Регулирования заключается в несостоятельности рынка самостоятельно создавать. Варианты несостоятельности рынка и несостоятельности власти

Несостоятельность рынка и роль государства

Первое проявление несостоятельности рынка заключается в следующем: результат деятельности рынка зависит от решений, которые принимают покупатели и продавцы. Однако иногда эти решения влияют на благосостояние людей, не имеющих отношения к данному рынку. Возникают так называемые внешние эффекты (экстерналии), когда равновесие на рынке может оказаться неэффективным для общества в целом.

Второе проявление несостоятельности заключается в неспособности рынка обеспечить производство общественных благ.

Третье проявление несостоятельности: для большинства рынков характерны серьезные нарушения конкуренции власть над рынком, или монополизм.

И, наконец, несостоятелен рынок и в достижении справедливого распределения дохода.

Для преодоления рыночной несостоятельности на помощь экономике приходит государство, которое стремится решить две взаимосвязанные задачи:

1) обеспечить нормальное функционирование рыночной системы;

2) решить острые социально экономические проблемы.

Существуют две ситуации резкого нарушения функционирования рыночной системы:

конкурентная рыночная система производит «не те» количества определенных товаров и услуг, которые необходимы обществу (т.е. выделяет «не то» количество ресурсов);

конкурентная рыночная система вообще не в состоянии выделить ресурсы для производства некоторых товаров и услуг.

Внешние эффекты

Первая ситуация связана с наличием внешних эффектов.

Внешний эффект (экстерналия) возникает тогда, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с потреблением или производством товара, «перемещаются» к лицам, которые не являются ни покупателями, ни продавцами (производителями) данного вида товаров. Они, следовательно, не могут найти отражение в кривых спроса и предложения данного вида товаров.

Другими словами, рынок не в состоянии уловить все издержки или выгоды, которые возникают при производстве или потреблении какого-либо товара: они возникают «вне» рынка. Таким образом, рынок не в состоянии выделить оптимальное количество ресурсов для производства оптимального, с точки зрения общества, количества товаров.

Экстерналии возникают как в связи с производством товаров и услуг (отрицательные), так и в связи с потреблением (положительные).

Внешние эффекты, связанные с производством, возникают при производстве некоторых товаров, если частные издержки фирм (частные издержки отражает кривая S на рис. 9.3) меньше издержек общества в целом ^обществ).

Примером отрицательных внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды металлургической, химической промышленностью и т.п. Рис. 9.3 показывает, что если бы все издержки были отражены кривой предложения ^обществ), то оптимальный для общества объем продукции был бы меньше (бот™ < Qe), чем производят фирмы, следовательно и загрязнение окружающей среды было бы меньше. Государство может решить эту проблему двумя путями:

установить в законодательном порядке нормы загрязнения, вынуждая фирмы строить очистные сооружения (что вызовет увеличение их издержек и сокращение предложения) и штрафуя их за нарушения;

ввести особый косвенный налог (налог Пигу), который увеличивает издержки фирмы и сдвигает кривую предложения влево (на рис. 9.4 из положения S в положение Sr, Tналог).

Второй способ дает возможность трансформировать внешние эффекты во внутренние издержки производства (этот способ называется интернализацией). Некоторые экономисты полагают, что этот способ решения проблемы внешних эффектов предпочтительнее. Во-первых, он связан с использованием государством рыночных методов воздействия (следовательно, исключает коррупцию). Во-вторых, средства, собираемые в виде налога, позволяют государству самому осуществлять расходы на защиту окружающей среды. В обоих случаях объем ресурсов, направляемых в эти отрасли, сократится.

Внешние эффекты, связанные с потреблением, возникают в тех случаях, когда выгоды, получаемые обществом от потребления людьми тех или иных товаров и услуг, не могут быть в полной мере отражены рыночной кривой спроса (на рис. 9.5 Do6l4ecra. > D), следовательно, рынок выделяет слишком мало ресурсов и не может обеспечить производство оптимального объема продукции (Qe < боптим. на рис. 9.5).

Государство может использовать один из двух вариантов ин-тернализации положительных внешних эффектов:

1) субсидирование потребителей для увеличения спроса (рыночная кривая спроса на рис. 9.5 сдвинется вправо в положение Do6l4ecra,5 равновесная цена повысится до Р° ,что обеспечит производство рынком боптим.);

2) субсидирование производителей для увеличения предложения (кривая S на рис. 9.6 сдвинется вправо, равновесная цена упадет, Q вырастет до оптимального значения).

Если положительные внешние эффекты очень высоки, то государство может превратить данные отрасли в свою собственность или взять на себя их финансирование (продукция таких отраслей называется квазиобщественными благами). Примерами таких отраслей являются:

государственное здравоохранение;

государственное жилищное строительство;

библиотеки, музеи, улицы, автомагистрали и т.д.

Общественные блага

Вторая ситуация нарушения функционирования рыночного механизма обусловлена тем, что конкурентные рынки вообще не в состоянии выделить ресурсы для производства общественных благ.

Объектами рыночного механизма являются частные блага. Частные блага делимы и подвержены принципу исключения (получает товар тот, кто хочет и может оплатить рыночную цену).

Но существуют товары и услуги, которые неделимы и не подвержены принципу исключения общественные блага. (На квазиобщественные блага распространяется принцип исключения, но они неделимы.)

Кроме того, выгоды от частных благ реализуются в результате их потребления, а от общественных благ в результате их производства. Наиболее типичные примеры общественных благ:

национальная оборона;

охрана окружающей среды;

национальные парки и др.

Ресурсы, необходимые для производства общественных (и квазиобщественных) благ, выделяются на основе политических решений и финансируются из государственного бюджета (за счет налогов).

Основные понятия. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Регулирование последствий внешних (побочных) эффектов. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством. Методы измерения неравенства доходов: частные и интегральные. Кривая Лоренца.

Дополнительные понятия. Предельные частные затраты, предельные внешние затраты и выгоды. Общественные выгоды от положительного внешнего эффекта и общественные потери от отрицательного внешнего эффекта. Корректирующие налоги и субсидии. Вертикальное суммирование спроса на общественные блага. Коэффициент Джини. Показатели покупательной способности.

Основные умения. Определять равновесие на рынках, обладающих внешними эффектами, при компенсационных воздействиях государства и третьих лиц. Измерять неравенство Доходов с помощью частных показателей. Строить кривые ЛоРенца.

Дополнительные умения. Определять общественные выго-ДЬ1 от положительного внешнего эффекта и общественные потери °т отрицательного внешнего эффекта, а также корректирующие Залоги и субсидии. Вычислять коэффициент Джини. Вычислять Указатели покупательной способности. Определять равновесие спроса на общественные блага при помощи вертикального суммирования спроса.

Теоретический материал

Внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками третьих лиц.

Без учета отрицательного внешнего эффекта предложение совпадает с восходящей кривой предельных частных затрат (marginal private cost ): S = MРC.

Если учитывать отрицательный внешний эффект, то предложение должно совпадать с кривой предельных общественных затрат (marginal social cost ):

S" = MSC = MРC + MEC,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние затраты (marginal external cost (MEC )).

Кривая спроса в этой модели совпадает с предельными общественными выгодами: D = MSB (marginal social benefits ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные потери от отрицательного внешнего эффекта.

Корректирующий налог (t )повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат, т. е. t = МЕС.

Положительные внешние эффекты связаны с выгодами третьих лиц.

Без учета положительного внешнего эффекта спрос совпадает нисходящей кривой предельных частных выгод (marginal private benefits ): D 1 = МРВ.

Ясли учитывать положительный внешний эффект путем увеличения спроса, то новый спрос должен совпадать с кривой предельных общественных выгод

D 2 = МРВ + МЕВ,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние выгоды.

Кривая предложения в этой модели совпадает с предельными общественными затратами: S = MSC (marginal social cost ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные выгоды от положительного внешнего эффекта.

Корректирующая субсидия (s )повышает предельные частные выгоды до уровня предельных общественных выгод, т. е. s = МЕВ.

На практике чаще положительный внешний эффект компенсируется увеличением предложения.

Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.
Задачи работы:
- выделить причины несостоятельности рынка;
- рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;
- проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;
- определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.

Введение 3
1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5
1.1 Сущность несостоятельности рынка 5
1.2 Причины несостоятельности рынка 6
1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8
1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9
2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13
2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13
2.2 Интернализация внешних эффектов 15
3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19
3.1 Особенности спроса на общественные блага 19
3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23
3.3 Концепция «фиаско правительства» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Несостоятельность рынка,

причины и формы их проявления»

Выполнил:

Студентка

гр.09БЭ5

О. А. Никитина

(подпись, дата)

Проверил:

д.э.н

Ю.А.Рыжкова

(подпись, дата)

Пенза 2011

Содержание

Введение 3

1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5

    1.1 Сущность несостоятельности рынка 5

    1.2 Причины несостоятельности рынка 6

    1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8

1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9

2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13

2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13

2.2 Интернализация внешних эффектов 15

3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19

3.1 Особенности спроса на общественные блага 19

3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23

3.3 Концепция «фиаско правительства» 25

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

Центральное положение в современной рыночной экономике занимает рыночный механизм. Рынок – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошёл испытание временем и сумел продемонстрировать свой потенциал. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь здесь идет о современном рынке, рынке как одним из условий любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как об всеохватывающей характеристике. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов. Государство выступает как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка. В современной рыночной экономике государство находится в положении и партнера и фирм и несёт ответственность за производство специфических материальных благ и услуг. При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику, мировая наука все чаще использует теорию несостоятельности рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесии и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий совершенной конкуренции – «идеального рынка», и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии, олигополии. Несостоятельность рынка – ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночной несостоятельности экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка.

Несостоятельность рынка в современной рыночной ситуации является важнейшей проблемой, решение которого необходимо найти для обеспечения нормального функционирования рынка, что и обусловило актуальность данной работы.

Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.

Задачи работы:

Выделить причины несостоятельности рынка;

Рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;

Проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;

Определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.

1.Несостоятельность рынка как экономическое явление

    1. Сущность несостоятельности рынка

Несостоятельность рынка – это ситуация, когда рынок не в состоянии координировать свои процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение и полное использование ресурсов. Рыночная несостоятельность бывает разных видов:

1) Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

2) Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

3) Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения.

4) Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы.

5) Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг. В связи с этим в равной мере справедливым признаются высокие доходы победителей и низкие доходы неудачников конкурентной борьбы. Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле.

6) Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.

7) Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов.

    1. Причины несостоятельности рынка

К основным причинам несостоятельности рынка можно отнести:

Несовершенная конкуренция;

Несовершенная информация;

Неполный набор рынков;

Дефекты в правах собственности;

Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Остановимся на каждом понятии поподробнее.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей влиять произвольно на конъюнктуру рынка.

Следующая причина несостоятельности рынка – несовершенная информация или по-другому ее называют ассимметричной. Ассимметрия информации проявляется в сферах, где потребитель услуги не может контролировать производителя. Неполная и недостоверная информация не позволяет индивиду сделать оптимальный выбор и максимизировать свою полезность, поэтому состояние Парето-оптимальности в потреблении и производстве становится недостижимым. В той или иной мере ассиметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других – весьма значительно. Разные рынки имеют разную степень информационной ассиметрии.

Далее следует неполный набор рынков. Здесь имеет место быть такое понятие как феномен отсутствующих или неполных рынков, когда частные рынки не могут предоставить потребителям благо, даже если издержки на его производство ниже, чем цена. К отсутствующим частным рынкам можно отнести рынки страхования от безработицы, медицинского страхования при хронических заболеваниях. Во всех этих случаях «провалы» рынка связаны с нарушением условий совершенной конкуренции. Отсутствие рынков дополняющих товаров также создает феномен неполных рынков. Например, отсутствие рынка земли в России приводит к отсутствию рынка займов под залог земли.

Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определенным физическим или юридическим лицам в соответствующих исторических условиях. Право собственности сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Право владения означает фактическое обладание вещью. Право пользования означает возможность эксплуатации вещи (имущества), извлечения из нее полезных свойств и/или получения от нее доходов. Право распоряжения означает возможность по своему усмотрению совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Эти правомочия тесно связаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности. Дефекты, возникающие в правах собственности, приводят к проблеме несостоятельности рынка.

Последней причиной, вызывающей несостоятельность рынка является противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Экономическая эффективность – это способ действий, обеспечивающий получение в результате полученных усилий и затрат ресурсы максимального результата.

Социальная справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических отношений представления потребности интересам, которые господствуют в данном обществе.

Противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью отражают противоречия между производством и потреблением. Поэтому в современных условиях проявляется более широко понятие эффективности, которое включает критерии социальных издержек. Понятие экономической эффективности связано со стремлением удаления социальных противоречий и созданию социального партнерства в рыночной экономике.

    1. Формы проявления несостоятельности рынка

Наилучший способ понять феномен несостоятельности рынка заключается в том, чтобы сначала рассмотреть феномен успешного функционирования рыночного механизма, т.е. условия, при которых набор идеализированных конкурентных рынков способен обеспечить равновесную аллокацию ресурсов, оптимальную по Парето. Данная способность рынков, смутные догадки о которой были высказаны еще Адамом Смитом, получила наиболее четкое выражение в теоремах современной экономической теории благосостояния.

Преимущественный интерес для нас представляет первая из них, именуемая «первой фундаментальной теоремой экономической теории благосостояния. В упрощенной форме ее можно изложить следующим образом: (1) если соблюдается условие полноты рынков, (2) если поведение потребителей и производителей является конкурентным и (3) если существует состояние равновесия, то аллокация ресурсов в условиях данного равновесия будет оптимальной по Парето. Считается, что несостоятельность рынка имеет место в том случае, если вывод данной теоремы не соответствует действительности, т.е. аллокация ресурсов, достигнутая на рынках, не является эффективной.

Наличие несостоятельности рынка часто рассматривается как оправдание государственного вмешательства в рыночные процессы. Стандартные доводы состоят в том, что в случае неэффективности рыночной аллокации ресурсов благосостояние субъектов может и должно быть повышено. Чтобы понять возможность и желательность такого вмешательства, повышающего благосостояние по критерию Парето, необходимо добиться более глубокого осознания причин несостоятельности рынка. Поскольку они неизбежно должны быть связаны с нарушением хотя бы одного из трех условий «первой фундаментальной теоремы», мы последовательно рассмотрим каждое из этих условий.

Первое условие требует полноты рынков. Хотя четкие критерии «полноты» отсутствуют, общий принцип состоит в том, что, если некий субъект в экономике испытывает потребность в получении какого-либо блага (или в прекращении вынужденного потребления антиблага), причем данная потребность может быть удовлетворена только посредством взаимодействия по крайней мере с еще одним субъектом, то для данного блага (или антиблага) должен существовать рынок и на него должна устанавливаться цена.

Это условие должно выполняться для любого блага (антиблага), будь то хлеб, фабричный дым или национальная оборона. В первом случае мы имеем дело со стандартным частным благом, во втором - с внешним эффектом, в третьем - с общественным благом. Чтобы было достигнуто оптимальное по Парето распределение ресурсов, на все перечисленные блага (антиблага) должны устанавливаться цены; в случае отсутствия рынков этих благ (антиблаг) субъекты могут оказаться не в состоянии информировать других субъектов о возможности заключения взаимовыгодных сделок, обеспечивающих повышение благосостояния обеих сторон.

Информационная роль рынков четко раскрывается в классическом примере несостоятельности рынка, проанализированном Т. Ситовски. В данном примере вновь создаваемая сталелитейная отрасль может оказаться прибыльной лишь в том случае, если в ближайшие пять лет начнет функционировать железнодорожный транспорт. Железнодорожный же транспорт будет прибыльным лишь в том случае, если в момент начала его функционирования будет работать сталелитейная отрасль. Разумеется, каждая из отраслей заинтересована в функционировании другой и обе могут работать эффективно; сталелитейная отрасль должна начать работу в данный момент времени, а железнодорожный транспорт - несколько позже.

Тем не менее, в случае отсутствия фьючерсного рынка стали железнодорожному транспорту трудно с помощью рыночного механизма довести до сталелитейной отрасли информацию о своих интересах. Невозможность обмена информацией о желательном направлении взаимодействия и координации времени осуществления конкретных шагов представляет собой пример несостоятельности рынка, который часто использовался для оправдания государственного вмешательства в процессы экономического развития, т.е. для оправдания государственного планирования.

Однако, если мы признаем, что в реальности некоторых рынков не хватает, мы с легкостью можем найти альтернативное решение, которое заключается в создании фьючерсного рынка стали. Если предприятия железнодорожного транспорта могут сегодня заплатить за поставку стали в оговоренный момент времени в будущем, то как сталелитейная, так и железнодорожная отрасль окажутся в состоянии информировать друг друга о своих интересах через рыночный механизм. Легко показать, что при конкурентном поведении хозяйственных субъектов и при наличии равновесия развитие фьючерсных рынков может устранить данный вид несостоятельности рынка.

Совершенно иной пример информационной роли рынков относится к случаю, когда рыночные субъекты обладают асимметричной информацией об истинном положении дел в условиях неопределенности. Классический пример здесь - фондовый рынок, на котором инсайдеры могут обладать определенной информацией, недоступной аутсайдерам. Даже если получение информации, которой обладает инсайдер, важно и потенциально прибыльно для аутсайдеров, условие полноты рынков, необходимое для достижения эффективной аллокации ресурсов, может не выполняться. Чтобы лучше понять суть дела, предположим, что существуют только два возможных состояния мира.

Предположим далее, что имеются два потребителя, один из которых осведомлен об истинном состоянии мира, а другой рассматривает оба состояния как равновероятные. Если существует только рынок готовых продуктов, то распределение ресурсов в общем случае не будет оптимальным по Парето. Один из вариантов решения проблемы заключается в создании рынка условных обязательств. М6жет быть заключен «страховой контракт, в котором поставка и получение установленного количества товара поставлены в зависимость от истинного состояния мира.

Если обе стороны «ex post» могут определить, какое состояние мира было характерно для периода выполнения контракта, то при конкурентном поведении субъектов и существовании равновесия это равновесие при описанной структуре информации будет оптимальным по Парето. Более общую и точную формулировку данной теоремы можно найти в работе Р. Раднера.

Дальнейший анализ рассматриваемого случая показывает, что в состоянии равновесия товарные цены для не реализованного в действительности состояния мира стремятся к нулю (или равны нулю), поскольку при положительном значении указанных цен информированный субъект будет готов заключить обусловленный «ложным» состоянием мира контракт на поставку неограниченного количества товара, заранее зная, что реального осуществления поставок не потребуется.

Если неинформированный субъект окажется сообразительным и поймет данную закономерность, он может получить информацию о том, какое состояние мира истинно, понаблюдав, для какого именно состояния мира цены условных обязательств равны нулю. Если далее он будет использовать эту информацию, бесплатно полученную им благодаря действию рыночного механизма, то будет достигнуто оптимальное по Парето равновесие при полной информации. Такова - в очень упрощенной форме - идея, которая лежит в основе концепции рациональных ожиданий. При наличии «сообразительных» конкурирующих субъектов условие полноты рынков не является обязательным для достижения оптимальной по Парето равновесной аллокации ресурсов.

Обеспечение полноты рынков представляется простейшим способом корректировки несостоятельности рынка. На нем непосредственно основаны предложения по ее устранению с использованием налогов и субсидий, а также путем перераспределения прав собственности. Однако создание таких рынков иногда приводит к непредвиденным последствиям. В некоторых случаях «добавление» новых рынков ведет к нарушению второго и третьего условий «первой фундаментальной теоремы».

Устранение одного вида несостоятельности рынка может привести к возникновению другого вида. Чтобы понять, почему это происходит и чем вызвано нарушение второго условия (которое требует, чтобы поведение субъектов было конкурентным), рассмотрим поведение информированного потребителя в предыдущем примере. Если он осознает, что неинформированный потребитель собирается делать выводы, косвенно основанные на наблюдении за его поведением, он не будет придерживаться конкурентного поведения, поскольку, притворяясь неинформированным, он сможет повысить свое благосостояние.

Он может по стратегическим соображениям ограничивать предложение информации (монопольным владельцем которой он является) и добиться более высокого уровня благосостояния, чем в случае конкурентного поведения. Раскрытие информации о действительном состоянии мира связано исключительно с его желанием заключать контракты на поставку неограниченного количества товаров.

Предложение по низкой цене небольшого количества товара, обусловленное наступлением «ложного» состояния мира, не позволит неинформированному субъекту сделать какие-либо выводы и обеспечит информированному субъекту возможность получить прибыль, обусловленную его монопольной позицией. Данный пример лишь незначительно отличается от стандартного примера нарушения условия (2), связанного с монопольным предложением товара.

Другой случай непредвиденных результатов возникает при создании рынков для аллокации общественных благ. Теперь широко известно, что использование частных цен (цен Линдаля) в качестве индивидуальных цен спроса на общественные блага (т.е. цен, обеспечивающих единогласие по поводу объема спроса на общественное благо в условиях добровольного обмена) действительно ведет к установлению оптимального по Парето распределения ресурсов, если поведение потребителей является конкурентным.

Однако в рамках данной схемы каждый субъект становится монопсонистом на одном из вновь созданных рынков и поэтому заинтересован в том, чтобы занижать свой объем спроса и не рассматривать цены в качестве заданных. В этом заключается суть «проблемы безбилетника», которая часто рассматривается в качестве объяснения, почему метод создания новых рынков для преодоления провала рынка является неэффективным. Чтобы понять это утверждение, рассмотрим второе условие «первой фундаментальной теоремы» более подробно.

Это условие предусматривает, что поведение всех рыночных субъектов является конкурентным. Это означает, что каждый из них должен действовать так, как если бы он не имел возможности повлиять на уровень цен и следовал бы оптимизационной стратегии, принимая цены в качестве заданных. Потребители максимизируют степень удовлетворения потребностей при данных бюджетных ограничениях, а производители максимизируют прибыль, причем и те и другие рассматривают цены как фиксированные параметры.

Это условие нарушается, когда субъекты имеют возможность повлиять на равновесные значения цен и благодаря этому повысить свое благосостояние. Стандартным примером провала рынка, связанного с нарушением этого условия, является случай монополии, когда имеется только один поставщик товара. Путем искусственного ограничения предложения он может повысить цены и добиться для себя более высокого уровня благосостояния, хотя равновесие аллокации ресурсов при этом будет неэффективным.

Можем ли мы исправить несостоятельность рынка, возникшую в связи с неконкурентным поведением? Для получения ответа на данный вопрос следует сначала определить условия, при которых субъекты рынка сочтут, что конкурентное поведение соответствует их интересам. В работе Робертса и Постлуэйта показано, что, если каждый агент обладает лишь незначительной долей совокупного количества ресурсов, он, как правило, окажется не в состоянии манипулировать ценами в сколько-нибудь существенной степени и будет принимать цены как заданные. Центральную роль в данном случае играет «глубина» рынков.

Аналогичные рассуждения применимы и тогда, когда в роли товара выступает информация. Если каждый субъект обладает лишь незначительной долей совокупной информации, т.е. его знания либо слишком малы, либо не представляют особой важности для остальных, то его потери, связанные с выбором конкурентного поведения, незначительны. С другой стороны, если он обладает большой долей информации (как в предыдущем случае), у него может возникнуть стимул к неконкурентному поведению. Ключевым фактором является отношение объема ресурсов (как реальных, так и информационных), которыми располагает субъект, к размеру соответствующего рынка.

В связи с этим, как представляется, преодоление несостоятельности рынка, обусловленной неконкурентным поведением, может быть достигнуто в том случае, если субъекты будут контролировать незначительную долю совокупного объема ресурсов и информации. Разумеется, для достижения такого положения дел необходимо прямое государственное вмешательство, как это имеет место в случае антитрестовского законодательства или регулирования фондового рынка в США; однако такое вмешательство не всегда возможно.

К примеру, невозможно устранить данный тип несостоятельности рынка путем простого предписания субъектам придерживаться конкурентного поведения. Для этого можно было бы принять правило, обязывающее фирмы устанавливать цены на уровне предельных издержек. Однако, если прямой мониторинг издержек и технологии производства на фирме невозможен, монополист может без каких-либо затруднений сделать вид, что он устанавливает цены на уровне предельных издержек, ориентируясь при этом на фиктивную кривую издержек.

Без прямого мониторинга кривой издержек сторонний наблюдатель был бы не в состоянии отличить указанный тип неконкурентного поведения от конкурентного. Если бы в роли монополиста выступал потребитель, предпочтения которого не поддаются наблюдению, то и мониторинг не помог бы. В общем случае несостоятельность рынка, вызванную неконкурентным поведением, трудно исправить без вмешательства в рыночный механизм. Ниже мы обсудим некоторые возможные альтернативы.

Увеличение числа рынков может также привести к нарушению третьего условия «первой фундаментальной теоремы». Рассмотрим для иллюстрации три примера. Первый и простейший из них касается случая возрастающей отдачи от масштабов производства. Классический случай - производство продукта при определенных начальных затратах и постоянных предельных издержках. (В более общем случае мы можем рассматривать невыпуклый набор производственных возможностей.) Если фирма, функционирующая в такой отрасли, придерживается конкурентного поведения, а цена превышает предельные издержки, то объем производства данной фирмы будет бесконечно большим.

Если же предельные издержки равны цене или превышают ее, объем производства будет нулевым. Если при цене, равной предельным издержкам, потребители готовы купить некоторое конечное количество товара, то цены, уравновешивающей спрос и предложение, вообще не существует. Равновесие не может быть достигнуто. Реально такая ситуация проявляется не в том, что спрос на рынке не равен предложению или сделки полностью отсутствуют, а в том, что имеет место естественная монополия. В данной отрасли может эффективно функционировать лишь одна фирма. И вновь мы видим, что в конечном счете нарушается условие конкурентного поведения.

Второй пример, рассмотренный в работе Д.Старретта, связан с отрицательными внешними эффектами. Предположим, что некая фирма загрязняет реку, а другая фирма, расположенная ниже по течению, нуждается в чистой воде для осуществления своего производственного процесса. Легко показать, что в данном случае, если вторая фирма имеет возможность не функционировать вообще (т.е. не использовать воду, не производить продукцию и не нести издержки), то совокупный набор производственных возможностей в экономике не может быть выпуклым.

Если же набор производственных возможностей в экономике не является выпуклым, то, как и в предыдущем примере, конкурентное равновесие может не существовать. Увеличение числа рынков с целью устранить неэффективность, вызванную отрицательными внешними эффектами, может привести к ситуации, когда конкурентное равновесие отсутствует.

Последний пример, на который впервые было обращено внимание в работах Дж. Грина и Д. Крепса, характерен для ситуаций с асимметричной информацией. Вспомним один из предыдущих примеров, где первый субъект обладает полной информацией о реальном состоянии мира, а второй рассматривает каждое из двух возможных состояний как одинаково вероятное. Предположим, что предпочтения субъектов и объем имеющихся у них ресурсов при каждом состоянии мира таковы, что, если бы оба они знали реальное состояние мира в данный конкретный момент времени, равновесные цены, соответствующие каждому из состояний, были бы одинаковы.

Допустим далее, что если неинформированный субъект не делает никаких выводов о реальном состоянии мира на основании наблюдений за поведением информированного субъекта, то уровни цен при каждом из состояний будут разными. При описанных условиях равновесие (основанное на рациональных ожиданиях) будет отсутствовать. Если информированный субъект предпримет попытку делать выводы на основании сложившихся цен, они ничего не скажут ему; если же неинформированный субъект не будет пытаться делать выводы на основании сложившихся цен, они дадут ему ценную информацию.

Достаточно несложно показать далее, что при создании рынка информации (если абстрагироваться от стимулов к ее сокрытию) итоговый набор производственных возможностей в общем случае окажется невыпуклым. При всех перечисленных вариантах равновесие будет отсутствовать.

Как представляется, большинство примеров отсутствия равновесия в конечном счете ведут к ситуации неконкурентного поведения. В примере, когда причиной отсутствия равновесия является асимметрия информации, естественной формой поведения информированного субъекта является монополистическое поведение в информационной сфере. В примере с отрицательным внешним эффектом возникновение рыночных отношений между расположенными на реке фирмами привело бы к тому, что каждая из них заняла бы монопольное положение.

Если имеется только одна фирма, загрязняющая реку, и много фирм, страдающих от такого загрязнения, то фирма-загрязнитель заняла бы позицию, сходную с позицией монопсониста. Проблема отсутствия равновесия, обусловленная невыпуклостью набора производственных возможностей (которая, в свою очередь, вызвана использованием рыночного механизма для устранения отрицательного внешнего эффекта), в случае принятия одной или несколькими сторонами неконкурентной линии поведения приобретает лишь более утонченный характер. Искомый результат достигается, однако он не является конкурентным, а следовательно, и эффективным.

Несостоятельность рынка, т.е. неэффективная рыночная аллокация ресурсов может иметь место в том случае, если набор рынков неполон, поведение субъектов не является конкурентным или отсутствует рыночное равновесие. Многие предлагавшиеся рецепты исправления несостоятельности рынка - такие, как использование налогов и субсидий, перераспределение прав собственности и принятие специальных правил ценообразования, - являются инструментами, направленными на создание прежде отсутствовавших рынков. Если это может быть достигнуто с сохранением выпуклости набора производственных возможностей и с обеспечением глубины рынков, эти рецепты окажутся благотворными, а новая аллокация ресурсов будет оптимальной.

С другой стороны, если вследствие создания новых рынков набор производственных возможностей теряет свойство выпуклости или же сокращается глубина рынков, то попытки преодолеть несостоятельность рынка, вызванную неполнотой рынков, приведет к несостоятельности, вызванной монополистическим поведением. В последнем случае несостоятельность рынка носит фундаментальный характер. В качестве примеров можно привести случаи естественной монополии, отрицательного внешнего эффекта, общественных благ и монополии на информацию.

Чтобы достичь эффективной аллокации ресурсов при наличии этих фундаментальных видов несостоятельности рынка, необходимо смириться с тем, что субъекты руководствуются собственным интересом, и воспользоваться нерыночными вариантами решения проблемы. Данное направление исследований, которое иногда называют теорией имплементации, а иногда - теорией механизма стимулирования, опирается на работу Л. Гурвича; обзор литературы, посвященной данному направлению, можно найти в работе Т. Гроувса и Дж. Ледьярда.

Рынок - это эффективный механизм регулирования производства и цен, распределения ограниченных ресурсов. Однако возможности рынка ограничены, рыночный механизм имеет существенные "дефекты" и в ряде случаев рынок терпит "фиаско". Рынок способен эффективно удовлетворять только те потребности в товарах и услугах, которые подтверждены деньгами покупателей, их платежеспособным спросом и производство которых обеспечивает получение прибыли на вложенный капитал.

Практика XX века показала, что саморегулирующаяся рыночная экономика эпохи свободной конкуренции, которая, по выражению Адама Смита, направлялась "невидимой рукой" рынка, сама по себе больше не способна обеспечить эффективное, безкризове функционирования индустриальной экономики, что особенно ярко показала "Великая депрессия" 30-х годов (мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг.).

В этих условиях возникла объективная необходимость дополнить "невидимую руку" рынка "видимой рукой" государства. В результате на Западе постепенно сформировалась система государственного макроэкономического регулирования рыночной экономики.

Основная задача государственного регулирования - устранить "дефекты" рынке, ограничить рыночную стихию, компенсировать ограниченность рыночного механизма саморегулирования по преодолению экономических спадов, инфляции, безработицы.

Следует подчеркнуть, что государство не подменяет рынок, а лишь создает условия для его эффективного функционирования.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется только в пределах, очерченных частной собственностью на средства производства, которая была и остается экономической основой рыночной системы, хотя отношения частной собственности в XX веке и подверглись существенной модификации.

Основная цель государственного макроэкономического регулирования заключается в том, чтобы обеспечить общие условия общественного воспроизводства, установить "общие правила игры" для всех хозяйствующих субъектов и обеспечить эффективный контроль за их выполнением.

Именно на основе гибкого сочетания рыночного саморегулирования и государственного макроэкономического регулирования в XX столетии возникла качественно новая экономическая система - смешанная экономика, которая сейчас существует во всех экономически развитых западных странах.

Несовершенная конкуренция. Характеризуя механизм рыночного саморегулирования, невозможно не остановиться отдельно на главном инструменте, который обеспечивает условия его функционирования, - конкуренции.

Обеспечивая себе стабильность и избавляясь от давления соперничества, фирмы часто сливаются со своими соперниками. Следовательно, появляется реальная угроза образования монополий.

Поэтому отсутствие или ограничение конкуренции, несомненно, приводит к повышению цен, нерационального расходования ограниченных ресурсов, снижение уровня жизни, так как население может позволить себе покупать меньше товаров и услуг по монопольным ценам.

Проблемы, связанные с информацией (недостаточная, неполная или асимметричная информация).

Не будучи хорошо информированными, главные действующие лица рынка - потребители, наемные работники, предприниматели - могут принимать решения, которые не отвечают их собственным интересам.

Если эти решения основываются на неадекватной и недоброкачественной информации, то рынки не будут работать так, как надо. Другими словами, рыночный механизм не будет эффективно распределять ограниченные экономические ресурсы, товары и услуги.

Так, потребители например, могут быть недостаточно информированными о качестве товаров и услуг, которые они покупают, или о наличии других товаров, которые могут удовлетворять их потребности и способствовать максимизации общей полезности потребителей.

Те рабочие что потеряли свои рабочие места, и стали безработными, могут не знать о наличии вакансии на других рынках труда.

Предприниматели также могут не обладать информацией, например, об изменениях в деловой активности и др.

Кроме этого, современные экономики являются настолько сложными системами, что достаточно мало людей могут проанализировать и оценить всю необходимую информацию, которая позволяет принимать эффективные решения.

- Ограниченная мобильность ресурсов. Другим фактором, который может привести к сбоям в работе рыночного механизма, является ограниченная мобильность ресурсов.

Например, работники отрасли находится в кризисном состоянии, не могут перейти в перспективные отрасли из-за отсутствия нужной квалификации или денежных средств, необходимых для переезда.

Фирмы часто продолжают эксплуатировать устаревшие машины, станки, оборудование до тех пор, пока последние себя не окупят. Это увеличивает расходы на единицу продукции, снижает конкурентоспособность продукции, выпускаемой. В конечном итоге, это лишает деловые фирмы более выгодных инвестиционных возможностей и негативно влияет на эффективность работы рыночного механизма.

- Внешние эффекты. Внешние эффекты (их часто называют побочными последствиями экономической деятельности, затратами или выгодами третьей стороны, екстерналіями, или переливами) выступают другой форме "фиаско" рынке.

Как известно, одной из важнейших функций рыночного механизма является передача информации о альтернативные издержки производителей товаров и услуг.

Рынок делает это с помощью цен. Система цен работает эффективно потому, что рыночные цены несут информацию как производителям, так и потребителям.

Равновесная цена, установившаяся на уровне сбалансированности спроса и предложения, отражает уровень альтернативных возможностей участников обмена. В противном случае они используют свои ресурсы в другом месте.

Однако иногда могут возникать ситуации, когда выгоды или потери от производства или потребления товаров или услуг не находят полного отражения в рыночных ценах и создают некоторые побочные эффекты, которые влияют на третью сторону, то есть на субъектов, которые не принимали участия в обмене. Такие ситуации носят название внешних эффектов.

Как известно, рыночные операции - это добровольный обмен, в ходе которого люди обменивают товары за деньги. Например, когда фирма использует ограниченные ресурсы, такие как металл, то она покупает металл у владельца металла на рынке металла.

Однако, много сделок на самом деле имеют место вне рынков. Так, компания, которая производит моющие средства, может сбрасывать вредные отходы своей производственной деятельности в окружающую среду, например, в водоем и загрязнять его для людей, которые купаются или ловят рыбу в этой воде. Эта компания использует чистый ограниченный ресурс - воду и ничего не платит людям, которые страдают от загрязненной воды. Другая компания, напротив, разбивает у своего офиса живописный площадка с прекрасными цветами и местами отдыха для своих рабочих, и люди получают выгоду, любуясь пейзажем и дыша чистым воздухом.

В обоих случаях фирмы или наносят вред или приносят выгоду людям вне рыночными операциями, то есть существует экономическая действие без экономической платы.

Такие результаты экономической деятельности, которые выходят за рамки рыночных отношений называют нерыночными ситуациями.

Понятие "внешний эффект" используется постольку, поскольку эти влияния (на доходы или расходы) являются как бы внешними для рыночной системы.

Внешние эффекты возникают тогда, когда какая-то деятельность, связанная с производством или потреблением товаров и услуг, осуществляет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, что не отображается ценам.

Иначе говоря, внешние эффекты - это любые действия хозяйствующих субъектов, которые, влияя на другие хозяйственные субъекты, не регулируется рыночным механизмом.

Итак, внешние эффекты - это благоприятные или неблагоприятные побочные последствия, возникающие в результате воздействия производства или потребления товаров и услуг на благосостояние людей, и которые прямо не вовлечены в рыночный обмен.

Таким образом, внешние эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимального размещения благ в экономике.

в Зависимости от характера влияния на другие хозяйственные субъекты экономисты различают отрицательные внешние эффекты, негативно влияют на хозяйственную деятельность других субъектов (отрицательные внешние эффекты еще называют "расходами третьей стороны") и положительные внешние эффекты, что создают для других субъектов дополнительный полезный эффект, который ничего не стоит (положительные внешние эффекты часто называют "удобствами третьей стороны").

Общественные товары и услуги. Потенциальным источником "неудач" рынка является существование товаров и услуг общественного потребления, или общественных товаров.

Анализируя поведение потребителей и производителей, мы исходили из того, что большинство товаров и услуг, которые производят и обменивают на рынке, является товарами индивидуального потребления, предназначенные для индивидуального потребления отдельным лицом или семьей (домохозяйством).

Товары индивидуального потребления имеют два основных свойства. Этими стандартными свойствами являются конкуренция и исключительность.

Конкуренция означает, что и количество товара, которую потребляю я, не может быть потреблена другим. Потребление товара каждым конкурентным лицом уменьшает количество товара, имеющееся для потребления другими лицами.

Исключительность означает, что меня могут не допустить к потреблению определенного товара или услуги. Производители или продавцы подобного товара могут отказать потенциальному потребителю в тех случаях, когда он пытается потреблять товар, не платя за данный товар установленную цену.

Если товар является конкурентным и исключительным, то он имеет название чистого индивидуального или чистого частного блага.

Некоторые товары не являются ни конкурентными, ни исключительными. Такие товары выступают как общественные товары.

Общественные товары - это такие товары и услуги, которым присущи две особенности: совместное потребление и невозможность исключения из процесса потребления. Иначе говоря, общественные товары имеют две характерные черты: неконкурентность и не исключительность.

Неконкурентность заключается в том, что потребление таких товаров или услуг одним лицом или семьей не уменьшает их полезности для других. Это также называется свойством потребления без соперничества, или совместным потреблением.

Неконкурентность означает, что имеет место относительно равномерное потребление таких благ всеми членами общества без дополнительных затрат. Так, предельная стоимость предоставления права пользования общественным благом еще одному дополнительному потребителю будет нулевой. Например, рождение еще одного человека вряд ли увеличит расходы на национальную оборону.

Появление еще одного корабля возле морского побережья также не требует дополнительных затрат для выполнения маяком своих функций.

не исключительность означает, что не существует возможностей запретить потребление общественными благами какого-либо только на том основании, что он за них не заплатил.

Неконкурентный и неисключительный товар имеет название чистого общественного блага.

Примером чистого общественного блага может быть национальная оборона. Армия охраняет всю страну от внешнего вмешательства. Обеспечения обороны одного лица не означает, что оборона других граждан страны будет меньше, потому что все население страны пользуется этой услугой совместно. Каждый гражданин страны автоматически попадает под защиту государства и даже те из них, которые не желают этого, поскольку не существует механизма исключить последних.

Представим себе, что произойдет, когда армия перейдет к сугубо рыночным методам хозяйствования.

Ни один частный предприниматель не сможет продавать оборону гражданам страны и оставаться в бизнесе. Невозможно продавать оборонные услуги тем, кто этого желает, и отказывать тем, кто за это не платит. А если защиту можно получить бесплатно, то зачем платить? Это известная проблема "безбилетника" (или "зайца", или "фрирайдера") - как на транспорте. Подобная проблема возникает и в ситуациях, связанных с предоставлением общественных товаров и услуг.

Итак, общественный товар национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана, судебная система и др.) не могут выступать на рынке как обычный частный товар, цена которого определяется на основе спроса и предложения.

Во всех странах эти товары должны обеспечиваться государством, поскольку ни одна частная фирма не имеет экономических стимулов предоставлять такие товары и услуги, в то время, как каждый из нас нуждается,

Затраты на все эти виды деятельности, связанные с предоставлением общественных товаров и услуг, призванная осуществлять государство, направляя через государственный бюджет необходимые ресурсы. Граждане должны платить за них, внося свои платежи в бюджет в виде налогов. Налоги напоминают цену, которую граждане платят за общественные товары, однако налоги существенно отличаются от цены, поскольку они не являются добровольными.

Необходимо также отметить, что наряду с чисто общественными товарами могут существовать и товары, которые являются неконкурентными, но исключительными, другие являются неисключительными, но конкурентными, то есть существуют смешанные блага.

Смешанное благо - это благо, которое сочетает в себе черты как частного, так и общественного блага.

К ним, в частности можно отнести насущные блага (достаточные блага), то есть такие блага, потребление которых считается необходимым увеличить (среднее и высшее образование, музеи, библиотеки, национальные парки и др.).

На такие блага можно установить цену, и они могут поставляться частным сектором.

Однако все эти блага несут в себе значительные внешние выгоды, а это, как известно, приводит к тому, что рыночная система, прежде всего частный сектор, не будет производить такие блага в достаточном количестве. Поэтому государство берет на себя их производство и финансирование, чтобы не допускать возможного возникновения дефицита таких товаров, в которых заинтересовано все общество.