Предмет и методы экономической теории. Предмет, функции и разделы экономической теории

Определение границ, разделяющих эти дисциплины, позволяет более четко обозначить предмет экономической социологии. М.Вебер сформулировал содержание этого предмета так: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Социальное действие выступает основанием и вместе с тем внутренним элементом экономического действия. Социальное действие внутренне мотивировано, а субъект, производящий такое действие, ожидает от других людей такой реакции, с которой он обязан считаться.

Таким образом, в определении предмета экономической социологии мы переходим на позицию так называемого методологического индивидуализма, то есть к выяснению того, какими мотивами руководствуется субъект в своей деятельности. Но ведь и традиционная экономическая наука начинает анализ с тех же позиций. Чем руководствуется хозяйствующий субъект в принятии решений? Ответ экономиста прост: стремлением к получению скорейшей и максимальной прибыли (выгоды). Данный ответ совершенно верен с точки зрения элементарного здравого смысла и целиком соответствует логике рыночной системы: ведь иное решение принесет убыток и может привести к разорению субъекта.

В реальной жизни, однако, люди нередко руководствуются в своих поступках более сложными и, если угодно, высокими побуждениями, идущими вразрез с соображениями прямой и ежеминутной выгоды. В задачу экономической социологии входит исследование таких мотивов и побуждений. В. Радаев совершенно прав, утверждая, что «интенции двух дисциплин прямо противоположны: экономическая теория производит редукцию к обыденному, а экономическая социология – «остранение» обыденного». 1 Социологи как раз и занимаются выяснением внутренней мотивации человеческих действий, то есть «остранением» поверхностного и обыденного. Поиски эти могут вестись в социокультурной, религиозной сфере, в области межличностных, национальных и властных отношений 2 Н.Смелзер расширяет границы экономической социологии, полагая, что «эта дисциплина, изучающая отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни. Следует обратить внимание и на то, что «методологический индивидуализм» экономической теории заметно отличается от «методологического индивидуализма» экономической социологии. Первый исходит из того, что индивиды (хозяйственные субъекты) полностью свободны и независимы в принятии решений, например, в процессе аллокации имеющихся ресурсов. В противоположность экономистам социологии исходят из того, что индивид всегда связан в своих поступках как внутренними, так и внешними обстоятельствами 3 .

Было бы, однако, глубоким заблуждениям считать, что упомянутая «связанность» агентов экономического процесса всегда и всюду выступает помехой в принятии рационально обоснованных решений. Социологи, занимающиеся проблемами регионального развития, например, обратили внимание на феномен бурного хозяйственного роста в отдельных районах Италии и Франции, наблюдавшийся как раз в период (середина 1970-х годов), когда страны Западной Европы пребывали в тисках жестокого экономического кризиса. Разгадку такого «странного» явления они отыскали в экономическом поведении хозяйствующих субъектов, сумевших в пределах территориального округа на основе единообразной системы ценностей и менталитета, взаимных обязательств организовать сотрудничество, которое в сочетании со здоровой конкуренцией принесло всем участникам социоэкономического процесса благотворные результаты 1 .

В данном случае (как и во многих других) экономическая социология оказалась в состоянии дать убедительные ответы на возникшие проблемы (и представить необходимые рекомендации) в тех областях, где «чистая» экономическая теория была бессильной. Развиваясь на протяжении длительного времени отдельно от экономической науки и параллельно с ней, экономическая социология в последние три десятилетия все активнее вторгается в сферу интересов экономической теории, используя эмпирический материал, традиционно используемый экономистами в своих исследованиях. Широкое применение такого материала дает социологам возможность приходить к более обоснованным выводам и прогнозам. Категория социального действия, ставшая объектом изучения двух родственных дисциплин, выступает связующим звеном, объединяющим экономическую теорию и экономическую социологию. Последняя, сохраняя самостоятельность отдельной науки, все чаще предоставляет свои услуги экономической теории и хозяйственной практике в решении сложных вопросов современной общественной жизни.

Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»

1. Предмет и метод экономической теории

2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.

3. Типы и формы собственности.

4. Сущность, место и роль государственной собственности.

5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка.

6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

8. Рыночное равновесие и его нарушение.

9. Сущность и функции денег, их виды.

10. Товар и его свойства: полезность и цена.

11. Конкуренция: сущность и методы.

12. Антимонопольная политика государства.

13. Социально-экономическое понятие предприятия.

14. Рынок земли и его особенности.

15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.

16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала.

17. Экономические риски и неопределенность рисков

18. Основные макроэкономические показатели.

19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП.

20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики.

21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.

22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции.

23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования.

24. Налоговая система и ее элементы.

25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.

26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования.

27. Государственный долг.

28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.

29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.

30. Экономический рост: сущность, типы, факторы.

31. Социальная политика. Политика доходов и занятости.

Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»

1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.

2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.



3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.

4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.

5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.

7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.

10. Сущность и классификация мотивационных теорий.

11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.

12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.

13. Понятие и содержание методов менеджмента.

14. Понятие и классификация управленческих решений.

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.

17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.

18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.

19. Управление процессом адаптации человека и организации.

20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.

21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.

22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.

23. Понятие и характеристика основных стилей управления.

24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.

26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.

27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации.

28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.

29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.

30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.

31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.

32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.

33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.

34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.

35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.

36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.

37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.

38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.

39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.

40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.

41. Набор, отбор и наем персонала.

42. Кадровая политика организации.

43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.

44. Цели и функции системы управления персоналом.

45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.

46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.

47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.

48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.

49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.

50. Оценка деятельности кадровой службы.

51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.

52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.

53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.

54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.

55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.

56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.

57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.

58. Финансовый менеджмент как система управления.

59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.

60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.

61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.

62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.

63. Управление запасами предприятия и их оптимизация.

64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.

65. Управление дебиторской задолженностью.

66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.

67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.

68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.

69. Виды предпринимательской деятельности.

Предмет и метод экономической теории

термин "экономика" :

· все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется)

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

· он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

· он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

· он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

метод научной абстракции Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

анализ и синтез . Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

индукция и дедукция . Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

единствоисторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы

качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Понятие и предмет экономической теории

Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в условиях ограниченности ресурсов в целях удовлетворения потребностей.

Предметом экономической теории является взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Можно выделить следующие функции экономической теории:

- познавательная (познание реальных экономических процессов, т.е. раскрытие законов развития экономики);

- методологическая (объясняет каким образом построить экономические модели, какими методами пользоваться);

- прикладная (используется для выработки практической экономической политики, для создания программ, разработки стратегических экономических прогнозов).

Структура экономической теории

Экономическая теория как наука состоит из четырех основных частей: микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика (экономика отрасли) и метаэкономика (мировая экономика и международные экономические отношения).

Микроэкономика – часть экономической науки, изучающая относительно маломасштабные экономические процессы, протекающие или связанные с фирмами, предпринимателями, домохозяйствами и владельцами первичных производственных ресурсов и их хозяйственной деятельностью, а также изучает рыночное поведение субъектов, отношение между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Макроэкономика – часть экономической науки, изучающая крупномасштабные экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, уровень инфляции, покупательная способность цен и т.д.

Мезоэкономика – часть экономической науки, изучающая экономические процессы и явления, происходящие в конкретной отрасли, а также межотраслевые экономические связи.

Метаэкономика – часть экономической науки, изучающая мировую экономику и международные экономические отношения и рассматривающая вопросы мировой торговли и внешнеэкономической деятельности, валютных курсов и регулирования, социально-экономического потенциала и развития стран в условиях тенденций к глобализации как результата интеграционных процессов.

Учитывая особенности Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям и сформировавшиеся традиции преподавания курса «Экономическая теория» как учебной дисциплины, выделяют следующие основные блоки чего? уточните : общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, переходная (транзитивная) экономика, история экономический учений, мировая экономика.

Методы экономической теории

Если предмет экономической теории раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается.

Метод – совокупность приемов и подходов к исследованию. Метод не может быть произвольным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки.

Выделяют следующие методы исследования экономических явлений:

Метод научной абстракции;

Анализ и синтез;

Индукция и дедукция;

Агрегирование;

Исторический метод;

Метод экономико-математического моделирования;

Метод экономического эксперимента.

Научная абстракция (абстрагирование) – упрощение научного анализа путем исключения из него некоторых факторов, которые в данном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины для определения основных определяющих взаимосвязей и зависимостей.

Индукция – выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему.

Дедукция – движение познания от теории к фактам, от общего к частному; предположение (гипотеза) проверяется при помощи анализа фактов.

Агрегирование – укрупнение экономических показателей посредством их объединения в группы. Агрегированные показатели представляют обобщенные синтетические измерители, объединяющие в одном общем показателе многие частные. Агрегирование производится путем суммирования, группировки, перемножения или других способов сведения частных показателей в обобщенные.

Анализ – метод научного познания явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Синтез – метод научного познания явлений и процессов, основанный на объединении отдельных знаний и информации в единое целое.

Исторический метод – процесс исследования событий в хронологической последовательности.

Метод экономико-математического моделирования – подход к научному познанию, основанный на изучении количественных показателей посредством моделирования экономических явлений.

Модель – упрощенное представление реальности.

Экономический эксперимент – изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Различают микроэкономический и макроэкономический эксперимент.

Позитивная экономическая теория – часть экономической теории, которая изучает и объясняет экономические факты, события, процессы и устанавливает связь между ними.

Нормативная экономическая теория – часть экономической теории, которая не только объясняет экономические явления, но и призвана способствовать выработке экономической политики, необходимого образа действия.

Экономическая политика и ее цели

Экономическая политика – это целенаправленная система мер государства в области производства, распределения, обмена и потребления в целях укрепления национальной экономики и удовлетворения потребностей народа. Выделяют следующие основные цели экономической политики:

1. Экономический рост – стремление обеспечить более высокий уровень жизни.

2. Полная занятость – необходимо занять работой тех, кто способен и желает работать.

3. Экономическая эффективность – обеспечение максимальной отдачи при минимуме издержек (т.к. производственные ресурсы ограниченны).

4. Стабильный уровень цен – необходимо избегать всеобщего снижения уровня цен (дефляции) или их повышения (инфляции).

5. Экономическая свобода – экономические субъекты должны область свободой действий в своей экономической деятельности.

6. Справедливое распределение доходов – поддержка населения с доходами ниже прожиточного минимума за счет перераспределения доходов.

7. Экономическая обеспеченность – обеспечение социальных гарантий малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения.

8. Торговый баланс – разумная экономическая политика во внешнеэкономической деятельности, экономически обоснованное соотношение импорта и экспорта.

Рациональное экономическое поведение

Рациональное, с экономической точки зрения, поведение человека предполагает следующие: что именно? уточните

1. Максимизацию результата (прибыли) при данных затратах (при данных затратах факторов производства следует производить максимальное количество экономических благ).

2. Минимизация затрат для достижения данного результата (желаемый конечный результат достигается с минимальными затратами факторов производства).

3. Экономическая целесообразность и мораль не всегда совпадают (если какое-либо действие негативно воспринимается с моральной точки зрения, то это вовсе не означает, что оно экономически нецелесообразно).

4. Целенаправленное экономическое развитие (определяются цели экономического развития и осуществляется целенаправленная экономическая деятельность).

5. Наличие критериев выбора (наличие показателей, по которым сравниваются альтернативы и осуществляется выбор).

3.1 3 Базовые экономические понятия.

Общие проблемы экономического развития

и экономические системы

Человеческие потребности. Закон возрастания

человеческих потребностей

Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал, что эти потребности можно разделить на следующие пять основных категорий:

1 Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2 Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3 Социальные потребности – потребности в принадлежности обществу; чувство, что тебя принимают, чувство социального взаимодействия, ощущение поддержки.

4 Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, в уважении личных достижений, в признании компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5 Потребности самовыражения – потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (рисунок 3.2).

Все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Таким образом, можно выделить две особенности системы человеческих потребностей:

Человек, прежде всего, старается удовлетворить первичные потребности;

Человек переходит к следующему уровню потребностей только после того, как будут удовлетворены потребности данного уровня.

Следовательно, закон возрастания человеческих потребностей можно сформулировать так: когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними.

Свободные и экономические блага. Факторы производства

Круг потребностей каждого человека и общества в целом расширяется, а сами потребности становятся более многообразными. Потребности человека и общества можно назвать безграничными .

В свою очередь, доход, получаемый экономическими субъектами, или имеющиеся у общества ресурсы ограничены. Любое общество вне зависимости от уровня социально-экономического развития имеет в своем распоряжении ограниченные блага, т.е. блага, с помощью которых удовлетворяются потребности людей.

Если рассмотреть в единой системе безграничность потребностей и ограниченность ресурсов , необходимых для их удовлетворения, то перед экономическими субъектами встает проблема выбора . Необходимость выбора обусловлена невозможностью удовлетворить все имеющиеся потребности в виду ограниченности доходов или прочих ресурсов экономических субъектов.

Все виды ограниченных благ называют экономическими .

Ресурсы, которые используются людьми для производства экономических благ, называют факторами производства.

Традиционно принято выделять четыре фактора производства: природные, капитальные, рабочая сила (труд) и предпринимательская способность.

Природные ресурсы включат в себя все «даровые природные блага», которые применяются в производстве товаров и услуг. К ним относят: земельные участки и отводы, леса, водные ресурсы, запасы полезных ископаемых и минерального сырья. Доходом от использования данного фактора производства является рента .

Капитальные ресурсы (физический капитал, капитал) включают в себя те средства производства, создаваемые людьми специально для дальнейшего участия в производственном процессе, которые непосредственно готовы к промышленному использованию. Примером могут служить сырье и материалы, станки и оборудование, транспорт и средства связи, здания и сооружения и другое. Доходом от использования данного фактора производства является процент .

Рабочая сила (труд) представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Доходом от использования данного фактора производства является заработная плата.

Предпринимательская способность (предпринимательство) – особый человеческий ресурс, который подразумевает готовность пойти на риск, определенные управленческие и организационные навыки, требующиеся в производстве товаров и услуг. Предпринимательство является консолидирующим фактором, объединяющим другие производственные ресурсы. Доходом от использования этого фактора производства является предпринимательская прибыль.

Альтернативная стоимость

Выбор в пользу какого-либо экономического блага в условиях ограниченности предполагает отказ от другого экономического блага.

Если экономический субъект осуществляет выбор из трех и более альтернатив, хотя реально приобрести может только любое одно благо, то альтернативной стоимостью его выбора будет являться наилучшая из отвергнутых альтернатив.

Альтернативная стоимость – это стоимость блага, которое является наилучшим из отвергнутых при выборе альтернатив.

Кривая производственных возможностей.

Закон возрастания вмененных издержек

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей экономики таких субъектов как фирма или национальная экономика.

Кривая производственных возможностей (КПВ) или граница области производственных возможностей – график, иллюстрирующий возможности одновременного производства двух продуктов (групп продуктов) в краткосрочном периоде при неизменном уровне технологий при полном использовании неизменного количества ограниченных ресурсов.

Пример КПВ представлен на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 – Кривая производственных возможностей

Согласно альтернативе А все производственные возможности используются для производства предметов потребления, а при альтернативе Д все имеющиеся в наличии ресурсы потребляются для производства средств производства. С практической точки зрения обе эти альтернативы (А и Д ) нереалистичны, так как общество, как правило, находит баланс в производстве этих групп товаров.

По мере продвижения от альтернативы А к альтернативе Д, увеличивается производство средств производства за счет сокращения производства предметов потребления и соответственно наоборот.

Точка Е (2; 6) находится ниже границы производственных возможностей, следовательно, в этой точке производство возможно, но ресурсы используются не полностью, следовательно, экономика функционирует неэффективно. В точке E’ (3; 5) производство невозможно, так как точка расположена выше КПВ, т.е. для производства такого количества средств производства и предметов потребления не хватит ресурсов.

КПВ является вогнутой относительно начала системы координат. Это обусловлено действием закона возрастания альтернативных издержек , который гласит, что в условиях краткосрочного периода с увеличением выпуска данного вида продукции вмененные издержки, выраженные в количестве альтернативного продукта, возрастают в расчете на единицу приращаемого блага .

Основной причиной увеличения вмененных издержек является неполная взаимозаменяемость используемых ресурсов, так как экономические ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов.

Экономический рост. Типы экономического роста

Экономический рост – увеличение потенциальных производственных возможностей общества за счет увеличения количества используемых ресурсов и/или за счет совершенствования техники и технологии.

Выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный .

Экстенсивный тип экономического роста происходит за счет увеличения количества потребляемых ресурсов при неизменном их качестве и технологии производственного использования.

Интенсивный тип экономического роста происходит за счет улучшения качества промышленного использования ресурсов посредством совершенствования техники и технологии.

Экономический рост приводит к сдвигу КПВ.

Если дополнительные ресурсы и новые технологии будут внедряться одновременно и примерно в равной мере во всех отраслях производства, средств производства и предметов потребления, то граница производственных возможностей сдвинется из положения КПВ 1 в положение КПВ 2 (рисунок 3.4а). Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, произойдет «однобокое» расширение области производственных возможностей в производстве средств производства (рисунок 3.4б).

Фундаментальные вопросы экономики

Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: что и сколько следует производить? Как следует производить? Для кого производить?

Что и сколько следует производить? В связи с тем, что невозможно произвести все то, что полностью удовлетворило бы потребности общества и отдельных индивидов, возникает вопрос: выпуск каких именно продуктов должен стать приоритетным?

При ответе на этот вопрос необходимо не только определить, какие именно товары и услуги следует производить, но и когда и в каком количетве их необходимо создавать.

Как производить? Продукция на современном рынке должна обладать определенным набором потребительских свойств (дизайн, стиль, качество, долговечность, легкость в эксплуатации и т.д.). Развитие научно-технического прогресса и изменение потребностей и запросов потребителей предъявляет свои требования к организации и технологии производства.

Для кого производить? Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?» Решение проблемы «для кого производить?» сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги, что сейчас необходимо на рынке, что готово приобрести государство?

Понятие собственности и основные формы собственности

Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность (как юридическая категория) – это субъективное толкование сложившихся независимо от воли и сознания людей отношений присвоения. Право собственности выражается отношением человека к вещи как к своей или чужой, и на каких условиях он может ею пользоваться и распоряжаться.

Важнейшие шаги в изучении собственности были сделаны в XIX в. Идеологу мелкобуржуазного социализма П.-Ж. Прудону (1809–1865 гг.) принадлежит фраза: «Собственность – это кража». Если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь, т.е. не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности.

Для более правильного и полного представления о собственности необходимо определить ее место в системе общественных отношений:

Собственность – это фундамент всей системы общественных отношений;

От подходов к распределению собственности зависит положение определенных групп, классов и слоев населения;

Формы собственности, как результат исторического развития, изменяются в зависимости от изменения способов производства;

Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества;

Переход от одних форм собственности к другим может происходить эволюционным и революционным путями.

В Российской Федерации существуют следующие формы собственности:

Государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации);

Муниципальная;

Общественных объединений (организаций);

Частная (индивидуальная и коллективная);

Прочие (включая смешанную собственность).

Социально-экономические системы

Социально-экономическая система – исторически сложившаяся или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; способ организации общества для решения фундаментальных экономических вопросов: что? как? и для кого производить?

Рыночная экономика (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и фактически прекратила свое существование в конце XIX в. – начале XX в. в результате эволюционных и революционных преобразований, преобразившись в смешанную экономику и административно-команд-ную системы соответственно.

Отличительными чертами этой системы являлись:

Частная собственность на инвестиционные ресурсы;

Рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и свободном ценообразовании;

Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов.

Одной из предпосылок чистого капитализма выступает полная свобода всех экономических субъектов. Решение фундаментальных задач экономики осуществляется через свободные цены и рынок. Колебание цен на те или иные товары или услуги являются индикатором общественных потребностей. Рыночная система обладает наибольшей гибкостью в плане адаптации к изменениям конъюнктуры рынка.

Смешанная экономика (современный капитализм) начала развиваться в ряде развитых капиталистических стран в конце XIX в. – начале XX в.

Предпосылками трансформации рыночной экономики в смешанную форму экономики явились:

Научно-техническая революция;

Интенсивное развитие производственной и социальной инфраструктуры;

Активизация роли государства в национальной экономике.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм в связи с усилением государственного регулирования на макроуровне: плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм (планово-финансовый отдел, отдел маркетинга и т.д.). Разрабатываются и реализуются государственные отраслевые и общенациональные программы социально-экономического развития. Задачи использования ресурсов решаются на основании стратегического планирования.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система , базирующаяся на отсталых технологиях, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики и социально-экономическом расслоении населения.

В странах с традиционной системой хозяйства сохраняются натурально-общинные формы хозяйствования, развивается мелкотоварное производство (основанное на частной собственности и личном труде владельца бизнеса).

В условиях слабой развитости национального предпринимательства, велика доля иностранного капитала в экономике. В общественной жизни, сдерживая социально-экономический прогресс, преобладают сложившиеся веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление.

Административно-командная (централизованная) система господствовала в СССР, странах Варшавского договора и некоторых азиатских странах.

Характерными чертами административно-командной системы являются:

Государственная собственность на все экономические ресурсы;

Монополизация и бюрократизация экономики;

Централизованное экономическое планирование, как основа хозяйствования.

Особенность хозяйственного механизма этой системы заключается в следующем:

Управление всеми предприятиями и организациями осуществляется из единого центра, что лишает самостоятельности местные органы власти;

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, тем самым исключая свободные рыночные взаимосвязи;

Государственный аппарат преимущественно использует административно-распорядительные методы управления.

Однако, говорить об административно-командной экономике, только как о явлении ущербном, нельзя.

Рассмотрим наиболее ярко выраженные особенности страновых экономических моделей.

Американская модель:

Малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства в экономике;

Всемирное поощрение предпринимательства;

Резкая дифференциация доходов населения;

Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель:

Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики;

Составление планов развития экономики;

Незначительное различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащим;

Социальная направленность модели.

Немецкая модель:

Высокий уровень государственного воздействия на экономику;

Прогнозирование основных макроэкономических показателей;

Различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащим не значительны.

Шведская модель:

Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;

Государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены;

Высокий удельный вес государственного сектора.

Китайская модель:

Осуществлен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики;

Сочетание рыночных отношений с государственным планированием;

В сельском хозяйстве осуществлен переход от «народных коммун» к системе «семейного подряда»;

Оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения права собственности от права хозяйствования;

Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями;

Создание системы рынков (фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологии).

Все вышесказанное приводит нас к расширенной трактовке предмета экономической науки. Глобальные синтетические теории разрабатываемые еще на ранних этапах развития экономической науки в опережении аналитических теорий также характерны для экономической науки. Пожалуй лишь концепция Альфреда Маршалла изложенная им в Принципах экономической науки оказалась в целом соответствующей аналитическим методам конца XIX века. В первом случае осуществляется традиционное соединение и комбинирование экономического знания в рамках дисциплинарной...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Орехов Андрей Михайлович

Российский университет Дружбы Народов

Москва

Междисциплинарный синтез и экономическая наука

Если анализ разъединяет на части, то синтез, наоборот, соединяет части в одно целое, или, говоря иначе, синтезирует их. В результате ранее разделенные части предстают под новым углом зрения, в новом аспекте или свете. Синтез, в отличие от анализа, способен охватить предмет исследования в его целостности и выявить его внутренние противоречия (если таковые имеются). Хотя в истории науки анализ, как правило, опережает синтез, тем не менее, бывают случаи, когда глобальные синтетические теории создаются еще до того, как будет достигнуто глубокое аналитическое познание частей целого.

Всё вышесказанное можно распространить и на экономическую науку. Синтез как метод экономических исследований («экономический синтез») соединяет в целое раздробленные ранее фрагменты исследовательского материала в форме экономических данных; он синтезирует новые понятия, принципы и концепции, и осуществляет переход к новому экономическому знанию посредством «синтетических суждений». «Синтетический метод», используя синтетические суждения, позволяет выводить из базовых принципов новое экономическое знание.

Все вышесказанное приводит нас к расширенной трактовке предмета экономической науки. Экономика  это уже скорее не предметная область, а способ освоения мира:

«Уже сейчас экономику следует определять не по предмету, а по методу исследования» 1 .

Глобальные синтетические теории, разрабатываемые еще на ранних этапах развития экономической науки в опережении аналитических теорий, также характерны для экономической науки. Концепции Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля, Карла Маркса - все они как раз соответствуют этому примеру. Пожалуй, лишь концепция Альфреда Маршалла, изложенная им в «Принципах экономической науки», оказалась в целом соответствующей аналитическим методам конца XIX века. Сейчас в экономических исследованиях скорее наблюдается обратная картина: аналитические методы опережают синтетические в своем развитии и, можно сказать, что мировая наука о хозяйстве испытывает некоторый «дефицит» эффективного глобального экономического знания. Нынешний спор неоклассики и институционализма как раз ведется за то, чтобы доминировать при создании глобальной синтетической теории хозяйства.

Экономический синтез может быть либо внутридисциплинарным , либо междисциплинарным . В первом случае осуществляется традиционное соединение и комбинирование экономического знания в рамках дисциплинарной матрицы экономической науки, а во втором случае речь идет о соединении и комбинировании экономического знания с другими видами социального знания - социологического, психологического, философского, исторического, политологического, экологического и т.д. и т.п.

Междисциплинарный синтез - это соединение в единое целое теорий, методов и методологий различных дисциплин с целью получения нового знания в рамках одной дисциплины или на стыках между разными дисциплинами. Междисциплинарный синтез на рубеже XX и XXI вв. является одним из самых эффективных способов получения нового знания, - в том числе и экономического знания.

Междисциплинарный синтез возникает на основе междисциплинарного взаимодействия . Г.Бергер дает следующее определение такому взаимодействию:

«Это [междисциплинарное] взаимодействие может варьироваться от обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологий, процедур, эпистемологий, терминологий для данных организаций исследовательской и образовательной деятельности в некотором весьма широком объеме» 2 .

Экономическая наука также вовлечена в такое взаимодействие и также участвует в процессах междисциплинарного синтеза. Осуществляться он может тремя основными способами:

1) Первый способ основан на уже однажды упоминавшемся методе «экономического империализма».

«Экономический империализм» - метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальными науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.

Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и иными социальными науками по типу «экономического империализма» активизировалось с 70 - 80х гг. XX века: и связано это, вероятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом экономической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальными науками; и, во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отчасти под экономику в модели «экономикса».

«Именно «экономический империализм» и привносит в общественные науки методологию верификации и фальсификации теории. Поэтому он - необходимое условие развития других общественных наук.

Впрочем, еще важнее влияние «экономического империализма» на свою метрополию - науку о самой экономике. По мере того, как экономисты расползаются по соседним дисциплинам, экономика обогащается более реалистичными предположениями о природе человека, о возникновении и развитии социальных, правовых, политических институтов. Этот процесс, в свою очередь, приводит к быстрому повышению качества самих экономических исследований» 3 .

Особенно сильному воздействию «экономического империализма» подверглись: гендерные исследования, демография, социология, история, политическая наука. В подавляющем большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положительное - как в плане влияния на эволюцию самого экономического знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например, в истории такое воздействие связано с популярностью методологии школы «новой экономической истории» и клиометрии, в политической науке - с возникновением «теории общественного выбора» и т.п.

2) Второй способ можно условно обозначить как «экономическая вассальность». «Экономическая вассальность» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ведется в соответствии с методологическими и теоретическими основаниями другой науки (или, других наук).

«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае последнего «агрессором» на территории чужой науки выступает экономика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономического вассальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию.

На протяжении всей своей истории экономическая наука неоднократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды развития экономической мысли были весьма успешными и оказывали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли второй половины XIX - первой трети XX вв. экономическая дисциплина побывала в роли «вассала» исторической науки, в советской общественных науках (с 1917 по 1991ый год) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистко-ленинской философии и ее политического собрата - «научного коммунизма», и т.д.

В худшем случае речь даже должна была идти о так называемом редукционизме, - когда предмет и (или) методология экономической науки полностью сводился (сводились) к предмету и (или) методологии другой социальной дисциплины. Особенно сильным, был, вероятно, психологический редукционизм конца XIX - начала XX вв., когда некоторыми исследователями под влиянием маржинализм была предпринята попытка полностью растворить экономику в психологии. На современном этапе в исследовательском поле экономической методологии весьма активно действует социологический редукционизм , чьей целью, очевидно, является стремление подменить собственно экономические методы исследования хозяйственных процессов и явлений социологическими методами , на деле лишь частично совпадающими с экономическими.

3) Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».

«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследовательских проблем на «стыках» между собой, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.

Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползновения «экономического империализма» и «экономической вассальности» у этих двух пар наук на первом месте всё же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного сотрудничества». «Экономическая социология» и «экономическая психология» в последние годы добились немалых успехов, применяя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - экономической и психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудничество» экономической и исторической наук, экономической науки и гендерных исследований, экономической науки и науки права.

Нобелевские премии - Гэри Беккера (1992 г.) - за теорию «человеческого капитала» (экономика, социология, гендерные исследования, юриспруденция), Дугласа Норта (1993 г.) за клиометрию и «новую экономическую историю» (экономика, история, социология), Даниеля Канемана и Вернона Смита (2002 г.) - за развитие экспериментальной экономики (экономика, психология) - это лишь немногие примеры, когда экономисты получали награды не только за развитие собственно экономических знаний, но de facto - и за успешный междисциплинарный синтез.

1 Гуриев С.М. Три источника - три составных части экономического империализма //Общественные науки и современность, 2008, № 3.

2 Цит. по Э.Мирскому (Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки, М., 1980, с.20).

3 Гуриев С.М. Три источника - три составных части экономического империализма, с.140.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21740. Междисциплинарный синтез в трудах Р.Г. Скрынникова и его оценке в научном сообществе 33.45 KB
Причина, по которой автор решилась раскрыть данную тему, заключается в желании показать широту вклада Скрынникова в отечественную историографию. Его самоотверженность и целеустремленность с которыми он работал, не взирая на кризис методологии и явную фальсификацию фактов.
6942. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА 20.66 KB
Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук. Этапы становления и развития экономической мысли в обществе. Метод экономической теории и его составные элементы. Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук Экономическая теория это наука исследующая действия людей в процессе выбора редкостных ограниченных ресурсов для производства обмена распределения и потребления товаров и услуг.
7277. Категория «личность» в системе наук. Междисциплинарный статус проблемы 100.34 KB
Междисциплинарный статус проблемы Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов относящихся к предмету психологического изучения личности. Многогранность феноменологии личности отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни превращает исходный вопрос любого познания вопрос об...
15147. Синтез азокрасителя 103.2 KB
Отрасль химической промышленности производящая органические красители и промежуточные продукты необходимые для их производства называется анилинокрасочной промышленностью. Название это сложилось исторически так как первые синтетические красители были получены из анилина. Общая характеристика Красители химические соединения обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности...
2154. Синтез стереоизображений 54.09 KB
Для центра проекции левого глаза и центра проекции правого глаза мы имеем следующие координаты: В системе координат ОХY: Используя эти формулы получаем: полупаралакс: где F – фокусное расстояние Найдём значение...
2072. СИНТЕЗ ПЕРЕДАЧ 3.32 MB
Розглянемо елементи зубчастого колеса. покажемо елементи зубчастого колеса. Поверхня 1 що відокремлює зуби від тіла зубчастого колеса називається поверхнею западин зубів. Поверхня 2 що обмежує зуби з боку протилежної тілу зубчастого колеса поверхня вершин зубів.
8603. Рибосоми. Синтез білка 22.58 KB
Міжциклові: математика комбінаторика; внутрішньоциклові: хімія будова та властивості білків НК; міжтемні: рівні організації білкової молекули види РНК їх функції будова ДНК будова клітини.Транскрипція переписування передача інформації про структуру білка з ДНК на і РНК. Певна ділянка ДНК ген є матрицею для відповідної і – РНК. Синтезовані молекули і РНК переходять із ядра в цитоплазму а ДНК відновлює свою структуру.
5621. Синтез счетчика импульсов 60.25 KB
Составление таблицы функционирования счетчика. Временная диаграмма работы счетчика. Основными характеристиками счетчика являются: модуль счета Kc – максимальное число импульсов которое может быть подсчитано счетчиком.
2073. СИНТЕЗ ВАЖІЛЬНИХ МЕХАНІЗМІВ 57.11 KB
У таких парах стичними елементами ланок є поверхні а тому питомий тиск і ступінь зносу в них менші ніж у вищих кінематичних парах. Елементи ланок які утворюють ці пари виготовляються досить просто й точно оскільки технологія обробки площин і циліндричних поверхонь ретельно і повно розроблена. Із збільшенням кількості ланок у механізмі зростає ймовірність одержання недопустимих кутів передачі збільшуються втрати потужності на тертя відхилення від заданої залежності в результаті нагромадження похибок викликаних неточністю виготовлення...
2060. Синтез кулачкових механізмів 179.47 KB
Їх поділяють також за видом руху кулачка та штовхача. Кулачковий механізм є центральним якщо вісь руху штовхача проходить через центр обертання кулачка рис. Рух штовхача може бути поступальним рис. тому що тут одна точка штовхача ковзає поверхнею кулачка і питомий тиск дуже великий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная Академия»

Экономический факультет

Кафедра «Экономическая теория»

РЕФЕРАТ

по Экономической теории

на тему: «Междисциплинарные связи экономической теории»

Выполнил:

Студент 511 группы Дыдочкина Е.

Проверил: Барбашова С.А.

Введение

Экономическая теория и семиотика

Экономическая теория и лингвистика

Экономическая теория и логика

Экономическая теория и математика

Экономическая теория и психология

Экономическая теория и политология

Экономическая теория и правоведение

Экономическая теория и история

Заключение

Список литературы

В ведение

Экономика определяет сферу жизнедеятельности людей, в которой сочетаются материальная производственная деятельность и создание услуг. Изучение экономики, как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода и взаимодействия разных наук. Поэтому используются не только знания, выработанные ранее экономическими науками, но и полученные смежными естественными и общественными науками, среди которых особо можно выделить такие науки, как математика, информатика, психология, политические науки, юриспруденция, инженерные науки, экология, статистика и демография. Междисциплинарность позволяет переносить в экономику идеи и подходы, оказавшиеся успешными в других научных дисциплинах, и более рельефно выявлять те проблемы, с которыми другие науки не сталкивались.

Современная экономическая теория как на микро-, так и на макроуровне, включает как естественный, необходимый элемент математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет, во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов: изучение столь важного объекта предполагает высокую степень абстракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получить выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют индуктивным путем получить новые знания об объекте: оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующих имеющимся наблюдениям. Наконец, в-четвертых, использование языка математики позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

В последнее время все большую роль начинает играть также взаимодействие экономики и информатики - современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют как способы производства продуктов и услуг, так и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. Происходит интенсивный процесс формирования мировой информационной экономики, превращения электронной коммерции в основное средство ведения бизнеса. Идет становление общества нового типа, в котором информация и знания становятся главным ресурсом дальнейшего развития. Россия, являясь частью мирового сообщества, настойчиво внедряет новейшие инфокоммуникационные технологии. Сейчас можно констатировать, что информационное общество и для нашей страны из мечты все больше превращается в реальность

Экономическая теория и семиотика

Как хорошо известно, наука состоит из отдельных дисциплин. Экспликация устройства науки, в том числе ее упорядоченности, -- прямой путь к выяснению ее специфики. Эта упорядоченность проявляется, например, в том, что изложение математики можно осуществить без ссылок на физику, но последняя нуждается в математических конструктах. Экономические науки нуждаются в технических, технические науки -- в физике, физика -- в математике, математика -- в логике, логика -- в лингвистике и т.д. Естественным образом возникает вопрос о той дисциплине, которую первой встречает каждый исследователь у входа в науку. Этот вопрос привлекал внимание многих исследователей, в том числе Аристотеля, античных стоиков, Оккама, Фр. Бэкона, Гоббса, Локка, Беркли. В связи с ним Лейбниц выражался довольно определенно: «Если бы не было знаковых выражений, мы никогда ни о чем не мыслили бы и не рассуждали»

Вопрос о первой науке занимал умы многих первоклассных исследователей. Для выдающегося американского философа Чарльза Сандерса Пирса (1839-1914) он стал делом всей его жизни. По его свидетельству, он уже в возрасте 12 или 13 лет осознал, что для понимания любой науки нужна семиотика (от греч. semieotike --учение о знаках) Именно Пирсу удалось первым преобразовать семиотику в стройную науку. Всю свою сознательную жизнь он реализовывал поистине грандиозный замысел: создать такую дисциплину, которая обеспечила бы неуклонный прогресс всех наук. Отец семиотики в своих исследованиях явно руководствовался этическими соображениями. Впрочем, приступая непосредственно к анализу основных конструктов семиотики, нам придется на некоторое время абстрагироваться от них. Мы вернемся к ним при анализе прагматики.

Итак, экономическая теория включается в научный контекст благодаря ее изоморфизму семиотике. Отсюда следует отнюдь нетривиальный вывод: при характеристике экономической теории, во-первых, следует внимательно относиться к ее семиотическим «следам»; во-вторых, надо не избегать токов знания, идущих от семиотики, а, наоборот, активно придавать им экономический смысл

Экономическая теория и лингвистика

Строго говоря, в семиотике не регламентируется форма существования знаков. Как только она определяется в том или ином конкретном виде, так сразу же исследователь оказывается уже не семиотике, а в какой-либо другой науке. В историческом плане первыми формами знаков стали слова как элементы естественного языка. Без обращения к его потенциалу не может обойтись ни одна из наук, в том числе и экономика. Впрочем, в составе наук язык присутствует не в своих первоначальных, плохо проясненных формах, а в существенно трансформированном виде, ибо нагружен смыслами той науки, в рамках которой ему доверено функционировать. Подобно другим ученым, экономисту желательно руководствоваться определенными научными представлениями о языке, которые поставляются лингвистикой, или общим языкознанием. Путь развития лингвистики проходит по трем этапам, каковыми выступают синтактика, семантика и прагматика. Это обстоятельство постоянно и, надо сказать, вполне правомерно подчеркивает Ю.С. Степанов Лингвистика достигла научной стадии, разумеется, не сразу, а лишь благодаря усилиям Ф. де Соссюра Решающее новаторство Соссюра выразилось в первую очередь в избрании в качестве основного лингвистического конструкта лингвистического (языкового) знака. «Языковой знак связывает не вещь и ее понятие, а понятие и акустический образ» Акцент Соссюра на понятие позволил ему придать языку ярко выраженное концептуальное содержание. И именно благодаря этому языку была придана концептуальная, а, следовательно, и научно-теоретическая форма.

В рамках лингвопрагматики получила развитие концепция языковых игр. Витгенштейн понимал языковую игру в качестве формы межличностной коммуникации, правила которой не могут быть заданы со сколько-нибудь исчерпывающей полнотой. Творчество говорящего и пишущего всегда сообщает языковой игре неожиданные черты. В любой области знания языковые игры обладают некоторой формой сходства, которую Витгенштейн называл «семейным сходством». Проиллюстрируем его философию следующим примером. Учебники по микроэкономике реализуют различные формы языковой игры, которые схожи друг с другом, но их правила построения не одинаковы. Экономисты не склонны отказываться от услуг естественного языка, который более вариативен, чем научный язык. Так мог бы, на наш взгляд, рассуждать поздний Витгенштейн. Что касается его неопозитивистских коллег, то они характеризовали естественный язык в снисходительной манере.

Заключительный наш вывод таков. Методология экономической теории начинает решительно поворачиваться в сторону лингвистической проблематики; следовательно, ей придется наладить с нею прочные междисциплинарные связи.

Экономическая теория и логика

Ни одна теория не может обойтись без логики. Это прекрасно понимал Дж.С. Милль, который разрабатывал параллельно логические и экономические теории. К. Маркс опирался в своих исследованиях на диалектическую логику Г. Гегеля. Упоминание работ двух выдающихся экономистов вынуждает провести различие между формальной логикой и так называемой философской логикой. В ряд философско-логических систем входят: трансцендентальная логика Канта, диалектическая логика Гегеля, феноменологическая логика Гуссерля. Ряд систем формальной логики начинается с логики Аристотеля и кульминирует в наши дни в системах модальных, интенсиональных и других нетрадиционных логических теорий. В данном параграфе нас интересуют формальные логики, которые в своей совокупности как раз и образуют то, что принято называть просто «логикой». Философские логические системы относятся к философии, обращение к ним увело бы нас в философию, что нежелательно. Собственно логика выступает как реализация некоторого исчисления, осуществляемого в символьном виде и выступающего в качестве конструирования формальных языков посредством концептов логической истины, следования, общезначимости, разрешимости, вычислимости, непротиворечивости, полноты.

В каком отношении интересна логика экономисту и действительно ли она ему необходима? Дело в том, что уяснение научного статуса экономической теории предполагает ее логический анализ. Вопрос: какова логика экономической теории? -- далеко не бессмысленен. Экономистам необходимо понять, каким образом проводится аргументация в экономической теории. Выяснение формального строя экономической теории позволяет преодолеть наивную методологическую позицию, согласно которой эта теория должна восприниматься как интуитивно данное, и только. Определив ближайшую цель, приходится констатировать, что вплоть до 1960-х гг. логика не имела в своем арсенале средств, позволявших выяснить логический статус экономической теории, и вот почему. Дело в том, что, добившись впечатляющих успехов в логической синтактике, т.е. в логике высказываний, и логической семантике (особенно после 1930-х гг.), она не была в состоянии строго определиться относительно логической прагматики. Но экономическая теория -- это прагматическая концепция. Подходить к ней с мерками семантической теории -- значит искажать ее существо. Страх перед «гильотиной Юма» сковывал логиков не меньше, чем экономистов. Многие из них считали, что логика может в формально-символичном виде описывать лишь то, что есть, но не то, что должно быть.

Экономическая теория и математика

Представить себе современную экономическую теорию без ее связи с математикой, особенно с математическим анализом, исследованием операций, различными типами математического программирования, едва ли возможно. Впрочем, этот союз не лишен многочисленных проблемных моментов. Для начала сконцентрируем свое внимание на двух часто обсуждаемых вопросах. Почему математика столь эффективна применительно к сфере экономики? Почему интенсивная математизация экономической теории сопряжена с многочисленными неудачами и издержками? В поисках ответов на оба эти вопроса обратимся, прежде всего, к предмету математики. Самое популярное его определение принадлежит Н. Бурбаки (коллективное имя группы французских математиков): «Математика представляется скоплением абстрактных форм -- математических структур».

В современной методологической литературе осуждаются множащиеся попытки неудачной математизации экономической теории. Весьма ярко высказывается на этот счет Е.В. Балацкий: «В настоящее время можно утверждать, что причина и одновременно следствие прогресса экономической науки заключается в ее широкой математизации».

Как правило, решение экономико-математической задачи предполагает: а) разработку алгоритма ее решения; б) создание соответствующей программы; в) ее реализацию на ЭВМ; г) интерпретацию полученного нового знания. Непрекращающийся рост быстродействия компьютеров сопровождается новыми волнами математизации и информатизации экономической науки. Несколько десятков лет тому назад казалось, что математизация и информатизация экономической науки в основном необходимы для придания формального вида ее законам. В последние три десятка лет ситуация кардинально изменилась: именно благодаря успехам вычислительной математики и информатики экспериментальный уровень экономической науки достиг ранее невиданных высот. Он во многом определяется успехами эконометрики и экономико-математической статистики, которые ныне поставлены на компьютерные рельсы.

Заметим также, что всемерная математизация и информатизация экономической науки сопровождаются лавинообразным ростом числа проблем, нуждающихся в философском осмыслении. Экономическое сообщество непременно когда-нибудь осознает, что оно должно создать целый комплекс философских дисциплин, таких, например, как философия эконометрики, философия экономической статистики, философия экономической синергетики, без которых осмысление фундаментальных проблем пребывает в интуитивной оболочке.

Экономическая теория и психология

экономика наука междисциплинарность

Присуждение Нобелевской премии по экономике в 1978 г. Г. Саймону (за новаторские исследования принятия решения внутри экономических предприятий), а в 2002 г. Д. Канеману (за интеграцию результатов психологических исследований в экономическую науку, прежде всего в области суждений и принятия решений в условиях неопределенности) явилось весьма ярким подтверждением редко кем оспариваемого положения о важности психологии для экономической науки. Целым рядом авторов было показано, что механизмы принятия решений варьируются от одной ситуации к другой. Полагают, что учесть все вариации в рамках одного пути решений едва ли возможно. Саймон выдвинул в противовес неоклассическому принципу максимизации полезности принцип удовлетворенности. «Фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации» Люди стараются удовлетворить свои устремления. Этот феномен, дескать, не учитывается классической экономической теорией. Канеман и Тверски обратили внимание на нормативный характер принципа максимизации полезности; надо же изучать тот процесс принятия решений, который не просто декларируется, а действительно имеет место. В рамках развитой ими теории перспектив (prospect theory) также выявлены определенные неожиданности: большинство людей, особенно в условиях неопределенности и риска, обеспокоены возможностями отклонения от исходного состояния, они менее склонны нести потери, чем получать с той же степенью вероятности выигрыш, руководствуются психологическими эвристическими приемами, реагируют на способы формулировки проблем (фрейминг-эффект). Таким образом, многие авторы считают, что психология должна быть включена в экономику. Это мнение не представляется бесспорным.

К сожалению, оно, как правило, не сопровождается сколько-нибудь тщательным анализом статуса психологии и характера ее междисциплинарных связей с экономической наукой. Итак, для начала имеет смысл обратиться к самой психологии.

Актуальность взаимодействия психологии и экономической теории нам видится в развитии ментального уровня экономической теории. Очевидно, что без него экономическая теория существует в значительно урезанном виде. Разумеется, развитие экономической психологии принципиально по-новому ставит вопрос о соотношении разных уровней экономической теории.

Экономическая теория и политология

Связь экономической теории с политической имеет длительную историю. Во времена А. Смита, Дж. Милля, К. Маркса и вплоть до конца XIX в. вся экономическая теория считалась политической дисциплиной. Термин «политическая экономия» выражал синкретическое единство экономической теории и политологии. Всемерное развитие экономического мэйнстрима и характерного для него аналитического аппарата привело в первой половине XX в. к отчетливому вычленению двух принципиально различных типов общественных наук, экономических и политических. Начиная с конца 1950-х гг. союзу экономики и политологии придается новый импульс. Благодаря усилиям Дж. Бьюкенена, Г. Таллока, Э. Дациса, М. Олсона, Б. Вейнгаста, К. Шепсла быстро нарастает авторитет новой дисциплины -- политической экономии (или теории общественного выбора). На этот раз речь идет не о синкретическом единстве экономических и политических наук, а о налаживании между ними хорошо осмысленных междисциплинарных связей. Исследователям пришлось акцентировать свое внимание на особенностях методологических подходов, используемых в общественных науках. Обе стороны, экономисты и политологи, согласны в том, что методологическая инициатива исходит от экономистов.

Многие экономисты стремятся перенести в политическую науку привычные для них методологические ориентиры. В этой связи принято говорить об «экономическом империализме», согласно которому «экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всему человеческому повсеместно». Сердцевину этого подхода, согласно Г. Беккеру, образуют «связанные воедино предположения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений» . Он полагает, что единообразие наук о человеческом поведении знаменует собой именно экономический подход. По мнению Дж. Хиршлайфера, «существует лишь единая социальная наука. Империалистическое захватническое могущество экономике обеспечивает универсальная применимость наших аналитических категорий -- дефицита, цены, предпочтений, возможности»

В заключение я хочу коснуться еще одного аспекта взаимосвязи экономической и политической науки. Он упоминается последним, но по значимости является, пожалуй, основополагающим. В большинстве случаев связь экономики и политологии реализуется за счет операции ценностного вменения. Экономисты вменяют свои ценности политическим реалиям. Сходным образом поступают и политологи, вменяющие ценности политологии экономическим реалиям. Выходя за пределы своих наук, экономисты и политологи рассматривают внешнюю среду в качестве символического, знакового бытия своих собственных ценностей. Именно ценностное вменение увязывает экономику и политологию в единое целое.

Экономическая теория и правоведение

Методология «экономического империализма» была распространена не только на политическую, но и на правовую науку. Недовольные состоянием юриспруденции, от имени которой им предлагались рецепты, не обеспечивавшие прогресс экономической теории, экономисты решили изучать правовые предметы хорошо известными ими методами и приемами. На этом пути, естественно, также не обошлось без целого ряда концепций.

Прежде всего, отметим, что предметом дальнейшего анализа является соотношение экономической теории и юриспруденции, или правоведения. Многие авторы без каких-либо разъяснений ставят в параллель экономической теории не правоведение, а право. При этом явно недооценивается значимость принципа теоретической относительности. Право без правоведения -- это кантовская «вещь в себе», трансцендентная по отношению к познающему субъекту.

К сожалению, вопрос о влиянии правоведения на экономическую науку пока еще не получил сколько-нибудь тщательной разработки. На мой взгляд, определенные надежды могут возлагаться на принцип ответственности. В юриспруденции широко распространено воззрение, согласно которому принцип ответственности связан с осмыслением исключительно противозаконных действий. При таком истолковании принципа ответственности он определяет границы допустимого при данных законах, возможная ущербность которых вообще не обсуждается. Нам же представляется, что принцип ответственности в составе любой науки призван обеспечить рост научного знания. Он должен поставить заслон консерватизму, закостенелости, рутинерству. Это означает, в частности, что упоминавшаяся выше коллизия между нормативизмом и децисионизмом должна быть преодолена. Актуальная задача состоит в объединении их достоинств. Установление и обеспечение функционирования правовых полномочий экономических акторов предполагают глубокое понимание экономической теории. Принцип правовой ответственности применительно к экономике нацеливает на обеспечение экономической эффективности.

Экономическая теория и история

Вряд ли кто-нибудь сомневается, что существует тесная связь между экономической наукой и историей. Но многим специалистам она представляется довольно странной. Дело порой доходит до отрицания плодотворности междисциплинарных связей между двумя теориями. Н. Крафтс сетует на то, что в Великобритании экономическим историкам в виду отнесения их науки -- клиометрии -- к историческим наукам приходится добиваться признания у историков, увы, не обладающих экономической подготовкой Экономисты же «приучены пренебрегать экономической историей, вероятно, много лет назад прослушав бессвязный курс по этой дисциплине, который, по их мнению, им преподавали просто по традиции, а не для того, чтобы научить их чему-то необходимому для решения проблем в их собственной сфере интересов».

Разумеется, неверно связывать судьбу экономической истории, точнее истории экономических учений, исключительно с изучением прошлого. Кто считает по-другому, тот неминуемо воспроизводит слабости претеритизма. Любая экономическая теория вносит свой вклад в развитие исторического ряда и научного строя теорий. В указанном отношении история экономических учений, разумеется, не является исключением; более того, она принимает участие в придании экономической теории глобально-эволюционного вида в максимально отчетливой форме. К сожалению, многие из существующих историко-экономических курсов не дают сколько-нибудь точного представления о той кропотливой работе, особенно в связи с трудностями эмпирической проверки гипотез, которую ведут экономические истории

Что же касается рецидивов по включению истории экономических теорий в так называемую историческую науку, то они свидетельствуют об определенной путанице. То, что принято характеризовать лаконичным термином «история», является по своей сути общей историей. Экономические явления, причем во всем их многообразии, изучаются комплексом экономических наук. Как таковые существуют экономические, но не исторические явления. На долю истории остается обобщение достижений и неудач общественных наук, что непременно сопровождается укреплением ее относительной самостоятельности. Статус исторической науки не остается неизменным. По мере развития общественных наук, в том числе экономики, политологии и социологии, и конституирования в их составе дисциплин, изучающих генезис соответствующих теорий и явлений, меняется статус исторической науки, он становится более методологическим. Как мне представляется, продуктивная междисциплинарная связь между экономическими и историческими науками может быть налажена именно по методологическим каналам.

Заключение

Итак, экономические науки интенсивно взаимодействуют с другими, весьма актуальным в настоящее время является взаимодействие «экономика-математика» и «экономика-информатика».

Современная экономическая наука характеризуется широким использованием математики, статистики и эконометрики. Расширенное применение математических методов в последнее время обусловлено также распространение персональных компьютеров и их широким применением в экономической практике. Применение математических методов в единстве с экономическим анализом открывает новые возможности для экономической науки и практики. Любое экономическое исследование всегда предполагает объединение теории (экономической модели) и практики (статистических данных). Теоретические модели используются для описания и объяснение наблюдаемых процессов, а статистические данные для эмпирического построения и обоснования моделей.

При изучении различных экономических явлений используют их формальные описания, называемые экономическими моделями. Формализация основных особенностей функционирования экономических объектов позволяет оценить возможное состояние объектов и использовать такие оценки в управлении, в частности, предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического объекта возможность прогнозирования ситуации означает получение лучших результатов или избежание потерь.

Важнейшей проблемой в управлении предприятиями является своевременное принятие правильных решений в связи с изменениями экономической ситуации. В то же время экономические системы и объекты могут быть представлены в достаточно строгой математической форме, т.е. формализованы. Поэтому возникающие в практической деятельности предприятий ситуации могут быть смоделированы, а варианты наиболее целесообразных решений по их управлению могут быть получены из анализа результатов моделирования. Овладение методами моделирования экономических систем и принятия на их основе оптимальных решений по управлению предприятием является необходимым условием обеспечения их функционирования

Математические методы позволяют упорядочить систему экономической информации, выявлять недостатки в имеющейся информации и вырабатывать требования для подготовки новой информации или ее корректировки. Разработка и применение экономико-математических моделей указывают пути совершенствования экономической информации, ориентированной на решение определенной системы задач планирования и управления. Прогресс в информационном обеспечении планирования и управления опирается на бурно развивающиеся технические и программные средства информатики.

Формализация экономических задач и применение компьютерной техники многократно ускоряют типовые, массовые расчеты, повышают точность и сокращают трудоемкость, позволяют проводить многовариантные экономические обоснования сложных мероприятий, недоступные при господстве «ручной» технологии. Благодаря применению метода моделирования значительно усиливаются возможности конкретного количественного анализа; изучение многих факторов, оказывающих влияние на экономические процессы, количественная оценка последствий изменения условий развития экономических объектов и т.п.

Известно, что использование только математических методов, при всей их пользе и необходимости, часто создает иллюзию точности и завершенности экономической теории и возможности делать однозначные выводы, подобно тому, как это имеет место в исследованиях по физике или химии. Но, как известно, в экономической теории наряду с существованием общепризнанных взаимосвязей и принципов подхода к анализу экономических реалий, существует большое количество дискуссионных вопросов, по которым нет однозначных выводов.

Сфера практического применения метода моделирования ограничивается возможностями и эффективностью формализации экономических проблем и ситуаций, а также состоянием информационного, математического, технического обеспечения используемых моделей. В соответствии с современными научными представлениями системы разработки и принятия хозяйственных решений должны сочетать формальные и неформальные методы, взаимоусиливающие и взаимодополняющие друг друга. Формальные методы являются, прежде всего, средством научно обоснованной подготовки материала для действий человека в процессах управления. Это позволяет продуктивно использовать опыт и интуицию человека, его способности решать плохо формализуемые задачи.

В настоящее время одной из задач экономической науки является верное определение реального места и перспектив сетевой экономики в общемировой системе хозяйствования. Сфера интернет-экономики продолжает оставаться малоизученной, в том числе и из-за высокой степени инновационности механизмов, задействованных в ней. Еще менее исследованными остаются политические и социально-культурные последствия формирования единой информационно-экономической системы. В частности, большие ожидания связываются с модернизацией трудовых отношений путем придания им сетевых форм. На сегодняшний день в сфере использования дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается активное развитие технических средств и формирование норм поведения сторон, адекватных новым возможностям.

Все это означает появление как позитивных, так и негативных моментов. Можно ожидать, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике.

Следует также ожидать появления нового фактора социально-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, получат преимущества над остальными.

Наступление сетевой экономики выглядит как неизбежность, поскольку в своей нише она более эффективна, чем другие известные формы организации управления. Предусмотреть возможные экономические и социальные преимущества и потери можно и необходимо в процессе формирования эффективной стратегии управления на основе дальнейшего исследования свойств сетевой экономики и процессов глобализации информационно-экономической системы

Список литературы

1. Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. - 2009. -273с.

2. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика. - 2001. - 544 с.

3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н.Математические методы в экономике. / Под общей редакцией Сидоровича А.В. - М.: Издательство «Дело и Сервис». - 2004. - 368 с.

4. Сухарев О.С. Информационный сектор экономики: проблемы развития. // Инвестиции в России. - 2006. - № 8.

5. Салманов О.Н. Математическая экономика. - СПб. БХВ-Петербург. - 2003. - 464 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Главные направления современной экономической мысли. Политэкономия: предмет и специфика, методология. Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая политика. Методология и специфика экономической теории. Экономические законы.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Возникновение и развитие экономической теории. Школы экономической теории. Предмет и функции экономической теории. Методы экономических исследований. Экономические законы. Проблемы экономической организации общества.

    реферат , добавлен 15.02.2004

    Предмет экономической теории. Взаимодействие экономики с политикой, психологией, правом и другими науками. Применение математических и статистических методов. Собственность, социально-экономические связи и организационно-экономические отношения.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2009

    История развития экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и место в системе экономических наук. Методы познания экономических явлений. Понятие экономических агентов, их интересы и потребности. Система экономических интересов.

    лекция , добавлен 28.10.2014

    Место экономической теории в ряду других наук, взаимосвязь с экономикой и мировым хозяйством. Объект, предмет экономической теории. Общая структура производительных сил общества. История развития различных экономических школ. Функции экономической теории.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2010

    Теоретические основы экономической науки, а также их развитие через призму истории экономических учений. Причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в сфере экономической деятельности субъектов экономики в ретроспективе.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Макроэкономика как составная часть экономической науки. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. Основная проблема макроэкономики. Рекомендации "Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики".

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Понятие и сущность экономических категорий и законов, основные их элементы. Предмет, функции экономической теории, современные направления ее развития и место в системе социально-гуманитарных наук. Характеристика основных экономических целей общества.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2009

    Понятие экономической теории, предмет ее исследования, истоки возникновения и современные аспекты развития. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории. Кризис экономической науки. Влияние экономической теории на современную экономику России.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Микроэкономика как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории, ее значение, предмет и основные методы экономического анализа. Поведение отдельных экономических агентов. Микроэкономика и хозяйственная практика. Уровни экономической науки.