Проектирование генплана участка. Проектирование генеральных планови застройки территории

– это схема планировочной организации земельного участка, выделенного под строительство проектируемого здания. Это базовый документ, который служит основанием для разработки всех проектных решений. содержит обобщенную информацию о планировочной структуре, застройке, зонировании, озеленении, благоустройстве, инженерном обеспечении и транспортном обслуживании территории. На основании генерального плана уточняются технико-экономические показатели проекта.

Основной чертеж генплана представляет собой масштабное изображение, полученное путем графического наложения плана проектируемого объекта на геодезическую подоснову, полученную по результатам исследований характеристик земельного участка. Геоподоснова содержит комплекс геодезических и геологических данных о выделенной под строительство территории - данные о рельефе местности, о существующих сооружениях, зеленых насаждениях, инженерно-технических коммуникациях, дорогах.

Специалисты компании «PNProject» выполняют разработку и оформление документации генеральных планов в соответствии с ГОСТ 21.508 «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов», Постановлением Правительства от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТ 21.101 «Основные требования к проектной и рабочей документации». Главная задача, которую решают специалисты нашей компании на этапе разработки генплана, заключается в рационализации размещения зданий на участке, в повышении эффективности использования территории и создании максимально комфортных условий для жизнедеятельности людей. В ходе разработки генплана мы ставим перед собой цель - оптимизировать капитальные затраты и снизить издержки на реализацию проекта.

Исходные данные для разработки генерального плана

  • Техническое задание на проектирование;
  • Концептуальное решение - эскизный проект или 3D-визуализация объекта капитального строительства;
  • Архитектурно-планировочное задание;
  • Данные аэрофотосъемки и топосъемки;
  • Схема расположения существующих зеленых насаждений;
  • Технические условия на подключение инженерных сетей с указанием точек подключения;
  • Право собственности на земельный участок и прочие документы на землю;
  • Данные о существующих строениях на территории, выделенной под строительство;
  • Результаты инженерно-геологических изысканий в виде согласованного отчета;
  • Другие данные в зависимости от специфики проекта.

Этапы разработки генерального плана

Специалисты компании «PNProject» осуществляют проектирование генплана масштабных, технически сложных строительных объектов в два этапа (стадии «Проект» и «Рабочая документация»). Основные этапы разработки проектной документации и рабочих чертежей генплана:

Cостав рабочей документации:

  • Пояснительная записка;
  • Рабочие чертежи;
  • Эскизные чертежи нетиповых конструкций и сооружений;
  • Ведомость строительно-монтажных работ.

Генеральный план: пояснительная записка

В пояснительной записке рассматриваются характеристики земельного участка, приводится обоснование принятых планировочных решений в соответствии с градостроительными регламентами и техническими нормами. Текстовая информация сопровождается расчетами. Приводится перечень мероприятий по инженерной защите территории строительного объекта от воздействия грунтовых вод и опасных геологических процессов. Описываются принципы вертикальной организации рельефа. В текстовом виде формулируются решения по благоустройству территории.

Пояснительная записка содержит описание схемы зонирования земельного участка, обоснование решений, принятых относительно функционального назначения и схемы размещения строительных объектов, включая вспомогательные сооружения. Приводится описание технических показателей транспортных путей, описывается схема соединения дорог с существующими магистралями. В заключении приводятся основные технико-экономические показатели – площадь и плотность застройки, площадь озеленения и др.

Разработка генерального плана: графическая часть

В раздел «Общие данные» включается ведомость чертежей, ссылочных и прилагаемых документов. Схема планировочной организации территории содержит информацию о местах размещения существующих и проектируемых строительных объектов с указанием подходов и подъездов к зданиям. На ситуационном плане отображается аэрофотоснимок территории с четким обозначением границ. В ходе проектирования генерального плана выполняется привязка проектируемого объекта к границам земельного участка и существующим постройкам. Приводятся данные об этапах выполнения строительных работ.

В графическую часть включаются схемы перемещения транспортных средств. На плане организации рельефа отображается вертикальная планировка и план земляных масс. На сводный план инженерно-технических сетей наносятся точки подключения проектируемого здания к существующих коммуникациям. На чертежах в графическом виде воспроизводятся решения по благоустройству, освещению, озеленению земельного участка. Планы озеленения и благоустройства содержат информацию об используемых насаждениях, элементах ландшафтного дизайна, малых архитектурных формах.

Первый известный, но не дошедший до нас в оригинале план Москвы появился в 1596 – 1597 годах. Его составили при царе Борисе Годунове. Он послужил основой для других ранних городских планов – Петрова чертежа, Сигизмундова плана, а также иных планов XVII века.

Облик Москвы начал серьёзно меняться в эпоху Петра I. В 1700 году он издал указ, запрещавший строить деревянные здания на погорелых местах в центральной части города. Необходимо было возводить каменные строения только по чертежам архитекторов «по линии, а не во дворах».

Однако с 1714 года сооружение в городе новых зданий, а также восстановление и ремонт старых ограничили. Указом Петра I абсолютно запрещалось каменное строительство в Москве. Возведение каменных построек было снова разрешено лишь в 1728 году – после смерти государя.

В 1731 году императрица Анна Иоанновна издала указ «О делании плана города Москвы». План, который создал архитектор Иван Мичурин, был опубликован в 1739 году. При его составлении впервые провели геодезическую съёмку, что позволило показать действительную топографию города.

В 1762 году была сформирована Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В 1763 году сенат издал указ «О сделании всем городам, их строению и улицам, специальных планов, по каждой губернии особо». В том же году генерал-квартирмейстер Пётр Ивашев составил новый план Москвы и её окрестностей.

Следующий генеральный план появился в 1763 году в Московской межевой канцелярии под руководством инженера генерал-майора С.М. Горихвостова (известен как Горихвостовский план). В 1774 году учреждён особый департамент для разработки плана и проекта по улучшению строения в городе. В 1775 году Екатерина II утвердила доклад комиссии департамента по плану города и приложенный к нему «План Москвы, прожектированный по городу и предместьям». Однако на практике он не всегда соблюдался.

В связи с этим главнокомандующий Александр Прозоровский в 1792 году образовал комиссию для составления нового проектного плана города. В 1796 году на средства купца Тимофея Полежаева были напечатаны план Москвы и книга-указатель.

В 1813-м возникла Комиссия о строении города Москвы, на которую возлагалось восстановление города после пожара 1812 года. Разработанный в 1817 году план стал основой обстоятельной реконструкции.

И вплоть до 1917 года, когда начался новый этап развития Москвы, в городе продолжали действовать основы градостроительного регулирования, застройки в духе идей классицизма.

Новое руководство страны и столицы утверждало и поддерживало идею разработки на научной основе качественно новых перспективных градостроительных схем и планов реконструкции. Предполагалось, что Москва будет развиваться как столица первого в мире советского государства.

Комплексный подход к прогнозированию больших городов предложил профессор Борис Сакулин, который ещё в 1918 году составил план технико-экономической организации Москвы и трёх колец расселения. Москва и первые два кольца составляли Большую Москву. Другой проект Большой Москвы, но в радиусе 120 километров от границ города, предложил в 1921 – 1925 годах профессор Сергей Шестаков.

В 1918 году появилась «Архитектурная мастерская (бюро) по планировке центра и окраин Москвы», именно в ней создавались наиболее полные первые эскизы реконструкции города. В 1923 году был издан подробный проект – фактически первый советский план реконструкции столицы, выполненный под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева. Он стал крупнейшей для своего времени градостроительной работой, но к средине 1920-х годов уже не вполне отвечал требованиям времени.

В связи с этим на конкурсной основе начали подготовку нового градостроительного плана. Свои авторские идеи о развитии города выдвигали крупные архитекторы и их группы: Герман Красин, Курт Майер, В. Кратюк, группа ВОПРА (Виктор Бабуров, Карпов, Кычаков, Васильев, Фридман), Николай Ладовский, Эрнст Май, С.М. Горный, Ле Корбюзье и другие. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого. Победила идеология сохранения планировочных традиций, складывавшихся в Москве веками.

Неотложные работы первого этапа градостроительных преобразований проводились на основе постановления Пленума ЦК партии, принятого в июле 1931 года, о развитии городского хозяйства в стране. А в 1935 году приняли первый в истории нашей страны комплексный план реконструкции столицы. Работу по реализации этого проекта временно приостановили в период Великой Отечественной войны.

В 1951 году под руководством архитектора Дмитрия Чечулина появился десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 – 1960 годы. Он основывался на идеях генплана 1935 года, но включал и ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки, что касалось преимущественно основных магистралей, въездов в Москву и освоения резервных территорий. В этот период начался постепенный переход на полносборное домостроение и создание необходимой для этого производственной базы.

В 1960 году началась работа над составлением технико-экономических основ (ТЭО) очередного генплана развития города. Тогда приняли решение о расширении границ Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Первый этап реализации плана проводился с 1961 по 1970 год.

В 1971 году появился очередной документ по развитию столицы на период 1985 – 1990 годов. В нём также отразился прогноз на более отдалённую перспективу – до 2000 года. Развитие Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения в пригородной зоне.

Максимально ориентированным на привлечение в город инвесторов стал следующий генплан, разработанный в 1990-е годы и рассчитанный на период до 2020 года. В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил, что Москве пора перейти от «генплана возможностей» к «генплану необходимости».

Актуализированная версия генплана города до 2025 года разрабатывалась более трёх лет. Его концепцию неоднократно отправляли на доработку и обсуждали на общественных слушаниях в префектурах всех округов. Проект генерального плана развития Москвы до 2025 года в третьем и окончательном чтении был принят Мосгордумой 5 мая 2010 года.

При возведении различных зданий и сооружений на строительной площадке находятся не только строящиеся объекты, но и разнообразные вспомогательные временные здания, необходимые для выполнения CMP. Весь комплекс временных объектов называется строительным хозяйством, в состав которого входят: дороги и пути построечного транспорта; производственные и административно-бытовые здания; механизированные установки; склады материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов; сети ; сети технологических .

Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором кроме проектируемых и существующих постоянных зданий и сооружений показано расположение временных зданий, сооружений, механизированных установок и коммуникаций, необходимых для производства строительно-монтажных работ.

Строительный генеральный план предназначен для лучшего обеспечения строительной площадки необходимыми производственными и бытовыми условиями, приемки, хранения и доставки на рабочее место строительных материалов, изделий и полуфабрикатов, для нормальной работы строительных машин и механизмов, бесперебойного снабжения водой, теплом и энергетическими ресурсами. В стройгенплане отражается решение вопросов безопасного выполнения работ и охраны труда, освещения строительной площадки в темное время суток и противопожарных мероприятий.

Имеются два вида строительных генеральных планов: общеплощадочный и объектный.

Общеплощадочные стройгенпланы выполняются на стадии разработки ПОС и охватывают всю строительную площадку. На них показывают: очередность строительства объектов, находящихся на строительной площадке; временные здания и сооружения; дороги и инженерные коммуникации, предназначенные для обслуживания всей строительной площадки.

Среди постоянных строящихся объектов особенно выделяются здания, которые могут быть использованы в период строительства в качестве временных. Возведение таких зданий намечается в первую очередь и снижает затраты на временное строительство. Масштаб общеплощадочных стройгенпланов принимается таким же, что и генерального плана строительства (обычно 1: 1000 или 1: 500).

На стадии разработки ППР выполняются объектные стройгенпланы, в состав которых помимо строящегося здания или сооружения входят: временные здания и сооружения, необходимые для строительства данного объекта; автомобильные и железные дороги; пути рельсовых ; механизированные установки; административно-бытовые и производственные здания, в том числе подлежащие сносу, но сохраняемые на период строительства как временные; склады и места приема материалов и изделий; инженерные коммуникации; точки наружного освещения; пожарные гидранты и ограждение территории строящегося объекта.

Объем хранящихся на складе материалов определяют суммированием их среднесуточного расхода и нормы запаса (или потребления). Последняя колеблется от 3 до 7 дней. Нормы запаса могут быть сокращены или вовсе отсутствовать при монтаже строительных конструкций с транспортных средств по почасовому графику.

Площадь склада определяется по формуле
S= Р /(kN),
где Р - количество материалов, подлежащих хранению на складе; N - норма укладки материалов на 1 м 2 полезной площади склада; k - коэффициент использования площади склада; принимается равным: при хранении на стеллажах - 0,35...0,4; в закромах - 0,6...0,7; в штабелях - 0,4...0,5; при открытом хранении - 0,4...0,7.

Количество материала Р может быть подсчитано из выражения
Р = Qank/T,
где Q - количество материала, необходимого для производства работ; а - коэффициент неравномерности поступления материалов и изделий на склады строительства (для железнодорожного транспорта а= 1,1, для водного - а - 1,2, для автотранспорта - а = 1,3...1,5); n - норма запаса материала в днях; k - коэффициент неравномерности потребления материала в течение расчетного периода (ориентировочно k = 1,3); Т-продолжительность расчетного периода, дни.

Приобъектные склады размещают в зоне действия крана, обеспечивая свободный подъезд к складам. Элементы сборных железобетонных конструкций располагают марками в сторону прохода или проезда монтажными петлями вверх. На строй-генплане должны быть указаны места приемки товарного раствора и бетонной смеси; эти места оборудуются приемными устройствами для доставки бетонной смеси к месту укладки.

Рабочие, обслуживающие складское хозяйство, проходят соответствующее обучение и инструктаж.

Правильная организация складского хозяйства способствует непрерывной работе монтажных кранов и механизмов и повышению производительности труда.