Предложения по модернизации в сфере жкх. Реформа ЖКХ подразумевает модернизацию жилищно-коммунального хозяйства страны

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Борисова Наталья Ивановна 1 , Злобина Кристина Андреевна 2
1 Волгоградский государственный технический университет, к.э.н. , доцент, доцент кафедры УиРГХиС, Институт архитектуры и строительства
2 Волгоградский государственный технический университет, студент 4 курса по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, Институт архитектуры и строительства


Аннотация
Статья посвящена региональным аспектам модернизации жилищно-коммунального хозяйства. В статье уделено внимание важности и значимости ЖКХ для Волгоградского региона, также авторами рассмотрено текущее состояние КХ нашего региона, выявлены основные проблемы ее функционирования и модернизации: благоустройство дворовых территорий многоэтажных домов; реконструкция ветхих и аварийных зданий; проблема “кадрового голода” в системе ЖКХ. Рассмотрены основные шаги привлечения инвестиций в сферу ЖКХ для ее модернизации.

REGIONAL ASPECTS OF THE FUNCTIONING AND MODERNIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN MODERN CONDITIONS

Borisova Natalya Ivanovna 1 , Zlobina Kristina Andreyevna 2
1 Volgograd State Technical University, candidate of economic Sciences, associate Professor, Associate Professor at the Department of "management and development of municipal economy and construction", Institute of Architecture and Construction
2 Volgograd State Technical University, 4th year student in field of study 38.03.01 Economics, Institute of Architecture and Construction


Abstract
The article is devoted to regional aspects of modernization of housing and communal services.The article is devoted to regional aspects of modernization of housing and communal services. The article draws attention to the importance and relevance of housing for the Volgograd region, the authors also considered the current state of housing in our region, the basic problems of its functioning and modernization: improving courtyards of multi-storey buildings; renovation of dilapidated buildings; the problem of the personnel shortage in the housing sector. Describes the main steps of attracting investments in the housing sector for its modernization.

Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Н.И., Злобина К.А. Региональные аспекты функционирования и модернизации жкх в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]..02.2019).

Жилищно-коммунальное хозяйство – совокупность отраслей экономики, которое обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры населений, различных зданий, создающих удобное, безопасное проживание населению. Одним из важных системных факторов устойчивого социально-экономического развития Волгоградского региона является ЖКХ. Ее экономическая эффективность довольно значительна, но однако косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала является еще более значимой, так как она определяет качество и уровень жизни населения, как в нашем регионе, так и в других регионов Российской Федерации.

Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной многоуровневой концепцией муниципального хозяйствования, деятельность которой ориентирована на предоставлении общественности услуг в области санитарного и технического обслуживания, а также проведения профилактических, ремонтных работ и обеспечению необходимыми ресурсами. Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сущности являются коммерческими организациями. Их цель- это получение прибыли, но в тоже время, тарифы за ремонт и содержание жилья отнюдь не могут превосходить выше установленных нормативов. Ведь жилье является важной частью инфраструктуры, то есть те комплексы сферы обслуживания, которые призваны обеспечить удовлетворение социально- бытовых нужд населения.

Жилище выполняет немаловажную социальную роль:

Защищает население от внешних неблагоприятных атмосферных условий;

Формирует условия для развития семьи, повышает культурный уровень населения;

Предоставляет возможность пользования коммунальными услугами, современными бытовыми приборами, которые упрощают домашний труд.

Жилищное хозяйство оказывает воздействие также на всю экономику страны. Например, возведение новых зданий вызывает необходимость освоения новых территорий, создания новых дорог, прокладки подземных сетей, развития транспорта и коммунальных предприятий которые обеспечивают население теплом, водой и другими услугами, а также социальных учреждений и организаций всей сферы обслуживания.

Поэтому модернизация жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим направлением социально-экономических преобразований. Модернизация отрасли ЖКХ требует не только введение инновационных технологических и управленческих решений, но и повышение инвестиционной привлекательности и эффективности. Главными направлениями развития отрасли является создание необходимых условий для жизнедеятельности человека, включая улучшение комфортности граждан, обеспечение воспроизводства, качественного содержания и ремонта жилого фонда.

Значимость масштабной модернизации жилищно-коммунального хозяйства для успешной реализации стратегических задач государства в социально- экономической сфере до настоящего времени в значительной степени остается недооцененной. Модернизация ЖКХ обычно представляется необходимым, но масштабным затратным проектом, требующим для своей реализации огромного объема финансовых ресурсов.

В настоящий период имеется недостаток финансирования ЖКХ. Следовательно, уровень жизни начинает снижаться, плата за коммунальные услуги начинает возрастать и поэтому уменьшается спрос на многие платные виды услуг. К примеру, по среднедушевому потреблению жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от Соединенных Штатов Америки более чем в 5-6 раз. Средний уровень обеспеченности граждан общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в коммунальных квартирах, общежитиях.

Лишь в Москве и некоторых других городах благодаря новому строительству обеспеченность жильем возросла. Согласно статистике на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах. Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в капитальном ремонте. В переоборудовании коммунальных квартир- 170 млн. кв. м и в реконструкции- 250 млн. кв. м. Аварийный жилой фонд, который подлежит сносу имеет износ свыше 70%, что составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в РФ выбывают не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в срочном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда.

В результате Большинство регионов России все также остаются на низком уровне благоустройство жилищного фонда, по объему, по своим качественным характеристикам, он не соответствует существующим нормативам.

На территории Волгоградской области насчитывается 482 организации ЖКХ, в том числе по таким видам деятельности как:

  1. управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах – 203 организации (из них муниципальной и государственной формы собственности- 10);
  2. водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод- 139 (из них муниципальной и государственной формы собственности- 77);
  3. теплоснабжение 46 (из них муниципальной и государственной формы собственности 17);
  4. утилизация или захоронение твердых бытовых отходов- 6 (из них муниципальной и государственной формы собственности- 0);
  5. многоотраслевые организации- 88 (из них муниципальной и государственной формы собственности- 70).

Ситуацию жилищного фонда в Волгоградской области можно описать, как неудовлетворительное. Ведь по сей день в нашем регионе большое количество аварийного и ветхого жилья, практически полностью изношенны и требуют модернизации или замены 17% канализационных, 29% водопроводных, 37% тепловых сетей. Также имеет место и дисбаланс между городским и сельским хозяйствам в уровне благоустройства жилищного фонда, обеспеченностью водопровода, канализации и центрального отопления. Этот дисбаланс проявляется из-за того, что несут большие затраты (например, проведение трубопровода, водопровода, газа для многой сельской местности невозможна, так как их расположение находится на дальнем расстоянии и все затраты на проведение, обслуживание и реконструкции не окупятся от нескольких домов.)

Из данных табл. 1, мы можем увидеть большую разницу между городским и сельским хозяйством, так водопровод в 2015 году у жилищного фонда городской местности составлял - 87,4%, а сельской местности- 51,4%. Разница составляет в 36%.

Таблица 1. Благоустройство жилищного фонда (на конец года; в процентах)

Удельный вес площади, оборудованной:

водопроводом

Водоотведением (канализацией)

централизованным отоплением

Горячим водоснабжением

Напольными электроплитами

Жилищный фонд городской местности

2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015

Жилищный фонд сельской местности

2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015

Безусловно, в Волгоградской области ведутся постоянные работы по повышению работоспособности и надежности ЖКХ. Поэтому решается такая проблема как социальная защита населения при оплате коммунальных услуг. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль, для того чтобы ежегодное увеличение объема размера платы для населения за тепло-, водоснабжение и водоотведение не было выше установленного порога -не более 15% . Также остается главной проблемой и ограничением темпов строительство является слабая развитость коммунальной инфраструктуры, то есть нехватка мощностей по электричеству, воде, канализации и так далее.

Поэтому на изменение тарифов все заявки от поставщиков услуг должны проходить проверку не только с привлечением экспертов, а также обсуждаться с участием представителями общественности на координационном совете, а затем уже выноситься на утверждение депутатов Волгоградской городской Думы.

Также важный источник средств развития и модернизации коммунального комплекса являются внебюджетные инвестиции. Ведь состояние коммунального хозяйства в регионе характеризуется большим процентом изношенности, поэтому если не принять меры по модернизации отрасли и внедрения новых энергоэффективных технологий, то в таком случае кардинально исправить ситуацию будет не возможно. Поэтому инвестиционная надбавка к тарифу является небольшой составляющей необходимых финансовых вложений в модернизацию ЖКХ, которые помогут сделать шаги по выводу данного сектора из кризиса.

И для того, чтобы в стране был запущен механизм внебюджетных инвестиций в ЖКХ, специалисты рекомендуют предпринять такие шаги, как:

  • Привлечение частных инвесторов, то есть заключить соглашение о сотрудничестве в сфере реанимации и модернизации систем жизнеобеспечения. Особенно перспективными являются целевые займы, размещаемые для финансирования крупных инвестиционных проектов и рассчитанные на широкий круг частных инвесторов;
  • Проводить политику перевод отрасли окупаемых тарифов, что резко увеличит инвестиционную привлекательность ЖКХ и приток частных операторов инвесторов в этот сектор экономики резко увеличится;
  • Государственные власти должны сделать процесс тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере более упорядоченным и прозрачным. Государственное регулирование сферы жилищно-коммунальных услуг характеризует приоритет ручного управления над рыночным, внутриотраслевым монополизмом.

Обеспечение благоприятных условий жизни населения в области ЖКХ способствует строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов коммунальной инфраструктуры. Но все же главным препятствием на пути преобразований остается вопрос капитального ремонта. Также необходима помощь в благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. И причиной данной является проблемы очень высокий рост автомобилизации, то есть каждый двор стал превращаться в автостоянку. Незавершенность строительных площадок при сдаче домов и отсутствие зеленых насаждений. Поэтому в нашем регионе необходимо строить многоэтажные автопарковки и стараться озеленять двора, привлекая на помощь волонтеров. Прежде всего, население не готово нести огромные материальные расходы на реконструкцию старых и ветхих домов, так как это ведет к большим денежным затратам. Именно поэтому необходима помощь в финансировании.

На модернизацию систем коммунальной инфраструктуры будет выделяться финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации подписано 26 декабря 2015 года.

Согласно документу, процентная ставка по кредитам или займам, привлекаемым на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, будет субсидироваться до 12% годовых. Кроме того, проекты модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в «малых городах», население которых не превышает 250 тысяч человек, предполагают софинансирование за счет средств Фонда до 60% от стоимости, из бюджетов всех уровней до 20% и за счет средств инвестора – не менее 20%.

По словам заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, такие меры позволят привлекать в сферу жилищно-коммунального хозяйства большее количество инвестиций. «Модернизация ЖКХ без средств бизнеса сегодня невозможна – это очевидно всем. Принятое Постановление Правительства, наряду с уже действующим концессионным законодательством, способно еще глобальнее изменить отношение к сфере ЖКХ, как одной из наиболее динамично развивающихся и привлекательных отраслей российской экономики», - отметил замглавы Минстроя России.

Для коммунального хозяйства Екатеринбурга и Свердловской области осень 2012 года оказалась богатой на события. Первым стало внеочередное заседание Комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). В его рамках был организован обучающий семинар «Энергосбережение в системах ЖКХ. Об основах повышения эффективности на объектах ЖКХ области», проведенный специалистами компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования, и рядом инженерных компаний Екатеринбурга. В Екатеринбурге в рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищным фондом, направленное на создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан» прошла серия «круглых столов», посвященных актуальным проблемам модернизации ЖКХ. В городе прошло выездное заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака. О своих впечатлениях, что же такое энергоэффективное ЖКХ, рассказал Вячеслав Гун, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс».

— Вячеслав Абрамович, какие из затронутых в ходе состоявшихся дискуссий вопросов реконструкции и модернизации российского ЖКХ показались вам наиболее актуальными?

— В ходе заседания Комитета по энергетике СОСПП были рассмотрены технические аспекты повышения энергоэффективности ЖКХ, обсуждались пути и методы реализации в России энергосервиса, который на сегодняшний день является необходимым и достаточным условием реализации любых проектов в сфере модернизации коммунального хозяйства и внедрения энергосберегающих технологий на его объектах.

Живейший интерес участники заседания и семинара проявили к современным технологиям и решениям регулируемого погодозависимого теплоснабжения, которые в условиях растущих цен на энергоносители позволяют существенно снизить затраты на теплоснабжение, а также демонстрируют довольно быструю окупаемость: вложенные средства возвращаются в среднем за два-четыре сезона. Это очень хороший показатель окупаемости для любого инвестиционного проекта. А качественное оборудование и грамотно организованная техническая поддержка являются надежной базой для широкого распространения энергосервиса.

На мероприятиях, прошедших в рамках Всероссийского совещания, обсуждались вопросы как организационного, так и технического характера. Среди первых следует особо выделить обсуждение поправок к действующему Жилищному кодексу. Как известно, реализуемая в России федеральная программа капитального ремонта постепенно завершается, вернее — переходит на региональные уровни. Поэтому требуется проработать новые механизмы финансирования этих программ, обеспечивающие максимальную оптимизацию затрат на капитальные ремонты.

Задачи Фонда содействия реформированию ЖКХ теперь несколько меняются. Одной из основных будет модернизация и реконструкция муниципальной инженерной инфраструктуры. По словам Дмитрия Козака, на эти цели в проекте обсуждаемого федерального бюджета планируется выделение 15 млрд. рублей. Еще 18 млрд. рублей будет выделено на капитальный ремонт многоквартирных домов и 107 млрд. рублей — на программы ликвидации аварийного жилищного фонда.

Также я бы хотел остановиться на тематике «круглого стола» «Модернизация коммунальной инфраструктуры: переход от слов к делу», который состоялся 19 октября. В его ходе, помимо прочего, обсуждались технические вопросы реконструкции тепловых сетей и объектов ЖКХ, в том числе ЦТП и котельных, а также проекты постепенного закрытия ЦТП и перехода на АИТП, проекты по закрытию открытых систем ГВС и автоматизации систем теплоснабжения зданий в ходе реконструкции. По этим вопросам я сделал небольшой доклад для участников «круглого стола».

— Каковы итоги мероприятий, что бы вы хотели особо отметить?

— По итогам внеочередного заседания Комитетом по энергетике СОСПП был предложен ряд инициатив, которые могут существенно облегчить развитие энергосервиса в регионе, а значит, будут способствовать форсированной модернизации коммунального хозяйства и повышению его энергоэффективности.

В частности, в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение в Свердловской области» на 2011-2015 годы» было решено предоставлять в 2013 году субсидии муниципальным образованиям Свердловской области на софинансирование программ в сфере энергосбережения.

Для привлечения внебюджетных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий в инженерной инфраструктуре органам местного самоуправления рекомендовано привлекать специализированные организации к разработке конкурсной документации для заключения энергосервисных контрактов.

Кроме того, при Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области будет создан экспертный совет по рассмотрению схем теплоснабжения муниципальных образований.

Мы внесли в перечень решений внеочередного заседания Комитета ряд пунктов, поддерживающих внедрение энергосберегающих технологий при проведении капремонта. В частности, администрациям городов области рекомендовано при составлении программ реконструкции вносить в реестр многоквартирных домов в первую очередь те здания, для которых подготовлены комплексные решения по повышению энергоэффективности. Управляющим компаниям и ТСЖ также рекомендовано применять комплексные меры по повышению энергоэффективности зданий, а муниципалитетам — объектов социально-культурного назначения и коммунальной инфраструктуры.

Теплоснабжающим организациям следует включать в предписания потребителям тепловой энергии по подготовке объектов к отопительному сезону применение регуляторов перепада давления в качестве ограничителей расхода.

Министерству энергетики и ЖКХ, Министерству промышленности и науки Свердловской области, руководителям предприятий промышленной, бюджетной сферы и ЖКХ рекомендовано использование средств погодного регулирования для достижения целей экономии тепловой энергии и сетевой воды и ликвидации проблем «перетопа» и «ошпаривания» при эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения зданий.

— Что именно нужно понимать под автоматизацией систем теплоснабжения? Сегодня на рынке можно встретить большое количество различных технических решений с различной сферой применения, начиная от радиаторных терморегуляторов для квартирных отопительных приборов и заканчивая регулирующими устройствами для управления подачей тепла в многоэтажный дом. Существуют ли какие-то комплексные решения и проекты, позволяющие раз и навсегда закрыть вопрос эффективности использования тепла в целом многоквартирном доме, на всех уровнях потребления?

— Да, именно этим вопросом мы и занимаемся на регулярной основе. За без малого 20 лет мы не просто сформировали комплексный подход к модернизации отопительных систем в жилых и общественных зданиях, но и создали большое количество готовых к реализации типовых проектов такой модернизации практически для всех серийно возводимых многоквартирных домов. Кроме того, мы располагаем сегодня всем необходимым набором оборудования.

В рамках каждого отдельно взятого жилого дома в общем случае необходимо реализовать трехступенчатую схему регулирования подачи тепла потребителям. Это погодозависимое регулирование на тепловом вводе, балансировка системы отопления по стоякам и регулирование непосредственно на отопительных приборах, о чем вы как раз и упомянули. Такая концепция позволяет сбалансировать распределение тепла по дому, ограничив его потребление реальной необходимостью. А чтобы получить при этом экономию, необходим двухступенчатый учет: общедомовой и по каждой квартире индивидуальный. Только в этом случае собственники жилья могут почувствовать личную выгоду от бережливого отношения к теплу. Конечно, все это предполагает, что здание соответствует современным нормам по теплоизоляции.

— Вы сказали о поквартирном учете. Перехода на него требует и действующее законодательство в области энергосбережения. Но ведь реализовать учет в российских многоквартирных домах с вертикальной стояковой разводкой отопительных систем весьма непросто.

— На первый взгляд, да, если использовать классический подход, то есть проводить в каждой квартире прямое измерение расхода теплоносителя. Для этого пришлось бы оснащать отдельным теплосчетчиком каждый радиатор в квартире, что не только очень дорого, но и нереализуемо, поскольку выпускаемые для нужд индивидуального учета тепла приборы не обладают достаточной точностью, чтобы измерять перепад температуры всего на одном отопительном приборе.

Однако существует другое решение. На каждом отопительном приборе без врезки в систему жестко крепится радиаторный распределитель, измеряющий температуру поверхности отопительного прибора. Установив такие датчики на всех радиаторах в квартирах дома, можно зафиксировать динамику изменения их температуры. Показания приборов автоматически передаются по радиоканалу на этажные приемники, оттуда — на домовой концентратор, и далее — на удаленный компьютер в расчетном центре. А поскольку мощность каждого отопительного прибора известна, можно с высокой степенью точности вычислить долю каждого из них в общем объеме потребления.

В конце месяца общедомовое потребление, зафиксированное прибором учета на тепловом вводе в здание, делится на 2 части в соответствии с проектными нормами: 35% относится на отопление общих помещений и распределяется между собственниками пропорционально их долевой собственности в доме, 65% делится между ними в соответствии с долями, определенными с помощью радиаторных распределителей.

— У вас есть опыт реализации подобных систем?

— Да, мы устанавливали их неоднократно и даже в течение трех лет проводили совместный с Правительством Москвы и институтом «МосжилНИИпроект» эксперимент на базе одного из жилых домов в Москве. Как показала практика, реализация проекта комплексной модернизации отопительной системы, о которой я уже говорил, вкупе с внедрением поквартирного учета тепла позволяет добиться в среднем 35-45% экономии в масштабах дома. Причем некоторые наиболее рачительные собственники умудряются сократить свое теплопотребление на 60-70%!

Есть опыт реконструкции отопительных систем и в целом ряде других городов, в том числе в Екатеринбурге, Омске, Тюмени, Уфе и других, а также в малых городах, например, в Заречном Свердловской области.

— Можно ли сказать, что все проблемы российского теплоснабжения решаются в масштабе отдельных зданий?

— Конечно, нет. В модернизации нуждается вся система. Переход к описанной мной схеме регулируемого потребления тепла предполагает установку в каждом здании автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП). Это позволяет отказаться от малоэффективного «кустового» регулирования на ЦТП и снизить нагрузку на сетевые насосы, поскольку прокачку домовых систем теперь осуществляют насосы индивидуальных тепловых пунктов.

Логичное продолжение — перенос приготовления горячей воды для систем ГВС непосредственно в жилые дома. Для этого всего-то требуется добавить в состав АИТП еще один теплообменник, поскольку уже имеющийся в его составе двухканальный контроллер способен одновременно управлять подогревом воды и для системы отопления, и для системы ГВС.

Далее мы подходим к следующему важному выводу. Поскольку горячая вода готовится непосредственно в домах, отпадает потребность в четырехтрубном подключении — можно осуществлять его по двухтрубной схеме. Исключаются большие тепловые потери и утечки на трубопроводах ГВС от ЦТП до зданий, резко сокращаются затраты на их обслуживание и отсутствует необходимость в частом ремонте теплотрасс ГВС.

Перспективы, которые вы описываете, очень заманчивы. Но насколько реально реализовать все это сегодня на практике?

— Абсолютно реально. Сегодня уже есть опыт перевода с «кустовой» схемы ЦТП на индивидуальное регулирование практически целых микрорайонов ряда городов. Одним из примеров могут служить Набережные Челны, где процесс реконструкции начался почти 10 лет назад и сегодня практически завершен. Его результатом стало 30-40% сокращение потребления тепла в масштабах целого города.

Подобный проект был реализован также в городе Луга Ленинградской области, в данный момент осуществляется в Горно-Алтайске, столице Республики Алтай. Причем каждый раз решение о модернизации принималось исходя из реально существующих на местах проблем. Например, в Набережных Челнах очень остро стоял вопрос нехватки тепловых мощностей и ресурсов водоканала, а в Горно-Алтайске стоимость тепла была практически «неподъемной» для населения, достигая 4 тысяч рублей за гигакалорию. Наши решения — это не попытка навязать свои правила игры, но всегда ответ на запросы потребителя.

Интервью подготовлено пресс-службой «Данфосс»