Система национальных счетов: принципы построения, основные категории. Система национальных счетов: принципы построения, основные категории Виды экономической деятельности в снс

Систему национальных счетов можно определить как систему расчетов макроэкономических показателей, представленную в виде определенного набора взаимосвязанных счетов, классификаций и балансовых таблиц.

СНС была создана более 50 лет тому назад в странах с наиболее развитой рыночной экономикой для анализа ее структуры, институтов и механизмов функционирования на макроэкономическом уровне. Сам термин «национальное счетоводство» был предложен голландским экономистом В. Клиффом.

В бывшем СССР для описания и анализа макроэкономики использовалась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ), предназначенный прежде всего для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности и централизованном планировании. Переход к рыночной экономике вызвал потребность перехода от БНХ к системе национальных счетов на всем бывшем пространстве СССР (в РФ переход к СНС был осуществлен в 1993 г.).

СНС - это современная информационная система, которая обеспечивает получение взаимосвязанной информации по макроэкономическим показателям органами государственного управления для формирования социально-экономической политики и регулирования экономики в целом. Для того, чтобы СНС была эффективна и способствовала выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, в мировой практике соблюдается ряд важных положений.

Во-первых, в СНС применяется более широкая трактовка экономического производства (в БНХ к сфере экономического производства относилось только материальное производство).

Согласно методологии СНС, экономическое производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;

  • производство рыночных услуг для реализации;

  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

  • производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);

  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

  • оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);

  • оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;

  • деятельность, направленная на защиту окружающей среды.

Второе важное положение методологии СНС касается содержания такой категории, как доход (концепция разработана английским экономистом Дж. Хиксом), согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, расходуя которую на потребительские товары и услуги вы не уменьшаете при этом своего накопленного богатства, не принимаете никаких финансовых обязательств, т.е. не становитесь беднее.

Третье положение касается сведения множества хозяйствующих субъектов к пяти относительно однородным группам, для которых предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с образованием, производством, распределением, перераспределением доходов, накоплением и сбережением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.

Такими секторами начиная с 1993 г. считаются следующие пять секторов, к каждому из которых можно отнести хозяйствующие субъекты в соответствии с их функцией в экономическом процессе:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации (функция производства товаров и нефинансовых услуг);

  • финансовые корпорации и квазикорпорации (функция аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам);

  • государственное управление (функция перераспределения национального дохода и богатства, предоставление бесплатных услуг);

  • домашние хозяйства (функция приобретения товаров и услуг на рынке, предоставления рабочей силы);

  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций).

Кроме анализа информации, содержащейся в секторальных счетах, проводится анализ взаимосвязи между ними в экономическом процессе. И, наконец, важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС и для отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Таким образом, на основе секторальных счетов, счетов для отраслей экономики составляются макроэкономические расчеты.

Цель макроэкономических расчетов в рамках СНС - это описание обобщающих показателей основных экономических потоков за определенный период, формирование, взаимная увязка которых составляют суть структуры СНС.

Под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен, передача стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств так называемых институциональных единиц, под которыми понимаются юридические или физические лица, организации и учреждения, имеющие возможность и право осуществлять операции в процессе производства, распределения, перераспределения и использования дохода, набор счетов или возможность их составления.

Экономические потоки по взаимному соглашению в системе СНС называют экономическими операциями. Экономические операции осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков (взамен предоставленного товара, услуги, труда или актива предоставляется компенсация опять же в виде товара, услуги и т.д.). Если экономические операции осуществляются без компенсации (выплата пенсий, стипендий, гуманитарная помощь и т.д.), то такие экономические операции называют трансфертами.

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи, которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему. В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

  • счет производства товаров и услуг;

  • счет образования доходов;

  • счет распределения доходов:

  1. счет распределения первичных доходов;

  2. счет вторичного распределения доходов;

  • счет использования национального располагаемого дохода;

  • счет накопления (счет операций с капиталом).
  • Группа счетов отраслей экономики:

    • счет производства по отраслям;

    • счет образования доходов по отраслям.

    Группа счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):

    • счет текущих операций;

    • счет капитальных затрат;

    • финансовый счет.

    На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета.

    Система показателей и общие принципы построения СНС.

    Система - это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

    • валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

    • валовой национальный доход (ВНД) представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

    • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

    • конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

    • сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

    • валовое накопление (накопление основного капитала);

    • национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

    При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

    1. Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

    2. Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).

    3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

    4. Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

    5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

    Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в табл. 1.

    Таблица 1

    Таблица счетов и балансирующих статей

    Счет текущих операций Балансирующая статья
    Счет производства (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)
    Счет образования доходов Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)
    (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)
    (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)
    Счет использования доходов Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

    Таблица 2

    Основные сводные счета

    Сводный счет Использование Ресурсы
    Счет производства 3. Промежуточное потребление
    5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах)
    (5 = 1 + 2 – 3 – 4)
    1. Выпуск товаров и услуг
    2. Чистые налоги на продукты
    4. Субсидии
    Счет образования доходов 2. Оплата труда наемных работников
    3. Налоги на производство и импорт
    в том числе:
    налоги на продукты
    другие налоги на производство
    5.
    (5 = 1 – 2 – 3 + 4)
    1. ВВП в рыночных ценах
    4. Субсидии на производство и импорт
    Счет распределения первичных доходов 5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
    6. Валовой национальный доход (ВНД)
    (сальдо первичных доходов)

    (6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)
    1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы
    2. Оплата труда наемных работников
    3. Чистые налоги на производство и импорт
    4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
    Счет вторичного распределения доходов 3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
    4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
    (4 = 1 + 2 – 3)
    1. Валовой национальный доход (ВНД)
    2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
    Счет использования валового национального располагаемого дохода 2. Расходы на конечное потребление
    в том числе:
    домашних хозяйств
    государственных учреждений
    некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
    3. Валовое национальное сбережение (ВНС)
    (3 = 1 – 2)
    1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

    Из табл. 2 видно, что национальные счета действительно строятся:

    1. в определенной последовательности воспроизводственного цикла;

    2. имеют форму «Т»;

    3. каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете;

    4. соблюдается принцип двойной записи;

    5. в целом СНС рассматривается как балансовый метод;

    6. осуществляется количественная связь между важнейшими показателями.

    Методы расчета показателей ВВП и НД.

    Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход являются важнейшими показателями макроэкономической статистики, поскольку именно данные показатели отражают конечные результаты экономической деятельности по стране в целом и играют большую роль в системе национальных счетов.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - это центральный показатель СНС, показатель производственного внутреннего продукта, произведенного резидентами страны за определенный период времени. Он исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая налоги на продукты и все торгово-транспортные наценки. ВВП используется для характеристики уровня экономического развития, темпов экономического роста и т.д.

    Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для проведения сравнений уровней благосостояния стран, для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о предоставлении различных видов помощи странам.

    Сводным показателем доходов на макроуровне является валовой национальный доход (ВНД), который является суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период в результате их участия в создании ВВП. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, поступающих из-за границы или переданных за границу.

    Известны три основных метода статистической оценки ВВП и НД: производственный, распределительный и метод конечного использования, т.е. ВВП может рассматриваться на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

    Производственный метод

    ВВП на стадии производства характеризует измерение стоимости, созданной в процессе производства за определенный период времени резидентами данной страны. В основе данного метода исчисления ВВП лежат такие показатели: выпуск товаров и услуг (В); промежуточное потребление (ПП) и валовая добавленная стоимость (ВДС).

    Выпуск (В) представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде, который принято в СНС исчислять в основных ценах. Стоимость произведенной продукции включает стоимость использованных в процессе производства товаров и услуг. Если необходимо получить вновь созданную стоимость в процессе производства в текущем периоде, из выпуска товаров и услуг вычитают промежуточное потребление (ПП).

    Под промежуточным потреблением понимается стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются или трансформируются в данный период в процессе производства других товаров и услуг. Промежуточное потребление включает материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, материальные услуги, строительные материалы, покупка продуктов питания и т.д.), оплату нематериальных услуг (оплату исследовательских и проектных работ, финансовых услуг, затраты на кадровое обучение, оплату юридических услуг, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи и т.д.), расходы на командировки, другие элементы промежуточного потребления.

    В промежуточное потребление не включаются потребление основного капитала, а также расходы, не связанные непосредственно с производством товаров и услуг. ПП оценивается на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство в рыночных ценах.

    Разность между выпуском товаров и услуг (В) и промежуточным потреблением (ПП) называется валовой добавленной стоимостью (ВДС):

    ВДС = В - ПП. (1)

    Для расчета ВВП в рыночных ценах валовая добавленная стоимость увеличивается на величину налогов на продукты и импорт и уменьшается на величину субсидий на продукты и импорт:

    ВВП = ВДС + Налоги на продукты и импорт - Субсидии на продукты и импорт. (2)

    Для определения национального дохода (НД) следует ВВП уменьшить на потребление основных фондов (амортизация) и увеличить на сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (амортизация) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа (3)

    Распределительный метод

    Данный метод расчета ВВП рассматривается в процессе формирования доходов (по источникам доходов). На стадии формирования доходов ВВП исчисляется как сумма первичных доходов, которые подлежат распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы включаются в добавленную стоимость текущего периода, созданную в процессе производства.

    К первичным доходам относятся следующие:

    • оплата труда наемных работников (заработная плата + отчисления работодателей на социальные нужды);

    • налоги на производство и импорт (обязательные безвозмездные невозвратные платежи);

    • субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые предоставляет государство);

    • валовая прибыль и валовые смешанные доходы (часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и оплатой налогов на производство и импорт).

    Распределительный метод расчета ВВП используется прежде всего для анализа его стоимостной структуры. Если к ВВП прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, и вычесть первичные доходы, переданные остальному миру, то в результате получим валовой национальный доход страны (ВНД) в рыночных ценах.

    Метод конечного использования

    На стадии использования доходов ВВП исчисляется методом конечного использования, где представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление и сальдо экспорта-импорта и услуг.

    Конечное потребление есть расходы на использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. В СНС проводится различие между понятиями «расходы на конечное потребление» (кто финансирует расходы) и «фактическое конечное потребление» (кто получает от этого выгоды).

    Расходы на конечное потребление включают расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

    Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от каких-либо источников финансирования. В него включаются:

    • фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

    • фактическое конечное потребление государственных учреждений.

    Помимо расходов на конечное потребление важнейшим компонентом конечного использования ВВП является валовое накопление.

    Валовое накопление включает:

    • валовое накопление основного капитала (вложение средств единицами - резидентами - в объекты основного капитала с целью получения выгоды, что выражается в увеличении стоимости основного капитала);

    • прирост запасов материальных оборотных средств (прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов).

    Сальдо экспорта-импорта и услуг охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми другими странами и представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.

    Итак, ВВП при исчислении методом конечного использования равен

    ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление + Сальдо экспорта-импорта и услуг. (4)

    При расчете национального дохода (НД) методом конечного использования из ВВП вычитается потребление основных фондов и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (ПОФ) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа. (5)

    Переоценка ВВП в постоянных ценах

    ВВП исчисляется как в фактических (текущих) ценах, так и в постоянных (сопоставимых) ценах. Одной из важнейших задач статистики является пересчет показателя ВВП и его компонентов из фактических (текущих) в постоянные (сопоставимые) цены. Это связано с тем, что на изменение объема ВВП в фактических ценах влияние оказывает не только изменение количества произведенных или использованных товаров и услуг, но и изменение цен на товары и услуги.

    Для исчисления ВВП в постоянных ценах существуют такие общие методы переоценки.

    Метод дефлятирования , который основан на использовании индексов цен (чаще всего применяется формула Ласпейреса, где в качестве весов используются данные базисного периода).

    Метод двойного дефлятирования (метод последовательного дефлятирования сначала выпуска, затем промежуточного потребления, при этом добавленная стоимость в постоянных ценах оценивается как разность определенных в постоянных ценах выпуска и промежуточного потребления).

    Суть метода дефлятирования состоит в том, что при расчете объема продукции текущего периода в постоянных ценах используют индекс-дефлятор ВВП, который исчисляется путем соотнесения объемов ВВП данного периода соответственно в текущих и постоянных ценах:

    где - объем ВВП текущего периода в фактических ценах.

    Затем для расчета объема продукции текущего периода в постоянных ценах объем произведенной или потребленной продукции текущего периода в фактических ценах делят на соответствующий индекс-дефлятор цен.

    Метод экстраполяции , основанный на использовании индексов физического объема, используется в случае отсутствия информации о ценах, но при этом есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказанных услуг.

    Индексом физического объема ВВП называют показатель, который представляет собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:

    (7)

    где - объем ВВП базисного периода в постоянных ценах; - объем ВВП текущего периода в постоянных ценах (реальный ВВП).

    Затем объем продукции базисного периода в сопоставимых ценах умножается на индекс физического объема продукции для получения оценки объема продукции текущего периода в постоянных ценах.

    Метод прямой переоценки (переоценка по элементам затрат) служит для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг в сферах управления, здравоохранения, бюджетной науки и заключается в дефлятировании элементов затрат, т.е. тогда, когда продукция достаточно однородна.

    Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

    Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом . Этим объясняется использование в национальном счетоводстве основных принципов бухгалтерского учета : стоимостное выражение всех показателей, метод баланса, метод двойной записи, предположение о неограниченности сроков функционирования экономики.

    Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности , рыночного характера формирования цен на основе конкуренции , естественности стремления всех людей к прибыли . Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством . Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

    Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала , предпринимательства, инвестиций , новых технологий и т. д.

    Национальное счетоводство - практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

    Система национальный счетов (СНС) - это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

    В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам. Основные институциональные секторы:

    • домашние хозяйства, источниками финансирования затрат которых являются оплата наемного труда, доходы от собственности , доходы от производственной деятельности, трансферты от государства и т. д.;
    • некоммерческие организации , обслуживающие домашние хозяйства. К ним относятся профсоюзы , религиозные организации, партии и общественно-политические движения, общественные организации, финансируемые за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Они производят услуги, удовлетворяющие особенные потребности домашних хозяйств;
    • государственные учреждения, включающие органы государственной власти и местного самоуправления , государственные внебюджетные фонды. Предприятия финансируются из бюджета , производимую продукцию или услуги передают потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам;
    • финансовые учреждения включают Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые фонды, инвестиционные компании и т. д. Производят финансовые услуги, в основном финансового посредничества, источником финансирования которых является выручка за оказанные услуги, продаваемые на рынке в конкурентной борьбе;
    • нефинансовые предприятия - институциональные единицы, которые производят продукцию и нефинансовые услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам и покрывают свои затраты за счет полученной прибыли.

    Для описания международных связей применяют термин «остальной мир». Виды экономической деятельности определяются классификатором ОКВЭД посредством внесения предприятия, учреждения в ЕГРПО.

    Национальное счетоводство изучает экономику как систему активов и пассивов. Экономический актив характеризуется следующими признаками:

    • субъект экономики имеет право собственности на актив;
    • реализация этого права собственности позволяет субъекту экономики получать или надеяться на получение дохода или иной экономической выгоды;
    • актив имеет стоимостную оценку, т. е. денежное измерение.

    Активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы не имеют материального субстрата, определяющего его стоимость. Финансовому активу одного субъекта противостоит финансовое обязательство другого субъекта. К финансовым активам относятся наличные деньги и депозиты, ссуды, ценные бумаги (вексель , облигация), акции, страховые полисы.

    Нефинансовые активы1 делятся на две группы: материальные и нематериальные; произведенные и непроизве-денные.

    Все вышеперечисленные понятия национального счетоводства описываются показателями и образованными ими национальными счетами. Показатели и национальные счета образуют систему, где они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в целом точно и всесторонне описывают экономику страны.

    Основными счетами системы национальных счетов являются:

    Последовательность формирования показателей национальных счетов соответствует последовательности стадий воспроизводственного цикла.

    Статистика социально-экономических показателей на макроуровне

    Существуют множество социальных и экономических показателей, которые характеризуют жизнь страны на макроуровне. К ним относятся валовой внутренний продукт общий или в расчете на душу населения, валовой национальный доход , темпы экономического роста, национальное богатство, государственный долг, курс доллара США по отношению к рублю (который устанавливает Центральный банк РФ), численность зарегистрированных безработных и др.

    Из всех вышеперечисленных социально-экономических показателей наиболее важным является показатель валового внутреннего продукта государства , который может быть рассчитан несколькими способами (в зависимости от стадии производства):

    • производственный способ (на стадии производства по добавленной стоимости) - определяет величину ВВП как разность между общим объемом выпущенной продукции и промежуточным потреблением или это сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики . Так происходит подсчет произведенного ВВП;
    • распределительный способ (производится на стадии распределения произведенной продукции) - как сумму доходов факторов производства, которая получается в результате суммирования доходов по труду (заработная плата и начисления на нее, гонорары, натуральные доходы, комиссионные и др.), доходов от собственности (прибыль , рента, дивиденды и т. д.), смешанных доходов (доходы лиц свободных профессий, доходы от ведения подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т. д.). Этим способом производится расчет распределенного ВВП;
    • способ конечного использования (по расходам) - как результат суммирования расходов всех экономических агентов, использующих его (фирм, домашних хозяйств, иностранных граждан , государств), т. е. ВВП = Р + И + З + Э,

      где Р - личные потребительские расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования; И - валовые инвестиции (вложения предприятия в покупку нового оборудования и строительство, исключая жилье); З - государственные закупки товаров и услуг (затраты на образование, здравоохранение, армию и т. д.); Э - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом государства).

    ВВП может быть рассчитан как по факторным, так и по рыночным ценам.

    Факторные цены определяются стоимостью затрат всех факторов производства на создание товаров и услуг, т. е. это цена производителя, которая складывается из себестоимости продукции и прибыли.

    Рыночные цены представляют собой сумму факторных цен и косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и т. д.) за вычетом субсидий, к которым относятся безвозмездные поступления от государства и из других источников на продукты, на импорт, возмещение убытков и т. д.

    В России в настоящее время ВВП и валовый национальный продукт (ВНП) рассчитывается производственным способом, т. е. ВВП является суммой валовой добавленной стоимости отраслей и секторов экономики, чистых налогов на продукты (за исключением субсидий).

    Следующим по значимости является показатель национального дохода страны, который получается путем вычитания из величины валового национального продукта амортизационных отчислений. При этом чистый национальный доход (ЧНД) рассчитывают как сумму национального дохода и чистых трансфертов из-за рубежа (гуманитарная помощь, дарения, пожертвования и др.) за вычетом чистых трансфертов за рубеж.

    Валовой национальные продукт (ВНП) показывает стоимость конечной продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данного государства, даже если они проживают на территории других стран.

    ВНП = ВВП + ЧФД,

    где ЧФД - чистые факторные доходы из-за рубежа, т. е. разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

    Для того чтобы провести анализ социально-экономической ситуации в стране, необходимо произвести группировку следующих показателей:

    распределение национального дохода и валового внутреннего продукта государства по отраслям и секторам экономики;

    территориальная группировка валового выпуска продукции, валового внутреннего продукта и национального дохода согласно административно-территориальному делению государства;

    разделение валового внутреннего продукта и валового выпуска по форме существования - на материальные блага и услуги.

    Можно производить группировку и по другим признакам в случае необходимости. Динамика показателей результатов экономической деятельности исследуется путем расчета соответствующих индексов физического объема по формуле

    где q0P0 - фактическая стоимость валового выпуска, валового внутреннего продукта, национального дохода в базисном периоде; 1P0 - стоимость этих же показателей отчетного периода в ценах базисного периода.

    В условиях рыночной системы хозяйствования происходит постоянный рост цен на товары и услуги. Основной проблемой, которая возникает при расчете индексов, является переоценка стоимостных показателей отчетного периода в цены базисного периода. Так как инфляция является процессом неравномерным, то пересчитать цены каждого вида товара и услуги в сопоставимые цены с базисным периодом практически невозможно.

    В теории статистики существуют три основных метода пересчета показателей валового внутреннего продукта и национального дохода в сопоставимые цены с базисным периодом:

    с помощью прямой оценки объема производства благ и услуг по ценам базисного периода;

    через переоценку каких-либо компонентов валового внутреннего продукта и национального дохода с использованием соответствующих индексов;

    на основании индекса потребительских цен.

    Первый метод является очень сложным для расчета. Он наиболее часто использовался при плановой системе хозяйствования. Суть его заключается в том, что физический объем выпуска продукции (в натуральном измерении) умножают на соответствующие цены базисного периода. Метод позволяет детально учитывать динамику изменения цен на товары и услуги, но недостаток его - в том, что возникает необходимость регулярно менять базисные цены, а также возникает проблема сопоставимости одноименных товаров и услуг в связи с изменением их качества (при различных годах выпуска), что вынуждает искать набор товаров-представителей, который будет определять сводный индекс цен, а это тоже весьма неудобно и проблематично.

    Второй метод не является столь же точным и сложным, как первый, и заключается в том, что элементы валового внутреннего продукта и национального дохода пересчиты-ваются в сопоставимые цены путем деления на соответствующий индекс, т. е. при переоценке продукции строительства используется индекс капиталовложений, при переоценке машин и оборудования - индекс цен на машины и оборудование и т. п. Такой метод пересчета требует достаточно широкой базы для расчета соответствующих индексов цен.

    Третий из перечисленных методов, построенный на основании индекса потребительских цен, наиболее простой, не совсем точный, но удобный для расчета сопоставимых цен и используется в большинстве развитых стран. Однако этот метод не учитывает динамику изменения цен на государственные услуги и капиталовложения, на экспортно-импортные операции, на капитальные товары других секторов экономики.

    Статистика национального богатства

    Важным разделом в экономической статистике является раздел, посвященный статистике национального богатства.

    Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов , созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов .

    Статистика в национальном богатстве помогает собирать и анализировать данные всех ее составляющих в общем и в каждой категории по отдельности, на основе которых можно определить основные потоки движения национального богатства, инвестиционную активность отдельных секторов экономики , степень ликвидности их финансовых активов и многое другое. Полученные статистические данные национального богатства дают экономическую оценку стране в целом, ее имущественному положению, а также насколько экономический потенциал страны соответствует международным стандартам. При рассмотрении и анализе статистических данных можно определить потенциальные, допустимые возможности дальнейшего развития страны.

    Составляющие национального богатства:

    природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, энергетические ресурсы, лес и животный мир), которые являются учтенными и вовлеченными в оборот. Как характерную особенность природных ресурсов можно выделить то, что они являются невоспроизводимыми благами. При получении статистических данных по природным ресурсам можно:

    • разработать систему показателей об эффективном использовании природных ресурсов;
    • проанализировать работу природоохранных мероприятий, оценить эффективность их работы;
    • определить объем финансовых ресурсов, который понадобится на экологические цели;
    • проанализировать, в какой степени человеческий фактор оказывает влияние на окружающую природную среду, а также как окружающая среда влияет на качество уровня жизни населения:
      • материальные ресурсы, приобретенные в результате накопленного труда. Материальные ресурсы можно производить в любое время, следовательно, они являются воспроизводимыми благами;

        национальное имущество - складывается в процессе производства, в него входят:

      • основные фонды (здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование и т. д.). Статистические данные основных фондов характеризуют их общее состояние, перспективы развития основных фондов по всей стране и отдельно в каждой отрасли;
      • оборотные фонды (производственные запасы - сырье, материалы, топливо, запчасти; незавершенное производство; готовая продукция, материальные резервы и т. д.);
      • личное имущество. Статистические данные о национальном имуществе используется для оценки уровня экономического развития;
      • накопленный научно-технический потенциал;
      • интеллектуальный потенциал.

    Итак, национальное богатство включает стоимость всех производственных и непроизводственных фондов государства , запасов, резервов, индивидуального и общественного имущества. В отдельных случая национальное богатство включает научно-технический уровень и опыт работников. Национальное богатство состоит из накопленных продуктов прошлого труда, включая товары всенародного потребления, и природных ресурсов, учтенных и вовлеченных в экономический оборот. В составе национального богатства запасы и резервы учитываются отдельно по месту их определения и продолжительности сохранения. Отдельно учитывается также золотой запас страны и запасы на нужды обороны государства.

    Расчеты по национальному богатству осуществляются в текущих и в сопоставимых ценах, которые существуют на данный момент. Статистические показатели по национальному богатству показывают уровень развития страны в международных масштабах.

    Построение балансов для регионов в целом

    Построение балансов и типологизация регионов России, анализ их дифференциации по различным показателям социально-экономического развития стали одним из ключевых направлений исследований в быстро развивающейся российской региональной экономике . Одним и тем же термином - «регион» - описываются социально-экономические системы совершенно не сопоставимые по масштабам деятельности, направлению развития, политической ориентации, поэтому построение типологии служит исходным пунктом, условием для анализа региональных экономических систем и построения балансов для регионов в целом.

    При изучении дифференциации регионов России необходимо прежде всего отобрать факторы, определяющие специфику социально-экономического положения региона. Следует подчеркнуть, что местные правительства регионального уровня начали заниматься деятельностью по разработке планов и программ экономического развития на региональном уровне лишь в постсоветский период. Какие-либо традиции, навыки или опыт в этой сфере у них по сути дела отсутствовали. В условиях советской централизованной экономической и политической системы местные правительства входили в структуру централизованной политической и экономической системы. В системе централизованного планирования экономики местные правительства полностью зависели от центральных министерств, предприятий , подчинявшихся центру, партийных структур. В обязанности местного правительства входило обеспечение социально-экономической инфраструктуры в соответствии с централизованно установленными нормативами, задача построение регионального баланса была второстепенной.

    Сама постановка проблемы анализа экономического положения регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда местные правительства получили возможность активно воздействовать на процессы экономического развития на региональном уровне. В целом разработка балансов регионов служит условием для эффективной адаптации к местным условиям разрабатываемой на федеральном уровне социальной политики (пенсионной политики, программы занятости населения, жилищной программы, федеральных стандартов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Отбор показателей для построения баланса социально-экономической ситуации в регионах, ориентированной на выбор методов реализации социальной политики, представляет собой достаточно сложную задачу.

    Применение такого индикатора, как валовой региональный продукт, предполагает совершенствование методологии его расчетов и разработку системы учета экономической деятельности регионов в системе показателей национальных счетов. При использовании этого показателя на уровне региона необходимо исследовать теоретико-методологические аспекты взаимосвязи (ВРП), выпуска продукции на душу населения, уровня благосостояния.

    Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с системой национальных счетов (СНС), является жизненно необходимой. Как правило, экономические счета регионов включаются в СНС как составная часть. На сегодняшний день СНС представляет собой единственный обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа реальной экономики, в том числе и региональной.

    Центральным показателем региональных счетов является валовой внутренний продукт, произведенный в регионе. В России этот показатель (валовой региональный продукт - ВРП) рассчитывается только на уровне субъектов РФ . Методологическая основа для проведения расчетов находится в стадии разработки. Официальных рекомендаций по разработке системы региональных экономических счетов, так же как и по составу таких счетов не издано.

    Очевидно, что исследование региональных различий экономического развития России не может быть проведено на основе одного только результирующего показателя - ВРП. Фактические различия могут быть оценены в результате построения региональных балансов и анализа экономического процесса по регионам, который может быть описан системой экономических счетов региона. При разработке экономических счетов регионов выбирается система ключевых показателей, которые отражают общую макроэкономическую ситуацию в регионе, состояние реального сектора, бюджетной и финансовой системы. Можно предложить следующую систему показателей для построения регионального баланса.

    Макропоказатели и реальный сектор: ВРП / на душу населения (тыс. руб.); объем промышленной продукции / на душу населения (тыс. руб.); продукция сельского хозяйства / на душу населения (тыс. руб.); доля городского населения в общей численности населения (в %); инвестиции в основной капитал / на душу населения (тыс. руб.); иностранные инвестиции / на душу населения (дол. США); объем экспорта / на душу населения (тыс. руб.); розничный товарооборот / на душу населения (тыс. руб.); индекс потребительских цен (в %; декабрь / декабрь соответствующего года); денежные доходы / на душу населения (тыс. руб.); покупательная способность денежных доходов (в %); уровень общей безработицы (в %); уровень бедности (в %).

    Финансовая и бюджетная системы: дефицит бюджета , отнесенный к ВРП (в %); доля налоговых поступлений в доходах бюджета (в %); доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности, отнесенной к ВРП (в %); удельный вес убыточных предприятий (в %); доля просроченной кредиторской задолженности, отнесенной к ВРП (в %); количество действующих кредитных организаций на 10 000 предприятий; доля кредитных вложений, отнесенная к ВРП (в %); удельный вес просроченной задолженности по кредитам в общем объеме кредитов (в процентах); доля текущих и расчетных счетов предприятий, отнесенная к ВРП (в %); депозиты населения, отнесенные к ВРП (в %); покупка валюты / на душу населения (тыс. руб.); продажа валюты / на душу населения (тыс. руб.).

    Предложенная система показателей представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического

    развития регионов. С их помощью региональный баланс можно представить в виде ряда таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ регионов. Вспомогательные таблицы позволяют детализировать отдельные агрегированные показатели согласно тому или иному критерию. Они применяются для целей межбюджетного выравнивания, выработки нормативов бюджетного финансирования, которые входят в состав ключевых параметров проекта федерального бюджета.

    – система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

    СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) - это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

    Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь это касалось макроэкономических показателей, т. е. показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т. е. систему национальных счетов.

    Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, способствует достоверности международных сопоставлений.

    Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т. е. для принятия управленческих решений.

    Потребителями данных СНС кроме органов государственного управления являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно-политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально-экономическом положении страны.

    Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и др.

    Суть СНС - формирование системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производство, первичное распределение доходов, вторичное распределение доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными .

    Основные понятия, категории и структура СНС

    Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности.

    Существуют два типа институционных единиц :

    • юридические лица-предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации), государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.;
    • домашние хозяйства (которые рассматриваются как институционные единицы, поскольку самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение).

    Институционные единицы, связанные с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более), являются резидентами страны.

    Экономическая территория – это территория, административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

    На практике резидентами страны являются все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

    Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.

    Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за ее пределами).

    Например , строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

    Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и не резидентов.

    Построение счетов производства на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

    1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах;
    2. Прмежуточное потребление;
    3. Налоги на продукты и импорт;
    4. Субсидии на продукты и импорт (-);
    5. Оплата труда наемных работников;
    6. Налоги на производство и импорт;
    7. Субсидии на производство и импорт (-);
    8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»;
    9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»;
    10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»;
    11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»;
    12. Расходы на конечное потребление;
    13. Валовое сбережение;
    14. Валовое накопление;
    15. Импорт товаров и услуг;
    16. Экспорт товаров и услуг;
    17. Статистическое расхождение;
    18. Валовое накопление основного капитала;
    19. Изменение запасов материальных оборотных средств;
    20. Капитальные трансферты, полученные от «остального мира»;
    21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» и др.

    Стадия производства товаров и услуг характеризуется следующими показателями:

    • валовой выпуск (ВВ);
    • промежуточное потребление (ПП);
    • валовая добавленная стоимость (ВДС);
    • валовой внутренний продукт (ВВП).

    Валовой выпуск – это суммарная стоимость всех произведенных резидентами товаров и услуг в рассматриваемом периоде, имеющих рыночный и не рыночный характер.

    Расчет ВВ в каждой отрасли имеет свою специфику.

    Товары и услуги оцениваются по основным ценам, поэтому ВВ исчисляется в основных ценах.

    В тех случаях, когда выпуск оценивается по ценам производителей, для получения данных в основных ценах необходима следующая кор­ректировка:

    выпуск (в ценах производителей) - налоги на продукты, включенные в цены производителей - субсидии на продукты = выпуск (в основных ценах).

    Валовой внутренний продукт – важнейший показатель СНС, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя (в рыночных ценах), произведенных резидентами данной страны за тот или иной промежуток времени. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста и др.

    Следует отметить ряд особенностей ВВП:

    • во-первых, это показатель, характеризующий суммарную стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Стоимость ранее использованных при его производстве продуктов и услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, услуг грузового транспорта оптовой торговли, коммерческих и финансовых услуг и др.) вторично не включается в состав ВВП, что исключает повторный счет. Например, стоимость угля входит в стоимость стали, но при определении стоимости автомобиля в нее включается только стоимость стали;
    • во-вторых, это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами;
    • в-третьих, это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала, т. е. в состав ВВП входит потребленная стоимость основного капитала.

    2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

    Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

    Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

    СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

    Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

    Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

    Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

    1) счета внутренней экономики:

    Счет товаров и услуг,

    Счет производства товаров и услуг,

    Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

    Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

    2) счета внешнеэкономических связей:

    Субсчет текущих операций,

    Субсчет капитальных затрат.

    Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

    Таблица 2.1


    Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

    Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

    Таблица 2.2



    Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

    Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

    Таблица 2.3


    В России активный переход макроэкономической статистики на международную методику СНС осуществляется со второй половины 1990-х гг.

    3) неприбыльные организации, состоящие из юридических лиц, занятых предоставлением нерыночных услуг на основе добровольного участия в этой деятельности физических лиц;

    4) государственные учреждения, т.е. органы власти, занятые регулированием экономических процессов, в том числе перераспределением доходов а также производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального и коллективного потребления;

    Расчёт ВНП по доходам осуществляется путем определения общей суммы доходов полученных владельцами экономических ресурсов (факторов производства), создавшими всю массу национального продукта. Кроме этого в общую сумму ВНП необходимо включить суммы и амортизационных отчислений за тот период, в котором определяется размер ВНП.

    Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский).

    Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата .

    Предпринимательские доходы включают: ренту (Р); доходы от собственного (частного) предприятия (Д с); прибыль корпораций (П к), состоящую из налога на прибыль корпораций (НП к), чистой прибыли (ЧП к), дивидендов (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящихся к выплатам: амортизация (А) — износ капитала, и косвенные налоги (К н). К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, налоги с продаж и налог на добавленную стоимость.

    Исходя из распределительного способа ВНП рассчитывается следующим образом:

    1.ВНП=А+К н +ЗП+Р+%+П к (НП к +Д +ЧП к)+Д с или ВНП=W +R +i+ Pr+ A+ T , где

    W - заработная плата наемных рабочих; R - рента; i - процент; Pr - прибыль владельцев предприятий и корпораций; A - амортизация; T - косвенные налоги.

    Расчёт ВНП по производству происходит на основе определения суммы вклада в создание национального продукта каждого его производителя (хозяйственного субъекта). В этих целях для исчисления используется показатель добавленной стоимости.

    Добавленная стоимость — это рыночная цена продукции (услуги) фирмы за вычетом из нее внешних факторов в том числе затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты и энергию, купленных и израсходованных на производство продукции и оказание платных услуг.

    Размеры ВНП определяются в денежной форме, т.е. в определенном количестве определенных денежных единиц в условиях рыночной экономики возможным является колебание курса денежных единиц, а также и изменение цен на товары и услуги, поэтому при одном и том же физическом объеме совокупного национального продукта его денежная оценка может быть неоднозначной в связи с этим объем ВНП принято определять двояко т.е. в текущих или фактических ценах и в ценах учитываю изменение уровня цен и курса денежной единицы.

    ВНП, рассчитанный по фактическим или текущим ценам, называется номинальным ВНП. Если расчет производится, с учетом роста цен (т.е. уровня инфляции) и постоянного курса денежной единицы, то в этом случае определяется реальный ВНП.

    Сопоставление номинального ВНП с реальным позволяет определить дефлятор ВНП .