Планирование налогов в организации. Урок по экономике на тему "налоги" Налоговое право план егэ

9.1. Сущность и виды налогов

9.2. Налоговая система

9.1 Сущность и виды налогов

Налоговая система - важная составляющая системы государственных финансов, хотя и не выделяется в их отдельное звено. Она играет ведущую роль в формировании государственных доходов, чувствительно влияя на доходы юридических и физических лиц. При этом налоговую систему можно рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании она охватывает все обязательные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов в пользу государства и которые концентрируются в бюджете и фондах целевого назначения. В узком понимании это совокупность только налогов как особой формы мобилизации доходов бюджета.

Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет.

В финансовой терминологии употребляются пять типов, которые отображают платежи государству, - плата, отчисление и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединять их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.

Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду, плата за заготовку дерева и т.п.). Размер платы зависит от количества ресурсов, которые используются, а поступление платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы. Если государство потеряет право собственности на них, то оно потеряет и эти доходы. По экономическому содержанию плата не является налогом, так как не отображает перераспределения доходов.

Отчисление и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисление), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расходование средств в полном объеме осуществляется только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют отчисление на геологоразведочные обороты.

Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства - управленческой, оборонительной, социальной и экономической.

Налог -это плата общества за выполнение государством функций, это отчисление части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) на общегосударственные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может.

Особой формой налоговых платежей являются сборы. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступлений, сборы являются платежами разового, случайного и незначительного по размерам характера, которые собираются по месту события (например, рыночный сбор).

Функции налогов как финансовой категории вытекают из функций финансов. Финансы вообще выполняют две функции - распределительную и контрольную. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией в части перераспределения стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. Они являются методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные нужды, выполняя, таким образом, фискальную функцию.

Фискальная функция является основной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. Учитывая эту функцию государство должно получать не только достаточно налогов, но и стабильно. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными и равномерно распределяться по регионам.

Постоянность означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными сроками, а равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки. Поскольку назначение налогов состоит в обеспечении расходов государства, то сроки их уплаты должны быть согласованы со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность поступлений определяется высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные Законом о бюджете на текущий год доходы будут получены в полном объеме. Не имеет смысла устанавливать такие налоги, которые необходимых гарантий не дают, так как в таком случае неопределенной становится вся финансовая деятельность государства.

Равномерность распределения налогов по территории необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении средств между бюджетами, что уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.

Налоги, как уже отмечалось, отображают движение стоимости от юридических и физических лиц к государству. Их уплата приводит к уменьшению доходов плательщика. Причем объективно каждый плательщик заинтересован уплатить по возможности меньшую сумму, которая может достигаться как за счет уменьшения объемов объекта налогообложения, так и выбора льготных относительно налогообложения условий деятельности. Итак, в сущности каждого налога заложенная регулирующая функция. Она, как и фискальная функция, характеризует общественное назначение налогов. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

Поскольку регулирующая функция налогов является объективным явлением, то влияние налогов происходит независимо от воли государства, которое их устанавливает. Вместе с тем государство может сознательно использовать их с целью регулирования определенных пропорций в социально-экономической жизни общества. Но такая целенаправленная налоговая политика возможная только благодаря объективно присущей налогам регулирующей функции.

Использование налогов как финансовых регуляторов - очень сложное и тонкое дело. Здесь не может быть главного и второстепенного - все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут коренным образом изменить сущность влияния налога: сделать его прямо противоположным относительно предвиденного.

Элементы системы налогообложения. Взыскание налогов основывается на выделении таких элементов системы налогообложения: субъект и носитель налога, объект и единица налогообложения, источник уплаты, налоговая ставка и квота.Субъект, илиплательщик (последний термин наиболее часто употребляется) налога - это и физическое или юридическое лицо, которое непосредственно его платит. Налоговая работа начинается именно с установления плательщиков, так как налоговая служба государства должна четко знать, кто именно вносит тот или другой налог в бюджет, кто отвечает за обязательство перед государством.Объект налогообложения указывает на то,что именно облагается тем или другим налогом. Это второй за очередностью элемент налогообложения, так как, определив плательщика, необходимо установить,что именно у него облагается налогами. Нормальная налоговая работа возможна только в случае четко определенного объекта налогообложения. Объект налогообложения должны быть стабильным, подвергаться четкому учету, непосредственно касаться плательщика, отображать именно его (а не посторонних юридических или физических лиц) влияние на данный объект.

Единица налогообложения - это единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. Физическое измерение довольно точно отображает объект налогообложения. Например, оценивание земельного участка при налогообложении проводится в гектарах, сотых гектарах, квадратных метрах и т.п. Чем больше размеры объекта налогообложения, тем больше единица измерения. Денежное измерение может быть непосредственным - при оценке доходов, и опосредствованным - при оценке того же земельного участка (по рыночной или нормативной цене), имущества и др.

Источник уплаты налога - это доход плательщика, из которого он платит налог. Источник уплаты может быть непосредственно связанный с объектом налогообложения (когда облагается налогами сам доход или имущество, которое приносит доход), а может и не касаться объекта налогообложения (например, налоги на имущество и землю, которые находятся в личном пользовании и не приносят дохода их владельцам).Налоговая ставка - это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном - несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первый - согласно плательщикам, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второй - согласно разным характеристикам и оценкам объекта налогообложения. Установление ставок налогов может базироваться на эмпирическом методе и экономико-математическом моделировании.

Сущность эмпирического метода, который ориентируется большей частью на фискальную функцию налогов, состоит в определении ставок на базе существующего опыта налогообложения с учетом обеспеченности расходов государства и влияния каждого налога на финансовые ресурсы и денежные доходы, и расходы плательщиков. Сущностьметода экономико-математического моделирования заключается в разработке математической модели, которая учитывает все интересы государства и плательщика и определяющие (большей частью именно определяющие, так как все учесть практически невозможно) факторы, которые действуют в сфере взыскания того или другого налога. Кроме двух названных научных методов, в налоговой практике используется также сугубоинтуитивный подход к ставкам. Он базируется на пожеланиях тех, кто эти ставки разрабатывает и утверждает.

По построению налоговые ставки делятся на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они могут быть двух видов:фиксированные - установленные в конкретных суммах,относительные - определенные относительно определенной величины (например, в процентах к минимальной заработной плате).

Процентные ставки устанавливаются только относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение (ведь сумма налога имеет только денежное выражение, за исключением натуральных налогов). Они делятся на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные - это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу, а также в наибольшей степени отвечают принципу равенства плательщиков.

Прогрессивные - это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения.Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения.Налоговая квота - это доля налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты заключается в том, что она характеризует уровень налогообложения. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту.

По форме налогообложения все налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога непосредственно зависит от размеров объекта налогообложения. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и платятся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а при их использовании. Они взыскиваются в форме косвенных налогов.Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества;В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти. их взыскание является обязательным на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет (национальный или местный) они зачисляются. Согласно их распределению между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы Национального бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, которые распределяются в определенных пропорциях между Национальным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь постоянный нормативный характер, заведомо установленный законодательными актами, а может происходить в форме бюджетного регулирования, когда отчисление в местные бюджеты осуществляются по ежегодным дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или другого местного бюджета.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управление.

За способом взыскания различают два вида налогов - раскладные и окладные.Раскладные налоги сначала устанавливаются в общей сумме согласно нуждам государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низовом уровне - между плательщиками. Это исторически первая форма взыскания налогов.Окладные налоги предусматривают установление сначала ставок, а затем и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.

Тема 2. 3 Налоги и их функции. План. 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. 2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 5. СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Ст. 8 Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог, как экономическая категория - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого – либо эквивалента.

Ст. 8 Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу решений. (лицензий)

Действие НКРФ распространяется на: Введение налогов и сборов Взимание налогов и сборов Устранение налогов и сборов

Виды налогов федеральные Название НДС Акцизы НДФЛ НДПИ Налог на прибыль организации Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рессурсов Гос. пошлина Устанавлив Обязательны к аются уплате НКРФ На всей территории РФ При установлении соответствую щие органы власти выделяют:

региональные Местные Налог на имущество организации Налог на игорный бизнес Транспортный налог НКРФ и законы субъектов РФ Земельный налог НКРФ, Налог на имущество нормативн физ. лиц ые правовые акты представи тельных органов муниципа льных образован ий о налогах На территории соответству ющих субъектов РФ На территории соответству ющих муниципальн ых образований Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, льготы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НКРФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогах и сборах

Система налогообложения для с/х товаропроизводителей Упрощенная система налогообложения Специальные налоговые режимы Система налогообложения в виде единого налога на вмененные доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от механизма уплаты налоги подразделяют на: прямые Взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. (20%) налог на прибыль, налог на имущество физ. лиц косвенные Взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров и услуг. Владелец товара или услуг включает налог в цену (тариф), который оплачивает потребитель и перечисляет ее государству. (ндс, акцизы, налог на доходы физ. лиц)

С физ. лиц В зависимости от вида плательщика С юридических лиц смешанные НДФЛ, налог на имущество физ. лиц. Налог на имущество организации, налог на игорный бизнес Земельный, транспортный налоги

Как экономическая категория налог обладает следующими признаками: Обязательность(императивность) Индивидуальная безвозмездность Денежная форма Смена собственника Законность платежа Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

Функции налога 1. Фискальная – основная функция налога, с ее помощью формируется финансовые ресурсы государства в виде денежного фонда для создания условий функционирования государства и выполнения им своих функций и задач.

Регулирующая функция – налоги активно участвуя в пере распределительном процессе оказывают серьезное влияние на воспроизводство стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя направление капитала. Стимулирующая функция – реализуется через льготы и преференции одной категории налогоплательщиков перед другой.

Распределительная функция – позволяют распределить налоги и сборы между уровнями бюджетной системы, отраслями экономики и социальными слоями населения. Контрольная функция – позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет как в целом так и по каждому виду налога

Элементы налогообложения: 1. Объект налогообложения(ст. 38): Реализация товаров доход имущество расход прибыль Иное обстоятельство, имеющее стоимо количественную и физическую характер

2. Налоговая база Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения Налоговая база федеральный устанавли вает Региональные и местные НКРФ Налоговая ставка Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных

Налоговая база Региональные и местные федеральный НКРФ устанавли вает НКРФ Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Налоговая ставка

4. Налоговый период Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется база и сумма налога к уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

условие определение Организация была создана после начала календарного года Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца данного года. День создания организации- день ее государственной регистрации. Организация создана с 01 -31 декабря Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания Организация ликвидирована(реорганизована) до конца календарного года Последний для нее налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации(реорганизации). Организация создана после начала года Налоговый период – период времени (1 января) и ликвидирована до конца со дня создания до дня ликвидации. года(31 декабря) Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря текущего года и ликвидирована до конца календарного года, следующим за годом создания С дня создания до дня ликвидации

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал

5. Налоговые льготы Предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включающих возможность не уплачивать налогов или сборов либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы устанавливаются: По федеральным налогам НКРФ По региональным и местным налогам НКРФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований

Нормы законодательства определяют основания, порядок и условия применения льгот не могут носить индивидуальный характер Плательщики в праве отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько периодов. Льготы – не обязательный элемент налогообложения

Налог считается установленным когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17): Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Налоговая ставка Порядок исчисления налога Порядок и сроки уплаты налога

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут так же предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сбора определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Порядок и сроки уплаты Сроки уплаты устанавливаются применительно по каждому налогу и сбору, изменение срока допускается только НКРФ При уплате налога (сбора) с нарушением срока пени определяются: q. Календарной датой q. Истечением периода времени (год, квартал, месяц) q. Указанием на событие, которое должно произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность при уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления Уплата налога производится: q. Разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке по НКРФ q. В установленные сроки q. В наличной и безналичной форме q. При отсутствии банка – в кассу органа местной администрации или через организацию федеральной почтовой связи(для физ. лиц)

Конкретный порядок уплаты устанавливается: Для федеральных налогов НКРФ Для региональных и местный НКРФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами субъекта РФ в соответствии с НКРФ

Может предусматриваться уплата в течении налогового периода предварительных платежей по налогам, которые называются авансовыми платежами. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки начисляются пени.

План

Введение

1.1. Сущность налогов

1.2. Принципы налогообложения

1.3. Налоговая ставка и принципы построения налогообложения

1.4. Основные функции налогов

2.1. Виды налогов и способы их классификации

3.1. Обязанности и права налогоплательщиков

4.1. Роль налоговой системы в рыночной экономике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждому государству для выполнения своих функций нужны материальные активы, так же очевидно, что источником этих ресурсов является свредства, которые государство собирает со своих подчиненных, то есть юридических и физических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или незаинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подытоживая все вышесказанное не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы.

1.1. Сущность налогов

Налоги – это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме – с развитием денежного обращения), принадлежащего населению. Они – область столкновения разнонаправленных интересов, получающих отражение в различных формах политической борьбы, имеющей первоначальной целью урегулирование, ограничение налоговых притязаний монарха.

По А. Смиту, налог – это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться принципами:

· всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства своей платёжеспособностью);

· определённости (налогоплательщику должно быть известно о времени, месте, способе и размере платежа);

· удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств);

· дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки);

· справедливости обложения, законодательной формы учреждения налога (как гарантии обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительное изъятие частной собственности).

Налогообложение формируется под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом возможно собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и направить в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные.

Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определённым видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. Они помогают поощрять или сдерживать определённые виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить себя из собственных источников.

Налоги взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты. Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определённого вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению общественные ценности. С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т. е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А все кто уплачивает налоги называются налогоплательщиками.

Итак, налог – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Закон не предусматривает чётких границ между названными видами платежей, поскольку всем им присущи черты обязательности, что позволяет законодателю все перечисленный платежи трактовать как налоги.

В области налогообложения выработаны два варианта решения проблемы юридической трактовки налога:

1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определённым требованиям.

Выбор одного из указанных вариантов зависит от особенностей национального законодательства.

Для наиболее полной характеристики налога целесообразно выделить следующий перечень юридических признаков:

¨ налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;

¨ налог устанавливается и вводится законом;

¨ налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер;

¨ внесение налога происходит в денежной форме;

¨ налог уплачивается на основе безвозмездности;

¨ налоги вносят в бюджет или внебюджетный фонд;

¨ налоги – абстрактные платежи, которые обычно не имеют целевого назначения.

Различий между налогами, сборами, пошлинами и иными платежами с юридической точки зрения и в определении налога, данном в российском законодательстве, не имеется. Обязанность по уплате налога всегда возникает при наличии объекта и субъекта налогообложения.

Субъекты налогообложения, или плательщики налога, - юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плетельщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики – юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Методическая разработка урока по теме «Налоги»

Цель занятия: изучить понятие налоги, виды налогов

Задачи занятия:
определять основные виды налогов; характеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; определять отличительные характеристики налогов

Планируемые результаты
Предметные

определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения
Личностные
понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
Познавательные
работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
Коммуникативные
устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
Регулятивные
определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова

(мотивация к учебной деятельности)

Организует подготовку класса к уроку; предлагает ознакомиться с высказываниями:

Хороших налогов не бывает

У. Черчилль
В этом мире ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным, кроме неотвратимости смерти и налогов
Б. Франклин
Ты можешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба заметит
П. Данинос
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе
О. Уэнделл Холмс
Для изучения понятия налог учитель предлагает изучить основные определения термина
(Приложение №1)

Учитель предлагает совместное обсуждение структуры налогов
(Приложение №2)

Объясняет функции налогов:
1. Фискальная функция налогообложения.
Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача - обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.
2.
Стимулирующая функция налогообложения.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства
3.
Перераспределительная функция налогообложения.
Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Изучая вопрос о видах налогов: федеральные, региональные и местные, учитель предлагает составить таблицу, работая в мини группах.

Учитель представляет информацию о прямых и косвенных налогах.
Прямые налоги: налог на прибыль, подоходный налог, налог на дарение, землю, имущество наследство.
Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенная пошлина.

Для изучения вопроса о правах и обязанностях классу предлагается выбрать из состава участников «налогового инспектора» и налогоплательщиков, которые обращаются к нему, чтобы определить свои права и обязанности.

Участвует в обсуждении высказываний.

Формулируют тему урока.
План урока:
1. Налоги, структура налога, функции налогов
2. Основные виды налогов
3. Права и обязанности налогоплательщика

Работая в парах, обучающиеся изучают текст, находят содержание понятия налога и фиксируют в тетради:
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансирования деятельности государства.
Налогоплательщик - организации и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность платить налоги.

Обсуждают и фиксируют структуры налога:
1. Субъект налога
2. Объект налога
3. Налоговая ставка

Фиксируют в тетради функции налога

Составляют таблицу: «Виды налогов»

Федеральные

Региональные

Местные

Налог на добавленную стоимость;
акцизы;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

транспортный

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

торговый сбор;

курортный сбор

Презентуют полученную информацию.
Участвуют в обсуждении прямых и косвенных налогов.

Класс организует игру, в которой разбиваются на роли и формулируют себе реплики на основе текста учебника.
Результаты работы презентуются (Приложение №4)

Индивидуальная работа

Парная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Стадия рефлексии

Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме.

Организует обсуждение итогов урока

Выполняют задания по теме «Налоги»
1. Фискальная функция налогов состоит в том, что:
А) налоги отражают признаки особых заслуг граждан
Б) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта
В) налоги формируют доходы госбюджета
Г) налоги позволяют контролировать деятельность фирм
2. Видом налога, взимаемого с физических лиц, является:
А) налог на имущество предприятий
Б) налог на добавленную стоимость
В) налог на имущество
Г) налог на прибыль
3. Субъектом налогообложения является:
А) доход фирмы
Б) юридическое лицо
В) имущество предприятий
Г) гектар земли
4. Объектом налогообложения является:
А) физическое лицо
Б) юридическое лицо
В) имущество
Г) граждане
5. Гражданин С уплатил налог на принадлежащий ему легковой автомобиль. Объектом налога в данном случае является:
А) доход гражданина С
Б) гражданин С
В) водительские права
Г) легковой автомобиль
6. В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога:
А) имущество работника
Ь) фирма, в которой трудится работник
В) жилье, в котором проживает семья работника
Г) заработная плата работника

Участвуют в обсуждении итогов урока, оформляют записи о домашнем задании

Индивидуальная работа

Приложение №1
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Налог (сбор, пошлина) - обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Приложение №2
Объект налога - то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

Налоговая база - объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

Налоговая ставка - величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

Приложение №3

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС) ;

2) Акцизы ;

3) Налог на доходы физических лиц ;

5) Налог на прибыль организаций ;

6) Налог на добычу полезных ископаемых ;

8) Водный налог ;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

10) Государственная пошлина .

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций ;

2) Налог на игорный бизнес ;

3) Транспортный налог .

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Курортный сбор

Приложение №4
Права налогоплательщика

1. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2. Использование при наличии оснований налоговые льготы
3. Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
4. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
5. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

Обязанности налогоплательщика
1. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
2. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
3. Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды
4. Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений
Приложение №5
1.В; 2.В; 3. Б; 4. В; 5.Г; 6. Г

Налоговое планирование в организации – один из самых действенных инструментов повышения эффективности деятельности компании, позволяющий существенно сократить расходы по налогам и сборам при соблюдении требований законодательства. Содержание налогового планирования раскрывается через определенную последовательность действий, методов и процедур.

Построение системы налогового планирования следует начинать с расчета объема налоговой нагрузки. Это позволяет понять, необходимо ли вносить какие-либо изменения в систему управления предприятием.

Если размер налоговых платежей составляет не более 15% от годовой чистой прибыли, то острой необходимости в налоговом планировании и прогнозировании у организации нет. Контролировать своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджет может либо финансовый директор.

Для малого и среднего бизнеса, налоговая нагрузка которого составляет 20-35% чистого дохода, построение системы налогового планирования становится более актуальным. С этой целью имеет смысл нанять отдельного специалиста, а для крупных предприятий – создать целый отдел, который будет заниматься контролем и учетом всех налоговых платежей и составлением прогнозов по налоговой нагрузке в плановом периоде. Если компания собирается реализовать масштабные либо непрофильные для нее проекты, также целесообразно делегировать функции налогового планирования профессионалам, например на условиях аутсорсинга.

Для организаций с налоговой нагрузкой свыше 40% вопрос введения налогового планирования стоит очень остро, иначе они рискуют потерять позиции на рынке или вовсе стать банкротами. В этом случае руководству компании следует всерьез задуматься над построением соответствующей системы прогнозирования и создать для этих целей специальный отдел.

Основной целью налогового планирования является снижение налоговой нагрузки за счет:

  • применения налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами;
  • контроля своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет;
  • корректировки учетной политики организации с целью использования пробелов в налоговом законодательстве в свою пользу.

Основные виды налогового планирования в организации

Классическое налоговое планирование – это организация и контроль погашения налоговых обязательств компании в соответствии с установленными законодательством нормами и сроками. Данный вид планирования предполагает прогнозирования в соответствии с правовыми требованиями.

Оптимизационное налоговое планирование (налоговая оптимизация) основывается на использовании пробелов в налоговом законодательстве в пользу организации, т.е. для максимального сокращения налоговой нагрузки.

Противозаконное налоговое планирование строится на уклонении налогоплательщиков от погашения своих обязательств перед бюджетом за счет применения нелегальных инструментов уменьшения налогового бремени. Такой вид прогнозирования противоречит законодательству и влечет за собой соответствующие меры ответственности.

Рассмотренное налоговое планирование неофициально называется «белым», «серым» и «черным», при этом чем темнее «цвет», тем оно нелегальнее.

По срокам налоговое планирование делится на долгосрочное и текущее .

Долгосрочное нацелено на сокращение налоговой нагрузки организации на несколько лет вперед и лежит в основе стратегии развития компании.

Оно включает в себя:

  • определение оптимального места для регистрации предприятия и его филиалов (с позиции минимизации налоговой нагрузки);
  • определение подходящей организационно-правовой формы и структуры построения компании.

Текущее налоговое планирование предполагает применение инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки в краткосрочной перспективе либо при реализации определенного проекта или сделки.

Оно включает в себя:

  • применение налоговых льгот по налогам и сборам, уплачиваемым организацией;
  • пересмотр стандартных форм договоров компании и их оптимизацию с учетом налогового законодательства;
  • корректировку учетной политики организации с целью минимизации налоговой нагрузки.

ТОП-10 претензий налоговой + контраргументы бизнеса

Налоговики стремятся найти умышленную налоговую выгоду бизнеса, а не выявить нарушения. Контролеры говорят об отсутствии деловой цели и недостатках в оформлении бумаг. Но не все претензии правомерны. Узнайте, как оспорить 10 претензий контролеров, из статьи электронного.

Главные принципы налогового планирования в организации

Принцип 1. Принцип законности. Данный принцип строится на соблюдении требований Налогового кодекса РФ при ведении налогового учета и отчетности. Его соблюдение позволяет избежать подозрений в уклонении от уплаты налогов вашей компанией.

Принцип 2. Принцип оперативности. Принцип оперативности предполагает проведение налогового планирования деятельности организации в соответствии с последними изменениями в законодательстве. Для этого требуется своевременное внесение корректировок в основные документы компании – учетную и налоговую политику, в том числе при открытии новых подразделений либо реструктуризации фирмы. Оперативное реагирование на все поправки в Налоговом кодексе РФ дает возможность организации оптимизировать свою налоговую нагрузку.

Принцип 3. Принцип оптимальности. Принцип оптимальности строится на применении инструментов и методов, способствующих достижению баланса между размером налогового бремени и целями компании и ее руководства. Важно понимать, что сокращение расходов на уплату налогов и сборов – это всего лишь способ повышения эффективности деятельности организации. Для собственников важно найти оптимальное соотношение между размером налоговых платежей и объемом чистой прибыли, которую можно использовать для развития компании. Финансистам необходимо оценивать эффект от применения инструментов налогового планирования – их рентабельность в текущем и плановом периоде. Также стоит изучить, какое влияние окажет уменьшение выплат по одному налогу на другие платежи в бюджет.

Принцип 4. Принцип обоснованности. Принцип обоснованности требует от компании разработки обоснования для применения инструментов налоговой оптимизации с целью доказательства правомерности и целесообразности своих действий перед налоговыми и судебными органами.

Принцип 5. Принцип комплексности. Принцип комплексности подразумевает, что при организации налогового планирования на предприятии берутся во внимание требования не только Налогового кодекса РФ, но и других нормативных документов, например Гражданского кодекса.

Принцип 6. Принцип профессионализма. Принцип профессионализма требует, чтобы налоговым планированием в организации занимались квалифицированные специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях ведения налоговой и бухгалтерской отчетности.

Принцип 7. Принцип конфиденциальности. Данный принцип предполагает, что используемые компанией методы и инструменты налогового планирования не должны разглашаться посторонним пользователям.

  • 5 изменений в оформлении счета-фактуры, о которых нужно знать в 2017 году

Элементы системы налогового планирования организации

  1. Система бухгалтерского и налогового учета компании. Они должны соответствовать требованиями действующего законодательства и не противоречить друг другу. Бухгалтерская отчетность организации должна раскрывать все необходимые данные для проведения налогового планирования.
  2. Учетная политика – внутренний документ предприятия, в котором, в том числе, прописаны правила ведения бухгалтерского и налогового учета в компании. В учетной политике указываются важные для определения и оптимизации налоговой нагрузки правила: метод расчета выручки организации (кассовый или начислений), метод начисления амортизации (линейный или нелинейный), способ учета выбытия активов (FIFO или LIFO) и др.
  3. Налоговые льготы и организация сделок. Часто налогоплательщики применяют не все положенные им по законодательству налоговые льготы. Также нередко требуется проведение анализа потенциальных последствий при заключении сделок с точки зрения влияния на налоговую нагрузку компании.
  4. Налоговый контроль. Налоговый бюджет – основной инструмент контроля, который используют генеральный и финансовый директора. Внедрение методов внутреннего контроля погашения налоговых обязательств позволяет минимизировать ошибки при составлении налогового бюджета. Это дает возможность также обеспечить контроль соблюдения сроков погашения налоговых обязательств и исключить возникновение просрочек. Обязательно стоит воспользоваться отсрочкой оплаты налогов и сборов, если это предусмотрено налоговым законодательством.
  5. Налоговый календарь позволяет вовремя и в полном объеме оплачивать все налоговые обязательства и предоставлять налоговую отчетность. Нужно иметь в виду, что несвоевременная оплата налогов и сборов влечет за собой санкции, предусмотренные налоговым, административным, уголовным и другими отраслями права.
  6. Построение системы эффективного управления компанией. Максимизация прибыли организации достигается за счет оптимизации структуры бизнеса и разработки соответствующих планов по налоговому планированию на кратко- и среднесрочную перспективу.
  7. Применение льготных режимов налогообложения. Предполагается минимизация налогового бремени за счет регистрации бизнеса в оффшорных зонах за границей либо компаний с низкой налоговой нагрузкой на территории нашей страны. Все применяемые оптимизационные схемы должны быть обоснованными и законными, иначе налоговые органы смогут их оспорить и привлечь к ответственности за нарушение законодательства.
  8. Имитационные финансовые модели дают возможность рассчитывать налоговую нагрузку в различных ситуациях, при изменении тех или иных параметров внешней и внутренней среды компании.
  9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Требуется создание информационной базы для проведения анализа эффективности применяемых методов и инструментов снижения налогового бремени в разные периоды времени. Это позволяет проводить факторный анализ работы компании, выявлять слабые и сильные стороны налоговой политики и искать пути максимизации прибыли организации.

Когда нужна организация системы налогового планирования на предприятии

Результативность налогового планирования в организации обеспечивается за счет комплексности и согласованности действий всех участников системы. Требуется выделить группу людей, которые будут ответственны за налоговое прогнозирование, разработку и анализ способов снижения налогового бремени компании.

В случае наличия сомнений в необходимости и актуальности организации налогового планирования на предприятии стоит иметь в виду, что заниматься налоговой оптимизацией можно и в хорошие, и в плохие для фирмы периоды.

Во-первых, на настоящее налоговое планирование, направленное на оптимизацию налогового бремени, не влияет степень налоговой нагрузки компании. Построение системы налогового прогнозирования возможно даже при самых незначительных размерах платежей. Для этих целей применяется весь арсенал легальных средств налоговой оптимизации.

Во-вторых, для организации налогового планирования на предприятии требуется создание специализированного отдела, специалисты которого будут заниматься всеми вопросами, связанными с налогами: планированием налоговых платежей, взаимодействием с аудиторами и предоставлением им необходимой отчетности и др. Работа такого подразделения будет зависеть не столько от объемов налоговых отчислений компании, сколько от ее возможности финансировать его деятельность.

Тем не менее, высокий уровень налогового бремени не означает, что на предприятии можно построить эффективную систему налогового планирования, если руководство не готово выделить финансовые ресурсы для обеспечения работы соответствующего специального отдела.

Поэтому подготовка к налоговому планированию в организации должна начинаться с определения бюджета на содержание подразделения по налоговому планированию и оценки сроков окупаемости и рентабельности этих затрат. Безусловно, в небольших компаниях, в которых управлением занимаются только директор и бухгалтер, а остальной штат состоит из простых служащих, нет смысла создавать отдел налогового планирования. В таком случае легче всего обязанности по оптимизации налогового бремени передать руководству. В крупных организациях, в которых управлением финансами занимаются специальные отделы (бухгалтерия и финансовая служба), необходимо либо создать специализированное подразделение по налоговому планированию, либо передать функции налогового планирования одному из финансовых менеджеров или бухгалтеров.

В этом случае для построения системы прогнозирования и различных схем оптимизации налогового бремени потребуется привлекать и других сотрудников компании – юристов, главного бухгалтера и др.

Функции всех участников налоговой оптимизации распределяются следующим образом:

  • директор компании оценивает необходимость проведения тех или иных мероприятий по налоговому планированию, дает задание специалистам бухгалтерской и юридической служб по конкретным действиям для снижения налоговой нагрузки фирмы;
  • юрист проводит анализ легальности планируемых мероприятий, в случае необходимости согласует с партнерами и поставщиками все тонкости реализации налоговой схемы;
  • бухгалтер рассчитывает размер налоговых платежей в бюджет в соответствии с новой схемой оптимизации, рассматривает особенности их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
  • специалист по налоговому планированию анализирует все данные, которые ему предоставили остальные участники оптимизации, и делает вывод о том, насколько возможно и необходимо внедрить данную схему в деятельность компании.

Основные методы налогового планирования в организациях

Метод 1. Метод ситуационного налогового планирования

Это один из самых популярных и легких в реализации методов. Он предполагает организацию налогового планирования на предприятии в следующем порядке.

Сначала на основе учредительных документов компании и требований налогового законодательства составляется перечень налогов и сборов, подлежащих уплате, с указанием возможные налоговых ставок и налоговых льгот. На основе данной информации создается так называемое налоговое поле организации.

Далее с учетом особенностей деятельности предприятия составляется перечень типичных хозяйственных операций и форм договоров, применяемых в фирме, производится их тщательный анализ и выбор самых подходящих для компании схем налоговой оптимизации. Сложность применения данного метода заключается в том, что чем больше организация, тем большее количество сценариев деятельности необходимо рассматривать. Это требует использования специализированного программного обеспечения.

Метод 2. Метод микробалансов

Метод микробалансов предполагает оценку работы компании под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Для этого деятельность организации группируют по блокам хозяйственных операций, по каждому блоку прописывают основные бухгалтерские проводки и составляют баланс. На основе сравнения таких микробалансов выбирают самый подходящий вариант.

Данный метод строится на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного основного блока и рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ дает возможность выбрать наиболее эффективный с точки зрения соотношения затрат и финансового результата. Если в блок хозяйственных операций включаются все налоговые обязательства компании, то микробалансы позволяют подобрать вариант с минимальной налоговой нагрузкой.

Метод 3. Метод графоаналитических зависимостей

Метод графоаналитических зависимостей строится на выделении одного либо нескольких основных элементов баланса, влияющих на размеры прибыли (убытков) компании. Для этого сначала формируют укрупненный блок хозяйственных операций, в котором участвует выбранный элемент баланса. Далее на основе расчета разных вариантов микробалансов при различных значениях исследуемой переменной строят график, на котором отражается зависимость прибыли организации от значений этой переменной. В результате, на основе анализа такого графика выбирают самый эффективный вариант.

Метод 4. Матрично-балансовый метод

Матрично-балансовый метод представляет собой метод анализа, основанный на множестве переменных. Он используется для масштабных исследований и дает возможность делать прогнозы прибыли (убытков), а также находить узкие места в балансе предприятия. Построение матриц позволяет определять сильные и слабые связи между различными бухгалтерскими счетами и хозяйственными операциями.

Метод 5. Статистический балансовый метод

Статистический балансовый метод предполагает построение экономической модели на основе средних значений параметров, полученных из бухгалтерских балансов нескольких коммерческих организаций. Если показатели конкретной компании отличаются от средних значений, то это говорит о положительных либо отрицательных тенденциях в деятельности фирмы.

Такая экономическая модель, построенная на средних значениях статистических показателей, может использоваться для выработки тактики налогового планирования. Ограниченность статистического балансового метода заключается в том, что в нашей стране не все компании открыто публикуют свою бухгалтерскую отчетность, необходимую для создания определенной статистической базы.

Метод 6. Метод определения финансовых потоков в двухкоординатной системе налогообложения

Данный метод базируется на допущении, что компания выступает налогоплательщиком только по двум налогам: налогу на прибыль организаций и НДС (иногда еще добавляются акцизы). Все остальные налоговые платежи либо не учитываются по причине своих небольших размеров, либо с помощью некоторых допущений включаются в один из перечисленных налогов.

Далее составляется математическое уравнение, отражающее долю налоговых отчислений от валовой выручки компании в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, которое позволяет определить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество, размером амортизационных отчислений, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величиной процентов, выплачиваемых за их использование).

Меняя значения данных показателей с помощью инструментов налогового планирования, специалист может оценивать их влияние на размер налоговой нагрузки предприятия, формируемой двумя основными налогами (НДС и налогом на прибыль).

  • Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет

Основные этапы налогового планирования в организации

Этап 1. Появление идеи об организации бизнеса, постановка целей и задач деятельности компании, выбор режима налогообложения, изучение возможностей применения налоговых льгот и снижения налогового бремени законными способами.

Этап 2. Выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офиса предприятия, в том числе структурных подразделений, филиалов и дочерних фирм.

Этап 3. Выбор организационно-правовой формы будущей компании (юридическое лицо или ИП), анализ налогового бремени в каждом случае. Например, публичные акционерные общества обязаны платить налог на прибыль, а полные товарищества нет.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически вписываться в общую систему управления предприятием.

Этап 4. Формирование так называемого налогового поля – специальной таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога и сбора. На основании этой информации специалисты компании анализируют все возможные налоговые льготы в разрезе каждого налога и составляют пошаговый план их применения.

Этап 5. Разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений предприятия. С этой целью планируются основные типы сделок, которые будет заключать организация: купля-продажа, аренда, подряд, возмездное оказание услуг и др. Каждый вид сделки анализируется с позиции налоговых обязательств, которые могут возникнуть после ее заключения.

Этап 6. Выполнение цепочки действий:

  • рассматриваются основные хозяйственные операции, которые организация будет осуществлять;
  • анализируются различные варианты с учетом налоговых последствий, из них выбираются самые оптимальные, составляются бухгалтерские и налоговые проводки;
  • на основе выбранных вариантов формируется журнал типовых хозяйственных операций, являющийся основой бухгалтерского и налогового учета в компании;
  • проводится оценка возможности максимизации прибыли организации с учетом потенциальных налоговых рисков;
  • разрабатываются дополнительные варианты учетной политики компании в плановом периоде.

Этап 7. Налоговый менеджмент. Данный этап предполагает построение системы налогового учета и контроля в организации. В основе налогового менеджмента лежит минимизация рисков возникновения ошибок при расчете налоговых обязательств за счет внедрения технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, позволяющей максимально объективно принимать решения в налоговой сфере.

Как осуществляется налоговый учет и налоговое планирование в организации

Налоговое планирование является неотъемлемой частью управленческого учета в компании. Основная информация, используемая при проведении налогового планирования, берется из бухгалтерской отчетности, но некоторые данные поступают из документов управленческого учета. Кроме того, сведения, необходимые для планирования платежей по налогу на прибыль, содержатся в налоговом учете (к ним относится информация о доходах и расходах, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли).

Потребность в переходе от налогового учета к налоговому планированию возникает при создании системы управленческого учета на предприятии и внедрении бюджетирования. Бюджетирование представляет собой практику по составлению бюджетов в разрезе основных видов деятельности компании и анализу и контролю их исполнения. В свою очередь бюджет – это документ, в котором отражаются все доходы и расходы подразделения или предприятия в целом.

Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при составлении и анализе бюджета по налогам и сборам. Необходимость применения налогового бюджета в деятельности компании определяется ограниченностью финансовых ресурсов и потребностью в их оптимальном использовании.

Бюджет по налогам и сборам входит в состав общего бюджета компании, который включает в себя также бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и бюджет движения денежных средств.

При составлении налогового бюджета используются плановые и фактические данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других хозяйственных операциях, которые берутся из бухгалтерской отчетности. В дальнейшем показатели налогового бюджета (размеры налоговых платежей) отражаются в других отчетах компании: производственном бюджете и отчете о прибылях и убытках.

  • 7 ошибок, которые доведут до уголовного преследования любого директора

Какие особенности имеет налоговый контроль и налоговое планирование организации

Налоговый контроль – это один из основных инструментов налогового законодательства, он представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Сотрудники налоговых органов в рамках своих должностных полномочий проводят налоговый контроль: проверяют данные учета и отчетности налогоплательщиков, получают объяснения по спорным моментам деятельности и хозяйственным операциям налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

При проведении налогового контроля налоговые органы следят за соблюдением всех требований действующего законодательства о налогах и сборах, а также ведут учет юридических и физических лиц.

При этом применяются различные методы:

  1. Наблюдение т ребует общего ознакомления с состоянием выбранного объекта налогового контроля. Для иллюстрации применения данного метода на практике, можно рассмотреть налоговые посты на предприятиях, занимающихся производством алкогольной продукции или этилового спирта. Также к методу наблюдения будет относиться проверка наличия марок на подакцизных товарах и оценка соблюдения правил использования контрольно-кассовых машин в торговых предприятиях.
  2. Проверка основных фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика производится с целью выявления признаков нарушения налогового законодательства, устранения их последствий и наказания виновных лиц. Проверка, которая проводится в налоговой инспекции, называется камеральной. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут организовываться выездные налоговые проверки. Камеральная проверка строится на анализе налоговой отчетности, предоставленной налогоплательщиком, и сведений о его деятельности. Камеральная проверка деятельности юридических лиц основывается на регулярно предоставляемых в налоговую инспекцию бухгалтерских балансах. Выездная проверка предполагает непосредственный выезд сотрудников налоговых органов в организацию с целью проверки первичной бухгалтерской отчетности и других учетных документов, отражающих обоснованность и необходимость осуществления расходов организации, правильность исчисления налоговой базы, полноту отражения доходов компании и т.д. Несмотря на то, что выездная проверка, по сравнению с камеральной, требует большего количества времени и ресурсов для ее проведения, она считается более объективной и поэтому является главным методом налогового контроля.
  3. Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов. Например, при обследовании места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, а при обследовании точки торговли товарами проверяется соответствие действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии и т. д.), соответствие товара накладным и т. д.
  4. Анализ осуществляется на основе налоговой и бухгалтерской отчетности, составляемой с разной периодичностью (раз в квартал или раз в год), и предполагает применение различных аналитических инструментов. Например, для расчета налоговой базы при отсутствии необходимой документации у налогоплательщика рассчитываются средние и относительные показатели исходя из аналогичных значений других компаний в отрасли.
  5. Ревизия проводится непосредственно у налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Она включает проверку первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Сотрудники налоговых органов, занимающиеся проведением налогового контроля, наделены достаточно большими правами. Законодательством им позволено проверять первичные документы налогоплательщиков, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств в кассе или на расчетном счете. В крайних случаях они могут опечатывать складские помещения, подавать запросы в банки и другие организации по интересующим фактам хозяйственной деятельности налогоплательщика, изымать документы (на основе протокола).

С какими рисками связано осуществление налогового планирования в организации

Любые действия в рамках налогового планирования влекут за собой определенные риски для организации. Мероприятия по снижению налогового бремени, даже полностью соответствующие требованиям действующего законодательства, не приветствуются налоговыми органами. Это связано с тем, что налоговые инспекции заинтересованы в максимизации платежей, поступающих в соответствующий бюджет.

Сложность применения различных схем налоговой оптимизации заключается также в том, что не в каждой ситуации есть возможность доказать, что данный способ снижения налоговой нагрузки полностью правомерен. В действующем законодательстве нет четких критериев, позволяющих оценить легальность всех применяемых налоговых схем. Не вносит ясности в данном вопросе и противоречивость судебной практики, в рамках которой одни и те же способы снижения налоговой нагрузки могут в одной ситуации рассматриваться как незаконные, а в другой – как полностью соответствующие законодательству.

Все перечисленные факторы приводят к следующим затруднениям в применении инструментов налогового планирования на практике:

  1. Деловая активность организаций сдерживается неоднозначностью требований законодательства в вопросах минимизации налогового бремени.
  2. Противоречивость налоговых норм и судебной практики в сфере налоговой оптимизации приводит к утрате доверия и снижению авторитета налоговых органов в глазах налогоплательщиков.
  3. Снижается инвестиционная привлекательность отечественных компаний по причине неопределенности границ налоговой оптимизации.

Тем не менее, профессиональное применение на практике всех требований налогового законодательства и использование допустимых налоговых льгот дает возможность минимизировать риски при проведении налогового планирования в организации. В итоге положительные результаты такого планирования перекрывают потенциальные налоговые риски.