Прогноз показатели инфляции и дефляторы. Прогноз тарифов от минэкономразвития

Уровень цен на товары и услуги всегда интересует россиян, ведь только очень богатые люди могут позволить себе не следить за стоимостью , одежды, продуктов питания, коммунальных услуг и тому подобного. Обычные граждане, сталкиваясь с новыми числами на ценниках, вынуждены пересматривать свой бюджет, соизмеряя доходы с расходами. В условиях затянувшегося кризиса индексы-дефляторы становятся важным мерилом благосостояния России – ведь именно они позволяют экспертам судить о реальном уровне дохода граждан.

Недавнее , налоговый маневр в нефтяной сфере и стремительный , без сомнения, отрицательно скажутся на показателях розничного рынка. Все эти факторы окажут влияние не только на товары потребительской группы, но и на стоимость топлива, электроэнергии и грузоперевозок на предприятиях, а это приведет к удорожанию всех видов услуг и товаров – от уже упомянутых продуктов питания до недвижимости.

Индекс-дефлятор покажет, какой будет покупательная способность рубля

Прогнозирование динамики цен – это важный этап в планировании , поэтому специалисты обязательно рассчитывают индексы-дефляторы. Простым гражданам этот прогноз тоже интересен – он позволит составить план покупок, особенно если речь касается крупных приобретений. Давайте вместе разберемся, каким может стать этот ценовой показатель в 2019 году!

Что такое индексы-дефляторы?

Говоря простым языком, индекс-дефлятор – это коэффициент, применяемый для того, чтобы определить окончательную цену некоего набора товаров и услуг. Данные показатели нужно рассчитывать на пару лет вперед, так как это позволяет Министерству экономразвития разрабатывать мероприятия по улучшению социальной и экономической жизни россиян, а также продумывать меры по сдерживанию негативных финансовых процессов. Таким образом, индексы-дефляторы являются базой для прогнозирования цен на будущий год.

По факту, экономисты совершают сравнение ценовых показателей для товарных групп в текущем периоде времени с базисными значениями цен. Если говорить об экономическом содержании данного показателя, то он напоминает индекс потребительских цен – только дефлятор рассчитывают не просто для отдельных потребительских товаров, а для полного набора продуктов из товарной сферы и сферы услуг, включая те, которые до этого не были представлены на рынке.

Поняв специфику расчетов данного показателя, можно заметить его главный недостаток – дефляторы отображают экономическую ситуацию таким образом, что значение инфляции оказывается заниженным. По мнению независимых экспертов, именно потому экономисты правительственных ведомств активно используют дефляторы – ведь им нужно показать, что жизнь в стране идет на лад.

После определения индексов-дефляторов специалисты сводят расчеты в единый прогноз с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы. В итоге Минэкономразвития публикует вероятные сценарии, которые учитывают не только проявления неких внутренних факторов, но и условия внешних рынков. Это помогает руководству страны выбрать цели, достижение которых позволит повысить уровень жизни в государстве, а также разработать сценарии их воплощения в жизнь с учетом позитивного и негативного прогноза.

Сценарии Минэкономразвития на 2019 год


Минэкономразвития использует индекс-дефлятор при создании прогнозов

Прогноз предполагает реализацию одного из 3-х сценариев. В России они известны как:

  • «базовый» (если в экономике РФ сохранятся условия, приближенные к текущим);
  • «консервативный» (учитывает вероятность ухудшения текущих условий);
  • «целевой» (строится на предположении, что условия на внутреннем и внешнем рынках окажутся оптимальными для России).

Прогнозы учитывают, что: а) на Россию по-прежнему будут оказывать влияние санкции со стороны западноевропейских государств и США; б) правительство РФ реализует комплекс ответных антисанкционных мер; в) международная экономика постепенно стабилизируется, а глобальные кризисы и шоковые ситуации обойдут мировое сообщество стороной. В этом случае:

  • Центробанк сможет реализовать меры по таргетированию , зафиксировав их на уровне 4%;
  • цены на нефть марки «Юралс» остановятся на отметке в 40 долларов за баррель;
  • интервенции на рынке валюты, объем которых будет равен доходам от экспорта нефти и газа, поспособствуют укреплению рублевого курса.

Сценарий №1: базовый

Данный прогноз основывается на таких предположениях:

  • внешнеэкономическая конъюнктура позволит сохранить рост мировой экономики на уровне 2,8%. Предполагается, что развитые страны исчерпают возможности роста и столкнутся с последствиями неблагоприятной демографии, а китайская экономика продемонстрирует замедленную динамику вследствие сильной долговой нагрузки. В свою очередь, развивающиеся государства снизят темпы роста из-за падения цен на сырьевую товарную группу;
  • повысится спрос на энергоносители. Цены на черное золото сохранятся на стабильном уровне из-за пролонгации соглашений о сокращении нефтедобычи, хотя и будут испытывать давление вследствие увеличения добычи сланцевой нефти в США;
  • российский экспорт нефти возрастет, так как мировые цены окажутся привлекательнее внутренних цен;
  • инвестиции будут расти опережающими темпами из-за реализации общефедеральной программы льготных кредитов для представителей малого и среднего бизнеса;
  • экономический рост России поддержит внедрение программ «Повышение производительности труда» и «Цифровая экономика». Вследствие этого возрастет не только производительность труда, но и увеличится число рабочих мест, возникнут новые продукты импортозамещения;
  • основным драйвером экономического роста станет сфера обрабатывающей промышленности (т.е. предприятия химической, пищевой и легкой промышленности).

С учетом вышеизложенных тезисов, возможны такие изменения в экономике РФ:

  • уровень безработицы упадет до отметки в 4,7%;
  • реальные возрастут на 1,3-1,5%, что позитивно скажется на рынке потребительских кредитов и росте спроса.

Сценарий №2: целевой

Целевые выкладки основываются на том же наборе предпосылок, что и базовый вариант экономического развития, однако в его расчеты заложены дополнительные позитивные факторы:

  • данные Росстата (предположительно, уже в 2019 году демографическое положение РФ будет улучшено за счет увеличения рождаемости и миграционного прироста);
  • поток инвестиций усилится благодаря росту нефтедобычи (его обеспечит ввод в эксплуатацию новых скважин и модернизация технологий);
  • укрепится и составит 67 рублей 40 копеек за доллар США;
  • динамика ВВП будет положительной (3,1% в год).

Согласно целевому сценарию, рост нефтедобычи заметно укрепит позиции РФ

Сценарий №3: консервативный

Данный вариант прогноза предполагает, что финансовая система РФ пострадает от ряда кризисных явлений:

  • главным фактором, негативно влияющим на экономический рост, названа «жесткая посадка» китайской экономики. Причиной могут стать негативные тренды на рынках финансового и нефинансового характера;
  • развитые государства могут ужесточить свою денежно-кредитную политику;
  • мировой спрос на нефтересурсы снизится, из-за чего котировки упадут до 35 долларов за баррель;
  • курс нацвалюты в подобных условиях может достичь 70,3 р. за доллар США;
  • темпы роста ВВП снизятся до 0,8% в год;
  • инфляционные показатели достигнут отметки в 4,3%.

Прогнозные значения индексов-дефляторов на 2019 год

По самому ожидаемому сценарию (который, впрочем, еще не был скорректирован с учетом налоговых и социальных нововведений – таких как повышение пенсионного возраста, фискальный маневр в нефтяной отрасли и рост акциза на топливо в 2019 году), Минэкономразвития рассчитывает на такие цифры:

  • предполагаемый индекс цен на товары потребительского назначения – 104,4;
  • предполагаемый индекс цен на товары для промышленного сектора – 104,1;
  • коэффициент, характеризующий оптовую цену газа – 103,8;
  • показатель для оптовых цен на мазут – 102,1;
  • индекс-дефлятор цены на уголь – 103,9;
  • коэффициент для розничной цены на электроэнергию – 109,1;
  • индекс, рассчитанный для стоимости тепло- и водоснабжения – 105,1;
  • показатель для грузоперевозок по РЖД – 105,2.

Прогноз Центрального банка России

Эксперты из главного банка Российской Федерации заявляют, что цены на нефть, согласно их выкладкам, в 2019 году вырастут гораздо сильнее, чем это заложено в прогнозах Минэкономразвития. По словам Эльвиры Набиуллиной, занимающей пост главы ведомства, средняя цена черного золота достигнет 55 у.е. за баррель. А поскольку рублевый курс стал менее зависим от нефтекотировок, масштаб влияния данного фактора на целый ряд потребительских цен заметно снизится.

Несмотря на новые экономические решения в области социальной и экономический политики (поднятие НДС до 20%, повышение возраста выхода на пенсию до 63 лет для россиянок и 65 лет для россиян), Центробанк обещает, что инфляция не окажется больше 4%. Впрочем, Набиуллина отметила, что последние новости негативно сказались на инфляционных ожиданиях простых россиян – согласно опросам, теперь в стране ждут роста цен до 7,8% за год.

Прогнозы независимых экспертов на 2019 год


Независимые эксперты считают, что радость властей преждевременна: из-за экономических нововведений цены на все виды товаров и услуг начнут расти

Стоит отметить, что неправительственные эксперты относятся к финансовым перспективам 2019 года с меньшим оптимизмом. Аналитики считают, что правительство не удержит инфляцию на указанной отметке. 4% – это недостижимый показатель, и будет хорошо, если в 2019 году финансовые вливания и жесткая монетарная политика позволят зафиксировать покупательную способность рубля хотя бы на уровне 4,5%. Интересуют подробности? Тогда ознакомьтесь с прогнозами из разных сфер экономической жизни РФ!

  • Эксперты уверены, что повышение НДС сильно ударит по бизнес-среде. Во-первых, рост базового НДС негативно скажется на стоимости подакцизных товаров (бензин, алкоголь, табачная продукция). Во-вторых, в России уже сегодня наблюдается головокружительный скачок цен на топливную группу товаров – только за последние несколько месяцев дизтопливо добралось до отметки в 40,5 рублей, 92-й бензин – 38,7 рублей, 95-й бензин – 41,96 рублей. Таким образом, за период с мая по июнь топливные цены выросли на 7-8%. При этом правительство пока отказалось от планов повышать акцизный сбор, но как только он будет в очередной раз увеличен (а это запланировано на 2019 год), цена горючего составит не менее чем 50 рублей/литр. Естественно, такой скачок обязательно скажется на ценах продтоваров, бытовых товаров и транспортных услуг, ведь посев и сбор сельхозкультур, транспортировка грузов и пассажиров невозможны без заправок авто- и сельхозтехники.
  • Еще один важный момент – реакция рынка недвижимости. Бытует мнение, что в 2019 году нужно быть готовым к резкому всплеску цен на . Новый НДС и цена топлива окажут негативное влияние на стоимость строительных услуг и материалов (арматура, кирпич, бетон, лифты, отделочные материалы, строительное оборудование и т.д.), услуг по транспортировке грузов и работы строительной техники. Новая ставка НДС сделает цены на 3-4% выше текущих, а если добавить сюда стоимость бензина и запланированную инфляцию, то можно ожидать роста на 5-7%. При текущей цене квадратных метров – это огромные суммы для простых россиян.
  • Не стоит забывать о том, что был опустошен Резервный фонд страны. Конечно, Минэкономразвития специально закладывает в прогноз невысокие цены на нефть, чтобы пополнять Фонд за счет разницы между плановыми и фактическими нефтекотировками, однако эксперты полагают, что этого будет недостаточно. Более того – правительство анонсировало очередные повышения пенсий и МРОТ. Реализовать такие социальные инициативы можно будет лишь путем дополнительной эмиссии денег – а это, очевидно, приведет к девальвации нацвалюты.
  • Рост НДС может понизить активность бизнесменов. Эксперты предупреждают, что наполнение бюджета (который зависит от НДС на 34%) не только не повысится, но даже упадет. Предприниматели будут массово уходить в тень, чтобы справится с давлением растущих цен.
  • Эксперты автомобильного рынка также бьют тревогу. По некоторым предположениям, цена на эту группу товаров вырастет на 10-14% в 2019 году, а пессимистические прогнозы говорят о 20% повышении. При этом выкладки были сделаны на основании всего двух факторов – курса рубля и роста сбора на утилизацию.
  • О потенциальном повышении цен также заявили операторы туристического сектора. Стоимость туров может увеличиться на 15-20% – даже с учетом того, что внутренние перевозки пользуются льготной ставкой НДС.
  • Что бы ни говорили в Центробанке о том, что рубль все меньше зависит от нефтецен, эксперты считают иначе. Аналитики предупреждают: не стоит наивно полагать, что цена нефти будет расти в долгосрочной перспективе. Уже к концу 2018 года страны ОПЕК могут пересмотреть свое отношение к ограничениям нефтедобычи, а США в очередной раз нарастит объемы выработки сланцевых залежей. В этом случае цена упадет весьма существенно. Правительству РФ стоит отказаться от популистских мер и начать пополнять казну исключительно фискальными методами. Средства нужно направлять на структурную модернизацию, снижая степень зависимости страны от нефтяного экспорта.

Индекс-дефлятор - это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Рассказываем, как рассчитать дефлятор, как его применять в госзакупках и каковы прогнозные индексы дефляторы Минэкономразвития до 2020 года.

Что понимается под коэффициентом-дефлятором

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020-2020 годов был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся Приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития Приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в Приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).

Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.

В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.

Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:

Рассчитав значение индекса цен Пааше, можно проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода. по сравнению с базисными ценами по аналогичным товарным категориям, реализованным в отчетном периоде. Таким образом, коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.

При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, можно отследить и уровень инфляции. В том случае, если расчетное значение больше 1 (или же больше 100 %, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если же исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.

Дефлятор в 2020 году — прогнозные значения

Индекс дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития еще официально не опубликовал, однако прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. При этом указанные значения коэффициента на будущие периоды еще будут скорректированы специалистами министерства с учетом произошедших за последнее время экономических изменений и социальных реформ, таких, как пенсионная (повышение пенсионного возраста) и налоговая (повышение акцизов на топливо).

Грядущие события непосредственно повлияют на индексы дефляторы Минэкономразвития на 2020 год. Но при разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды организации-заказчики могут воспользоваться уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

Представим исчисленные индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, и индексы дефляторы на 2020-2021 годы в таблице.

Отрасли 2018 2020 2020 2021
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 109,0 107,1 106,7 106,7
Добыча полезных ископаемых 108,7 106,5 106,0 106,2
Обрабатывающие производства 106,8 105,4 105,1 105,0
Промышленность 107,6 105,9 105,3 105,5
Строительство 106,8 105,9 105,2 104,9
Сельское хозяйство 105,3 104,2 103,9 103,8
Грузовой транспорт 107,0 106,0 105,7 105,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 106,9 105,5 105,! 104,8
Оборот розничной торговли 104,9 103,9 103,5 103,7
Платные услуги населению 106,9 106,2 105,6 105,7
Инфляция (ИПЦ) среднегодовая 104,7 104,4 104,2 104,1

Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные цены на электричество будут проиндексированы на 109,1.

Также на официальном сайте Минэкономразвития представлены индексы, которые будут применяться в 2020 году для целей налогообложения:

  • ЕНВД — 1,915;
  • УСН — 1,581;
  • НДФЛ — 1, 729;
  • налог на имущество физических лиц — 1,518;
  • патент — 1,518;
  • торговые сборы — 1,317.

Таким образом, во многих промышленных и производственных отраслях наблюдается постепенное снижение коэффициента. Так, после исчисления индекс дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития) строительство и строительные работы будут рассчитаны с коэффициентом ниже, чем в текущем, 2020 году.

Дефлятор в закупках по 44-ФЗ

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ, сведения о стоимости товаров, работ, услуг должны быть проанализированы с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупочного бюджета на 2020 год и последующие периоды и обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года . В данном документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий год, так и на плановый период 2020-2024 годов.

Использование дефлятора в закупках строительных работ

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2020 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.

Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).

При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).

Индекс дефлятор на 2020 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Дефлятор в закупках по 223-ФЗ

Дефляторы в рамках 223-ФЗ можно применять для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. При этом организация-заказчик обязана прописать такую возможность в своем положении о закупках. Ознакомиться с примером такого положения о закупках можно далее.

Применение индекса-дефлятора в гособоронзаказе

Используется индекс и при осуществлении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты-дефляторы. Дефляторы в гособоронзаказе в 2020 г. нормируются Приказом Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018.

Ключевыми аспектами использования индекса в области гособоронзаказа выступают:

  1. Определения прогнозной цены, цены госконтракта при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
  2. Формирование прогнозной цены и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.

Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, а также товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.

Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на соответствующий госзаказ должна определяться согласно ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 22, для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.

Таким образом, использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.

Выдержка из «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

… Базовый вариант разработан исходя из умеренной динамики цен на нефть Urals на уровне 40 долл. США/барр. в 2016 – 2019 годах.

На фоне низкого потребительского спроса инфляция замедлится до 6,5 % в 2016 году против 12,9 % в 2015 году c дальнейшим замедлением ее роста до 4 % к 2019 году.

В течение всего прогнозного периода будет продолжена политика сдержанного роста регулируемых тарифов в инфраструктурном секторе, особенно на коммунальные услуги. Ежегодный рост стоимости коммунальных услуг не превысит инфляцию текущего года.

Газ Цена на газ является одним из ключевых факторов, определяющим рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене на электроэнергию в прогнозный период будет составлять примерно 30 % с незначительными колебаниями от года к году. В 2016 году индексация цен на газ для всех категорий потребителей составит 2 % (в июле). В период 2017 – 2019 гг. оптовые цены на газ будут проиндексированы: для всех категорий потребителей, исключая население, на 2 % ежегодно; для населения – по 3 % ежегодно. Индексация тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам будет осуществлена в тех же размерах, что и для оптовых цен на газ.

Электроэнергетика В 2016 году среднегодовой рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей к предыдущему году ожидается в размере 7,5–8,2 %, или примерно на 0,5 проц. пункта ниже, чем прогнозировалось ранее, что обусловлено снижением спроса со стороны потребителей, а также изменениями в структуре потребления в реальном секторе. По предварительной оценке, в 2017 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут для всех категорий потребителей на 7,1 % в среднем за год, в 2018 году – на 5,4–5,9 %, в 2019 году рост цен на электроэнергию составит 5,1–5,6 процента. Рост регулируемых тарифов сетевых организаций для потребителей кроме населения (прочих) в среднем за 2017 год составит 6,3 % (индексация в июле на 5,0 %), в 2018 году – 4,5 % (4,0 %), в 2019 году – 4,0 % (4,0 процента). При этом размер индексации тарифов для отдельных сетевых организаций может быть дифференцирован с целью обеспечения их безубыточности. В целях снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе размер индексации тарифов сетевых организаций для населения составит: в 2017 году – 7,0 %, в 2018 году – 6,0 %, в 2019 году – 6,0 процента.

На оптовом рынке прогнозируется рост цен: в 2017 году – на уровне 7,5 %, в 2018 году – 5,5–6,5 %, в 2019 году – 5,5–6,5 процента. Превышение роста цен на оптовом рынке уровня инфляции в 2017 году в основном обусловлено продолжением ввода новой мощности по договорам о предоставлении мощности.

Жилищно-коммунальное хозяйство Предельные индексы изменения платы гражданами за коммунальные услуги (без учета услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов, входящих в состав коммунальных услуг с 01.01.2017 г.) составят: с июля 2017 г. – 4,8 %, с июля 2018 г. – 4,3 %, с июля 2019 г. – 4,0 процента.Тарифы на тепловую энергию будут проиндексированы с июля 2017 г. на 4,1 %, с июля 2018 г. – на 3,9 % и с июля 2019 г. – на 3,7 процента. Тарифы на водоснабжение в данный период будут проиндексированы на 6,2 %, 6,0 % и 4,7 % соответственно. Ключевыми факторами изменения стоимости коммунальных услуг служат индексация цен на газ и рост цен на электроэнергию, которые, в свою очередь, являются входящими издержками организаций теплоснабжения и водоснабжения.

До конца 2016 года закончится формирование нормативно-правовой основы для поэтапного перехода на новый метод регулирования рынка тепловой энергии на основе предельного уровня цены (альтернативной котельной).