Совокупность производственных отношений основа формации 5 букв. Теория формаций

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений

Производительные силы и производственные отношения

Альтернативный взгляд. Понятие о формационном подходе

Кроме цивилизационного похода к анализу общественно-экономических систем существуют и другие. Наиболее распространенным в нашей стране является разработанное марксистской теорией выделение общественно-экономических формаций и соответствующих им способов производства.

В основе формационного подхода лежат марксистские воззрения на материальное производство как на единство производительных сил и производственных отношений. Первые определяют техническую сторону производства. Вторые складываются между людьми в процессе производства и по поводу присвоения его результатов. При этом ядром производственных отношений выступают отношения собственности .

Способ производства есть сложившееся в данном обществе соответствие производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Общественно-экономическая формация ¾ более широкая категория, охватывающая также неэкономические отношения и институты, определяемые данным способом производства.

К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что существует закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Механизм его действия заключается в следующем. Развитие производительных сил (технические усовершенствования, вовлечение в производство новых ресурсов и т. п.) приводит к тому, что меняются отношения между людьми сначала на производстве, а затем и в обществе в целом. В частности, появляются новые формы собственности.

Например, переход от кочевничества к оседлому земледелию (сдвиг в производительных силах) привел к возникновению особой группы людей, специализирующихся на данном производстве, что в свою очередь вызвало появление частной собственности на землю (сдвиг в производственных отношениях). Далее на этой базе появились развитые формы государства, которые были немыслимы в кочевых племенах (сдвиг в неэкономических институтах).

Выделяют пять общественно-экономических формаций и соответственно пять способов производства : первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (социализм является его первой ступенью).

Первобытно-общинная и коммунистическая формации рассматриваются как бесклассовые, исключающие эксплуатацию человека человекам способы организации общества. При этом в первом случае отсутствие эксплуатации объясняется низким уровнем развитием производительных сил (человек едва был способен содержать самого себя, поэтому у него ничего нельзя отобрать), а во-втором, напротив, очень высоким. Все прочие формации являются классовыми, причем эксплуатируемые и эксплуататоры находятся в непримиримом противостоянии. При рабовладении такими антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы, при феодализме ¾ феодалы и крепостные крестьяне, при капитализме ¾ буржуа и пролетарии.

Первобытнообщинная формация характеризуется:

1. примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка - коллективный (охота, земледелие);

2. отсутствием частной собственности - общей собственностью на средства и результаты труда;

3. равенством и личной свободой;

4. отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

5. слабой общественной организацией - отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

1. ирригационное земледелие как основу экономики;

2. отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

3. государственную собственность на землю и средства производства;

4. массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

5. наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

1. возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" - рабов;

2. социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

3. государство и публичная власть.

4. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

5. крупной земельной собственности особого класса землевладельцев - феодалов;

6. труде свободных, но зависимых экономически (редко - политически) от феодалов крестьян;

7. особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах - городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

1. основную роль в экономике начинает играть промышленность;

2. усложняются средства производства - механизация, объединение труда;

3. промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

4. основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

1. отсутствием частной собственности на средства производства;

2. государственной (общественной) собственностью на средства производства;

3. трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

4. справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

5. высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой:

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Формационный подход (2). К.Маркс выделил 5 формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (с двумя фазами – социализм и собственно коммунизм) К.Маркс исходил из того, что, если человечество развивается поступательно и представляет собой единое целое, то все народы должны последовательно пройти все основные этапы (формации) развития Экономической основой такого движения является противоречие между постоянно развивающимися и выходящими на новый уровень производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Как следствие этого противоречия происходят социальные революции и переход от одной формации к другой. Экономический факультет СПбГУ. Д.э.н., проф. Г.Г.Богомазов. 116.

Слайд 116 из презентации «Развитие экономики» к урокам экономики на тему «История экономики»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке экономики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Развитие экономики.ppt» можно в zip-архиве размером 126 КБ.

Скачать презентацию

История экономики

«Развитие экономики» - Этапы маржиналистской революции. Что такое наука. Идеи А.Г. Франка. Современная наука. Кейнсианская революция. Ценность. Общая величина стоимости товара. Скорость исторического развития. Зачем нужна история науки. Отличие институционализма от других направлений экономической мысли. Средства познания.

«Экономика античности» - Экономическое развитие Древнего Рима. Ксенофонт. Реформы по ликвидации долгового рабства. Государственное устройство. Вся земля находилась в собственности государства. Хозяйства – латифундии. Люций Юний Модерат Колумелла. Аристотель. В сельском хозяйстве рабов было немного. Платон. Главной отраслью экономики Рима было сельское хозяйство.

«Фридрих фон Хайек» - Основные теории. Цены, установленные рынком. Социальный порядок. Работы. London and Chicago. Фридрих Август фон Хайек. Вклад Фридриха Августа фон Хайека в современную экономическую науку. Расширение функции государства. Современное значение. Основные труды. Профессор и лауреат нобелевской премии. Основные первоисточники на иностранном языке.

«Развитие капитализма» - Экономическое развитие России. Экономическое развитие Германии. Экономический кризис в Германии. Контроль в промышленности и торговле. Причины второй технологической революции. Французское правительство 1930-х гг. Экономическое развитие США 1920-х гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Становление и развитие промышленного и регулируемого капитализма.

«Законы развития капитализма» - Историческая справка. Фетишизм политэкономии. Основа цикличности. Логика подъёма. Фетишизм капитала, приносящего проценты. Рабочее время. Тенденция. Законы развития капитализма. Пусковой механизм. Логика оживления. Резервная армия труда. Царство необходимости и царство свободы. Спрос на деньги и кризис.

Карл Маркс (1818-1883), Германия

1) Формационная теория общественного развития Карла Маркса

Важные термины : способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис и надстройка, социальная революция, общественно-экономическая формация, 5 «ступеней» общественного развития

Главный труд : «Капитал»

Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает развернутое представление об обществе как системе.

Базис общества – способ производства материальных благ (он экономический). Состоит из производительных сил и производственных отношений . Производительные силы – это все ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства, естественные и человеческие, уровень науки, технологии, промышленности. Производственные отношения – это формы собственности на средства производства.

Производственные отношения (формы собственности: общественная/частная) соответствуют определенной ступени развития производительных сил (способу производства).

Над базисом возвышается надстройка : юридическая, политическая, духовная.

Способ производства обуславливает социальную, политическую, духовную жизнь. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

На известной ступени развития производительные силы вступают в противоречие с существующими производственными отношениями. С изменением экономического базиса происходит переворот в надстройке.

Маркс Разработал учение об общественно-экономических формациях как ступенях общественного развития. (термин формация

заимствован Марксом из геологии и означает комплекс геологичских пород, тесно связанных между собой в вертикальном – возрастном и горизонтальном пространственном отношении).

Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.

Маркс выделил 5 формаций:

  1. первобытно-общинную,
  2. рабовладельческую,
  3. феодальную,
  4. капиталистическую,
  5. коммунистическую (социализм, коммунизм).

Маркс сторонник революции; основатель теории конфликта . Социальная революция по Марксу это переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, глубокое качественной преобразование общественных отношений, это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях.

Теория классов и классовой борьбы :

Маркс делит общество на классы и представляет социальное развитие как результат взаимодействия и борьбы классов.

Классы, по Марксу, это социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. Они неравны по отношению к средствам производства, образу жизни, уровню образования и пр.

Классов нет в первобытных обществах и при коммунизме. Здесь существует коллективная собственность на средства производства. Классы существуют в так называемых антагонистических (противостояние) формациях: рабовладельческой (рабовладельцы и рабы), феодальной (феодалы и крестьяне), капиталистической (капиталисты и рабочие).

Общественно-экономическая формация - в марксизме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений .

Общественно-экономические формации у Маркса

Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решён и выделял в разных трудах разные формации. В предисловии к «К критике политической экономии » (1859) Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы:

  • Азиатский;
  • Античный;
  • Феодальный;
  • Капиталистический.

В своих поздних работах Маркс рассматривал три «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский» , однако в официально признанную пятичленную схему периодизации истории «германский» способ производства не попал.

Пятичленная схема («пятичленка»)

Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний стало основанием для советских историков (В. В. Струве и прочие), сделать вывод, что он выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями и формами собственности:

  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую;
  • коммунистическую.

Эта концепция была сформулирована в популярном произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства » и после канонизации работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938) начала безраздельно господствовать среди советских историков .

Феодализм

В обществе выделяются класс феодалов - собственников земли - и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право , экономическое принуждение.

Капитализм

Коммунизм

Коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма .

Социализм

В пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей - коммунистической - общественной формации .

Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества, Маркс и называет «первой» или низшей фазой коммунистического общества.

Отсталые страны могут перейти к социализму минуя капитализм в ходе некапиталистического пути развития .

В развитии социализма выделяют переходный период, социализм, построенный в основном, развитой социализм .

Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма.

Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.

Полный коммунизм

Полный коммунизм - это «обратное присвоение, отвоевание» человеком своей предметной сущности , противостоящей ему в форме капитала, и «начало подлинной истории человечества».

…после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому - по потребностям» .

Дискуссии об общественно-экономических формациях в СССР

Азиатский способ производства

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всём протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

Среди ранних ступеней классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на некоторые высказывания Маркса и Энгельса, кроме рабовладельческого и феодального способов производства, особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа производства вызвал дискуссию в философской и исторической литературе и до сих пор не получил однозначного решения.

Г. Е. Глезерман, Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420

На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает всё более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Четырёхчленная схема

Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин в 1986 году предложил, исходя из логики Маркса, выделять не пять, а четыре формации (феодальную и рабовладельческую формации он отнёс к одной сословно-классовой, как таковой, где ручному труду соответствовал потребительско-стоимостный тип производственных отношений). Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации , для которой был характерен докапиталистический способ производства .

Теория на современном этапе

По утверждению историка Н. Н. Крадина , теория общественно-экономических формаций с 1990-х годов находится в состоянии кризиса: «К середине 1990-х гг. можно говорить о научной смерти пятичленной схемы формаций. Даже её главные защитники в последние десятилетия XX в. признали её несостоятельность. В. Н. Никифоров в октябре 1990 г., незадолго до своей кончины, на конференции, посвященной особенностям исторического развития Востока, публично признался, что четырёхстадийные концепции Ю. М. Кобищанова или В. П. Илюшечкина более адекватно отражают ход исторического процесса»