Развитие сельского хозяйства в России: реалии и перспективы. Импортозамещение как способ развития сельского хозяйства россии Импортозамещение сельскохозяйственной продукции

Агропромышленный комплекс всегда считался одной из самых доходных отраслей России. Сельскохозяйственные ресурсы вкупе с должным уровнем технического оснащения позволяли стабильно поддерживать производство задействованных в этой сфере предприятий. Однако на данном этапе развития законы конкурентной борьбы требуют повышения эффективности участников рынка. Отчасти неспособность отечественного производителя уверенно противостоять зарубежным конкурентам обусловила необходимость проведения коренных изменений в экономической политике. В качестве оптимального способа решения назревшей проблемы было предложено импортозамещение. В сельском хозяйстве оно должно себя оправдать как мера, позволяющая безболезненно для экономики отрасли перейти на новый, более развитый технологически уровень производства.

Концепция импортозамещения в сельском хозяйстве

Разработка концепции импортозамещения полностью укладывается в идею доктрины продовольственной безопасности, которая была составлена еще в 2010 г. В последующем она не раз подвергалась доработке, но общий смысл оставался прежним. Он заключается в создании условий на отечественном рынке, при которых российские производители смогут укрепить свои позиции, а экономика отрасли будет менее зависима от зарубежных товаров. В некотором роде импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом достижения задач доктрины.

Впрочем, ограничение импортных поставок сельскохозяйственной продукции способствовало и внесению существенных корректив в программы развития агропромышленного сектора. Вместе с этим появились и некоторые угрозы, затрагивающие макроэкономический климат, технологическую платформу и агроэкологические факторы. К реализации подобных угроз может привести полный отказ от импорта или ограничения с высокими коэффициентами, поэтому специалисты по экономическому и промышленному развитию отмечают необходимость соблюдения баланса в ограничительных мерах.

Функции импортозамещения

Достижение поставленных стратегических целей, которые выражаются в укреплении национального агропромышленного комплекса, реализуется через целый комплекс задач. В первую очередь импортозамещение призвано поддерживать интеграционные функции, которые ориентируются на оптимизацию процессов взаимодействия хозяйствующих сельскохозяйственных субъектов на разных уровнях управления. Во многом укрепление модели эффективного контроля и управления комплексом позволяет создавать условия для более производительной работы фермерских хозяйств как основной единицы отрасли.

Что касается косвенных функций, то импортозамещение в сельском хозяйстве должно способствовать активному внедрению экономических инструментов поддержки сектора, оптимизации логистических процессов взаимодействия между партнерами, решению проблем распределения и потребления не только продукции, но и сырьевой базы. Как показывают данные исследований сельскохозяйственных предприятий, лишь небольшая часть из них способна в полной мере отвечать запросам современного потребителя. Причем это касается не только основных качественных характеристик продукта, но и второстепенных аспектов взаимодействия производителя и участников рынка.

Программа импортозамещения в сельском хозяйстве

Государственную программу иимпортозамещения формирует комплекс долгосрочных стратегических целей. В частности, к основным подпрограммам можно отнести стимуляцию развития растениеводства, животноводства и мясного скотоводства. В каждом из этих направлений предполагается также развитие процессов переработки исходного сырья и реализации конечной продукции. То есть вновь формулируются задачи разработки более эффективных схем взаимодействия участников цепочки от непосредственного производителя до потребителя. Связано это с тем, что импортозамещению в сельском хозяйстве в немалой степени препятствует технологическая отсталость многих предприятий. В связи с этим основная программа также предусматривает начало технической и технологической модернизации с активным внедрением инновационных решений.

Задачи импортозамещения

Достижение стратегических целей, сформулированных в государственной программе импортозамещения, возможно только при условии решения реальных задач, стоящих перед представителями отрасли. В частности, необходимо повышение объема инвестиций в сельское хозяйство, стимулирование процессов улучшения эффективности эксплуатации земельных ресурсов, мелиорация земель, преодоление стагнации в сегменте скотоводства, развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения и т. д. Как видно, в каждой подотрасли импортозамещение, развитие сельского хозяйства реализуется со своими особенностями, которые обуславливаются и характерными многолетними проблемами. Но есть и общая специфика программы замещения импорта в агропромышленном комплексе, которую стоит рассмотреть отдельно.

Особенности импортозамещения в сельском хозяйстве

Особенности развития отрасли сельского хозяйства в условиях отказа от импортных товаров и перехода на новый технологический уровень обуславливаются несколькими факторами. Прежде всего, это определенная зависимость от зарубежных поставщиков. Часть отраслей все еще не может оптимально покрывать своей продукцией соответствующие ниши. Поэтому отмечается неравномерность и в производственной эффективности предприятий от разных подотраслей. Помимо этого, импортозамещение в сельском хозяйстве невозможно без поддержки государства. В связи с этим разрабатываются и программы стимуляции частных фермерских хозяйств – особенно в регионах, которые имеют все возможности для эффективной реализации агропромышленного потенциала.

Проблемы осуществления программы импортозамещения

К основным проблемам можно отнести отсталость технико-технологической платформы, от которой зависит эффективность работы агропромышленных предприятий. Связано это с минимальными доходами товаропроизводителей, которых не хватает на модернизацию технических средств. Также большое значение имеет доступ производителей к рынку. Опять же, отсталая и малоэффективная инфраструктура не позволяет импортозамещению в сельском хозяйстве решать поставленные задачи в части улучшения экономической ситуации. Особенно это касается малых предприятий, которые вынуждены бороться с крупными монопольными сетями товаропроизводителей из отечественного сегмента.

Показатели реализации программы импортозамещения

Индикаторы эффективности импортозамещения в свое время были заложены в программе стратегического развития сельского хозяйства, а затем перешли в доктрину продовольственной безопасности. На данный момент по ним как раз и оценивается укрепление отечественного производства в контексте отсутствия конкурентной борьбы с зарубежными производителями, как и предусматривает импортозамещение России. Сельское хозяйство и, в частности, темпы его развития оцениваются по индексам производства сельхозпродукции, основному капиталу предприятий и физическому объему вкладываемых инвестиций.

Перспективы развития сельскохозяйственной отрасли

В оценке перспектив развития отечественного агрокомплекса важно учитывать естественные, но негативные факторы, которые будут тормозить этот процесс. Во-первых, это логичное снижение доходов от импортной продукции, которые получают российские контрагенты. Во-вторых, это неизбежная модернизация технической платформы, на которую потребуется немалая часть финансовых и организационных ресурсов. Тем не менее на этом фоне импортозамещение сельском хозяйстве РФ может показать весьма заметные темпы развития в основных сегментах, среди которых растениеводство, скотоводство, производство зерновых и т. д. По мере увеличения мощностей предприятий будет закономерно укрепляться и экономическое состояние участников рынка в данной отрасли.

Заключение

На данном этапе реализации программ импортозамещения можно констатировать факт закрытия отечественного рынка для импортной продукции. Но это вовсе не означает, что российские аграрии должны отказываться от опыта своих зарубежных коллег. В частности, импортозамещение в сельском хозяйстве вполне может перейти на принципы так называемого замкнутого производства внутри отрасли. Это значит, что непосредственные изготовители продукции также занимаются продвижением своей продукции по логистической цепочке вплоть до прилавка. Данная схема, конечно, требует серьезной трансформации моделей взаимодействия между участниками рынка на разных уровнях. Однако этот переход обещает тем же товаропроизводителям значительное повышение прибыли, а потребителям – понижение стоимости продукции.

Саенко Ирина Ивановна, Ладыгина Екатерина Ивановна, Чистуха Елена Геннадьевна
1. Доцент, к. э. н., управления и маркетинга
2. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
3. студентка, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Saenko I. I., Ladygina E. I., Chistuha E. G.
1. Associate Professor, candidate of economic Sciences, management and marketing
2. student Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin
3. student Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Аннотация: Рассмотрены возможности и перспективы импортозамещения сельскохозяйственной продукции в России и её регионах при сложившейся нестабильной экономической ситуации в условиях зарубежных санкций. Импортозамещение является одним из механизмов стимулирования отечественного производства. При грамотном использовании этот механизм может стать действенной мерой развития национальной экономики. Целые отрасли российской экономики, находящиеся сегодня в зачаточном состоянии, при должных мерах поддержки могут статьи источником отечественных товаров, востребованных не только на российском рынке, но и по крайней мере в ближнем зарубежье. Но для этого такая поддержка должна быть комплексной, не сводящейся лишь к запрету на доступ иностранных товаров. Кроме того, поддержка отечественных производителей не должна исключать по крайней мере внутренней конкуренции между ними, иначе они так и не смогут подготовиться к конкуренции внешней. В статье произведен анализ импортозамещающей продукции в России.

Abstract: The paper discusses the possibilities and prospects of import substitution of agricultural products in Russia and its regions in the current unstable economic situation in terms of foreign sanctions. Import substitution is one of the mechanisms to stimulate domestic production. With proper use of this mechanism can be an effective measure of development of the national economy. Whole sectors of the Russian economy, which is today in its infancy, with the proper support measures can become a source of domestic goods demanded not only on the Russian market, but at least in the near abroad. But that such support should be comprehensive, not limited only to the prohibition of foreign goods. In addition, support of domestic producers should not exclude at least the internal competition between them, otherwise they will not be able to prepare for foreign competition. In the article the analysis of import-substituting production in Russia.

Ключевые слова: импортозамещение, санкции, сельское хозяйство, продукция, производство, рынок, предпринимательство, сегмент.

Keywords: import substitution, sanctions, agriculture, production, trade, market, business segment.


Проблема импортозамещения в России является одной из ключевых и не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени. На сегодняшний день усиление данной проблемы происходит засчет введения некоторыми странами жёстких санкций в отношении российской экономики. В первую очередь западные эмбарго находят свое отражение в сельскохозяйственной сфере. В связи с этим процесс импортозамещения в РФ стал рассматриваться как наиболее приоритетное направление развития сельского хозяйства.

Импортозамещение – это процесс снижения доли импортной продукции в товарообороте страны и замена ее отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.

Импортозамещение приобрело особое значение вследствие того, как в 2014 году Россия в ответ на ряд торгово-экономических санкций европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов (мясо, рыба, ракообразные, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и орехи). Эмбарго на данную продукцию открыло возможности для заполнения ниши в данном сегменте для российских производителей. Так, в таблице 1 представлена динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в период с 2013 по 2016 гг.

Таблица 1

Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации, тыс. тонн

2013

2014

2015

2016

Январь-октябрь

в % к соответствующему периоду 2015 г.

Мясо крупного рогатого

199

183

203

170

104,9

Свинина парная, остывшая, охлажденная

1232

1438

1655

1525

113,5

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы

3610

3979

4340

3683

103,1

Изделия колбасные

2502

2476

2445

1994

97,1

Рыба живая, свежая или охлажденная

1461

1167

1175

755

79,2

Ракообразные немороженые; устрицы

52,7

55,3

67,9

43,7

76,2

Филе рыбное, мясо рыбы

18,6

21,1

18,8

13,0

93,2

Рыба (кроме сельди)

2434

2347

2502

2240

100,6

Плодоовощная продукция замороженная

55,4

52,0

111,7

Фрукты, ягоды и орехи сушеные

12,2

9,7

91,4

Молоко жидкое обработанное

5386

5348

5447

4556

101,0

Творог

371

387

416

340

99,7

Масло сливочное

225

250

256

209

94,4

Сыры

435

499

589

502

101,9

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в производстве импортозамещающей продукции в 2016 году в период с января по октябрь занимает молочная продукция, ее объемы составляют 4556 тыс. тонн, что на 1 % больше, чем в 2015 году за этот же период. А наименьшая доля продукции приходится на фрукты, ягоды и сушеные орехи, которые составляют 9,7 тыс. тонн, при этом относительный прирост в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 8,6 %.

Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Так, уже в 2015 году в России была начата реализация процесса по созданию пакета нормативных актов по поддержке отечественного производителя со стороны государства правительственной комиссией по импортозамещению.

Следует отметить, что задача минимизации импорта в аграрном секторе была поставлена еще в 2010 год. Но введение санкционных списков дало возможность отечественным производителям заполнить образовавшуюся брешь на рынке при законодательной и финансовой поддержке государства.

Примером импортозамещения в данный момент могут служить уже следующие достижения в различных регионах России:

1. Нижегородская область по результатам за 11 месяцев 2016 года лидирует в Приволжском федеральном округе по мясному производству. В регионе значительно увеличилось производство мяса птицы и скота более, чем на 17% и составляют в натуральном выражении 124,2 тыс. тонн.

2. В Краснодарском крае запущено производство биоразлагаемой мульчирующей пленки. Продукт будет использоваться для покрытия почвы с целью ее защиты в сельском хозяйстве при выращивании овощей, винограда, бахчевых культур, в садоводствах и питомниках. Данный продукт разлагается в почве без вреда для окружающей среды и не требует затрат на утилизацию.

3. В Крыму возводят два животноводческих комплекса и комбикормовый завод. Комплекс будет вмещать в себя до 400 голов дойных коров, также будет оборудована молочно-товарная ферма.

На самом деле, примеров таких достижений сельского хозяйства в регионах России огромное количество. Государство дает поддержку малому и среднему предпринимательству, фермерским и другим хозяйствам в виде различных субсидий, дотаций, льготного кредитования.

По итогам программы импортозамещения к 2020 году Россия должна будет обеспечивать себя продовольствием на 90 %. В заключение можно сделать вывод о том, что реализация этой программы дает первые положительные результаты.

Библиографический список

1. Найденов А. А., Гришин Е. В. Импортозамещение как важное условие стимулирования отечественной экономики // Молодой ученый. - 2016. - №8.8. - С. 19-21.
2. Алтухов А. И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 3. - С. 2–6.
3. Саенко И. И. /Актуальные вопросы государственного регулирования регионального аграрного сектора.// Армавир, 2015 – 100 c.
4. Саенко И. И. Условия успешного развития межхозяйственных связей на рынке сельскохозяйственной продукции // Вестник Университета российской академии, 2016. № 1. С. 109.
5. Федеральная служба государственной статистики, 2016.
6. Постникова Л.В. Проблемы импортозамещения продукции сельского хозяйства в России. - Тверь: Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2015. № 1, т.2. С. 44-48.

Аграрная отрасль показывает убедительный рост

Сегодня сельское хозяйство является одним из локомотивов российской экономики. В кризисный 2015 год отрасль была чуть ли не единственной, показавшей рост, - плюс 2,9%. Наверняка в плюсе аграрии закончат и нынешний год. Курс на импортозамещение, господдержка и стимул в виде продуктового эмбарго дали сельским производителям все шансы на успех. Результаты на столах россиян: продукты отечественного производства, иногда более дешевые и качественные, теперь доминируют в потребительской корзине. О достижениях сельского хозяйства в рамках курса на импортозамещение «МК» рассказала директор Института аграрного маркетинга Елена ТЮРИНА.

- В октябре исполнилось два года с тех пор, как была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве. Каких результатов удалось достичь за этот период?

Самое главное достижение - снижение доли импорта, рост производства и уровня конкуренции между российскими сельхозпроизводителями, а как следствие - замедление подъема цен на основные отечественные продукты питания. Наглядный пример: рост производства свинины и птицы обеспечил здоровый уровень конкуренции между российскими производителями, в результате чего цены на данные продукты опустились. Также среди позитивных результатов импортозамещения - снижение зависимости российского рынка продовольствия от ситуации на валютном рынке. Раньше при высокой доле импорта любые колебания курса приводили к подорожанию продукции. Сейчас главным фактором формирования цен на рынке является объем производства, а его увеличение ведет к тому, что темпы роста цен сокращаются.


С 2010 года в России действует Доктрина продовольственной безопасности. Согласно документу, наша страна должна на 80–95% обеспечивать себя основными продуктами отечественного производства, а доля импорта должна стать минимальной. В настоящее время внутренний рынок может похвастаться достижением таких показателей?

За последние шесть лет сделано уже очень многое для достижения норм, предусмотренных доктриной. В настоящее время Россия обеспечивает себя зерном на 95%. Сахар российского производства - как сырцевой, так и свекловичный - составляет 85% от общего объема потребления при стабильном наращивании инвестиций в этот сектор. Что касается растительного масла, то здесь мы тоже выполняем показатели доктрины, обеспечивая себя на 80% продуктом местного производства и импортируя лишь оливковое масло. Мясной комплекс также может похвастаться успехами, хотя ситуация и различается по сегментам рынка. Например, доля импорта свинины составляет около 10%, птицы - около 7%. В сравнении с прошлым годом объемы импорта свинины сократились примерно на 10%, а поставки птицы - на 12%. При этом свинина и бройлер занимают первое и второе места в нашем рейтинге по объему инвестиций: на них приходится 16% и 13% всех денежных вливаний в АПК. А вот говядина по-прежнему завозится из-за рубежа: доля импорта составляет порядка 20%. Вместе с тем в этом сегменте наблюдается прирост производства, хотя длительный период реализации проектов по выращиванию мясного скота пока не позволяет отказаться от импорта. Однако есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе доля импорта сократится до 15%.

В производстве овощей ситуация тоже неоднозначная. Например, тепличные овощи (помидоры, огурцы) были включены в доктрину в 2015 году с нормой в 90% обеспечения, хотя на них приходится 6% от объема инвестирования в АПК за последние 5 лет. В последние три года в результате реализации мер господдержки проектов по производству овощей (в виде компенсации прямых затрат на строительство и субсидирования) мы видим увеличение объемов производства. Кроме того, стимулом для роста инвестиций стало эмбарго на импорт тепличных овощей из ЕС и Турции, что снизило риски инвестора при принятии решения о финансировании. Реализация этих проектов позволяет нам прогнозировать значительное снижение доли импорта. Обратите внимание на прилавки в магазинах: на них лежат огурцы российского производства. Раньше в зимний период 90–95% огурцов завозились из других стран, в текущем году этот показатель снизился до 60%, а через два года, по прогнозам, доля импорта сократится до 20–25%.

Зато такой традиционный для России продукт, как картофель, особенно в зимний период, в магазинах часто встречается именно импортный. На этом рынке есть какие-нибудь изменения?

У нас проблема не в том, чтобы вырастить картофель, а в том, чтобы его сохранить. Уровень обеспечения внутреннего рынка картофелем по доктрине должен составлять 95%. Однако в сегменте картофелеводства большое значение имеет сезонный фактор. Действительно, зимой жители крупных городов в основном потребляют импортный картофель, однако объемы его закупок постепенно сокращаются. Если в прошлом году в зимний период ввозилось около 400–500 тонн картофеля (80% от объема всей продукции в рознице), то по итогам этого года можно ожидать сокращения импорта до 40% и дальнейшего уменьшения до 20%. Нарастить темпы удалось благодаря активному инвестированию в производство картофеля и овощей «борщевого набора» и реализации проектов овощехранилищ. Современные овощехранилища позволяют хранить продукцию с октября по май, то есть с их запуском мы постепенно решаем проблему хранения. Мы оцениваем долю инвестиций в производство овощей открытого грунта в 1,7% от общего финансирования АПК за последние 5 лет. Цифра небольшая, но существенная с учетом меньших затрат на единицу хранения и единицу производства.

Поговорим о молочном производстве. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, этот сегмент немного отстает в развитии в сравнении с другими рынками. С чем это связано?

Да, меньше всех в достижении показателей Доктрины продовольственной безопасности преуспел молочный комплекс, несмотря на значительный объем инвестиций, поступающих в сектор. По нашим рейтингам, молочный комплекс занимает третье место (после птицы и свинины) по объему инвестиций, на него приходится 9% финансирования в проекты в АПК. Но в отличие от первых двух отраслей инвестиции в молоко пока не дают должной отдачи, хотя и виден прирост производства по некоторым видам продукции, например сырам. По итогам текущего года производство сыров выросло на 1,8% - рост зафиксирован впервые, импорт же составил около 20%, это гораздо меньше, чем в прошлые годы. Стимулом для развития производства сыров стало продуктовое эмбарго. Причем наращивать производство стали не только крупные предприятия, но и фермерские хозяйства. Однако возникла другая проблема: в условиях кризиса и падения доходов потребительский спрос переключается на продукты более дешевые, поэтому сыры, которые производятся фермерами, в силу высокой стоимости недоступны основной части населения. Также имеет место конфликт интересов между производителями сырого молока и готовых продуктов и отмечается низкий уровень интеграции: сырое молоко производят сельхозпроизводители, а готовую продукцию - перерабатывающие предприятия. Вместе с тем велика доля иностранных производителей в России: чаще всего они не инвестируют в производство сырого молока и, более того, заинтересованы в снижении закупочных цен, из-за чего снижается рентабельность производства сырого молока. Но в последние 4–5 лет ситуация меняется. Есть ряд проектов, которые предусматривают высокий уровень интеграции, благодаря чему после выхода на плановые мощности и создания интегрированных комплексов мы сможем достичь показателей доктрины. Но, вероятно, произойдет это не раньше чем через 5 лет.

Как поступает Россия с теми продуктами, по которым у нас переизбыток? Используются ли возможности экспорта?

Да, например, в этом году наша страна стала самым крупным экспортером зерна в мире. Также в другие страны мы начинаем экспортировать свинину и птицу, хотя пока и в небольших объемах. На данный момент из России вывезено на продажу около 10 тыс. тонн свинины. Это неплохой результат, учитывая то, что раньше мы сами импортировали свинину - по 400–500 тыс. тонн в год. Кроме того, РФ является крупным экспортером семечки, из которой делается растительное масло.

Развитие сельского хозяйства является одним из приоритетов государственной политики, ежегодно в рамках разных государственных программ выделяются серьезные средства на финансирование АПК. Какие инструменты наиболее эффективны для поддержки аграриев?

Основная мера - это субсидирование агрокредитов и снижение процентной ставки по займам для сельхозпроизводителей. Вторая важная мера - это компенсация им капитальных затрат на строительство. Также активно используется инструмент поддержки в виде субсидий на 1 кг молока производителям и 1 га обрабатываемый площади при производстве зерновых и сельхозкультур. Но помимо финансовой поддержки положительное влияние на развитие АПК оказывает рыночный фактор: после введения контрсанкций возросла привлекательность агрокомплекса для инвесторов, что стало дополнительным стимулом для развития отечественного сельского хозяйства. В то же время текущий кризис повысил риски инвесторов, а такие факторы, как снижение доходов населения, сокращение потребления, заставили их более осторожно смотреть на рынок. Изменение рациона граждан в пользу экономии на продуктах тоже расставило свои приоритеты. Например, овощи, прежде всего тепличные, экономящие россияне стали заменять крупами или более дешевыми овощами открытого грунта (картофелем, морковью, свеклой), снизили потребление свежей зелени, а вместо дорогостоящей говядины стали выбирать мясо птицы как источник белка. Все эти колебания инвестор учитывает, но понимает: кризис не будет длиться вечно.

- Стоит ли аграриям в обозримой перспективе ждать изменений в условиях господдержки отрасли?

Да, некоторые изменения могут последовать. Предполагается объединение направлений, которые будут поддерживаться, в единые категории. Мера спорная, так как есть опасения, что в этом случае инвесторам и госструктурам будет тяжело оценивать распределение финансирования по отраслям и прогнозировать рыночную ситуацию. Второе изменение условий господдержки - это передача полномочий по финансированию АПК в регионы. Раньше информация поступала из регионов в Минсельхоз, ее изучала комиссия по отбору проектов и комиссия по оценке региональных программ развития, после чего принималось решение о распределении средств и об их реализации. Это нововведение тоже сложно оценить, я полагаю, что все проекты должны быть консолидированы в федеральном центре, а показатели по регионам должны обобщаться в общероссийский показатель. Планирование финансирования, особенно в части распределения инвестиций по отраслям и формам поддержки, все-таки должно осуществляться централизованно. Эти элементы плановой экономики позволят нам контролировать темпы роста, в ином случае отрасли и регионы могут развиваться хаотично и нерегулируемо. В целом мы ожидаем, что к 2018 году ситуация начнет меняться, и спрос населения как главный фактор, учитывающийся при разработке сельхозпроектов, вырастет.

- Какие регионы можно назвать лидерами сельскохозяйственной отрасли, а какие, наоборот, отстают?

Проблема в том, что у нас не все регионы имеют равный доступ к кредитам, поэтому возникает конфликт интересов между распределением финансирования и ориентацией регионов на обеспечение собственных потребностей продукцией местного производства. А залог успеха региона в сельском хозяйстве - большое количество инвестиционных проектов. В десятку лидеров по привлечению инвестиций входят Белгородская, Тамбовская области, Татарстан, Воронежская, Курская, Брянская, Липецкая, Ростовская области, Краснодарский край и Челябинская область. С 2010-го по 2015-й эти десять регионов суммарно получили 60% от общего объема инвестиций в АПК. Во многом успехи региона в сельском хозяйстве зависят от компетенций главы субъекта: если он ориентирован на бизнес, предоставляет льготы инвесторам, то это дает свои плоды. Однако при таком непропорциональном финансировании в одних регионах появляется профицит продукции, а в других сохраняется дефицит, в результате чего повышаются цены на продовольствие: стоимость возрастает за счет логистики при перевозке из профицитных регионов. Вместе с тем пропорциональное развитие производства по регионам является важным фактором стабильных цен в регионе.

Сумел ли сельскохозяйственный бизнес воспользоваться теми преференциями, что получил в результате программы импортозамещения?

Нужно понимать, что производители сельхозпродукции делятся на несколько категорий: агрохолдинги, предприятия средней мощности и фермерские хозяйства. В наиболее выигрышном положении находятся вертикально интегрированные холдинги: в последнее время они растут, наращивают производство, активно приобретают земли сельхозназначения. Кроме того, холдинги идут по пути создания производств полного цикла, что позволяет компаниям не зависть от конъюнктуры рынка. Крупные предприятия сами регулируют количество используемых площадей, ассортимент производимой продукции, строят бытовые цепочки вплоть до создания собственных магазинов и розничных точек. При этом холдинги оказываются в более льготных условиях при получении кредитов и субсидий для реализации своих проектов, таким образом имея стойкое конкурентное преимущество. Ведущие агрохолдинги расширяют географию производства и могут работать под своим брендом в разных регионах. Кроме того, они имеют больше возможностей для продвижения своей продукции. В таких условиях более мелким участникам рынка, конечно, труднее работать. Поэтому в последнее время просматривается тренд на слияние и поглощение мелких, хотя и успешных производителей.

В недавнем докладе Всемирного банка говорится о том, что благодаря программам импортозамещения и развития сельского хозяйства удалось замедлить потребительскую инфляцию, что позволило снизить уровень бедности в стране на 0,5%. Это случайный результат или можно говорить о положительной тенденции?

Это результат роста производства российского продовольствия и увеличения конкуренции между производителями, что привело к стабилизации цен и даже их снижению по отдельным категориям продуктов. Здесь сыграл роль рыночный закон соотношения спроса и предложения. У нас формируется понимание того, что отрасль окупает не только внутренний спрос, но и экспорт. Если не будут сокращаться меры поддержки, то будет расти производство.

В последнее время термин «импортозамещение» уже не так активно используется, как в прошлом и позапрошлом году. Может быть, почти полная независимость от импорта стала нормой и больше не нужно ничего «замещать»?

Да, импортозамещение уже не столь актуально, этот термин «вышел из моды». Проекты уже запущены, рынок виден на перспективу, и даже если санкции будут сняты и импорт вернется, спрос на него не будет так велик, как раньше. Потребитель будет делать выбор в пользу отечественных производителей. До запуска программ инвестирования в продуктовую промышленность в 2005 году импорт составлял более 60%, в Россию завозился 1–2 млн тонн продовольствия. Прошло 10 лет, и теперь никому не нужны уже замороженные импортные продукты, у нас есть все свое - свежее, качественное и более дешевое.

Импортозамещение в цитатах официальных лиц

Владимир ПУТИН, Президент РФ:

«Еще десять лет назад практически половину продуктов питания мы завозили из-за рубежа, критически зависели от импорта, теперь Россия - среди экспортеров. В прошлом году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов. Это на четверть больше, чем выручка от продажи вооружений, или около трети доходов от экспорта газа. И такой рывок наше сельское хозяйство совершило за короткий, но плодотворный период. К 2020 году нужно полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учетом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет».

03.12.2015

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, председатель Правительства РФ:

«Люди видят, что импортозамещение действительно дает свои результаты. В магазинах стало гораздо больше качественных отечественных продуктов, которые доступнее по цене, чем импортные. Конечно, эту работу нужно будет продолжать. Наша задача и установка - не снижать достигнутого уровня и двигаться дальше. И не только потому, что мы начали зарабатывать на вложениях в аграрный сектор, и он стал двигать всю экономику, но и потому, что успехи в сельском хозяйстве продвигают развитие смежных отраслей - таких как машиностроение и химическая промышленность. Кроме того, от мер государственной поддержки АПК правительство отказываться не собирается».

06.09.2016

Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель председателя Правительства РФ:

«Сегодня мы видим, что на полках наших магазинов по ключевым позициям номенклатуры продовольственных товаров 90–95% занимают российские товары. Сельское хозяйство - единственный сектор экономики, который в последние несколько лет устойчиво растет. Локомотив нашего роста - это факт. Это не просто драйвер роста, это отрасль, которая задает тон и настроение. Продукты - это то, с чем люди сталкиваются каждый день, хотят видеть на полках качественные и доступные по цене продукты, и российского производства».

15.11.2016

Александр ТКАЧЕВ, министр сельского хозяйства РФ:

«Сегодня Россия полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. Впервые за долгие годы нам удалось достичь и даже превысить порог Доктрины продовольственной безопасности по мясу. Доля отечественной мясной продукции в общем объеме ресурсов достигла 89%. Введение контрсанкций и продуктового эмбарго привело к выделению приоритетов в госпрограмме развития сельского хозяйства и увеличению господдержки отрасли, что в результате активизировало процессы импортозамещения. При этом более половины «выпавших» объемов импорта были замещены поставками из других стран, не попавших под запрет».

11.02.1016

Анна ПОПОВА, глава Роспотребнадзора:

«Люди, которые ходят в магазин за едой, а не за брендом, особых изменений не заметили. За этот период Россия накормила себя. Очевидно, что санкции в первую очередь убрали с полок высокоценовой сегмент, потому что простое и дешевое, как правило, мы производим сами. Сбалансированное питание, снабжающее должным образом белками, жирами, углеводами и микроэлементами, не обеспечивается продуктами элитной группы с высокой ценой. Импорт уходит, и мы видим в импорте большее количество несоответствующих требованиям проб. Вместе с тем мы видим сокращение продукции, содержащей генетически модифицированные организмы (ГМО)».