Проектирование автомобильной дороги: рекомендации. Проектирование автодорог и магистралей

Проектирование дорог - одна из специализаций нашей организации, но также вы можете заказать у нас проектирование мостов, домов и подобных объектов. Строительство и асфальтирование дорог никогда не начинают без согласованной с заказчиком проектно-сметной документации. Наши эксперты cмогут составить продуманный план и, по возможности, грамотно сократить расходы по проекту дороги. Наработанный опыт в данной отрасли позволяет нам браться за работы различной сложности и гарантировать заведомо положительный результат, выполненный на высоком профессиональном уровне.

Строительные нормы и правила

  • СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»
  • ВСН 139-80 «Инструкция по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог»

Состав проектной документации для дороги будет отличаться в зависимости от вида предстоящих работ:

  • проектирование городских дорог и улиц;
  • проект внутриквартальных дорог в жилом комплексе (ЖК);
  • проектирование дорог в коттеджном поселке (КП);
  • проект переходно-скоростных полос (ПСП);
  • проект съездов и заездов с дорог;
  • проектирование временных дорог;
  • ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • реконструкция;
  • новое строительство.

Данная информация должна быть четко описана в техническом задании на проектирование дороги.

Что входит в проект автомобильной дороги

1 Исходные данные на основе инженерных изысканий
2 Существующее положение
3 Генеральный план
4 Земляное полотно. Дорожная одежда.
5 Инженерные сети
6 Организация дорожного движения на период эксплуатации
7 Организация дорожного движения на период строительства
8 Общие указания лицам, ответственным за безопасность движения у мест производства работ
9 Обязанности должностных лиц при производстве работ
10 Ситуационный план
11 План автомобильной дороги
12
13 Продольный профиль водоотводной канавы
14 Поперечные профили автомобильной дороги
15 Схема расположения технических средств организации дорожного движения на период эксплуатации
16 Схема размещения барьерного ограждения
17 Схема расположения технических средств организации дорожного движения на период строительства
18 Исходная разрешительная документация
19 Согласования полученные по проекту

Особенности разработки проекта дороги


При проектировании придется брать во внимание прогноз изменения интенсивности дорожного движения. Кроме этого, проектирование дорог предполагает целый ряд проектно-изыскательных работ. Важно не только собрать информацию о непосредственном месте, где будет осуществляться строительство, но и изучить примыкающие местности. Нельзя не уделить внимания и градостроительным планам, здесь должны быть предусмотрены конкретные транспортные развязки. В дополнение, потребуется предусмотреть на территории строительства геологические особенности и прохождение инженерных систем.

Цены

Стоимость проектирования дорог рассчитывается индивидуально. На цену могут повлиять такие параметры:

  • размеры и назначение трассы
  • необходимый срок исполнения проекта
  • состав проектной документации
  • сложность работ
  • будут ли работы проводиться, например, в заболоченных районах.

Здравствуйте друзья, как известно, в нашей стране всего две беды – дураки и дороги. Меня зовут Олег Золотарев, и в этом материале мы проведем анализ десяти крупнейших попыток государственной власти побороть вторую беду в прошлом, настоящем и будущем! Самая дорогая дорога России… Давайте же попробуем найти ее и составить определенный рейтинг дорог России 2016.

Почему я решил посвятить статью, публикуемую на финансовом портале, дорожному строительству? Во-первых, развитие дорожной сети — это залог экономической стабильности в стране, и по развитию этой структуры можно делать предположения о дальнейшем развитии государства. Во-вторых, некоторые дорожные стройки в нашей стране вызывают у меня гордость, и даже некоторые приступы острого патриотизма – настолько героически они велись. Если кому-то в последней фразе почудился некоторый сарказм – вы не ошиблись, сейчас проще наверное слетать в космос, чем добраться до некоторых удаленных уголков нашей Необъятной и Великой. Однако не буду скатываться в болото критики и порицания системы, что-то высмеивать и пытаться блистать дешевым юмором — в статье про развитие дорожной сети в нашей стране это сделать легче всего, как и плакать про «убитые дороги России».

Просто перечислю 10 самых затратных проектов дорожного строительства в России, и некоторые факты с ними связанные. Каждую из участников составленного списка «самая дорогая дорога России» отличает не только сумма финансирования, но и высокая технологическая сложность выполнения проекта.

Замечу, что моя жизнь не всегда была связана инвестированием и работой на финансовых рынках. До того как стать свободным трейдером, я пробовал себя в развитии собственного бизнеса, связанного с землеустройством и кадастровой деятельностью, и лично участвовал в нескольких проектах по строительству автомагистралей. Это дает мне определенное преимущество перед диванными писателями, подсчитывающими стоимость автомобильной дороги в трюфелях и фуа-гре.

Новое Краснополянское шоссе Адлер-Красная Поляна: магистраль сквозь горы!

Как только не критиковали стоимость одного километра этой дороги в средствах массовой информации. Считали, каким слоем черной икры можно было покрыть площади, сравнимые с этой магистралью (1,1см); и в норковых шубах ее мерили (4,7см); и в коньяке Хенесси (13,8см.); и в устрицах(6,4см.). Но оставим эти подсчеты на совести критиков, вот некоторые факты:

  • протяженность магистрали 48км;
  • стоимость — 227 млрд. руб;
  • пропускной резерв железной дороги восемь тысяч человек за час, автомобильного участка — почти двенадцать
  • всего на магистрали создано четырнадцать тоннелей, протяженностью двадцать шесть километров;
  • выполнено сорок автомобильных и тридцать семь железнодорожных мостов и эстакад общей длиной тридцать пять километров.

Из последних двух пунктов сразу становится понятно, что это не просто «автодорога», а многоуровневый объект, одна половина которого представляет собой вырубленные в скальной породе тоннели для автомобильного и железнодорожного транспорта, а другая — мосты над ущельями и эстакады. Для строительства его пришлось привлекать ТПК (тонелепроходческие комплексы), причем как для автомобильной магистрали, так и для железной дороги. В этом случае сложность проведения работ, а значит — и расценки возрастают в сотни, если не в тысячи раз.

Для сравнения стоимости постройки километра транспортной системы в России и в мире стоит найти что-нибудь похожее по условиям строительства. Пусть это будет знаменитый Готардский базисный тоннель в Швейцарии — по масштабу это сооружение превосходит Новое Краснополянское шоссе. Общая протяженность пути этого комплекса составляет 57 км (без учета служебных и пешеходных ходов).

Идея о его строительстве была выдвинута еще в 1947 году. Первый проект был составлен в 1962 году, к строительству приступили в 1993 году, а ввод в эксплуатацию намечен на январь 2017 года. На реализацию этого проекта ушло более 10 млрд. долларов. После проведения несложных расчетов можно сказать, что 1км Швейцарского тоннеля обходится все-таки дешевле, чем 1км Краснополянского шоссе. Но если учитывать сроки строительства (а магистраль Адлер-Красная Поляна, несмотря на всю сложность, строилась с 2009 по 2013 год), то все получается не так уж плохо, поскольку подобная скорость проведения работ сильно влияет на их стоимость в сторону увеличения. Как бы то ни было, но этот объект инфраструктуры заслуженно считается (извините за каламбур) самой дорогой дорогой России, и лидирует во многих рейтингах дорог РФ.

М-11. Москва – Санкт-Петербург. Во сколько обошлись 700км между двумя столицами?

Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год, вот некоторые из характеристик этой автомагистрали:

  • скорость движения — 150 км/ч;
  • число полос движения — от 4 до 10;
  • ширина одной полосы движения — 3,75м;
  • размерность разделительной полосы — 6,0м;
  • электроосвещение по всей трассе, не исключая съездов и развязок;
  • всего развязок – 36шт,
  • мостов, эстакад, путепроводов – 325шт.

Как видите — объект крупный! Строящаяся автомагистраль проходит по территории 4 областей – Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская. Общая длина составляет около 700 километров. Так как на проект выделено 152,8 млрд. р ., то путем нехитрых вычислений получаем, что один километр этого инженерного чуда обходится в 218 000 000 рублей — опять астрономическая сумма, а значит свое место в рейтинге «самая дорогая дорога России» это инженерное сооружение занимает не зря. Но тут попрошу заметить, что сюда входят и монтаж линий освещения, и придорожное благоустройство, объемы которого в реализации строительства М-11 очень значительны.

Так как я занимался в свое время несколькими проектами небольших автодорог на территории страны, могу сказать, что львиную долю стоимости строительства километра автодороги съедает необходимость перекладки существующих и пересекающих ее коммуникаций, их последующая постановка на гос.учет в измененном виде, составление карта-планов и принятием на баланс эксплуатирующих организаций.

Почему-то, когда о тратах финансов при строительстве автомагистрали пишет корреспондент какого-нибудь печатного издания, это в расчет не берется, а выявляется, прежде всего, стремление удивить читателя получившимися расценками, криками о коррупции и кричащими заголовками типа «Россия без дорог!» или «Убитые дороги России 2016». В нашем материале вы такого не найдете, никаких сенсаций и компрометирующих кого-либо материалов тут не будет. Если говорить начистоту, существуют в отрасли конечно и откаты, и не слишком честная система проведения тендеров. Но мы являемся крупным обучающим интернет-порталом по инвестиционной деятельности и работе на финансовом рынке, а не оплотом желтой прессы.

Для тех, кто попал на страницы нашего сайта первый раз, поясню, этот ресурс был основан Виктором Самойловым, опытным трейдером и инвестором, которым было разработано несколько высокоприбыльных авторских стратегий для заработка, таких как «Точный Вход», «Опционный скальпер», и «Зона профита». В результате проделанной длительной и кропотливой работы наш портал стал крупнейшим проектом по обучению людей возможностям работы на финансовом рынке, и продолжает развиваться и наращивать обороты. Мы практикуем успешный бизнес не только в сети, но и в реальном мире. Для тех, кто хочет также себя реализовать, но не знает с чего начать, я рекомендую ознакомиться с полезной статьей Влада Новикова, которая помогла уже не одному начинающему стартаперу « »

Западный скоростной диаметр: шоссе, не занимающее землю!

Западный скоростной диаметр (ЗСД) - автомагистраль в Санкт-Петербурге, расположенная в черте северной столицы, еще не сдана в эксплуатацию (примерный срок сдачи август 2016г.). Размер участка — сорок шесть километров; более половины протяженности — это искусственные сооружения.

Условно магистраль делится на три участка: Южный, Центральный и Северный

Начало проектирования этой большой и дорогостоящей дорожной стройки, входящей в наш ТОП-10 самых дорогих дорог России, было положено еще в 1990г. Что интересно, для наиболее полного использования ресурсов магистрали существует проект обустройства ее остановками общественного транспорта, к которым будут вести лифты или эскалаторы.

Стоимость строительства объекта лишь немногим уступает магистрали, открывавшей наш список, и составляет 212,7 млрд. рублей.

Западная Европа – Западный Китай: точная цена вопроса неизвестна, масштаб поражает воображение!

Строящийся международный транспортный коридор должен начаться от вышеупомянутого Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, и далее по маршруту Москва — Оренбург – Шымкент – Ланьчжоу — Ляньюньган. Общая протяженность автомагистрали составит 8500 км. Из них 2240 км по территории Российской Федерации, 2790 км – по Казахстану и 3425 км автомагистрали пройдет по землям Китая. Окончание строительства запланировано на 2020 год, реализация этого проекта позволит значительно улучшить транспортную связь между Азией и Европой и упростить доставку грузов из Китайской народной республики.

Эта магистраль по праву занимает свое место в рейтинге самые дорогие дороги России, и кроме того, после реализации это будет самый протяженный в мире экономический коридор, расчетная стоимость которого по самым приблизительным данным составит 373 млрд .р. Обратите внимание на проявляющееся денежное соотношение:

2233км российского участка магистрали Западная Европа-Западный Китай – 373млрд .р.

48 км Нового Краснополянского шоссе Адлер-Красная Поляна – 227 млрд. р.

46,6 км Западного Скоростного Диаметра – 212,7 млрд.р.

По этим цифрам отчетливо выявляется сложность и дороговизна осуществления строительства крупных автомобильных магистралей в условиях гористой местности или в условиях плотной застройки мегаполисов.

Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга А-118. 26 км шоссе по морю

Кольцевая автодорога, связывающая между собой все магистрали, выходящие из Петербурга в направлении других крупных городов. Общая длинна — сто сорок два километра. Вот основные характеристики этой магистрали:

  • число транспортных развязок – двадцать шесть;
  • мостов, путепроводов, эстакад и других искусственных сооружений - сто шесть;
  • числополос — шесть-восемь;
  • длина участка, идущего по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений (представляет собой комплекс дамб и водопропускных сооружений) и острову Котлин (где расположен город-порт Кронштадт) -26 км
  • на протяжении дороги запроектированы вертолетные площадки.

Объект обязались выполнить к юбилею Санкт-Петербурга в мае 2003 года. Но два раза он замораживался из-за недостаточного обеспечения из государственного бюджета. В итоге был введен в эксплуатацию лишь в 2008 году. На то время это была одна из самых дорогих дорог России. Что касается объемов финансирования, информацию найти достаточно тяжело, ориентировочно стоимость этого крупного объекта дорожного строительства составила более 150 млрд. р .

Мне доводилось несколько лет назад проезжать по этой магистрали, совершая экскурсию в форты Кронштадта. Ощущения от того, что едешь рано утром на машине, тебя окружают серые воды Финского залива, а по дорожному полотну гуляют чайки, — просто великолепные!

Почему одних злит объем финансирования дорожной сети, а других — нет?

Друзья, я перечислил уже 5 из 10 объектов из списка самые дорогие дороги России. Многие из вас могут найти повод для критики в крупных размерах выделяемых сумм и не столь впечатляющих результатах! Может быть Вам будут больше по душе упомянутые оглавления «Убитые дороги России» и «Россия без дорог!»

Я считаю, что результаты вполне соразмерны выделяемым финансам. Не надо забывать про размеры нашей страны — чтобы поддерживать всю ее дорожную сеть в надлежащем состоянии на такой площади, требуются огромные инвестиции со стороны федерального бюджета. В условиях просевшей цены на нефть и закрытии доступа к зарубежному кредитованию из-за экономических санкций со стороны США и стран Западной Европы, может выявиться недостаточное финансирование дорожного хозяйства в ближайшем времени, нелегко может быть и рядовым жителям России.

Один из вариантов уменьшения зависимости Вашего личного благосостояния от экономической ситуации в стране — это повышение финансовой грамотности, изучение возможностей реализовать себя в новых сферах и выявление дополнительных источников дохода.

Для меня источником финансовой независимости стала работа на финансовом рынке в качестве свободного трейдера, а также — инвестирование средств в некоторые долгосрочные проекты. Если Вас интересует подобная возможность, советую развиваться в этом направлении, только не ждите, что торговля бинарными опционами сделает из Вас преуспевающего финансиста к концу этой недели. Ключом к успешной деятельности здесь является терпение, аналитическое мышление, плюс качественная программа обучения. Кому интересно, можете почитать свежую историю успеха с нуля моего хорошего товарища Влада Новикова «

Пока искал материал к этой статье о самых дорогих дорогах России, мне попалось на глаза одно высказывание, вполне объясняющее, почему меня совершенно не раздражают крупные суммы, расходуемые на содержание и развитие дорожной сети. Может быть это высказывание будет слишком саркастично, однако я считаю уместным упомянут его к теме сегодняшнего разговора:

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

«Зайдите в свинарник. Те свиньи, которые у корыта — стоят и чавкают совершенно спокойно. Те, которых отодвинули от корыта, бесятся и отчаянно верещат».

Без пафоса я могу сравнить себя с благодушной, спокойно чавкающей хрюшкой, стоящей у полного корыта. Поэтому меня совершенно не тревожат суммы, расходуемые государством на развитие дорог или на гуманитарную помощь в страны, страдающие от каких-либо бедствий и т.д.

Все дело в том, что в моем подсознании есть твердая уверенность в завтрашнем дне, и в том, что мне всегда будет что поесть, что надеть, чем заправить автомобиль, и заплатить за коммунальные услуги, как бы не развивалась ситуация в экономике страны. Те же, у кого нет такого корыта, и уверенности в завтрашнем дне, кричат о воровстве, о том, как все плохо, что везде коррупция, а мир катится по наклонной в сторону неизбежного конца.

Друзья, если хотите не беспокоиться насчет завтрашнего дня и не сокрушаться от мысли, что бюджет при строительстве какой-нибудь дороги районного значения был превышен на несколько миллионов рублей, задумайтесь о повышении своего благосостояния.

На нашем портале собран массив информации о торговых стратегиях и психологии трейдинга, где мой коллега, опытный действующий трейдер, делится своими рабочими идеями на торговый день. Регулярно знакомьтесь с публикуемыми материалами, изучайте торговые стратегии и основы технического и фундаментального анализа. О том, как благодаря последнему можно зарабатывать деньги, Вы можете прочитать в статье

Вся кажущаяся легкость и непринужденность этого процесса складывается из огромного опыта работы на финансовом рынке, но она доступна почти каждому человеку, если планомерно и системно подходить к обучению.

Рейтинг дорог России 2016: продолжение. Столица и периферия

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) -крупнейший проект по улучшению инфраструктуры столицы

Общая протяжённость составит более 500 километров! На полную реализацию проекта может уйти сумма в 350 млрд. р . Москва — это самый дорогой регион России, поэтому и расценки тут соответствующие. Работы по строительству уже ведутся, приблизительный срок окончания 2018 (по последним заявлениям) – 2022 г (срок, изначально заложенный в проект). Эта автомагистраль будет полностью платной, размер средней цены проезда по ЦКАД – более чем два рубля за километр. Бесплатный дублер этой автомобильной магистрали – Московское малое кольцо.

План очень масштабный, в связи с изменением границ столицы, прошедшим в 2012 году, часть автомагистрали проляжет непосредственно в городской черте. Сложность реализации строительства — в плотной застройке мест, по которым проходит магистраль. Цель проекта – разгрузить МКАД и направить потоки транзитного транспорта в обход столицы, а это более 120 тысяч автомобилей в сутки! А реализация этого проекта может дать более 200 000 рабочих мест.

Большое внимание при реализации строительства уделяется развитию прилегающих к ЦКАД участков, также был разработан единый проект планировки этих земель. При строительстве этой кольцевой автодороги не забыли и о радиальных шоссе, которые она объединяет. Суммы, выделенные на их строительство — не менее значительны, и они будут следующим участником рейтинга «самая дорогая дорога России».

Реконструкция вылетных магистралей Москвы. 270 км современных шоссе в центре столицы

Вылетные магистрали представляют собой шоссе из центра города за его пределы, переходящие в скоростные трассы или автомагистрали.

19 таких шоссе планируется расширить и оснастить современными транспортными развязками, новыми мостами, эстакадами, боковыми проездами и тоннелями. Следствием чего будет увеличение пропускной способности автотранспортной системы столицы на 6-7%, и повышение скорости движения общественного транспорта в 2 раза.

Работы были начаты в 2012г, завершиться они должны в 2017 году. Реконструкция каждой такой магистрали обходится в сумму около 10 млрд. р., а общая сумма затрат составит около 200 миллиардов рублей. Общая протяженность их составляет 270 км, но для проведения работ по расширению требуется переложить более 600 км крупных сетевых коммуникаций.

Есть и определенные проблемы в реализации этого проекта – отреставрированные современные широкие городские трассы будут упираться в областные магистрали, которых реконструкция еще не коснулась, и начало работ по их улучшению и расширению значительно отстает от Московских.

Реконструкция вылетных магистралей может быть выглядит не столь масштабно, как предыдущие участники рейтинга 10 самых дорогих дорожных строек в РФ, но этот проект отличается большой технологической сложностью исполнения, так как плотная застройка центра столицы не позволяет безболезненно провести расширение.

Лидер нашего рейтинга по стоимости – маленький кусочек четвертого транспортного кольца столицы!

От реализации этого проекта целиком отказались, так как его стоимость легко переплюнула бы в несколько раз всех участников списка самых дорогих дорожных строек в РФ. Общая стоимость строительства четвертого транспортного кольца составила бы более 1 триллиона рублей, а стоимость 1 км построенной дороги — 597 млн. долларов, что сравнимо с самой дорогой дорожной стройкой США — большим Бостонским туннелем. На его строительство было потрачено около 15 млрд. долларов, а каждый день строительства обходился в 3 миллиона долларов. Однако небольшой кусочек четвертого транспортного кольца был построен, его протяженность составила не более 4 км, а вот сумма затраченных средств превысила 66 млрд.р., так как для обеспечения работы пришлось переносить несколько промышленных предприятий и выкупать гаражный кооператив.

Посмотрев, во что обходится реализация этого проекта, московские власти решили его сначала заморозить, а потом и вовсе закрыть. По заявлению мэра Москвы С. Собянина – «городу лет десять надо пахать на это четвертое кольцо и кроме него ничего больше не строить».

В окончание нашего списка «самая дорогая дорога России» я постараюсь в своих описаниях географически покинуть самый дорогой регион России, но подобный маневр дает существенное падение расценок. Если стоимость современной многополосной магистрали в условиях столицы составляет, как говорилось выше, почти 600 млн. долларов, то реализация такого же проекта в условиях свободного и не ограниченного застройкой пространства дает стократное падение стоимости.

Р297 «Амур». 2165 километров по живописным местам

Одна из самых протяженных автомобильных дорог федерального значения длинна ее составляет 2 165 километров, начальные работы по возведению были проведены еще до Октябрьской революции 1917 года. «Старый Московский тракт», как она тогда называлась, должен был стать автомобильным дублером знаменитой Транссибирской железнодорожной магистрали.

Следующая попытка ее постройки была предпринята в шестидесятых годах прошлого века, что интересно: из-за близости границы с Китайской Народной Республикой и большого стратегического значения магистрали, ее возводили военные строители. Строительство дороги было сложным, так как некоторые ее участки проходили по гористой местности, а некоторые — в условиях многолетней мерзлоты. С 1969 года по 1992 было сдано всего пятьсот километров дороги, при этом израсходовано триста миллионов советских рублей. Как видите, масштабные дорожные проекты во время СССР были такими же финансово затратными, когда понятие откатов в принципе отсутствовало.

Решение о доведении строительства трассы до конца было подписано в 2002 году, на работах было занято более 10 000 человек, объект был сдан в эксплуатацию в сентябре 2010 года. На окончательную реализацию проекта было потрачено 35 млрд. рублей. Заметьте, что трасса Р297 является обычной нескоростной двухполосной асфальтированной дорогой, средней шириной полотна — 7 метров.

Замыкать наш список «Самая дорогая дорога России» будет очень сложный в реализации как по географическим, так и по политическим и экономическим факторам современный проект.

Мост через Керченский пролив. В этот раз обязано получиться!

Мост через Керченский пролив — это строящийся автотранспортный и железнодорожный маршрут между Таманским полуостровом, островом Тузла и Крымом. Реализовывать возведение пути приходится в очень сокращенные сроки из-за его политической и стратегической важности. Сдача в пользование автомобильного участка моста планируется на 2018 год, железнодорожный участок должен заработать уже в 2019.

Причем попыток освоения Керченского пролива предпринималось очень много, начались они с 19 века, прокладкой через его акваторию нитки Индо-Европейского телеграфа, связывающего Индию и страны Европы.

В 1901 г. англичане разрабатывали возможность создания железной дороги из Великобритании в Индию, с возвдением моста через акваторию пролива, но начало работы сорвалось из-за отсутствия финансирования.

В 1903 г. над строительством моста через пролив задумался император Николай второй. Благодаря конкурсу среди инженеров Российской Империи был исполнен очень интересный проект, реализовать его не получилось – началась Первая мировая.

В 1932 г. советские инженеры приступили к созданию проектной основы и строительству этой переправы, крупные детали моста были даже уже заказаны в Германии. Проектирование пришлось прервать из-за начала Великой отечественной войны.

В 1943 году первая удачная попытка создания моста через Керченский пролив (пусть и временная) – понтонная переправа, возведенная солдатами третьего рейха, позволяла переправлять до 1000 тонн груза за сутки. Фюрер требует как можно быстрее создать постоянный мост, вместо временного понтонного, но начавшееся наступление войск СССР разрушает его план.

В 1944 г., после того, как Крым был освобожден от фашистов, за полгода был создан временный железнодорожный мост через Керченский пролив с поворачивающим серединным элементом для возможности прохождения больших кораблей.

В начале 1945 г. лед, проникший с Азовского моря, повредил более сорока опор этого моста, после чего дальнейшее его использование оказалась невозможным. Интересный факт: то, что построили в условиях войны за несколько месяцев, пришлось разбирать двадцать три года!

Проекты возведения переправы через Керченский пролив возникали достаточно часто – с девяностых годов по 2014 их было представлено более 20.

После присоединения Крыма к России необходимость в транспортной переправе возникла достаточно остро, и в том же марте месяце 2014 года начались геодезические работы, и был проведен расчет экономического обоснования.

В итоге расчетная стоимость работ составляет более двухсот миллиардов рублей, что делает строительство переправы через Керченский пролив полноправным участником, входящих в список «самые дорогие дороги России».

Технические характеристики строительства моста:

  • возведение ведется одновременно из 8 точек;
  • общая протяженность — 19 км;
  • количество опор — около шестисот;
  • количество свай — пять с половиной тысяч;
  • расчетная скорость движения автомобилей — 120 км/ч;
  • полос движения – 4.

Сложность строительства этого гигантского проекта заключается не только в близости тектонического разлома и илистом дне пролива, а также в политической неурегулированности строительства. Дело в том, что Азовское море является сейчас совместной акваторией России и Украины, и по нормативам международного права, на постройку подобного сооружения необходимо разрешение Украины, давать которое она конечно же не собирается.

В нашей стране на высоком уровне заявляют, что «просчитали все спорные аспекты» с точки зрения международного права. Как будет решаться этот вопрос, я думаю, узнаем уже в скором времени. Если проект будет успешно реализован, это будет еще один повод для гордости за свою страну.

Развитая дорожная сеть – одно из ключевых условий экономического развития государства!

Друзья, как видите государство никогда не жалело выделять крупные финансовые средства на развитие дорожной сети и реализацию строительства самых дорогих дорог России. Может быть, не всегда эти деньги расходовались целесообразно, кроме этого существуют и перекосы в излишней централизации транспортной сети и ориентации ее исключительно на столичный регион. Хотелось бы заметить, что, несмотря на все сложности в экономике, строительство подобных дорогостоящих проектов по развитию автомобильных дорог не прекращается, и даже набирает обороты.

Не стоит завидовать упоминаемым крупным суммам, дело тут не всегда в коррупции, как известно, ее уровень значительно понизился по сравнению с тем, что было 7-8 лет назад. Самая дорогая дорога России – это не всегда 100%-ный показатель взяточничества или воровства, как все мы привыкли думать. Чаще всего — это действительно сложные по техническим характеристикам проекты, требующие привлечения огромных инвестиций!

В современном мире автомобильные дороги являются настоящими артериями, объединяющими все крупные города и малые населенные пункты в единую сеть. Значение автомобильных дорог для развития промышленности, торговли и сельского хозяйства сложно переоценить.

Нередко только благодаря улучшению транспортной связи удаётся увеличить товарооборот. По дорогам на своих легковых автомобилях спешат люди, а водители-дальнобойщики везут миллионы тонн самых разных грузов. Нагрузки на дороги просто огромны.

Поэтому проектирование автомобильных дорог является очень сложным занятием, справиться с которым могут только настоящие профессионалы.

Вообще проектирование дорог представляет собой сложный комплекс изыскательных работ, в которые входят не только проектно-конструкторские расчёты, но и расчётно-экономические.

Первоначально проводятся всесторонние исследования целевой местности. Таким образом, изыскание и проектирование автомобильных дорог неразрывно связаны между собой, ведь местность должна обладать соответствующими техногенными, климатическими и геологическими условиями.

Разработка проекта и непосредственно комплекс строительных работ определяются и регулируются нормативно-правовой документацией. При этом нормы проектирования автомобильных дорог подразумевают кроме создания дороги ещё и комплекс дополнительных сооружений, разработку плана коммуникаций, лесонасаждений и т.д.


Создание проекта дороги

Также специалисты должны определить технические параметры, подсчитать оптимальное количество строительных материалов, привлечь соответствующее количество спецтехники и рабочих, установить этапы и сроки строительства, рассчитать сроки окупаемости всех средств, затраченных во время строительства.

Выполнить все работы необходимо не только в кратчайшие сроки, но и максимально правильно – допущения нескольких малейших ошибок вполне достаточно, чтобы сроки строительства были сорваны, а сами дороги вышли из строя за считанные месяцы.

С чего начинается проектирование земляного полотна автомобильных дорог

Комплекс строительных работ предусматривает рытьё дорожного корыта, непосредственно устройство дорожного полотна, а также установку бордюров и брусчатки, но самое главное при выборе покрытия – функциональное назначение дороги, а как следствие – плотность потока транспорта и ориентировочная скорость движения.

Проектирования трасс общего пользования

Автомагистрали, как городские, так и загородные, постоянно находятся под воздействием постоянных и временных механических нагрузок, а также множества климатических факторов. Особенно это заметно в нашей стране, где количество циклов «заморозка-разморозка» за год может достигать десятков.

Также на дорожное полотно разрушительно воздействуют снежные заносы, осадки, грунтовые воды и ряд прочих факторов. Это и является основной причиной, по которой проектирование автодорог представляет собой столь сложную работу, доверять которую можно только опытным и достаточно квалифицированным инженерам.

Для разработки проекта, воплощение которого позволит решить транспортный вопрос в конкретном регионе, специалист должен иметь определенный объём информации. Только в этом случае можно гарантировать нужный уровень безопасности и удобства эксплуатации трассы для пассажирских и грузовых перевозок.

Как проектируется трасса

Проектируя автомобильную дорогу, инженер всегда учитывает, что она не только объединяет между собой федеральные и административные пункты, но и должна соответствовать стандартам безопасности для водителей, пассажиров и пешеходов. Для этого нужно учитывать определённые нормы проектирования автомобильных дорог, обеспечивающие нужный уровень удобства и безопасности.

Если во время проектирования были допущены ошибки в расчётах перспективного использования дорог, это приводит к возникновению неполадок. Если они не будут устранены путём проведения качественного ремонта в кратчайшие сроки, дорога будет быстро разрушена.

Поэтому при проектировании автодороги, необходимо рассчитывать не только нагрузки, существующие в настоящий момент, но и перспективный план, рассчитанный на двадцать лет. В случае если план создан без учёта перспективы, он считается некачественным.

Читайте также

Планировка и межевание территории


Перспективный план строительства дороги

Особое значение необходимо уделить технической классификации трассы. От этого зависит вид дорожного полотна, число полос и ряд других параметров, характерных для каждой дороги. Поэтому особенно важно определить статус дороги. Здесь также очень важно рассчитать нагрузки от автомобильного потока, который наверняка с годами будет увеличиваться.

После завершения расчётов, результат оформляется в виде рабочего проекта. В него обязательно должна быть включена техническая и сметная документация, а также подробные чертежи, содержащие в себе данные об используемых бордюрах, тротуарах, знаках, дорожной разметке и других важных элементах автомобильной дороги.

Рабочий проект также комплектуется пояснительной запиской. В ней подробно обосновывается каждое решение, которое будет использоваться при строительстве.

Пояснительная записка к плану строительства дороги

Также в них содержатся рекомендации по прокладке коммуникаций, инженерных сетей, локальные сметы и многое другое. Обязательно содержатся все необходимые данные по ландшафтному проектированию и созданию условий, позволяющих гарантировать безопасность окружающей среды.

На этом работа не заканчивается. Рабочий проект проверяется несколькими специалистами, которые не только проверяют, соответствует ли проект ГОСТ-ам и СНИП-ам, но и подвергают его нескольких экспертизам. При этом могут присутствовать эксперты из государственной инспекции, а также инспекции района, где будет возведена новая автомобильная дорога, расчёты по которой ведутся.

СНиПы и нормы проектирования автомобильных дорог

Стоит понимать, что основы проектирования автомобильных дорог предусматривают грамотное и наиболее рациональное и бережное расходование доступных природных ресурсов, минимизацию вреда окружающей среде, а кроме того применение современных методик, снижающих общую стоимость строительства, а также обслуживание таких дорог и энергопотребление.

В частности, СНиП, регламентирующий проектирование автомобильных дорог и их сооружение, имеет номер 2,05,02-85. Соответствующее пособие к этому СНиПу содержит рекомендации методического характера по разработке проекта и строительным работам. Кроме того, это пособие по проектированию дорог содержит также основные нормы и правила вместе с технической классификацией дорог.

Любые пособия разрабатываются в дополнение к СНиПам. Данные пособия содержат рекомендации и нормы проектирования автомобильных дорог для различных условий.

Стоит учесть такой важный момент: проектирование земляного полотна дорог должно принимать в расчёт особые условия, например, слабый грунт, ведь характеристики дороги должны соответствовать сложившимся условиям, иначе о приемлемом сроке службы трассы говорить даже и не приходится.

Познавательное видео о проектировании дороги в программе AutoCAD.

До недавнего времени нормы и основы проектирования автомобильных дорог в России основывались на устаревших СНиПах, которые уже не соответствовали реальной картине загруженности дорог и транспортного потока. Примерно с 2006 года стала заметна устойчивая тенденция к совершенствованию системы классификации автодорог. С того времени начали внедрять новые ГОСТы и пособия для проектирования.

На что необходимо обратить внимание при подготовке к прокладке дороги

При выполнении всех работ по изысканию и проектированию автодорог, эксперты уделяют особое внимание грунтовым условиям и особенностям климата в данном регионе, в первую очередь – количеству осадков в холодное время года.

Исследования грунта позволяют не только уточнить несущую способность грунта (и, соответственно, решить вопрос о необходимости уплотнения имеющегося грунта), но и выяснить, насколько глубоко залегают грунтовые воды в разные времена года.

Если уровень залегания вод достаточно глубок, он не способен оказать значительного влияния на дорогу. При малой глубине залегания может иметь место «игра» грунта, при которой его поверхность резко меняется в зависимости от времени года.

В таком случае строительство автомобильных дорог ведётся при использовании дополнительных материалов, обеспечивающих прочность и надёжность основания. Работая на месте будущего строительства, инженер оценивает ландшафт и подбирает оптимальные места для постройки мостов, а также укладки подземных коммуникаций.

Гидрологические данные в сумме с климатическими особенностями района позволяют ему подобрать толщину дорожной одежды, которая позволит с одной стороны снизить расходы, а с другой – гарантировать надёжность и долговечность автомобильной дороги даже при интенсивном движении тяжелогружёных грузовиков.

Автомобильную дорогу «Джубга-Сочи», которая нуждается в реконструкции, могут продлить до Крыма.

Власти вернулись к реконструкции автодороги вдоль побережья Чёрного моря, на этот раз дорогостоящий проект обсуждается совместно с инвесторами. Ранее Министерство транспорта РФ оценило строительство трассы от посёлка Джубга до курорта Сочи в 1,6 трлн. рублей, что оказалось рекордной для отрасли суммой. Тогда с реализацией проекта предложили повременить.

Как сообщают «Ведомости », проект масштабной реконструкции трассы «Джубга-Сочи» в Краснодарском крае глава Минтранса Евгений Дитрих внёс в перечень тех, которые ведомства предложили для инвестиций бизнесу. В списке потенциальных инвесторов 17 частных компаний, в их числе группа НЛМК (её основной актив – Новолипецкий металлургический комбинат), «Северсталь», «Новатэк», «Мечел» и не только, а также пять госкомпаний и ряд чиновников.

Сейчас эта автодорога представляет собой двухполосный горный серпантин, который работает на пределе пропускной способности. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) предлагает вместо него построить новую четырёхполосную скоростную трассу протяжённостью 119,5 км. При этом расчётная скорость движения по ней будет 120 км/ч. На разработку этого проекта понадобилось больше года.

Однако, как оказалось, 1,6 трлн. рублей – не предел для этого проекта. Трассу могут продлить до Крыма (на маршруте от Керчи через Новороссийск). В итоге из Крыма в Сочи и обратно можно будет добраться гораздо быстрее, чем сейчас.

На сегодняшний день путь протяжённостью почти 500 км от Керчи через Крымский мост до границы с Абхазией занимает минимум 8,5 часа в случае, если не будет пробок. Насколько это время сократится после введения в эксплуатацию новой автодороги, в ведомстве пока не рассказали.

Нет в документах и полной стоимости масштабного проекта. Известно лишь, что реконструкция участка дороги «Новороссийск-Джубга» оценивается в 116,5 млрд. рублей. Из них 96 млрд. рублей правительство готово выделить из федерального бюджета.

Взамен на спонсорство строительства автодороги от Крыма до Сочи инвесторы получат льготы по земельному налогу, налогу на имущество; смогут заключить соглашение о защите и поощрении капвложений, которое предполагает неизменность налоговых и тарифных условий.

Проектирование автомобильной дороги является одной из наиболее приоритетных задач современного мира, ведь возведенные пути представляют собой артерии, по которым передвигается легковой, грузовой и общественный транспорт. Современная транспортная система - это сложнейший организм, все элементы которого взаимосвязаны и непосредственно зависят друг от друга. Проектирование автомобильной дороги на данный момент во многом определяется действующими связями между населенными пунктами, зонами отдыха, промышленными предприятиями и прочими общественными центрами.

Жизнь современного мира невозможно представить без организованного и четко работающего механизма, который мог бы обеспечить нормальную транспортировку грузов или населения. Грамотное проектирование автомобильной дороги сегодня является особенно важным еще и по той причине, что на данный момент пути абсолютно не приспособлены к постоянно растущим транспортным потокам и высокой скорости движения.

Зачем это нужно?

Проведение этой процедуры должно обеспечивать безопасное, удобное, организованное и максимально комфортное движение транспортных средств в соответствии с расчетными скоростями. Также грамотное проектирование автомобильной дороги позволяет добиться однородных условий движения, полного соблюдения принципов зрительного ориентирования водителей, удобное и предельно безопасное расположение различных пересечений и примыканий. Именно поэтому оно настолько важно.

Многие владельцы частных территорий задумываются над тем, зачем им нужно изыскание и проектирование автомобильных дорог, ведь достаточно просто отсыпать путь следования и уложить на него асфальт. Но если человек никогда не сталкивался с подобным лучше для начала хотя бы поверхностно ознакомиться с полным перечнем работ, с которым придется столкнуться, а также посмотреть стоимость их проведения и возможные последствия.

Перед тем как начинать укладывать пути общего пользования, примыкания или какой-нибудь городской улицы, для начала нужно получить разрешение на проведение таких работ, а для этого требуется изыскание и проектирование автомобильных дорог. Самовольное проведение всех работ в конечном итоге выльется в то, что будут вызваны представители ГИБДД, которые для начала выпишут соответствующее предписание, и если в ближайшем будущем все замечания не будут полностью устранены, примыкание или дорога будут полностью ликвидированы, а также вынесется запрет на эксплуатацию объекта. В связи с этим придется все восстанавливать в первоначальное состояние, что окажется бесполезной тратой огромного количества средств, не говоря уже о том, что если путь вел к какой-нибудь промышленной площадке, АЗС, кафе или коттеджному поселку, их функционирование также будет прекращено.

Чем это еще может грозить?

Не все понимают, что, в соответствии со СНиП, проектирование автомобильных дорог - это не просто укладка щебня, асфальта и установка дорожных знаков. В процессе проведения данной процедуры должны учитываться все проектируемые и существующие коммуникации, которые располагаются в зоне строительства, ведь будет крайне неприятно, если случайно рабочие во время проведения укладки порвут газопровод, водопровод или оптоволоконный кабель. В конечном итоге восстановлением и возмещением убытков владельцам коммуникаций будет заниматься заказчик, а стоимость проведения этих работ очень высокая.

Именно поэтому должны полностью соблюдаться нормы, указанные в СНиП. Проектирование автомобильных дорог следует доверять только профессиональным специалистам, так как есть множество моментов, которые могут не учесть даже профессиональные строители. Квалифицированные инженеры предусматривают любые мероприятия, которые могут понадобиться для длительной и безопасной эксплуатации дороги, проводят расчет конструкции и несущей способности основания под всевозможные нагрузки, а также обеспечивают системы водоотвода для того, чтобы предотвратить возможность размыва земляного полотна, и учитывают еще множество других нюансов.

Виды

Для начала стоит определиться с тем, какие в принципе существуют виды автодорог:

  • Автомагистраль - транспортная дорога, по которой машины движутся по непрерывному маршруту и доступ на которую предусматривается раз в пять километров.
  • Скоростное шоссе - отличается от первого типа тем, что здесь присутствует упрощенный уровень доступа, равный трем километрам.
  • Обычного пользования - все остальные виды автомобильных дорог, которые не попадают под определение двух предыдущих.

В зависимости от типа выбранного пути значительно изменяются также особенности планирования. В процессе проектировки учитываются различные особенности рельефа, тип полотна, метеорологические условия, смежные дороги, приблизительный срок эксплуатации, интенсивность транспортного потока, а также прочностные характеристики.

Планирование

Первое, что нужно будет сделать в процессе планировки - это четко обозначить маршрут. Магистраль ни в коем случае не должна прокладываться через сельскохозяйственные территории, городские центры, а также уникальные природные ландшафты и всевозможные промышленные комплексы. В преимущественном большинстве случаев инженеры во время планирования сначала проводят предварительную съемку территории, по которой будет прокладываться путь, а также отмечают на карте все возможные маршруты. После этого проводится детальный анализ с выявлением всех преимуществ и недостатков каждого из представленных вариантов.

Затем выбирается какой-либо конкретный маршрут и осуществляется его детальный анализ перед тем, как будет проводиться через ТКП проектирование автомобильных дорог. Далее проводится создание проектных чертежей, но при этом владельцы земель и различных организаций, через территорию которых будут прокладываться дорожные маршруты, имеют право высказывать свои предложения и замечания. В основном в процессе планировки организуется независимая проектная экспертиза, по результатам проведения которой уже вносятся различные корректировки.

На финальной стадии, после того как был утвержден проект, создается большое количество рабочих чертежей. Помимо непосредственного маршрута, на чертежах также предельно подробно указываются перекрестки, выезды и въезды с дороги, а также проезды, переходы, мосты и прочие сооружения. Также в обязательном порядке определяется, какая конкретно спецтехника будет использоваться в процессе укладки дорожного полотна и одежды.

Этапы

Таким образом, планирование можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Разработка и утверждение маршрута.
  2. Составление ряда предложений, связанных с обустройством трассы и последующими восстановительными мероприятиями.
  3. Согласование проекта и получение поддержки со стороны всех заинтересованных ведомств.
  4. Тщательная разработка документации, в которую также должно входить планирование зеленых насаждений.

Одной из наиболее актуальных проблем дорожного строительства является планировка ландшафта, где в качестве основной цели указывается включение в него прокладываемой трассы. При этом обязательно нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • выбор типа дорожного полотна;
  • сохранение всех зеленых насаждений, существующих на данный момент;
  • создание новых посадок;
  • обустройство склонов;
  • разработка полного комплекса восстановительных работ.

Не стоит забывать о том, что подобное строительство должно включать в себя длительные, масштабные и кропотливые исследования, особенно если вы возводите через ТКП автомобильные дороги. Нормы проектирования включают в себя множество различных нюансов, которые нужно учитывать на каждом этапе проведения подобных работ. К положительным моментам можно отнести то, что на данный момент действующие принципы прокладки путей с дугообразными сопряжениями дорожного полотна и мягкими поворотами отлично сочетаются с любыми особенностями ландшафта.

С чего нужно начинать?

Если вы столкнулись со строительством автомобильных путей, городских улиц или каких-либо примыканий, делать эту работу следует в несколько шагов:

  1. Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
  2. Сбор исходной информации.
  3. Окончательное проектирование и выпуск всей необходимой документации.
  4. Согласование проекта с заказчиком и соответствующими органами.

Задание

На данном этапе крайне важно определиться со стадийностью, а также видами выполняемых работ. Все дело в том, что в зависимости от указанного вами перечня (капитальный ремонт, новое строительство, реконструкция и т. п.) будет непосредственно изменяться и объем выполняемых работ, а также полный список организаций, с которыми нужно будет согласовывать всевозможные документы. К примеру, если вы в задании на проектирование дороги указываете реконструкцию вместо проведения капитального ремонта, то в таком случае вы должны будете пройти тщательную государственную экспертизу и довести до нормативов различные геометрические параметры, а проведение этих работ потребует большого количества времени и средств.

В задании также должно указываться точное количество экземпляров и тип выдаваемой документации, общие сроки проектирования, определенная категория прокладываемого пути и еще множество других нюансов. Не стоит забывать о том, что, в соответствии с заданием, будет осуществляться подготовка, проектирование, строительство автомобильных дорог, и любые вещи, которые выходят за его рамки, придется обсуждать уже отдельно.

Исходная информация

К этому перечню данных относятся всевозможные инженерные изыскания, технические условия от владельцев каждой из коммуникаций, находящихся в зоне работ, а также различные письма, полученные от согласовывающих учреждений. Объем исходной информации непосредственно зависит от особенностей определенного объекта. Для небольшого строительства проездов, примыканий или стоянок вполне достаточно городских планшетов, в то время как нормы проектирования автомобильных дорог предусматривают также наличие геологических и геодезических изысканий.

Проектирование

Этот этап является наиболее длительным и затратным. После того как были получены технические условия, значительно увеличивается общий объем работ, а асфальт и щебень превращаются в далеко не самые затратные расходы.

Нередко приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда администрация деликатно «просит» провести дополнительное благоустройство территории, обеспечить проектирование тротуаров, стоянок и велодорожек, а также выполнить озеленение. Если речь идет об обустройстве примыкания к путям общего пользования, к примеру, СОГУ и ГИБДД потребуют обязательное проектирование пересечений автомобильных дорог, примыканий с переходно-скоростными полосами, обустройство освещения, различных светофорных объектов и, если будет такая необходимость,

Освещение пути в обязательном порядке должно обустраиваться на территории населенных пунктов, а главной его целью является обеспечение нормальной видимости автомобильной дороги и тротуаров. Водоотведение же может выполняться двумя различными способами - ливневой канализацией или отдельными водоотводными канавами. Крайне важно в процессе проектирования водоотведения учитывать и предусматривать нормативные уклоны, а также различные точки приема-выпуска. В процессе отведения воды на прилегающие территории зачастую также необходимо обустраивать локальные очистные сооружения.

Если попали в зону строительства, то в таком случае владельцы в любом случае потребуют их защиты или же переустройства в соответствии с нормативной документацией. Таким образом, рекомендации по проектированию автомобильных дорог уже не ограничиваются только дорожным полотном, что требует привлечения инженеров также множества других специальностей, что, соответственно, существенно увеличивает общую стоимость строительства.

Как оно проводится?

Приступая к проектированию, изначально осуществляют различные прочностные вычисления, а уже потом на их основе проводят расчет продольного и поперечного профилей. В процессе проектировки также проводится расчет технической и финансовой стороны проекта, после чего составляется подробная проектно-сметная документация с указанием оценки всех затрат, необходимых для строительства полотна.

Выбираются инженерно-экологические решения, с помощью которых автомобильная дорога сможет гармонично разместиться в природном ландшафте. За счет анализа экологической ситуации во время разработки проектной документации можно будет провести дальнейшее строительство с минимальным ущербом для окружающей среды.

Проектирование дороги осуществляется на основе проведения целого ряда инженерных изысканий, а также анализа параметров грунта с учетом особенностей местного рельефа. В процессе проектирования дорог профессионалами используются современные программные комплексы, а также специализированное инженерное оборудование.

В современных реалиях просто невозможно представить себе профессиональную разработку проектной документации без автоматизированных систем. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация на каждом из позволяет существенно увеличить общее качество проводимых работ, а также уменьшить стоимость, сроки и общее количество материалов, необходимых для строительства. С течением времени методы проведения проектных работ полностью отступают от традиционных принципов проектирования, использующихся буквально 20 лет назад.

Согласование

Перечень органов, занимающихся согласованием проектной документации, должен отражаться в задании, в соответствии с которым устанавливаются правила проектирования автомобильных дорог. Если возникают какие-то замечания или вопросы, проектировщики могут всегда напрямую связаться со специалистом и устранить замечания или внести различные корректировки. Проведение независимой или государственной экспертизы в большинстве случаев отмечается отдельно.

После того как все положительные согласования были получены, проектирование участка автомобильной дороги можно считать завершенным. Затем уже можно получать разрешение на проведение строительных работ.