Счет 210.05 кпс. Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

В соответствии с договором муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения за вознаграждение оказывает услуги по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом договора сумма, полученная от продажи медикаментов, должна вноситься в кассу аптеки не реже двух раз в месяц. Оплата комитенту может быть осуществлена как непосредственно передачей наличной выручки в кассу аптеки, так и путем безналичного перечисления денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения.
Вознаграждение в размере 7% от реализованных медикаментов и товаров медицинского назначения учреждение здравоохранения будет получать ежемесячно безналичным платежом.
Каково отражение бухгалтерских операций в данной ситуации в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Товары, полученные бюджетным учреждением (комиссионером) для реализации от комитента (аптеки), могут быть учтены на счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение". Для отражения в учете расчетов с покупателями в рамках договора комиссии и расчетов с комитентом бюджетное учреждение может использовать, соответственно, счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" и 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Для отражения операций по начислению и перечислению комиссионного вознаграждения может быть использован счет 205 31 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:
Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

Следовательно, лекарственные препараты, переданные комитентом (аптекой) для реализации комиссионеру (бюджетному учреждению здравоохранения), являются собственностью аптеки и не могут быть отражены в учете бюджетного учреждения на балансовых счетах (п. 22 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 №157н, далее — Инструкция №157н).

В целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью и движением лекарственных препаратов, полученных от комитента, данные товары могут учитываться у комиссионера (в бюджетном учреждении) на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (п. 335 Инструкции №157н).

Так как положениями Инструкции № 157н прямо не предусмотрено использование счета 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение" для учета имущества, полученного от комитента, возможность применения бюджетным учреждением (как комиссионером) данного счета следует закрепить в учетной политике (п. 6 Инструкции №157н и п. 4 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 №174н, далее — Инструкция №174н).

Отметим также, что положениями Инструкции №157н и Инструкции №174н не урегулирован порядок отражения обязательств в рамках договора комиссии.

Вместе с тем согласно п. 235 Инструкции №157н (в редакции приказа Минфина России от 29.08.14 №89н) для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам) предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами". Кроме того, на данном счете подлежат отражению расчеты с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности и не предусмотренные для отражения на иных счетах учета.

В свою очередь, для учета расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности госучреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах бухгалтерского учета, применяется счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 281 Инструкции №157н).

Таким образом, в рамках формирования своей учетной политики и по согласованию с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, ваше учреждение вправе для отражения расчетов с покупателями в рамках договора комиссии и расчетов с комитентом использовать, соответственно, счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» и 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Сумма денежных средств, полученных от покупателей лекарственных препаратов, реализуемых в рамках договора комиссии, не является доходом комиссионера и подлежит передаче комитенту в соответствии с положениями договора комиссии. Задолженность перед комитентом может отражаться в учете в момент получения денежных средств от покупателей на основании условий заключенного договора комиссии и бухгалтерской справки.

В соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.13 №65н, операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, отражаются с применением ст. 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ (письма Минфина России от 27.04.15 №02-07-07/24261, от 16.03.15 №02-05-10/14013, от 08.10.14 №02-07-07/50609), а доходы от выполнения платных услуг (работ) отражаются по статье КОСГУ (аналитической группе подвида доходов) 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".

С учетом изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации суммы поступлений от покупателей, подлежащие дальнейшему перечислению комитенту, могут быть отражены в учете по кодам КОСГУ 510 и 610 соответственно, а суммы причитающегося вознаграждения в рамках договора комиссии — по коду КОСГУ 130.

Начисление комиссионного вознаграждения бюджетным учреждением отражается на основании утвержденного комитентом отчета комиссионера о реализации полученных им на комиссию лекарственных средств (ст. 999 ГК РФ). В бухгалтерском учете эта операция оформляется записью по дебету счета 2 205 31 560 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и кредиту счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 93 Инструкции №174н).

С учетом изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

1. Увеличение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"

  • отражено получение от комитента лекарственных препаратов для реализации через ФАП;

2. Дебет 2 201 34 510 (Увеличение забалансового счета 17 — КОСГУ 510) Кредит 2 210 05 660 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии)

  • отражено поступление денежных средств в кассу комиссионера от покупателей;

3. Дебет 2 210 05 560 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии) Кредит 2 304 06 730 (Расчеты с комитентом)

  • отражена задолженность перед комитентом;

4. Уменьшение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"

  • товары переданы покупателю;

5. Отражение расчетов между комитентом и комиссионером за реализованные лекарственные препараты:

При расчетах наличными:

5.1. Дебет 2 304 06 830 (Расчеты с комитентом) Кредит 2 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства переданы из кассы учреждения комитенту;

При безналичных расчетах:

5.2. Дебет 2 210 03 560 (Увеличение забалансового счета 17 — КОСГУ 510) Кт 2 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства сданы из кассы учреждения на лицевой счет;

5.3. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2 210 03 660 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства поступили на лицевой счет учреждения;

5.4. Дебет 2 304 06 830 (Расчеты с комитентом) Кредит 2 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства перечислены комитенту;

6. Дебет 2 205 31 560 (Расчеты с комитентом) Кредит 2 401 10 130

  • отражена выручка (вознаграждение) комиссионера;

7. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17 — КОСГУ 130) Кредит 2 205 31 660

  • поступило вознаграждение на лицевой счет бюджетного учреждения по договору комиссии;

8. Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 04 730

  • отражено начисление НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валентина Сульдяйкина

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

(Аудит. Теория и практика)
  • Раскрытие информации об операциях с прочими дебиторами в бухгалтерской отчетности
    При составлении бухгалтерской отчетности информация об операциях с прочими дебиторами подлежит отражению в следующих документах. 1. Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного...
  • Счет 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет"
    Счет 021002000 предназначен для учета учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета (администратора источников финансирования дефицита бюджета), операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на...
    (Бюджетный учет и отчетность)
  • Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
    В раздел включены вопросы аудита расчетов с подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям. Аудит расчетов с подотчетными лицами Данный этап аудита заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов...
    (Аудит. Теория и практика)
  • Учет расчетов с прочими дебиторами
    Счет 0 210 00000 "Прочие расчеты с дебиторами" включает в себя: – 021001 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"; – 021003000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам"; – 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами" Учет...
    (Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях)
  • На счете 0 210 00 000 "Прочие расчеты с дебиторами" учитываются следующие расчеты учреждения:

    С поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по суммам предъявленного ими НДС;

    С органами казначейства по операциям с наличными денежными средствами;

    С прочими дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов;

    С органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного, автономного учреждения.

    С финансовыми органами по суммам администрируемых учреждением доходов и поступившим в бюджет на отчетную дату;

    С органами казначейства по распределенным средствам по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащим зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.

    Для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов с дебиторами и операций, изменяющих указанные расчеты, применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

    0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам";

    0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" ;

    0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам";

    0 210 04 000 "Расчеты по распределению поступлениям к зачислению в бюджет";

    0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами";

    0 210 06 000 "Расчеты с учредителем".

    Поставщики материальных ценностей, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют учреждению к оплате сумму НДС, если реализация указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС в соответствии с нормами гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Данные контрагенты отражают сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими учреждению, в следующих случаях:

    При получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);

    При отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг.

    Если учреждение не освобождено от обязанностей налогоплательщика НДС, осуществляет облагаемую НДС приносящую доход деятельность и имеет право на налоговый вычет суммы "входного" НДС, то эта сумма отражается в бухгалтерском учете на счете 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

    На счете 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" отражаются платежи, поступившие в бюджет по доходам, администрируемым учреждением.


    Фактически на указанном счете учреждения могут отражаться следующие поступления в бюджет.

    1. Налоговые поступления - если учреждение является администратором данных доходов бюджета.

    2. Неналоговые поступления, в том числе:

    Доходы от собственности;

    Поступления от оказания платных услуг казенными учреждениями и компенсации затрат государству;

    Поступления от возмещения причиненного вреда и сумм принудительного изъятия;

    Поступления в виде платы за реализованные нефинансовые и финансовые активы;

    Поступления от прочих доходов.

    3. Безвозмездные поступления.

    На этом же счете администратором доходов бюджета отражаются перерасчеты (возвраты, возмещения) излишне уплаченных платежей и иных поступлений в бюджет, а также распределение регулирующих доходов бюджета органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ.

    Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора, и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), Выписки из лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0531764), предоставляемой органом казначейства администратору.

    Доходы бюджета могут поступать на счет бюджета:

    В течение текущего отчетного периода;

    Могут находиться на отчетную дату на счете органа казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ. В этом случае поступившая сумма подлежит зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.

    Суммы поступлений доходов на счет органа казначейства на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются администратором доходов на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468).

    По окончании отчетного периода учреждением производится списание (заключение счетов) сумм администрируемых доходов, зачисленных в бюджет.

    Сумма списанных со счетов учреждения денежных средств для выдачи их наличными отражается в бухгалтерском учете на счете 0 210 03 000 "Расчеты с финансовыми органами по наличным денежным средствам" .

    Для получения наличных денег с банковских счетов органа казначейства (финансового органа) государственное (муниципальное) учреждение представляют в орган Федерального казначейства оформленную в установленном порядке Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802) .

    Наличные денежные средства, подлежащие зачислению на лицевые счета учреждения, отражаются в бухгалтерском учете на счете 0 210 03 000 "Расчеты с финансовыми органами по наличным денежным средствам" .

    Для внесения наличных денежных средств из кассы на счет учреждения оформляется Объявление на взнос наличными (ф. 0402001). Данное Объявление оформляется отдельно по каждому виду средств.