Приобретение услуг у иностранной организации. Нужно ли платить НДС за «иностранца»? Организация и проведение конференций и семинаров, а также выступления художников за рубежом

Предприниматель не плательщик НДС оплачивает услуги нерезидента Букинг. В какой момент возникает налоговое обязательство?

Предприниматель не плательщик НДС оплачивает услуги нерезидента Букинг. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС-расскажет статья.

Вопрос: Если электронные услуги получены в 1 кв., комиссионное вознаграждение начислено и перечислено в апреле,то в какой момент и в каком периоде отражается начисленный и уплаченный НДС с услуг. ИП выступает в качестве налогового агента.

Ответ: При покупке услуг у иностранных организаций НДС удерживается при перечислении денежных средств. Причем в бюджет налог нужно перечислить в тот же день, что и оплату поставщику услуг. Соответственно, налоговая база по НДС возникает в день удержания налога. Поэтому начисление налога отразите в тот день, когда производили оплату за услуги.

А к вычету НДС можно принять, если выполнены необходимые условия для вычета:

НДС перечислен в бюджет

Услуги приняты к учету

Услуги приобретены для деятельности, облагаемой НДС.

например, по услугам посредника Вы начислили (т.е. приняли к учету) стоимость услуг в апреле, оплату поставщику и НДС произвели в апреле. следовательно, и право на вычет возникает в апреле.

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в ряде случаев она выступает налоговым агентом по НДС . Эти случаи перечислены в статьях и Налогового кодекса РФ. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Кого признают налоговым агентом

Российская организация выступает налоговым агентом по НДС, если:

Иностранная организация тоже может быть налоговым агентом по НДС. Она должна рассчитать и заплатить налог, если выступает посредником (с участием в расчетах) по договору с другой иностранной организацией - продавцом электронных услуг . Обязанности налогового агента возникают у посредника, если через него иностранный продавец реализует в России электронные услуги физлицам (не предпринимателям) (абз. 2 п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Если иностранная организация самостоятельно оказывает такие услуги физлицам, она начисляет НДС как налогоплательщик (абз. 1 п. 3 ст. 174.2 НК РФ).

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Когда определять налоговую базу

В зависимости от ситуации момент определения налоговой базы может быть разным.

Из этого правила есть исключения.

Некоторые налоговые агенты определяют налоговую базу в последний день квартала, в котором поступила оплата за услуги. Так должны поступать:

Российские посредники (с участием в расчетах), которые реализуют электронные услуги физлицам в России по договорам с иностранными организациями - исполнителями услуг (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Сумма НДС, которую «Альфа» удерживает из доходов иностранной организации, равна:
11 800 USD ? 18/118 = 1800 USD.

Доход иностранной организации выплачен 20 января. В этот день курс доллара США (условно) составил 29,50 руб./USD. В день расчетов «Альфа»:

Товары были приняты к учету 24 января. В этот день курс доллара США (условно) составил 29,70 руб. Несмотря на разницу в курсах, перерасчет суммы НДС на дату принятия товаров к учету бухгалтер «Альфы» не делал.

Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС

Ситуация: в каком периоде у налогового агента возникает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Товары (работы, услуги) приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС

Право на вычет возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет.

Организация - налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если она:

Если налоговый агент приобретает товары (работы, услуги) для совершения операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, на него распространяется порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный для налогоплательщиков-экспортеров .

    • перечислила оплату за товары иностранной организации - 10 000 USD (11 800 USD - 1800 USD);
    • определила сумму НДС в рублях к оплате в федеральный бюджет - 53 100 руб. (29,50 руб./USD ? 1800 USD).
    • приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (, НК РФ). Вычетом можно воспользоваться даже в том случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) не уменьшает налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-07-08/77);
    • арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • покупает (получает) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).
    • при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете;
    • при приобретении товаров (в т. ч. у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете), а также работ (услуг) у российских поставщиков (исполнителей).
  1. Из справочника

Как определить место реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

Платите НДС с работ и услуг, только если реализовали их в России. Место реализации определяйте по статье 148 Налогового кодекса РФ. Вам в помощь - таблица с подсказками для разных ситуаций.

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Электронные услуги подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

2. Покупатель - физическое лицо (не предприниматель). Его место деятельности - Россия при одном из условий:
- он живет в России;
- банк или оператор электронных денег, через которого он оплачивает услуги, находится в России;
- он применяет для покупки сетевой адрес, который зарегистрирован в России;
- он использует для покупки или оплаты российский международный код страны (абз. и 12-17 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ)

Покупатель: иностранная организация, которая не зарегистрирована в России и у которой нет постоянных представительств в России, или физическое лицо, которое:
- не живет в России;
- не оплачивает услуги через банк или оператора электронных денег, который находится в России;
- не применяет для покупки сетевой адрес, который зарегистрирован в России;
- не использует для покупки или оплаты российский международный код страны (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ)

Российские организации, которые привлекают иностранных партнеров для выполнения той или иной работы (услуги) на территории другого государства, могут столкнуться с проблемой - как отражать в налоговом учете расходы на уплату иностранных налогов? Речь идет о косвенных налогах (в т.ч. НДС), которые были исчислены и уплачены за границей по законам другого государства.

Когда иностранный НДС нельзя учесть в расходах

Во избежание двойного налогообложения нормы Налогового кодекса (п. 3 ст. 311, ст. 386.1 НК РФ) позволяют организациям учесть только сумму налога на прибыль (доход) или налога на имущество, уплаченную в соответствии с законодательством иностранных государств. Для НДС такая возможность не предусмотрена (письма Минфина России от 16.12.2009 № 03-03-06/1/813, УФНС России по г. Москве от 18.08.2009 № 16-15/085547). Минфин России также выступает против включения в налоговые расходы сумм иностранного НДС (письма Минфина России от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708, от 11.06.2010 № 03-03-06/1/407, от 06.10.2009 № 03-03-06/1/644).

Финансовое ведомство считает, что сумма этого косвенного налога не может быть учтена в составе прочих расходов даже как "другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку для учета расходов в виде налогов предусмотрена специальная норма (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так, в качестве расходов признаются лишь те налоги, которые начислены в соответствии с российским законодательством, а иностранные косвенные налоги, в частности НДС, под действие этой нормы не подпадают. Следовательно, уменьшать базу по налогу на прибыль они не должны.

ПРИМЕР
Иностранный контрагент оказал российской фирме услуги на территории другого государства. Стоимость услуг составила 300 000 долл. (в т.ч. косвенный налог - 6000 долл.).

Следовательно, фирма может включить в расходы только сумму:

300 000 - 6000 = 294 000 долл.

Сумма косвенного налога, уплаченная по законам другого государства, в налоговом учете фирмы не отражается, т.е. ее нельзя включить в расходы при расчете налога на прибыль, зачесть в счет уплаты российского НДС.

В Минфине России также полагают, что косвенный налог, который исчислен по законодательству другого государства и уплачен иностранному продавцу в составе стоимости услуги, нельзя включить в расходы еще и по основаниям, указанным в статье 270 Налогового кодекса (п. 19 ст. 270 НК РФ). То есть речь идет о невозможности включения в расходы сумм налогов, предъявленных покупателю налогоплательщиком (в нашем случае иностранной организацией).

При этом финансовое ведомство предпочитает не обращать внимание на тот факт, что в нашем случае подобные расходы нельзя определить как налоги.

Во-первых, в данной норме Налогового кодекса речь идет о российских налогах, то есть исчисленных согласно требованиям Налогового кодекса, а во-вторых, предъявить их должен именно налогоплательщик. Что касается иностранного продавца, то он в смысле статьи 19 Налогового кодекса таковым не является. Следовательно, данная норма к проблеме "иностранных" налогов не имеет никакого отношения.

Кстати, совсем недавно Минфин России в очередной раз подтвердил свою позицию, отметив, что суммы НДС, предъявленные российской организации при приобретении у иностранной организации работ (услуг), местом реализации которых не является территория России, нельзя учесть при расчете налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-04-08/65). Что интересно, в качестве обоснования приведена ссылка уже на другую норму статьи 270 Налогового кодекса (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Но если иностранный НДС нельзя включить в расходы напрямую, то, может быть, это можно сделать другими путями? Например, сначала включить этот расход в стоимость товаров (работ, услуг), а уже затем отнести на расходы.

Есть ли другие пути учета иностранного НДС?

Минфин России не позволяет относить иностранный НДС на затраты по производству и реализации также в порядке, который предусмотрен статьей 170 Налогового кодекса. То есть включением сумм налога в стоимость товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Логика финансистов следующая: в статье 170 Налогового кодекса содержится исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, уплаченные поставщику и не подлежащие возмещению, учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль. Явное нежелание расширять этот перечень прослеживается и в некоторых письмах налогового ведомства (письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 № 16-15/049561@).

Но не стоит забывать, что в нашем случае речь идет все-таки не о российском НДС, а об иностранном, поэтому вряд ли к нему можно применять положения этой статьи.

Неудивительно, что российские организации не могут воспользоваться и нормами статьи 171 Налогового кодекса и предъявить НДС другого государства к вычету (письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2011 № 16-15/104421@).

Таким образом, даже несмотря на очевидную производственную направленность этих расходов, чиновники в своих разъяснениях исключают любую возможность учета сумм зарубежных косвенных налогов. Тем не менее для некоторых случаев Минфин России делает исключение.

Это касается налогов, которые предъявляются российским компаниям при оплате гостиничных услуг за границей (например, во время командировок работников). В этом случае всю сумму налога, содержащуюся в счете, можно включить в состав командировочных расходов (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; письма Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37, от 14.02.2008 № 03-03-06/4/8).

С одной стороны, вызывает удивление, что в этом случае финансисты рассматривают иностранный косвенный налог уже не в смысле налога, которым он действительно не является по российскому законодательству, а просто в качестве расхода. Причем явно прослеживается желание финансистов найти для этих расходов в главе 25 Налогового кодекса свою специальную норму (письма Минфина России от 09.02.2007 № 03-03-06/1/74, от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37).

С другой стороны, если бы Минфин России занял иную позицию и отказался признавать сумму налога обоснованным расходом, то это повлекло бы нарушение трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ). Ведь сумма командировочных расходов, которую необходимо возместить работнику, определяется по первичным документам. Следовательно, в нее должен включаться и косвенный налог, уплаченный на территории иностранного государства. Иначе получилось бы, что работодатель обязан возместить сотруднику только часть понесенных им расходов.

Судебная практика и позиция ведомств

Не так давно бизнес неожиданно получил поддержку со стороны налоговиков, которые признали, что суммы уплаченных иностранных косвенных налогов можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (письмо ФНС России от 01.09.2011 № ЕД-20-3/1087).

При этом доводы налоговой службы вполне логичны: перечень прочих расходов, которые указаны в статье 264 Налогового кодекса, открыт. Следовательно, в качестве прочих расходов можно учесть любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Исключение лишь одно. Налоги, по которым в законе напрямую предусмотрен порядок устранения двойного налогообложения путем зачета (т.е. налог, уплаченный за границей, зачитывается в счет уплаты соответствующего налога в Российской Федерации), в расходы включить нельзя. В частности, это касается зарубежных налога на прибыль и налога на имущество организаций (п. 3 ст. 311, ст. 386.1 НК РФ).

По нашему мнению, такая позиция наиболее обоснована.

Кстати, еще Конституционный Суд РФ подчеркнул, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня затрат, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, и предоставил бизнесу возможность самостоятельно определять эти расходы в каждом конкретном случае. То есть исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации (определения КС РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 320-О-П).

Арбитражная практика, связанная с учетом сумм иностранных косвенных налогов, пока недостаточно сформировалась, но уже есть решения судов, которые заняли сторону бизнеса в этом вопросе (пост. ФАС ЦО от 13.10.2011 № А62-439/2011, ФАС МО от 22.07.2009 № КА-А40/6679-09, ФАС СЗО от 23.11.2009 № А56-4991/2009).

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность начислять и уплачивать в бюджет НДС при реализации товаров, работ, услуг не только за себя, но и «за того парня», т.е. выполнять функции налогового агента при реализации товаров, работ, услуг другими налогоплательщиками. При этом, не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Налоговыми агентами могут быть и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или патентную систему налогообложения.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом сумм налога предусмотрена налоговая санкция - штраф в размере 20% от суммы налога. Чтобы избежать налоговых санкций, проверьте своих контрагентов и сделки с ними.

Ниже - схема, которая поможет разобраться с тем, кто считается налоговым агентом по НДС.

В статье 161 НК РФ описаны ситуации, когда за плательщика НДС исчисляет и уплачивает в бюджет налоговый агент. Рассмотрим две самые популярные ситуации.

Ситуация 1. Реализация иностранными организациями товаров, работ, услуг на территории России

Если у иностранной организации есть представительство в России, то такая организация сама рассчитает НДС, уплатит его в бюджет и выставит вам счет-фактуру. Если же представительства в РФ нет, то покупателю товаров, работ, услуг придется исчислить НДС и удержать его из выплачиваемой иностранному продавцу суммы. Поэтому при заключении договора с иностранной организацией нужно обязательно проверить наличие представительства или филиала иностранной организации в России.

Для подтверждения того, что у вас нет обязанностей налогового агента, лучше всего запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет (с указанием ИНН и КПП) представительства иностранной организации на территории России.

Вместе с тем, если покупатель заключает контракт с головным офисом иностранной компании (зарегистрированный в РФ филиал не принимает участия в сделке), то покупатель должен исполнить обязанности налогового агента, не смотря на наличие регистрации представительства на территории РФ (письмо Минфина России от 12.11.2014 г. № 03-07-08/57178).

Если иностранная организация осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, которая не признается объектом обложения НДС на территории России, то покупателю не нужно рассчитывать и удерживать НДС.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по формуле:

Пример . Иностранная организация оказывает информационные услуги российской организации. В соответствии со ст. 148 НК РФ территорией оказания услуг признается Российская Федерация. Иностранные партнеры не представили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в РФ. Стоимость услуги составляет 100 000 руб. Российская организация обязана удержать НДС при оплате услуг. Сумма НДС составит 100 000*18/118 = 15 254,24 руб. «На руки» исполнитель по договору получит 84 745,76 руб.

Зачастую иностранные контрагенты в договорах указывают, что желают получить определенную фиксированную сумму денежных средств за свои товары, работы, услуги, а все суммы налогов, подлежащих уплате в России, покупатель должен начислить сверх указанной суммы и уплатить за счет собственных средства.

Такие формулировки в договорах не влияют на порядок исполнения налоговым агентом своих функций и не препятствуют получению вычета относительно НДС, уплаченному в бюджет по такому договору.

В ряде случаев российские организации обязаны удерживать из выплат иностранным компаниям не только НДС, но и налог на доходы (ст. 309 НК РФ). Если организация является одновременно налоговым агентом и по НДС, и по налогу на доходы, то налоги исчисляются следующим образом: сначала следует рассчитать и удержать НДС, а затем - налог на доходы, исключив из налоговой базы сумму НДС.

Например, российская компания оплачивает иностранной компании стоимость имущественных прав на использование разработанного сайта 100 000 евро. НДС = 100 000 *18/118 = 15 254,24 евро. Налог на доходы = (100 000 -15 254,24) * 20% = 16 949,15 евро. Суммы налогов пересчитываются в рубли по курсу на дату перечисления в бюджет (ст.45 НК РФ). Обратите внимание, что налоговая ставка на доходы иностранной организации зависит от международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Соглашением может быть предусмотрено освобождение доходов иностранной организации от налогообложения на территории РФ или обложение по пониженной налоговой ставке. Если же такого соглашения между государствами нет, то следует применять ставку 20%.

Согласно статье 312 НК РФ для применения освобождения от налогообложения доходов иностранной компании на территории РФ или применения пониженных ставок налога требуется документальное подтверждение:

Резидентства в стране, с которой Россия заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

Фактического права распоряжаться доходами, получаемыми по договору (в частности, подтверждение того, что контрагент не является посредником).

Подтверждающие документы должны быть предоставлены иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Ситуация 2. Предоставление органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ

При заключении договора аренды государственного или муниципального имущества необходимо обратить внимание на то, кто является арендодателем по договору. Возможны следующие варианты заключения договоров аренды:

1) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган (двусторонний договор). В этом случае арендатор признается налоговым агентом.

2) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган, балансодержатель - унитарное учреждение (трехсторонний договор). В этом случае арендатор также признается налоговым агентом.

3) Арендодатель - муниципальное или федеральное унитарное учреждение (школа, больница, автовокзал и т.д.). Такие учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками. Арендатор не является налоговым агентом.

4) Арендодатель - казенное учреждение. Услуги таких учреждений НДС не облагаются. Арендатор не является налоговым агентом.

Если арендатор является налоговым агентом, то он обязан рассчитать НДС в момент уплаты арендной платы. Сумма налога определяется следующим образом:

Сроки уплаты НДС в бюджет

При приобретении работ, услуг у иностранного партнера уплата налога в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру. Банки не примут платеж иностранцу без платежного поручения на уплату НДС в бюджет (ст. 174 НК РФ). При покупке же у иностранных организаций товаров налог подлежит перечислению в бюджет равными частями не позднее каждого 25-го числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором начислен налог.

Такие же сроки установлены для перечисления в бюджет НДС, начисленного в отношении арендной платы за пользование государственным / муниципальным имуществом.

На практике налоговому агенту удобнее при осуществлении любой покупки перечислять НДС в бюджет в момент оплаты по договору с иностранцем или государственным органом / муниципалитетом. Это позволит избежать технических ошибок, а значит избежать начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление налога в бюджет. Кроме того, период оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Счета-фактуры

Налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее 5 календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг (реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ) в двух экземплярах. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй - в момент возникновения права на вычет в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты продавца / арендодателя. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, если продавец - иностранная организация. В строке 5 счета-фактуры в случае приобретения работ, услуг у иностранной организации налоговый агент должен указать номер и дату платежного поручения, которым перечислен НДС в бюджет.

Вычеты

Лица, которое признаются налоговыми агентами в описанных выше ситуациях, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС независимо от того, являются они сами налогоплательщиками НДС или нет. При этом, налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, могут принять уплаченный НДС к вычету. Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, к вычету НДС предъявить не могут, но вправе включить сумму уплаченного НДС в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Обязательные условия для принятия НДС к вычету:

1) есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;

2) товары (работы, услуги) для их использования в деятельности, облагаемой НДС;

3) есть счет-фактура, выписанный вами (налоговым агентом);

4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету. НДС к вычету можно принять в том же периоде, в котором НДС уплачен в бюджет при соблюдении прочих обязательных условий.

Пример: организация арендует помещение у муниципалитета для размещения офиса за 300 000 руб. в месяц. Сумма НДС составляет 300 000 * 18/118 = 45 762,71 руб. Доля облагаемых НДС операций составляет 5% в общем объеме выручки (п.4 ст. 170 НК РФ). 30 марта организация перечисляет в бюджет 254 237,29 руб. в счет арендной платы за март и 45 762,71 руб. в счет уплаты НДС. В бухгалтерском учете произведены соответствующие начисления арендной платы. При формировании декларации за 1 квартал организация отразит: - начисление налога к уплате в качестве налогового агента 45 762,71 руб., - сумму НДС к вычету 2 288,14 руб. (45762,71 *5%). Разница между уплаченным НДС в бюджет и НДС, принятым к вычету (43 474,57 руб.), будет учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе расходов на аренду помещения.

Таким образом, заключая договор с иностранной организацией или органом власти (муниципалитетом) организация (предприниматель) принимает на себя дополнительные функции и обязанности. В целях планирования налоговых последствий перед подписанием договора с «необычным» контрагентом следует предварительно исследовать его статус, оценить, как повлияет его статус на расчет налогов, и запастись необходимыми документами и подтверждениями.

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент .

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы ), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

НДС по операциям с иностранными контрагентами

Ситуация: должна ли российская организация удерживать НДС как налоговый агент, приобретая товары (работы, услуги) у иностранного гражданина, который зарегистрирован в качестве предпринимателя за рубежом? Отгрузка товара происходит на территории России

Да, должна.

Данная операция облагается НДС, поскольку реализация товаров (работ, услуг) происходит на территории России. То есть соблюдается одно из правил определения места реализации в целях НДС - они закреплены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ.

А поскольку продавец - иностранное лицо не зарегистрирован в российских налоговых инспекциях, то самостоятельно платить НДС в бюджет он не должен. Вместо него это сделает российский покупатель. Как налоговый агент он должен рассчитать сумму налога, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет . Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

При этом не имеет значения, кто является продавцом: иностранная организация или иностранный гражданин. По общему правилу плательщиками НДС признаются и организации и предприниматели (п. 1 ст. 143 НК РФ). А к иностранным лицам относятся как иностранные организации, так и иностранные граждане (п. 2 ст. 11 НК РФ). Никаких оговорок о том, что иностранные предприниматели освобождены от уплаты НДС, в Налоговом кодексе нет.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту? Иностранная организация (лизингодатель) передает ей (лизингополучателю) в лизинг автомобиль. На налоговом учете в России она не состоит

Нет, не нужно.

Услуги по сдаче в аренду автотранспортных средств считаются оказанными на территории России, если арендодатель осуществляет деятельность в России. То есть арендодателем является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ). Значит, услуги, связанные со сдачей в лизинг автомобилей российской организации (лизингополучателю) иностранной организацией (лизингодателем), не состоящей на налоговом учете в России, считаются оказанными за пределами России.

Поэтому с сумм, перечисляемых иностранной организации за оказание услуг по предоставлению в лизинг автомобилей, НДС не удерживайте.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС? Иностранная организация, не состоящая на учете в России, передает ей в лизинг движимое имущество (за исключением наземных автотранспортных средств)

Да, нужно.

Гражданский кодекс РФ определяет, что лизинг является разновидностью аренды (ст. 665-670 ГК РФ).

Подпункт 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ устанавливает, что местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств) в аренду является Россия, если арендатором является организация, находящаяся в России. Значит, услуги, связанные со сдачей в лизинг движимого имущества российской организации (лизингополучателю), считаются оказанными на территории России.

При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Поэтому из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет . Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Таким образом, с сумм, перечисляемых иностранной организации за оказание услуг, связанных с предоставлением в лизинг движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), нужно удержать НДС и перечислить его в бюджет.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту? Иностранная организация оказывает ей услуги, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ. На налоговом учете в России она не состоит

Многие российские фирмы сотрудничают на территории РФ с иностранными организациями – напрямую или в лице их филиалов, представительств. При этом стороны сделки могут договориться, что налог на добавленную стоимость в казну перечислит российская сторона, предварительно заполнив соответствующую платёжку. То есть, фактически российская фирма выступает здесь как бы налоговым агентом по НДС. Однако существуют определённые особенности уплаты НДС за иностранного контрагента. Их уточнила ФНС России.

Для НДС действуют общие правила

Обычно зарубежная компания состоит на налоговом учете в России как по месту ведения своей деятельности через российский филиал.

Формально – на основании статей 11 и 143 Налогового кодекса РФ – плательщиками НДС на территории России закон признаёт, помимо отечественных фирм:

  • иностранные юрлица, компании и другие корпоративные объединения с гражданской правоспособностью, созданные по иностранным законам;
  • их российские филиалы и представительства;
  • международные организации;
  • их российские филиалы и представительства.

При реализации товаров/работ/услуг на территории России НДС уплачивают по итогам каждого налогового периода равными частями до 25-го числа включительно каждого из трёх месяцев, идущих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

По закону с 30 ноября 2016 года стала возможна уплата налога за «иное лицо» (п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). В данном контексте ФНС России полагает, что исключений из данного правила в отношении НДС Кодекс не содержит. Поэтому вполне возможна уплата НДС за иностранную организацию.

То есть, в случае уплаты НДС за иностранное юридическое лицо действует общий порядок перечисления налога в бюджет, который описан выше.

Но есть важная особенность оплаты НДС за иностранного поставщика услуг: из платежных документов на перечисление налога должно быть понятно, что соответствующая сумма оплачена за конкретного плательщика.

Как оформить платёж по НДС

Отметим, что последняя редакция Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет (утв. приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н, далее – Правила) содержит правила оформления платёжек при оплате НДС за иностранную компанию иными лицами. Минфин внес соответствующие изменения в

Вот, что должно российское предприятие при уплате НДС за иностранную организацию, ведущую в России деятельность через филиал, указать в полях платежного поручения (письмо ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280):

Поскольку в рассматриваемой ситуации российская фирма всё же не выступает налоговым агентом, для такой категории плательщиков Правилами не предусмотрен новый статус в поле «101» – «Статус плательщика» (квадратное поле справа вверху). Здесь приводят статус того лица, чья обязанность по уплате НДС в бюджетную систему РФ исполняется.