Почему распад россии неизбежен и когда его ждать. Распад – дальние окраины

Создающие картинку информационной иллюзии пропагандисты Кремля, и заказывающие им эту картинку чиновники, живут в Москве. Они все твердо уверены, что картинка "российского благополучия" и "единогласия всего народа" хорошо работает по всей огромной России. А высшие руководители страны, также живущие в Москве, просто неспособны осознать тлеющую в российской провинции ненависть к центру.

Эта ненависть сглаживается только одним - рентой. Москва платит регионам деньги, чтобы все оставалось по-прежнему. Других сдерживающих факторов для обособления регионов России практически нет. Однако, "сегодня есть более чем серьёзные основания для того, чтобы признать Российскую Федерацию неспособным к нормальному развитию, и по сути, смертельно больным хозяйственно-политическим организмом, способным только умереть", - уверен политолог, экс-советник по нацбезопасости США Збигнев Бжезинский.

Уверены в таком исходе и российские оппозиционеры, указывая на вполне очевидные вещи. Вот представьте, напоминают они – этих "топливных" денег не стало. И будут ли в ситуации финансового провала Кремля идеи Сибирской или Дальневосточной республики казаться нереальными? О большей самостоятельности Республики Татарстан или Чечни не говорим, с этим и так все всем давно ясно. "Вопрос только в том, как этот распад России произойдет. Катастрофически падающая эффективность экономики есть основной фактор процесса распада. Региональная власть в какой-то момент должна будет либо возглавить процесс автономизации своего региона, либо полностью потерять собственную легитимность", - говорит председатель партии "Западный Выбор Константин Боровой.

Распад – дальние окраины

На западе Калининградская область уже заговорила о федерализации, даже начались митинги за отделение от России. Жители Калининграда задумались о "народной республике".

Следующим шагом остается вспомнить о том, что она была в прошлом Восточной Пруссией, и провести референдум о воссоединении с Германией. И правда – если в Крыму только кажущееся двукратное увеличение пенсий и зарплат вызвало вполне искреннюю волну сепаратизма и толпы, блокирующие этой весной украинских военных, в ФРГ ведь реально пенсии выше чем в РФ в 3-5 раз, а зарплаты в среднем до 6-8 раз. Тут стоит только захотеть Германии «принять» Пруссию назад, а уж многие будут «за»! Тем более, что международный прецедент Путин сам уже создал.

На другом конце России, забытые и заброшенные, существуют Курилы и Сахалин, где реальный уровень жизни ниже среднероссийского. И рядом Япония, вполне официально считающая эти земли своими, и имеющая средний уровень жизни в 10 раз выше, чем в РФ. Дальше та же простая схема – политическая воля руководства Японии, затем референдум и согласие «принять» земли назад.

Распад – Кавказ и ислам

Мусульманские народы, вернее их региональные элиты, всегда требовали «сильную руку», это заложено в их ментальности. Они всегда восстают при малейшей слабости центральной власти. Так показывает новейшая история – от распада Османской империи ровно сто лет назад, до Ирака и Сирии в наши дни, и от французского Алжира в 50-е до китайского Синдзяна сегодня. Стоит появиться только тени возможности, и гонор «баев» и «эмиров» немедленно вырывается наружу, а уже потом под него подводятся религиозные и идейные основания.

В истории СССР это правило неоднократно подтверждалось. Чечня и Азербайджан в 1918-1920, потом крымские татары и чеченцы, переметнувшиеся на сторону фашистов в Отечественную войну, потом Чечня в 90-е. И все повторится опять.

Международная кризисная группа (International CrisisGroup, ICG) опубликовала часть доклада «Северный Кавказ. Вызовы интеграции». Авторы 60-страничного документа уверенно заявляют: все современные проблемы Кавказа – плоть от плоти современной политической системы России. И население Кавказа, видя абсолютное моральное разложение правящей элиты и чувствуя полную неспособность муниципального руководства решать их насущные проблемы, берет в руки оружие. «Когда страх преодолевается, рассерженные люди нередко уходят в лес, а не выходят на улицу. Ведь националистические движения и радикальный исламизм предлагают самый простой путь решения всех проблем – вооруженная борьба», – утверждает в интервью CrisisGroup профессор Наталья Зубаревич.

Распад – Китай и восток

Ни для кого не секрет, что китайцы заполонили Дальний Восток, и уже ведут себя как оккупанты. Сам Путин заявил: «Если в ближайшем будущем мы не предпримем практические шаги для развития Дальнего Востока, в течение нескольких десятилетий, российское население будет говорить на китайском, японском и корейском».

Кстати о рабочих. В начале 90-х позволили китайцам работать в России, а теперь и Прибайкалье, и Забайкалье становятся "исконно китайскими" землями. Конфликты с участием китайцев в последнее время прокатились по ряду сибирских регионов. И китайцев, и конфликтов становится все больше с каждым годом. Все понимают, к чему идет ситуация – на юге миллиардный Китай, и в Пекине отлично видят, что сразу за его северной границей практически пустые земли.

«Однако в среде экспертов нет единого мнения относительно планов Китая по отношению к России. В открытом информационном поле популярным является мнение о том, что скоро русских за Уралом совсем не останется, а китайцев там к середине XXI в. наберётся до 10 миллионов, что позволит Пекину в случае чего поднять вопрос «о защите прав соотечественников», - утверждает литовская Geopolitika .

Много лет проработавший в Китае в качестве агента советской разведки и хорошо знающий особенности китайского менталитета, А. Девятов считает, что Пекину не нужна военная агрессия против России с целью присвоения Сибири и Дальнего Востока. По его словам, эти земли Китаю важны, однако воспользоваться ими он постарается не оружием, а с помощью хитрости.

Заместитель директора Института политического и военного анализа А. Храмчихин не сомневается в том, что агрессия Китая против России является лишь вопросом времени: «Китай объективно нежизнеспособен в своих нынешних границах. Он должен стать гораздо больше, если не хочет стать гораздо меньше. Кроме того, не надо выдумывать, что главным направлением экспансии Китая станет Юго-Восточная Азия. Там мало территории и ресурсов, но очень много местного населения. Обратная ситуация – много территории, гигантские ресурсы, совсем мало населения – имеется в Казахстане и азиатской части России».

Еще в 1987 г. в газете Главного политического управления Народно-освободительной армии Китая «Цзефанцзюнь бао» было написано: « Граница определяет жизненное пространство государства и страны, она связана с притоком и оттоком всеобъемлющей национальной мощи». Эта же газета в следующем, 1988 году мягко так намекнула: «Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом, который осуществляется за пределами географических границ, в итоге ведет к переносу географических границ». А дальше началось «мягкое проникновение» миллионов китайцев на российский Дальний Восток.

«Гипотетическое военное противостояние с Китаем для России – это полный кошмар. Дальний Восток и Восточная Сибирь никак не могут быть защищены от него» - признает эксперт Совета по внешней и оборонной политике Василий Кашин в совсем недавнем интервью АиФ.

Добавим, что Китай имеет хорошо вооруженную и самую большую в мире по численности армию, ядерное оружие и современные средства его доставки, а также огромные финансовые ресурсы, позволяющие за несколько лет строить буквально «с нуля» в пустой степи города на 300.000 жителей или современные автодороги через тысячи километров пустыни Гоби.

В это время в России строительство важнейшего шоссе М-56 «Лена» от Якутска до Транссиба и моста через Лену опять приостановлено, деньги ушли в Крым. Ну да, #Крымнаш – а Сибирь, что ей будет, и зачем там дороги. А если вдруг китайцы пойдут – так хоть заблудятся в тайге.

Возможные сценарии распада

Существует много вариантов событий, описывающих грядущий распад России, в том числе созданных и современными российскими исследователями. Они спрогнозированы на основе открытых статистических данных и публичных источников информации.

В отличие от унитарной Украины, в РФ все области и республики формально есть равноправные субъекты федерации, и конституционный запрет на их отделение не будет теперь иметь значения. Здесь Кремль подложил мину самим себе. Настаивая на праве на самоопределение не только для автономной республики Крым, но и таких обычных регионов Украины, как Севастополь, Донецк и Луганск, Москва создала прецедент для провозглашения «народных республик» в пределах любой области или их групп уже на своей территории. / ГраниРУ/

После аннексии Крыма, проведенной в нарушение международных норм и законов, Путин сам выпустил джинна из бутылки. Теперь любой регион РФ, любая внешняя сила может использовать тезис «отделения», «федерализация» и «самоопределение» как того захочет, не считаясь ни с чем, кроме интересов региональных элит.

Почему народный губернатор Донецка - герой, а народный губернатор Новосибирска - преступник? Ах, его никто не избирал. А народного мэра Славянска кто, простите, избирал, Сурков? А народного мэра Севастополя, с которым сам Путин подписывал договор о присоединении города к России? Пусть теперь и с народным мэром Владивостока что-нибудь подпишет. Или Владивосток хуже Севастополя? А можно узнать - чем? Может быть, Владивосток тоже захочет стать субъектом, а не объектом Российской Федерации? Скажете, невозможно? Нет, теперь возможно все. И даже больше.

При этом противоречия между различными частями РФ, хотя и по разным причинам, значительно больше, чем те, которые существуют в компактной Украине. Россия 1990-х, до президентства Путина, уже имела четкие центробежные тенденции как в национальных республиках, так и в ряде регионов с русским этническим большинством.

Путин загнал эти процессы внутрь и частично заморозил, используя спецслужбы и подсаживая мятежные территории на иглу перераспределенных Москвой нефтегазовых доходов, которые обеспечивают всего несколько из 85 регионов.

Еще одним фактором удержания единства страны стали экспансионистская внешняя политика и имперская идеология. Однако и имперские иллюзии обречены разбиться о суровую реальность ограниченности возможностей России в современном мире.

Авторитарное государство держится исключительно на силовиках. Провинции постоянно пытаются отделиться, и их умиротворяют либо насилием, либо покупкой местных элит, которые творят на своей территории, что хотят, устанавливая свои правила игры и являясь частью метрополии лишь формально.

Именно такая картина характерна для нынешней России. Поэтому "Россия = Путин" есть правда, в самом непосредственном значении этого выражения. Но Путин не вечен, и его государство умрет вместе с ним: все договоренности моментально потеряют силу, все институции государства в полночь превратятся в тыкву. "Монархия может опереться хотя бы на силу традиции. Силовой псевдодемократии типа нынешней России не на что опереться. Как только Путин хоть немного ослабнет, либо экономическая ситуация в РФ ощутимо ухудшится, начнется хаос", - говорится в докладе аналитического центра Института Политологии (ФРГ).

Отделятся национальные республики Северного Кавказа и Поволжья. Отделятся Сибирь и Дальний Восток, где местные элиты, не имеющие национальности, зато четко осознающие свои интересы, давно мечтают перестать делиться с федеральным центром. Вмешаются соседние страны, всегда готовые предъявить счет России, и часть окраинных регионов отойдет к "соседям". На остальной территории бывшей РФ начнется финансовый, энергетический и продовольственный коллапс.

Российская Федерация — это поистине страна контрастов. С одной стороны, наибольшая по территории (ядерная) держава в мире с богатой историей и высоким международным статусом, ресурсный центр мира с неограниченным кладезем природных богатств, с другой — государство с деградирующим, вымирающим населением, интегрированное в общество авторитарного типа.

После распада советской империи её наследницу залихорадило: чеченские войны, теракты и убийства политических деятелей в Дагестане, угроза терроризма и многие другие факторы стимулировали аналитиков и политологов к рассуждениям на тему возможного распада России.

I. История вопроса


Общенациональный конгресс чеченского народа 8 июня 1991-го провозгласил независимую Чеченскую Республику Нохчи-чо. 1 июля 1993 г. на свет появилась Уральская республика в результате весеннего опроса о расширении полномочий Свердловской области в социально-экономической сфере до уровня республики в составе Российской Федерации. Примерно в то же время в Челябинской области была предпринята попытка создания Южно-Уральской республики.

Из истории России невольно приходят на ум Временное Сибирское правительство, Сибирское областничество, Дальневосточная республика (1920-1922), Балтийская Республиканская Партия, кавказский, чеченский и татарский типы сепаратизма, движение «Ингерманландия» в Санкт-Петербурге, т.н. «Казачья Республика», манифест «Свободная Тверь», национальность «сибиряки».

Проблема возможного распада России тревожит умы многих аналитиков практически со времён распада СССР. В феврале 1999 г. Национальный совет по разведке США провёл конференцию «Федерализм в России: как это работает». Автор доклада «Перспектива распада значительна» Александр Неметс попытался определить географическую конфигурацию распада России на более чем восемь частей. В апреле 2004 г. директор Института проблем глобализации Михаил Делягин говорил, что угроза развала России реально существует, и называл в связи с этим 2010-2012 гг.

Тогда же футуролог Сергей Переслегин заявил о возможном создании Дальневосточной республики и независимой Сибири в первой четверти XXI века. В феврале 2009-го глава сингапурской инвестиционной компании Rogers Holdings Джим Роджерс сообщил, что «велика вероятность продолжения распада России на несколько стран».

Список можно составить длинный.
О распаде РФ упоминают фантасты. И хотя в большинстве случаев она гибнет от зловредных янки, пришельцев либо прочей чертовщины, существуют и довольно интересные труды, такие как «Второго шанса не будет» С. Цормудяна, «Татарский удар» Ш. Идиатуллина, «Мы — силы» В. Еловенко и «Мародёр» Беркема аль Атоми.

Другими словами, карты будущего территориального раздела России уже давно живут в умах российских и иностранных экспертов.

II. Предпосылки распада

Для распада современной Российской Федерации существуют вполне объективные внутренние и внешние факторы.

1. Внутренние факторы. Демографический. Вы когда-нибудь смотрели на карту Евразии и пытались сравнить… например, изображение Украины на ней с российским аналогом? Чрезвычайно любопытное занятие, нужно сказать. На небольшом кусочке Европы ютится 45-миллионное население, в то время как на громадном российском участке проживает всего лишь в три раза больше народа, хотя сама Россия по площади превышает Украину в более чем двадцать раз. А потому данный аспект сыграет роль одного из главнейших факторов возможного распада.

Согласно официальной Всероссийской переписи 2010 г. в РФ проживает около 143 млн. человек. Поистине ничтожная цифра для территории, площадью 17 млн. кв. км. Русские же из них составляют 111 млн, в 2002-м их было 115,8 млн. человек, а в 1989 г. — 119,8 млн. Цифры свидетельствуют о сокращения количества русских в России, и темпы депопуляции ускоряются на фоне неконтролируемой миграции россиян из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть РФ

Внутри правопреемника СССР давно существуют проблематичные территории: Чечня, Ингушетия, Дагестан (менее 5% русских), близки к этому Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария. Значительная часть русских живёт в центральной части, на юге, северо-западе России и Урале. Их доля превышает 90% в 30 субъектах Российской Федерации (Центральный и Северо-Западный федеральные округа). В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Русские составляют большинство в 70 субъектах Федерации из 83.

Согласно трём демографическим сценариям Росстата, на начало 2030 г. в негативном случае будет проживать 128 млн человек, второй вариант говорит о 139 млн, в положительном — население страны составит 148 млн. Прогнозы ЦРУ и ООН дают на 2050 г. цифру 110-115 млн, т.е. примерно один процент населения Земли будет занимать 15% мировой суши. Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов сделал акцент на том, что численность русского населения в ближайшие 10-20 лет (учитывая современные условия) будет снижаться на 1 млн в год, причём рост населения в нерусских республиках только ускорится. Эксперты также указывают на опасность того, что национальный состав российской армии сильно сдвинулся в пользу Кавказа.

Экономический. Здесь целый букет причин. В пользу распада РФ могут сыграть неравномерность развития Центра и регионов, технологическая отсталость, сырьевая зависимость, транспортный распад, экономическая дезинтеграция, разрушение инфраструктуры страны и т.д.

Не секрет, что экономика РФ держится на экспорте энергоносителей, в первую очередь, нефти, т.е. она сохраняет значительную зависимость от цен на энергоресурсы. Развитие Москвы и Московской области по сравнению с другими регионами России катастрофически разнится (валовой региональный продукт Москвы намного превышает ВРП любого из федеральных округов), идёт процесс гиперцентрализации. Слишком раздутый госаппарат и связанная с ним коррупция являются основными факторами, ухудшающими инвестиционный климат страны.

Прочие факторы. Сюда можно отнести авторитаризм и криминализацию власти, узкоклановые интересы региональных элит и олигархии, несовпадение интересов, растущий раскол между властью и обществом, имперский синдром, этнокультурную разобщённость, природные богатства страны, включая неограниченные водные, лесные, продовольственные ресурсы, падение уровня жизни, индустрии, нравственности, резкое снижение численности молодёжи в будущем, что повлияет на военную мощь и социально-экономические показатели и т.п.

Серьёзной проблемой России есть мусульманское движение на Северном Кавказе и в других мусульманских республиках. Ислам является второй религией в Российской Федерации после христианства. Согласно переписи 2002 г., численность мусульман в РФ составила около 14,5 млн (почти 10% населения страны), другие эксперты называли цифру в 20 млн. Сложно представить, как изменились цифры за последний десяток лет. Мусульмане составляют большинство в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане.

2. Внешние факторы. Вторая категория факторов после внутренних — внешние процессы. Если мы говорим о демографии, то необходимо упомянуть перенаселенный Китай, численность которого составляет около 1,3 млрд человек, где наблюдаются избыток мужской силы и колоссальные экономические аппетиты. Невдалеке находится и густонаселенная Япония, 123 млн человек ютятся на небольшом островке. И в то же время есть совершенно пустая Сибирь и не менее пустынный Дальний Восток, экономически интегрированные в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сюда же можно отнести тяготение регионов к внешним центрам силы. В случае образования независимых республик Сибири и Дальнего Востока она непременно попадут под контроль Китая, Японии и США, где отдельные политические круги желают развития подобного рода событий. Существует даже мнение, что вымирание россиян, вхождение в ВТО, запретительный утилизационный сбор, разборки с русскими олигархами в Лондоне, система ПРО в Европе, война в Афганистане — это всё звенья одной цепи, главной целью которой является прекращение существования РФ. Да и экономически/военно Россия давно отстаёт от развитых стран мира, а окружают её не менее сильные соседи.

Отдельным пунктом следует прописать точку зрения, согласно которой считается, что распад РФ просто необходим. Вспоминать претензии радикальных украинских, японских, прибалтийских, монгольских либо китайских националистов не представляется интересным по причине их простоты и обыденности, а потому лучше обратить внимание на точку зрения определённой группы граждан самой России.

Ввиду того, что огромной российской территорией сложно управлять по единым стандартам и законам, некоторые считают, что необходимо избавиться от лишнего балласта. Согласно этой точке зрения Россией может считаться только европейская часть РФ: население там давно адаптировалось для жизни, этот регион наиболее сбалансированный в цивилизационном плане, именно тут находятся основная доля населения, инфраструктуры, возобновляемые/невозобновляемые ресурсы, возможны реальная демократия и высокоразвитая рыночная экономика без лишних финансовых трат. Попытка же привязать дотационный Северный Кавказ — не что иное, как скрестить слона и леопарда (людей много, ресурсов мало), а для освоения Дальнего Востока и Сибири нет уже ни желания, ни возможностей (людей мало, ресурсов много).

Раздробление российской державы позволит каждому региону создать политический режим, какой устраивает местное население, новые российские государства построят жизнеспособные экономические модели. По мнению журналиста Бориса Туманова, «спасительной альтернативой имперской неэффективности могла бы стать демократическая раздробленность России на естественные экономические пространства». Т.е. отдельно взятый россиянин получит больше выгод от возникновения нескольких государств, чем от единой России, потому что, во-первых, «русский мир» от этого не исчезнет (вспоминаем Британскую империю и её наследника англоязычное Содружество наций), главное, чтобы не было жертв/гражданских войн, а новые русские государства смогли оправдать надежды своих граждан; во-вторых, меньше страна — больше внимания к правам и интересам отдельного человека, это снижение численности и стоимости госаппарата и многое другое.

Тем более на фоне исламского возрождения, европейской сплочённости и азиатского рывка всё возвратилось в свою справедливую историческую колею: пока Россия была сильнее своих соседей, она продолжала расширяться и успешно противостоять факторам дезинтеграции, но теперь уже соседи обгоняют её в развитии, и время дало обратный ход, начинается наступление на российские границы, статус-кво восстанавливается. В общем, как бы там ни было, комментировать эту точку зрения довольно сложно как с научной, так и с моральной точки зрения.

III. Характеристика распада

На сколько стран распадётся Россия? Достаточно сложный вопрос. Это будет зависеть от мощности Центра противостоять сепаратистским тенденциям и силы воли «убегающих» республик. Но приблизительный разлом составить можно. Первая линия — территории, где русских абсолютное меньшинство (Ингушетия, Чечня, Дагестан; Кабардино-Балкария, Чувашия, Карачаево-Черкесия; Татарстан, Башкортостан), вторая линия — где процент русских в национальном составе колеблется от 40 до 60% (Якутия, Чукотка, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Бурятия, Мордовия), потому вероятность их отделения где-то 50/50.

Поскольку РФ отличается значительным этнокультурным разнообразием, то параллельно распад наложится на конфессиональные и национальные признаки. К вышеописанной исламской проблеме необходимо добавить и сведения о том, что последователей иудаизма и буддизма в РФ насчитывается около 1,5 и 1,5-2 млн. человек соответственно. Они представляют собой интегрированные в Россию фрагменты других локальных цивилизаций (по данным всероссийского опроса ВЦИОМ 2010 г., 75% россиян причисляют себя к православным христианам).

Следует также отметить, что, несмотря на огромное количество проблемных территорий, не все они станут абсолютно независимыми государствами. Де-факто псевдонезависимыми будут северокавказские республики: из-за миниатюрности своих границ и низкой численности населения они попадут под сильный прессинг Турции. Более свободными станут правительства Сибири и Дальнего Востока, хотя и они будут играть роль дойной коровы.

Мирным ли будет распад России? Вопрос на миллион долларов, потому как именно с этой предпосылки можно будет определить, как изменится карта Евразии.

Военный путь сулит много проблем, и вот почему его вероятность низка. Несмотря на относительную слабость, РФ обладает одним козырем — она ядерная сверхдержава. В её хранилищах пребывают около 10 тыс. ядерных боеголовок, носители и средства доставки, атомные подлодки, баллистические ракеты. Да, верно утверждение, что вооружённые силы России устаревают, но она до сих пор представляет собой грозного противника. Гипотетически, конечно, можно обойти этот фактор: например, стремительный прыжок китайской армии в Сибирь.

Сомнительно, что росправительство будет бомбить врага вместе со своим же населением. Или устроить череду диверсий, чтобы вовремя захватить ядерные пульты. Но всё это пока из числа гипотез. Если РФ обладает ядерным оружием, никто на её территории не полезет: ни США, ни Китаю, ни Японии не нужна тотальная ядерная война. Пока у Москвы есть глобальное преимущество в ядерной силе, она неуязвима.

Может, её позиции уже шатаются в этом плане? На фоне снижения боеспособности российских вооружённых сил внимание экспертов давно привлекли несколько незначимых, с первого взгляда, событий. Например, увеличение финансирования китайской армии, за что Китай сильно раскритиковали США, и регулярные учения НОАК по отработке наступательных операций с переброской войск на расстояние до 2000 км.

Ни для кого не тайна, что китайские власти ускоренными темпами строят дороги на границе с Россией (де-факто для быстрой переброски войск в случае вооружённого конфликта). 2-миллионная армия и флот КНР оснащены современным вооружением, мобилизационный военный человеческий потенциал оценивается в 200-300 млн. солдат. Параллельно строятся ядерные бомбоубежища, растёт плотность населения на территориях, прилегающих к границам России, осуществляется перенос стратегических предприятий с окраин вглубь страны и аренда российских территорий (Китаем, если кто не знает).

Когда Россия достаточно ослабнет, а Китай, имеющий территориальные претензии ко всем своим соседям, окрепнет, разразится вооружённый конфликт. Об этом свидетельствуют не только вышеперечисленные факты. Но, скорее всего, китайские военные попытаются всё сделать быстро и максимально безболезненно.

Наилучший вариант распада РФ — это, безусловно, мирный. Может повториться сценарий Беловежской пущи, т.е. соберутся губернаторы или другие влиятельные лица республик, подпишут договор и уже разъедутся президентами. Но ведь вероятен и внутренний конфронтационный даже без вмешательства внешних факторов. К примеру, перед вспышкой гражданской войны внутри России померкнут Афганистан, Ирак и Ливия вместе взятые. В таком случае высока вероятность вмешательства НАТО (например, охрана объектов, дестабилизация которых может представлять опасность). Более мягкий способ внешнего вмешательства предусматривает «эффект Косова»: спровоцировать/поддержать сепаратистские движения, предварительно ввергнув Россию в глубокий социальный кризис.

Кстати, в том, что КНР пойдёт на открытую конфронтацию в случае необходимости, можно не сомневаться. Дальше уже налетят коршуны-соседи, в надежде отхватить свой кусочек: тогда припомнятся Курильские острова, потребность ЕС в газе и нефти, потенциал Северного Ледовитого океана и многое другое.

IV. Последствия распада

Предположим наихудший вариант — Россия всё же распалась. Каковыми будут последствия? Этот вопрос представляется не менее интересным, чем даже сами предположения о распаде. Ответ же на него достаточно сложен и зависит от самой характеристики распада: сколько стран образуется в случае данного события на территории бывшей России, какой будет сам распад (мирным или конфронтационным), а также от внешнего фактора, т.е. реакции мира и, в первую очередь, соседей РФ.

Распад России послужит образованию марионеточных государств Сибирской и Дальневосточной республик, которые будут контролироваться Китаем, Японией и США. Исчезновение русского сапога приведёт к ослаблению позиций бывшей РФ в Восточной Европе, в частности, Румыния присоединит к себе Молдову, увеличит своё давление Польша, которая тут же начнёт мечтать о временах Речи Посполитой, кардинально усилится Прибалтика, Калининградская область отойдёт Германии, Карелия — Финляндии.

Некоторые специалисты выделяют Петербургско-Новгородский регион, тяготеющий к Балтике, и потенциальную самостоятельность республик Поволжья. Как вариант, высока вероятность активизации болевых военных точек в Приднестровье, Крыму, Армении и Азербайджане, Грузии.

Наиболее интересные события развернутся в Украине, поскольку она окажется между молотом и наковальней: всё будет зависеть от готовности/неготовности крупнейшего европейского государства к новым геополитическим вызовам и его мощи предотвратить возможный «эффект домино» на постсоветском пространстве, вызванный исчезновением РФ. Если к тому времени не будет реализован необходимый комплекс реформ для повышения внутренней и внешней устойчивости страны в экономическом и военном контекстах, то распад России вызовет в Украине сильнейший со времён независимости коллапс и социальный кризис из-за тесных экономических, политических и социокультурных связей.

Это приведёт к распаду Украины, вероятнее всего, на две части с постепенным их поглощением более сильными соседями. Де-факто ситуация в Европе станет похожей на картину XIV—XV вв. Если же Украина сможет выдержать и пережить крах России, тогда она станет абсолютным славянским центром мира с возможным присоединением к ней в недалёком будущем Кубани, Белоруссии, а потом и оставшегося территориального обломка РФ. Только в этом случае потомок Киевской Руси сможет воспрепятствовать притязаниям Польши к Западной Украине, Румынии — к Черновицкой области, Турции — к Крыму. В противном случае распад России спровоцирует уничтожение Украины.

В мировом же масштабе исчезновение северного соседа многократно усилит Китай, Европу, Японию и США. Частично может перепасть Казахстану и Монголии, но, вероятнее всего, они будут со временем поглощены китайским драконом. СБ ООН лишится одного из своих членов, рухнет целый коридор международных организаций среди постсоветских республик. Любопытно, кому же всё-таки достанется ядерный российский арсенал, хотя это уже поле для догадок — его могут вывезти под нажимом международного сообщества или наоборот оно останется под контролем северо-западных территорий бывшей РФ.

Как государство, безусловно, Россия не исчезнет. Но она уменьшится до необходимых размеров, до т.н. «нулевой точки», с которой всё началось, как это было с Римской, Австро-Венгерской, Британской империями и будет представлять собой цельное государство в этническом, языковом, религиозном и экономическом контекстах. Скорее всего, это современный северо-западный регион РФ вплоть до Урала, де-факто Московия (правда, и тут точки зрения экспертов разнятся, потому что некоторые делят русских на «южан» и «»северян). В дальнейшем он сможет присоединиться к Европейскому Союзу или Украине, если они доживут до того момента.

V. Факторы антираспада

Существуют ли факторы, которые противодействуют распаду России? Ответ: да. Во-первых, многим выгодно существование России. Например, пока что Европе абсолютно всё равно, какое правительство внутри этой страны, пока оно снабжает её газом. Соединённым Штатам (между прочим, в которых действует «Закон о порабощённых народах №86-90», где указывается, что на территории России оккупированными считаются Казакия, Идель-Урал и Белая Рутения) полезно иметь при себе ослабленную Россию, которую легко контролировать и извлекать из неё пользу.

В то же время КНР может преспокойно пользоваться дешёвыми природными ресурсами Сибири по правилу «экспорт-импорт» и инвестировать российский Дальний Восток, который в большей мере ориентирован на зарубежную экономику. Следует также помнить, что РФ на данный момент является надёжной защитой против мусульманской и китайской экспансии, для ЕС она прекрасный антимигрантский щит. Параллельно арабы используют русского медведя, чтобы противопоставить его хитрым янки, в карточной партии между геополитическим квартетом Европа-Китай-США-Россия последняя играет роль бонуса для первых трёх. Для Украины северный сосед — стратегический экономический партнёр, который не дает заглохнуть нашему машино- и самолётостроению, сельскому хозяйству и металлургии.

Кроме того, если Россия исчезнет, надобно ли будет США и Европе существование Украины как буферного государства? Во-вторых, банальный страх перед глобальными потрясениями. Не расползётся ли ядерное оружие России в случае распада последней? Не возникнет ли угроза гражданской войны в ней? Не протянется ли Китайская империя от Индийского океана до Камчатки? Кто заполучит жирный кусок пирога под названием «Сибирь»? На эти вопросы сложно дать вразумительный ответ.

Определённую роль в антираспаде РФ сыграла политика тандема «Путин-Медведев». Они смогли прекратить расползание России в разные стороны, укрепили вертикаль власти, подняли страну с лежачего положения на одно колено. Но для сохранения территориальной целостности многонациональной России требуются новая национальная идея и чёткая стратегия будущего. Потому это всего лишь затишье перед бурей. Засасывание в бездну продолжается.

VI. Выводы

Распад крупнейшей страны мира приблизительно на 6-10 государств будет третьим и последним этапом крушения после Российской империи (1917-1922) и Советского Союза (1988-1991). Для территориального распада России существуют все необходимые предпосылки, но в ближайшие лет десять он не произойдёт, потому что это разрушение системы геополитического равновесия, рождение новых и обострение старых проблем в сопредельных странах, болезненный процесс выстраивания новой политической и цивилизационной вертикали. Центральную роль в распаде, вероятность которого при современном состоянии дел со временем будет увеличиваться, сыграют внутренние и внешние факторы.

Основными угрозами для ядерной сверхдержавы есть её богатые природные ресурсы и демографическая проблема, а главным геополитическим игроком — Китай. Как только он начнёт свою шахматную партию, в игру немедленно вмешаются Штаты, Япония и ЕС. Крушение России будет соответствовать историческим, этническим и культурным границам ранних лет по сценариям мусульмане-христиане, богатые-бедные и особенно чем раньше территория присоединена, тем быстрее она отделится. Именно поэтому вероятность распада России выше, чем Украины (приблизительно 30% и 20% соответственно). Учитывая темпы сокращения населения, ядерного потенциала в России и роста в соседних странах, степень китаизации и исламизации, факторы климатических изменений, модернизации вооружённых сил КНР и США, с высокой долей вероятности можно утверждать, что наиболее опасным периодом в истории РФ будут приблизительно 2025-2035 гг.

Но чтобы не говорили различные прогнозы, следует сделать ударение на одном факте: распадётся ли Россия или наоборот, сможет устоять, будет зависеть только от силы и качества политической российской элиты и, в первую очередь, от российского народа. Только россиянам решать, какой они хотят видеть в будущем свою Родину.

И напоследок. На ум невольно приходят известные слова второго президента Украины. Учитывая вероятность и масштабы пожара, который может разгореться на территории восточного соседа, нельзя не улыбнуться мрачной усмешкой: какое же всё-таки счастье, что «Украина — не Россия».

Юрий Лукшиц 21. 10. 2012.

Прим. ред. Данные этой статьи вполне совпадают не только с известным докладом ЦРУ, но и с работами российских ученых, среди которых выделяются своей основательностью публикации проф. Г.Г.Малинецкого, опирающиеся на математическое моделирование. Опасность целенаправленного разрушения России сегодня - не ниже опасности развала СССР в 1990 г. К числу предпосылок угрозы относятся: крайнее ослабление страны пресловутыми «реформами» и реформаторами, абсолютная деградация политической элиты, и негласная стратегия Запада, направленная на расчленение РФ. Риски в этом отношении огромны, и они нарастают, но ситуация пока еще не носит фатального, необратимого характера. Если патриотическим силам в госаппарате и вне него удастся блокировать либеральные группировки, представленные как во власти, так и в виде оранжевой оппозиции вместе с нацдемами, которые одинаково готовы к сдаче страны, то процесс еще можно остановить. Временнoе окно, отведенное историей на решение последней задачи, скорее всего не превышает года. "Наилучшие варианты распада" страны существуют лишь для ее врагов. Любые из них при реализации вызовут жертвы в десятки миллионов жизней. Самый оптимальный вариант - воврремя отвести в сторону руки убийц Отечества, как это делали не раз наши предки.

Россия — последний пережиток европейских феодальных и колониальных империй. Сегодня это архаичное территориальное объединение можно сохранить только с помощью сильного авторитарного режима. Однако он угрожает ближайшим и дальним соседям страны. Либеральную и экономически эффективную систему можно ожидать только после краха московского централизма и фрагментации страны на небольшие национальные объединения. Почему Российскую Федерацию можно считать пережитком империи, а не современным национальным государством?

Империя управляет другими самостоятельными единицами — народами или колониями. Национальное государство, напротив, образует один преобладающий народ и компактная территория, которую он не только контролирует, но и населяет. Империя нуждается в мощном централизме власти, который способен справиться с центробежными тенденциями регионов и народов. Ослабление центральной власти империи, как правило, приводит к ее дроблению, к утрате народов и территорий, на которых они проживают. Ослабление центральной власти в национальном государстве не влечет за собой подобных последствий.

Централизм власти в империи носит авторитарный, а не либеральный характер. Либеральные механизмы быстро ослабили бы властный централизм, и империя начала бы распадаться. Авторитарная власть полагается на конкретных людей, делегируя им часть полномочий, а они, в свою очередь, правят практически самовольно. Институты только помогают этой личной власти. Консолидированные национальные государства создают условия для самой эффективной, то есть либеральной, системы, которая работает по противоположному принципу: правят институты, а люди только осуществляют их власть, согласно установленным правилам.

Империя — это политическая вершина эры феодальной аграрной экономики села, а национальное государство, в свою очередь, отражает индустриальную экономику города. Современный национализм — это городской феномен, и на селе он не очень распространен. Для него нужна концентрация людей, до которых могут достучаться СМИ, ведь только тогда люди могут собираться, ощущать национальную солидарность и требовать самостоятельности. Поэтому империи после завершения аграрной эры хирели и уже не могли конкурировать в эффективности с небольшими индустриальными национальными государствами.

Московская центральная власть

Эра больших империй закончилась в начале, максимум в середине, 20 века. Проигранная Первая мировая война положила конец в 1918 году Габсбургской и Османской империи. Вторая мировая война приблизила распад таких колониальных империй, как Великобритания и Франция, а также небольших колониальных игроков, таких как Италия, Испания и Португалия. И только одну европейскую империю (царскую Россию) этот процесс обошел стороной благодаря большевистской революции, которая создала настолько репрессивный централизм, что он превзошел старый — царский.

Большевистский режим устранил национальные и либеральные силы, которые подтачивали европейские империи, и с помощью жесткой диктатуры законсервировал царскую империю вплоть до наших дней. Если бы тогдашнее относительно либеральное петроградское правительство одержало над большевиками верх, в последующие десятилетия оно все равно не справилось бы с центробежными тенденциями своих регионов на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Кавказе — так же, как это не удалось европейским империям.

Сталин директивно индустриализовал страну, и на начальной стадии этот процесс проводился централизовано. Сталин достиг временного экономического роста, которым воспользовался для укрепления военной мощи, поэтому его империя пережила нападение извне. Национализм, который сопровождает урбанизацию и индустриализацию, и который представляет собой смертельную опасность для многонациональной империи, Сталин заменил интернациональным марксизмом, служившим идеологической платформой для ликвидации любой оппозиции и угрозы внутри страны.

Россия, переименованная в Советский Союз, сохранила все атрибуты империи и, в первую очередь, сильный централизм Москвы, контролирующей огромные разнородные части на периферии. Целостность русской империи зависит от московской центральной власти, любое ослабление которой усиливает центробежные тенденции на периферии. Так было после революции 1917 года вплоть до 1921, а также после краха коммунизма при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине.

В 90-е года Россия утратила буферную зону безопасности в виде центральноевропейских сателлитов и внешний пояс собственной территории: Прибалтику, Белоруссию, Украину, Закавказье и среднеазиатские республики. Приход к власти авторитарного Владимира Путина был закономерен и необходим для сохранения целостности оставшейся империи. Если бы Путин не появился, Российская Федерация продолжила бы дробиться.

Дело Ходорковского

Необходимость экономической централизации империи подтверждает дело Ходорковского. Главное здесь не то, как этот российский олигарх получил свое состояние, и не то, как он платил налоги. Главное, что он был сибирским магнатом, который хотел выйти из-под влияния Москвы, построив нефтепровод в Китай силами своей нефтяной компании «Юкос». Предполагалось, что мощность трубопровода достигнет 600 тысяч баррелей в день, которые удовлетворили бы до 20% нужд китайского рынка того времени, кстати, самого быстро растущего рынка в мире.

В 90-е годы российских нефтепроводов на Дальний Восток не существовало. Государственный транспортировщик нефти «Транснефть» планировал строительство трубопровода к порту Находка, откуда поставки шли бы далее в Китай, Северную Корею и Японию. Но «Юкос» считал эту систему неэффективной, поэтому подготовил проект собственного нефтепровода (короче на две тысячи километров) в Китай, куда нефть можно было бы отправлять на более выгодных экономических условиях.

Подобный нефтепровод мог стать важным источником доходов и власти наряду с контролируемыми Москвой нефтепроводами, с которым он даже конкурировал бы. Становится ясно, что у огромных регионов Центральной Сибири тоже есть экономические интересы, которым препятствует Москва. Также проясняется вопрос о том, почему посредством одного монопольного предприятия она контролирует все нефте- и газопроводы, а также железнодорожные трассы.

Экономическая мощь России, а также связанная с ней политическая и военная мощь, зависит от экспорта полезных ископаемых. Больше страна ничего предложить не может. Поэтому сеть трубопроводов играет для России важнейшую роль, и контроль над ними гарантирует Москве сохранение целостности империи. Если Москва перестанет их контролировать, то тут же лишится власти, и тогда Российская Федерация распадется на три типа регионов.

К первой группе относятся регионы с запасами полезных ископаемых. Эти регионы очень разбогатели бы на добыче и экспорте, но ресурсы они продавали бы, исходя из критериев, отличных от нынешних кремлевских принципов.

Вторая группа регионов со стратегическим положением конкурировала бы за транзитные сборы от поставок этих полезных ископаемых, которые теперь ей бы не принадлежали. Разрешение на транзит служило бы инструментом давления в переговорах о цене на эти ресурсы.

У третьей группы регионов ничего из этого не было бы, и ей пришлось бы закупать полезные ископаемые по рыночным ценам. К этой группе относится Москва, нынешний центр империи.

Контроль над полезными ископаемыми имеет для Кремля принципиальное значение, поэтому ему пришлось устранить Ходорковского, который попытался нарушить эту монополию. В то время зарождающийся режим Путина еще не держал все экономические рычаги под полным контролем, однако его система безопасности и юстиция уже консолидировались, поэтому Кремль пошел на силовое решение. Ходорковский был арестован, осужден в ходе политического процесса и посажен в тюрьму. «Юкос» поделили между государственными компаниями, а проект его нефтепровода закрыли. Вместо него построили первоначально задуманный восточный нефтепровод в Находку.

Природа российского государства

Российская Федерация — не современное национальное государство. Скорее, она слеплена из разнородных территорий, культур и народов, объединенных насильно московским центром в XVI-XX веках. Или можно сказать, что Россия является европейской колониальной державой, которая до сих пор владеет обширными малонаселенными колониями в Сибири и на Дальнем Востоке. Свидетельствует ли русский центристский и авторитарный режим о том, что русские «не созданы» для либеральной системы? Гонят ли русских их суровые морозы к коммунитаризму, как предполагает, например, американский геополитический мыслитель Роберт Каплан?

Отнюдь. Несмотря на специфические качества, у русских есть все те же предпосылки для либеральной демократии, что и у других народов. Их авторитарный централизм связан не с национальным характером, а с природой российского государства. Оно ставит себе амбициозную цель — объединять разнородные и обширные части, ничего не предлагая им взамен. Нетрудно себе представить, чем закончились бы выборы с независимой кампанией всех политических сил, скажем, в Чечне. А ведь таких регионов в России много.

У мусульманских Дагестана и Татарстана уже есть сепаратистская традиция, но мощная тенденция к эмансипации давно проявляется и в тех регионах, где превалируют этнические русские. Например, в крупных городах Западной и Южной Сибири. У региона, прилегающего к Владивостоку, больше общих интересов с Японией, Кореей и Китаем, а полуостров Камчатка, в свою очередь, больше заинтересована в терминале для экспорта нефти в Японию, а возможно, и в США, чем в Москву, которая находится в восьми тысячах километров. Санкт-Петербург зависит от торговли со Скандинавией и Северо-Западной Европой, так что для него азиатская ориентация Кремля — только обуза.

Эти разные интересы нашли бы отражение в демократической политической конкуренции. И если в первой свободной предвыборной кампании темой отделения местные политические силы не воспользовались бы, то уж точно сделали бы это в ходе второй или третьей. Москва не может допустить создания либеральной системы, если хочет остаться центром империи.

Авторитарная централизация власти устарела, и, кроме внешней оболочки, в ней ничего не поменять. В либеральных режимах носителем власти являются институты, и люди конкурируют за то, чтобы их представлять. Правилами запрещается, чтобы все институты контролировал один человек или группа лиц. Институты поддерживают равновесие во власти. В авторитарных режимах, напротив, носителем власти является один человек, который делегирует ее другим субъектам. Институты в таком случае превращаются в формальный исполнительный инструмент этой личной власти. Реальным носителем власти является клан, который постепенно берет под контроль все институты.

Когда на верхушке пирамиды власти был царь, он окружал себя знатью, которой раздавал должности, торговые монополии, земли и другое имущество. Царь правил с помощью знати. Самостоятельно без нее он не мог управлять миллионами крепостных, а институты: правительство, парламент, суды — были всего лишь инструментом этой его власти. В коммунистические времена и при Путине архитектура власти осталась по сути той же. Генеральный секретарь коммунистической партии и авторитарный президент окружили себя лояльными людьми, посредством которых правят. В связи с этим встает проблема легитимности и лояльности.

Легитимность авторитарному правителю обеспечивает идеология: в случае генеральных секретарей — это марксизм-ленинизм, а в случае Путина — намного хуже проработанный консервативный национализм. Лояльность двора правитель может заслужить, только раздавая награды или запугивая. Сталин и лидеры Северной Кореи предпочитали делать ставку на страх наказания за нелояльность. Казни и жестокие наказания не особенно угрожали легитимности коммунизма. Идеология режима Путина более шаткая, и многолетние тюремные сроки могут пошатнуть его легитимность. Поэтому Путин делает ставку на вознаграждение.

Три мотива

В окружение Путина во власть входит несколько десятков человек, владеющих собственностью на миллионы и миллиарды, которые стали наградой за лояльность. Однако в авторитарном режиме их положение зависит не от законов, а от воли лидера, поэтому оно не гарантировано, как и собственность. В связи с этим путинская элита постоянно обдумывает, как сохранить собственность в случае опалы. У этой проблемы может быть только одно решение: собственность надо вывозить в страны, где нет авторитарного режима, и где действуют правила, то есть на либеральный Запад.

Поэтому туда и оправляются те, кто вступил с Путиным в конфликт, и там же втайне хранят свое имущество те, кто пользуется благосклонностью лидера, ведь им неизвестно, как долго она продлится. Так что нынешние санкции рассчитаны правильно. Они дают понять путинской «знати» (его окружению во власти): «Мы не позволим вам хранить ваше имущество у нас. Избавьтесь от царя или заставьте его передумать».

Почему Россия не является погруженной в себя авторитарной державой? Что заставляет ее расширяться?

Существует три мотива российской внешней политики, которая всегда была активной, а порой даже агрессивно экспансионистской. Первый — военный, второй — экономический, и третий — внутриполитический. Военный мотив заключается в том, что европейское ядро российской империи не имеет естественных географических границ. От Москвы равнина простирается почти вплоть до Германии. Единственной защитой может быть достаточно большая удаленность от России и создание буферной зоны безопасности, максимально удаленной от западной и южной границы РФ.

Кремлю не обязательно захватывать территории в этом регионе. У него есть и другие возможности превратить их безопасный военный плацдарм. Это касается как зависимой Белоруссии, так и относительно независимых стран, декларирующих свой нейтралитет, в частности Финляндии. Кремль также хочет насильно сделать своим плацдармом и Украину. Однако этот геополитический принцип теряет актуальность, и российские генералы, по всей видимости, уже не так боятся масштабного и затяжного военного похода из Европы на Москву, как во времена Наполеона или Гитлера. Тем не менее, держать НАТО как можно дальше от российских границ для них имеет смысл, пусть и меньший, чем прежде.

Продажа полезных ископаемых

Экономический мотив заключается в том, чтобы взять под контроль рынки и диктовать условия и цены при продаже полезных ископаемых. Когда российское государство является монопольным продавцом этих природных богатств, оно ведет себя так же, как любой частный монополист, который не хочет конкуренции и стремится оказывать доминирующее влияние, диктовать цены и таким образом максимально гарантировать себе будущее.

Главный экономический интерес России заключается в экспорте полезных ископаемых на богатый Запад, поэтому Кремлю нужна раздробленная Европа. Тогда в отношениях с каждой отдельной страной он занимал бы позицию сильнейшего. Объединенная Европа противоречит этим интересам, поскольку во взаимоотношениях с Евросоюзом Россия оказывается в положении слабого. Экономический мотив важнее военного, потому что приток денег в центр власти важнее для стабильности режима, чем какие-то абстрактные военные угрозы.

Внутриполитический мотив заключается в том, что для поддержания внутренней стабильности Москве нужно, чтобы в соседних государствах правили режимы, лояльные к ее центральному авторитаризму. Успешная либеральная система вблизи российских границ опасна для российского авторитарного режима, поскольку граждане могут захотеть взять с нее пример. Идеальное окружение — пояс из нестабильных и еще более бедных стран, среди которых Россия выделялась бы как стабильное и процветающее государство. Этот внутриполитический мотив российской внешней политики важнее всех других, потому что так называемые цветные революции могут смести Россию.

Геополитические силы

Российская империя всегда будет представлять собой угрозу или, по крайней мере, проблему для соседних с ней государств, в том числе Восточной и Центральной Европы. Российское влияние будет распространяться все дальше и дальше на запад, пока не столкнется с сопоставимой силой, которой является Германия или Европейский Союз. Русские, как и другие народы, в ценностном отношении нейтральны: они не плохие и не хорошие. Среди русских такой же процент милых и свободолюбивых людей, как и среди чехов, поляков или немцев. Но геополитические силы, которые влияют на российское государство, втягивают русских в спираль, из которой трудно выбраться, и действуют в ущерб интересам малых стран, расположенных между Россией и Германией.

Централистическая российская империя всегда стремилась к тому, чтобы во имя собственной внешней безопасности держать под контролем (военными средствами) пояс из восточноевропейских государств. Наиболее предпочтительной всегда была белорусская модель, то есть лучше, чтобы все эти государства входили в военно-политическое объединение, которым руководит Москва. Подобное положение для этих стран не было бедственным, и значительная часть населения даже поддерживала подобный союз.

Внутренние интересы безопасности Москвы всегда вынуждали эти страны к тому, чтобы их политическая система не слишком отличалась и не была экономически более успешной, чем российская. Постсоветские страны с успешной либеральной системой вблизи России оказали бы негативное воздействие на московский авторитарный централизм, который сохраняет целостность империи. Подобная система давала бы трудный ответ на вопрос внутренней оппозиции: «Почему у нас так не получается, если рядом это возможно?» Это способствовало бы росту напряженности. Авторитарная система оказалась бы под угрозой, и потребовалось бы репрессивное давление.

Еще одна проблема, связанная с либеральными системами в сфере интересов Москвы, заключается в том, что подобные системы дают избирателям возможность выбирать внешнеполитическую ориентацию страны, а это противоречит российским интересам. Поэтому подобные системы опасны для московского режима. С соседними странами Россия либо поддерживает дружественные отношения (все они диктатуры, начиная с Северной Кореи и среднеазиатских республик вплоть до Азербайджана и Белоруссии), либо конфликтует, как в случае Грузии, Украины и стран Прибалтики.

Разобщенная Европа

Стремление сохранить целостность России принуждает Москву к централизму, а он, в свою очередь, подталкивает ее к монопольному владению главными экономическими артериями, то есть трубопроводами. Монополия на экспорт природных ископаемых усиливает желание взять под контроль и рынки их сбыта, в том числе, Европу. Полностью подчинить ее себе с помощью ресурсов Россия не может, потому что Ближний Восток умеет добывать нефть и газ дешевле. Военными средствами завладеть Европой нереально, поэтому остаются только политические возможности, но и они нереализуемы.

Однако Россия может действовать как сильный игрок в отношениях с каждой европейской страной в отдельности. То есть завладеть европейскими рынками сбыта политическими средствами России мешает Европейский Союз. Поэтому российский централистический режим заинтересован в его расколе или, по крайней мере, значительном ослаблении. Разобщенная Европа с раздробленными национальными интересами дала бы возможность России налаживать отношения с каждой страной по отдельности. Так Россия смогла бы занять доминирующую позицию и оказать влияние на правительства европейских стран, чтобы они согласились на подписание долгосрочных контрактов о поставках энергоносителей по фиксированным ценам.

В каком же случае Россия могла бы наладить продолжительное и честное сотрудничество с Европой, не представляя для нее потенциальной угрозы? Только тогда, когда Москве будет уже не нужен централизм, который удерживает империю от развала. Это жестоко, но закономерно. Россия перестанет быть угрозой, только когда распадется на меньшие образования. Крах имперского централизма позволит странам-преемницам выстроить более эффективную экономику и меньше зависеть от добычи полезных ископаемых, тем самым стимулируя экономический рост.

Страны-преемницы

Более подробно описывать подобную фрагментацию — значит только предполагать, потому что время для нее еще не пришло, а кроме того, трудно себе представить, какими будут эти страны-преемницы. Но они могут появиться уже скоро. Многие аналитики утверждают, что после завершения правления Путина Российская Федерация начнет дробиться. Например, в 2013 году путинский узник Ходорковский заявил, что российскому режиму осталось максимум десять лет, а американский политолог Джордж Фридман предположил, что конец наступит уже после 2020 года.

К тому времени московскому руководству будет уже трудно ужесточать репрессии, если экономика уровень жизни продолжат стагнацию, а в мире будут развиваться современные технологии и свобода коммуникации. Уже сейчас режим Путина не может позволить себе жестких массовых репрессий, и Кремль не закручивает гайки, а, скорее, таскает горячие каштаны из огня. Это не может продолжаться до бесконечности — рано или поздно какой-нибудь каштан «сгорит», скорее всего, где-нибудь в регионе, что вызовет недовольство, которое дискредитирует и ослабит московский авторитарный режим. Это будет началом конца для современной Российской Федерации.

Запад опасается нестабильности на столь огромной территории, поэтому он будет помогать кремлевскому лидеру сохранить единство. Но так же, как в 1991 году, все усилия будут тщетны. Местные освободительные силы окажутся сильнее, а кроме того, их будут поддерживать такие державы, как Турция, Иран, Китай и Япония, которые увидят для себя шанс вовлечь новые государства в сферу своего влияния.

Страны-преемницы столкнутся с новыми и непривычными реалиями. Однако отсутствующий экономический хребет, прежде координированный Москвой, позволит повысить эффективность местных экономик, что может мотивировать некоторые из них, например, Ленинградскую область, к выбору более либерального правительства, чем прежнее. Почти на сто лет запоздавший распад империи упростит жизнь Европе и самим русским.

Подпишитесь на нас


Россия – это искусственная страна, которая была создана в результате оккупации и завоевательных войн за последние 300 лет, которая на огромной территории объединяет народы, которые абсолютно ничем не связаны.

Что может объединять чукчу и чеченца?, Ни культура, ни история, ни антропологический тип, ни климат – ничего абсолютно.

Первый этап распада России произойдет уже в 2017 году, когда недовольство всколыхнёт Северо-Кавказский регион на фоне глубокой стагнации в российской экономике. Активную поддержку новоиспеченным государствам будет оказывать Турция.

Первой отделится Чечня – самый моноэтнический регион России с минимумом русского населения. После прекращения вливания средств из Москвы для Чечни, и так во многом фактически независимой, исчезнет дальнейший смысл считаться частью России на бумаге. Чечня станет сильным военным государством, региональным гегемоном на Кавказе.

Дагестан отделится от России также в числе первых, сразу после Чечни. Дагестан в 19-м веке породил самого опасного противника России – мюридов Шамиля (для войны с Шамилем каждая семья России отправила на войну солдата или офицера, среди которых писатели Лермонтов и Лев Толстой). 3 миллиона человек, из которых всего 3% русских, не дают никакого шанса Москве властовать над этим регионом в будущем. Дагестан примет ваххабитскую идеологию для борьбы с коррупцией и казнокрадством.

Еще одно государство на Кавказе – Кабарда – родится при объединении Карачаево-Черкессии с Кабардино-Балкарией и Адыгеей . В Кабардино-Балкарии большинство составляют кабардинцы (черкесы). Население – чуть меньше миллиона. Кабардино-Балкария станет основой нового мусульманского государства на Кавказе. Адыгея, имея население всего 440 тысяч человек, не может претендовать на статус отдельного независимого государства, поэтому присоединиться к Кабардино-Балкарии. Большинство в Адыгее составляют русские, адыгов (черкесов) всего четверть, тем не менее, возможен исход русского населения с территории Адыгеи. В Карачаево-Черкессии живет 470 тысяч человек, большинство из них - карачаевцы (мусульмане). Все они войдут в новое государство на Кавказе – Кабарду. В 18-19 веках мужественная Кабарда 80 лет противостояла российской агрессии – дольше, чем любой другой народ Евразии.

Ингушетия , ввиду малочисленности населения (300 тысяч), присоединится к Чечне.

Северная Осетия , где 65% составляют осетины, воссоединится с Южной Осетией и составит новое государство – Алания, но с великой тысячелетней историей. Предки осетин аланы – создатели постантичной Европы. Они воевали в Африке, Испании, Галлии, Балканах и на Ближнем Востоке. Аланы храбро противостояли Орде. Для расправы и уничтожения Алании ордынские ханы активно привлекали московских рабов.

На все северо-кавказские мусульманские государства большое влияние будет оказывать Турция. Для защиты от России эти государства вступят с Турцией в военно-политический союз. Цель Турции – отрезать Россию от Черного моря для гарантий безопасности всех энергетических и торговых связей между Азией и Европой.

Абхазия вернётся к Грузии.

Для ослабления кавказских государств и противодействия росту влияния Турции ФСБ создаст в горах Кавказа террористическое теократическое государство – ИГИЛ, с которым не смогут справиться даже кадыровцы.

В 2018 году пройдет вторая волна распада России - восстанут нефтегазовые регионы России.

Тюменская область с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами как главный из нефтегазовых регионов станет независимой и сама будет торговать своей нефтью.

Коми , как нефтегазовая республика, тоже отделится очень быстро, чтобы не делиться с Москвой доходами от нефти и газа. Все они обратятся за военной помощью США, которые возьмут их под своим протекторат для регулирования цен на углеводороды в мире.

После отделения Тюменской области начнут отделяться зауральские регионы России. Они начнут понимать, что преобразование в независимые государства позволит снять с них бремя антироссийских санкций и вывести на новый уровень международную торговлю, способствующую развитию экономики региона. Они также будут равняться на США для противодействия влиянию Китая.

Тува , где большинство составляют тувинцы, одной из первых объявит о независимости в 2018 году. Тува до 1944 года была независимой Тувинской Народной республикой, в 1944 году присоединилась к СССР, поскольку опасалась, что Китай начнет претендовать на ее территорию. Китай не признавал Тувинскую Народную республику. В этот раз Китай ее поддержит. Потому что рано или поздно эта территория вернется в Китай. Тува будет независимой не более 15-20 лет.

Якутия , где большинство составляют якуты, станет отдельным государством. Впоследствии Якутия станет одним из приоритетным направления эмиграции китайцев.

Камчатский край объединится с Чукотским АО , Магаданской областью и северной частью Хабаровского края , которая в отличие от южной не отойдет Китаю. Это государство будет находиться под влиянием США и иметь тесные связи с Аляской и Канадой.

Южная часть Хабаровского края станет территорией КНР. Забайкальский край также отойдет к Китаю. Еврейская автономная область с центром в городе Биробиджан войдет в состав Китая. Китай быстро заселит свои новые территории и китайское население станет преобладающим на этих территориях. давно экономические связи с Китаем сильнее, чем с Россией из-за плохого транспортного сообщения.

Приморский край с административным центром в г. Владивосток станет независимым русским приморским государством. Независимость Приморью будет гарантирована Японией и США. Жители Приморья наконец смогут начать жить нормальной жизнью, выезжая на заработки в Японию, Аляску и Канаду.

В Бурятии - 30% бурятов и 65% русских. Тем не менее, удаленность от Москвы делает данную республику уязвимой к восстаниям и обретению независимости. Бурятия может также присоединиться к Китаю.

Треть населения Алтая составляют алтайцы - народности, близкие к монголам. Их численность увеличивается с каждым годом, и к 2018 году их будет уже 38%. Тем не менее, население Алтая совсем небольшое. Если даже Алтай обретет независимость, то его в будущем поглотит Китай или Монголия.

Красноярский край объединится с Иркутской областью и станет одним из крупнейших по площади на территории бывшей России государством: Красноярской народной республикой со столицей в городе Красноярск.

Остров Сахалин с Курильскими островами вернется Японии.

Омская область объединится с Новосибирской , Томской и Кемеровской и будет новое государство. Как вариант, часть Омской области отойдет Казахстану.

В Хакасии население небольшое – всего 530 тысяч, из них хакасов – всего 12%, так что Хакасию скорее всего ждет присоединение к Красноярской Народной республике , а не независимость.

Амурская область отойдет Китаю.

Алтайский край (не путать с Алтаем), где большинство населения – русские, будет независимым. 2,3 миллиона населения – достаточно для отдельного государства.

В 2020-2025 гг. продолжится распад России. Перемены заденут и европейскую часть России.

Сначала отсоединится Чувашия , где 2/3 населения составляют чуваши. Республики Марий Эл и Мордовия присоединятся к Чувашии.

Карелия вернется в Финляндию и в разы улучшит свой уровень жизни.

В Татарстане проживает почти 4 миллиона человек, больше половины из которых – татары, исповедующие ислам. На данный момент национализм в Татарстане задушен мощными дотациями. При прекращении дотаций Татарстан станет независимым исламским государством, дружественным с Турцией. Турция будет активно поддерживать независимость всех тюркских народов на территории бывшей России, для того, чтобы новоиспеченные страны в дальнейшей вошли в зону турецкого влияния.

В Ульяновской области достаточно высокий процент татар. Возможно присоединение этой области или ее части к Татарстану.

В Башкортостане по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: русских — 36,1 %, башкиров — 29,5 %, татар — 25,4%. Можно увидеть, что большинство – это не русские, а исповедующие ислам суннитского толка башкиры и татары. Ситуация в Башкортостане аналогична Татарстану: снижение объема дотаций может привести к вспышкам национализма. Башкортостан отделится от России еще до 2021 года. 4 миллиона человек достаточно для формирования стабильного независимого исламского государства. Возможно, это будет общее государство Башкортостана и Татарстана.

Пермский край с населением 2,6 миллионов человек тоже отделится как один из нефтегазовых регионов.

Часть Пензенской области может отойти Мордовии, которая войдет в состав Чувашии.

Удмуртия с населением 1,5 миллиона человек станет отдельным государством.

Краснодарский край станет отдельным государством либо присоединится к Украине. С 5,5 миллионами человек Кубанская народная республика станет одним из мощнейших государств в кавказском регионе. В 1918-1920-м годах Кубанская народная республика противостояла как большевикам, так и белогвардейцам. Для борьбы со внешними угрозами кубанцы призовут Вооружённые Силы Украины, которые на её территории создадут военные базы для контроля.

Крым вернётся домой в Украину. Произойдёт все безболезненно, т.к. население уже является гражданами Украины, просто однажды сменят флаги. В Севастополе разместится база НАТО, а ряд районов получит статус крымскотатарской национальной автономии, что уже было в 20-х годах 20-го века. Турция и Израиль получат возможность проводить здесь свои программы, а жители, после нескольких лет нескончаемого кризиса наконец увидят, что живут в географическом центре цивилизации, а не в захолустье «русского мира». В составе Украины Крым станет вторым Гонконгом.

В Украину также вернётся Лугандония , но ей повезёт меньше - на месте когда-то мощного промышленного центра останется погост. Мёртвые города станут популярным местом паломничества международного туризма по культурно-ознакомительной программе «Они просрали всё». Репарации на восстановление Донбасса будут взиматься со всех регионов России по специальной программе ООН.

Приднестровье вернётся к Молдове. Первое время там будет находиться миротворческий корпус Украины. После десоветизации Приднестровье интегрируется в Молдову как украинская культурная автономия. В случае же воссоединения Молдовы и Румынии Приднестровье вернётся к Украине, от которой она была отделена в 1924-м году.

Астраханская область отойдет Казахстану.

Челябинская область с населением 3,5 миллиона человек станет независимой. Курганская область присоединится к Челябинской.

Самарская область объединится с Оренбургской и будет отдельным государством.

Свердловская область с 4,3 миллионами населения станет независимой. Ее столицей станет Екатеринбург или Нижний Тагил.

В Калмыкии – большинство населения составляют калмыки, но у калмыков проблема в слишком небольшой численности населения (всего 280 тысяч человек). К Дагестану Калмыкия не присоединится из-за религии. Калмыки исповедуют буддизм, а не ислам. Возможно, независимость, возможно, Калмыкия останется в составе России.

Ставропольский край станет отдельным государством, но слабым. Территория Ставрополья станет ареной непрекращающихся боевых действий между кавказскими группировками, правительственными и неправительственными отрядами. Время от времени туда будет заходить контингент ВСУ и проводить полицейские операции под флагом НАТО, но после его ухода всё будет повторяться до полного опустошения и исламизации края.

Калининградской области повезет больше всех: она интегрируется в ЕС как новое балтийское государство под протекторатом Германии. Потомки бежавших в 1945-м году жителей области вернутся в страну. Столицу по программе десоветизации переименуют в Кёнигсберг.

Мурманская область станет частью Норвегии.

Архангельская область вместе с Ненецким автономным округом , где тоже есть нефть, также станет независимым. В тех бывших регионах России, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану, будет создаваться инфраструктура для северного морского пути, что значительно сократит морской путь из Китая в Европу. На этих территориях будут построены военные базы Британии и США.

В Санкт-Петербурге и части прилегающей к Финляндии области будет провозглашена Ингерманландская народная республика , куда будут введены войска НАТО в обмен на неприменение к ней репараций за Крым и Донбасс. Петербург получит статус «жертвы режима» и «вольного города» под совместным протекторатом Германии и Финляндии с правом независимой от России внешней политики (хотя учитывая, что это родина Путина, не факт, что отвертятся от репараций).

Остальные области – Ленинградская , Вологодская , Кировская , Владимирская , Волгоградская , Воронежская , Ивановская , Калужская , Кемеровская , Костромская , Липецкая , Псковская , Смоленская , Брянская , Курская , Белгородская , Московская , Нижегородская , Новгородская , Орловская , Ростовская , Рязанская , Тамбовская , Тульская , Ярославская , Саратовская – к 2025 году останутся еще в составе России.

Проводить прежнюю экспансию на Запад Россия уже не сможет. Союзные войска Украины и США будут введены в Беларусь, которую подвергнут десоветизации и поставят во главе демократическое правительство…

Ряд западных областей России также будут оккупироваться войсками Украины, где будет создан пояс безопасности перед Стеной по образцу Израиля. Территория будет демилитаризирована под неусыпным контролем колониальных мобильных патрулей ВСУ и дроидов, наносящих удары по любому скоплению техники или бандформирований.

Население оставшейся России составит около 70 миллионов человек, в два раза меньше, чем нынешнее население. При этом площадь территории составит всего 16% от нынешних показателей. Россия уже не будет крупнейшим государством мира. Ее территория будет меньше территории Казахстана.

Обнищавшее население с полностью вымершим селом, с голодающими городами, терроризируемыми бандами «русского мира», будет искать любую возможность эмигрировать в Украину, перебравшись через Стену, чтобы получить вид на жительство в Шенгене…