Причины и последствия кризиса 1929 1933. Причины мирового кризиса экономики

Введение 3

1. Общая характеристика экономических кризисов 5

1.1. Циклическое развитие рыночной экономики 5

1.2. Последствия циклов и кризисов для мировой экономики 8

2. Экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия 11

2.1. Причины и первые этапы экономического кризиса 11

2.2. Изменение социально-экономического положения страны 16

2.3. Программа восстановления экономики 17

2.4. Влияние кризиса на международное положение США 21

Заключение 26

Список использованных источников: 28


Введение

Экономические циклы - явление, которому посвящены множество трудов известных ученых. Они классифицируются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

В экономической науке в большей степени изучены долгосрочные циклы, которые получили название "циклы Кондратьева", т. е. по имени русского ученого, который наиболее глубоко исследовал данный вопрос.

Дальнейшее развитие теории циклов позволило обнаружить сверхсрочные, вековые циклы, которые стали предметом пристального внимания современной экономической науки.

Н. Д. Кондратьев указывал на тесную взаимосвязь экономических и технологических циклов. Он отмечал, что само развитие техники включено в технологический процесс экономической динамики. Идеи Н. Д. Кондратьева в последующем были развиты И. Шумпетером, Г. Мекшем, А. Клойкнехтом, С. Меньшиковым и другими учеными.

Обстоятельный анализ среднесрочных циклов был проведен К. Митчеллом.

В настоящее время не существует единой теории циклов. На Западе сложилось множество направлений в исследовании цикличности экономического развития. Среди зарубежных ученых следует выделить У. С. Джевонса, Р. А. Гордона, Г. Хаберлера, А. Х. Хансена, Ф. Броделя и других.

Несмотря на разнообразие подходов к выявлению причин цикличности, многие авторы единодушны в том, что между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными, и сверхсрочными (вековыми периодами) существует определенная взаимосвязь.

По своему характеру и происхождению мировой экономический кризис начала 30-х гг. был циклическим кризисом перепроизводства. Однако его исключительная разрушительная сила объяснялась тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства на стадии империализма. Главным из них был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировой войны.

Ускоренное первой мировой войной развитие государственно-монополистического капитализма повлекло за собой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основе произошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в хозяйственной жизни, что обусловило невозможность восстановления в полном объёме довоенных экономических отношений даже после ликвидации военного механизма государственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х гг. вполне проявились как отрицательные последствия анархии нерегулируемого капитализма, так и результата засилья монополий в экономике.

Всеобщий характер экономического кризиса начала 30-х гг. проявился в двух аспектах. Во-первых, в той или иной степени кризис захватил все капиталистические страны. Во-вторых, он выразился в его универсальности – кризис охватил все сферы капиталистического хозяйства.

Целью данной курсовой работы является анализ причин и последствий Великой депрессии в экономике США в 1929-1933 гг.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

Рассмотрена характеристика экономических циклов;

Исследованы причины Великой депрессии, ее основные этапы;

Проведен анализ последствий Великой депрессии для экономики США,


1. Общая характеристика экономических кризисов

1.1. Циклическое развитие рыночной экономики

История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том , что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в ус л овиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду , прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства 1 .

Графически динамика объема производства в масштабе общества рыночной экономики за длительный период может быть представлена в виде возрастающей прямой (рис. 1).

Рис. 1. Графическое изображение экономического роста рыночной

экономики в целом за длительный период

На графике по горизонт ал ьной оси откладывается время (t) , по вертикали — объем производства (Q). Возрастающая прямая ОА свидетельствует о постоянном экономическом росте и развитии рыночной экономики в целом.

Под экономическим ростом принято п о нимать увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.

Экономический рост — центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том , как решаются проблемы ограниченности ресурсов.

Постоянный экономический рост в рыночной экономике имеет ряд существенных недостатков (инфляция, безработица и др.) , в том числе цикличность.

Дело в том, что развитие рыночной экономики происходит волнообразно, или циклично. В разные годы производство может возрастать большими или меньшими темпами, а в ряде случаев (например, сейчас в России) развитие экономики может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Поэтому динамику развития рыночной экономи ки точнее отражает волнообразная линия (рис. 2), где каждая волна характеризует целый цикл этого развития.

Рис. 2. График колебательной экономической динамики

Если брать более короткие промежутки времени, то динамика развития рыночной экономики с учетом различных периодов (100, 50, 8—10 лет) может быть представлена другим, более точным графиком (рис. 3).

Рис . 3. Динамика развития экономики в различные периоды

В экономической литературе такой ход развития называется общим термином «экономические флюктуации». Слово «флюктуация» латинского происхождения, в переводе означает «колебание».

Таким образ о м, цикличность — это форма движения национальной экономик ой мирового хозяйства в целом , предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики , экономического прогресса 2 .

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.

Экономический цикл (волна) является общей чертой почти во всех областях хозяйственной жизни и для всех стран с рыночной экономикой.

Экономические циклы (волны) — это периодические колебания деловой активности в обществе.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 4).

Рис.4. Графическое изображение цикла

На данном графике крайние точки развития рыночной экономики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует постоянное, нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризуется как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.

1.2. Последствия циклов и кризисов для мировой экономики

Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис 3 .

Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующей. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной системы хозяйства.

За спадом следует период депрессии (стагнация), который характеризуется застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.

Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение более 170 лет, с тех пор, как капитализм стал «взрослым».

Первый наиболее известный кризис разразился в Англии в 1821 г., потом кризисы наступили в Англии и США — в 1836 г., в США — в 1841 и 1847 гг.. Первым мировым кризисом считается кризис 1857 г., затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900—1901 гг., который начался одновременно в США и России и обрушился прежде всего на металлургическую промышленность. Мировой кризис 1929—1933 гг. (в американской литературе его называют «Великая депрессия») по своей глубине превзошел все предыдущие и до сих пор остается одним из самых грандиозных, его последствия изучаются до сих пор. 28 октября 1929 г., вошедшим в историю мировой экономики как «черный понедельник», биржи Уолл- стрита объявили о катастрофическом падении курса ценных бумаг и начале «великой депрессии». США стали эпицентром мирового кризиса 30-х годов, который постепенно охватил весь индустриальный мир. Совершенно новым и специфичным по формам проявления выступает современный кризис стран с переходной экономикой, которые осуществляют реформы по преобразованию централизованной системы хозяйства в рыночную.


2. Экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия

2.1. Причины и первые этапы экономического кризиса

Великая депрессия (англ. Great Depression) — продолжительный экономический кризис в мировой экономике, начавшийся в США в 1929 году, а затем и в других странах мира. Официально закончился в 1940 году, но реально экономика США стала восстанавливаться после Второй мировой войны. Определение Великая Депрессия обычно употребляется именно по отношению к США, к остальным странам применяется определение мировой экономический кризис. Этот кризис затронул практически все развитые страны Запада 4 .

Резкий рост концентрации и централизации производства и капитала, характерный для периода стабилизации 20-х годов, способствовал громадному усилению мощи корпоративного бизнеса.

В то же время значительно ослабло государственное регулирование. Это вновь усилило произвол крупных корпораций, их бесконтрольные действия в сфере экономики. В обстановке нерегулируемого капитализма функционирование корпоративного капитала имело особенно неблагоприятные последствия.

В 20-ые годы отчётливо проявились не только сильные, но и слабые стороны капиталистической стабилизации:

  1. снижение темпов развития, а иногда даже и падение производства в традиционных сферах экономики (добыча угля, судостроение, лёгкая промышленность);
  2. недогрузка производственного аппарата;
  3. высокий уровень безработицы (число безработных в 1924 – 1929 годах колебалось от 1,5 до 2 млн. человек);
  4. кризис перепроизводства, начавшийся в сельском хозяйстве ещё в 1920 г. и не преодолённый до конца 20-х годов.

Всё это в конечном счёте привело к накоплению условий перепроизводства в отраслях, тесно связанных с потреблением. Вследствие неравномерного распределения доходов сравнительно низкий уровень покупательной способности широких масс населения явно не соответствовал высоким производственным возможностям экономики. Слабая социальная защищённость основных групп общества существенно ограничивала возможности производственных инвестиций, тормозила процесс технологического переоборудования производства и вела к тому, что всё большая часть капиталовложений направлялась не в производство, а в спекуляции на бирже, что ещё больше усилило непрочность экономической конъюнктуры к концу 20-х годов. В 1924 г. расходы на капитальное строительство составляли 76 % всех капиталовложений, а в 1929 г. их доля сократилась до 35 % 5 .

Неблагоприятно сказывалось и расстройство международной финансовой системы в итоге тех крупных изменений, которые произошли в годы первой мировой войны. США, превратившиеся тогда в одного из основных международных кредиторов, поставили в финансовую зависимость основные страны Западной Европы. Недостаточность финансовых ресурсов в большинстве из них в первые послевоенные годы настоятельно требовала нормализации международной торговли, свободного доступа европейских товаров на американский рынок, но обострение империалистической конкуренции после первой мировой войны привело к усилению протекционизма во внешней торговле, росту таможенных пошлин и в США и в Западной Европе, что стало причиной невозможности уплаты долгов Соединённым Штатам.

Англо-французский блок пытался решить эту проблему за счёт репарационных платежей Германии. В какой-то мере Америка поддерживала эти планы, хотя официально всё время отрицала связь между репарациями и военными долгами. Однако путь к нормализации финансовой системы оказался несостоятельным, ибо финансовые возможности Германии были явно недостаточными, а предоставление ей свободы в международной торговле противоречило интересам её конкурентов. К тому же политическое руководство Германии систематически саботировало уплату репараций, поэтому крупнейшие страны Запада ради обеспечения уплаты репараций вынуждены были время от времени предоставлять Германии новые крупные кредиты по планам Дауэса, Юнга, что в конечном счёте ещё больше усиливало расстройство международной финансовой системы и непрочность капиталистической стабилизации 20-х г. Наконец, наступление в 1929 г. экономического кризиса совпало по времени с переходом от повышательной к понижательной фазе третьего большого цикла экономической конъюнктуры.

День 24 октября 1929 года вошел в историю США как «черный четверг». На Нью-йоркской фондовой бирже разразилась паника, приведшая к катастрофическому падению курса акций. Произошел невиданный за всю историю торгов их сброс. За день акций было продано 12 894 650 штук. В середине дня в штаб-квартире J.P.Morgan собрались на экстренное совещание пятеро крупнейших американских финансистов, представлявших National City Bank, Chase National Bank, Guaranty Trust Company, Bankers Trust Company и J.P.Morgan. Проанализировав положение на бирже, банкиры пришли к выводу, что «многие котировки на бирже не отражают истинной ситуации» и причин для паники нет. Заявление финансистов немного успокоило держателей акций крупнейших корпораций, и к концу дня многие котировки поднялись вновь, правда, так и не достигнув прежнего уровня. Президент Гувер, обратившись на следующий день к американскому народу, сказал, что «экономика страны покоится на прочном фундаменте» и паника на бирже спровоцирована «техническими причинами». Однако уже через четыре дня страна рухнула в пропасть. Во вторник 29 октября 1929 года за первые три минуты торгов на рынок были выброшены 650 тыс. акций U.S. Steel.

За день до этого они котировались по $186 за штуку. Через три минуты после начала торгов никто не хотел покупать их и по $179. Следом за U.S. Steel « посыпались » Westinghouse, General Motors , Paramount, Fox, Warner Bros... Попытки крупнейших банкиров остановить падение котировок ни к чему не привели. К концу дня на бирже было сброшено 16 383 700 акций. Потери 880 эмитентов, чьи акции котировались на Нью-йоркской фондовой бирже, составили почти $9 млрд. Эта цифра в два раза превысила количество денег, находившихся в то время в обращении. Америка, самая богатая страна мира, расплачивалась за яростные дуэли между «быками» и «медведями», за излишнюю увлеченность схемами быстрого обогащения, основанными на биржевых манипуляциях, за спекуляцию ценными бумагами весьма сомнительного качества и за ошибки бизнесменов и политиков. В стране началась Великая депрессия. Совокупная стоимость акций, котировавшихся на Нью-йоркской фондовой бирже 1 сентября, равнялась почти $90 млрд. К июлю 1932 года эта цифра составила примерно $16 млрд. Держатели акций потеряли $74 млрд. Последняя сумма в три раза превысила расходы страны на первую мировую войну. Национальный доход Америки с $87,8 млрд. в 1929 году снизился до $40,2 млрд. в 1933 г. Потерпели крах более 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых компаний. Не было ни одного общественного института, который бы не пережил в годы депрессии коллапс.

В среднем в период с 1921 по 1929 год ежегодно прогорали 627 банков, имевших на депозитах примерно $169 млн. Но эти банкротства были в порядке вещей, поскольку разорялись в основном не выдерживавшие конкуренции мелкие банки (в среднем на депозитах в каждом из этих банков размещалось не более $270 тыс. долларов). За первые же три года депрессии обанкротились 4835 банков. На депозитах в них было размещено $3 263 049 000. Акции разорившихся банков не просто упали до нулевой отметки. Многие банки, потеряв все инвестированные активы, должны были отвечать по долгам перед вкладчиками и держателями акций. Между тем охваченное паникой население бросилось изымать свои деньги из уцелевших банков, чтобы зашить их в матрасы. Количество денег в обращении выросло с $454 млн. в 1929 году до $5699 млн. в конце 1932 года. Население прятало в кубышках полтора миллиарда долларов. Президент Гувер попытался остановить этот процесс 6 .

В 1931 году он призвал банки организоваться в «Национальную кредитную корпорацию» — своеобразный фонд взаимопомощи, который бы помогал банкам, испытывающим наибольшие трудности. В 1932 году «Национальная кредитная корпорация» была преобразована в «Реконструктивную финансовую корпорацию», в которой уже участвовало государство. Корпорация, обладавшая капиталом в $3,5 млрд., ссужала государственные деньги банкам, испытывающим трудности. Это помогло лишь замедлить скорость развала банковской системы, на протяжении 1932 года ежедневно разорялись по 40 банков. Каждый день превращались в пыль $2 млн., размещенных на банковских депозитах. К концу года в банковской системе наступил коллапс. 14 февраля 1933 года закрылись все банки в Детройте, а еще через три недели по всей стране были объявлены банковские каникулы.

Уже через несколько месяцев после коллапса рынка акций безработица стала принимать угрожающие масштабы. К марту 1930 года без работы остались более 4 млн. человек. Через год эта цифра увеличилась вдвое. Весной 1932 года число безработных достигло отметки 12,5 млн. человек (10% от всего населения). Пик пришелся на начало 1933 года, когда безработных в Америке было 16 млн. человек 7 . Примерно 17% трудоспособного населения США осталось без средств к существованию. Положение усугублялось тем, что у администрации Гувера не было федеральной программы борьбы с безработицей. Гувер полагал, что проблемы безработных должны решать власти штатов и городские муниципалитеты. Однако практически все промышленные города превратились в банкротов, так что оставшимся без работы людям приходилось уповать на благотворительные фонды и пожертвования частных лиц. Однако этих средств катастрофически не хватало, и в третью зиму депрессии разразился голод. Только летом 1932 года Гувер предпринял попытку решить проблему безработицы на федеральном уровне. Согласно принятому в 1932 году чрезвычайному закону по борьбе с безработицей «Реконструктивная финансовая корпорация» должна была ссудить штатам на борьбу с безработицей $300 млн. Однако «не целевое» использование денег привело к тому, что на выплату пособий по безработице «корпорация» выделила штатам лишь $30 млн. Зато кредит в размере $90 млн . был выдан Central Republic Bank и Trust Company of Chicago. В результате к концу 1932 года федеральная программа помощи безработным потерпела фиаско. 8


2.2. Изменение социально-экономического положения страны

Великая депрессия изменила социальный облик Америки. Если рабочие, жившие «от зарплаты до зарплаты», лишались только своих заработков, то средний класс потерял помимо работы и все сбережения. Средние американцы стремительно нищали, переходя в разряд люмпенов. К концу третьего года Великой депрессии средний класс оказался на грани исчезновения. Вчерашние «белые воротнички» торговали с лотков яблоками и чистили обувь. Люди, которые были не в состоянии платить за жилье, сколачивали в предместьях городов хибары. Бездомные почитали за благо попасть хотя бы на сутки в тюрьму за бродяжничество, чтобы получить кров и похлебку. На шесть тысяч рабочих мест на стройках СССР претендовали 100 тыс. американцев. Многие из тех, кто получил работа в стране социализма, собирались покинуть родину навсегда.

Даже наиболее обеспеченным американцам пришлось перейти на режим жесточайшей экономии. Повсюду отключали электричество, Конрад Хилтон закрывал целые этажи в своих отелях и отключал телефоны в номерах, чтобы сэкономить на них по 15 центов в месяц. Компания Bethleem Steel, уволив 6000 работников, выселила их из домов которые сама и строила, и затем сровняла эти дома с землей, чтобы не платить налоги на недвижимость.

Людей, оставшихся без хлеба пытались радовать зрелищами. Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер призы вал владельцев кинотеатров «показывать картины, которые поддержат дух американцев и возродят в ни надежду». Однако взбодрить голодный народ, который не видел впереди просвета, было уже невозможно. К концу 1932 года в США стал всерьез опасаться революции.

Последнюю надежду американцы возлагали на грядущие президентские выборы. Президент Гувер выдвинул свою кандидатуру на второй срок, но люди, уставшие, по выражению Harper"s, «наблюдать беспомощными попытками администрации изменить ситуацию к лучшему и выслушивать очередные оптимистические заверения отдали свои голоса кандидату от Демократической партии Франклин Рузвельту».

2.3. Программа восстановления экономики

Новый президент понимал, что и бежать социального бунта, который окончательно добьет страну, можно лишь в том случае, если резко изменить ситуацию к лучшему уже в первые несколько месяцев. Разработанный новой администрацией комплекс экстренных мер по оздоровлению экономики получил название «Новый курс».

Первостепенное значение придавалось восстановлению банковской системы. Сначала Рузвельт попытался смягчить ситуацию чисто психологически. Он попытался убедить народ, что после «каникул» будут вновь открыты только надежные банки, хотя таковых в США практически не оставалось. Рузвельт заявил, что за банками отныне будет стоять правительство, хотя никаких конкретных гарантий американцам дано не было. Как бы там ни было, но изъятие денег из банков, которые открылись после окончания «каникул» 16 марта, и связанная с этим паника пошли на убыль 9 .

Администрация Рузвельта, получив передышку, немедленно принялась за осуществление своей программы возрождения банковской системы. В июне 1933 года была создана «Федеральная корпорация страхования вкладов» (FDIC). В нее были обязаны войти все банки — участники Федеральной резервной системы. Остальным банкам членство в FDIC рекомендовалось. Фонд FDIC, сформированный за счет взносов банков — участников корпорации, позволял полностью застраховать небольшие депозиты и частично крупные вклады. Вторым шагом стала покупка «Реконструкционной финансовой корпорацией» контрольного пакета акций некоторых банков. Таким образом, в банках было размещено $1265 млн. Принципиально важным было то обстоятельство, что банкам для получения федеральной помощи не нужно было отдавать в залог свои активы. В результате удалось существенно поправить ситуацию. Если в 1933 году обанкротились 179 банков со $146 млн. на депозитах (в 1931 году такова была статистика банкротств за месяц), то в 1935 г. эти показатели снизились соответственно до $34 и 10 млн.

Второй по важности задачей администрация Рузвельта считала скорейшее восстановление промышленности и сельского хозяйства. Для этого в 1933 году были приняты два чрезвычайно жестких закона.

Закон о восстановлении промышленности предусматривал введение в различных ее отраслях так называемых кодексов честной конкуренции, которые фиксировали цены на продукцию, уровень производства, распределяли рынки сбыта. По сути, это был до известной степени отход от принципов рыночной экономики, но закон позволил администрации Рузвельта выполнить главную задачу — поддержать крупнейшие монополии за счет мелких и средних предпринимателей. Закон о регулировании сельского хозяйства позволял повысить цены на сельскохозяйственные продукты. Схема повышения цен была достаточно проста: фермерам выдавали компенсацию за сокращение посевных площадей и поголовья скота.

Однако окончательно сбалансировать рынок без стабильного доллара было невозможно.

Президент Гувер в годы депрессии не шел ни на какие компромиссы, жестко привязав доллар к золотому стандарту. С 1929 по 1932 год золото свободно покупалось и продавалось по цене $20,67 за тройскую унцию. Даже в самые черные дни кризиса не ставилась под сомнение конвертируемость доллара в золото.

Рузвельт во время предвыборной кампании и в первые дни президентства намеревался продолжить валютную политику Гувера, но уже в апреле 1933 года резко переменил курс, запретив экспорт золота. Этот шаг не только резко обесценил доллар, но и способствовал его дальнейшему падению. Падение доллара вызвало серьезное беспокойство среди деловых кругов во всем мире, но администрация Рузвельта хладнокровно посоветовала, например, участникам Всемирной экономической конференции — обратить внимание на более важные вопросы, чем стабилизация доллара. Казавшееся неподконтрольным падение доллара было остановлено в конце января 1934 года благодаря хитроумному плану увеличения закупок золота по все возрастающим ценам. В феврале 1934 года доллар был стабилизирован на отметке 59% от прежнего курса 10 .

Одним из первых законов, принятых новым конгрессом 12 мая 1933 года, был федеральный чрезвычайный закон по борьбе с безработицей. Основные расходы в отличие от первых лет депрессии теперь несло государственное казначейство. Причем средства, выделяемые казначейством, не ссужались, как при Гувере, а выдавались в виде грантов. С мая по декабрь распределением средств (денежных пособий безработным и социальных выплат) занималась специально созданная федеральная администрация по борьбе с безработицей. Такие же администрации были созданы и в каждом штате. В мае 1933 года безработным было выдано по $15,15 на семью. К январю размеры этих выплат составили уже $30,45. Федеральная администрация по борьбе с безработицей функционировала до декабря 1935 года, когда ее сменила Works Progress Administration. На цену прямым выплатам пришла новая схема помощи безработным. Отныне каждый человек обеспечивался работой со стандартной заработной платой — от $19 для неквалифицированных рабочих в сельскохозяйственных районах юго-востока до $94 для профессиональных рабочих на северо-востоке и на западе. Количество безработных в результате принятых мер сократилось до 10 млн. человек.

Жесткие меры, предложенные администрацией Рузвельта, назвать сугубо рыночными было никак нельзя. И хотя они позволили смягчить бремя депрессии, верховный суд счел в 1935 году, что они ограничивают свободу конкуренции, и признал антиконституционными закон о восстановлении промышленности и закон о регулировании сельского хозяйства. Экономика страны вновь стала в полном смысле рыночной. И на нее обрушилось новое испытание — «депрессия внутри депрессии», длившаяся до 1938 года. Лишь к 1940 году США вышли по основным экономическим показателям на уровень 1929 года, но даже в это время уровень безработицы составлял 14% (7,5 млн. человек).

Социальные раны заживали дольше. Средний класс Америки практически исчез, и для его возрождения понадобилось практически 20 лет. В 1940 году каждый одиннадцатый американец был уверен, что на Нью-йоркской бирже торгуют мясом. Лишь после окончательного возрождения среднего класса рыночные институты были восстановлены в полном объеме.

2.4. Влияние кризиса на международное положение США

Кризис ослабил позиции США в ряде стран. Размеры старых инвестиций за границей сокращались. Экспорт новых капиталов из Нью-Йорка приостановился. Престиж доллара упал. Европейские должники прекратили платежи по военным долгам. Все эти события происходили постепенно, по мере нарастания и углубления кризиса. В 1930 г. заграничные инвестиции США ещё увеличились примерно на 1 млрд. долл.

Президент США считал своей заслугой мораторий по долгам. Но этот шаг был использован европейскими должниками против Америки.

Со времени заключения Версальского договора Вашингтон категорически отрицал наличие какой-либо связи между военными долгам и репарациями. Европейские должники, наоборот, как и во время принятия плана Юнга, добивались оформления этой связи. США не были в состоянии силой заставить союзников платить военные долги. Союзники же платили Америке не свои деньги, а номинально германские. Германия получила для этой цели в США 4 млрд. долл. Пока Америка финансировала Европу, дискуссия о связи репараций и долгов не имела практического значения. Другая ситуация создалась к концу второго года экономического кризиса, когда Нью-Йорк прекратил экспорт капиталов в Европу 11 .

Весной 1931 г. начала рушиться кредитная система в Центральной Европе. Первой жертвой был крупнейший Венский банк. Вслед за Австрией паника охватила Германию. Вскоре дошла очередь до Англии и Америки. Американские богачи, боясь обесценения доллара, начали в панике отправлять свои капиталы в Голландию и Швейцарию. В сентябре 1931 г. Англия отошла от золотого стандарта. США выдержали нажим на доллар. Но положение в стране оставалось тревожным. Гувер опасался революции в Германии, куда Америка вложила миллиарды долларов. Президент США решил согласиться на отсрочку очередных международных государственных платежей, с тем чтобы облегчить взносы по частным долгам. Когда кредитная паника распространилась в Центральной Европе, 20 июня 1931 г. Гувер предложил мораторий на один год по репарациям и международным государственным долгам. Конгресс одобрил мораторий лишь 22 декабря с оговоркой, что никакие государственные долги Америке не будут аннулированы или сокращены. Но к этому времени европейские должники уже не так считались с мнением «Капитолия», как десять лет тому назад, когда конгресс США принял билль о конверсии иностранных военных долгов Америке.

Европейским должникам нетрудно было сообразить, что если можно не платить долгов один год, то почему не повторить этот опыт в дальнейшем. Европейская печать настойчиво спрашивала: какой смысл выкачивать деньги из Германии и отправлять их в Америку? Эту кампанию возглавляла Англия.

Летом 1932г. Англии удалось в Лозанне организовать европейских должников против США. Было решено сократить общую сумму германских репараций до 714 млн. долл., если Америка аннулирует или по крайней мере соответственно сократит военные долги. Лозаннская конференция 1932 г. состоялась без участия США.

Англия выбрала для лозаннской операции довольно благоприятный момент. Когда европейские державы собрались в Лозанне, Вашингтон был всецело занят президентской кампанией. Должники выждали и официальное уведомление о своём намерении больше не платить долгов отправили Америке лишь после президентских выборов. На выборах Гувер потерпел поражение. Новый президент принял дела лишь весной 1933 г. Пока в Вашингтоне никто должным образом не реагировал на поведение должников 12 .

15 декабря 1932 г., после истечения срока моратория, наступил очередной срок взносов по военным долгам. Шесть государств, в том числе Франция, отказались платить. Через шесть месяцев, 15 июля 1933 г. из государств, заключивших после войны специальные соглашения с США о долгах, Финляндия оказалась единственной страной, внёсшей полностью очередной платёж Америке, что сказалось в дальнейшем отношении США к этой стране.

Экономический кризис тяжело отразился на торговле США с Европой, западноевропейские страны отказались закупать многие американские товары. Только в первые 6 месяцев 1930 г. Англия уменьшила ввоз товаров из США на15,8 %, Германия – на 26,2 %, Франция – на 9,6 %.

Таким образом, отношения между США и странами Западной Европы в период экономического кризиса носили напряжённый характер.

Глубокий экономический кризис ослабил позиции США не только в Европе. На Дальнем Востоке Япония бросила открытый вызов Америке. Событие это произошло в сентябре 1931 г., когда Япония, начав войну с Китаем, расторгла односторонним актом Вашингтонское соглашение 1922 г. Как Лондон в вопросе о долгах, так и Токио, приступая к оккупации Манчжурии, учитывало наряду с другими обстоятельствами приближавшуюся президентскую кампанию в Америке.

Из капиталистических держав, имеющих интересы на Дальнем Востоке, США были единственной, которая открыто выражала своё недовольство и которая пыталась дипломатическими средствами помешать отторжению Манчжурии от Китая.

7 января 1932 г. Стимсон официально известил Японию и Китай, что США не признают никого нового статуса, который будет установлен в Манчжурии в результате применения методов, противоречащих пакту Келлога. Через четыре дня, 11 января, британское министерство иностранных дел опубликовало коммюнике, в котором оно выражало удовлетворение в связи с заверениями Токио о том, что «Япония является в Манчжурии чемпионом принципа равных возможностей и «открытых дверей» для экономической активности всех наций». Министр иностранных дел Японии Хирота заявил: «США должны оказаться от вмешательства в дальневосточные дела и положиться на Японию в деле сохранения мира и порядка в Азии».

В американские колонии было вложено меньше 10% иностранных инвестиций США, в то время как две трети всех их инвестиций приходилось на Европу, Канаду и Австралию, т.е. на те страны, где Америка не могла применить силу для защиты своих капиталов. Американские капиталы за границей обесценились за годы кризиса в гораздо большей степени, чем английские. Особенно велики были потери на инвестициях в Южной Америке, где нью-йоркские банкиры старались до кризиса любой ценой овладеть английскими ценными бумагами.

В 1931 – 1932 гг. Англия начала наступление на завоёванные США во время и после первой мировой войны позиции в Канаде, Южной Америке и других странах. За один 1931/32 г. торговля Канады с США упала на 59%, а её торговля с другими странами – только на 44%. В июле – августе 1932 г. в Оттаве состоялась специальная конференция по укреплению британской внутриимперской торговли за счёт сокращения торговых отношений Англии и её заморских владений с другими странами. Остриё этой конференции было направлено против США. Достаточно указать на то, что экспорт из США только в Англию и Канаду за предшествовавшие 1932 г. десять лет в среднем превышал 1600 млн. долл. В год. В результате Оттавской конференции Канада впервые после 1915 г. заключила заём в Лондоне, а не в Нью-Йорке.

Англия повела энергичную контратаку на США и в Южной Америке. За один 1932 г. Южная Америка сократила свою торговлю с США на 42%, а с Англией – на 11%. Согласно данным подготовительной комиссии к седьмой панамериканской конференции, с 1929 по 1932 г. вся внешняя торговля США сократилась на 69%, а их торговля с Южной Америкой упала на 82%. Экспорт США в основные страны Южной Америки равнялся в 1929 г. 603 млн. долл., а в 1933 г. он снизился до 108 млн. долл.

В 1933 г. англичане начали скупать в Южной Америке ценные бумаги, принадлежащие американцем, т. е. стали производить такие же операции, какие до кризиса обыкновенно производили нью-йоркские банкиры с английскими акциями, с той лишь разницей, что Американская электрическая компания, скупая до кризиса английские акции, платила за них существовавшую тогда высокую рыночную цену и 25-процентную надбавку к ней, а англичане на четвёртом году кризиса покупали акции своих конкурентов в Латинской Америке за бесценок.

Экономический кризис, ослабивший позиции американского капитализма на обоих полушариях, создал политическую почву для усиления изоляционистов в Вашингтоне.

Таким образом, годы кризиса были отмечены обострением англо-американского соперничества, углублением противоречий между США и странами Латинской Америки. США вмешивались (нередко посредством вооружённой интервенции) во внутренние дела латиноамериканских государств, участвовали в свержении неугодных правительств. Последствием этого явилось падение американского влияния, обострение напряжённости и рост недовольства в странах Латинской Америки политикой США.


Заключение

Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена экономистами еще в первой половине прошлого века.

В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владельцы капиталистических предприятий периодически сталкивались с перепроизводством товаров. Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения данного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, для значительной части производителей не остается даже нормальной, а не говоря уже об экономической прибыли.

Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение 170 лет. Первые экономические кризисы датируются 1825 годом в Англии и в 1840 году в Германии.

Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная их причина лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала, достаточного для создания новых основных производительных сил. Однако действие этой основной причины усиливает действие вторичных факторов.

Можно сделать следующие выводы:

Во-первых, мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. был беспрецедентным в истории. А следствием этого стали два явления: 1) республиканцы сразу не осознали того, что происходило у них на глазах, они думали, что это просто временная «заминка» в развитии американского капитализма. Поэтому бороться с этим они пытались старыми методами, методами старых экономических школ (либеральная школа Адама Смита и т.д.). Также сыграли неблаговидную роль стереотипы мышления: с самого детства людям внушали мысль о том, что американская система капитализма будет всегда процветать, что «твердый индивидуализм» – это всё для страны. На основе этого республиканцы и говорили: индивидуализм спасет бизнес и государство. 2) Только через какой-то промежуток времени, можно было в полной мере понять, что же произошло, каковы причины и следствия произошедшего. Поэтому-то Ф. Рузвельту и удалось хотя бы отчасти вывести страну из кризиса, т.к. он мог оценивать ситуацию, чего нельзя было сделать во время самого кризиса.

Таким образом, кризис 1929 – 1933 гг. – это было уникальное явление, которое затронуло все сферы жизни общества – экономику, политику, международные отношения государств, общество, психику людей (люди, на миг оцепенев и пережив внутреннюю депрессию, вышли из этого кризиса более жизнестойкими), общественное устройство государства и которое определило на будущие годы ряд мировых тенденций. Под этими словами я подразумеваю такие изменения, как: 1) усиление государственного регулирования экономики, социальной сферы общества и т.д.; 2) усиление социальной защиты населения (пенсии, оплачиваемые отпуска и т.п.); 3) начало разработки глобальных (планетарных) способов регулирования экономики; 4) ослабление международного влияния США.


Список использованных источников:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2009.
  2. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие / Под ред. Г.А. Космача. - 3-е изд. - Мн.: Нар. асвета, 2013. 304 с.: ил.
  3. Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. // Философия и общество. — 2009. — № 2. — С. 184—201.
  4. Долан. Э.Дж. Рынок. Макроэкономическая модель. – М., 2013.
  5. Журавлёв С. Загадки эпохи джаза // Эксперт. — 2008. — № 1 (640) / 29 дек 2008
  6. История США. Т. 3, 1918 – 1945 / Под ред. Г.Н. Севостьянова. - М.: «Наука», 1985. 564 с.
  7. Кемпбелл Р. Макконнелл,Стэнли Ли Брю. Экономикс. - М., 2013.
  8. Кондратьев Н. Д. "Проблемы экономической динамики". М, 2009. С. 112.
  9. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М: Экономика, 2009. С. 326.
  10. Основы экономической теории. – М.: Юристъ, 2013.
  11. Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. - М., 2009.
  12. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. / Под ред. проф. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2013.

1 Кемпбелл Р. Макконнелл,Стэнли Ли Брю. Экономикс. - М., 2013. С. 118.

2 Современная экономика. /Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. С. 65.

3 Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2013. С. 55.

4 Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 годы): Курс лекций. - 2-е издание – М.: Изд-во МГУ, 2012. 352с.

6 Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. // Философия и общество. — 2009. — № 2. — С. 184—201.

7 Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 годы): Курс лекций. - 2-е издание – М.: Изд-во МГУ, 2012. 352с.

8 Журавлёв С. Загадки эпохи джаза // Эксперт. — 2008. — № 1 (640) / 29 дек 2008

9 Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. // Философия и общество. — 2009. — № 2. — С. 184—201.

10 Гринин Л. Е. Великая депрессия 1929—1933 гг. // Философия и общество. — 2009. — № 2. — С. 184—201.

11 Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Под общ. ред. В.И. Голубовича. - Мн.: НКФ «Экоперспектива», 2012. 432 с.

12 Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Под общ. ред. В.И. Голубовича. - Мн.: НКФ «Экоперспектива», 2012. 432 с.

В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма.

За годы кризиса объем промышленного производства в капиталистических странах сократился на 38%, а сельскохозяйственного- на одну треть. Была дезорганизована кредитно-денежная система. Резко возросла армия безработных. Их число составило более 30 миллионов человек. Были разорены миллионы крестьян, пополнявшие ряды безработных.

Экономический кризис затронул и область международных отношений. Резко обострилась борьба за рынки сбыта; внешнеторговая конкуренция привела к нарушению ранее достигнутых соглашений о разделе мира на зоны влияния. Перестала соблюдаться Версальско-Вашингтонская система договоров, сложившаяся после 1 Мировой войны.

Гигантские масштабы и разрушительная сила кризиса 1929-1933 гг. объясняются тем, что это был не обычный, циклический кризис, которые время от времени поражали капиталистическую систему, а кризис самой системы монополистического капитализма. На том уровне развития производительных сил, который существовал в конце 20-х годов 20 века, при том уровне международного разделения труда и капиталистической интеграции, капитализм уже не мог существовать на основе старого механизма производства. Законы свободного рынка перестали работать. Монополии, заинтересованные в сохранении высоких прибылей, проводили политику высокого завышения цен, то есть нарушали рыночные законы. В этой связи следует подчеркнуть, что уровень монополизации производства в США к 1929 году составил около 70%, а более 1000 наименований основополагающих видов промышленной продукции производились на 1-2-х предприятиях страны.

Катастрофическое падение производства, рост числа безработных привели к повышению напряженности в обществе. Над ведущими капиталистическими странами нависла опасность социального взрыва.

Для того, чтобы устранить эту опасность, чтобы сохранить общественный порядок необходимо было преодолеть страшные последствия кризиса. Силой, способной это сделать было государство.

Активное вмешательство государства в экономику позволило ведущим капиталистическим государствам выйти из кризисного положения. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них- установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды.

Второй путь- реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является “новый курс” президента США Ф. Рузвельта.

Ведущую страну капиталистического мира- Соединенные Штаты Америки, кризис 1929-1933 гг. поразил особенно сильно. 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах началась невиданная паника на Нью-Йоркской фондовой бирже. Курс акций стремительно покатился вниз. Падение курса акций продолжалось более трех лет. В результате к середине 1932 г. общий объем котировавшихся на бирже акций составил 19 млрд.долл., что почти в 4,3 раза меньше уровня начала октября 1929 года. За четыре года кризиса разорились 5671 банк, то есть пятая часть всех банков страны. Миллионы мелких вкладчиков теряли свои сбережения и превращались в нищих. Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась прежде всего в исключительно резком падении производства в промышленности. Выплавка стали снизилась за 1929-1932 годы более чем в четыре раза. Из 285 доменных печей, числившихся тогда в США, в середине 1932 года действовало только 46. Падение производства в автомобилестроении составило 80%.

Кризис в промышленности вызвал ухудшение положения рабочих. По данным “Ассоциации по исследованию проблем труда” к концу 1932 года в США не имел работы каждый третий рабочий. Из тридцати миллионов безработных, насчитывавшихся во всем мире, 17 миллионов были американцами. Очень широкое распространение получила частичная безработица. По свидетельству той же ассоциации, в 1932 году полностью занятыми были всего лишь 10% американских рабочих. Реальная заработная плата снизилась в среднем на 51%

Катастрофически ухудшилось в начале 30-х годов положение фермеров. Цены на продукты сельского хозяйства к 1932 году упали в 3-4 раза. Особенно тяжелой оказалась для фермеров уплата процентов по задолженности и налогов. В 1932 году они поглощали до 40% дохода фермеров. То, что кризис с особенной силой проявился в США, было следствием усиления неравномерности развития капитализма, а также того, что после первой мировой войны значительно возросла доля США в мировом капиталистическом производстве. США, выпускавшие в 1913г. 36% мировой промышленной продукции, повысили свою долю в 1920 г. до 47%. Увеличение удельного веса США в мировом производстве и рост всемирной экспансии американского империализма привели к обострению его противоречий и сделали его более уязвимым в смысле воздействия противоречий капиталистической системы мирового хозяйства.

В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредит, по всей стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистики, за годы кризиса потерпели крах более 130 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, более миллиона фермерских хозяйств.

Падение производства в США оказалось большим, чем в других капиталистических странах. Общий уровень промышленного производства в 1933г. упал по сравнению с 1929г. на 46%,а производственные мощности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность стары была отброшена более чем на 20 лет назад, к уровню 1911г

Возникнув в США, кризис стал быстро перерастать в мировой экономический кризис. Сказался большой экспорт ее капитала, натиск ее промышленности и сельского хозяйства на мировой рынок сбыта, растущий ввоз в США сырья и полуфабрикатов, финансовая зависимость ряда стран от американских банков, действие международных монополий под эгидой финансовых магнатов США- все это поставило западноевропейские, южноамериканские и азиатские страны под сильное влияние тех процессов, которые происходили в экономике США.

Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. В громадной степени ухудшилось положение народа. Характеризуя обстановку в стране в начале 30-х годов, У.Фостер писал: “Соединенные Штаты, в прошлом страна хваленого капиталистического процветания, стали страной, где властвовал кошмар голода, нищеты и пауперизма”.

С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. Правительство, призванное “кабинетом миллионеров”, заботилось в основном о благополучии монополий и игнорировало социальные программы. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты- Ф.Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал “мозговой трест”, который разработал теорию “нового курса”.

Теоретической базой “нового курса” явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея- необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия. Д.Кейнс впервые в экономической теории поставил вопрос о необходимости перехода к государственному регулированию экономики, уделяя первоочередное внимание поискам способов смягчения экономических кризисов и массовой безработицы. На практике эту теорию впервые успешно реализовал президент США Ф.Рузвельт.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса. Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США.

Основу любой экономики составляет финансовая система. Поэтому первым из законодательных актов, принятых конгрессом был “Чрезвычайный банковский акт”. Были закрыты все банки и проведена тщательна ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).

Другие финансовые мероприятия правительства Рузвельта (отмена золотого стандарта, сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара) были направлены главным образом на увеличение финансовых ресурсов государства и на усиление его регулирующих функций. Одновременно были приняты меры к успокоению мелких вкладчиков: акты конгресса, принятые в 1933 году ограничили масштабы биржевой спекуляции и дали правительству полномочия на создание федеральной корпорации по страхованию банковских вкладов.

Ядром “нового курса” было реформирование промышленности. Согласно принятого конгрессом “Закона об оздоровлении национальной промышленности” была создана Национальная администрация оздоровления промышленности во главе с генералом Джонсоном. Она провела принудительное картелирование промышленности во главе с генералом. Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен.

Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.

В результате введения этих эаконов уже весной 1934 года начался побьем производства в промышленности. Предприятия полностью выполнявшие законы получали право льготного сбыта продукции. Выполнение этих законов позволило наиболее правильно переориентировать экономику с учетом возможностей сбыта продукции и интересов государства.

Другой серьезной проблемой для США была огромная армия безработных. Для урегулирования этой проблемы была образована Администрация общественных работ во главе с министром внутренних дел Г.Икенсом. Весной 1933 г. начали создаваться трудовые лагеря для безработных. В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественный работ правительство выделило 13 миллиардов долларов. В начале 1934 года была образована Администрация гражданских работ во главе с Г.Гопкинсом. Она обеспечила работой еще 4 миллионов безработных.

За 4 года существования трудовых лагерей, занятые в них безработные, работая за жилье и питание построили 755 миль дорог, 75 тысяч школ, 584 аэродрома, 3700 стадионов, 12 миллионов футов канализации, множество ферм. Была проведена полная электрификация сельской местности, обустройство национальных парков.

По мере подъема производства и создания новых рабочих мест, программа общественных работ сворачивалась.

Важной составной частью “нового курса” был закон о помощи фермерам, принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Согласие на заключение контракта давало право на получение премии. Источником этих субсидий стал налог на первичную обработку сельскохозяйственных продуктов, то есть в конечном счете- налог на потребителей. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.

Однако, несмотря на то, что на осуществление этой программы были затрачены огромные средства, покупательная способность американского фермерства не достигла даже довоенного уровня. Только крупные фермеры получили немалые выгоды от сокращения производства.

Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерской задолженности. С этой целью была создана Администрация фермерского кредита, которая начала выдачу займов фермерам-должникам по более низким процентам. За 1933-1935 годы общая сумма займов составила 2 миллиарда долларов. Эти средства укрепили в первую очередь крупные фермерские хозяйства. Что касается мелких фермеров, их положение не улучшилось. За первые три года “нового курса” было продано за долги около 600 тысяч ферм, а владельцы их поступили в распоряжение Национального бюро труда, которое перераспределяло трудовые ресурсы и занималось перераспределением фермеров.

Одновременно с экономическими мерами правительство США принимало меры по защите прав трудящихся. В июле 1935 года был принят закон о трудовых отношениях. Запрещалось преследовать рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках. Права профсоюзов подтверждались законом. Одновременно предпринимателям запрещалось создавать компанейские профсоюзы, которые действовали в угоду администрации.

Кроме того был принят закон о социальном страховании, который устанавливал пенсии для рабочих старше 65 лет, пособия по безработице, пенсии инвалидам, сиротам и вдовам, потерявшим кормильцев и другие социальные пособия.

В духе “нового курса” проводилась и внешняя политика США. По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР, а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

В результате мер, предпринятых администрацией Рузвельта, к 1936 году кризисные явления в экономике США были в основном преодолены.

Таким образом, политика “нового курса”, проводимая американской администрацией во главе с президентом Рузвельтом явилась эффективным способом преодоления экономического кризиса. “Мозговому тресту” Рузвельта удалось понять необходимость активного вмешательства государства в экономику страны, и сделать это, избежав социальных потрясений.

Благодаря жесткому контролю государства за промышленностью и финансами, перераспределению ресурсов с учетом интересов государства, а не монополий, удалось оздоровить экономику, и за счет государственных заказов вызвать промышленный подъем.

Политика в области сельского хозяйства была менее эффективной, и результаты ее сказались несколько позднее.

Создание трудовых лагерей позволило безработным выжить в условиях кризиса, смягчить социальную напряженность, и вести работы, требующие большого вложения рабочей силы. Эти же работы, произведенные строительными компаниями, стоили бы государству гораздо дороже.

Важным фактором политики “нового курса” было сочетание в едином комплексе мер экономических и социальных. Только государство, регулируя экономические процессы, и принимая меры по защите населения, помогло экономике Соединенных Штатов преодолеть кризисные явления. Благодаря успешному проведению политики “нового курса” Соединенные Штаты Америки преодолели самый глубоких и разрушительный кризис в истории капитализма и остались ведущей страной капиталистического мира.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что “новый курс” Ф.Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую(тактическую)- вывод США из кризисной ситуации; вторую(стратегическую)- создание экономических основ общества, социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Государственная итоговая аттестация в XI классах по истории проводится в устной форме по билетам. Каждый из 25 билетов состоит из 3-х вопросов.

Первый вопрос на проверку знаний курса «Новейшая история 1900 - 1939 гг.» (X класс). Второй вопрос на проверку знаний курса «Новейшая и современная история (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.Третий вопрос на проверку знаний курса «История Отечества в XX - в начале XXI веков (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.

Просмотр содержимого документа
«Причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.»

Билет 18

18.1. Причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

Мировой экономический кризис охватил все капиталистические страны

Причины:

Усиление концентрации производства и централизация капитала;

Стандартизация производства, внедрение конвейерных систем и переход к массовому выпуску товаров, что привело к значительному росту производства;

Рост производства вследствие использования достижений технического прогресса и отставание в обеспечении платежеспособности населения;

Это приводило к узости внутреннего рынка, так как расширение рынка отставало от расширения производства.

Проявления экономического кризиса:

Падение промышленного производства составило 44%;

Промышленный кризис переплетался с аграрным;

Падение цен на с/х продукцию привели к массовому разорению фермеров и крестьян;

Падение цен на сахар, кофе, пшеницу привели к исчезновению этих и других продуктов;

Происходит валютно-финансовый кризис, крах международной валютной системы, что привело к обесцениванию валюты 56 стран;

Резко уменьшился объём торговли (на 70%);

Критически снизился жизненный уровень населения;

Рост безработицы (1932 г. - 48 млн. чел.);

Рост социальной напряженности (19 тыс. стачек, 8,5 млн. чел).

Последствия экономического кризиса:

Экономический кризис привёл к политическому кризису;

Во многих странах имели место открытое насилие и политический авантюризм (Германия, Италия, Япония);

Широко использовался государственный аппарат для регулирования экономики;

Усугубились межгосударственные противоречия, которые привели к новой мировой войне.

Экономический кризис 30-х гг. сильно ударил по экономике США. Кризис перепроизводства во многих сферах экономики привёл к резкому падению акций даже самых крупных и солидных компаний. На бирже началась самая настоящая паника, за которой последовала цепная реакция банкротств. Прекратило свою деятельность свыше 10 тыс. банков и свыше 135 тыс. фирм. О размахе кризиса свидетельствует тот факт, что в 1932 г. производство упало до 54% от докризисного уровня. Кризис коснулся почти всех слоёв и групп населения: рабочих, служащих, учёных, чиновников, представителей творческой интеллигенции и свободных профессий, предпринимателей. В США насчитывалось 17 млн. безработных. Так же кризис коснулся и аграрного сектора. Из-за падения платежеспособности фермеры лишались земли, домовладений, пострадавшие граждане селились на окраинах городов в трущобы, построенные из тары и отходов, получивших меткое название "бидонвилли" ("поселки Гувера").

Глобальность кризиса была обусловлена тем, что он быстро распространился на другие страны капиталистического мира. Особенно сильно кризис ударил по экономике Германии, которая находилась в экономической зависимости от американских инвестиций. Даже после ряда предпринятых мер таких как принятие в 1930 г. плана Юнга, предоставляющий некоторые льготы по выплате репарационных платежей. Кризис продолжал углубляться и на фоне всеобщей нищеты и отчаяния произошло разрушение политической системы страны, к власти пришли фашисты.

В Англии и во Франции кризис начался несколько позже. На фоне кризиса правительство Англии усилило регулирование экономики, был предпринят ряд мер, направленных на преодоление кризиса и упрочение позиций Англии в мировой экономике. Для экономики Франции кризис имел как отрицательные так и положительные последствия, так как поразил прежде всего архаичные, неэффективные, застойные звенья экономики и ускорил структурную перестройку экономики и переход страны на рельсы современного капитализма. Во время кризиса имели место массовые разорения крестьян, мелких торговцев и мелкой буржуазии, вследствие чего происходило долгожданное укрупнение земельной собственности и концентрация капитала.

Важнейшим итогом "Великой депрессии" стало усиление экономической роли государства во всех без исключения капиталистических странах. Рухнули представления о саморегулируемости экономики, на первый план вышли методы государственного регулирования экономики.

"Великая депрессия" как нельзя лучше продемонстрировала взаимозависимость экономики всех стран мира: начавшийся в США кризис перепроизводства имел место даже в тех странах Европы, где не было объективных предпосылок для него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К 1929 г. США уже, безусловно, были первой промышленной державой и финансовым центром мира. Поэтому американский биржевой крах в октябре 1929 г. вверг не только США, но и весь капиталистический мир в глубокий экономический кризис.

Биржевой крах 1929 г. был одним из первых внешних проявлений глубочайших кризисных процессов, происходивших в экономике капиталистического мира. Он вызвал огромные потрясения во всей хозяйственной жизни страны. Гигантская разрушительная сила экономического кризиса проявилась, прежде всего, в падении промышленного производства.

Кризис имел очень тяжелые последствия для США и всей мировой экономики. Произошло катастрофическое падение уровня жизни населения, экономика была отброшена на многие годы назад. Политическая ситуация в Европе, где к власти во многих европейских странах пришли диктаторские режимы, была также во многом вызвана влиянием кризиса.

От кризиса пострадало большинство стран мира, но особенно тяжело - США, Германия, Австрия; в меньшей степени Англия и Франция, Япония.

Кризис не был связан прямо с политическими событиями, но во многом вызван послевоенными кризисами и переустройством мира (эти геополитические изменения особенно сказались в Германии и Центральной Европе); в США был вызван повышением их роли в мировой экономике и не соответствующим такой роли уровнем экономического регулирования.

В период экономического кризиса происходит ухудшение экономических связей в Мировой Системе, обнаруживается необходимость в реформировании системы международных расчетов в связи с крахом послевоенного золотодевизного стандарта.

Кризис 20-30-х гг. был дефляционным и имел длительный период - экономика восстановилась лишь к 1940 г.

Отличался прежде всего глубиной. Уровень промышленного про-изводства был отброшен к началу XX в. Промышленное производство в США со-кратилось на 46%, в Великобритании — на 24%, в Германии — на 41%, во Фран-ции — на 32%. В странах Запада насчиты-валось около 30 млн безработных, цены на сельскохозяйственную продукцию упа-ли на 40-60%, что дестабилизировало со-циальную ситуацию.

Течение кризиса усугублялось тем, что он возник на фоне не до конца решённых проблем, оставшихся в наследство от Первой мировой войны .

Индекс промышленного производства развитых стран (1929 г. = 100%)

Страна

1930 г.

1931 г.

1932 г.

1933 г.

1934 г.

1935 г.

Великобритания

Германия

Кризис подорвал не только капиталистическую систему хозяй-ства, но и веру в либеральную экономику, инструменты которой оказались совершенно бесполезными в новых условиях. Массовая безработица и всеобщий хаос во время кризиса отчётливо показали всему миру несостоятельность традиционных либеральных подхо-дов к решению социально-экономических проблем.

Тяжелее всего кризис сказался на мировой торговле и коопера-ции — ранее активно сотрудничавшие друг с другом страны разбежа-лись по своим углам, отгородившись тарифами и пошлинами от своих конкурентов. После падения фунта стерлингов (1931 г.) идеал свободной торговли, столько лет служивший капитализму, был заме-нён экономическим национализмом. Повсеместно вводились тари-фы, квоты, импортные пошлины, запреты на импорт, контроль экс-порта — все эти меры носили эгоистический характер и не способ-ствовали восстановлению всей мировой экономической системы.

Наиболее разру-шительное воздействие мировой экономический кризис оказал на экономику США. В результате кризиса, США, которые обошли стороной войны и революции, имевшие место в Европе, были близ-ки к социально-экономическому краху.

Промышленное произ-водство упало до самой низкой точки в июле 1932 г. Число безработных соста-вило 17 млн человек, это почти 14% на-селения страны. Особенно значительное падение выпуска продукции произошло в тяжёлой промышлен-ности. Национальный доход сократился почти вдвое, а объём внешней торговли — втрое. Вывоз капитала был почти полностью прекращён. В США обанкротилось свыше 5 тыс. банков.

Выход США из кризиса

Экономический кризис 1929-1933 гг. поставил на колени самые развитые капиталистические страны Европы и создал в них прак-тически революционную ситуацию. В наибольшей степени были затронуты Гер-мания и Австрия, в наименьшей — Франция. Материал с сайта

Во время упадка экономики в некоторых европейских странах практически исчезли институты либеральной демократии , пришла пора тоталитарных режимов . Падение уровня жизни во всех капи-талистических странах являлось чудовищным, казалось, вернулись самые худшие времена начального периода индустриализации. В этих условиях многим стало видеться, что истинной альтернати-вой должен выступать советский путь развития. Именно под влия-нием успехов Советского Союза в некоторых странах пытались использовать его опыт. Так, форма прямого контроля над произ-водством тоже имела место в Европе — правительство Народного фронта во Франции национализировало железные дороги, государ-ственный банк, оборонные предприятия.