Счет 502 07 принимаемые обязательства. Организуем правильно учет принятых обязательств

Какие новые счета по учету операций по санкционированию расходов введены в инструкции № 157н, № 174н? Как они применяются? Что значит «авансовые денежные обязательства»?

17.01.2017

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее - Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н.

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н. Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);

Нет, остатков на счетах 502.11 и 502.12 не должно быть. В рамках обязательств по контрактам, исполнение которых предусмотрено в следующих годах, в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года.

В рамках закупки у единственного поставщика:

Дебет 506.20.000 Кредит 502.21.000- приняты обязательства на следующий год.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Д 502.21.000 К 502.11.000 - перенос суммы бюджетных обязательств, принятых и не исполненных в прошлом году.

Денежные обязательства примите в текущем году проводкой:

Д 502.11.000 К 502.12.000 - приняты денежные обязательства на текущий год.

При заполнении ф. 0503738 за 2017 года кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2018 должна быть отражена в разделе 3. В разделе 3 отражаются обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» которые имеют такие аналитические коды, в зависимости от финансового периода.

Согласно инструкции 33н в графе 4 следует отразить годовые объемы утвержденных в плане ФХД плановых (прогнозных) назначений по расходам (выплатам) с учетом изменений, оформленных на отчетную дату. Показатели формируйте на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.504.10.000 «Утвержденные сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года» (0.504.10.200, 0.504.10.300, 0.504.10.500, 0.504.10.800). В разделе 3 данные с аналитикой 10 не указываются.

Обоснование
Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете плановые показатели

Как учесть принимаемые обязательства

Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения принимаемые обязательства по конкурентным закупкам

К принимаемым обязательствам текущего года включите расходные обязательства по товарам, работам и услугам, закупка которых будет проведена одним из конкурентных способов. К таким способам относите конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений, в том числе если закупка не состоялась и контракт заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По какому закону (№ 44-ФЗ или № 223-ФЗ) проведены такие закупки, значения не имеет.

Принятие обязательств отражайте в два этапа: первый - когда размещаете извещения о закупке на сайте, второй - если заключайте контракт. Если цену контракта (договора) впоследствии изменили, скорректируйте и обязательства (письмо Минфина от 20.01.2016 № 02-07-10/1659).1

Порядок учета принимаемых обязательств зависит от типа учреждения.

Принимаемые обязательства в сумме НМЦК, их перевод в принятые обязательства, если заключаете контракт, а также корректировку его цены отражайте проводками:

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
В день, когда размещено извещение о закупке в ЕИС
1. Размещено извещение о закупке на сумму НМЦК <5> 0.506.10.000 0.502.17.000
В день заключения контракта по результатам конкурентной процедуры
1. Приняты обязательства по контракту <5> 0.502.17.000 0.502.11.000
2. Отражена сумма экономии, полученной в результате заключения контракта <5> 0.502.17.000 0.506.10.000
Если изменили цену контракта в ходе его исполнения (на дату допсоглашения к контракту)
1. Увеличение принятого обязательства при увеличении цены контракта
1.1. Увеличена цена контракта (по контрактам текущего года или прошлых лет) 0.506.10.000 0.502.11.000
2. Уменьшена цена контракта
2.1 Отражено уменьшение цены контракта текущего года (на сумму изменения) Методом «красное сторно»
0.502.17.000 0.502.11.000
Методом «красное сторно»
0.506.10.000 0.502.17.000
2.2 Отражено уменьшение цены контракта, который заключен в прошлые годы (на сумму изменения) Методом «красное сторно»
0.506.10.000 0.502.17.000

000 - код КОСГУ.

<5> В рамках обязательств по контрактам, исполнение которых предусмотрено в следующих годах, в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года.

Такой порядок приведен в письмах Минфина от 20.01.2016 № 02-07-10/1659, от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.

Как учесть принимаемые обязательства по закупкам у едпоставщика и другим расходам

Как отразить в учете бюджетного и автономного учреждения принятие обязательств по закупкам у единственного поставщика и по другим расходам в рамках текущей деятельности (зарплата, налоги, прочие выплаты)

На счете 502.01 отразите обязательства по контрактам, который заключен с единственным поставщиком, и другим расходам учреждения: зарплата, страховые взносы, налоги, штрафы и другие выплаты. Исключение - расходы, по которым принято решение о формировании резервов.1

В бухучете учет принятых обязательств зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Принятые обязательства, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения и уменьшения отразите проводками:

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
1. Приняты (увеличены) суммы обязательств на основании договоров, соглашений, положений законодательства:
- на текущий финансовый год 0.506.10.000 0.502.11.000
0.506.20.000 0.502.21.000
0.506.30.000 0.502.31.000
0.506.40.000 0.502.41.000
0.506.90.000 0.502.91.000
2. Уменьшение принятых учреждением обязательств способом «красное сторно»:
- на текущий финансовый год Методом «красное сторно»
0.506.10.000 0.502.11.000
- на очередной финансовый год Методом «красное сторно»
0.506.20.000 0.502.21.000
- на второй финансовый год, следующий за текущим Методом «красное сторно»
0.506.30.000 0.502.31.000
- на третий финансовый год, следующий за текущим Методом «красное сторно»
0.506.40.000 0.502.41.000
- на другие финансовые годы за пределами планового периода Методом «красное сторно»
0.506.90.000 0.502.91.000
000 - код КОСГУ.

Такой порядок установлен пунктом 167 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 502.00, 506.00).

Как перенести обязательства в начале года

В конце года не переносите остатки текущего года на следующий по аналитическим счетам утвержденных плановых назначений по доходам и расходам и исполненных денежных обязательств. Остатки по обязательствам, кроме исполненных денежных, перерегистрируйте в следующем году.

Остатки и обороты по аналитическим счетам санкционирования расходов за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, которые сформированы в отчетном году, перенесите:

 показатели первого года, следующего за текущим, - на счета санкционирования текущего года;

 показатели второго года, следующего за текущим, - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;

 показатели третьего года, следующего за текущим, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Такой порядок установлен в пункте 312 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Как бюджетному и автономному учреждению составить Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

В каком порядке формировать

Общие правила

Отчет (ф. 0503738) формируйте на основании данных об обязательствах, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году (п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н).

Табличная часть формы отчета состоит из трех разделов:
1. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам.
2. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения.
3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом.

Отчет (ф. 0503738) заполняйте отдельно по каждому виду финансового обеспечения, кроме КФО 3 «Средства во временном распоряжении». Используйте такой порядок.

В графе 1 отразите наименования показателей - расходов (выплат) учреждения в рамках соответствующих обязательств.

Графа 2 - это коды строк:
- 200 - для обязательств по расходам;
- 510 - для обязательств по выплатам;
- 900 - для обязательств следующих годов (в т. ч. стр. 910 - обязательства по расходам, стр. 920 - обязательства по выплатам);
- 999 - для итогового показателя.

В графе 3 укажите код вида расходов (выплат), по которым в отчетный период учреждение принимало или исполняло обязательства.

В графе 4 отразите годовые объемы утвержденных в плане ФХД плановых (прогнозных) назначений по расходам (выплатам) с учетом изменений, оформленных на отчетную дату. Показатели формируйте на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.504.10.000 «Утвержденные сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года» (0.504.10.200, 0.504.10.300, 0.504.10.500, 0.504.10.800).

В графах 5-9 отразите объем принимаемых, принятых обязательств (в т. ч. по контрактам, заключенным по итогам конкурентных способов закупок), а также исполненных обязательств (денежных обязательств).

В графах 10-11 отразите объем принятых обязательств (денежных обязательств), не исполненных на отчетную дату, в том числе распределите:
- обязательства текущего (отчетного) финансового года - в разделах 1 и 2 отчета;
- обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) годом, - в разделе 3 отчета.

Показатели неисполненных обязательств формируются:

 в графе 10 как разность графы 6 и графы 9;

 в графе 11 как разность графы 8 и графы 9.

Такие правила содержатся в пункте 48 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.

Разделы 1 и 2

Когда заполняете графы в разделах 1 и 2, то есть по обязательствам текущего года, учтите особенности.

В графе 5 укажите кредитовый остаток по аналитическим счетам счета 502.17 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год».

В графе 6 отразите кредитовые обороты по соответствующим счетам счета 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год».

В графе 7 укажите обороты между дебетом аналитических счетов счета 502.17 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год» и кредитом счетов счета 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год».

В графе 8 укажите кредитовый остаток по соответствующим счетам счета 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».

В графе 9 отразите следующую аналитическую информацию об исполненных денежных обязательствах:

 показатели забалансовых счетов 18, открытых к счетам 201.00 «Денежные средства учреждения», без учета выплат в виде залогов (в т. ч. выплат в качестве обеспечений исполнения контракта, заявок на участие в торгах и т. п.);

 показатели исполнения денежных обязательств некассовыми операциями.

Внимание: показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) в графе 9 отчета не отражаются.

Такой порядок установлен в пункте 48 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.

Раздел 3

Раздел 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» формируйте по счетам санкционирования, которые имеют такие аналитические коды, в зависимости от финансового периода:

 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода*)».

Графы 3 и 9 не заполняйте. А по строке 911 заполните только графы 6 и 10. Сделайте это таким образом. В графе 6 укажите сумму остатков по счетам 502.99 «Отложенные обязательства» на конец отчетного периода». Это величина всех резервов. В графе 10 повторите сумму из графы 6.

В остальных строках показатели граф 5-8 по будущим периодам формируйте в том же порядке, что и аналогичные графы разделов 1 и 2 по текущему (отчетному) году.

Об этом сказано в пункте 48 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.

После того как сформируете Отчет, проверьте его по контрольным соотношениям. Если между показателями есть расхождения, объясните их в Пояснительной записке (ф. 0503760). Также смотрите, как сверить показатели со Сведениями (ф. 0503769).

Что учесть в отчете за 2017 год

Когда составляете отчет, учитывайте разъяснения финансового ведомства. Для квартальной отчетности 2017 года учреждения использовали совместное письмо от 07.04.2017 Минфина № 02-07-07/21798 и Федерального казначейства № 07-04-05/02-308.

1. Показатели по счету 502.99 «Отложенные обязательства на иные очередные годы» формируйте в сумме резерва предстоящих расходов - счет 401.60. В Отчете (ф. 0503738) в графе 6 раздела 3 отразите кредитовый остаток по счету 502.99 на конец отчетного периода. Этот показатель сверьте с кредитовым остатком по счету 401.60. Они должны быть равны.1

2. Обязательства по отпускам за счет резерва предстоящих расходов принимайте проводками:

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
1 Принято обязательство за счет резерва 0.502.99.211 0.502.11.211
2 Одновременно: скорректированы плановые назначения по расходам 0.506.10.211 0.506.90.211
3 Уменьшена сумма ранее принятых бюджетных обязательств по выплате зарплаты на сумму принятых обязательств за счет резерва Методом «красное сторно»
0.506.10.211 0.502.11.211

Важно: в строке 911 раздела 3 графа 6 должна равняться графе 10. Графы 4, 5, 7-9, 11 не заполняйте.

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


Т. Сильвестрова

Тема о порядке отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов бюджета неоднократно рассматривалась на страницах нашего журнала. Она все еще не потеряла актуальности. Вопросы об отражении на счетах по учету санкционирования расходов тех или иных операций регулярно приходят в редакцию. В 2011 году большинство бюджетных учреждений не получают субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания и являются получателями бюджетных средств в силу норм Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Потому, выполняя просьбу наших читателей (бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств в 2011 году (ПБУ)), рассмотрим некоторые ситуации по санкционированию расходов бюджета.

Бюджетное учреждение – получатель бюджетных средств – организует в соответствии с нормами Инструкции № 162н . Предлагаем, не вдаваясь в теоретические аспекты санкционирования расходов бюджета (разд. 5 Инструкции № 162н ), рассмотреть несколько ситуаций по принятию и погашению обязательств учреждения в рамках бюджетной и приносящей доход деятельности (как данные операции будут отражаться на счетах бухгалтерского учета и в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Ситуация 1

В 2010 году бюджетное учреждение в рамках бюджетной деятельности заключило со сторонней организацией договор на оказание услуг сотовой связи. Стоимость договора составляет 230 000 руб. Согласно условиям договора учреждение уплачивает аванс в размере 30% от стоимости договора, последующая оплата услуг производится по факту выставления учреждению счетов-фактур (счетов). Учреждением в 2010 году было потреблено услуг связи на сумму 230 000 руб., однако ввиду отсутствия финансирования уплачено было лишь 200 000 руб. Сумма принятых, но не исполненных бюджетных обязательств составляет 30 000 руб. В 2011 году сумма лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований была выделена с учетом погашения кредиторской задолженности и равна 300 000 руб. За счет бюджетных средств в 2011 году были погашены обязательства 2010 года (30 000 руб.), заключен договор на услуги сотовой связи стоимостью 120 000 руб. По состоянию на 01.07.2011 (за период с января по июнь 2011 года) по договору были произведены следующие выплаты:

* Предположим, что оператором сотовой связи был выставлен счет на оплату услуг связи по состоянию на 30.06.2011. По нему были приняты денежные обязательства (счет и акт выполненных работ приняты к учету), а оплата произведена в июле.

Лимиты бюджетных обязательств доводятся до учреждения ежеквартально. Таким образом, в январе и апреле 2011 года сумма поступившего бюджетного финансирования по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ равна:

– в январе – 75 000 руб. (в том числе 30 000 руб. на погашение обязательств прошлого года);

– в апреле – 75 000 руб.

Годовой размер лимитов бюджетных обязательств по подстатье 221 КОСГУ равен 300 000 руб.

У учреждения имеются принятые, но не исполненные бюджетные обязательства в размере 30 000 руб. По состоянию на 31.12.2010 они числятся на счете 1 502 11 221.

Посмотрим, как данные выплаты отражаются в бухгалтерском учете по счетам санкционирования учета.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Пункт Инструкции № 162н

Утверждение и доведение до учреждения суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по подстатье 221 КОСГУ (расходы на услуги связи)
путем указания ее в расходном расписании:

– на текущий год

– на принятые в прошлом году, но не погашенные обязательства

Отражение суммы принятых бюджетных обязательств, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных на соответствующий год бюджетных ассигнований:

– на текущий год

– по обязательствам прошлого года

Принятие денежных обязательств исходя из условий договора:

– в размере аванса

(120 000 руб. х 30%)

– в размере выставленного счета по оплате услуг связи за май 2011 года

– в размере выставленного счета по оплате услуг связи за июнь 2011 года

– по исполнению обязательств, принятых в прошлом году

Поступление суммы бюджетного финансирования:

– в январе 2011 года

– в апреле 2011 года

Санкционирование расходов бюджета не предусматривает отражение операции по исполнению принятых денежных обязательств. Показываются сумма принятых обязательств и сумма принятых денежных обязательств, но не сумма исполнения денежного обязательства. В Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) по графе 10 показывается сумма исполненных денежных обязательств. Показатели в этой графе формируются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» (в части расходов бюджета), 1 304 05 320 , 1 304 05 330 , 1 304 05 340 , 1 304 05 530 ), за исключением данных по операциям главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», и восстановлению указанных средств; на основании аналитических данных по выбытиям, отраженным по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытым к счетам 1 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитных организациях» и 1 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в разрезе кодов по бюджетной классификации РФ, о суммах исполненных денежных обязательств по расходам бюджета (п. 71 Инструкции № 191н ).

Согласно нормам п. 11 Инструкции № 157н записи в регистрах бухгалтерского учета (журналы операций) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документов, но не позднее следующего дня после их получения на основании как отдельных документов, так и группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в бюджет, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения (п. 308 Инструкции № 157н ).

Таким образом, при получении документов на оплату (счет, счет-фактура с приложенными к нему актом выполненных работ, товарной накладной и т. п.) бухгалтер должен принять их к учету и на счетах по учету санкционирования расчетов (дебет счета 1 502 11 000 ) показать сумму принятых денежных обязательств. Однако ввиду отсутствия необходимого объема денежных средств или по иным причинам принятое денежное обязательство может быть не исполнено. Принимать денежное обязательство в момент его оплаты тоже методологически неверно. Предлагаем для решения данной проблемы прописать в учетной политике:

– введение аналитического кода к счетам 1 502 11 000 и 1 502 12 000 , позволяющего идентифицировать исполнение денежного обязательства;

– введение в корреспонденцию счетов дополнительной проводки, отражающей исполнение денежного обязательства: дебет счета 1 502 12 000 и кредит счета 1 502 11 000 (будет делаться на основании банковской выписки).

Напомним, что согласно п. 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение 1 к Инструкции № 162н) органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. По просьбе бюджетного учреждения его учредитель вправе установить такую корреспонденцию счетов.

Для справки

По кредиту счета 1 501 13 000 отражается размер утвержденных бюджетному учреждению лимитов бюджетных обязательств, по дебету счета показывается сумма принятых бюджетных обязательств. Кредитовый остаток по счету показывает объем лимитов бюджетных обязательств, по которым учреждением не приняты обязательства.

По кредиту счета 1 502 11 000 отражается сумма принятых учреждением обязательств, а по дебету этого счета – сумма принятых денежных обязательств.

Кредитовый показатель по счету 1 503 13 000 отражает объем не израсходованных учреждением бюджетных ассигнований по соответствующей статье (подстатье) бюджетной классификации. Дебетового показателя по данному счету быть не должно: это означает, что бюджетное учреждение приняло обязательств больше, чем ему выделено бюджетных ассигнований (больше, чем учреждение может оплатить).

Инструкция № 191н не разъясняет порядок погашения в текущем году принятых, но не исполненных в прошлом отчетном периоде обязательств (показателей первого года, следующего за текущим, отражающихся в 22-м разряде номера счета по коду аналитического учета 2). Из порядка заполнения формы данного отчета следует, что все показатели отражаются в ней за текущий финансовый год. Анна Николаевна Кривенец (начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства) разъяснила, что показатели санкционирования расходов бюджета первого года, следующего за текущим, тоже должны найти отражение в отчете.

Так, по графе 4 отражаются показатели, сформированные по счетам 1 503 15 221 и 1 503 25 221 , по графе 5 – по счетам 1 501 15 221 и 1 501 25 221 . Графа 6 формируется с учетом сведений, отраженных на счетах 1 502 11 221 и 1 502 21 221 . Графа 10 заполнятся по счету 1 304 05 221 , о чем мы говорили выше.

Ситуация 2

Бюджетное учреждение оказывает услуги в рамках приносящей доход деятельности. В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности утверждены следующие показатели:

По состоянию на 01.07.2011 бюджетное учреждение произвело следующие хозяйственные операции:

– начислена и выплачена в размере 60 000 руб.

– начислены и уплачены в бюджет в размере 20 400 руб.;

– поступила от страховой организации сумма страхового возмещения в размере 90 000 руб.;

– заключен договор со сторонней организацией на ремонт автомобиля на сумму 90 000 руб. (был оплачен после выполнения работ по договору);

– приобретено оборудование на сумму 150 000 руб. (условия договора не предусматривали аванса, оборудование было оплачено после его поставки в учреждение).

Все принятые денежные обязательства в отчетном периоде учреждением были исполнены.

Данные операции на счетах по учету санкционирования расходов подлежат отражению следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Пункт Инструкции № 162н

Отражена сумма сметных назначений учреждения в рамках приносящей доход деятельности на текущий финансовый год в разрезе:

– заработной платы

– страховых взносов

– приобретения оборудования

– ремонта основных средств

Учреждением приняты обязательства на текущий год в разрезе:

– заработной платы

– страховых взносов

– приобретения оборудования

– ремонта основных средств

Учреждением приняты денежные обязательства в разрезе:

– заработной платы

– страховых взносов

– приобретения оборудования

– ремонта основных средств

Инструкция № 162н не предусматривает отражение на счетах по учету санкционирования расходов в рамках приносящей доход деятельности:

– объема плановых доходов, утвержденных в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий год;

– утвержденного объема финансового обеспечения;

– полученного финансового обеспечения;

– погашения возникшего денежного обязательства.

В то же время данные показатели необходимы для ведения учета сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), а также принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. Без них схема операций по санкционированию расходов не является полной и не несет функциональной и смысловой нагрузки, предусмотренной законодателем.

Следует заметить, что в Инструкции № 174н порядок отражения операций по санкционированию расходов учреждения в рамках деятельности, совершаемой бюджетным учреждением сверх утвержденного государственного (муниципального) задания (в рамках приносящей доход деятельности), прописан более детально. В 2011 году бюджетным учреждениям – получателям бюджетных средств, применяющим Инструкцию № 162н, можно воспользоваться информацией, приведенной в разд. 5 Инструкции № 174н , для того чтобы прописать в учетной политике порядок санкционирования расходов, применяемый в учреждении, либо придумать иную схему корреспонденции счетов. Использование Инструкции № 174н при разработке схемы в данном случае нам видится более удобным по следующим причинам:

– не надо придумывать то, что уже придумал Минфин;

– бюджетное учреждение в будущем перейдет на работу по Инструкции № 174н, в связи с чем приближение учета к положениям данной инструкции хотя бы по одному разделу сейчас облегчит переход к применению этой инструкции в дальнейшем;

– Инструкция № 174н предполагает отражение операций по санкционированию расходов на тех счетах, которые не используются в Инструкции № 162н (например, счета 0 507 00 000 , 0 508 00 000 ). В то же время и Инструкция № 174, и Инструкция № 162н дополняют и детализируют учет по Инструкции № 157н для получателей бюджетных средств и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств. Инструкцией № 157н, в свою очередь, предусмотрено использование таких счетов, как 0 507 00 000 и 0 508 00 000 , бюджетными учреждениями, и получающими, и не получающими бюджетные средства. Таким образом, если учредитель не будет против, учреждение может использовать в работе данные счета.

В учетной политике может быть утверждена следующая корреспонденция счетов санкционирования расходов по приносящей доход деятельности:

Дебет

Кредит

Утверждены суммы доходов бюджетного учреждения в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Внесены изменения в доходную часть сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности в сторону увеличения (например, как в рассмотренной выше ситуации: изначально в смете было предусмотрено поступление доходов в виде страховых выплат по договору ОСАГО в размере 80 000 руб., а фактически было получено от страховой 90 000 руб. Следовательно, нужно внести изменения в смету.)

Внесены изменения в доходную часть сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности в сторону уменьшения методом «красное сторно»

Утверждены суммы расходов бюджетного учреждения в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Внесены изменения в расходную часть сметы:

– в сторону увеличения

– в сторону уменьшения методом «красное сторно»

Отражены суммы принятых учреждением обязательств согласно закону, иному нормативному правовому акту, договору, соглашению

Показан планируемый объем поступления денежных средств, утвержденный в смете доходов и расходов

Отражен объем выполнения плановых показателей по поступлениям сумм доходов (фактически поступившие доходы)

Приняты денежные обязательства (обязательства, по которым в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным учреждением или в силу закона и т. п., возникла обязанность заплатить)

Погашены принятые денежные обязательства

Обратите внимание

Данную схему корреспонденции счетов необходимо согласовать с учредителем.

Исходя из условий, описанных в ситуации 2, посмотрим, как показатели санкционирования расходов бюджета отразятся в Отчете о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138).

Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Форма отчета и порядок его заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция № 191н).

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Бюджетные обязательства (счет 502) - это обязательства государственной организации по совершению расходов в течение определенного финансового периода, что регламентировано ст.6 БК РФ. Организация госсектора, которая получает бюджетные деньги, берет на себя различного рода обязательства в пределах выделенных ей лимитов (ЛБО). Учет таких обязательств в учреждениях бюджетного сектора необходимо вести на основании документации, подтверждающей их принятие.

Бюджетные обязательства (БО) появляются при заключении соглашений с физическими лицами или сторонними компаниями. Правила принятия БО регулируются в п.3 ст. 219 БК РФ. Сведения о возникшем БО подаются в казначейство в течение 3х дней после заключения сделки.

Организации также имеют и финансовые обязательства, подразумевающие, что учреждение должно перечислить деньги исполнительной стороне согласно подписанному соглашению.

Обычно БО влечет за собой появление и денежного обязательства. Государственный распорядитель выделяет организации деньги в пределах плановых лимитов на оплату БО. При получении учреждением этих средств, у него сразу же появляется денежное обязательство.

Например, организация госсектора подписала контракт с компанией-поставщиком оргтехники на сумму 400 т. рублей. При подписании договора возникают БО на сумму 400 т. рублей. Согласно договору поставщик в оговоренный день доставил первую партию техники на сумму 250 т. рублей. Выставленный счет на эту сумму является фактом возникновения денежного обязательства на оплату доставленной техники. Бюджет переводит эти средства на счет организации для закрытия возникших финансовых обязательств.

Счет 502 01 Принятые обязательства

Проводки по Кт сч. 502 01 000, показывающие принятие БО, применяются в корреспонденции с Дт счетов:

  • 501 00 - используется государственным учреждением;
  • 506 00 - для учета расходов бюджетных или автономных учреждений.

Например, если получатель бюджетных средств подписал соглашение со сторонней организацией на оказание услуг консультационного характера, то факт принятия БО отразится бухгалтерской записью:

Дт 1 506 13 226;

Кт 1 502 11 226.

Это показывает, что принятые БО оплачиваются бюджетными деньгами (1), принятые БО распределены по лимиту (506), выделение ЛБО произведено в текущем году (13), оплата производится за выполненные услуги (). По кредиту отражается принятие бюджетных обязательств и они относятся к текущему году.

Счет 502 02 Принятые денежные обязательства

Денежные обязательства отражают обязанность учреждения бюджетного сектора оплатить бюджету, физлицам или сторонним компаниям денежные средства за выполненные условия договора, соглашения или на основании законодательных и правовых инструкций РФ.

«Принятые денежные обязательства» отражаются в бухучете бюджетного учреждения записью:

Дт 502 01 ХХХ;

Кт 502 02 ХХХ.

Рассмотрим, как закрыть счет 502 12 в конце года на приведенном выше примере. Бухгалтерская запись будет такой:

Дт 1 502 11 226;

Кт 1 502 12 226.

Где 12 означает, что финансовые обязательства приняты в текущем году. На конец финансового периода на этом счете не должны оставаться средства, так как рекомендуется полное освоение выделенных ЛБО текущего года до конца периода. По завершению текущего финансового периода суммы по санкционированным счетам на следующий год переносить нельзя. Остатки по счетам текущего года необходимо перерегистрировать на следующий год.

Счет 502 07 Принимаемые обязательства

На 502 07 отражают количество денег, которые были указаны в стоимости соглашения при определении исполнителей, выбранных на конкурсной основе. В бухгалтерском учете временем принимаемых БО считается дата, когда была размещена информация о проведении конкурсных мероприятий на специальном сайте закупок.

Принимаемые обязательства отражаются в учете следующими записями:

Дт 506 10 ХХХ;

Кт 502 07 ХХХ.

Сумма берется по наибольшей стоимости лота, указанной в конкурсных документах:

Дт 502 07 ХХХ;

Кт 502 01 ХХХ.

Проводка показывает сумму заключенного контракта с указанием периода, в течение которого должны быть выполнены все его условия:

Дт 502 07 ХХХ;

Кт 506 10 ХХХ.

Проводка показывает корректировку суммы, если в результате конкурса стоимость договора оказалась меньше стартовой цены лота:

Дт 506 10 ХХХ;

Кт 502 07 ХХХ.

Принятое БО исправляется методом сторнирования на сумму подписанного соглашения.

Счет 502 17 и проводки по нему

Учет по аналитическим счетам производится с разбивкой по финансовым периодам и видам расходов. Периоды исполнения БО подразделяются на коды: текущий год (код 1), очередной год (код 2), второй год после текущего (код 3), второй год после очередного (код 4) и другие очередные периоды (код 9).

502 17 содержит средства принимаемых учреждением БО, которые списываются бухгалтерской записью:

Дт 506 10 ХХХ;

Кт 502 17 ХХХ.

Факт заключения соглашения отразится проводкой:

Дт 502 17 ХХХ;

Кт 502 11 ХХХ.

Это означает, что принятые БО по соглашениям, которые подписаны по итогам конкурсных закупок, в текущем году.

Счет 502 27 и проводки по нему

Когда проведение конкурсных мероприятий и размещение извещения попадает на конец года, то принимаемые обязательства на очередной период финансирования проводятся так:

Дт 506 20 ХХХ;

Кт 502 27 ХХХ.

Но вначале нового года необходимо перенести оставшиеся средства принятых БО на санкционированные расходы текущего периода проводкой:

Дт 502 27 ХХХ;

Кт 502 17 ХХХ.

Счета 502 37 и 502 47 и проводки по ним

От главного распорядителя могут быть получены ЛБО, которые можно использовать не только в текущем году, но и на следующий период, и последующий за очередным. В этих случаях принимаемые БО списываются бухгалтерами следующим образом:

Дт 506 30 ХХХ (506 40 ХХХ);

Кт 502 37 ХХХ (502 47 ХХХ).

Эти проводки отражают принимаемые обязательства на первый (второй) год, следующий за очередным.

Счета 502 09 и 502 99 и проводки по ним

Часто в хозяйственной жизни учреждения госсектора возникают расходные обязательства, которые не позволяют определить точное количество денег и периоды выплат. Такие средства стали относить к отложенным БО. Учет таких БО ведется на 502 09 (502 99), а для обобщения информации по этим средствам ввели сч. 401 60.

На санкционированных счетах отложенные обязательства отражены записями:

Кт 502 99 ХХХ.

Проводка показывает, что организация приняла БО в количестве сформированных резервов предстоящих расходов:

Дт 501 13 ХХХ; 503 13 ХХХ; 506 10 ХХХ;

Кт 502 11 ХХХ.

Это показывает, что принятые БО учитываются за счет резерва:

Дт 501 93 ХХХ; 503 93 ХХХ; 506 90 ХХХ;

Кт 502 99 ХХХ.

Методом сторнирования исправляется сумма отложенных обязательств, так как принятые БО выполняются за счет резервов.