Смягчающая монетарная политика. Триллионы из воздуха: ФРС свернула историческую программу QE

Политика количественного смягчения - это замена традиционным инструментам денежной политики в ситуации, когда последние перестают действовать. В кризис хочется снизить процентные ставки в экономике, чтобы облегчить жизнь должникам и стимулировать инвестиции и вообще экономическую деятельность. В ходе кризиса многие развитые страны снизили учетные ставки ЦБ фактически до нуля, сделав кредиты от ЦБ коммерческим банкам бесплатными. Но этого смягчения политики было недостаточно для предотвращения спада банковской активности. А смягчать традиционную политику дальше оказалось нельзя - снижение процента в отрицательную область сопряжено с множеством проблем, начиная от отсутствия опыта таких дел и кончая тонкостями функционирования финансовых рынков.

Поэтому придумали количественное смягчение - выкуп разного рода активов с рынка, в основном у коммерческих банков, в обмен на наличные. С идеей о том, что, во-первых, наличные деньги это более ликвидный актив. А во-вторых, что повышенный таким образом спрос на многие типы активов, например долгосрочные гособлигации, снизит рыночные процентные ставки еще немного. Инфляция во всех странах, применявших количественное смягчение, в тот момент была аномально низкой ("спасибо" кризису), так что имелся запас прочности против вливания дополнительной денежной массы.

В России традиционная денежная политика никогда не упиралась в нижний порог ставок. Слишком высока была инфляция и слишком высоки риски на валютном рынке. Поэтому нам количественное смягчение не подходило тогда и не подходит сейчас.

Первый ответ очень прост - потому, что эмиссия денег проводится для уравновешивания уже существующей товарной массы. В этом ее отличие от того, что предлагает популярный в кругах так называемых патриотов зять советского экономиста Львова, который (тесть, а не зять) уже угробил СССР: напечатать рубли в надежде, что может быть кто нибудь почему-то создаст под эти рубли товары.

Тоже самое можно сформулировать несколько сложнее, но "научнее": программа количественного смягчения - это ничто иное, как замещение убывающих денежных агрегатов M2 и M3 денежным агрегатом MZM - т.е. общий объем денег в обороте не увеличивается, а только изменяется пропорция между наличными деньгами и денежными обязательствами. Опять сравнивая с тем что предлагают экономисты-эстрадники для российского быдла, то последние просто предлагают добавить государственные деньги (налогоплательщиков или напечатанные) чтобы афилированные с как минимум одним из этих артистов разговорного жанра девелоперы смогли побыстрее продать зависшую недвижимость на свеженапечатанные рубли, рубли поменять на доллары и с долларами уехать к семье во Флориду.

Ну и в третьих, американские финансовые институты прошли через трудную школу экономических кризисов конца 19го, всего 20-го веков и более-менее научились понимать какой объем денежной массы необходим для нормального баланса с товарной. Сильно упрощая можно представить этот контроль как отслеживание двух параметров: уровня безработицы и инфляции. Пока нет инфляции - можно увеличивать денежную массу, если растет безработица - денежную массу увеличивать необходимо, если безработица убывает - нужно ужесточать финансовую политику. В России этот подход не будет работать, потому, что как только у населения появляются лишние деньги, то увеличивается не количество рабочих мест (достаточно посмотреть на раздел сайта налоговой инспеции РФ "для работодателей", чтобы понять почему), а таможенные доходы бюджета.

Политика количественного смягчения в экономике

Что такое количественное смягчение QE

Общеизвестно, что рост экономики невозможен в отрыве от здоровой финансовой системы. Основным способом контроля над ней является регулирование ключевой ставки центрального банка. В периоды экономических кризисов, когда спад производства происходит на фоне сжатия денежной массы, такой метод работает не всегда. Особенно мало рычагов оказывается у центрального банка, когда ставка уже снижена до нуля или чуть выше, а экономика по-прежнему топчется на месте. В таких ситуациях может применяться другая стратегия, называемая количественным смягчением.

Смысл и задачи количественного смягчения

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

В общем случае количественным смягчением (англ. Quantitative Easing или QE) называется предоставление финансовой системе дополнительной ликвидности под обеспечение ценными бумагами или иными . Например, ЦБ может выкупать у коммерческих банков, инвестиционных фондов и других финансовых компаний крупные пакеты . Выкупленные бумаги зачисляются на баланс регулятора, а банки получают «дешёвые» деньги для кредитования бизнеса и потребительского рынка. При QE предпочтение отдаётся долгосрочным бумагам, т. к. в этом случае банки получают больше свободы для манёвра и снижения ставок по долгосрочным кредитам. Другой задачей количественного смягчения может быть борьба с сжатием экономики. В этом случае ставится задача достижения определённого целевого уровня , поддерживающего дальнейший спрос на .

В рамках QE центральным банкам приходится решать задачи с несколькими неизвестными. Одно из них – прогнозирование действий коммерческих банков. Нет гарантии, что избыточная ликвидность будет использована для создания привлекательных кредитных программ. Намного вероятнее, что банки включатся в более прибыльные спекуляции на фондовом рынке. При этом возникает иллюзия экономического роста: фондовые индексы устанавливают новые рекорды, отрываясь от объективной статистики. Фактически большая часть денег в реальный сектор так и не попадает. Активный спрос на ценные бумаги на вторичном рынке не влияет на уровень безработицы и не стимулирует потребление домохозяйств. Как показала практика, подобные проблемы возникали во всех региональных экономиках, прибегнувших к QE.

Неправильные оценки объёма средств, которые способна эффективно «переварить» финансовая система, теоретически должны бы привести к всплеску инфляции. Однако, в условиях малоактивного потребительского рынка вероятность этого невелика. К тому же, количественное смягчение – это не эмиссионная валюты. Деньги в период QE предоставляются временно, обеспечены надёжными активами и по истечении определённого срока постепенно изымаются с рынка. Но если за это время экономика не получит толчок к развитию, не произойдёт реального роста ВВП, то новый цикл удорожания денег способен вызвать ещё более тяжёлый системный кризис. Давайте посмотрим, как работает количественное смягчение на конкретных примерах.

Количественное смягчение в США

Началом острой фазы мирового финансового . принято считать банкротство американского инвестиционного банка Lehman Brothers в сентябре 2008 г. Общее же замедление экономики США начало проявляться раньше. И хотя поводом для кризиса называли небезопасные операции ипотечных банков, настоящая причина, толкнувшая их на эти риски, была в дефиците ликвидности из-за чрезмерно высокой ФРС. Так, 29.06.2006 её значение достигло 5,25. Уже вскоре стали поступать сигналы о сокращении производства и падении потребительского спроса.

Начался цикл понижения ставок, но время было упущено. В итоге банкротство Lehman Brothers произошло уже на фоне 2% ставки, а 16.12.2008 состоялось её последнее снижение до 0,25%. На этом традиционные меры ФРС были исчерпаны, тогда как кризис только набирал обороты. Б. Бернанке, на тот момент глава ФРС, придерживался идеи, что между увеличением денежной массы в обращении и ростом ВВП (то и другое с поправкой на уровень цен) существует причинно-следственная связь. Беспрецедентную глубину Великой Депрессии он связывал с сильным сжатием денежной массы и слишком ограниченным масштабом политики количественного смягчения, предпринятой ФРС в 1932 г.

Кстати, это был первый в истории пример такой политики. Испытать свои взгляды на практике Б. Бернанке решил, объявив о масштабной программе QE в ноябре 2008 г.

  • Первый этап программы стартовал в декабре 2008 г. и закончился в марте 2010 г. В ходе него было выкуплено ипотечных облигаций и других ценных бумаг с ипотечным обеспечением в общей сложности на $1,75 трлн.
  • Новый этап (QE2) прошёл с ноября 2010 г. по июнь 2011 г. На этот раз ФРС выкупила долгосрочные облигации на сумму более $600 млрд.
  • Наконец, QE3 проходило с сентября 2012 г. по октябрь 2014 г. В время этого этапа было выкуплено ипотечных и государственных облигаций на сумму более $1,6 млрд.

Иногда как отдельные этапы QE упоминаются программы замены погашаемых облигаций на новые выпуски. Первая такая замена проводилась в сентябре 2011 – декабре 2012. Она была названа «Операция Твист». В ходе этой программы были выкуплены государственные долгосрочные облигации на общую сумму $600 млрд с одновременной продажей краткосрочных (до 3 лет) облигаций на эту же сумму. Истинной целью этого мероприятия было не столько стимулирование экономики, сколько снижение долговой нагрузки на ФРС в текущем моменте.

Всего же за время кампании QE на баланс ФРС было передано ценных бумаг на сумму $3,5 трлн, в результате чего общая стоимость активов увеличилась в 5 раз. Кратно выросли также избыточные резервы банков на счетах ФРС. Фактически средства не были выданы в качестве кредитов, а остались в банках. Именно эти деньги и стали драйвером для раздувания пузыря фондового рынка: циклы QE совпали с волнами роста фондовых индексов.

Наиболее ощутимый эффект от QE проявился в снижении ипотечных ставок. Так, 30-летняя ставка была снижена в среднем по рынку в 2 раза. Это привело к заметному росту спроса на жильё. Поскольку рынок жилья – один из главных экономических индикаторов в США, сторонники QE получили мощный аргумент в свою пользу. Их оппоненты утверждают, что напротив, причины кризиса так и не были устранены, а его главные последствия лишь отсрочены.

Так, из-за снижения процентов по банковским вкладам инвесторы потеряли до $500 млрд, Сопоставимые суммы ушли на высокодоходные долговые рынки развивающихся стран, а наблюдаемый в 2018 г. ускоренный рост американской экономики во многом связан с репатриацией капитала благодаря увеличению ставки ФРС в 2017–2018 г. Наконец, производимая в настоящее время распродажа бумаг с баланса регулятора привела к обвалу фондового рынка США в конце 2018 г., а долговая нагрузка по государственным облигациям никуда не делась.

Для проверки эффективности влияния QE на восстановление экономики США аналитиком ФРС С. Уильямсоном было предпринято сравнение темпов роста ВВП США и Канады, испытавших схожее по глубине влияние экономического кризиса. Поскольку никаких мер стимулирования в Канаде не проводилось, сравнение должно было показать «чистый» эффект от QE. Выяснилось, что динамика восстановления обеих экономик совпадает, причём у Канады процесс шёл даже с некоторым опережением.

Таким образом, с одной стороны, убедительных доводов в пользу успешности политики количественного смягчения в США нет, а видимость быстрого восстановления экономики после кризиса обусловлена возникновением спекулятивных пузырей на фондовом рынке. Однако большинство исследователей не упоминают того факта, что выкуп ипотечных облигаций на баланс ФРС предотвратил массовое банкротство инвестиционных банков и фондов, бывших основными держателями данных облигаций. С этой точки зрения, программа QE спасла финансовую систему США от вполне реального риска .

Программа QE в Японии

После 2 десятилетий роста японской экономики на 10–15% в год, в середине 1970-х наметился спад темпов, который к началу 1990-х превратился в стагнацию. Она имела ряд объективных причин: рост доли пожилого населения, укрепление иены (с более чем 350 за доллар до 100 и ниже), из-за чего у экспортёров начались серьёзные проблемы. Наконец, Япония из развивающейся страны превратилась в одного из гигантов мировой экономики, исчерпав эффект низкой базы.

На фоне снижения спроса на продукцию возник риск дефляции. Ситуацию осложняло то, что ключевая ставка центрального банка в середине 90-х уже приблизилась к 0, и снижать её дальше было некуда. Первые попытки провести количественное смягчение ЦБ Японии предпринял в 2001 г., начав скупку долгосрочных государственных облигаций. Объём покупок с 2001 по 2006 г. составил 35 трлн иен. Программа оказалась неэффективной: заметного онат ни на инфляцию, ни на рост ВВП она не оказала.

Новый раунд программы начался в 2010 г. На этот раз ЦБ действовал более активно и наряду с государственными скупал более рискованные . Но впервые конкретный ориентир был объявлен только в январе 2013 г. – добиться годовой инфляции в 2%. Официально этот этап программы QE стартовал в апреле 2013 г. Тогда же ЦБ пообещал достигнуть целевого уровня инфляции за 2 года. За счёт выполнения этой программы к декабрю 2017 г. денежная база ЦБ Японии превысила 500 трлн иен ($4,8 трлн), т. е. больше, чем максимальный объём средств на балансе ФРС США, и впервые в истории сравнялась с годовым ВВП Японии.

Тем не менее, достижение целевого уровня инфляции по-прежнему под вопросом. Выше 2% по итогам года инфляция оказалась лишь в 2014 г., но экономисты связывают это с другой причиной. С апреля 2014 г. сразу на 3% повышен потребительский налог – с 5 до 8%.

Основной же эффект, как и в США, проявился на фондовом рынке. С начала проведения 3 этапа количественного смягчения (за 2013–2018 г.) японский индекс NIKKEI 225 вырос в 3 раза.

QE в Европе: борьба с «японской болезнью»

Проблемы, аналогичные японским, возникли в Европе к началу 2015 г. На тот момент уровень дефляции достиг 0,6%. Это стало причиной оттока инвестиционных капиталов и поставило под вопрос дальнейший рост экономики. Ключевая ставка ЕЦБ на тот момент уже составляла 0,05% и в январе 2015 г. банк принял решение о запуске с марта программы QE. Также с марта ключевая ставка была снижена до 0%. Как и в Японии, была поставлена задача добиться инфляции на уровне 2% в год. Вся программа была условно разделена на 5 этапов, хотя временных промежутков между ними практически не было. Первоначально планировалось выкупить государственные и обеспеченные активами корпоративные бумаги со сроками погашения от 2 до 30 лет на общую сумму 1,14 трлн евро, но из-за слабого эффекта от программы объёмы пришлось значительно увеличить.

С сентября 2018 г. началось сворачивание объёмов выкупа, а декабрь 2018 г. по плану должен стать последним месяцем реализации программы. За весь период с марта 2015 г. по настоящий момент в банковскую систему стран Еврозоны поступило 2,6 трлн евро, в результате чего на балансе ЕЦБ оказалось ценных бумаг на сумму 4,7 трлн евро. Исходя из того, что доли ЦБ отдельных стран в уставном капитале ЕЦБ очень сильно различаются, в такой же пропорции проводился и выкуп бумаг. Наибольшая доля пришлась на бумаги Германии и Франции. Средний срок погашения – 7,5 лет. Что касается успешности кампании, то целевой уровень инфляции (2%) был достигнут только летом 2018 г.

По оценкам ЕЦБ, рост ВВП Еврозоны за 2018 г. должен составить 2,0%. Это считается успехом, но на фоне показателей других стран Евросоюза не впечатляет. Для сравнения, по итогам 2017 г. рост ВВП Германии составил 2,2% против 6,9% в Румынии. Всё чаще аналитики приходят к выводу, что неповоротливый и забюрократизированный ЕЦБ не отвечает потребностям стран Еврозоны, особенно учитывая многочисленные противоречия между ними.

Возможно ли количественное смягчение в России?

С такой идеей уже не первый год выступает ряд российских экономистов, например, С. Глазьев. Однако наиболее активно свой вариант QE продвигает руководитель группы макроэкономических исследований КАМАЗ С. Блинов. Его доводы основаны на корреляции между темпами роста ВВП и денежной массы (подразумевается агрегат М2 – наличные деньги, банковские депозиты и государственные краткосрочные облигации). Как образец развития российской экономики С. Блинов рассматривает период 2000–2008 г., когда расширение денежного агрегата шло одновременно с ростом ВВП. Такую же модель он предлагает экстраполировать на нынешнюю реальность. Графически его доводы выглядят так:

Причиной замедления роста ВВП на отрезке 2008–2017 г. С. Блинов считает дефицит денежной массы по сравнению с тем объёмом, который требуется экономике для более эффективного роста. Для того чтобы к 2024 г. обеспечить 1,5-кратный рост ВВП относительно 2018 г., он предлагает за это же время увеличить «реальную» денежную массу в 10 раз, исходя из цен 2014 г. В качестве основного актива предлагается использовать наиболее ликвидный – иностранную валюту. Но здесь нужно отметить целый ряд спорных моментов.

  • С. Блинов нигде не поясняет, почему денежную массу он считает в ценах 2014 г., а ВВП – в ценах 2016 г., когда к доллару стал примерно в 2 раза ниже, чем в 2014 г., что неизбежно отразилось на масштабе цен. Учитывая критическую зависимость курса рубля от мировых цен на сырьевые товары, смоделировать объёмы QE заранее невозможно, решение придётся принимать буквально «на ходу».
  • Денежный агрегат М2 на начало 2014 г. в России составлял 31,16 трлн руб. Если нарастить его в 10 раз, придётся эмитировать 280,44 трлн руб. По курсу на начало 2014 г. это эквивалентно $8,54 трлн, что составляло почти 80% от агрегата М2 в США на тот момент. Закупить сопоставимый (с учётом инфляции) объём валюты Россия не сможет в принципе.
  • Справедливо считая инфляцию главным препятствием роста реальной покупательной способности рубля, С. Блинов предлагает проводить количественное смягчение на фоне высокой ключевой ставки ЦБ. Такая методика никем и никогда не применялась, а потому использовать чужой опыт нет возможности. Более того, в российских условиях жёсткий контроль над инфляцией и одновременное накачивание банков дешёвой ликвидностью гарантированно вызовет спекулятивные операции на фоне упадка потребительского рынка. Например, в 2015–2016 г. банки массово закупали валюту, одновременно сворачивая кредитные программы.
  • Отмечая ВВП и роста денежной массы, нельзя забывать, что оба показателя зависят от общего фактора – конъюнктуры мирового рынка: сырьевая российская экономика работает на экспорт, а спрос зависит от темпов мирового роста.

Наконец, надо учитывать высокие российской экономики: специфика налоговой системы, международные , большой разрыв по уровню доходов между регионами и социальными группами. Всё это ограничивает спрос на кредиты со стороны бизнеса, а в потребительском секторе и так высока доля проблемных кредитов (11% от общей суммы по итогам 1 полугодия 2018 по данным Fitch), поэтому дальнейшее закредитовывание домохозяйств крайне опасно.

Таким образом, в нынешних условиях и тем более в таком виде программа количественного смягчения в России нецелесообразна и невозможна.

Выводы

Количественное смягчение – довольно спорный метод оживления экономики. Несмотря на отдельные факты, которые можно интерпретировать в его пользу, эти же факты находят и другие объяснения. С одной стороны, QE временно улучшает ситуацию на долговых рынках, снимая угрозу дефолтов и банкротств. С другой стороны, сложно делать долгосрочные прогнозы: проблемы отодвигаются во времени, но в дальнейшем могут проявиться ещё сильнее. В любом случае каждый инвестор должен понимать, что такое количественное смягчение и как это работает.

Всем профита!

Количественное смягчение (Quantitative easing, QE) - нетрадиционная монетарная политика, используемая центральными банками для стимулирования национальных экономик, когда традиционные монетарные политики в связи с рядом факторов являются неэффективными или недостаточно эффективными.

Программы количественного смягчения QE (Quantitative easing) разработаны специально для Соединенных Штатов Америки , в рамках которых Федеральная резервная система выкупает у банков долговые обязательства (бонды) ипотечных агентств и казначейские облигации США, вливая в финансовую систему определенный объем средств.

Процесс

При количественном смягчении центральный банк покупает или берёт в обеспечение финансовые активы для впрыска определённого количества денег в экономику, тогда как при традиционной монетарной политике ЦБ покупает или продаёт государственные облигации для сохранения рыночных ставок процента на определённом целевом уровне.

В этом случае центральный банк покупает финансовые активы у банков и у других частных компаний на новую электронную эмиссию денег. Это позволяет увеличить банковские резервы сверх требуемого уровня (excess reserves), поднять цены приобретённых финансовых активов и снизить их доходность.

Стимулирующая монетарная политика обычно заключается в покупке ЦБ краткосрочных государственных облигаций с целью снизить краткосрочные рыночные ставки процента путём сочетания постоянных механизмов кредитования (standing lending facilities) и операций на открытом рынке. Однако традиционная монетарная политика при краткосрочных процентных ставках около нуля не позволяет снизить их ещё ниже. В этом случае монетарные власти могут использовать количественное смягчение для дальнейшего стимулирования экономики с помощью покупок долгосрочных финансовых активов, а не только краткосрочных гособлигаций, понижая таким образом долгосрочные ставки процента.

Количественное смягчение может также использоваться для удержания инфляции выше заданного уровня. В этом случае монетарная политика может быть более эффективной по сравнению с политикой сдерживания дефляции в экономике или недостаточно эффективной, если банки не будут выдавать кредиты.

Обычно ЦБ проводит монетарную политику поднятием или снижением его целевой межбанковской процентной ставки. В основном ЦБ достигает своей целевой процентной ставки путём операций на открытом рынке, где ЦБ покупает или продаёт краткосрочные гос.облигации у банков и других финансовых организаций. Когда ЦБ выплачивает или получает деньги за эти облигации, он изменяет количество денег в экономике и одновременно меняет доходность краткосрочных гос.облигаций, которая определяет межбанковские ставки процента.

Если номинальная ставка процента очень близка к нулю, ЦБ не может понижать её дальше. Такая ситуация, называемая ловушкой ликвидности, может возникать при дефляции или очень низкой инфляции. В этом случае ЦБ может проводить количественное смягчение покупая определённое количество облигаций или других активов у финансовых организаций без ссылки на ставку процента. Цель данной монетарной политики - увеличить денежное предложение, а не снизить ставку процента, которая не может быть снижена дальше. Эта политика часто рассматривается как «последний оплот» для стимулирования экономики.

Количественное смягчение , и монетарная политика в целом, может проводиться, если ЦБ контролирует используемую валюту. Центральные банки стран Еврозоны не могут в одностороннем порядке увеличивать денежное предложение и, таким образом, применять количественное смягчение. Они могут только передать данные полномочия ЕЦБ для проведения монетарной политики.

Согласно МВФ политика количественного смягчения центральных банков развитых стран с начала финансового кризиса 2008 года привела к снижению системных рисков после банкротства Lehman Brothers. МВФ считает, что данная политика также привела к увеличению доверия на рынке и снижению риска рецессии стран G7.

Экономист Мартин Фелдстейн считает, что QE2 привела к росту фондового рынка во второй половине 2010 года, что в свою очередь привело к росту потребления и усилению экономики США в конце 2010.

Количественное смягчение может привести к более высокой инфляции, чем ожидалось, если величина требуемого смягчения окажется переоцененной, и будет эмитировано слишком много денег. С другой стороны данная политика может провалиться, если банки будут неохотно выдавать кредиты малому бизнесу и домохозяйствам, чтобы стимулировать спрос. Количественное смягчение может эффективно смягчать процесс сокращения заемного капитала (deleveraging) и, таким образом, снижать доходности по долгам. Но в контексте глобальной экономики низкие процентные ставки могут приводить к фондовым пузырям в других экономиках.

Увеличение денежного предложения имеет инфляционный эффект, который проявляется с некоторым временным лагом. Инфляционные риски могут быть смягчены, если рост экономики превзойдет рост денежного предложения, связанного со смягчением. Если производство в экономике возрастет из-за увеличенного предложения денег, производительность на единицу денег также может возрасти, даже если в экономике станет больше денег. Например, если простимулированный рост ВВП вырастет с тем же темпом, что и величина монетизированных долгов, инфляционное давление будет нейтрализовано. Это может произойти если банки будут выдавать кредиты, а не накапливать у себя наличность.

С другой стороны, если денежный спрос высоко неэластичен по отношению к ставкам процента, или процентные ставки близки к нулю (симптомы ловушки ликвидности), количественное смягчение может применяться для роста денежного предложения, и ВВП экономики находится ниже потенциально возможного уровня, инфляционный эффект будет отсутствовать или иметь небольшую величину.

Увеличение денежного предложения ведет к девальвации местной валюты по отношению к другим. Эта особенность QE помогает экспортерам страны и дебиторам, чьи долги деноминированы в местной валюте, поскольку вместе с валютой девальвируется долг. Однако это напрямую вредит кредиторам страны, поскольку реальная стоимость их сбережений падает. Девальвация валюты также вредит импортерам, поскольку цены импортируемых товаров возрастают.

Новые деньги могут быть использованы банками для инвестиций в развивающиеся, товарные и сырьевые рынки, а не в виде кредитов местному бизнесу, которые испытывают трудности с финансированием.

ФРС США: количественное смягчение экономики QE 1 - QE3

Программа количественного смягчения экономики QE 1 (quantitative easing) была начата Федеральным Резервом США в разгар мирового финансового кризиса (в ноябре 2008г.) и продолжалась по 2009г. включительно. QE 1 имела своей целью спасение крупных корпораций, банков и частных предприятий путем выкупа их обесценившихся долгов. За время действия программы ФРС выкупила ипотечных и других облигаций на сумму 1,7 трлн. долларов.

Количественное смягчение QE 2 была объявлена ФРС США 2 ноября 2010г. и предполагала покупку казначейских облигаций на сумму 600 млрд. долларов в течение 8 месяцев - по 75 млрд. в месяц. Кроме того, ФРС должна была реинвестировать около 300 млрд. долларов из первой программы количественного смягчения QE 1. В итоге общий объём QE2 должен был составить около 900 млрд. долларов. Закончилась в июне 2011г.

Федеральный Резерв США 13 сентября 2012г. запустил третью по счету программу количественного смягчения QE3 . Снова был включен печатный станок, а «напечатанные» доллары пущены на покупку облигаций. Программа выглядит скромнее предыдущих - ежемесячно планировалось выкупать ипотечные облигации на сумму 40 млрд. долларов. Ее продолжительность изначально была определена как «несколько кварталов», но конкретных сроков не устанавливалось. Федрезервом неоднократно подчеркивалось, что главным критерием будет являться общее состояние экономики США - как только ФРС убедится в ее устойчивом и высоком росте, QE3 должна быть свернута. Эксперты ожидают постепенного завершения «QE 3» до конца 2014г.

В нашем мире кризисы происходят повсеместно. Один из самых значительных - это экономический. Когда он происходит в небольшой стране, то он малозаметен. Но экономический кризис в США, ЕС или Китае может отразиться на всей планете. И это неудивительно - ведь каждой этой экономике принадлежит 3/5 всего валового внутреннего продукта планеты. Но если есть негативные тенденции, то с ними нужно как-то бороться. В США для этого используется количественное смягчение. ФРС является ответственным за объявление и проведение этого подхода. Давайте же узнаем, что включает в себя эта программа, как реализовывается и каковы возможны последствия.

Что собой являет программа количественного смягчения?

Что собой являет программа количественного смягчения и какие предпосылки современно положению дел были?

ФРС США придумало хорошее название. Но что за ним скрывается? Откуда брались деньги на выкуп облигаций? Можно задать ещё много вопросов, на которые нужно ответить. На самом деле процесс, который называют количественным смягчением, широкой публике известен как А вот это уже многими экспертами рассматривается как грубое злоупотребление наделёнными полномочиями. Так, когда переполняются каналы обращения значительным количеством денежной массы, то это приводит к инфляционному росту цен. Происходит нарушение уничтожаются стимулы для повышения производительности труда. Ну и в качестве дополнения можно говорить об усиливающейся социально-имущественной можно прочитать в любом учебнике по экономике. Студенты, которые изучают хозяйственные аспекты общественной жизни, должны заучивать это как таблицу умножения. Причем особенностью является то, что данная программа находится под контролем со стороны государства.

Так, в большинстве стран мира именно правительство решает, когда включать станок и увеличивать денежную массу, которая находится в обращении. В США же в декабре 1913 года (то есть свыше 100 лет назад) контроль над станком был передан крупнейшим частным банкирам. Их объединение и называется федеральной резервной системой. Считалось, что частники лучше смогут с ним справляться. И сейчас программа количественного смягчения в США управляется именно ими, при этом с правительством проводятся только консультации. Первоначально банкиры не злоупотребляли полученными возможностями. Но в годы большой депрессии был принят закон о принудительной конфискации ценных металлов, поскольку все деньги должны были быть обеспечены. Но благодаря ликвидации золотого тормоза вместе с Бреттон-Вудской системой в 70-х годах прошлого века ситуация стала плачевной.

Современное положение дел

С тех пор количество денег (хотя и не такими быстрыми темпами, как в рассматриваемых программах) увеличивалось. Вспомните, что писалось ранее. Одной из целей второй программы было сделать экономику таковой, чтобы она была нечувствительная к увеличению денежной массы. И это вполне получилось. Количественное смягчение в США имеет свои результаты, ведь, несмотря на значительное увеличение денежной массы, сильно ощутимого результата для всей страны не последовало. При этом необходимо учитывать, что экономическими науками рекомендуется в первую очередь использовать инструмент процентной ставки, чтобы делать деньги дешевыми или дорогими. Но из-за значительной монетарной массы она держится на уровне 0-0,25 %. Таким образом, денег - море, но они не работают над тем, чтобы развивать производство и удовлетворять потребность людей в чем-то. То есть инструмент процентной ставки уже не выполняет свою задачу. Эффективность денежного рынка падает, и формируется административно-командный подход относительно производства и распределения банкнот. В данном случае всё это возможно из-за того, что проводится политика «количественного смягчения».

Результаты вмешательств

О получении длительного положительного эффекта говорить не приходится. Политика количественного смягчения предоставляет результат на срок в 3-6 месяцев. Особенное внимание акцентируют на положительных краткосрочных эффектах. Так, в качестве таковых упоминают увеличение платежеспособности населения, ослабление валюты (что повлечёт преимущества для экспортеров и обесценивание долгов) и ряд других преимуществ. Но при этом необходимо учитывать, что политика количественного смягчения США будет иметь только кратковременные макроэкономические эффекты. К тому же это сопровождается урезанием бюджетных расходов и повышением уровня налогов (например, кончился срок действия налоговых льгот, введённых в 2008 году во время кризиса, и они не были продлены). Также, когда ведутся разговоры про количественное смягчение и упоминается, что это выигрышная политика, необходимо помнить, что в реалиях современного мира есть и проигравшие. Поэтому другие страны принимают определённые решения для того, чтобы оживление в США не происходило за их счет. А в этом случае количественное смягчение теряет свою эффективность.

Таким образом, говорить о том, что всё позитивно и валюта движется к светлому будущему, не приходится. К тому же использовать этот инструментарий возможно до тех пор, пока есть желающие покупать деньги. А что будет, если они закончатся? Не будет больше никого, кто сможет или захочет их приобрести? В таком случае можно будет говорить как минимум о значительной инфляции - о кризисе, которого ещё не видел наш мир.

22 января европейский регулятор под руководством Марио Драги запустил программу выкупа бондов стран еврозоны, количественное смягчение, на 1 трлн евро с лишним. Ее называют революционной для Европы. Давайте разберемся, что это такое.

Государства выпускают долговые обязательства - бонды - приносящие доход покупателю. Их можно купить и продать до истечения срока погашения. Обычно в первую очередь бонды скупаются банками.

Когда в декабре инфляция в еврозоне стала отрицательной, Европейский Центробанк решил прибегнуть к тому же оружию, что его и коллеги в США и Японии: начать выкупать долги европейских стран на вторичном рынке напрямую. То есть, у банков.

По логике ЕЦБ, банки получают достаточно денег, чтобы кредитовать бизнес и частных лиц. Получив финансирование, компании смогут расширяться, безработица пойдет вниз, потребительский спрос - вверх, а за ним - и инфляция вернется к здоровому для экономику темпу в 2% годовых (вместо -0,2%, как сейчас).

В принципе, ЕЦБ может скупать до 33% госдолга страны зоны евро, но только облигации с инвестиционным рейтингом. Такие страны как Греция и Кипр в этом список не попадают, хотя больше других нуждаются в помощи. Марио Драги заявил, что выкуп ценных бумаг стран, получающих помощь от ЕС и МВФ, возможен при “дополнительных условиях”.

Ведомство Драги планирует тратить по 60 млрд евро в месяц начиная с марта 2016 и пока - до сентября будущего года, а там будет видно.

Марк Хейфеле, глава инвестиционного отдела UBS :

“Размер программы больше, чем ждали люди, но гораздо важнее другое - открытая дата, то есть, ЕЦБ может продлить ее, если сочтет нужным. И еще одно - заявление о системе разделении рисков, в некотором роде можно считать историческим.”

Что за разделение рисков? Лишь 20% выкупа будет проводить напрямую ЕЦБ, остальные 80% - национальные центробанки стран еврозоны. То есть, политически и ЕЦБ, и сам евро стали менее унифицированными.

Германия была главным противников количественного смягчения - но именно она, крупнейшая экономика Европы, похоже, выигрывает больше всех. Предполагается, что объем приобретения бондов той или иной страны будет зависеть от ее вклада в капитал ЕЦБ.

Для рядовых же европейцев мощный приток дешевых денег в финансовую систему означает, в первую очередь, снижение стоимости кредитов. Правда, и курса евро к доллару тоже. Но это уже - бонус для европейских экспортеров. Чем ниже курс валюты, тем конкурентоспособнее товары на мировом рынке. А евро в течение года обещают ослабление до паритета с долларов (курс пятницы - 1,12 доллара за евро).

Но это все получится только в случае, если запущенная ЕЦБ машина сработает как надо и банки захотят кредитовать экономику. До сих пор они делали это весьма неохотно. К тому же никакая денежная политика не может заменить собой структурные реформы экономики, как не устает напоминать ЕЦБ европейским правительствам.