Проверка бонус малус рса. Как узнать свой КБМ

При расчете стоимости страхового полиса ОСАГО отдельное место отводится такому показателю, как КБМ (коэффициент бонус-малус). Обо всех нюансах его определения мы расскажем в этой статье.

КБМ дает возможность водителю получить за безаварийное вождение определенную скидку. Ежегодно безаварийное вождение увеличивает размер скидки и, как следствие, уменьшает стоимость полиса для конкретного автоводителя.

Что такое КБМ в полисе ОСАГО?

Под КБМ (коэффициентом бонус-малус) принято понимать регламентированную государством скидку по ОСАГО за то, что он без аварий управлял ТС (транспортным средством) . Размер такой скидки определяется для автогражданки соответствующим классом КБМ.

Расчет коэффициента КБМ находится в зависимости от объёма страховых выплат предыдущего страхового периода (1 год) и дает возможность автоводителю сэкономить деньги при покупке полиса ОСАГО.

Можно получить информацию о коэффициенте КБМ для водителя, указанного в полисе ОСАГО, здесь на сайте (при этом процедуру регистрации проходить не потребуется).

Обратите внимание, что количество обращений по поводу расчета КБМ никак не ограничено.

Для чего нужен КБМ?

Коэффициент КБМ — это важный показатель, который нужно учитывать, чтобы правильно рассчитать стоимость полиса ОСАГО. Вместе с «бонус-малус» применяется такое понятие, как класс автоводителя.

Каждому классу водителей соответствует свой КБМ. При этом, автоводителю, впервые оформляющему полис ОСАГО, присваивается (по умолчанию) класс 3 с КБМ=1.

В последующие периоды коэффициент подсчитывается в соответствии с таблицей, которая приведена .

Обратите внимание на следующие нюансы:

  • В случае, когда конкретный водитель не стал виновником ДТП в течение целого года (срока, на который оформлен полис ОСАГО), его КБМ уменьшается, а класс на единицу увеличивается.
  • В случае, когда по вине автоводителя произошло одно/несколько ДТП, по которым страховая была вынуждена осуществить выплаты другим участникам аварий, его КБМ, а с ним и стоимость полиса увеличиваются. При этом класс водителя уменьшается.

Окончательную стоимость страховки (с учетом КБМ и других факторов) можно определить, используя специальный калькулятор ОСАГО.

Проверить КБМ онлайн по базе РСА - Российский Союз Автостраховщиков

Еще несколько лет назад для хранения значений КБМ страховщики использовали собственные архивы. Так водитель, который принимал решение воспользоваться для получения автогражданки услугами другой страховой компании, был вынужден получать у предыдущего страховщика специальную справку.

Сейчас существует единая база данных Российского союза автостраховщиков (РСА), в которую занесены все имеющиеся коэффициенты КБМ.

При этом РСА является профессиональным некоммерческим объединением (по принципу обязательного членства) всех страховщиков ОСАГО в нашем государстве. Целью создания этой структуры было обеспечение взаимного комфортного сотрудничества всех автостраховых компаний, которое направлено на формирование общих профессиональных принципов в такой сфере, как обязательное страхование.

Сам термин «коэффициент бонус-малус (КБМ)» и использование его в расчетах цены на полисы автогражданки возникло в 2003г. Ведение общегосударственной электронной базы РСА по ОСАГО начато позже, и включает сведения о страховании транспортных средств, начиная с 2011г.

Для того, чтобы правильно проверить класс КБМ по ОСАГО, важно точно составить запрос АИС. В самом запросе следует указывать ту дату, которая идет уже после конечной даты полиса действующего.

Как проверить автоводителя по КБМ

Сама проверка осуществляется на официальном ресурсе РСА, который предоставляет пользователям такие возможности:

  • Получить уникальный идентификатор запроса КБМ;
  • Выполнить проверку КБМ полиса без каких-либо ограничений по списку водителей;
  • Определить КБМ, как для юридических, так и физических лиц.

Помимо этого программа содержит сведения, касательно предыдущего страхового полиса с указанием наименования страховой компании, где он был оформлен, а также количество убытков на настоящий момент.

Для того чтобы сделать запрос КБМ онлайн, нужно ввести информацию в специальную форму, которая создана для проверки КБМ. Перейдя на следующую страницу (http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm) или форму , любой водитель имеет возможность проверить КБМ по базе на официальном сайте РСА.

Для этого понадобится ввести следующие сведения:

  1. ФИО автоводителя;
  2. Дату рождения;
  3. Серию и номер водительских прав. Здесь важно, чтобы соблюдалось условие: буквы (если таковые имеются) нужно вводить на английском языке.
  4. Дату, с которой предполагается заключение договора автогражданки (можно внести дату текущую);
  5. Проверочный код.

Теперь можно нажимать «Поиск», после чего пользователь попадает на страницу, где и будет указано то реальное значение КБМ, которое имеется у данного автоводителя в базе РСА.

В случае, когда полученный коэффициент совпадает с тем значением, которое рассчитано теоретически, никаких вопросов возникать не должно. Если же имеются расхождения и проверка скидки КБМ по базе в РСА не совпала с ожидаемым значением, понадобятся дополнительные действия по восстановлению КБМ.

Обратите внимание, что показатель КБМ будет подсчитываться строго на дату, указанную пользователем.

Скидки по ОСАГО: особенности расчета

Страховая компания, продавая полис ОСАГО, получает сведения о КБМ в автоматизированной общегосударственной базе АИС РСА, которая принадлежит Российскому союзу автостраховщиков. В случае, когда необходимые данные отсутствуют в системе, в расчет автогражданки принимается начальное значение «бонус-малус», равное 1. Относительно класса водителя следует отметить, что он определяется однократно (в рамках действия годовой автогражданки).

Таким образом, в случае выплат по вине собственника транспортного средства, КБМ увеличивается только в момент оформления следующего страхового договора.

Если полисом автогражданки ограничивается тот круг лиц, которые допущены к управлению автомобиля, то водитель, рассчитывающий получить скидку при оформлении ОСАГО, должен фигурировать в страховом договоре с самого начала действия документа. В случае, когда лицо добавлено в уже действующий полис, для него в следующем году не учитывается КБМ за неполный период.

Свой «бонус-малус» водитель получает на основании показателей аварийности вождения на основании прошлого договора страхования (от завершения действия договора не должно пройти более года). Если за этот период отсутствует страховая история, то в учет берется КБМ=1. Водитель/владелец ТС может получить скидку в случае, когда на момент вступлению в действие нового страхового договора, предыдущий «безаварийный» ОСАГО уже завершен.

Как восстановить КБМ в базе РСА

Этап №1. Выявление ошибок

Следует разобраться, где и в чем была допущена ошибка в коэффициенте КБМ. Это можно выяснить самостоятельно, имея данные всех страховых полисов либо их копий. Следует учитывать, что непосредственно в полисах КБМ не указывают, а значит, нужно будет пересчитывать вручную стоимость каждого из полисов.

Кроме того не стоит забывать, что страховые коэффициенты периодически изменяются, а значит расчеты стоимости полисов за предыдущие периоды нужно проводить основываясь на тех версиях « », которые действовали на момент приобретения каждого конкретного полиса ОСАГО.

Целесообразно начинать проверку с самого последнего года.

Желательно каждый год сверять стоимость каждого полиса с результатом, полученным на калькуляторе. В этом случае ошибка скорее всего будет выявлена в самом последнем периоде (в действующем на данный момент договоре).

Если же Вы не проводили такие проверки стоимости ОСАГО систематически, то ошибка (либо несколько ошибок) может быть выявлена в совершенно любом периоде.

Этап №2. Устранение ошибок

После того, как ошибка выявлена, следует обратиться в ту автостраховую компанию, которая допустила ее в процессе оформления автогражданки, для восстановления КБМ.

Пример. Вы имеете действующий полис, который оформлен в росгосстрахе. При этом выяснилось, что в базу данных РСА ошибочно внесен не тот коэффициент КБМ. В этом случае обращаться нужно в росгосстрах, где бесплатно внесут изменения в базу (после проведения проверки информации). На практике вся процедура занимает 2-3 рабочих дня.

Гораздо сложнее исправить ошибку, которая допущена в предыдущих полисах (действие которых уже закончилось). В этом случае нужно обращаться в ту страховую, которая оформила полис ОСАГО с ошибкой.

К примеру, если стоимость страхового полиса, купленного автовладельцем в 2012г, рассчитана неправильно, то для устранения неточностей следует обращаться в страховую, которая продала Вам полис в 2012г. Только в этой компании могут исправить собственную ошибку.

Обратите внимание, что сама РСА не имеет права вносить в базу данных какие-либо изменения и обращаться к ним с этим вопросом бессмысленно.

Может возникнуть ситуация, когда водитель обнаружил ошибку, хочет ее исправить, однако страховая компания, с которой несколько лет назад был заключен договор ОСАГО, на данный момент уже не существует (ликвидирована, разорена и пр.).

В таком случае восстановить коэффициент бонус-малус в базе РСА невозможно, поскольку другие страховые делать этого не будут, а сама РСА – не уполномочена.

Из этого следует, что очень важно систематически проверять правильность коэффициента КБМ по базе РСА, ведь много времени это не займет, а вероятность ошибок будет сведена к минимуму.

Как рассчитать КБМ: таблица для расчета класса в 2017 году

Ниже приведена таблица, при помощи которой можно узнать КБМ любого водителя.

  1. Начинать расчеты следует со строки, которая содержит класс 3 (помечена красным цветом);
  2. Каждый год безаварийного управления ТС позволяет спускаться ниже на одну строчку.
  3. В каждый аварийный год нужно перейти на ту строку, которая соответствует числу страховых выплат.
  4. Если водителя вписали в полис в течение года, то для него класс становится равным 3.
  5. Если применяется открытый полис ОСАГО, где число автоводителей не ограничено, то КБМ будет изменяться исключительно для владельца ТС, а все остальные лица считаются в ОСАГО не вписанными.

Важно помнить, что приведенная таблица дает возможность иметь лишь теоретическое значение коэффициента КБМ. На практике это значение может быть выше, за счет того, что страховщики намеренно могут не заносить КБМ в базу РСА. Это позволяет им продавать полис дороже, чем должно быть на самом деле. При этом водители, которые не ориентируются в нюансах оформления автостраховки и самостоятельно не подсчитывающие ее стоимость, с легкостью попадаются на подобные уловки сотрудников страховой компании.

Следует отметить, что каждый второй автоводитель при оформлении полиса сталкивается с тем, что ему неправильно рассчитывали стоимость автогражданки. Из этого можно сделать вывод, что ошибки при учете КБМ носят довольно системный характер, и к обычным оплошностям менеджеров страховых компаний их относить не стоит.

Для верного подсчета КБМ в 2017г. применяется такая таблица:

Как сохранить КБМ в случае ДТП и не потерять скидку

Как говорилось выше, КБМ является тем понижающим коэффициентом, при помощи которого можно сэкономить на стоимости автогражданки.

Вполне естественно, что водитель, по вине которого произошла небольшая авария, хочет сохранить свою скидку, которую он заслужил за годы безаварийного вождения транспортного средства.

Чтобы предметно разобраться в том, сколько может потерять автоводитель по причине страховых выплат, следует рассмотреть вышеприведенную таблицу на конкретном примере. Предположим, что Федор Иванович водил автомобиль в течение 11 лет и за это время ни разу не стал виновником ДТП. В этом случае его водительский класс 13, а КБМ=0,5. Федор Иванович проживая в Москве и управляя авто Opel Corsa (75 л.с.) должен без скидок оплатить стоимость страховки — 10 000 руб. Однако, с учетом его стажа безаварийного вождения полис обойдется ему всего в 5 000 руб. После ДТП стоимость следующего полиса возрастет для него до 8 000 руб.

Однократное ДТП окажет влияние на цену автогражданки в течение следующих 6-ти лет.

В качестве примера можно привести еще один расчет:

  • Цена полиса на следующие 6 лет в случае, если ДТП не было:
    5 000 х 6=30 000 руб.
  • Цена ОСАГО на следующие 6 лет в случае, когда водитель все же стал виновником ДТП:
    8 000+7 500+7 000+6 500+6 000+5 500=40 500 руб.

Как видите, разница между суммами составляет 10 500 руб. (с учетом того, что в примере использовалось авто с довольно небольшой мощностью двигателя – 75 л.с.), а если двигатель будет мощнее, то и стоимость полиса будет гораздо выше.

К примеру, если Вы просто поцарапали другому автомобилю зеркало, то можно предложить водителю сумму 1 500 — 2 000 руб. (на устранение царапины). Если с подобным предложением он согласен, то Вы, выплачивая компенсацию, можете сэкономить на стоимости страхового полиса ОСАГО в будущем. В этом случае Вы также освобождаете себя от необходимости оформлять для страховой документы и предоставлять авто для выполнения осмотра имеющихся повреждений.

Конечно, такое решение вопроса подходит лишь для мелких ДТП с незначительными повреждениями. Если же по Вашей вине произошло ДТП со значительным повреждением ТС, то целесообразнее обратиться в страховую.

В заключение следует отметить, что довольно часто можно встретить ошибки, которые допускают сотрудники страховых компаний при внесении в базу РСА коэффициентов КБМ. Собственный коэффициент стоит проверить самостоятельно и обратиться в страховую для внесения корректировок, если таковые будут необходимы.

Ознакомьтесь с формой электронного ресурса Союза Автостраховщиков, при помощи которого по базе АИС РСА онлайн можно проверять свой К бм (здесь и далее – ). Эта возможность доступна пользователям в любое время и проверять КБМ автовладельцам следует на этом сайте, а не пытаться воспользоваться различными неофициальными доступами, поскольку информация здесь полная и точная.

В ходе проверки пользователь получает сведения не только о текущем значении КБМ, но и об источнике информации (в какой страховой, и по какому именно полису был произведен расчет коэффициента). Помимо этого, база РСА позволяет сделать проверку полиса ОСАГО на подлинность.

Обратите внимание, что запрос направляется напрямую в базу РСА на любую дату, которая интересует пользователя.

Этот момент очень важен, поскольку:

  • В момент заключения нового договора автогражданки коэффициент бонус-малус будет выясняться на дату вновь оформляемого полиса ОСАГО. Он изменяется на следующий день после того, как текущий полис прекратил свое действие.
  • В случае, когда автоводитель вписан сразу в несколько страховых полисов, оформление новой автогражданки происходит с учетом сведений из последнего окончившегося полиса.

Указанные моменты и влияют на то, что в разные дни значение коэффициента может быть различным. Об этом не стоит забывать.

В форме, приведенной ниже, можно узнать КБМ по базе РСА.

Как выполняется проверка КБМ автовладельцев

Как правило, проверка КБМ имеет такие особенности:

  • Пользователю предоставляется идентификатор запроса КБМ (уникальный);
  • Показатель можно определить, как для юридических, так и для физических лиц;
  • Есть возможность выполнить проверку коэффициента для полиса с неограниченным числом водителей;
  • Программой отображаются сведения по предыдущему полису автогражданки, где указывается название страховой и состояние по текущим убыткам.

Сделать запрос КБМ онлайн достаточно легко. Для этого нужно внести в форму проверки собственные данные, а именно:

  • выбрать число автоводителей, чей данный коэффициент будет проверяться сервисом (возможна одновременная проверка не более 4-х человек).
  • указать интересующую дату проверки (коэффициент текущий проверяется на соответствующую дату). Чтобы выяснить коэффициент для вновь заключаемого договора ОСАГО, нужно указать дату, следующую за днем окончания действия предыдущего полиса.
  • Внести ФИО без учета регистра (к примеру, Матвеев Матвей Матвеевич).
  • Ввести сведения о дате рождения.
  • Указать данные автоудостоверения (без учета регистра).
  • Нажать клавишу «Поиск».

После этого внизу страницы появится интересующая Вас информация (Кбм), которую стоит записать.

Обращаем Ваше внимание, что значение этого коэффициента рассчитывается исключительно на ту дату, которая была указана в запросе.

Расчет скидки по ОСАГО: особенности

Заключая договор автогражданки, автовладелец должен знать, что информацию о КБМ менеджер страховой получает из базы АИС РСА.

В случае, когда нужные сведения в системе отсутствуют, цена страхового полиса будет рассчитываться с учетом К бм =1. Касательно класса автоводителя надо сказать, что он определяется один раз для всего срока, на который заключается договор автогражданки (1 год). Из этого следует, что выплатах, совершенных по вине собственника ТС, коэффициент повышается только в процессе оформления следующего страхового договора.

Если автовладелец планирует заключить договор ОСАГО с ограничением по числу лиц, допущенных к управлению ТС, то автоводитель, который рассчитывает на получение скидки, должен фигурировать в этом договоре с начала срока его действия. Если же водителя добавили в уже действующий страховой полис, то в будущем году К бм для него не учитывается (за неполный период).

Важно понимать, что автоводителю присваивается коэффициент на основании его безаварийного вождения по предыдущему договору автогражданки, от окончания срока действия которого пошло не более 1 года.

В случае, когда страховая история автоводителя отсутствует, в расчетах цены полиса принимают КБМ=1. При этом скидка, накопленная водителем, как награда за безаварийное вождение, за ним сохраняется вне зависимости от того, в какой страховой компании он будет оформлять следующую автогражданку.

Автоводитель/владелец ТС может лишь в случае, когда в момент вступления в действие нового договора ОСАГО, предыдущий «безаварийный» уже завершен.

Как самому посчитать каким должен быть К бм?

Бывают случаи, когда база РСА содержит недостоверную информацию и КБМ будет указан больший, чем положен человеку на самом деле. Как правило, это происходит по вине работников предыдущей страховой, которые вносят в базу неправильные значения «бонус-малус» при оформлении автогражданки.

Обратите внимание, что «класс» и «КБМ» автоводителя - это практически одно и тоже. Следовательно, по классу сейчас можно выяснить коэффициент, а также выполнить операцию обратную.

Проверить свой Кбм можно, воспользовавшись таблицей, приведенной ниже. Здесь начальный класс равен 3.

Таблица Кбм — определение скидки по ОСАГО:

Предположим, что пользователь застраховал свое авто 15.11.2016г. В течение страхового года он имеет определенный коэффициент и класс (эти значения не изменяются в течение всего года). Эти показатели и будут при проверке Кбм ОСАГО онлайн. Если, к примеру, сейчас автоводитель имеет класс 7 и КБМ=0,8, то чтобы выяснить эти параметры для будущего полиса автогражданки, нужно:

1. Смотреть 7-ю строку (класс 7 и К бм =0,8). Затем, в зависимости от числа страховых случаев (см. последние пять столбцов) в этом страховом году, можно выяснить свой класс в будущем. Для конкретного примера (текущий класс 7) на следующий год класс устанавливается:

  • 8 – если страховых случаев не было;
  • 4 – если был один страховой случай;
  • 2 – при наличии 2-х страховых случаев в течение года;
  • «М» (низший класс) – при 3-х и более случаях.

2. Возвратиться к первым двум колонкам, где в соответствии с новым классом определяется КБМ на следующий год.

Для того чтобы каждый раз не искать показатели в таблице, можно воспользоваться простым правилом: при безаварийном управлении ТС ежегодно коэффициент бонус-малус для автоводителя будет снижаться на 0,05, понижая соответственно .

В заключение дополнительно обращаем внимание всех автовладельцев на то, что представители страховых компаний довольно часто совершают ошибки в процессе внесения КБМ в единую базу РСА. Целесообразно самостоятельно проверять этот показатель и, при необходимости, обращаться в страховую для .

Если вам нужно узнать Коэффициент Бонус малус ОСАГО или проверить его, то такую возможность вам предоставляет возможность Российский союз автостраховщиков. Сделать это можно бесплатно как на нашем сайте на официальном сайте РСА в специальной форме запроса. Однако для начала разберем что такое коэффициент бонус малус (КБМ), и для чего нужен его расчет.

Каждый автомобилист обязан ежегодно оформлять новый полис обязательного страхования ОСАГО . Данная страховка возмещает ущерб потерпевшему лицу в случае вины в возникновении ДТП владельца полиса. Естественно, что страховщики заинтересованы в том, чтобы безаварийность на дорогах России повышалась, а сумма по выплате страховки уменьшалась.

Коэффициент бонус малус предназначен для того, чтобы мотивировать водителей на аккуратную езду.

Назначение коэффициента КБМ состоит в формировании цены за покупку последующего полиса страхования. В зависимости от его величины стоимость может уменьшаться либо увеличиваться.

На величину параметра оказывает влияние ряд параметров, среди которых:

  • класс водителя;
  • уровень безаварийности езды владельца полиса в течение года.

Существует специальная таблица, которая позволяет посмотреть и проверить зависимость значения КБМ от класса водителя. Причем «классность» страхователя является изменяющимся параметром, напрямую зависящим от уровня его безаварийной езды.

Поскольку коэффициент бонус малус напрямую участвует в расчете цены на ОСАГО, то его уменьшение приведет к увеличению процента скидки на страховку.

При повышении значения КБМ цена, соответственно, возрастает.

Таблица расчета КБМ

Ниже представлена таблица, позволяющая проверить и рассчитать класс бонуса малуса, а также его значение. Перерасчет коэффициента ведется по годам, а точнее в зависимости от последнего года вождения и количества произошедших ДТП, которые случились по вине страхователя.

По умолчанию история владельца полиса, после первой покупки ОСАГО, начинается с класса 3 , которому соответствует значение КБМ равное 1.

Класс водителя Значение КБМ Класс по окончании текущего полиса
0 выплат по ДТП 1 выплата по ДТП 2 выплаты по ДТП 3 выплаты по ДТП Более 3-х выплат по ДТП
М 2.45 0 М М М М
0 2.3 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М

Таблица 1. Значение КБМ

К примеру, у страхователя класс бонуса малуса, равный 7. Значение КБМ для этого класса имеет значение 0.8. Произведем расчет коэффициента бонус малус в случае безаварийной езды в течение года. Мы видим, что в случае отсутствия ДТП по истечении текущего страхового полиса ОСАГО класс водителя будет равен 8. По этой же таблице мы можем проверить и убедиться, что для данного класса КБМ равен 0.75.

Обратите внимание, что с каждым годом КБМ уменьшается на 0.05 и минимальное его значение составляет 0.5 , что позволит покупать водителю полис с существенной скидкой от стоимости стандартной цены.

Всем водителям интересен вопрос о том, какую предоставляет КБМ скидку на покупку следующего полиса ОСАГО. Для таких расчетов существует специальный калькулятор онлайн, позволяющий посчитать стоимость полиса на основании коэффициента бонус малус. Также «пробить» цену страховки можно в самой страховой компании .

Ее представители подсчитают стоимость с учетом КБМ. Однако могут возникнуть ситуации, когда цена за услуги страховщика оказывается выше, нежели предполагал страхователь. В таком случае необходимо проверить результаты и искать причину ошибки.

Ошибка может возникнуть по разным причинам . Это может случиться по причине хитрости страховщиков, не желающих уменьшать стоимость страховки ОСАГО. А может быть и более банальная причина - в историю значений КБМ вкралась ошибка. Раньше вся история страхователя хранилась только в страховой компании, с которой у него был заключен договор.

Поэтому при переходе в другую компанию водителю приходилось подавать данные из старой компании в офис новой. На сегодняшний день вся подобная информация хранится в одном источнике - в архивах РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

Поэтому, если возникло подозрение на закравшуюся ошибку и хочется осуществить проверку скидки АИС РСА, то такие данные можно определить на официальном сайте Союза. Запросить проверку единой базы данных по ОСАГО можно после перехода на соответствующую официальную страницу ресурса .

На данной странице представлена форма поиска в виде ряда окошек, которые необходимо заполнить соответствующей информацией.

После ввода ваших личных данных и данных по водительскому удостоверению, программа определит - какой размер КБМ и какая официальная РСА скидка вам причитаются.

После перехода в форму поиска вам понадобятся ваши личные данные (ФИО, дата рождения, юридическое или физическое лицо), а также минимальные данные о договоре.

Затем необходимо ввести код безопасности, после чего программа проверит свою базу данных ОСАГО по страховой истории водителя (независимо от страховой компании - будь то Росгосстрах, Ингосстрах или любой другой страховщик).

После того, как запрос будет обработан, система покажет какой размер коэффициент бонус малус соответствует вашей официальной страховке . Таким образом по паспорту собственника и водительскому удостоверению в базе РСА можно с легкостью проверить КБМ.

Но что делать, если вдруг данные в базе Российского Союза Автостраховщиков и числа ваших данных не совпадают? Как и где найти закравшуюся ошибку? Поскольку все данные в РСА подаются страховой компанией, то искать нужно ошибку в своих полисах ОСАГО, купленных в данной компании. Для этого нужно взять все свои договора и проверить их на наличие неточностей.

Поскольку в бумагах не указывается размер КБМ, то пересчитать все придется самому. Чтобы вычислить неточность расчет лучше начинать с номера полиса, который является текущим.

Если вы ежегодно проверяете значение коэффициента бонус малус, то номер расчета может завершиться текущей страховкой , так как в предыдущие периоды значения коэффициентов сходились.

Если же информацию не проверить, то неточные данные могут быть в любом полисе, а вероятно и в нескольких. В таком случае придется потрудиться в поисках несоответствий. После того, как ошибка найдена, необходимо обратиться за помощью в соответствующую страховую компанию.

Наиболее легко восстановить КБМ в случае, когда ошибка была допущена в последнем договоре . К примеру, ваш последний полис ОСАГО куплен в Росгосстрахе. Путем проверки вы обнаружили, что коэффициент, а соответственно и стоимость договора определены неправильно.

Для исправления неточностей достаточно обратиться в компанию с соответствующим заявлением , после чего ошибка будет устранена в течение нескольких дней. После этого данные в РСА также обновятся, что можно будет проверить на официальном сайте.

Немного сложнее будет, если величина КБМ была неправильно установлена в предыдущих полисах, к тому же купленных в других компаниях.

Тогда дело станет немного хлопотней, так как придется побегать по офисам разных страховых. Но наиболее неприятным вариантом является следующий - страховая компания, которая могла бы исправить ошибку, прекратила свое существование.

Ситуация неприятна тем, что в данном случае исправить уже ничего не получится, так как другие страховщики, а также сам Российский Союз Автостраховщиков не имеют права вносить такие коррективы в единую базу данных ОСАГО. Учитывая тот факт, что поиск и определение индекса КБМ через официальный сайт РСА не представляет сложности, то гораздо легче проверить данные раз в год, тем самым предотвратив возникновение трудностей .

Сохранить значение коэффициента бонус малус после ДТП возможно, если решить вопрос с пострадавшей стороной на месте , без привлечения страховой компании. Такое развитие событий возможно при условии, что повреждения незначительны и потерять скидку КБМ будет гораздо дороже, чем решить вопрос на месте.

Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Гражданин РФ имеет 15-летний стаж безаварийного вождения автомобилем. У него 13 класс водителя, который позволяет приобретать полис ОСАГО по коэффициенту 0.5.

Так случилось, что при выезде с парковки он слегка поцарапал бампер рядом стоящего автомобиля. Если привлечь страховую и оформить ДТП, то компания возместит ущерб. Но что получит владелец полиса? Исходя из таблицы выше, его класс бонуса малуса упадет до 7, которому соответствует КБМ 0.8, что приведет к подорожанию последующих покупаемых полисов.

К тому же, чтобы вернуться к классу водителя 13, страхователь должен отъездить последующие 6 лет без единой аварии . Так может некоторые вопросы лучше решить на месте самостоятельно и не портить историю страхования ? Только в случае серьезных повреждений, когда это будет дешевле, лучше привлекать страховую компанию для возмещения ущерба!

На дорогах страны даже самый аккуратный водитель может стать жертвой агрессивного или невнимательного вождения со стороны других участников дорожного движения! В этом нет его вины. Но если ДТП случается по вашей вине, то это отразится на вас по-разному, в том числе и финансово . Таким образом, гораздо лучше и выгоднее обезопасить себя и не повышать условий аварийности на дорогах.

Заботьтесь не только о своей безопасности, но и других участников дорожного движения, а взамен получайте соответствующие поощрения от страховых компаний в форме уменьшающегося КБМ!

Видео по теме

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

Коэффициент «Бонус – малус», называемый КБМ, представляет собой важный элемент формирования стоимости ОСАГО, позволяя автовладельцам претендовать на серьезную скидку или, наоборот, получить повышенную стоимость полиса. Данный коэффициент обновляется ежегодно, и в случае отсутствия аварий за отчетный период увеличивает величину скидки на будущий год.

2 клика и вы узнаете

Проверка КБМ онлайн:

Таблица КБМ на 2019 год

На период до конца 2019-го года в России действует шкала (таблица КБМ), предусматривающая варьирование данного коэффициента в интервале от 0,5 до 2,45 для злостных нарушителей, несколько раз становившихся за год виновниками автопроисшествий. Познакомиться с данными таблицы можно в таблице ниже.

Система КБМ предусматривает, что изначально при первом страховании клиент страховой компании получает базовый уровень третьего класса, при котором коэффициент равен 1. Соответствующая информация вносится в базу РСА. После истечение срока действия полиса происходит изменение класса водителя в ту или иную сторону. При отсутствии аварий коэффициент становится 0,95. Если аварии были, то коэффициент увеличивается в зависимости от числа совершенных ДТП с одновременным понижением класса водителя.

Проверить КБМ перед покупкой ОСАГО целесообразно, с целью выяснить величину скидки, на которую можно претендовать в страховой конторе.

Расчет по таблице

Использовать таблицу КБМ для определения цены ОСАГО довольно просто. Действовать требуется последовательно.

  • Начинается расчет со строчки с коэффициентом 1.
  • За безаварийный год необходимо спуститься в таблице на одну строчку вниз;
  • При наличии аварий требуется подняться вверх на количество строк, равное количеству аварийных ситуаций;
  • Пропуск одного года присутствия в страховом полисе автоматически отправляет водителя на базовый уровень с коэффициентом 1;
  • В случае, если страховка делается неограниченной, изменение коэффициента идет исключительно для владельца транспортного средства.

Стоит отметить, что таким образом можно получить только расчетные данные. По факту величина скидки может оказаться меньше, например, за счет того, что страховщики не внесли в базу РСА соответствующие сведения о безаварийной езде клиента. В результате проверить КБМ можно исключительно на официальном сайте Союза страховщиков, причем сделать это в режиме онлайн.

Практика показывает, что страховщики к подобным случаям прибегают на регулярной основе. Отдельному клиенту может показаться, что это не больше чем случайность, но на самом деле это полноценная система, позволяющая страховщикам экономить существенные суммы.

Проверить КБМ в базе РСА

Необходимо отметить, что еще пару лет назад каждая страховая компания использовала собственные архивы КБМ, что позволяло автовладельцам при наличии аварийных ситуаций просто переходить в другую контору, получая вместо повышенного коэффициента базовый уровень.

Сегодня подобная уловка невозможна, так как все сведения заносятся в единую базу данных для всех страховщиков, доступ к которой имеется через официальный сайт объединения российских представителей страхового рынка.

При этом доступ к системе является открытым, что позволяет в режиме онлайн проверить КБМ в течение нескольких минут любому автомобилисту. Официальный сайт РСА для проверки КБМ — https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm

При заполнении запроса необходимо указать ФИО водителя, для которого осуществляется проверка, а также номер его водительских прав (буквы серии вводятся латинские). Далее остается только выбрать расчетную дату на момент которой требуется определить коэффициент, после чего активировать работу системы нажатием кнопки «Поиск».

Полученный результат стоит сравнить со своими теоретическими расчетами. Если расхождений нет, то и проблем нет. Если в базе РСА более скромный коэффициент, то придется идти в страховую компанию с целью восстановления справедливости, причем потратить на это потребуется определенное время.

Восстановление коэффициента в базе РСА

После того, как удалось проверить КБМ и выявить расхождения, необходимо приступить к поиску ошибки. Для этого потребуется проанализировать все предыдущие страховые полисы ОСАГО. С учетом того, что сам коэффициент в документе не указывается, потребуется самостоятельно рассчитывать стоимость страховки, вычисляя величину коэффициента.

Стоит признать, что найти ошибку не просто. Значительно удобнее ежегодно осуществлять проверку стоимости, чтобы выявить отклонения уже в первый год, а не накапливать проблему в течение нескольких лет, смешивая ошибочные данные с правильно рассчитанными периодами.

Как только ошибку удалось выявить, необходимо отправиться в офис страховщика. Решить этот вопрос онлайн через официальный сайт компании не получится, поэтому потребуется посетить одно из ближайших отделений.

Практика показывает, что в общей сложности на исправление ошибки потребуется около двух – трех дней.

Если неточность при занесении данных в базу РСА была совершена, например, пять лет назад, идти потребуется именно в ту контору, которая совершила ошибку. С учетом давности потребуется поднимать архивы, что потребует определенного дополнительного времени.

Сразу необходимо отметить, что сам РСА никаких изменений в коэффициенты КБМ для расчета ОСАГО не вносит, поэтому обращения в организацию не имеют никакого практического смысла и не дадут результата.

Необходимо упомянуть и случай, когда выявленную ошибку устранить не представляется возможным. Случается в ситуации, когда компания, допустившая ошибочное внесение (не внесение) данных в базу РСА, на текущий момент по любым причинам прекратила свое существование. В такой ситуации никто другой не способен внести изменения, даже при условии, что ошибка «видна невооруженным глазом». Бесполезно в подобной ситуации обращаться и непосредственно на официальный сайт Союза страховщиков.

Как не потерять скидку

На сегодня КБМ выступает одним из немногих инструментов снижения стоимости ОСАГО для водителей. При этом даже одна аварийная ситуация оказывает самое серьезное воздействие на итоговый ценник страховки.

Необходимо учитывать, что после наличия страхового случая, в котором страхователь выступил виновной стороной, происходит снижение класса водителя и рост коэффициента «Бонус – малус». При этом оказывать воздействие на стоимость страховки данный случай будет не в течение одного года, а на протяжении последующих шести лет. Именно поэтому водителям целесообразно предпринять меры для сохранения имеющегося КБМ.

Проводимые расчеты показывают, что для водителей, обладающих десятилетним стажем безаварийной езды и коэффициентом КБМ на уровне 0,5 (минимально возможный) даже при управлении отечественной классикой с мощностью двигателя в 75 «лошадей» придется заплатить за полис на 2,7 тысячи рублей дороже, а за шесть лет величина переплаты составит около 9,5 тысяч рублей.

Если речь идет о более дорогостоящих автомобилях с двигателями повышенной мощности (больше 100 л.с.), то величина переплаты окажется еще более существенной. Самостоятельно подобные расчеты можно провести сразу по всем страховым компаниям на нашем сайте, используя для этого .

Как же избежать потери накопленных бонусов. Единственный способ – договориться на месте. Воспользоваться подобной возможностью целесообразно в случае мелкого ДТП, когда стоимость возмещения поцарапанного бампера или крыла составляет несколько тысяч рублей, а расходы на увеличенную стоимость страховки окажутся существенно выше. Если же повреждения автомобилей серьезные, то придется оформлять полноценный страховой случай, после чего изменения в базу РСА будут внесены в обязательном порядке.

Подводя итоги необходимо отметить, что для автовладельцев КБМ выступает практически единственной возможностью снизить стоимость ОСАГО, причем весьма существенно. С учетом того, что страховщики на регулярной основе не вносят данные в базу РСА, необходимо регулярно проверять КБМ на официальном сайте объединения отечественных страховщиков, защищая себя от возможных лишних трат при получении полиса.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) - коэффициент, соответствующий классу, присваиваемому водителю или собственнику транспортного средства, влияющий на . При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

На сегодняшний день установлено 15 классов водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.

Вопросы и ответы про КБМ

От чего зависит КБМ?

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально или для собственника транспортного средства, при условии, что договор заключен на условии неограниченного использования транспортного средства, и влияет на стоимость договора ОСАГО. КБМ изменяется в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего, закончившегося не более года назад, договора обязательного страхования, по вине водителя, указанного в договоре транспортного средства.

Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Показатель КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».

Как проверить текущее значение КБМ?

Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): .

Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность

Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного класса аварийности (КБМ) в будущем.

В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.

Написать заявление на внесение изменений можно . Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через .

Порядок определения КБМ Полис с ограниченным списком водителей

Общий порядок

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1). Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то коэффициент КБМ учитывается только в том случае, если вписываемый водитель является собственником транспортного средства в отношении которого был заключен предыдущий договор.

  • Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 5 классу, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 2 классу, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим классом водителя №2.
  • Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый безаварийный стаж 4,5 года. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.

Если водитель ранее не был вписан в полис ОСАГО (например, только получил водительское удостоверение)

При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается класс 3 (КБМ = 1).

  • Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается класс страхования 3 (КБМ = 1).

Изменение списка допущенных к управлению с «без ограничений» на «ограниченный» (одно и то же транспортное средство)

Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ТС), то предоставленные сведения учитываются только в том случае, если вписываемый водитель является собственником ТС.

  • Собственником транспортного средства заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования, класс собственника - 5 (КБМ = 0,9). Он планирует изменить условия на следующий год и заключить договор на условии управления ТС только указанными в полисе водителями на то же самое ТС. В случае если страхователь (собственник) вписывает себя водителем, класс для него будет сохранен и, при условии, что не было выплат по предыдущему договору, составит 6 (КБМ = 0,85).

У страхователя есть договор ОСАГО «без ограничений» на принадлежащее ему ТС. Его добавляют в качестве водителя, допущенного к управлению, в другой договор ОСАГО с ограниченным списком водителей

В данном случае у вписываемого водителя нет страховой истории как у водителя, следовательно, для него определяется начальный класс 3 (КБМ = 1).

  • Собственник транспортного средства, который на протяжении 5 лет заключал ОСАГО «без ограничений», хочет, чтобы его вписали в договор ОСАГО с ограниченным списком водителей. В этом случае, его класс как водителя - начальный, т.е. 3 (КБМ = 1).

Если водитель вписан в несколько договоров

Если водитель вписан в несколько договоров ОСАГО, класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения ОСАГО, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

Полис без ограничений

Общий порядок

КБМ присваивается собственнику относительно конкретного транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО. Если у одного собственника несколько ТС и на каждое из них заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством, то КБМ по каждому из договоров может быть разным.

  • Страхователь является собственником транспортных средств №1 и №2. Оба транспортных средства застрахованы по договору ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством. При этом транспортное средство №1 только из салона (новое), транспортное средство №2 - используется уже 3 года. Несмотря на то, что собственник один и тот же, значение КБМ будет разным.

Изменение списка лиц, допущенных к управлению, с «ограниченного» на «без ограничений»

При внесении изменения договор ОСАГО в связи с переходом с ограниченного списка лиц допущенных к управлению транспортного средства, на неограниченный, КБМ по договору в отношении собственника транспортного средства применительно к данному транспортному средству будет установлен равным 1 , т. к. в АИС РСА нет информации о КБМ собственника для данного транспортного средства.

  • Страхователь он же собственник транспортного средства, страховал на протяжении 3 лет свое транспортное средство на условии ограниченного списка водителей, допущенных к управлению. Его КБМ как водителя - 0,85. Затем он решил оформить полис на условии допуска водителей «без ограничений». В данном случае для расчета страховой премии будет использоваться его КБМ как собственника, равный 1.

Если предыдущий договор был досрочно расторгнут

При заключении нового договора ОСАГО, класс аварийности (КБМ) будет равным классу, который был определен при заключении последнего закончившегося не более года назад договора обязательного страхования.

  • У страхователя был полис ОСАГО с классом 5 (КБМ = 0,9). Он его расторгает (ДТП не было), покупает новое транспортное средство. Его класс не изменяется, а остается равным 5 (КБМ = 0,9).
Если произошло ДТП

Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то если:

  • договор был заключен на условии ограниченного использования указанными в договоре водителями - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП. В полис вписано 2 водителя: Водитель №1 и Водитель №2. Виновником ДТП является водитель №2. Класс водителя №2 будет снижен, при этом на КБМ Водителя №1 факт ДТП не скажется.
  • договор был заключен на условии допуска водителей «без ограничений» - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет уменьшен у собственника транспортного средства, при этом неважно, кто из водителей был виновником ДТП.
Перерыв в страховании 1 год и более

Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

Если в течении более чем 1 года вы не участвовали в договорах ОСАГО, ни как водитель ни как собственник, то ваша страховая история «обнуляется» и при заключении договора будет использоваться 3 класс (КБМ = 1).