Почему Петр I велел рубить бороды боярам? Зачем Петр I запрещал носить бороды.

Вступив на престол, царь Петр Алексеевич, уже в 26-летнем возрасте, в 1697 году отправился в Европу с официальным визитом, где пробыл практически полгода. Посмотрев на внешний облик жителей передовых европейских стран, царь решил, что старославянский образ его подданных сильно устарел. И уже в конце 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», чем вызвал волну недовольства в разных областях страны.

Борода еще во времена Крещения Руси (10 век) считалась обязательной к ношению для всех православных. Ношение бороды было закреплено в церковных правилах и гражданских сборниках, так в 11 века за брадобритие полагался штраф — 12 рублей, это при том, что за убийство был штраф 36 рублей.

Запреты на сбривание бороды сохранились вплоть до начала царствования Петра Великого. Патриарх Московский и всея Руси Адриан в конце 17 века, то есть уже при правлении Петра I, во время своих проповедей подтверждал запрет на бритьё бороды, а тех, кто это делал, он сравнивал с собаками, кошками и женоподобными, — брадобритие считалось в православной церкви признаком нетрадиционной ориентации.


Но вернемся к Петру Алексеевичу и его новыми, радикальными взглядами на внешний образ православных, в контексте растительности на лице. Комментируя свой закон о запрете бород царь говорил:

Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов.


В Преображенском дворце, на царских пирах,Петр самолично стал резать бороды своим вельможам, боярам. Ввиду упорного сопротивления населения, в том числе приближенных, в январе 1705 года он издает указ, по которому носить бороды свободно можно было дьяконам и священникам, все остальные должны были оплачивать специальную пошлину. Было установлено четыре разряда пошлины:

царедворцы, городовые дворяне, чиновники — 60 рублей в год
гости (купцы) 1-ой статьи — 100 рублей в год
купцы средней и мелкой статьи, посадские люди — 60 рублей в год
слуги, извозчики, ямщики, разные чины московских жителей — 30 рублей в год
«бородатые» крестьяне не облагались пошлиной, но при въезде в город должны были заплатить 1 копейку

После уплаты пошлины «человек с бородой» получал бородовой знак (бородовая копейка) — металлической жетон, квитанция об оплате. Эта пошлина действовала до 1772 года, а с 1715 года был единый тариф — 50 рублей в год. Петр I стремился полностью искоренить ношения бороды и «русского» платья и с 1714 году указом ввел полный запрет на ношения бороды и на торговлю и ношения национального русского платья, — за невыполнения указа били кнутом и могли вообще отправить на каторгу. Исключения были сделаны для старообрядцев, но они все равно платили пошлину 50 рублей и носили только определенную одежду с нашитым медным бородовым знаком. Политика ликвидации обычая носить бороды продолжалась вплоть до конца 18 века, даже церковные сборники старались не печатать, где речь шла об обязательном ношении бороды, либо исключалась эта глава.

Но уже в 1833 году, во время царствования Николая I, при вступлении в должность министра народного просвещения, действительный тайный советник, граф Уваров, которые имел весьма консервативные взгляды на науку, литературу, образование, в своем докладе императору изложил, что:

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:
1) Православная вера
2) Самодержавие
3) Народность
За это идею «официальной народности» «уцепились» славянофилы и стали дальше развивать ее, популяризировать ношение русской одежды и бороды. Власть не поощряла это движение, некоторые сторонники даже арестовывались на небольшие сроки, чтобы отбить желание у сочувствующих. Но с годами сторонников идеи возвращения к национальным и церковным, православным обычаям становилось все больше и уже два последних царя из династии Романовых — Александр III и Николай II носили бороду.

Одним из основных отличий половой принадлежности мужчины является наличие бороды. После достижения половой зрелости волосы на лице мужчины начинают активно расти, а именно на щеках, подбородке, шее и над верхней губой.

Борода в разное время то находилась на пике популярности, то становилась неуместной, и мужчины старались избавиться от нее. Сегодня затронем не только историю возникновения бороды, но подробно рассмотрим предысторию возникновения указа относительно уплаты налога за ношение бороды введенного Петром І.

В древние времена наличие волос на лице являлось признаком половозрелого мужчины. Они придавали мужскому образу агрессивность и воинственный грозный вид даже в состоянии покоя. Во времена правления Ивана Грозного бритье считалось наказанием, которое унижает мужское достоинство, поэтому такую меру применяли на пленных воинах. Безбородое лицо представителей сильного пола считалось противоестественным и становилось настоящей трагедией для пленников.

Первыми добровольно стали избавляться от своих бород монахи и священники, выражая таким образом смирение перед Богом. Также древние египтяне и римляне в обязательном порядке сбривали все волосы у воинов, чтобы исключить возможность поражения в ближнем бою.

Со временем вопрос «Бриться или нет» стал зависеть от множества факторов. Возникали определенные правила, штрафы и наказания за неповиновение. Например, в Англии в эпоху правления Елизаветы был введен специальный налог. Поэтому только богатые и знатные люди могли позволить носить бороду и усы, показывая, таким образом, свою высокую классовую принадлежность.

В наше время правил по ношению бороды не существует. Любой мужчина вправе сам решать ходить гладковыбритым или нет. Исключения составляют регионы с определенной религиозной принадлежностью, где полностью контролируется внешний вид. Например, у мусульман считается большим грехом сбривать бороды, поэтому все мужчины ходят с густой растительностью на лице, которую можно подравнивать, соблюдая аккуратную форму, но полностью сбривать нельзя ни в коем случае.

Также трепетно к своему внешнему виду относятся ортодоксальные иудеи. По их вере борода украшает лицо мужчины, выражая его зрелость, а в Торе говориться о том, что нельзя избавляться от волос на лице и даже их укорачивать.

Указ Петра І про бритье бород

В самом начале своего правления Петр І прилагал все усилия, чтобы сблизить свою державу с Западом. Одним из основных пунктов процесса сближения стало изменение внешнего облика русского человека. Для этого по возвращению в Москву из Европы царь стал принимать кардинальные меры.

Он собственноручно состригал бороды у своих придворных знатных родов, чем навевал ужас и панику среди населения. До этого времени в России считалось греховным ходить с «голым лицом». Из-за того, что царские прихоти никак не приживались, был написан указ о введении налога на бороды. Согласно указу все мужчины были обязаны избавляться от волос на лице. Исключение составляли крестьяне, монахи и священнослужители.

Когда и зачем был введен налог на бороду?

Чтобы бородачи постепенно отказывались от волосяного покрова на лице, 5 сентября 1698 году был поставлен налог на бороду при Петре І. Каждый мужчина был обязан заплатить огромный налог за ношение бороды, взамен получая специальный жетон, который свидетельствовал об уплате налога. Однако в начале 1699 года требование отказа от бороды распространилось на все основные группы населения России. А на тех, кто отказывался выполнять царское распоряжение, накладывались штрафные санкции. Уже с 1705 года все мужское население было обязано чисто бриться.

Вы знали раньше об налоге на бороду во времена Руси?

Да Нет

Сумма налога за ношение бороды отличалась в зависимости от сословной принадлежности мужчины. Было установлено четыре разряда налога, которые накладывались как на придворных бояр, так и на простых людей.

Крестьяне не платили налоги, но при въезде в город облагались штрафом в одну копейку с каждого бородатого. В сравнение скажем, что дворяне и чиновники платили 600 рублей на год, купцы по 100 рублей, посадские люди уплачивали в казну по 60 рублей, обычные московские жители о 30 рублей. Даже дочь царя Петра Алексеевича во времена своего правления поддержала указ Петра І о бритье бород.

После 1715 года были внесены некоторые изменения в указ, которые заключались в том, чтобы снимать единую сумму пошлину с каждого бородача, независимо от его сословия, которая составляла 50 рублей. Разрешалось носить бороду вместе с формой старого образца, если бородач не придерживался всех правил, вероятнее всего на него донесут и заставят заплатить штраф. При этом, одежда провинившегося отдавалась доносчику, как и 50% от заплаченного штрафа. Если человек не имел возможность заплатить необходимую сумму штрафа, его отправляли на каторгу отрабатывать долг.

Когда была отменена пошлина?

Только во время правления Екатерины ІІ в 1722 году была отменена пошлина на бороду, а наличие растительности на лице больше не считалось незаконным. Указ был отменен с небольшой поправкой, что гладковыбритыми должны оставаться придворные, чиновники и военные.

В начале 19 века указ Петра о бородах окончательно потерял свою силу. Позже военным некоторых родов войск было разрешено отпускать усы. Во время правления Николая І в список безбородых были добавлены молодые люди. Зато крестьяне и пожилые вольные люди могли без опаски носить бороду.

Важно! Последний документ, который регламентировал наличие растительности на лице, был издан царем в 1901 году и разрешал отпускать усы и банкенбарды юнкерам.

В конце хочется добавить, что не только в России применялись такие кардинальные меры, чтобы заставить людей бриться. Подобную дань собирали и во Франции и в Англии в 16 веке, а в некоторых штатах США за ношение бороды могли упрятать за решетку. Тем приятнее понимать, что сегодня бородачи имеют право отпускать щетину любой длины и формы, не скрываясь и не боясь расправы, как финансовой, так и физической. Основная масса мужчин сегодня предпочитают бриться, что позитивно отражается на их карьере и общем восприятии в социуме. Наличие растительности на лице говорит о бунтарском характере, и лишь небольшой процент относится к определенному модному направлению.

К бороде в средневековой Руси относились с уважением. Она была предметом зависти у одних и гордости у других. Пышная густая растительность на лице приравнивалась к особому положению в обществе и ценилась выше богатства. Однако не у всех борода вызывала благоговейный трепет. Наперекор устоявшимся традициям пошел самый главный вельможа в государстве - царь Петр I.

В чем провинилась борода?

Государь никогда не питал теплых чувств к этому мужскому знаку отличия на Руси. Возможно, он не испытал на себе действия масла для бороды , и ему нечем было похвастаться, поэтому он предпочитал ходить с бритым лицом. А может быть, причиной послужило частое пребывание Петра I в западноевропейских странах с визитами . Он привык видеть вокруг себя безбородых мужчин, одетых по совершенно иной моде, чем на его родине.

В непринужденных разговорах европейцев царь чутким ухом ловил пренебрежительный оттенок, проскальзывавший по отношению к русскому народу. Насмешки зачастую касались пристрастия мужчин к длинной бороде , так как на Западе это считалось странным и диким. Петр I, недолго думая, примкнул к этому мнению. Он решил настроить русский быт на новый современный лад, начав искоренение устаревших взглядов на моду с бороды.

«Бородатый» указ и его исполнение

По приезду домой из полуторагодовалого путешествия, царь издал указ от 5 сентября 1698 года , в котором приказал рубить бороды боярам, купцам, военачальникам и прочим горожанам-мужчинам. Распоряжения не касалось только священнослужителей и деревенских мужиков.

Приближенные государя после таких новостей испугались и переполошились. Они не были готовы расставаться с самым дорогим для них символом мужской состоятельности и чести, даже если этого требовал царь. Почтенные представители знати не подозревали о существовании средств для бритья , впрочем, не знал о них и Петр I. Поэтому он просто отрезал бороды своим подчиненным, чем несказанно удивил и расстроил их.

Многие из «потерпевших» всю жизнь носили бороды с собой в кармане и пожелали быть похороненными с этим мужским украшением, вышедшим из моды по желанию царя.

Но не все смиренно подчинились воле государя. Многовековой уклад трудно было сломать силой одного документа, пусть и подписанного царствующей особой. Внутренние моральные устои оказались у части приближенных ко двору более крепкими, чем преданность царю и желание жить с ним в согласии. Противостояние закончилось тем, что Петр I сдался . Он пошел на уступки некоторым особо воинственно настроенным дворянам, разрешив им носить бороду при условии ежегодно выплачиваемого денежного взноса.

Описанные переживания того времени мало кому понятны. К счастью, современная мода не ограничивает мужчин в выборе образа и не навязывает чуждые им представления о красоте. Каждый волен выбирать, быть ли ему солидным бородачом или предпочесть молодежный и легкий стиль.

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона - бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни - бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий - налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».


М.В. Буташевич-Петрашевский

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М.В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М.Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т.д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года - с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут.

Получается, что настоящим днем запрета бород следует считать 11 сентября. Указ о введении пошлины велел брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину. Сам указ до нас не дошёл, известно лишь, что он вызвал огромное сопротивление со стороны общественности.

Идея о налоге пришла Петру во время его первой поездки в Европу. Вернувшись из-за границы, царь Петр Алексеевич лично остриг бороды нескольким боярам знатных родов. Нововведение принималось с трудом, "босое рыло" вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами - церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

К сведению, брадобритие запрещено правилами 6 Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога.

Одной из причин, по которой был введен налог на бороду - дефицит бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни - бани, печные трубы, сапоги, дрова.

В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона - бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений - к нему добавился двуглавый орел на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака еще на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платежного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой. Фото hauptpostamt.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием.

Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий - налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757г. М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту - «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства.

Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать всё лицо; только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства. Для представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта 1901 г. (9 апреля по новому стилю), разрешившее ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Генрих VIII ввёл налог на бороду в Англии в 1535 году.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты существовали в то время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Известны даже попытки полностью запретить бороды. Новый свет также не отличался либерализмом - в американском штате Mассачусетс в 1830 году небритость каралась тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.