Понятие и виды социальных кризисов статья. Понятие кризиса и основные виды кризисов

Особенности и виды кризисов


Введение


Кризис (в переводе с греч. - «решение, поворотный пункт») - крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.

Понятия кризиса и антикризисного менеджмента тесно связаны с управлением рисками и понятием «риск». Кризис-менеджмент всегда предполагает оценку и учет возможных рисков при принятии любого решения, особенно если эти решения принимаются в условиях явного проявления признаков кризисной ситуации.

Кризисное состояние системы приводит к ослаблению жизненных сил системы, дисбалансу, невозможности достижения ранее поставленных целей. Кроме того, разрушаются отдельные элементы и подсистемы. Тем не менее кризисы нельзя однозначно оценить как негативное или даже губительное явление. Естественно, они не могут происходить без определенной напряженности, вызванной, например, противоречиями между технологией и окружающей средой, между уровнем технологий и квалификацией персонала и т. п. Но в конечном итоге при правильном выборе антикризисной программы и последовательной и полной ее реализации они приводят к стабилизации на новом витке развития.

Для выполнения данной работы были использованы труды отечественных авторов таких как: Евграфова И.Ю., Балашов А.П., Короткова Э.М., Орехов В.И., Бабушкина Е.А.


1. СУЩНОСТЬ КРИЗИСА


1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ


Причины кризисов признаны многообразными и взаимосвязаны, поэтому ученые рассматривают их в различной классификации.

Теория катастроф (природные и социальные катастрофы, Т. Постон, И. Стюарт, В. И. Арнольд). Основная причина возникновения кризиса - неожиданные и непредвиденные события во внешней среде системы (глобальные изменения в окружающей среде, политический кризис в государстве, скачкообразные изменения валютного курса, радикальные изменения в законодательстве и т. п.).

Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин, А. Л. Чижевский). С этой точки зрения кризис - это определенный, закономерный этап в циклическом развитии системы. По К. Марксу основная причина периодических кризисов капиталистического способа производства заключается в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собственниками средств производства.

Инновационная теория Й. Шумпетера считает причинами кризисов недостаточное количество нововведений или несвоевременность их внедрения. К кризису может привести также и избыточное количество нововведений при запаздывающем росте квалификации персонала.

Монетарная теория экономических циклов рассматривает их как следствие экспансии неподтвержденных банковских кредитов.

Основной причиной кризисов можно считать противоречие между производительным и непроизводительным трудом, производством и потреблением, системой и внешней средой. Натуральное хозяйство содержало минимальный набор предпосылок для возникновения кризисов. Прямая связь между производительным и непроизводительным трудом, отсутствие товарно-денежных отношений предполагают кризисы, обусловленные в основном воздействием внешней среды (природными неблагоприятными событиями и катаклизмами) и, следовательно, имеющие случайный и непредсказуемый характер.

Развитие товарно-денежных отношений, разделение труда, развитие и углубление специализации и кооперации создают и усиливают противоречия между управлением и производительным трудом. Переход от простого товарного производства на уровень кооперации и мануфактуры! создает предпосылки для возникновения локальных кризисов, но не превращает их в необходимость. Кризисы носят локальный характер и разрешаются за счет внутренних резервов саморегулирующейся системы.

Обусловленные объективными причинами спады и подъемы производства приводят к периодическому возникновению экономических кризисов, ставшему предметом изучения в теории циклов (К. Маркс, Т. Мальтус). В соответствии с ней, существуют большие циклы в развитии социально-экономической системы (48-55 лет) и малые (8-10 лет). Известные нам кризисы укладываются в эту теорию и могут быть отнесены к 4 циклам, содержащим понижающие и повышающие волны развития.

Й цикл (1787-1851 гг.). В понижающую волну этого цикла попадают кризисы 1825 г. в Англии, 1836 г - США и Великобритании, 1847 г. - общеевропейский кризис.

Й цикл (1851-1896 гг.). В этот цикл попадает кризис 1857 г., глубоко поразивший экономику многих стран и отнесенный к категории всемирных кризисов. Кризис 1873-1878 гг. охватил Европу и США и был более длительным, чем предшествующие.

Й цикл (1896-1950 гг.). Это всемирные кризисы 1900-1903, 1907, 1920 гг. В этот же цикл попадает и период «Великой депрессии» 1929-1933 гг., охвативший весь мир и глубоко поразивший экономику США.

Й цикл (1950-е гг., возможно, до настоящего времени). Характеризуется очень высокими (иногда экспоненциальными) темпами развития во всех подсистемах социально-экономических систем.

Эффективная работа на рынке предполагает прогнозирование причин экономических кризисов. Причины породившие кризис, вносят также существенные поправки в спрос на валюты и оказывают влияние на индексы, используемые в анализе торгов.

Процесс воспроизводства в капиталистических странах систематично, где-то через каждые 8-12 лет переживает острые нарушения экономического равновесия, выражающиеся в трудностях реализации товаров, резком падении объема производства, росте безработицы, сокращении капиталовложений, потрясениях кредитной сферы. Этим явлениям дали название экономических кризисов перепроизводства.

Абстрактная, или формальная, возможность экономических кризисов лежит в функциях денег как средства обращения и средства платежа. Однако вероятность кризисов не означает их неизбежности. Товарно-денежная форма хозяйства появилась много тысяч лет назад, но периодические кризисы появились лишь при капитализме. Только противоречия, характерные этому общественному строю, сделали их необходимыми.

Глубинная причина таких кризисов обстоит в основном противоречии капитализма: между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, из которого исходят все остальные экономические противоречия буржуазного общества.

Главное противоречие капитализма выражается в столкновении между условиями производства и условиями реализации прибавочной стоимости. Масштабам производства мешают лишь производительная сила общества, а возможностям реализации - пропорциональность различных отраслей производства и потребительная сила общества, определяемая нe абсолютной потребностью, а платежеспособным спросом.

Одно из выражений основного противоречия - конфликт между производством и потреблением, между степенью, производства и возможностью рынка поглотить созданные товары. Из природы капитализма исходит тенденция к безграничному расширению производства.

Нацеленность на получение прибыли вынуждает расширять выпуск продукции, постоянно совершенствовать технику и технологию, чтобы не погибнуть в конкурентной борьбе. Потребность в уменьшении издержек производства при борьбе с конкурентами заставляет всех предпринимателей ограничивать рост заработной платы. В результате наращивание производства не происходит одновременно с соответствующим расширением личного потребления. Для сглаживания конфликта между производством и потребительским спросом, а также для оснащения рынка труда рабочей силой требуемого качества буржуазное государство идет на значительные социальные расходы.

Сегодня кризис представляет собой следствие кредитной экспансии. Он является неизбежным результатом предшествовавшего кризиса.


2 РАЗНОВИДНОСТИ КРИЗИСОВ


Кризисы социально-экономических систем можно классифицировать, во-первых, по масштабам. Их можно определить как глобальные, национальные, региональные и локальные. Глобальный кризис охватывает всю социально-экономическую систему на планетарном уровне. Национальные и региональные кризисы развиваются в пределах одной страны или региона. Локальные кризисы возникают в пределах одной или нескольких социально-экономических подсистем.

По глубине охвата процессов, происходящих в системе, кризисы можно подразделить на микро- и макрокризисы. Обострение одной или нескольких проблем в социально-экономической системе является признаком микрокризиса. Макрокризис поражает все стороны, характеристики и аспекты существования и жизнедеятельности системы.

Кризисы также классифицируются по сферам их проявления и развития.

Экономический кризис - это результат обострения противоречий в экономической подсистеме целой страны, региона или отдельного предприятия. Характеризуется недопроизводством, перепроизводством, проблемами распределения ресурсов и т. п.

Экологический кризис возникает при разрушении экологической среды, ее загрязнении и ухудшении жизненных условий для человека.

Социальный кризис возникает при деградации или даже разрушении социальной структуры, что приводит к обострению противоречий между социальными группами, ухудшению качества жизни.

Политический кризис объединяет кризисы в политической сфере деятельности. Эти кризисы бывают внешнеполитическими и внутриполитическими. Для внутриполитических кризисов характерны кризисы власти, обострение противоречий в структурах политического управления.

Организационный кризис затрудняет или делает невозможной интеграцию системы в единое целое при сохранении организационных структур отдельных ее подсистем. Ярким примером является отделение административных единиц внутри системы.

Психологические кризисы обусловлены неустойчивым психологическим состоянием индивидуума под влиянием внешних и внутренних факторов.

Причины кризиса можно разделить на природные, экологические и общественные.

С точки зрения антикризисного управления очень важно классифицировать признаки кризиса, определить их оптимальный набор, позволяющий оценить ситуацию, своевременно индуцировать приближение кризиса, оценить его возможные последствия и выработать программу выхода из кризиса. При этом следует учитывать, что опасность кризиса существует всегда, хотя бы в силу существования случайных непредсказуемых кризисов, и помнить, что кризис не только может оказывать негативное влияние на развитие системы, но и быть генератором качественной позитивной ее трансформации, перехода на следующий, более высокий уровень ее развития.

Система управления любой социально-экономической системы (в принципе саморегулируемой) призвана обеспечить наиболее эффективное и наименее затратное ее развитие. Поскольку предполагается, что выход из кризиса - управляемый процесс, важно своевременно распознать наступление кризиса, а в идеале прогнозировать его наступления с максимальной вероятностью. От этого зависит успех антикризисной программы на всех уровнях.

На макроэкономическом уровне к признакам кризиса можно отнести падение основных экономических показателей системы, таких как ВВП, объемы промышленного производства, рост инфляции, гиперинфляция, массовые банкротства и т. д. На микроэкономическом уровне (в масштабах предприятия, организации) следует рассмотреть такие показатели, как значение коэффициента текущей ликвидности, значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, наличие убытков по итогам основной деятельности, наличие убытков по итогам финансово-хозяйственной деятельности, значение коэффициента утраты (восстановления) платежеспособности, оценка динамики показателей группы рентабельности, оценка тенденции развития производственного потенциала, показатели деловой активности, наличие планов стратегического развития, формат и качество учетной политики, наличие корпоративной культуры.

Кризис как этап крайнего обострения противоречий в экономике страны или отдельного предприятия, компании отражает наиболее острые проблемы системы. Это может быть кризис перепроизводства, недопроизводства, кризис реализации товаров и услуг, кризис взаимоотношений контрагентов на рынке, вызванный или приводящий к кризису неплатежей и, как следствие, к банкротствам. Кризис на макроэкономическом уровне характеризуется снижением ВВП, деловой активности, экспоненциальным ростом инфляции, безработицей, снижением доходов и жизненного уровня населения. Представляется важным выделить кризис финансовой подсистемы. Это острое противоречие между требованиями к ней на новом уровне развития экономики и объективным консерватизмом финансовых структур.

Особенность кризиса социально-экономической системы вследствие тесной, органической взаимосвязи элементов, процессов и подсистем состоит в том, что даже микрокризисы в подсистемах имеют тенденцию распространения на всю систему. Невозможно разрешить локальную проблему отдельно взятой подсистемы при возникновении объективных предпосылок кризиса всей системы.

Другой особенностью является объективная цикличность кризисов. Развитие социально-экономической системы происходит по спирали, и кризис является переломной точкой в развитии, когда становится неизбежным переход количественных изменений, накопленных на предыдущем этапе, в их новое качество.

Динамика развития экономического кризиса может быть представлена в виде 4 фаз:

) латентная, или скрытая, фаза. В это время предпосылки кризиса уже существуют, но не имеют яркого внешнего выражения. В это время возможен расцвет производства и потребления на завершающем этапе стабильного развития;

) экстремальное обострение накопленных противоречий, падение показателей социальной динамики, проявление кризисных процессов, скрытых на первом этапе;

) некий стабилизационный период в низшей точке траектории развития кризиса, на пределе выживания для значительной части общества, когда для него основной задачей становится выживание в надежде переждать кризис. На этом этапе развития кризиса происходит расслоение общества по типам активности. Наряду с группами, пассивно переживающими ситуацию, появляются и социально активные, часть из которых ищут эффективные способы выживания;

) фаза проявления реальной возможности разрешения кризиса. Завершен процесс адаптации к кризису, кризисные процессы смягчились благодаря локальной стабилизации подсистем, определены основные программы выхода из кризиса. Происходят реструктуризация и обновление основных подсистем, усиливаются позитивные и оптимистичные настроения, улучшаются показатели социальной динамики.

С точки зрения теории антикризисного управления (Р. Акофф, Э. А. Уткин), основная причина кризисов кроется в неэффективном управлении. В эту достаточно общую категорию можно отнести и ошибки и преступления старой элиты (в соответствии с теорией элит М. Вебера), и недостаток или избыточность нововведений (инновационная теория), и психологические трансформации и флуктуации в сознании людей в процессе их эволюционного развития, и др.

цикл риск кризис кооперация


2. Выход из кризиса


1 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Под антикризисным управлением понимается управление, направленное на предотвращение или приостановление опасности кризиса, включающее в себя анализ состояния и выявление мер, направленных на снижение уровня кризиса и дальнейшее его не возникновение.

В первую очередь необходимость антикризисного управления обусловлена человеческим фактором, манерой поведения людей в условиях кризиса.

Человек вынужден искать средства для выхода из сложившейся кризисной ситуации, принимать важные решения, использовать опыт предшественников. Помимо этого, социально-экономическая система позволяет предвидеть кризис и предпринять все меры для его предотвращения. Самыми опасными являются кризисы, которые не удалось предвидеть.

Необходимость антикризисного управления заключается в том, чтобы преодолеть возникший кризис либо с помощью мер смягчить последствия данного явления. Это главная задача человека и предприятия. Для ее осуществления необходимо прибегать к основным механизмам антикризисного управления, тем самым обеспечив себе защиту. Механизм по предотвращению кризиса должен постоянно совершенствоваться.

Необходимость использования антикризисного управления также объясняется и целями развития. Приведем пример: при появлении кризисной ситуации в области экологии, когда опасность будет угрожать здоровью человека и окружающей среде, необходимо будет искать новые средства антикризисного выхода и применения новых технологических процессов. Все технические проблемы принято начинать с управления.

В экономике антикризисного управления необходимо осуществление и принятие новых процессов производства и конверсии. Проблемы антикризисного управления связаны:

) с распознанием предкризисной ситуации. Это очень сложно - предвидеть кризис и предпринять все возможные меры для его ликвидации. От данного этапа зависит дальнейшая деятельность;

) со сферами деятельности предприятия. В первую очередь это проблемы жизнедеятельности. Для решения этой проблемы используют всевозможные средства, миссии и методы выхода из кризиса. Данная группа имеет финансово-экономический характер;

) с проблемами прогнозирования надвигающегося кризиса и поиска вариантов для его предотвращения;

) с поиском выхода из кризисного состояния путем инвестирования, решения проблемы банкротства с помощью конфликтологии.

Антикризисное управление основано на социально-экономической системе, которой присуще наличие объекта и предмета управления. Под предметом понимается совершение человеком определенной деятельности по разрешению сложившихся проблем, которая происходит в процессе управления.

Факторы могут быть как реальные, так и предполагаемые. Каждое управление на определенном этапе своей деятельности находится в кризисном или антикризисном положении.

Смысл антикризисного управления выражается в следующем:

) любой кризис можно предвидеть, ожидать или вызвать;

) кризис можно ускорить, отодвинуть или предотвратить;

) к кризисному положению можно подготовиться;

) любой кризис можно смягчить;

) для управления кризисом используют ранее приготовленные подходы и меры;

) кризисная ситуация может выйти из-под контроля.

Кризисы различны по своему происхождению, поэтому меры по их предотвращению тоже различны. Все системы по предотвращению этого явления отражены в процессах и механизмах управления. Однако не все разработанные средства оказывают ожидаемый эффект в кризисной ситуации.

Антикризисное управление всегда сопровождается повышенной эффективностью, которая обусловлена ростом потенциала, способностью позитивных изменений и рационального использования имеющихся в наличии ресурсов. Изменение потенциала может привести к появлению кризиса.

Каждое антикризисное управление может быть как эффективным, так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления запланированных мероприятий.


2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ


Предприятие является для государства основным макроэкономическим потенциалом. Основные социальные цели реализуются через аппарат домохозяйства.

Важнейшими целями для всех хозяйствующих субъектов являются стремление к устойчивому функционированию, увеличению уровня жизни в странах, осуществлению равенства, защита свободы личности и обогащение культурной жизни.

Монополия, вмешательство государства и государственных органов власти, инфляция и внешние факторы влекут за собой нарушение равновесия развитого хозяйственного субъекта. Нарушение равновесия приводит к кризисной ситуации.

Главным условием при исследовательской деятельности менеджеров, государственного аппарата управления для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций является выявление и рассмотрение причин, связанных с подъемом производства.

Важная роль при регулировании кризисной ситуации принадлежит таким обстоятельствам и предпосылкам, как:

) устаревшее мышление, избавиться от которого невозможно при отсутствии эффективной системы образования и открытости внешнему миру;

) груз старых приоритетов;

) старые страхи, ведущие к оборонительной реакции.

В современной мировой экономике выделяются следующие пути выхода из кризисного положения:

) поиск инноваций, содействующих экономическому росту. В рамках предприятия проводят ряд преобразований: определяются внутренние формы организации и разрабатываются системы конкуренции;

) поиск условий распространения инноваций. Определяют факторы, способствующие в условиях кризиса распространению инновационных процессов, являющиеся важным и основным критерием в сложившейся ситуации;

) определение различий между локальными и глобальными изменениями. Необходимо различать дополнительные инновации в рамках существующей логики нововведений и структурные изменения, затрагивающие саму эту логику;

) установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Главная роль отведена определению состоятельности и эффективности в проведении преобразований исходя из логического и социального плана. Анализируют, как конфликты повторяются в течение времени в условиях микроэкономического уровня;

) организационно-структурные новшества. Данный метод направлен на укрепление административного механизма.

Основной и наиболее важной целью каждого государства является регулирование экономики, обеспечение ее стабильности и благосостояния.

Для осуществления социальных факторов и получения от этого максимального результата необходимо следующее:

) развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения законов;

) постоянный государственный мониторинг и анализ возможных последствий принимаемых властями решений.

При реформировании должны осуществляться предварительная оценка социальных последствий, смягчающие меры при негативном исходе. Для этого требуется разработка нового подхода разрешения социально-экономических процессов, в которых необходимо учесть все факторы риска и принять наиболее эффективное решение.

Государство, владея промышленным и финансовым капиталом, имеет заинтересованность в расширении процесса воспроизводства. От воздействия и мер, принимаемых государством, зависит доходность в целом.

Функции государства в управлении реализуются в таких сферах, как:

) предприятия федерального подчинения. На основании Гражданского кодекса РФ в целях контроля собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления. Таким образом, при правильном подходе появляется возможность мониторинга финансового состояния на предприятии;

) государственная доля акций на предприятиях с государственной долей участия в уставном капитале не подлежит продаже. Следовательно, включение представителей государства в органы управления этих предприятий оказывает на данные организации непосредственное воздействие;

) в государственной собственности имеется золотой фонд, который имеет цену и постоянно функционирует;

) государство осуществляет регулирование отношений собственности в регионах.

Вследствие невозможного автоматического регулирования экономики все социальные и экономические интересы общества приводят к вмешательству государства в экономическую систему. На основании нормативно-законодательной деятельности государство проводит финансовое регулирование в сфере производства и занимается перераспределением и учетом доходов.

Нормативно-законодательная деятельность.

Деятельность предприятия, регламентируется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и законами (как то: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от

октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т. д.). Каждый Закон ориентируется и направлен на определенный аспект деятельности и другие не рассматривает.

Важную роль занимает государственное нормативное регулирование в кризисной ситуации.

Финансовое регулирование - включает в себя денежные средства, находящиеся во владении и распоряжении домохозяйств или предприятий, является основным источником доходов.

При исполнении бюджета самое значительное сокращение претерпевают программы, обязанные быть профинансированными государством. Как следствие, сокращение заработной платы и задержки по ее выплате, ухудшение уровня жизни.

Способы выхода из кризисной ситуации:

) постепенное восстановление утраченных сбережений;

) стимулирование привлечения новых накоплений граждан в банки и другие финансовые институты;

) привлечение непосредственного и портфельного иностранного капитала и других внешних заимствований;

) использование широко применяемой практики по учету и переучету векселей.

Государственное регулирование в сфере производства связано с активным проведением промышленной политики. Главной задачей является обеспечение капиталом сырьевой базы, инфраструктуры и тяжелых отраслей.

Производственная сфера должна разрабатывать свою долгосрочную стратегию, согласно которой достигается наиболее стабильное положение в каждой отрасли хозяйственного субъекта.

Стратегия социальной политики - согласно ей государство должно регулировать рыночные силы, что позволит решить многие вопросы, касающиеся несостоятельности рынка, и организовать деятельность по распределению доходов. Главная цель данного подхода - это предотвращение бедности.

Важнейшей проблемой при достижении стабильного положения в российской экономике являются правильная разработка и проведение антикризисной стратегии управления. Стратегия антикризисного управления позволяет заранее определить угрозу кризиса и принять меры для ее предотвращения. В настоящее время многие предприятия для конкурентоспособности вводят изменения в хозяйственную деятельность. Причиной нововведений является появление кризисной ситуации. В зависимости от области предприятия и ее действия выбирается определенная антикризисная стратегия.

Под стратегией понимается совокупность мер и принципов, направленных на решение возникшего вопроса. Стратегия меняется при изменении окружающей среды. Поэтому необходимо прогнозировать будущие явления.

Для устранения причин кризисного явления проводится анализ внешней и внутренней среды всего предприятия, выделяются сильные и слабые стороны, происходит сбор необходимой информации для выяснения причины возникновения кризиса. Точное представление о деятельности предприятия или организации позволит заранее предпринять нужную стратегию.

Заключение


Кризис - можно предугадать, с кризисом можно научиться жить, кризисом можно управлять, кризиса можно избежать. Чтобы кризис предугадать необходимо держать под контролем все что происходит, смотреть за изменениями внешней среды и не забывать об изменении внутренней. Если кризис пришел, то есть стратегии по выживанию в условиях кризиса, есть истории многих стран и многих предприятий, которые долгие годы жили в кризисе и справились с ним, разработано много стратегий по управлению кризисом, такие как антикризисное управление. Кризис не всегда плохо, иногда кризис является неотъемлемой частью развития страны или предприятия и тогда не пережив кризисную ситуацию не получишь нужную прибыль.


Список использованной литературы


1.Антикризисное управление/Под ред. Э.М. Короткова - М.: ИНФРА - М. 2009. - 620 с.

2.Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура/Под ред. Г.А. Александрова. - М.: Изд-во БЕК, 2010. - 544 с.

.Бабушкина Е.А., Антикризисное управление. Конспект лекций/ Е.А. Бабушкина. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

.Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие/ К.В. Балдин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 316 с.

.Орехов В.И. Антикризисное управление: Учебник (ГРИФ)/ В.И. Орехов, К.В. Балдин. - М.: ИНФРА-ИНЖЕНЕРИЯ, 2009. - 544 с.

.Евграфова И.Ю. Антикризисное управление: Шпаргалка / И.Ю. Евграфова, Е.О. Красникова. - М.: Из-во БЕК, 2010. - 54 с.

.Балашов А.П. Антикризисное управление / А.П. Балашов. - Новосибирск, 2010. - 346 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
  • А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  • Администрация Президента РФ: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • 3. Виды и стадии банкротства

    Лекция 2. Тема 2. Антикризисное управление предприятием, организацией в условиях банкротства на основе комплексного экономического анализа

    1.Антикризисное регулирование и экономико-правовые условия управления предприятием, организацией;

    2.Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - инструментарий поиска резервов предприятия.

    Лекция 3. Анализ вероятности наступления банкротства

    1.Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. Способы и приемы анализа финансового состояния предприятия.

    2.Методы анализа вероятности наступления банкротства.

    3 Корректировка методик предсказания банкротства с учетом специфики отраслей.

    Лекция 4. Финансовое оздоровление

    1. Сущность, порядок и последствия финансового оздоровления.

    2. Управление должником в ходе финансового оздоровления.

    3. Окончание процедуры финансового оздоровления.

    4. Бухгалтерский учет финансовой помощи предприятию-банкроту.

    Лекция 5. Методические принципы составления ликвидационных балансов

    1. Экономическая сущность ликвидационных и нулевых балансов.

    2. Очередность удовлетворения требований кредиторов.

    3. Механизм составления промежуточного ликвидационного баланса.

    Лекция 1. Понятие и признаки несостоятельности и банкротства

    1. Понятие, причины возникновения кризисов и их виды.

    2. Понятия несостоятельности и банкротства.

    3. Виды и стадии банкротства.

    Вопрос 1. Понятие, причины возникновения кризисов и их виды

    В самом общем виде кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

    Сущность кризиса в терминах экономики можно определить следующим образом:

    - кризис - это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

    - кризис - это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.

    Представление о кризисе теснейшим образом связано с сущностью и деятельностью организации. Так, в современной литературе понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение образования и т. п.



    Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

    Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие - это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.

    Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.



    Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

    Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие, а развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

    Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.

    Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

    Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды).

    Рис. 1. Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе

    Причины кризиса могут быть:

    Объективными - связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

    Субъективными - порожденные ошибками и недостатками в управлении.

    Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние - связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние - связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения-деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

    Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис. 2).

    Рис. 2. Типология кризисов

    Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

    Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

    Рис. 3. Последствия кризисов

    В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

    Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжения и неравновесия в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Кризисы можно определить по факторам их проявления - наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса - это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы. Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий. Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП, внешнеторгового оборота, падение курсов ценных бумаг, развал в сельском хозяйстве, снижение инновационной активности предприятий, рост числа банкротств компаний. Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер. Острый политический кризис может протекать как: - конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страны; - кризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силах; - правительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействия; - внешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение.Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. (см. приложение А ).Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

    Причины кризисов:

    финансово-экономическая ситуация в стране;

    острая конкуренция;

    непрофессиональное управление (ошибочные решения);

    рискованное развитие (стратегия);

    кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

    сложная социально-политическая обстановка;

    природные катаклизмы.

    В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время

    Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

    Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его.

    В настоящее время подкризисом понимается острая, нестабильная ситуация, имеющая негативные последствия. Вместе с тем необходимо отметить, что существует и иное представление о кризисе, в соответствии с которым критическая ситуация связана не только с разрушением, но и с обновлением, развитием.

    Необходимым элементом антикризисного управления является теория и практика управления рисками.

    Под кризисом понимается возникшая (или развивающаяся) чрезвычайно опасная нестабильная ситуация, требующая немедленного реагирования.

    В экономической науке выделяют следующие виды кризисов:

    Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

    Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным.

    Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.

    Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.

    Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе.

    21.Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

    Для кризиса в экономике характерны следующие черты:



    o Превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

    o Кризис сбыта и падение цен ведут к сокращению производства;

    o Большое количество банкротств и массовая безработица;

    o Снижение зарплат и уровня жизни;

    o Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств;

    Внешние причины кризиса: война, революции, политические потрясения, темп роста населения и его миграция. Они влияют на изменение инвестиций, которые воздействуют на объем производства, занятость и цены.

    Внутренние причины: колебания спроса, нарушения в сфере денежного обращения, изменение положения страны на мировом ранке, старение производственного парка и замедление темпов НТП.

    Антициклическая политика - включает мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

    Наиболее распространено мнение о том, что начало кризиса порождают внешние факторы, а углубляют его внутренние причины.

    Негативные последствия экономических кризисов вынуждает государство проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

    Фискальная политика государства:

    Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетной политикой государства. Это основное средство регулирования в современных экономиках с целью обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесного платежного баланса.

    Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе.

    В краткосрочной перспективе:

    o Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

    o Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, безработица сокращается.

    В долгосрочной перспективе:

    o Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.

    Что касается налогов, то их воздействие на величину национального производства и доходов прямо противоположно воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

    Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.

    Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным мультипликационным эффектом.

    Мультипликационный эффект заключается в том, что рост производства и доходов в одной отрасли приводит к стимулированию роста производства смежных областей.

    Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту умноженному на мультипликатор.

    Мультипликатор действует в обоих направлениях. Мультипликатор правительственных расходов действует слабее, чем мультипликатор налоговый. Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на ту же величину.

    Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

    Монетарная политика - это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.

    Основой монетарной политики являются следующие положения:

    o В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реальное ВНП.

    o В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на объем ВНП.

    Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

    1. исходя из задач, стоящих перед экономикой, ЦБ увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки.

    2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.

    3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

    Главные инструменты воздействия государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных ценных бумаг).

    Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов на монетарную политику.

    Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:

    o нормативно-законодательной деятельности (Конституция КЗ, ГК КЗ, № 127)

    o финансового регулирования - управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия., а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

    o Производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).

    o Перераспределение дохода в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов.

    Государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

    Понятие кризис имеет много уровней и трактовок. Изначально выражение «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации».

    Впервые понятие «кризис» стало использоваться в XVII-XVIII столетиях применительно к процессам, происходящим в обществе – на этом этапе отдельно выделяются военные и политические кризисы. И только в XIX веке данное понятие переходит в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся на конец XIX века, означает «нежелаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами». Колебания в развитии экономики отдельной страны, которые завершаются кризисом, впервые выделяет Харвард. Он называет пять фаз развития, а именно: депрессию, восстановление, процветание, финансовое напряжение, производственный кризис.

    Впоследствии «классическое» определение кризиса было заменено более многозначным понятием «экономический кризис». Об экономическом кризисе, по определению Мечлапа, речь идет в том случае, если возникает «нежелаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики». Сомбарт определяет экономический кризис как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».

    В современной экономике кризис , в общем, его понятии - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

    Сейчас более часто используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле оно означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.

    Очевидно, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.

    Первопричиной возникновения экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, в массовом банкротстве предприятий, в росте безработицы, обнищании народных масс и других социально-экономических потрясениях.
    Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 г., где господствовал капитализм.
    Следующий кризис в 1836 г. Охватил Великобританию и США.
    Кризис 1847 г. Затронул почти все страны Европы.
    Первый мировой экономический кризис относится к 1857 г., который был самым глубоким со времени начала капиталистического развития.
    Кризис 1873-1878 гг. охватил большинство европейских стран и США и превзошел все предыдущие по своей продолжительности.
    Предшественниками большого мирового кризиса стали кризисы 1900-1903 гг., 1907, 1920г.
    Большой мировой кризис 1929-1933 гг. охватил все капиталистический мир и все сферы экономики.
    Совокупный объем промышленного производства кап. стран сократился почти вдвое, внешний оборот сократился на 76%, рост числа безработных, реальные доходы населения уменьшились. Кризис сопровождался огромным количеством банкротств, рост предприятий-монополистов.
    Последовала затяжная депрессия, стадии подъема нет.
    После второй мировой войны первый кризис в 1948-1949 гг. – это был локальный экономический кризис, охватил США и Канаду.
    Самым глубоким стал экономический кризис 1973- 1975 гг. Распространился на все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции. Особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими такие сферы производства как: энергетику, сырьевые отрасли, валютную систему.
    Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса на данную проблему является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.
    Представители неоклассической и либеральной школ выдвигают различные причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населением, вызывающее перепроизводство.
    Существует психологическая теория кризисов. По этой теории каждой фазе свойственная своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паник и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность экономического цикла. Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. Самуэльсон в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает:
    o Денежную теорию, которая объясняет цикл сжатием банковского кредита;
    o Теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений;
    o Психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;
    o Теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано;
    o Теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное инвестирование;