Составление налоговых декларации по видам уплачиваемых налогов. Курсовая работа: Порядок составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

Налоговая декларация - официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

При подачи налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговую декларацию должны подавать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица (ИП), в т.ч. нотариусы, адвокаты, репетиторы, домработницы.

В Российской Федерации, в соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики должны представлять декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Декларации по некоторым налогам (в частности, налогу на прибыль организаций) необходимо предоставлять не только за налоговый период, но и за отчетные периоды. Некоторые декларации (такие как, декларация по НДС) предоставляются ежеквартально, т.е. за каждые три месяца.

Налоговая декларация состоит из трех разделов и «Упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» заполняют титульный лист, раздел 1.2 и раздел 2.2.

Рассмотрим на примере нашей организации ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика » за 2016 год (см.приложение 5).

Налогоплательщиком ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика» является Бычков Анатолий Андреевич. Данная декларация представлена на трёх страницах.

Раздел 1.2. Сумма налога (авансового платежа по налогу), и минимального налога, подлежащая к уплате (уменьшению), по данным налогоплательщика.

Сумма авансового платежа к уплате не позднее 25 апреля отчетного года (стр. 040) равна стр. 271 – стр. 020 = 185904 рублей.

Сумма авансового платежа к уплате по сроку не позднее 25 октября отчетного года - стр. (стр. 070) равна стр. 272 – (стр. 020 + стр. 040 – стр. 050) = 10081 рубль.

Раздел 2.2. Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, и минимального налога.



В строке 201 указываем значение 2 «Доходы минус расходы». В строках 210-213 (стр. 210 = 20237877, стр. 211 = 39252113, стр. 212 = 50504075, стр. 213 = 78556750

поквартально нарастающим итогом проставляем полученные доходы, из которых формируется налогооблагаемая база. А в стр. 220-223 (стр. 220 = 17226980, стр. 221 = 32523141, стр. 222 = 43573470, стр. 223 = 69598617) будут стоять суммы расходов (Нарастающим итогом), соответствующих перечню из статьи 346.16 НК РФ. Как и в предыдущих случаях, каждой строке соответствует свой налоговый период (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Налоговая база для исчисления налога за полугодие (стр.241) равна стр. 211 – стр. 221 = 6728972.

Зв девять месяцев (стр. 242) равна стр. 212 – стр. 222 = 6930605

За налоговый период (стр. 243) равна стр. 213 – стр. 223 – стр. 230 = 60640484

Сумма полученного убытка за истекший налоговый период за первый квартал (стр. 250) равна стр. 220 – стр. 210 = 3010897.

Сумма начисленного налога за полугодие (стр.271) равна стр. 241*стр. 261/100 = 33644860

За девять месяцев (стр. 272) равна стр. 242*стр. 262/100 = 34653025

За налоговый период (стр.273) равна стр. 243*стр. 263/100 = 4479066

Сумма исчисленного минимального налога за налоговый период (ставка равна 1%) (стр. 280) равна стр. 213*1/100 = 78556750

Отчет в ФСС по форме 4-ФСС предприятия ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика» представлен в приложении 7 .

Мне предоставили форму 4 – ФСС за 2016 год. Отчетный период – год. ИНН 003015001860. КПП 301501001. ОГРН 001023000824670. Номер контактного телефона 8512518236. Почтовый индекс 414041. Шифр плательщика страховых взносов (страхователя) 121/01/00. Адрес регистрации: субъект: Астраханская область, город Астрахань, улица Красная набережная 171. Численность работников 86 из них 48 женщин. Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю плательщик страховых взносов Бычков Анатолий Андреевич. Дата представления расчета 23.01.2017 г.

Раздел 1. Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам.



Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сумма не принятых к зачету расходов территориальных органом Фонда за прошлые расчетные периоды(стр.5) =1899,35

Всего (сумма строк 1+2+3+4+5+6+7) (стр.8)=1899,35

Сумма уплаченных страховых взносов (стр. 16)=1899,35.

Всего (сумма строк 12+15+16+17)(стр.18)=1899,35

48.1. Налоговая декларация составляется по форме, утвержденной в порядке, определенном положениями пункта 46.5 статьи 46 настоящего Кодекса и действующем на время ее представления.

Форма налоговой декларации должна содержать необходимые обязательные реквизиты и соответствовать нормам и содержанию соответствующих налога и сбора.

48.2. Обязательные реквизиты - это информация, которую должна содержать форма налоговой декларации и при отсутствии которой документ утрачивает определенный настоящим Кодексом статус с наступлением предусмотренных законом юридических последствий.

48.3. Налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:

тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);

отчетный (налоговый) период, за который подается налоговая декларация;

уточняемый отчетный (налоговый) период (для уточняющего расчета);

полное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика согласно регистрационным документам;

код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;

регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом в соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

местонахождение (местожительство) налогоплательщика;

наименование органа государственной налоговой службы, в который подается отчетность;

дата представления отчета (или дата заполнения - в зависимости от формы);

инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек должностных лиц налогоплательщика;

подписи налогоплательщика - физического лица и/или должностных лиц налогоплательщика, определенных настоящим Кодексом, заверенные печатью налогоплательщика (при наличии).

48.4. В отдельных случаях, когда это соответствует сути налога или сбора и необходимо для его администрирования, форма налоговой декларации дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты:

отметку об отчетности по специальному режиму;

код вида экономической деятельности (КВЭД);

код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно данным реестра плательщиков налога на добавленную стоимость за отчетный период.

48.5. Налоговая декларация должна быть подписана:

48.5.1. руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика такая налоговая декларация подписывается таким руководителем и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета;

48.5.2. физическим лицом - налогоплательщиком или его законным представителем;

48.5.3. лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации согласно договору о совместной деятельности или соглашению о распределении продукции.

48.6. Если налоговая декларация подается налоговыми агентами - юридическими лицами, она должна быть подписана руководителем такого агента и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации такого агента, а если налоговым агентом является налогоплательщик - физическое лицо - таким налогоплательщиком.

48.7. Налоговая отчетность, составленная с нарушением норм настоящей статьи, не считается налоговой декларацией.

2. Расчетов налогов и составление налоговых деклараций

Перечень налогов, уплачиваемых в ООО «Сямженские молочные продукты»:

Налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения;

Транспортный налог;

Земельный налог;

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Составление налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде

Предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Все реквизиты должны быть достоверно заполнены налогоплательщиком.

Упрощенная система налогообложения

Экономическое содержание. Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления.

Расходы и доходы по этой системе определяются налоговым методом. На выбор существует 2 объекта налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

Система может применяться налогоплательщиком до тех пор, пока выручка от осуществления предпринимательской деятельности не превысит 15млн.руб. (без учета НДС), либо средняя численность работников превысит 100 чел., остаточная стоимость основных средств и наматериальных активов превысит 100 тыс.руб., либо налогоплательщик займется видами деятельности, не попадающими под данный специальный режим.

Законодательная база. НК РФ, гл. 26 «Упрощенная система налогообложения».

Налогоплательщик – ООО «Сямженские молочные продукты».

Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Ограничения по переходу на упрощенную систему налогообложения:

· по численности работников – средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 чел.;

· по режиму налогообложения:

1) индивидуальный предприниматель или организация переведены на систему налогообложения для с/х товаропроизводителей в соответствии с гл 26 НК РФ

2) не истек 1 год после того, как индивидуальный предприниматель или организация утратили право на применение упрощенной системы налогообложения.

По видам деятельности – не имеют право применять упрощенную систему налогообложения:

1) профессиональные участники рынка ЦБ;

2) индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся игорным бизнесом;

3) индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

4) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

5) индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся участниками соглашения о разделении продукции;

6) организации, имеющие филиалы или представительства;

8) страховщики;

9) негосударственные пенсионные фонды;

10) инвестиционные фонды;

11) ломбарды;

12) бюджетные организации.

· по стоимости имущества – остаточная стоимость имущества организации не превышает 100 млн.руб.;

· по составу собственников – организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет менее 25%

Для индивидуальных предпринимателей единый налог заменяет уплату:

Налога на доходы физических лиц;

Налога на добавленную стоимость;

Налог на имущество физических лиц;

ЕСН (за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование);

Для организаций:

Налог на прибыль;

Налог на имущество организаций;

Ставка налога, если объектом налогообложения является доходы, составляет 6%.

Ставка налога, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, составляет 15%.

Преимущества:

1. Существенное снижение налоговых обязательств большинства налогоплательщиков по сравнению с общим режимом налогообложения;

2. Значительное упрощение налогообложения и бухгалтерского учета;

3. Меньшее число налогов;

Недостатки:

1. Возможность потери клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;

2. Необходимость доплаты сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реализации объектов основных средств;

3. Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков;

4. Негативные последствия в случае потери права или отказа от применения упрощенной системы налогообложения.

Транспортный налог

Данный налог вводится 28 главой НК РФ.

На территории конкретного региона введение данного налога осуществляется на основании регионального законодательного акта - областной закон «О транспортном налоге» №537 ОЗ от 30.12.02 года.

Налогоплательщик – ООО «Сямженские молочные продукты»

Объект налогообложения – транспортные средства зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Транспортные средства делятся на:

1) Наземные:

Легковые и грузовые автомобили

Автобусы

Мотоциклы и мотороллеры

Снегоходы и мотосани

Др. самоходные машины

Механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

2) Водные:

Теплоходы

Яхты, катера

Парусные суда

Моторные лодки

Гидроциклы

Буксируемые суда

3) Воздушные:

Самолеты

Вертолеты

Иные воздушные транспортные средства.

Налогооблагаемая база

Льготы по транспортному налогу устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровне (см. ОЗ №537).

Федеральные льготы предусматривают освобождение от уплаты налога следующих транспортных средств:

1. Весельные лодки, а также моторные лодки с мощностью двигателя не более 5 л.с.

2. Легковые автомобили оборудованные для инвалидов, а также с мощностью двигателя до 100 л.с. приобретенные через органы социальной защиты населения.

3. Промысловые морские и речные суда.

4. Транспортные средства используемые для перевозки пассажиров или грузов (за исключением наземного).

5. с/х машины.

6. Транспортные средства военных и аналогичных подразделений.

7. Транспортные средства находящиеся в розыске, при этом владелец должен получить документ подтверждающий факт угона.

8. Самолеты, вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

В ООО «Сямженские молочные продукты» льгот по уплате транспортного налога нет.

Ставки транспортного налога дифференцированы в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетный период – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Транспортный налог = налогооблагаемая база * ставка, руб.

Если в течение налогового периода произошли какие-либо изменения в составе транспортного средства, налог исчисляется следующим образом:

Транспортный налог = налогооблагаемая база * ставка * К.

где n – количество месяцев в собственности.

При этом операции совершенные до 15 числа месяца не увеличивают срок владения и наоборот, после 15 увеличивают.

Срок уплаты – до 30 числа месяца следующего за отчетным периодом.

По итогам отчетных периодов производится уплата авансовых платежей, а в налоговые органы представляется «Расчет авансовых платежей по транспортному налогу».

По итогам года сдается Налоговая декларация по транспортному налогу.

Приведем пример расчета транспортного налога на транспортное средство ГАЗ 3309:

налоговая база составляет 118 руб., налоговая ставка – 40 руб.

Транспортный налог = 118 * 40=4720.

Земельный налог

Земельный налог вводится главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а так же «Положением о земельном налоге», утвержденном решением Вологодской городской думы от 06.10.2006 года № 309.

Налогоплательщик - ООО «Сямженские молочные продукты»

Объектом налогообложения признаются земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования.

Не признаются объектами налогообложения: изъятые из оборота земли, в соответствии с законом РФ; ограниченные в обороте земли, находящиеся под памятниками истории и искусства, занятые государственными водными объектами.

Налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога инвалиды 1,2 и 3 группы, а так же инвалиды детства. На местном уровне освобождаются от уплаты налога органы местного самоуправления и бюджетные организации.

На частичное освобождение от уплаты налога имеют право: организации инвалидов, государственные автодороги, религиозные организации, организации художественного народного промысла, физические лица – представители малочисленных народов, полные кавалеры ордена славы (на федеральном уровне); 90 % - собственники жилых помещений, организации и ИП, осуществляющие управление многоквартирным домом, 50 % - садоводческие, огороднические и дачные кооперативы (на местном уровне).

Налоговые ставки:

· 0,3 % - сельскохозяйственные земли, земли жилого фонда, земли личного подсобного хозяйства;

· 1,5 % - все остальные земельные участки.

Исчисление земельного налога.

ЗН = Кадастровая стоимость*% ставка*(n/12),

где n – число месяцев нахождения участка в стоимости предприятия.

Рассмотрим пример расчета земельного налога:

Кадастровая стоимость - 100947 руб.

Налоговая ставка – 1,5%.

Земельный налог = 100947 * 0,015 = 1514 руб.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

С вступлением в силу Закона №167-ФЗ наряду с уплатой единого социального налога налогоплательщики должны уплачивать в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии граждан. При этом доля единого социального налога, ранее зачисляемая в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступает в федеральный бюджет, и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии. В соответствии с главой 24 НК РФ сумма платежа, зачисляемая в федеральный бюджет, предусматривает обязательный налоговый вычет в Пенсионный фонд для финансирования страховой и накопительной частей пенсии.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (статья 3 Закона №167-ФЗ). В настоящее время в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуальной возмездной основе, а их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, в отличие от налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности. При поступлении в бюджет ПФР они персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному в ПФР лицу. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями за период его трудовой деятельности.

Согласно статье 6 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям:

· как лица, производящие выплаты физическим лицам;

· непосредственно как индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ если индивидуальный предприниматель одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно.

Общие требования к порядку заполнения декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР

1. Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование заполняется шариковой или перьевой ручкой, черным либо синим цветом. Возможна ее распечатка на принтере.

Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Декларация на бумажном носителе может быть представлена страхователем в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

2. При заполнении декларации учитывается следующее. В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных декларацией, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Все значения показателей отражаются в целых числах. Если на страницах декларации, которые должны быть представлены страхователями, какие-либо таблицы ими не заполняются, то в полях этих таблиц ставится прочерк. Для исправления ошибок следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение показателя и поставить подпись страхователя (для организации - подписи должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера) под исправлением, с указанием даты исправления. Все исправления должны быть заверены печатью организации (штампом – для иностранных организаций) или подписью индивидуального предпринимателя, а также физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства. После заполнения и комплектования декларации проставляется сквозная нумерация заполненных страниц в поле «Стр.». Страница 001 титульного листа, Разделы 1., 2., 2.1., 2.2. декларации представляются всеми страхователями. Страница 002 титульного листа представляется физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, в случае отсутствия у них ИНН. Раздел 2.3. декларации представляется организациями, имеющими обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по представлению декларации по страховым взносам.

3. В верхней части каждой заполняемой страницы декларации указываются:

· ИНН и КПП организации указываются согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме № 12-1-7, утвержденной приказом МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц»

· КПП по месту нахождения обособленного подразделения - согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме № 12-1-8, утвержденной приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 или согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-3, утвержденной приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется лицами, признаваемыми налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющими операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), по данным налогам и не имеющими по этим налогам объектов налогообложения.

Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:

не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;

не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 24 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-561, от 23 ноября 2007 г. № 03-02-08/15.

Сдать единую (упрощенную) декларацию нужно в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Периодичность подачи единой (упрощенной) декларации - поквартальная. Декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Такой порядок установлен в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Организация может сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию одним из двух способов:

в бумажном виде (через уполномоченного представителя организации или по почте);

в электронном виде через Интернет.

Для применения единой (упрощенной) налоговой декларации существует ряд ограничений, которые установлены пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ. На момент сдачи отчетности только сама организация знает, выполняются все эти ограничения или нет. Поэтому она и решает, сдавать ли декларацию по единой (упрощенной) форме или нет. Если впоследствии налоговая инспекция при проверке обнаружит, что организация не имела права отчитываться по единой (упрощенной) форме, ее оштрафуют за неподачу декларации по статье 119 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, применение единой (упрощенной) налоговой декларации - это право, а не обязанность организации. То есть организации могут сдавать вместо нее нулевые декларации по каждому из налогов.

Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год превышает 100 человек, то права выбора у организации нет. В течение года декларации следует представлять только в электронном виде. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность (в т. ч. годовые декларации за предыдущий год) в электронном виде в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.



Такие правила установлены в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Форма единой (упрощенной) декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.

Единая (упрощенная) декларация включает в себя два листа.

На первом листе указывается:

ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняются справа налево, а в двух ячейках, оставшихся свободными, проставляются нули);

код вида документа (для первичной отчетности - 1, для уточненной - 3);

отчетный год, за который сдается декларация;

полное наименование налоговой инспекции, в которую подается единая (упрощенная) налоговая декларация, и ее код;

полное наименование организации;

код по ОКАТО (по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413);

код вида деятельности (по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст);

контактный телефон.

Основное содержание первого листа - таблица, где надлежит перечислить названия налогов, по которым в течение квартала организация или предприниматель признавались налогоплательщиками, но объекты налогообложения по этим налогам не возникали. Таблица позволяет вписать в нее сведения только о четырех налогах. Если для организации (предпринимателя) этого недостаточно, в состав декларации включаются две первые страницы.

Наименования налогов указываются в очередности, соответствующей нумерации глав части второй Налогового кодекса РФ. По налогам, вписанным в единую (упрощенную) декларацию, указывается:

в графе 1 - номер главы Налогового кодекса РФ, которой установлен налог;

в графе 2 - код налогового (отчетного) периода;

в графе 3 - номер квартала, в котором у налогоплательщика не было объектов обложения данным налогом.

По налогам, налоговый период у которых равен кварталу, код налогового периода - 3.

Этот код указывается, когда в декларацию вписываются:

НДС (ст. 163 Налогового кодекса РФ);

водный налог (ст. 333.11 Налогового кодекса РФ).

По налогам, налоговый период у которых равен году, в графе 3 указывается код отчетного периода:

3 - если сведения подаются за I квартал;

6 - если сведения подаются за первое полугодие;

9 - если сведения подаются за девять месяцев;

0 - если сведения подаются за год.

Номер квартала (графа 4) по этим налогам указывать не нужно.

В таком порядке нужно вписывать в декларацию:

налог на прибыль (ст. 285 Налогового кодекса РФ);

единый сельхозналог (ст. 346.7 Налогового кодекса РФ);

единый налог при УСН (ст. 346.19 Налогового кодекса РФ);

налог на имущество (ст. 379 Налогового кодекса РФ);

транспортный налог (ст. 360 Налогового кодекса РФ);

земельный налог (ст. 393 Налогового кодекса РФ.

Это предусмотрено разделом II Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.

Сведения об НДС можно вписать в единую (упрощенную) декларацию при соблюдении в течение квартала трех условий:

отсутствие объектов обложения НДС;

отсутствие движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;

отсутствие операций, которые должны отражаться в декларации по НДС. Например, операций по продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых Россия не признается (раздел 7 декларации по НДС), или экспортных операций, по которым обоснованность применения нулевой ставки НДС была подтверждена в прошлых налоговых периодах, а право на применение налоговых вычетов возникло в текущем квартале (раздел 5 декларации по НДС).

Форма и порядок заполнения единой (упрощенной) декларации позволяют указывать в ней только те налоги, налоговым периодом для которых является квартал или календарный год (п. 7.9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н). Поэтому при отсутствии объектов обложения акцизами (ст. 192 Налогового кодекса РФ) и налогом на добычу полезных ископаемых (ст. 341 Налогового кодекса РФ) по каждому из этих налогов следует подавать нулевые налоговые декларации даже в том случае, если у организации не было движения денежных средств на расчетном счете и в кассе.

Если единую (упрощенную) налоговую декларацию подписывает руководитель организации, следует указать его фамилию, имя и отчество полностью. Руководитель ставит подпись и заверяет декларацию печатью организации.

Если декларацию подписывает представитель организации, то, кроме фамилии, имени и отчества, необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия. Если представителем является организация, декларацию подписывает ее руководитель. Его подпись должна быть заверена печатью этой организации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черного либо синего цвета. Возможна распечатка декларации, заполненной в машинописном виде. Чтобы исправить ошибку, зачеркните неправильную запись и впишите правильную. Каждое исправление должно быть заверено подписью руководителя (представителя) и печатью организации. Об этом сказано в разделе I Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.

Несвоевременная подача единой (упрощенной) налоговой декларации является налоговым правонарушением. Ответственность за него предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса РФ.

За несвоевременную подачу упрощенной декларации штрафы взимаются по каждому налогу, который в ней указан. Размер штрафа зависит от суммы налога к уплате (доплате), указанной в декларации. При этом штрафы надлежит перечислять в бюджет по разным КБК. Об этом сказано в письме Минфина России от 26 ноября 2007 г. № 03-02-07/2-190.

Поскольку в единой (упрощенной) налоговой декларации суммы налогов отсутствуют, налоговая инспекция может наложить штраф в минимальном размере - 100 рублей (абз. 2 п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ). Однако этот штраф применяется лишь в случаях, если декларация сдана с опозданием на срок не более 180 рабочих дней. Если единая (упрощенная) налоговая декларация сдана с опозданием на больший срок, то минимальный штраф не взыскивается. Пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ такая санкция не предусмотрена.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений либо недостоверных сведений налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную декларацию.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП ГОГОЛЕВСКИЙ В.И.

1. Налоговая декларация и налоговый контроль


В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговую декларацию предоставляют:

индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, - по доходам от предпринимательской деятельности;

нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, - по доходам, полученным от такой деятельности;

физические лица - по доходам, полученным ими от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, независимо от размера полученных в данном случае сумм;

физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании заключенных между ними гражданско-правовых договоров или договоров аренды любого имущества;

физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, которые получили в истекшем налогом периоде доходы из источников находящихся за пределами России, - исходя из сумм этих доходов;

физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, на тотализаторе или других основанных на риске играх, исходя из сумм выигрышей независимо от их размера;

физические лица, получившие другие доходы, налог по которым не был удержан при их выплате налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Помимо обязанности представлять в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц, установленной Налоговым кодексом РФ для вышеперечисленных категорий плательщиков, физические лица - налогоплательщики имеют право добровольно подать декларацию по налогу для получения:

стандартных налоговых вычетов, если они не были предоставлены или предоставлены в меньшем размере налоговым агентом в течение налогового периода;

социальных налоговых вычетов;

имущественных налоговых вычетов в части имущественных вычетов;

профессиональных налоговых вычетов.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком (абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ).

Декларация по налогу на доходы физических лиц должна быть представлена налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Если этот срок приходится на нерабочий день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Декларация по налогу на доходы физических лиц составляется и подается в налоговые органы по форме, разрабатываемой и утверждаемой Федеральной налоговой службой России.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2011 года №ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» были утверждены форма налоговой декларации 3-НДФЛ и порядок ее заполнения. Декларация по форме 3-НДФЛ, утвержденная настоящим приказом, представляется в налоговые органы, начиная с налогового периода 2010 года. Порядок заполнения декларации по форме 3-НДФЛ представлен в Приложении №2 данного приказа.

В декларации физическое лицо должно указать все данные, необходимые для исчисления налога на полученные им за прошедший налоговый период доходы. В налоговой декларации по форме 3-НДФЛ приводятся следующие основные показатели:

персональные данные на налогоплательщика - фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес, ИНН и т.д.;

суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату из бюджета;

заполняются разделы, где производятся расчеты налоговой базы и сумм налога на доходы физических лиц, облагаемые по различным ставкам;

производятся расчеты сумм налоговых вычетов (стандартных, социальных, профессиональных, имущественных);

приводится расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами;

другие показатели.

К декларации должны быть приложены документы, подтверждающие право налогоплательщика на вычеты, а также справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

Вместе с декларацией 3-НДФЛ подается декларация 4-НДФЛ. Декларация формы 4-НДФЛ подается с целью указания суммы предполагаемого дохода, определяемого налогоплательщиком, на основании которой налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий налоговый период.

Декларация формы 4-НДФЛ заполняется физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, в следующих случаях:

1)появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ).

2)значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщики обязаны представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей по налогу на доходы на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ).

Форма декларации 4-НДФЛ утверждена Приказом Федеральной налоговой службой от 27 декабря 2010 г. №ММВ-7-3/768@ «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)». Форма налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ) представлена в Приложении №1 к Приказу. Порядок заполнения и формат налоговой декларации 4-НДФЛ представлены в Приложениях №2 и №3.

За непредставление декларации в случаях, когда налогоплательщик обязан был это сделать, ст. 119 НК РФ предусматривает штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Кроме штрафа за непредставление декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Неуплата большой суммы налога образует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п. 2 ст. 198 УК РФ).

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей.

Предоставление налоговых деклараций по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ помогает налоговым органам определить величину доходов налогоплательщиков, сумму налога, а так же выявить нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Налоговая декларация является основным документом позволяющим осуществлять процедуру налогового контроля.

Правовой основой налогового контроля в РФ является раздел V НК РФ (Налоговая декларация и налоговый контроль) и Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Государственный налоговый контроль - это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий формирования денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины, а также совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль - завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.

Контрольная деятельность государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, что является конечной (стратегической) целью налогового контроля.

Основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:

обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;

обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;

предупреждение нарушений налогового законодательства;

возмещение ущерба. причиненного государству в результате налогового законодательства.

Элементами налогового контроля являются:

законодательство о налогах и сборах;

субъекты налогового контроля;

объекты налогового контроля;

порядок (процедура) налогового контроля;

инструменты организации и обеспечения налогового контроля.

Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней.

Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных отношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. Государству таких масштабов, как Российская Федерация, потребовалась единая система государственных органов, специализирующаяся на осуществлении оперативного и систематического контроля в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) определяет закрытый перечень различных государственных органов:

1.Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации (налоговые органы).

2.Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (таможенные органы).

.Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов).

4.Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы).

5.Органы государственных внебюджетных фондов.

Однако в соответствии со ст. 82 НК РФ только налоговые органы и таможенные органы наделены полномочиями по проведению налогового контроля во всех его формах.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации.

Инструментами организации и обеспечения налогового контроля являются:

Государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей;

Учет организаций и физических лиц;

ведение различных информационных баз данных;

налоговые проверки;

ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

взыскание задолженности в бюджет;

применение санкций и другие.

Форма налогового контроля - это способ организации контрольных действий. По смыслу ст. 82 НК РФ формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов, который включает:

  1. налоговые проверки;
  2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  3. проверка данных учета и отчетности;
  4. осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;
  5. другие формы.

Применение каких-либо иных форм налогового контроля может привести к нарушению прав налогоплательщика и к признанию действий соответствующих органов незаконными, а также к отмене соответствующих положений нормативных актов.

При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют целый комплекс мер:

регистрацию и учет налогоплательщиков;

прием и обработку отчетности;

учет налоговых поступлений и начисленных сумм, а также задолженности;

контроль своевременного поступления платежей;

камеральные и выездные налоговые проверки;

производство по делу о налоговом правонарушении;

реализацию материалов налоговых проверок;

анализ эффективности администрирования на всех уровнях управления.


2. Порядок проведения и виды налоговых проверок

налоговый проверка декларация правовой

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок - камеральных и выездных.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

При камеральной проверке, в частности, осуществляется:

проверка правильности исчисления налоговой базы;

проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;

проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

Использование налогоплательщиком налоговых льгот - документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога - документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Основанием служат налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Предметом проверки выступает любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Проверяемый период - налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Приостановление проверки возможно при выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Повторная проверка не предусмотрена.

По окончании проверки оформляется акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки». Но составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля - выездной проверки.

Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:

при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;

непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;

отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:

налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);

доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;

систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;

среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;

неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.

При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.

Основными принципами, регламентирующими порядок проведения выездных налоговых проверок являются:

Проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ);

проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@;

срок проведения не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ);

проводится одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ);

проверяемый период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки - период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ);

приостановление проверки возможно на срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

повторная проверка возможна в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом и при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ);

по окончании оформляется справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольном виде. В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налоговых органов, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражение. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.

Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:

путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган - подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;

путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, - подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;

обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.


Задачи


ООО «РИНГО» получило в налоговом органе письменное разъяснение по вопросам применения налогового законодательства. Организация последовала изложенным разъяснениям и неправильно исчислила налог, что повлекло взыскание пени. Правомерно ли взыскание пени в этом случае?

Ответ: Рассмотрение этой ситуации следует осуществлять исходя из норм ст. 75, 109 и 111 НК РФ.

Ч. 3 ст. 111 НК РФ предусматривает, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений данных ему налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции является обстоятельством исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. А с учётом ч. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (ст. 75 НК РФ).

Таким образом, взыскание пени в рассматриваемой ситуации неправомерно.

Налоговым органом вынесено решение о применении к организации налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление справки о доходе, выплаченном физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, за приобретенный у этого лица товар. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Налоговым органом дана неверная квалификация совершённого налогоплательщиком нарушения. ч. 1 ст. 126 предполагает непредставление документа в указанный срок, а фабула задачи говорит о непредставление документа.

Статья 126 НК РФ. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Необходимо применить нормы ч. 2 ст. 126:

«2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.»


Список использованных источников


1.Налоговый Кодекс РФ. ч.I. от 31.07.1998 №146-ФЗ в ред. от 07.05.2013 №104-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

2.Налоговый Кодекс РФ. ч.II. от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 07.05.2013 №94-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ в ред. от 05.04.2013 №59-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

4.Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 №943-1 в ред. от 07.05.2013 №102-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

5.Приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (Зарегистрировано в Минюсте России 20 февраля 2007 г. №8991) (в ред. от 23.07.2012 №ММВ-7-2/511@) // СПС «Консультант плюс»

6.Приказ ФНС РФ от 10 ноября 2011 г. №ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. №22575) // СПС «Консультант плюс»

7.Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - СПб. Юрцентр Пресс, 2010.

8.Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2010.

9.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации частям первой и второй/ под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - М.:Юрайт-Издат, 2010.

10.Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

11.Косов М.Е. Налогообложение физических лиц: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12.Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер, СПб. - 2010.

13.Нестеров Г.Г. Налоговый контроль: Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2009.

14.Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие. / Под ред. Проф. А.Н. Романова. - М.: Вузовский учебник, 2009.

15.Парыгина В.А., Тедеев В.А. Налоговое право РФ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.