С ю витте и реформы. Налоговые реформы С.Ю

Царское правительство(Николай 2) пыталось разрешить острые экономические и социально-политические проблемы путем проведения реформ “сверху”. Министерство финансов на рубеже XIX-XX вв. Возглавлял С. Ю. Витте, который много сделал для превращения России в индустриальную страну.

При нем был осуществлен ряд важных мер:

· развертывание железнодорожного строительства и введение на железных дорогах единого тарифа;

· введение винной монополии;

· государственное регулирование внутренней и внешней торговли;

· расширение частного предпринимательства;

· стимулирование иностранных капиталовложений;

· гибкое налоговое законодательство;

· укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля и т. д.

Витте были внесены предложения о разрушении крестьянской общины, об улучшении положения рабочих, но они не нашли поддержки. В начале XX в. в стране наблюдалось обострение социально- экономических и политических противоречий.

В 1894 – 95 гг. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий.

На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль: в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на примеры из истории США и Германии.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он, как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.


Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян.. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Произошла в Российской империи в самом конце XIX века, в 1895 - 1897 годах.

Сам Сергей Юльевич Витте считал эту реформу одним из самых значимых событий тогдашней российской истории. Финансовая реформа тесно связана с развитием российской экономики на рубеже двух веков.

Предпосылки

К концу XIX столетия Россия вышла в число крупнейших экономических держав. В стране совершилась промышленная революция, рос её научно-технический потенциал. Однако денежная система была неустойчивой.

В империи действовали, по сути, две денежные единицы: серебряный рубль и кредитный билет (бумажный рубль), стоимость которого устанавливался банками. Со временем кредитных билетов выпускалось всё больше и больше, их производство едва удавалось контролировать. Следствием этого стало обесценивание бумажного рубля.

К моменту начала реформы стоимость одного серебряного рубля равнялась полутора бумажным. Поэтому одной из главных задач реформы было объединение металлической и бумажной валюты, что позволит остановить процесс обесценивания.

Большинство европейских стран к концу столетия перешли на золотовалютную систему. В некоторых странах, таких как Франция, была установлена двойная - серебряно-золотая валютная система. В Англии золотая валюта фактически установилась и вовсе в конце XVIII века, а официально была закреплена в 1816 году.

Золотое обеспечение было введено даже в Греции, которая лишь недавно обрела независимость от Османской империи, «встала с колен» и преодолела культурную отсталость от передовых стран. Значит, пришла пора установить аналогичную систему и в России. Это понимали и предшественники Витте на посту министра финансов - Рейтерн, Бунге и Вышеградский. Они, по существу, и положили начало реформе, Витте лишь довёл её до закономерного конца.

Действовал Витте в более благоприятной финансовой обстановке, чем его предшественники, что и обеспечило ему успех. К началу его деятельности золотой запас в стране был внушительным и составлял более 645 миллионов рублей. В дальнейшем этот запас только ещё больше пополнялся.

Основные шаги реформы

Что же распорядился произвести Витте? Его денежная реформа предполагала следующие действия:

  • Всем отделениям Государственного банка было разрешено покупать золото, а некоторые конторы и отделения получили право также производить платежи золотой монетой.
  • Золотая монета была также разрешена к приёму всеми государственными учреждениями, в том числе на железнодорожном транспорте.
  • Был установлен единый курс кредитного билета: за золотой полуимпериал - пятирублёвую монету - необходимо было давать 7 рублей 40 копеек в бумажной валюте.
  • Едиными золотыми монетами были признаны 10-рублёвый империал и 5-рублёвый полуимпериал новой чеканки. Старые монеты также принимались, постепенно изымаясь из обращения.

Новые монеты имели несколько меньшее содержание золота, чем старые, чеканившиеся с 1885 года. В народе их иронично прозвали «матильдорами» (по имени жены Витте) и «виттекиндерами». Однако произведённая девальвация рубля не вызвала каких-либо серьёзных потрясений, хотя опасения на этот счёт были.

Существовавшие в России частные банки тоже стали принимать золотую монету. Витте изначально принял решение вводить в стране монометаллическую золотую систему, а не биметаллическую, как это было во Франции; этот вариант тоже рассматривался, но министра не удовлетворил.

В правительстве предложение Витте вызвало ожесточённые споры. Поняв, что при таком ходе дела реализация реформы затянется или вообще провалится, министр обратился напрямую к императору. Николая II заинтересовал проект Витте, и он отдал приказ начинать его проведение.

Результаты реформ

В целом реформа Витте оценивается положительно. Ведь за короткое время в России установилось прочное золотое обеспечение рубля, что существенно укрепило валюту. В 1897 году Государственный банк имел уже 1095 миллионов рублей золотом, что практически равнялось сумме ходивших в стране бумажных рублей.

Укрепление рубля привело к дальнейшему оживлению экономики, а также к притоку иностранных инвестиций. Однако с наступлением Первой мировой войны все золотые рубли, имевшие обращение в империи, были ликвидированы. Некоторые специалисты видели в этом провал реформы. Однако, судя по всему, это было следствием неэффективности мировой системы монометаллизма в новых условиях.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Отечественной истории

Реформы С.Ю. Витте

Выполнила:

Студентка I курса

Осинцева Н.А.

Проверил:

к.и.н., доцент Кабанов Н.А.

Белово 2005

Введение 3

Глава I. Жизнь и деятельность С.Ю. Витте 6

Глава II. Финансовая реформа 12

Глава III. Денежная реформа 1895-1897 годов 16

Заключение 23

Список литературы 25


Введение

XIX в. в истории России, как и в истории других восточноевропейских стран, заметно отстававших от передовых стран Европы по уровню социально-экономического, политического, культурного развития, стал эпохой, когда идеи обновления всей общественной жизни прочно овладевали умами людей. К этому времени под влиянием идей Английской революции, распростра­нившихся глубоко рациональных, прагматических сочинений английских экономистов, могучей проповеди французских просветителей, а позднее Великой французской революции на Европей­ском континенте происходили грандиозные перемены - страна за страной вступала в период промышленных революций, ломались обветшалые средневековые экономические и политические структуры, прорисовывались контуры будущего демократического об­щества.

Каждая страна примеряла к себе новые, буржуазные, демокра­тические одежды, и эта «примерка» происходила болезненно. Тем более болезненно, чем более отсталой и консервативной была стра­на. Принципы во многом были общими, но воплощались они в весьма специфических условиях. Это порождало глубокие общес­твенные противоречия, порой придавало истории черты трагизма, драматически влияло на судьбы людей.

Россия не была в этом смысле исключением. Но она встала на путь перемен значительно позднее других европейских стран: слишком велика была давящая сила самодержавной политическойсистемы, могущественного консервативного класса землевладельцев-помещиков; слабым было промышленное развитие и как результат этого - замедленное формирование третьего сословия. И все же либеральные настроения постепенно распространялись, с каждым десятилетием шире становился шаг российских реформаторов. Со временем расширялась и социальная почва либерально-реформаторских идей. Государственный либерализм, возникший в узкой среде представителей самодержавной власти в последней трети XVIII - первой четверти XIX в., постепенно находил опору в нарастающем либеральном общественном движении. Но грозная сила реакционных общественных институтов чаще всего сводила на нет попытки подлинного реформирования страны.

XIX в. как раз и выявил это противоречие российской жизни, несхожесть развития России с развитием западных стран. Противоречия века преломились в судьбах российских реформаторов.

Каждый из них представлял собой эпоху в истории отечественных реформ, каждый являл собой яркую, неординарную личность, каждый пережил счастливые времена осуществления (хотя бы частичного) своих сокровенных общественных идеалов, практических планов, каждый в определенные периоды своей государственной карьеры сталкивался с величайшими трудностями, непониманием и враждебностью со стороны той среды, которая поднимала их к реформаторской деятельности, и становился горьким свидетелем собственного заката .

В истории России конца XIX - начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета - таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики импе­рии, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.

Описать жизнь и дела Сергея Юльевича Витте трудно. Это объясняется не только тем, что он довольно долго, без малого двадцать лет, занимал лидирующие позиции в императорских коридорах власти, но в еще большей степени тем, что это была чрезвычайно сложная и противоречивая натура. В его характере, поступках и намерениях удивительным образом переплетались искренность и лживость, преданность долгу и откровенный цинизм, глубокие зна­ния и поразительное невежество. Витте был парвеню на петербург­ском бюрократическом олимпе и в силу своей натуры так и не смог стать своим в этой специфической среде. Он умер одиноким, слом­ленным человеком, полным желчи и ненависти ко всем и вся, хотя свою судьбу, свою участь всегда созидал собственными руками. Но критическая самооценка ему была неведома, и он до последнего мгновения своего земного существования безнадежно играл роль отверженного гения .

Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте.

Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

Изучить жизнь и деятельность С.Ю. Витте;

Рассмотреть финансовую реформу;

Проанализировать денежную реформу 1895-1897 годов.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

При написании данной работы была использована следующая литература: мемуары Витте С.Ю. «Избранные воспоминания, 1849 – 1911», статьи Абалкина Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте ; Карамовой О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема .

Наибольший интерес представляют мемуары С.Ю. Витте. В бытность свою министром путей сообщения, а затем финансов, председателем Комитета и Совета министров, граф Витте стал очевидцем и участником ряда крупных исторических событий, встречался со многими известными людьми: императорами Александром III и Николаем II, со Столыпиным, Воронцовым-Дашковым, Победоносцевым и др., о чем интересно повествует в своей книге.

Глава I . Жизнь и деятельность С.Ю. Витте

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.

Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого онуговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.

После окончания университета С.Ю. Витте мечтал о кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили его, что университетская кафедра - карьера не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироваться частным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителя службы движения.

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.

В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром финансов и остается на этом посту одиннадцать лет. С этой работой связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.

Размах и природа деятельности Министерства финансов в те годы позволяют говорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономики и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным строительством, отчасти на­родным просвещением, коммерческим и аграрным кредитом. Расходная смета министерства финансов и путей сообщения при С.Ю. Витте выросла со 187 млн.руб. в 1892г. до 822 млн.руб. в 1903г. Во всех расходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43% .

В министерстве сложился качественно иной, профессионально подобранный кадровый состав чиновников. Для Витте всегда на первом месте стояла компетенция, а не происхождение. Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейном и Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула и пригласил на экономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишенных возможности преподавать па университетских кафедрах. На должность управляющего Палатой мер и весов, находившейся в подчинении Министерства финансов, он рекомендовал Д. Менделеева.

К руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финан­сов он привлек В. Ковалевского, которого многие считали "левым". Он выдвинул и воспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов - управ­ляющий Дворянского и Крестьянского банков, а впоследствии - Азиатского банка, П. Барк - управляющий Волжско-Камского банка, которого Витте специально посылал за границу учиться банковскому делу .

С.Ю. Витте принадлежит почин в устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших с экономическим состоянием России.

Еще будучи министром финансов, Витте возглавил в качестве председателя Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданное 22 января 1902 г. После проведения большой аналитической работы на местах Особое совещание на 28 своих заседаниях (с 8 декабря 1904 г. по 30 марта 1905 г.) рассмотрело многие крупные вопросы крестьянского правопорядка. Деятельность Витте па этом посту была направлена па реформу крестьянских отношений, что было не по душе реакционно настроенной части российской верхушки.

Одной из причин увольнения Витте с поста министра финансов была его твердая позиция относительно войны с Японией. Но именно он был выдвинут общественным мнением на мирные переговоры с Японией в Портсмуте как самый авторитетный и выдающийся деятель своего времени. Он приобрел уважение и сочувствие влиятельных кругов американского общества и добился для России весьма успешных результатов. Вынудив японскую делегацию в ходе переговоров высказаться по вопросу о денежной контрибуции, он умело переломил общественное мнение. Оно уже не могло сочувствовать державе, готовой продолжать войну, нарушающую торгово-экономические интересы всего мира, только ради денег. В итоге Япония согласия на контрибуцию не получила, а Россия ограничилась уступкой южной части Сахалина и прибрежной ветви Манчжурской железной дороги. С.Ю. Витте вернулся домой, а японское правительство ввело в Токио военное положение для удержания масс от возмущения и разрушительных эксцессов.

Вернувшись в Россию, С.Ю. Витте нашел власть в состоянии полной растерянности, метания от диктаторского подавления революционного движения до дарования стране Конституции. Никто не имел готового решения и судьба вновь обратила свой взор на бывшего министра финансов. Сам он оказался перед мучительным выбором: чувством он был за сохранение самодержавия, умом - за Конституцию.

У С.Ю. Витте был свой план: создание единой и твердой государственной власти во главе с Советом министров, наделенным неограниченными полномочиями. Правительство должно было в рамках предоставленных ему установок выработать основы конституционного строя, который и был бы с известной постепенностью сформирован. Свои взгляды он изложил в докладе на имя императора Николая II. В нем подчеркивалось, что корни происходящих в стране волнений лежат глубже. "Они - в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы. В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу, основных элементов правового строя: свобода печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности" .

На этом историческом документе Николай II начертал: "Принять к руководству", - и поручил С.Ю. Витте подготовить текст Манифеста, который был опублико­ван 17 октября 1905 г. вместе с объяснительной запиской. Сергей Юльевич Витте стал первым в истории России председателем Совета министров - постоянно действую­щего правительственного органа.

С разблокированием Сибирской магистрали войска стали стягиваться на европейскую часть страны, вооруженные выступления были подавлены, а о дарованных Манифестом свободах вскоре забыли. Остался не у дел и сам С.Ю. Витте - один из авторов конституционных реформ России. 14 апреля 1906 г. он обратился к царю с заявлением об отставке, а 16 апреля получил положительный ответ.

В течение последующих девяти лет жизни С.Ю. Витте неоднократно возвра­щался к событиям того времени, переосмысливая их ход. Он четко отличал свой подход к конституционной реформе от царского Манифеста, критически оценивал деятельность Государственной думы, мечтал о том, чтобы над его могилой было начертано: "Объяснительная записка 17-го октября".

В период короткого пребывания во главе правительства он достаточно четко представлял себе необходимость решения двух задач: посредством займа получить средства для того, чтобы в течение ряда лет не нуждаться в деньгах, и вернуть армию из Забайкалья в европейскую Россию. В своих воспоминаниях он посвятил истории получения займа целую главу, а затем выпустил специальную книгу".

Действительно, в конце 1905 г. Россия стояла на пороге финансового краха. Запасы золота таяли, его владельцы переводили капиталы за границу. Эмиссионное право Государственного банка на выпуск кредитных билетов было исчерпано. Поэтому заем был необходим для того, чтобы спасти золотое обращение в самый критический момент. Роль Витте в решении этой проблемы была высоко оценена Николаем II. Но тем не менее он был уволен после того, как из Парижа поступила телеграмма о подписании договора о займе.

После ухода от активной политической деятельности С.Ю. Витте оставался членом Государственного совета, но большую часть времени жил за границей, перио­дически возвращаясь в Россию. Он начал работать над обширными воспоминаниями, материалы для которых он собирал заранее. Особенно скрупулезно к описанию своей жизни и деятельности С.Ю. Витте стал относиться после того, когда его авторитет и влияние сильно пошатнулись. Его волновало мнение потомков. "Конечно, я уверен в том, - писал он, - что, когда я буду в земле, все выяснится, и мне будет отдано должное. Моих врагов забудут, а меня Россияне забудет" .

Глава II . Финансовая реформа

Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая IIв необходимости последовательной эко­номической программы развития промышленности, индустриализа­ции экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими ша­гами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическимпособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и про­пагандировать как один из ярких опытов в истории мировой эконо­мики.

Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направле­ния, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведе­нии финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная ре­форма С. Ю. Витте, гарантировав­шая стабильность и платежеспособ­ность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банков­ского дела и расширению иностран­ных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышлен­ная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денеж­ной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому само­произвольному развитию промыш­ленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная по­литика по поддержке и развитию на­циональной экономики предопреде­лила успех реформы С.Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, за­емные средства - не могли покрыть потребность промышленности в ка­питале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил су­щественно расширить источники финансирования. Приток иностран­ного капитала стал массовым явле­нием и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекцио­низм. Высокие таможенные пошли­ны на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом по­рядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия госу­дарства, национальных промышлен­ников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Раз­витие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной сто­роны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, при­водила к региональной специализа­ции в сельском хозяйстве и больше­му разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александ­ру III доклад "О способах сооруже­ния Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строите­льства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япо­ния, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодо­рожной линии было крупным успе­хом С.Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских тамо­женных пошлин на ввозимые и вы­возимые товары, свободу установле­ния железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом нали­чия больших запасов золота, кото­рые не могли быть пущены в обра­щение. В то же время Государствен­ный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а каз­начейству было необходимо осуще­ствить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен во­прос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликви­дации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование ра­боты Государственного банка, кото­рый, с одной стороны, играл роль местного операционного учрежде­ния для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С.Ю. Витте продолжил. Было утверждено "расписание должнос­тей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обя­зательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С.Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли до­ходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили тамо­женные пошлины и питейный ак­циз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при про­ведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой поли­тике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государ­ствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов .

Глава III . Денежная реформа 1895-1897 годов

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.

В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине . Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка .

Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть безуплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наи­большего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия тако­го режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Коми­тетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правитель­ства в области валютной политики, ограничения в пользовании золо­той валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2 / 3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложивше­гося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государствен­ным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере .

Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. "Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты -империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Нако­нец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения се­ребряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В сво­их воспоминаниях С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами".

В результате подготовительных мер денежная реформа проводи­лась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотноше­нию между казначейскими билетами и их золотым содержанием. По­этому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспре­деления доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось" . Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.

Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комис­сия, созданная 6 октября 1895 г. "для разработки с юридической сторо­ны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, про­фессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности .

Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредито­рами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской эконо­мики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направ­ленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но умень­шила стоимость заимствования. Задолженность государства возро­сла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного иму­щества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.

Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны". Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства,возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.

Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета.

Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д. Лутохиным: "Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты" .


Заключение

Сергея Юльевича Витте в плеяде выдающихся министров финансов России можно назвать одним из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ.

Как отмечали современники, благодаря С.Ю. Витте Министерство финансов росло и поглощало новые отрасли народного хозяйства, оно стало совокупностью нескольких министерств и превратилось в "государство в государстве" . В ведении С.Ю. Витте находились финансы, торговля, таможня, пограничная служба, торговое мореплавание, коммерческий и аграрный кредиты и технические учебные заведения.

С.Ю. Витте был инициатором, участником и исполнителем многих экономических мероприятий, из ко­торых главным было проведение денежной реформы 1895-1897 гг. Ее результатом стало установление в стране золотого монометаллизма.

Денежная реформа проводилась в несколько этапов. Механизм ее был следующим: в1895 г. были разрешены сделки с золотом, при этом для полуимпериала (пятирублевой золотой монеты) была установлена цена в 7,5 руб., для империала (десятирублевой золотой монеты) - 15 руб. Затем последовал Закон «О чекан­ке и выпуске в обращение золотых монет» от 3 января 1897 г. В соответствии с ним предусматривалась чеканка золотых монет с прежним содержанием золота, но при курсе империала в 15 руб., полуимпериала - 7,5 руб., т.е. произошла девальвация рубля на 1/3. Одновременно вводился свободный обмен кредитных билетов на золото. «Государственной российской монетной единицей» был золотой рубль (17,424 доли чистого золота). Серебряная монета была превра­щена во вспомогательную денежную единицу.

В конце XIX в. иностранные капиталы ши­роким потоком хлынули в Россию. Они (за период 1881 - 1897 гг. - 1 млрд. золотых рублей) явились важным источником золотой наличности Государственного банка Российской империи и «устойчивости» золотой валюты. В качестве министра финансов Витте содействовал капиталистической индустриализации России, железнодорожному строительству, в частности, созданию Сибирской магистрали, установил выгодный для русской промышленности тариф. Министр поощрял новейшие для того времени методы финансово-экономической экспансии (железнодорожные концессии, займы, финансовый капитал). Одновременно он разработал программу проникновения России в Ки­тай, экономической экспансии на юг от Великой Китайской стены. Эту программу, несмотря на огромные вложения российского капитала в Дальний Восток, реализовать не удалось. В 1894 г. Витте ввел казенную винную монополию, ставшую одним из главных источников государственного бюджета .

В результате экономических реформ, проведенных С.Ю. Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промыш­ленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ре­сурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты оте­чественной промышленности и по­ощрения экспорта привела к увели­чению промышленного производст­ва за 90-е годы XIX в. в 2-3 раза. Россия приблизилась к индустриа­льно развитым странам .


Список литературы

1. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 – 1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708 с.

2. Витте С.Ю. Национальная экономика и Фридрих Лист // Вопросы экономики. – 1992. - № 2. – С. 140 – 160; № 3. – С. 139 – 148.

3. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4 – 26.

4. Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 3 – 5.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 592 с.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 1998. – 544с.

7. Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М.: Международные отношения, 1995.

8. Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 9.

9. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802 – 1917: Биобиблиографический справочник. – СПб., 2002.

10. Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. – 1998. - № 2. – С. 109 - 112.


Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М., 1995. – С. 8.

Российские реформаторы XIX – начала XX вв. / Сост. А.П. Корелин. – М., 1995. – С. 231.

Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4 – 26.

Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 9.

Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство – Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 248.

Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 15.

Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 16.

Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 30 – 31.

Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 17.

Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 18.

Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 3.

Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. – 1998. - № 2. – С. 112.

Карамова О.В. Министр финансов С.Ю. Витте – «архитектор» экономического подъема // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 14. – С. 5.

Денежная реформа, проведенная Министром финансов Российской империи С.Ю. Витте в 1897 году, укрепила и подняла экономику страны на новый, более высокий уровень.

Ее подготовка началась еще в 1880-х гг., но после прихода С.Ю. Витте на должность министра (1892 г.) она постепенно начала реализовываться на практике.

Цель денежной реформы Витте

Основной целью проведения реформы было:

Причины (предпосылки) денежной реформы Витте

Переход финансовой системы Австро-Венгерской империи на золотой стандарт стал положительным примером еще для предшественника С.Ю. Витте на посту министра финансов – И.А. Вышнеградского.

Основные причины проведения были следующие:

  • Финансовая система государства была очень неустойчивой.
  • В стране, где проходили постоянные войны, была сильная инфляция.
  • Запас серебра и золота к концу 19 века в России был почти на 1 млрд. рублей и равнялся цене кредитных билетов, находящихся в обороте.
  • Введение золотых денег требовалось необходимостью индустриального развития.

Суть и последствия денежной реформы Витте

Выбирая путь проведения реформы С.Ю. Витте остановился на монометаллизме, т.е. монеты начали чеканить из золота. Основная суть реформы была в том, что денежные купюры в свободном порядке можно было обменивать на золотые монеты.

Осуществление реформы происходило следующим образом:

  • Руководство реформой осуществляли Министерство финансов и Государственный банк.
  • Золотые монеты чеканились номиналом пять (полуимпериал) и десять рублей (империал).
  • Один кредитный билет, который стоил 7 руб. 40 коп. обменивали на полуимпериал.
  • Государственный банк имел монополию на печать кредитных билетов.
  • Каждый, кто имел кредитные билеты, мог обменять их на золото.
  • На монетах чеканили изображение Николая Второго.
  • Тираж монет составлял миллионы экземпляров.

Плюсы денежной реформы Витте

У реформы было значительно больше плюсов, чем минусов:

  • Кредитные билеты были полностью обеспечены золотом.
  • Повысилось значение денег.
  • Укрепился золотой рубль.
  • Эмиссия стала стабильной.

Минусы денежной реформы

  • Жесткий паритет между деньгами из бумаги и золота устраивал далеко не всех.
  • Продолжался размен бумажных купюр на золотые монеты.
  • Реформа была не закончена.
  • Обмен денег на золото был остановлен в 1914 году.
  • Более 600 млн. золотых рублей были выведены из денежного обращения.

Итоги денежной реформы Витте

Итоги реформы были следующие:

  • Золотая монета занимала 2/3 всей массы российских денег.
  • Количество золотых монет увеличилось с 36 до 450 млн. руб.
  • Российский рубль получил обеспечение золотом на 168% и стал интересен инвесторам.
  • Инфляция в стране снизилась.
  • Оживилась экономика.
  • Доверие иностранных партнеров к рублю усилилось. Уже в 1898 году в России начали интенсивно вкладывать иностранный капитал.
  • Стабилизировались цены.
  • Запас золота в Государственном банке с 1904 по 1913 год увеличился с 900 до 1680 млн. рублей. Если бы реформа была продолжена, то золотой стандарт трансформировался бы в систему товарного обеспечения.

С.Ю. Витте также участвовал в следующих нововведениях:

  • Установление винной монополии государства.
  • Подписание торгового договора с Германией.
  • Открытие коммерческих училищ.
  • Открытие Восточной железной дороги.
  • В 1893 году добыча золота в Российской империи составила 42 тонны, что равнялось почти восемнадцати процентам всей мировой добычи.

Среди итогов работы С.Ю. Витте наибольший интерес вызывает реформа, призванная стабилизировать шаткую денежную систему. Главной задачей преобразований являлось введение золотого стандарта, подкрепление русской валюты золотом. Правительству требовалось восстановить доверие к рублю на международном рынке, стабилизировать цены и создать комфортные условия для иностранных инвестиций.

На подготовку к изменению денежной системы понадобился 1 год, а на реализацию запланированных изменений 3 года.

Начало проведения реформы

Денежная реформа была проведена в 1895 — 1897 годах. На подходе к реформе в России находились в обращении бумажный и серебряный рубль, их ценность регулировали банки. Выпуск бумажных рублей было тяжело контролировать, их количество постепенно росло. Ничем не обеспеченная бумажная валюта начала обесцениваться.

Факт! К моменту реформы ценность 1 серебряного рубля сопоставлялась с 1,5 бумажных рублей.

С. Ю. Витте, занимавший пост министра финансов, предпринял попытку укрепить российский рубль внутри страны и на внешнем рынке. В 1895 г. он выступил перед императором Николаем II с докладом на тему введения в России золотого обращения.

Факт! Министр обратился напрямую к императору, так как в правительстве его инициатива вызывала ожесточенные споры, реформирование могло затянуться. Николай II принял точку зрения Витте и приказал приступать к внедрению предложенных изменений.

Суть реформы

Суть реформы Витте заключалась в остановке процесса обесценивания русской бумажной валюты. Для этого требовалось:

  • Объединить бумажный рубль с металлическим рублём;
  • Организовать русский золотой стандарт рубля (аналогично английскому);
  • Ввести в обращение новые монеты: золотой полуимпериал новой чеканки;
  • Установить единый курс обмена золотого полуимпериала на бумажный рубль.

Денежная реформа была успешно выполнена и быстро принесла плоды, обеспечив в Российской империи свободный обмен рубля на золото.

Результаты

С.Ю. Витте был доволен результатами денежной реформы и неоднократно это подчёркивал. Финансовая реформа помогла стабилизировать экономическую ситуацию в России и остановить обесценивание русского рубля.

Подробнее об итогах денежной реформы:

  1. Реализован контроль над выпуском бумажной валюты. Все бумажные деньги теперь выпускались государством только при наличии обеспечения золотым запасом. Любую бумажную купюру можно было в любой момент поменять на золото.
  2. Курс рубля основательно укрепился, и долгое время оставался в числе мировых валют с наибольшим доверием на международном рынке. Факт! Обмен бумажной валюты на золото остановился лишь в начале , когда всё золото было удалено из обращения.
  3. Улучшились условия для инвестиций в экономику Российской империи. Реформа помогла привлечь в страну больше отечественных и иностранных инвесторов.
  4. В стране стабилизировались цены.
  5. Отступила инфляция.

Денежное обращение в России было приведено в порядок и способствовало экономическому росту империи. Реформа Витте стала в истории уникальным примером того, как за несколько лет была достигнута длительная стабилизация курса бумажной валюты страны, послужила примером для других стран. Историки и мировые финансисты высоко оценивают итоги работы С.Ю. Витте.