по крайней мере, до 50%, и до 95% среди лиц, не достигших 15 лет; снижения потребления алкоголя на душу населения до 10 л в год и исключение случаев употребления алкоголя лицами, не достигшими 15 лет. К числу таких же приоритетных задач следует отнести снижение распространенности употребления психоактивных препаратов, по крайней мере, на 25%, и случаев смертей, связанных с этим, по крайней мере, на 50%.

Безусловно, это приоритетнейшие задачи различных общественных и социальных институтов, государства в целом, но здравоохранение в решении их должно играть не последнюю роль.

При этом к первоочередным мерам с участием здравоохранения в решении поставленных задач можно отнести следующие:

. разработку и принятие «Кодекса здорового образа жизни»;
. формирование у населения поведенческих стратегий приверженности здоровому образу жизни;
. создание условий для повышения ценностного отношения населения к своему здоровью;
. подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни;
. обучение граждан здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;
. организацию школ пациентов (больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);
. развитие служб анонимного лечения алкоголиков и наркоманов;
. развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов и др.

8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью

Как было отмечено ранее, одной из болезненных проблем современного здравоохранения является сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Достижение такого соответствия путем совершенствования механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью должно быть приоритетным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для решения этой задачи целесообразна реализация следующего комплекса мер:

. совершенствование законодательства по обеспечению равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, одинаковой по объему и качеству, во всех субъектах РФ;
. повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;
. разработка единых для всех субъектов РФ стандартов (протоколов) ведения больных;
. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разделение бесплатных и платных медицинских услуг в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
. широкая информированность граждан о правах в получении бесплатной медицинской помощи и др.

9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения

В современных условиях одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения служит формирование новой системы управления.

Системы, которая обеспечивала, прежде всего, эффективное использование материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов, направляемых в отрасль. Без решения этой задачи дальнейшее наращивание ресурсного потенциала системы здравоохранения будет не эффективным.

Остается актуальной задача по разграничению полномочий в сфере здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранения. Без этого не избежать бесконечного дублирования функций органов управления здравоохранением и отдельных медицинских учреждений (федеральных, региональных, муниципальных) в оказании тех или иных видов медицинской помощи, особенно высокотехнологических.

Требует дальнейшего продолжения работа, начатая Министерством здравоохранения РФ в 90-е годы прошлого столетия по стандартизации. Совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи, эффективное использование ресурсов не мыслимы без разработки и установления соответствующих нормативов, правил, требований, технологических регламентов для производства медицинских товаров и услуг.

Особого внимания требует разработка научно-обоснованных подходов к формированию стандартов (протоколов) ведения больных по различным видам медицинской помощи на всех этапах ее оказания.

Постановка «па поток» высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют скорейшей разработки клинических протоколов ведения больных по этим видам медицинской помощи.

Принципиально новые подходы должны внедряться для реализации таких важнейших функций управления, как планирование и прогнозирование. Эти подходы должны базироваться, прежде всего, на углубленном изучении здоровья населения, современных методах сбора и обработки информации, эффективных технологиях принятия управленческих решений.

В первую очередь надо разработать и внедрить организационно-правовые и экономические механизмы эффективного использования финансовых и других ресурсов. Создание таких механизмов видится возможным только на основе организации единой системы медико-социального страхования и переходе на одноканальную систему финансирования здравоохранения.

Определенные перспективы в повышении эффективности управления отраслью связаны с развитием правовых и организационных механизмов частно-государственного партнерства в здравоохранении.

Это касается, прежде всего, создания условий для участия организаций здравоохранения частных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий, государственной поддержки венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты в здравоохранении, поддержки развития бизнес-ассоциаций в здравоохранении и др.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Государственная программа развития здравоохранения на 2018 — 2025 годы утверждена Постановлением Правительством РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»».

Государственная программа развития здравоохранения на 2018-2025 годы будет профинансированна объемом более 34,9 трлн. рублей.

Среди целей программы:

  • увеличение к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76 лет;
  • снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения;
  • снижение к 2025 году смертности от новообразований до 185 на 100 тыс. населения;
  • повышение к 2025 году доли населения, удовлетворенного качеством медицинской помощи, до 54 процентов.

Государственной программой предусмотрено развитие следующих направлений (подпрограмм):

  • совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
  • развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
  • развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
  • развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
  • экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
  • медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • информационные технологии и управление развитием отрасли;
  • организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

Постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

2.Министерству здравоохранения Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной настоящим постановлением.

4.Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2057);

пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2225);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2924);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 «О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5288).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!