Страхование. Страхование Научные статьи по страхованию

Научные публикации (статьи и монографии), относящиеся к отрасли страхование , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 25 за период c 2000 по 2017 год).

1. Немцева Ю.В., Усольцева Л.А.
// Российское предпринимательство. (№ 6 / 2017).
В статье констатируется факт того, что контроль уровня платежеспособности страховщика заложен в основу корпоративной системы риск-менеджмента. Представлен процесс управления риском потери платежеспособности, вбирающий в себя несколько этапов, направленный на минимизацию данного риска. Предложен способ снижения риска утраты платежеспособности корректировкой структуры страхового портфеля организации. Показано, что результатом применения данного способа является уменьшение требуемого для покрытия всех рисков уровня капитала и снижение, тем самым, риска неплатежеспособности страховой организации.

Немцева Ю.В., Усольцева Л.А. Диверсификация страхового портфеля как инструмент снижения риска неплатежеспособности страховой организации // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 6. – с. 1005-1014. – doi: 10.18334/rp.18.6.37686 .

6. Немцева Ю.В., Гуляева Л.А.
// Российское предпринимательство. (№ 3 / 2016).
В статье рассмотрены проблемы обеспечения платежеспособности страховой организации в условиях неопределенности факторов внешней среды. Предложен подход к оценке требуемого капитала (нормативного размера маржи платежеспособности) для определения платежеспособности страховой организации. Показано, что общую потребность в капитале для страховой организации целесообразно определять как сумму нормативов по всем видам страхования по аналогии со стандартом Solvency II, где расчет потребности в капитале осуществляется путем диверсификации рисков и вычисления необходимого покрытия каждого из них. Оптимизирован процесс управления риском утраты платежеспособности.
Изложенные проблемы и результаты исследования могут быть полезны для специалистов, в сферу научных интересов которых входят вопросы обеспечения платежеспособности страховой организации и ее финансовой устойчивости.

Немцева Ю.В., Гуляева Л.А. Управление платежеспособностью страховщика в рамках корпоративного риск-менеджмента // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 3. – с. 359-370. – doi: 10.18334/rp.17.3.34924 .

7. Немцева Ю.В., Матвеев А.Л.
// Российское предпринимательство. (№ 8 / 2015).

В статье рассмотрены проблемы принятия инвестиционных решений с учетом политики риск-менеджмента страховщика. Показаны особенности формирования и структура управления инвестиционным портфелем страховой организации. Оптимизирована структура инвестиционного портфеля с учетом фактора риска для обеспечения компании конкурентных преимуществ в тарифной политике и достижения положительного финансового результата деятельности.

Немцева Ю.В., Матвеев А.Л. Рискоориентированный подход к управлению инвестиционной деятельностью страховой организации // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 8. – с. 1129-1144. – doi: 10.18334/rp.16.8.194 .

9. Лазарова Л.Б., Мардеян Н.А., Бурдули И.Н.
// Российское предпринимательство. (№ 17 / 2014).
В статье рассматриваются вопросы развития обязательного медицинского страхования в Израиле. Исследуется система государственного медицинского страхования. Израиль — страна с высокоразвитым здравоохранением, подтверждением тому служат показатели по средней продолжительности жизни населения, смертности, годовому приросту населения.

Лазарова Л.Б., Мардеян Н.А., Бурдули И.Н. Опыт государственного медицинского страхования в Израиле // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 17. – с. 159-168. – url: .

13. Караева С.Ю., Баликоев А.А.
// Российское предпринимательство. (№ 8 / 2011).
В статье анализируется состояние страхового рынка Республики Северная Осетия – Алания. Авторы, используя данные об объемах страховых премий и выплат в 2008–2010 гг., наглядно демонстрируют, что кризисные процессы в незначительной степени затронули страховой рынок. Вместе с тем проводится идея о необходимости дальнейшего развития страхового рынка в Северной Осетии.

Караева С.Ю., Баликоев А.А. Состояние страхового рынка Республики Северная Осетия – Алания // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – с. 138-142. – url: .

17. Рыжикова Т.Н., Лаврентьев Н.В.
// Российское предпринимательство. (№ 7 / 2009).
Одним из наиболее значительных изменений в сфере мирового финансового бизнеса за последние десять лет стала интеграция страховой и банковской индустрии. В развитых странах финансовый супермаркет отнюдь не новинка: в США они появились еще в начале 20-х годов XX века, в России же этот термин считается довольно новым. Тем не менее, и у нас идет формирование финансовых супермаркетов. Подробнее об этом читайте в статье.

Рыжикова Т.Н., Лаврентьев Н.В. Особенности становления финансовых супермаркетов в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – с. 125-129. – url: .

18. Черникова Л.И., Огородний В.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
В статье раскрывается экономическая сущность и конкретизируется понятие либерализации страховой сферы; выявлены современные проблемы либерализации отечественного страхования; рассматриваются задачи и принципы совершенствования механизма либерализации, а также перспективы дальнейшей либерализации рынка страховых услуг России.

Черникова Л.И., Огородний В.С. Проблемы либерализации российского страхового рынка // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 123-128. – url: .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Экономика, ¿изнес, п^а£о

К ВОПРОСУ О СТРАХОВАНИИ жизни

М.В. ТЕРЕХОВ, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ

У///////////////////^^^^

Из рецензии на статью: «Научные проблемы, поднимаемые автором... представляют интерес, теоретическую и практическую актуальность. Автор анализирует положения законодательства о страховании жизни, рассматривает соотношение договора ренты и договора страхования жизни, критически оценивает устоявшиеся в науке страхового права взгляды на те или иные правовые проблемы. Статья рекомендуется для опубликования».

Э.В. Аванесов, профессор кафедры гражданского права ВГНА Минфина России, кандидат юридических наук

У//////////////////////////^^^^

Добровольное страхование жизни занимает особое место в системе страхования любой страны. В Российской Федерации наличие права на ведение операций по страхованию жизни является главным критерием при определении «специализации» страховых организаций, которые могут осуществлять страхование либо объектов личного страхования, включая страхование жизни, либо любые иные виды страхования, личного и имущественного, кроме страхования жизни. На сегодняшний день по уровню страхования жизни можно объективно судить не только о состоянии отдельного страхового рынка, но и о развитии общества конкретной страны в целом. Высокий уровень развития добровольного страхования жизни позволяет говорить о стабильности финансовой системы государства, доверии граждан к национальной правовой системе и деятельности хозяйствующих субъектов.

Безусловно, подобные выводы являются справедливыми, когда речь идет именно о добровольном, а не обязательном государственном страховании. Дис-позитивность, инициатива, личная заинтересованность - вот ключевые условия развития добровольного личного страхования. Вместе с тем его правовое регулирование требует внимания и тщательного анализа как со стороны законодателя, так и ученых-теоретиков и практикующих юристов.

Следует отметить, что в ГК РФ отсутствует легальное определение данного вида личного страхования. В то же время законодательство допускает его, говоря о возможности страхования на случай «причинения вреда жизни» страхователя или другого названного в договоре гражданина, а также достижения им «определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая)» (ст. 934).

Под страхованием жизни обычно понимается предоставление страховщиком в обмен на уплату страховых премий гарантии выплатить определенную

сумму денег (страховую сумму) страхователю или указанным им третьим лицам (выгодоприобретателям) в случае смерти страхователя или застрахованного или его дожития до определенного срока1.

Нельзя согласиться с точкой зрения некоторых авторов, которые считают, что предназначением страхования жизни является «приобретение дополнительного источника доходов в виде страховой выплаты»2. Хотя рассматриваемый вид страхования и может являться накопительным и даже с возможностью участия страхователя в доходе страховщика, тем не менее, главной его целью являются обеспечительные гарантии при наступлении неблагоприятных последствий, связанных со смертью лица либо достижением им преклонного возраста. Вероятность усмотрения в добровольном страховании жизни цели получения дополнительного безотносительного источника дохода действительно велика, но это противоречит самой сути страхования, его главному принципу - компенсации вреда. Данная проблема размывания классического понимания страхования при страховании жизни проявляется, в частности, при анализе общих и отличительных черт таких экономико-правовых понятий, как банковский вклад и страхование жизни.

Еще сто лет назад А. Манес3 писал, что страхование жизни делится на две крупные группы: страхование капиталов и страхование рент. За прошедшее время ситуация не изменилась, и сегодня можно говорить о том, что страховое обеспечение выплачивается либо единовременно в полном объеме (страхование капиталов) либо периодически частями (страхование рент и аннуитетов). Пожалуй, лишь два критерия - в зависимости от вида страхового случая или от формы выплаты страхового обеспечения - являются ключевыми при определении разновидностей страхования жизни.

Конечно, существуют и другие критерии деления страхования жизни на виды: в зависимости от поряд-

Закон и право 03 2009

ка уплаты страховых премий, от форм страхового покрытия, периода действия страхового покрытия, личности застрахованного и проч. Ситуация, когда возможно множество вариаций с условиями договора, типична для личного страхования в целом. Весьма вероятно, что именно по этой причине в ГК РФ отсутствует легальный перечень видов личного страхования.

Остановимся на некоторых разновидностях страхования жизни подробнее.

Законом «Об организации страхового дела в РФ» предусмотрено страхование жизни, при котором размер страховой выплаты связан с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика. В то же время многие практикующие юристы справедливо отмечают, что с учетом актуальности вопроса о развитии рынка долгосрочного страхования жизни, а также в отсутствие в действующем законодательстве норм, позволяющих реализовать данное положение, представляется необходимым рассмотреть возможность разработки нормативного акта, устанавливающего порядок реализации данной нормы. «В противном случае ее декларативный характер не позволит использовать этот привлекательный для клиентов инвестиционный инструмент и будет являться одним из сдерживающих факторов развития указанного вида страхования» - отмечает П.А. Курлат4.

Еще один вид страхования, связанный с особенностями страховой выплаты, традиционно привлекает внимание юристов. Это страхование жизни с выплатой ренты или аннуитета.

До недавнего времени действовали утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 20 июня 1996 г. № 0202/17 Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты5. Подобные правила6 иногда принимаются органом по надзору за страховой деятельностью, они носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как деловые обыкновения. Такие нормы служат основанием для разработки страховщиками собственных правил стра-хования7. Однако Приказом8 Минфина РФ от 30 января 2006 г. № 16н указанные Правила были отменены, и страховщики стали активнее разрабатывать собственные правила страхования жизни.

Наличие примерных правил страхования, пусть и не носящих обязательный характер, на наш взгляд, представляется обоснованным. Во-первых, в условиях значительного количества страховых организаций, предлагающих своим клиентам разнообразные страховые продукты, определенный образец правил необходим по той причине, что это облегчает восприятие содержащихся в них условий, унифицирует понятийный аппарат, позволяет качественно оценивать и сравнивать предлагаемые страховые продукты. Во-вторых, рекомендательный характер таких правил дает возможность страховым организациям вносить необходимые коррективы, дополнять условия или же, наоборот, исключать отдельные положения.

Современное страховое законодательство не дает определений понятиям «рента» и «аннуитет». Большой юридический словарь формулирует следующее определение ренты: «рента (нем. rente, от лат. reddita - возвращенная) - доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый

рантье в форме процента с предоставляемого взаем (кредит) капитала...»9.

В главе 33 ГК РФ дано определение договора ренты: «по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме» (ст. 583). Договор ренты является самостоятельной сделкой и подлежит обязательному нотариальному удостоверению (ст. 584 ГК РФ).

Но появляются закономерные вопросы. Как на практике соотносятся договор страхования и договор ренты при страховании жизни с выплатой ренты? Нужно ли заключать два отдельных и по сути самодостаточных договора или же понятие ренты, которое можно вывести на основании характеристик договора ренты, данных в соответствующей главе ГК РФ, все-таки отличается от ренты, применяемой в страховых правоотношениях?

По договору ренты получатель ренты передает плательщику ренты в собственность имущество. Обычно подразумевается, что речь в данном случае идет о недвижимом имуществе, по крайней мере, сама природа рентных правоотношений рассматривает передачу именно недвижимого имущества в собственность плательщику ренты. Хотя, безусловно, законодатель позволяет передавать по договору ренты и движимое имущество.

По договору личного страхования «одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму.» (ст. 934 ГК РФ). Можно предположить, что денежные средства, уплачиваемые страхователем страховщику по договору личного страхования жизни с выплатой ренты, являются тем самым имуществом, которое передает получатель ренты плательщику ренты в собственность.

В главе 48 «Страхование» ГК РФ не упоминается о том, что плата за предоставление страховых услуг должна осуществляться в денежной форме, однако даже если не обращать внимания на то, что под оплатой подразумевается именно движение денежных средств10, трудно себе представить, чтобы страховщики принимали в качестве платы за свои услуги какое-либо недвижимое имущество.

Таким образом, и по договору личного страхования выплата ренты производится в обмен на уплаченные страхователем денежные средства (страховая премия), и по договору ренты в обмен на регулярные платежи денежные средства тоже могут приниматься в качестве имущества.

Вместе с тем обязательным условием функционирования страхования является наличие риска ненаступления страхового случая. По договору ренты рентные платежи производятся всегда, несмотря

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст

АШМАРИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, ДЕМЧЕНКО МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ, РУЧКИНА ГУЛЬНАРА ФЛЮРОВНА - 2012 г.

  • ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ НА СТРАХОВАНИЕ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    ЗОНОВА АЛЕВТИНА ВЕНИАМИНОВНА, ЛИВАНОВА РИММА ВЕНИАМИНОВНА - 2014 г.

  • 3.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

    Лутовинова Наталья Викторовна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра финансового, банковского и административного права. E-mail: [email protected]

    Аннотация: Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем гражданского права и, безусловно, представляет собой интерес с научной точки зрения. В работе сделана попытка подробно провести анализ действующего законодательства в сфере страхования, рассмотрена сущность понимания страхования в сфере предпринимательских рисков в современном мире, освещены общие проблемы состояния сегодняшнего российского законодательства в области страхования, по которому темпы развития государства, а также предпринимательской деятельности в нем существенно опережают создание правовой базы, адекватной современному этапу.

    Ключевые слова: правовое регулирование, страхование, страховое право, предпринимательские риски.

    LEGAL REGULATION OF INSURANCE IN RUSSIA

    Lutovinova Natalya Viktorovna. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian state social university. Department: financial, banking and administrative law chair. Email: [email protected]

    Annotation: The article is devoted to one of the most pressing issues of civil rights and, of course, is of interest from a scientific point of view. The paper attempts to analyze in detail the current legislation in the field of insurance, is considered the essence of understanding in the field of insurance business risks in the modern world, highlighted the general problem of today"s state of Russian legislation in the field of insurance, in which the pace of development of the state and business in it significantly ahead of the creation of a legal framework adequate to the modern stage.

    Keywords: legal regulation, insurance, insurance law, business risks.

    Нормативные правовые акты, регулирующие отношения по страхованию, разнообразны. И главная причина заключается в том, что характер регулируемых страхованием отношений разнороден .

    В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения по страхованию, можно условно выделить два уровня правового регулирования.

    Первый уровень правового регулирования включает в себя общие положения о страховании, предусмотренные Конституцией РФ, ГК РФ, Законом РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .

    Из всех имеющихся источников страхового права основополагающее значение имеет Конституция РФ. Страхование дважды упоминается в Конституции РФ. В п. 3 ст. 39 Конституции Российской федерации написано о поощрении добровольного социального страхования, создании дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительности. Пункт 1 ст. 41 Конституции РФ содержит положение о том, что медицинская помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения оказывается

    всем гражданам страны бесплатно (за счет бюджетных средств, страховых взносов и прочих поступлений).

    Центральное место в регулировании отношений в сфере страхования занимает ГК РФ, и, в первую очередь, глава 48 ГК РФ «Страхование». По нормам главы 48 ГК РФ регулируются гражданско-правовые отношения в области страхования (в том числе, обязательства), для каждого из видов устанавливаются общие правила. ГК РФ регулирует отношения по заключению и исполнению договоров страхования, перестрахования, устанавливает основные положения о договорах, обязательствах, возмещении ущерба и т.д.

    В отдельный вид имущественного страхования в ГК РФ выделено страхование предпринимательских рисков (ст. 929 ГК РФ). Страхование предпринимательских рисков, как отдельный вид имущественного страхования, появилось с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторые законодательные акты РФ» , когда, наряду с имущественным страхованием, предпринимательский риск был выделен в качестве самостоятельного объекта страхования.

    Итак, российские страховые обязательства урегулированы ГК РФ. Соответственно, они не могут быть включены в предметную сферу иных законов. Договоры страхования (помимо исключений, предусмотренных в абзаце 1 п. 3 ст. 968 и п. 2 ст. 969 ГК РФ) возведены гражданским кодексом в ранг универсальной формы осуществления любых видов имеющих место обязательств по страхованию.

    Законом РФ «Об организации страхового дела» определены основные понятия страхования. В нем содержатся требования к субъектам страховых отношений и страхового дела, регулируются общие вопросы его организации, а также вопросы по надзору за деятельностью субъектов страховых отношений.

    П. 3 ст. 1 Закона РФ «Об организации страхового дела» гласит о том, что данный закон и прочие федеральные законы, нормативные правовые акты (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, а также нормативные акты федеральных органов власти) являются составными частями государственного страхового законодательства. Таким образом, п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела» устанавливает круг нормативно-правовых актов, которые могут входить в состав страхового законодательства (правовую основу). Это нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне, причем нормативные правовые акты, изданные в субъектах РФ (региональные), не могут включаться в правовую базу, регулирующую вопросы страхования. Связано это с тем, что страхование как правовой институт входит в систему гражданского права, которое согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ относится к ведению РФ .

    Между тем, следует внимательно подходить при определении круга нормативно-правовых актов, которые регулируют непосредственно тот или иной вопрос страхования на практике. Так, например, отношения по обязательному медицинскому страхованию, регулируются федеральным законодательством , в том числе и Законом РФ «Об организации страхового дела» однако при этом в правовую основу обязательного медицинского страхования включаются и нормативно-правовые акты субъектов РФ, так

    как вопросы обязательного медицинского страхования как особого вида социальной защиты населения и охраны здоровья относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (хотя основы такого страхования всегда устанавливаются только федеральным законодательством).

    Страхование предпринимательского риска предусмотрено в п. 22 п. 1 ст. 32.9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела». Кроме того, страхование предпринимательского риска упоминается в ряде федеральных законов. Так, например, Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» указывает, что объектами взаимного страхования являются имущественные интересы членов общества, связанные, в частности, с осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» осуществляется страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков.

    Кроме того, необходимо помнить о том, что не каждый нормативно-правовой акт может входить в состав страхового законодательства, а только тот, который отвечает требованиям нормативности, т.е. принят в особом порядке уполномоченным органом с обязательным опубликованием такого нормативно-правового акта. На практике встречаются случаи ошибочного применения в качестве нормативно-правовых актов официальных разъяснений государственных органов в форме писем, разъяснений и т.д., хотя, такие письма носят лишь характер документов официального толкования норм права, инструкций и обобщений, сложившейся практики правоприменения и (или) судебной практики и призваны разрешить спорные, «размытые», вопросы и пробелы в страховом законодательстве. Однако положения, содержащиеся в таких документах, не обязательны к исполнению правоприменителем, в отличие от нормативно-правовых актов, и выполняют вспомогательную «техническую» функ-цию.

    Второй уровень правового регулирования включает в себя специальные положения о страховании. Это, прежде всего, нормативно-правовые акты, федеральных органов исполнительной власти, Правительством РФ и Президентом РФ, которые призваны регулировать специальные (специфические) вопросы страхования, а также отдельные федеральные законы, регулирующие специальные виды страхования. К ним относятся правовые акты, некоторые из которых закладывают основы будущего регулирования отношений страхования на законодательном уровне. Примером может послужить Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. № 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации» , Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» и пр. В отношении правового регулирования страхования предпринимательского риска данный уровень может быть представлен, например, постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 964 , которым были утверждены Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков .

    В регулировании конкретных страховых отношений, в том числе и отношений по страхованию предпринимательских рисков, большое значение имеют и правила страхования, которые принимаются, одобряются, а также утверждаются страховщиком (объединением страховщиков), несмотря на то, что они не являются источником права (ст. 943 ГК РФ). Тенденция усиления конкуренции на страховом рынке вынуждает страховые организации искать новые способы привлечения клиентов. Так, для удобства страхователей и снижения затрат со стороны страховщиков на рынке появилась новая услуга - продажа страховых полисов с использованием информационных технологий, в первую очередь с помощью сети Интернет. В зарубежных странах продажа страховых продуктов в режиме онлайн - явление довольно распространенное и весьма удобное. Онлайн-страхование представляет собой заказ страхового полиса через сайт страховой компании либо компании-посредника, при котором осуществляется выбор страхового продукта, расчет тарифа и страховой суммы, оплата, организация осмотра имущества и доставка полиса. При этом стремительное развитие электронной торговли, активное появление предложений об онлайн-страховании на сайтах страховщиков позволяет прогнозировать скорое внедрение электронного полиса в сфере имущественного и личного страхования .

    Кроме того, нельзя не отметить, что, поскольку на сегодняшний день в РФ нет единого, консолидирующего все страховые акты закона, от этого страдает все страховое право. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в российском гражданском праве все же предпринимаются попытки разработать и принять закон о страховом договоре и иные акты. Так, например, С.В. Дедиков предлагает подготовить и принять специальный закон «О договоре страхования», однако ничего не говорит о Страховом кодексе РФ . Вместе с тем, как представляется, такая постановка вопроса носит частный характер и не совсем полно отражает требования времени. Сегодня, когда резко усложнились гражданско-правовые, и в частности страховые, отношения, необходимо вести речь не о подготовке и принятии отдельного, частного закона о договоре страхования, а о подготовке и принятии крупного, кодифицированного нормативно-правового акта - Страхового кодекса РФ .

    Страховой кодекс РФ может включать в себя четыре части, а именно: общие положения; правовое регулирование форм и видов страхования; механизм правового регулирования отдельных видов страховых отношений; порядок лицензирования и прекращения страховой деятельности в РФ. При этом общие положения Страхового кодекса РФ могут включать определение основных начал страхового законодательства, состава, субъектов и объектов страховых отношений, исходных и вспомогательных элементов страхования, предпосылок страховых правоотношений и др. Второй раздел может быть посвящен правовому регулированию форм и видов страхования. Механизм правового регулирования страховых отношений может включать: понятие, элементы и стадии данного механизма, сам договор страхования, порядок его заключения, исполнения и прекращения, суброгации. Последняя часть Страхового кодекса РФ должна быть посвящена порядку лицензирования и прекращения страховой деятельности в РФ, и включать в себя конкретные аспекты лицензирования и прекращения страховых правоотношений в обществе.

    Страхование в зарубежных странах принадлежит к наиболее интегрированным формам финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые компании мира объединены связями совместного страхования и перестрахования .

    Наиболее либеральная система страхования создана в Великобритании. Первые договоры страхования в этой стране были заключены еще в 1426 году. Тем не менее, институт госрегулирования страховой деятельности появился лишь в середине XIX века. До середины XX века принцип главным принципом страхования здесь оставался «свобода и отчетность», что означало право страховых компаний устанавливать размер страховых премий, а также решать любые финансовые вопросы по собственному усмотрению. Важнейшим инструментом контроля за их деятельностью, являлся отчет о финансовом положении, который опубликовывался ежегодно. Произошедшие в 1960-х годах скандалы с компаниями, которые осуществляли огневое, морское и автомобильное страхование, выявили их мошеннические действия в отношении своих клиентов. Это, в свою очередь, привело к осознанию необходимости укрепления роли государства в законодательном регулировании сферы страхования, а также усилению надзора за деятельностью страховщиков .

    Немалую роль в развитии надзора за сферой страхования Великобритании сыграло вступление страны в Европейский Союз. Являясь членом ЕС с 1973 г., Великобритания обязана приводить свои законодательные нормы в соответствие с Европейским законодательством, а также с договорами и конвенциями Европейского Союза. Важнейшим документом в области страхования является Договор, который учреждает Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.), предусматривая «право свободного перемещения услуг» (ст. 59) и «право учреждения» (ст. 52), т. е. страховщики имеют возможность свободно создавать свои отделения и предоставлять услуги в любых странах Европейского Союза.

    Главными вехами Европейской системы регулирования страховой деятельности стали три основополагающих документа - Директивы по страхованию.

    Первая директива 73/239/ЕЭС Европейского парламента и Совета «О координации законодательных, регламентарных и административных положений в отношении доступа к деятельности по прямому страхованию, отличному от страхования жизни, и ее осуществления», была принята в 1973 г. Основной задачей Директивы стало развитие принципа «права учреждения». Согласно этой Директиве страховые организации стран - членов Европейского Союза смогли заключать договоры страхования по видам иным, чем страхование жизни, во всех других странах Европейского Союза, в которых они имеют дочерние организации, филиалы или отделения. Сущностью Директивы явилось создание общего режима платежеспособности с целью подвести фундамент под систему взаимного признания систем надзора. В соответствии со ст. 10-12 Директивы каждая страховая компания обязана быть официально зарегистрирована на территории одной из стран Европейского Союза. Зарегистрировавшись, компания получала право на открытие отделений в любом государстве Евросоюза. За каждой страховой компанией, ведущей бизнес в странах -членах Европейского Союза, должен быть установлен надзор, осуществляемый специальным органом, находящимся в стране, где располагается головной офис

    компании. Разрешение на ведение бизнеса должно приниматься на основании адекватного превышения доходов над расходами - маржи платежеспособности, которая должна отвечать минимальным требованиям. Последующая Директива «О платежеспособности» предусмотрела индексацию маржи платежеспособности с учетом инфляции, а также установила требование учреждения в каждой компании гарантийного фонда. Для противопожарного страхования, например, размер такого фонда составляет не менее 2 млн. евро. При устойчивом контроле маржи платежеспособности органом надзора в своем государстве страховым компаниям разрешалось учреждать отделения в других странах Европейского Союза. Поэтому небольшие компании считают, что этот минимум является для них бременем и удерживает их от выхода на мировой рынок. Кроме разрешения учреждать отделения в странах Европейского Союза, Директива разъяснила основы, на которых органы надзора могут вмешиваться в деятельность компании. Такое вмешательство в целом ограничено, если компания поддерживает минимальный уровень маржи платежеспособности. Если превышение доходов над расходами снижается ниже уровня маржи, орган надзора вправе потребовать у компании подготовить и внедрить «план восстановления стабильного финансового положения». В том случае, если превышение доходов над расходами снижается до уровня одной трети от маржи, то орган надзора вправе потребовать у компании подготовить «краткосрочную финансовую схему», которая обычно влечет за собой вливание капитала или восстановление капитала, или продажу бизнеса. В противном случае орган надзора имеет право отозвать лицензию компании .

    Промежуточной ступенью к возможности открытия коммерческого рынка страхования явилась вторая Директива 88/357/ЕЕС Совета Европы от 22 июня 1988 года «О координации законодательных, нормативных и административных актов в отношении прямого страхования... и об изменении Директивы 73/239/ЕЕС». В соответствии с данным документом учрежденная в государстве, являющимся членом Европейского Союза, страховая организация имела право страховать риски и в другом государстве, независимо от юридического адреса или гражданства страхователя. Эта Директива в настоящее время отменена Директивой Европарла-мента и Евросоюза 2009/138/ЕС от 25 ноября 2009 г. «Об учреждении и осуществлении бизнеса в области страхования и перестрахования».

    Третья директива № 92/49/СЕЕ Совета Европейских Сообществ от 18 июня 1992 года «По координации законодательных, регламентирующих и административных положений, касающихся прямого страхования иного, чем страхование жизни, с изменениями, касающихся Директив 73/239/СЕЕ и 88/357/СЕЕ провозгласила полную свободу предоставления услуг, а также единый режим лицензирования. Согласно этой Директиве страховщик может получить лицензию на ведение бизнеса лишь в одной стране-члене Евросоюза с тем, чтобы обладать правом оказания страховых услуг за рубежом либо на основании принципа свободного предоставления услуг либо путем создания собственного отделения в любом государстве - члене ЕС.

    Одним из наиболее успешно и динамично развивающихся страховых рынков современности является рынок Германии. С 1 июля 1990 года в этой стране действует единый «Закон о страховом надзоре». Следует отметить, что еще при создании Германского тор-

    гового уложения и Германского гражданского уложения в 1893 году национальная правительственная комиссия по подготовке законопроектов рассматривала два различных варианта кодификации страхового права. Так, в первом варианте предусматривалось включение в Торговое уложение раздела о страховании. В качестве альтернативы данному варианту вносились предложения по изданию совершенно отдельного закона, посвященного вопросам страхования. В настоящее время Торговое и Гражданское уложения носят субсидиарный характер в отношении к действующему Закону ФРГ «О страховом договоре». Вступивший в силу 1 января 1902 года закон «Об организации частного предпринимательства в области страхования» (закон о страховом надзоре) стал первым нормативным документом, урегулировавшим отношения в области страхования на территории страны. В 1903 году Министерство юстиции Германии опубликовало проект Закона «О страховом договоре», ставшим основой для принятого в 1908 году одноименного закона. Следует отметить, что «Закон о страховом договоре» вместе с «Законом об обязательном страховании» и «Законом о страховом надзоре» образует основную государственную законодательную базу, касающуюся страхового частного права Германии. При этом «Закон о страховом договоре» от 30 мая 1908 года в ходе своей столетней истории претерпел всего лишь незначительные изменения. Данный закон позволил урегулировать существующие виды страхования, а также послужил базой для успешного развития страхования в стране, позволил создать новые виды различных страховых услуг. К примеру, в Германии широкое распространение сегодня имеет т. н. комбинированное страхование, которое включает в себя всевозможные виды страхования. Итак, «Закон о страховом договоре» регламентирует область страховых отношений. Исключением является морское страхование, регулируемое нормами Торгового кодекса 1897 года, несколько измененными новеллой 1908 года и Общегерманскими правилами морского страхования от 1919 года .

    Кроме того, следует отметить, что 1 января 2008 г. вступил в силу Закон, предусматривающий реформу страхового права Германии (VVG 2008 г.). Данный закон уделяет особое внимание защите страхователей и налагает на страховщика многочисленные обязанности информировать данных лиц об их правах и обязанностях. В соответствии с VVG 2008 г. любое договорное соглашение, освобождающее страховщика от возмещения ущерба, когда страхователь признает или удовлетворяет иски третьей стороны против него без согласия страхователя, недействительны. Более того, теперь невозможно препятствовать страхователю путем общих условий страхования, суброгировать иск о возмещении убытков, поданный в отношении страховщика, на третью сторону. В отношении обязательного страхования ответственности перед третьей стороной прямой иск пострадавшей стороны о возмещении ущерба страховщику уже не ограничивается страхованием автогражданской ответственности. Эта форма прямого иска была распространена на все формы обязательной ответственности перед третьими сторонами, когда процесс о несостоятельности происходит в отношении активов страхователей, когда запрос о таком процессе был отклонен из-за отсутствия активов, когда был назначен временный банкротный управляющий, или когда неизвестно место жительства страхователя. Кроме того, закон VVG 2008 г. дает страхователю право участвовать в прибыли, получен-

    ной компаниями, страхующими жизнь, включая предписанные статутом скрытые резервы страховщика. И в частности, страхователю причитается половина скрытых резервов, полученных с помощью его страховых взносов, если он прекращает действие полиса, если только участие в прибыли не было исключено из точно сформулированного договора. Страховщик обязан раскрыть скрытые резервы и информировать страхователя ежегодно о его доле.

    Французский страховой рынок является одним из крупнейших в мире. Страховое законодательство Франции сведено в Страховой кодекс, который был введен декретами № 76-666 и 76-667 и решением министра экономики и финансов от 16 июля 1976 г. Страховой кодекс представляет собой определенную кодификацию действующих законов и подзаконных нормативных актов в области страхования, разделенных на три части. В первой части Страхового кодекса сгруппированы основные положения законов в страховой сфере, во второй - постановления правительства в данной области и в третьей - предписания других государственных органов, касающиеся страховой деятельности.

    Говоря о страховании предпринимательского риска, следует отметить, что оно не везде выделяется в роли отдельного вида страхования, еще и с особым и чрезвычайно жестким режимом правового регулирования. В странах СНГ оно упоминается в качестве такового, например, в ст. 810 ГК Республики Казахстан; пп. 2 п. 2 ст. 819, ст. 822 ГК Республики Беларусь, в абз. 4 ч. 2 ст. 915, ст. 920 ГК Республики Узбекистан. В то же время подобный вид договора страхования не вычленяется в украинском страховом законодательстве. В дальнем зарубежье договор страхования предпринимательского риска в качестве самостоятельного вида не выделяется, хотя довольно широко используется в страховой практике.

    Итак, на сегодняшний день законодательство о страховании включает в себя всевозможные нормативные правовые акты, различные по правовым свойствам. Система нормативных правовых актов, регулирующих отношения по страхованию, в том числе и по страхованию предпринимательских рисков, условно обладает двумя уровнями правового регулирования: общие положения о страховании, предусмотренные Конституцией РФ, главой 48 ГК РФ, Законом РФ «Об организации страхового дела»; специальные положения о страховании - прежде всего, нормативно-правовые акты, которые издаются федеральными органами государственной исполнительной власти, Правительством РФ и Президентом РФ, которые призваны регулировать специальные (специфические) вопросы страхования, а также отдельные федеральные законы, регулирующие специальные виды страхования. Кроме того, поскольку в РФ нет единого, консолидирующего все страховые акты закона, от этого страдает все страховое право. В связи с этим с целью упорядочения законодательства о страховании представляется необходимым принять кодифицированный нормативно-правовой акт - Страховой кодекс РФ. Относительно правового регулирования страхования в зарубежных странах, следует отметить, что оно представляет собой часть международного страхового рынка. Анализ международных нормативных актов, участниками которых являются страны, относящиеся к разным правовым системам, демонстрирует стремление этих стран-участников к разработке специальных механизмов регулирования страховых правоотношений за счет при-

    нятия специального законодательства, в том числе кодифицированного. При этом договор страхования предпринимательского риска в международном страховом рынке в качестве самостоятельного вида не выделяется, однако достаточно широко применяется в страховой практике.

    Список литературы:

    1. Анохин С.А. Предпринимательские риски и их оптимизация // «Бизнес в законе». № 1. 2013.С. 145-148.

    2. Бакулин Е.В. Рисковое страхование на развитых и развивающихся рынках в условиях кризиса// «Бизнес в законе». № 6. 2011. С.237.

    3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., № 2. Ст. 56.

    4. Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А., Захарова Н.А., Бевзюк Е.А., Слесарев С.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». М., 2012. С. 4.

    5. Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. М., 2010. С. 70.

    6. Медведева А.А. Влияние Европейских директив по страхованию на законодательство Великобритании в области регулирования страховой деятельности // «Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации». 2009. № 3(4). С. 68-69.

    7. Морозов И.Н. Вопросы финансирования, кредитования и страхования инвестиционных и инновационных проектов. // «Бизнес в законе». № 1. 2013 С. 166168.

    8. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. № 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. № 49. Ст. 5557.

    9. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. № 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48. Ст. 6936.

    10. Рассолова Т.М. Проблемы правового регулирования страховых отношений // «Юридическая и правовая работа в страховании». 2009. № 3. С. 9.

    11.Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. М., 2012. С. 7.

    12. Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 11 апреля 1994 г., № 15. Ст. 1174.

    13. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4858.

    14. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 49. Ст. 6422.

    15. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 49. Ст. 6047.

    Рецензия

    На статью «Правовое регулирование страхования в России» Лутовиновой Натальи Викторовны, научная направленность работы: гражданское право.

    Актуальность работы: В настоящее время крайне значимым является определение юридической природы страхования, в том числе и страхования в сфере предпринимательских рисков. Между тем, правовая база, отражающая основные принципы страховой защиты интересов предпринимателя, остается крайне несогласованной, а ее совершенствование в значительной степени зависит от наличия исследований, которые раскрывают содержательную сторону предпринимательского риска как правового явления.

    Оценка достоверности представленных результатов:

    Теоретическая значимость данной статьи заключается в правовом анализе нормативных актов в области страхования в различных системах права.

    В работе подробно рассмотрена система страхового права в сфере международного частного права. Кроме этого, проведен сравнительный анализ правового регулирования страхования в Европе и России, изучены основные проблемы их правоприменения, что имеет принципиальное значение, так как от их правильного определения зависит и дальнейшая правовая регламентация отношений на рынке страховых услуг непосредственно в России.

    Практическая значимость:

    Автор доказывает, что именно страхование традиционно является действенным и потому важным финансовым механизмом возмещения убытков. Вместе с тем, несмотря на теоретическую выгодность данного вида страхования, современная практика деятельности страховых компаний свидетельствует, что страховщики весьма неохотно берутся за страхование предпринимательских рисков, проявляя при этом крайнюю осторожность.

    Характеристика статьи на оформление: Материал статьи изложен последовательно. Рекомендации к публикации: Статья актуальна, представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.

    Зав. кафедрой административного и международного права ОУП ВО Академии труда и социальных отношений, к.ю.н., профессор В.А.Мальцев

    КонсультантПлюс: примечание.

    Положения ст. 7 (в ред. ФЗ от 02.12.2019 N 413-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, за исключением случаев, когда единовременная страховая выплата произведена лицам, имевшим право на ее получение.

    Статья 7. Право на обеспечение по страхованию

    1. Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

    2. Право на получение единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

    родители, супруг (супруга) умершего;

    нетрудоспособные лица , состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

    другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

    2.1. Право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

    дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

    Ребенок умершего, родившийся после его смерти;

    Один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

    Иные нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

    2.2. В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи застрахованного, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение ежемесячных страховых выплат после окончания ухода за этими лицами.

    3. Ежемесячные страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;

    Обучающимся старше 18 лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;

    инвалидам - на срок инвалидности;

    одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

    4. Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

    5. Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Статьи о страховании, представленные в данном разделе, адресованы массовому читателю. Портал «Страховой случай» является электронным развитием одноименного журнала. Поэтому мы продолжаем традицию публикации популярных статей о проблемных вопросах страхования. На портале вам также доступен архив статей журнала с 2005 года.

    Одновременно с самостоятельной подготовкой статей страховой тематики, специалисты портала «Страховой случай» производят мониторинг публикаций о страховании, вышедших в других изданиях. Такие публикации можно условно разделить на подготовленные профессионалами и написанные неспециалистами. Непрофессиональные страховые статьи редакторы «Страхового случая», по возможности, снабжают комментариями, позволяющими читателю избежать ошибок в восприятии вопросов страхования. Статьи, написанные профессиональным языком, также могут снабжаться комментариями в целях упрощения чтения этих материалов.

    Специфика страхования D&O: тренды и страховая практика


    ЦБ хочет «зарегулировать» страховых агентов

    Недавно взор регулятора обратился в сторону страховых агентов: в отличие от компаний, от имени которых агенты работают, они не поднадзорны ЦБ, что в ведомстве рассматривают как источник мисселинга (навязывания страховых продуктов). К такому выводу экспертов привел анализ работы саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций.


    Территория разочарования: инвестиционное страхование жизни

    В первом полугодии 2019-го (текущего) года объем страховых премий, полученных в сегменте инвестиционного страхования жизни, сократился на треть, отражая утрату данным продуктом репутации как серьезного инструмента сохранения накоплений. На сегодняшний день россияне отдают предпочтение накопительным и купоннным страховым продуктам, которые предполагают выплаты 2-4 раза в год.


    Национальная система защиты жилья от ЧС: эксперимент запущен

    В августе 2019 г. вступил в силу Закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Для разъяснения его положений Всероссийский союз страховщиков () совместно с Минфином и ЦБ России и организовали серию поездок по регионам страны. Правы ли скептики, считающие полноценный запуск программы маловероятным?


    Страховое мошенничество в России: распространенные схемы

    Мошенничество в сфере страхования — настоящая проблема, которую страховое сообщество из года в год пытается разрешить вместе с правоохранительными органами и государственными с труктурами. Эксперты назвали схемы обмана, наиболее часто используемые на рынке, и охарактеризовали последствия их практического использования.


    Уставный фонд страховщика как гарантия финансовой устойчивости

    Страхование — неотъемлемая часть экономики современного государства, выполняющая специфическую функцию по формированию и распределению особых фондов денежных средств. С 31 июля в РФ повышены требования к уставному фонду компаний, допускаемых государством к выполнению этой важной функции.


    Что ждать россиянам от реформы ОСАГО

    Несмотря на предпринятые в последнее время усилия в части изменения правил обязательного страхования автогражданской ответственности, уровень персонификации тарифов ОСАГО остается неудовлетворительным. На этом фоне в Госдуме рассматривается новый законопроект, при утверждении которого в осеннюю сессию-2019 автовладельцам следует ожидать серьезных изменений уже со следующего 2020-го года.


    Супер-сервис «Помощник ОСАГО»

    Правительством РФ одобрена концепция новой государственной услуги: мобильное приложение «Помощник ОСАГО» позволить осуществлять оформление мелких дорожно-транспортных происшествий будет осуществляться в течение четверти часа. Супер-сервис — «фишка» портала госуслуг, доступ к нему получат все зарегистрированные пользователи данного ресурса.


    Единому стандарту продажи полисов страхования жизни - быть!

    В России готовят запуск единого стандарта, который будет действовать при реализации полисов страхования жизни: теперь продажа страховок через банковские каналы будет подчинена стандартам Всероссийского союза страховщиков (), с одной стороны, и требованиям ЦБ РФ, с другой, что обеспечит должный уровень информированности страхователя.


    Что вы знаете о компенсациях по «советским» страховым полисам?

    Одним из печальных последствий распада Союза Советских Социалистических республик стала утрата гражданами возможность получить выплаты по договорам накопительного личного страхования. Хотя с 2001-го года страховая компания «Росгосстрах» в качестве официального правопреемника советского Госстраха, правом получения компенсационных выплат до сих пор воспользовались далеко не все, кому это право положено по закону.


    Расходы на ремонт авто по ОСАГО будут рассчитывать по-новому

    В Центробанке подготовлен обновленный проект Единой методики, используемой для определения размера стоимости ремонта поврежденных в ДТП транспортных средств по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности. В центре внимания — порядок формирования данных в используемых для расчетов справочниках.


    Выйдет ли D&O в России из «серой зоны»?

    Минэкономразвития подготовил законопроект по страхованию ответственности директоров компаний, который Банк России поддержал, отметив, тем не менее, что данный сегмент сейчас находится в «серой зоне» и нуждается в совершенствовании — в том числе, с учетом мнения профессионального сообщества. Что такое полис D&O и почему в России развитие страхования ответственности руководителей пробуксовывает?


    Российские страхователи защищены базовыми стандартами

    С 7 мая 2019 г. на российском страховом рынке внедрены базовые стандарты защиты прав граждан, являющихся а) потребителями страховых услуг и б) участниками проведения страховыми компаниями операций на финансовых рынках. Стандарты носят обязательный характер, все страховщики обязаны привести свою деятельность в соответствие с ними.


    7 мая 2019 г. - день вступления в силу стандартов страхования

    Комплексная стандартизация — одна из признанных методик наращивания эффективности и качества производства - проникает в сферу услуг страхования: 9 августа 2018 г. Банком РФ утверждены основные стандарты профессиональной деятельности страховых организаций, а 7 мая 2019 г. вступают в силу первые два обязательные стандарта, разработанные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) в качестве профильной саморегулируемой организации - проведение операций и защита прав и интересов потребителей страховых услуг.

    Статьи 1 - 20 из 8059
    Начало | Пред. | 1 |