Строительство бюджетного учреждения за счет средств инвестора. Что такое бюджетные инвестиции

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в бюджетную программу.
Бюджетные инвестиции - финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов госу-дарства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юриди-ческих лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета.
Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюд-жетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц.
В соответствии с бюджетным законодательством РК бюджетные инве-стиции осуществляются посредством:
1) реализации бюджетных инвестиционных проектов;
2) софинансирования концессионных проектов;
3) участия государства в уставном капитале юридических лиц.
По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные и концессионные проекты подразделяются на республиканские и местные. Критериями определения республиканских и местных бюджетных инвести-ционных и концессионных проектов являются:
1) вид собственности, определяющий бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации бюджетного ин-вестиционного или концессионного проекта;
2) получатели выгод, определяющие бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский, если получателями экономи-ческих выгод от реализации бюджетного инвестиционного и (или) концес-сионного проекта являются субъекты двух и более областей, города рес-публиканского значения, столицы, и как местный, если получателями эко31-1467 473
номических выгод от реализации бюджетного инвестиционного или кон-цессионного проекта являются субъекты одной области, города республи-канского значения, столицы.
Республиканские бюджетные инвестиционные и концессионные проекты реализуются центральными государственными органами за счет средств республиканского бюджета. Местные бюджетные инвестиционные и кон-цессионные проекты реализуются местными исполнительными органами за счет средств местного бюджета.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не явля-ющимся государственными или муниципальными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием государства (в лице госорганов или акиматов) в уставных капиталах таких юридических лиц.
Бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, на-правленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию име-ющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.
Планирование бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета осуществляется в три этапа:
1) разработка инвестиционных предложений на стадии разработки про-ектов стратегических планов государственных органов;
2) разработка технико-экономических обоснований бюджетных инвес-тиционных проектов и концессионных проектов, требующих софинансирования из бюджета, и проведение необходимых экспертиз;
3) отбор бюджетных инвестиционных проектов и концессионных про-ектов, требующих софинансирования из бюджета, на стадии разработки бюджета.
Инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ в целях дальнейшей подготовки бюджетного инвестиционного проекта. Разработка инвестиционных предложений осу-ществляется администраторами бюджетных программ на стадии разработки стратегических планов государственных органов. Инвестиционные предложения подлежат отраслевой экспертизе.
Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в уполномоченный орган по государственному планированию перечень ин-вестиционных предложений, которые содержат:
1) общую информацию по бюджетному инвестиционному проекту или концессионному проекту на условии софинансирования из бюджета;
2) информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программ-ными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в отрасли (сфере);
3) альтернативные варианты достижения целей бюджетного инвести-ционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета;
4) возможные варианты ситуаций в отрасли (сфере) экономики в случаях реализации бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета и отсутствия такой реализации;
5) информацию о распределении выгод от реализации бюджетного ин-вестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета.
Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестици-онных проектов является наличие:
- утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением про-ектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
- положительного заключения экономической экспертизы по технико-экономическому обоснованию бюджетного инвестиционного проекта;
- положительного решения соответствующей бюджетной комиссии.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономи-ческого анализа выгод и затрат. По проектам, являющимся технически несложными, строительство которых предполагается по типовым проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, разработка технико-экономического обоснования не требуется.
Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта про-водится на основе отраслевой экспертизы и является обязательной формой комплексной оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта. Экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами. По результатам экономической экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта утверждается администратором бюджетных программ.
Финансово-экономическое обоснование бюджетных инвестиций пред-ставляет собой документ, содержащий обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц. Увеличение уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств допускается на цели развития или расширения деятельности юридического лица.
При осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия го-сударства в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций данных холдингов, могут оплачивать эмиссию акций этих холдингов. Дан-ные администраторы республиканских бюджетных программ обеспечивают планирование, обоснование и реализацию соответствующих бюджетных программ, отчетность, мониторинг и оценку результатов по ним.
Отбор бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, осуществляется на основании заключения по финансово-экономическому обоснованию бюджетных инвестиций, подготавливаемого центральным и местным уполномоченными органами по государственному планированию.
Изменение стоимости бюджетных инвестиционных проектов в сторону увеличения без рассмотрения и предложения бюджетной комиссии не про-водится. Разработка проектно-сметной документации по бюджетным ин-вестиционным проектам, не включенным в республиканский или местный бюджет, не допускается. Все изменения проектно-сметной документации бюджетного инвестиционного проекта должны пройти согласование с бюд-жетной комиссией.
Перечисление денег на увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юриди-ческих лиц осуществляется после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.
В целях определения местных бюджетных инвестиционных проектов администратор местных бюджетных программ формирует инвестиционные предложения, которые включают в себя:
- информационный лист Проекта - документ, содержащий основную информацию по бюджетному инвестиционному проекту, раскрывающий целесообразность его реализации;
- пояснительную записку;
- информацию, обосновывающую стоимость разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта;
- техническое задание на разработку и проведение экспертиз ТЭО Про-екта;
- отраслевую экспертизу инвестиционного предложения - оценка инве-стиционного предложения и/или технико-экономического обоснования бюд-жетного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития отрасли, а также выбора оптимального варианта реализации бюджетного инвестиционного проекта;
- оценку предполагаемого эффекта от реализации бюджетного инвес-тиционного проекта на смежные отрасли (сферы) экономики - оценка инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;
- по инвестиционным проектам, не требующим разработки ТЭО - обес-печивается разработка ПСД, по имеющим единые технические параметры
- осуществляется разработка типового проекта.
После формирования инвестиционных предложений администраторы местных бюджетных программ направляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию (областное управление) до 15 февраля года. Здесь проводится рассмотрение и экономическая экспертиза путем привлечения юридического лица, определяемого областным управ-лением. На основании проведенной экономической экспертизы областное управление готовит заключение и составляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов. При составлении перечня местных бюджетных инвестиционных проектов областное управление совместно с ад-министраторами бюджетных программ изначально должно определить источники финансирования бюджетных инвестиционных проектов. То есть, определяется какие проекты за счет собственных средств местных бюдже-тов, по каким проектам необходимо выделение средств из вышестоящего бюджета.
К примеру, согласно методики определения потребности по объектам образования, здравоохранения и социальной защиты за счет средств рес-публиканского бюджета финансируются:
- строительство специализированных учреждений образования респуб-ликанского и региональных значений;
- сельских общеобразовательных школ взамен аварийных и подлежащих сносу, решающее проблему 3-4 сменного обучения в селах и городах, с предполагаемой мощностью более 300 мест в регионах с низкой обеспечен-ностью сетью;
- объектов здравоохранения республиканского и регионального значе-ния, региональные медико-социальные учреждения (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей);
- за счет средств местных бюджетов финансируются:
- мероприятия по строительству общеобразовательных школ в городах, сельской местности (мощностью менее 300 мест);
- развитие сети детских дошкольных учреждений, начального и средне-го профессионального образования;
- объекты первичной медико-санитарной помощи, консультативно-ди-агностических и стационарных организаций, в том числе требующих рас-ширения или реконструкции, домов-интернатов для престарелых и инвали-дов, территориальных центров по обслуживанию одиноких престарелых и инвалидов и т.д.
Местный исполнительный орган (областное управление) направляет заявку на выделение целевых трансфертов на развитие с технико-экономи-ческим обоснованием и заключением экономической экспертизы по мест-ным бюджетным инвестиционным проектам в соответствующий цент-ральный государственный орган. МЭРТ РК рассматривает ТЭО БИП с учетом экономической экспертизы АО «Казахстанский центр государ-ственно-частного партнерства» (АО «КЦГЧП») и вносит экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта - документ, содержащий результаты маркетинговых, технико-техно-логических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наи-более эффективных организационных, технических и экономических реше-ний с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.
Проверка и отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом:
- приоритетности развития соответствующей отрасли на основании стратегических и программных документов;
- местонахождения и плотности населения региона,
- существующих сетей организаций соответствующей отрасли;
- наличия решения акимата об отводе земельных участков;
- наличия местных бюджетных средств на реализацию местных бюд-жетных инвестиционных проектов;
- достижения прямых и конечных результатов за предыдущие годы.
Перечень инвестиционных проектов формируется с учетом включения в предстоящий финансовый год завершения строительства переходящих объектов. Объемы финансирования объектов определяются по годам исходя из нормативной продолжительности строительных работ.
Соответствующий центральный государственный орган направляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов в МЭРТ и Минфин РК. МЭРТ рассматривает представленные администраторами рес-публиканских бюджетных программ перечни местных бюджетных инвес-тиционных проектов на соответствие:
- отраслевым программам и программам развития территорий;
- стратегическим планам госорганов;
- Государственной программе форсированного индустриально-иннова-ционного развития;
- реализации прогнозной схемы территориально-пространственного раз-вития страны.
Далее МЭРТ готовит заключения по экономическому обоснованию местных бюджетных инвестиционных проектов для внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Минфин РК рассматривает инвестиционные проекты на:
- предмет их обеспеченности финансовыми средствами;
- наличие подтверждающих документов, предусмотренных бюджетным законодательством;
- по строительству объектов, по которым имеются типовые проекты проверяет на соответствие стоимости;
- готовит по ним заключения для последующего внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Общая сумма целевых трансфертов на развитие по каждым регионам для включения в проект бюджета на соответствующий год и на плановый период осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию. Одной из основных норм, введенных в Бюджетный кодекс, является финансирование за счет средств местного бюджета увеличения сметной стоимости местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств целевых трансфертов на развитие вышестоящего бюджета.
Важнейшими принципами выделения бюджетных инвестиций через бюд-жет развития являются:
1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;
2) исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;
3) конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Повышению эффективности расходования инвестиционных средств че-рез бюджетные инвестиции способствует, прежде всего, конкурсное разме-щение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативного эффекта. Рост эффективности использования бюджетных инвестиций зависит от развития системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для при-влечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью - принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверсификация с частным капиталом, а также предоставления средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджета средствам на возвратной основе и безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.
Бюджетные инвестиционные проекты воздействуют на социально-эко-номическую ситуацию в стране, создание условий для нормального функ-ционирования и обеспечения необходимых условий для общества, способ-ствуют:
- обеспечению доступности медицинской помощи населению;
- созданию транспортно-логистической и оптово-розничной инфраструк-туры, отвечающей потребностям сельхозтоваропроизводителей региона;
- удовлетворению потребностей населения области в культурном до-суге и повышению культурного уровня населения области;
- ликвидации аварийных школ и увеличению дошкольных учреждений;
- ведению здорового образа жизни и проведению оздоровительных ме-роприятий, повышению сейсмоустойчивости объектов образования;
- повышению эффективности и уровню безопасности транзитных пере-возок на территории республики путем дальнейшего развития централизо-ванной базы данных по перевозкам всеми видами транспорта;
- бесперебойному и стабильному обеспечению газом растущих потреб-ностей внутреннего рынка(газификации новых территорий и расширение сферы использования газа в коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, автотранспорте);
- созданию социально-бытовых условий военнослужащим по контракту, поднятию престижа и привлекательности военной службы по контракту и т.д..
Развитие приоритетных направлений национальной экономики осуще-ствляется посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов. За счет средств республиканского бюджета в 2009 году профинансировано 759 бюджетных инвестиционных проектов, из них 539 проектов реализуется местными исполнительными органами на общую сумму 472 млрд.тенге, или 62,3%.Около 40% средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций. При этом инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют самую высокую стоимость. Так, расходы на один проект в указанной отрасли составили
5,1 млрд.тенге, что выше средней стоимости по всем инвестиционным про-ектам в пять раз.
Наибольшее количество инвестиционных проектов реализовано в сель-ском хозяйстве (254 проекта), образовании (147) и здравоохранении (98).
Основными замечания по предоставлению отчетности по оценке эф-фективности бюджетных инвестиций являются:
- неполная и некачественная информация, предоставляемая админист-раторами бюджетных программ;
- низкий уровень ответственности администраторов бюджетных про-грамм за реализацию бюджетных инвестиционных проектов;
- не предоставление администраторами бюджетных программ необхо-димой отчетности в установленный срок.
Государственные инвестиции, направленные на реализацию проектов в период финансового и экономического кризиса, обеспечили стабильность, а в отдельных случаях и рост отраслевых показателей. Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Так, если в 2008г. введено 428 объектов социально-культурного назначения, то в 2009г. почти наполовину меньше - 236 объектов.
Контрольными мероприятиями Счетного комитета, проведенными по вопросам исполнения инвестиционных программ, установлены характерные нарушения, которые можно сгруппировать по следующим видам.
1. Нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной дея-тельности в Республике Казахстан» и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ. В частности, имеются факты одобрения и реализации инвестиционных проектов без соответствующих ПСД и технико-экономи-ческого обоснования, государственных экспертиз, локальных смет и рас-четов.
2. Издержки на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
При разработке инвестиционных проектов недостаточно изучаются и анализируются показатели, прямо или косвенно влияющие на конечные результаты, что приводит к неэффективному использованию государствен-ных средств. Ситуация усугубляется дополнительными издержками буду-щих периодов по поддержанию рабочего состояния объектов (содержание зданий и сооружений, оплата труда технического персонала, благоустрой-ство, ремонт объектов и другие).
3. На этапе реализации инвестиционных проектов и программ выявля-ются ошибки планирования, включая отсутствие достоверных исходных данных для построения инвестиционного предложения.
К примеру в Акмолинской области установлено, что, в результате некачественного проведения изыскательских работ подземных источников питьевой воды, на строительство и реконструкцию систем водоснабжения неэффективно использованы средства республиканского бюджета в сумме 333,4 млн.тенге. Вода из источников в населенных пунктах освоения средств не соответствует санитарным нормам и для питья не пригодна.
4. Удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов.
При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой ТЭО, ПСД и запуском проекта.
5. Действующие критерии отбора инвестиционных предложений не ран-жированы по степени важности и выгодности проектов.
Ежегодно растет количество нереализованных инвестиционных проек-тов, ТЭО и ПСД к ним, хотя на их разработку и экспертизу направляются значительные средства из республиканского бюджета.
6. Срыв поставщиками договорных обязательств, некачественное про-ведение строительно-монтажных работ.
При строительстве районных больниц в селах Тарбагатай и Катон Восточно-Казахстанской области местными исполнительными органами необоснованно выплачено 157,3 млн.тенге.
7. Отсутствие надлежащей ответственности государственных органов за несвоевременное исполнение инвестиционных проектов.
Государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционных проектов, в отдельных случаях не применяют к подрядчикам соответ-ствующие меры и рычаги воздействия в виде штрафных санкций, пени, неустоек за несвоевременное выполнение договорных обязательств и нека-чественное проведение строительно-монтажных работ.
8. Перераспределение средств, выделенных на реализацию инвестици-онных программ, на другие мероприятия.
Установлены факты нарушений целевого ориентирования бюджетных программ и перераспределение их на непредусмотренные проекты. Сред-ства республиканского бюджета, предусмотренные на 2009 год по проекту «Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными тер-миналами)», в сумме 1 млрд.тенге, решением Республиканской бюджетной комиссии перенаправлены на кредитование сельхозпроизводителей для про-ведение весенних полевых и уборочных работ и последующей переработки продукции.
9. Простои дорогостоящего оборудования, приводящие к значительным издержкам.
Наращивание издержек происходит следующим образом:
1) приобретение оборудования задолго до окончания строительства;
2) искусственное создание проблем по сохранности оборудования.
10. Рост дебиторской задолженности.
Наибольший объем дебиторской задолженности по инвестиционным программам в размере 15,5 млрд.тенге числится по бюджетной программе «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне», админист-рируемой Министерством транспорта и коммуникаций.
11. Снижение финансовой дисциплины и отсутствие адекватной ответ-ственности способствуют росту нарушений при реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Ключевыые слова: инвестиции, инвестиционный проект, концессионный проект, технико-экономическое обоснование, уставный капитал, конкурсностъ, эффективность.

"Бюджетный учет", 2011, N 8

В связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможность предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям предусматривается ст. 79 Бюджетного кодекса.

Определение бюджетной инвестиции представлено в ст. 6 Бюджетного кодекса. Согласно данному определению бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.

В п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Кроме этого в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее - Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 г. бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный порядок.

Рассмотрим определение материальных объектов, указанных в п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объекта капитального строительства раскрывается в ст. 1 Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Определения понятий "здания" и "сооружения" представлены в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ). Согласно данному документу:

  • к подразделу "Здания (кроме жилых)" относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу;
  • к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений;
  • к подразделу "Жилища" относятся здания, предназначенные для невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с п. 21 Инструкции от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности "6" (бюджетные инвестиции).

Согласно п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), объем выделяемых для бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами определен Приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н (далее - Приказ N 7н). Согласно п. 2.1.2 данного Приказа для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

  1. лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  2. лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная позиция содержится и в отношении автономных учреждений (п. 2.1.3 Приказа N 7н).

Пример 1 . Бюджетному учреждению определены бюджетные инвестиции в размере 12 000 000 руб. В первом квартале перечислена сумма в размере 5 000 000 руб. Бюджетное учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 4 000 000 руб.

Дебет 6 205 81 560

"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит 6 401 10 180

"Прочие доходы"

  • начислен доход в сумме бюджетной инвестиции (12 000 000 руб.);

Дебет 6 201 11 510

"Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит 6 205 81 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"

  • поступление бюджетной инвестиции в сумме 5 000 000 руб.;

Дебет 6 106 11 310

"Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения"

Кредит 6 302 31 730

"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

  • отражены затраты по одному из этапов строительных работ в сумме 4 000 000 руб.

Согласно п. 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса, перечисляются бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки таких средств, перечисленные бюджетными учреждениями в бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Возврат бюджетными учреждениями неиспользованных остатков бюджетных инвестиций отражается по дебету счета 6 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 6 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" соответственно. Аналогично данная операция отражается и у автономного учреждения (п. 73 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее - Инструкция N 183н)).

Согласно п. 27 Инструкции N 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

При этом следует отметить, что затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.

Согласно п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления, государственного (муниципального) унитарного предприятия, автономного и бюджетного учреждения. Если исходить из данной нормы, можно сделать вывод о том, что источником финансирования модернизации и реконструкции недвижимого имущества должны быть бюджетные инвестиции.

В связи с этим необходимо проанализировать нормативные документы, которые бы дали четкие определения терминам "реконструкция" и "модернизация" зданий и сооружений. В нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений, отсутствуют определения понятий "реконструкция" и "модернизация" зданий и сооружений.

Реконструкция и модернизация

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В случае если строится здание или сооружение, то согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794, в котором указано, что при определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться:

  • Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279;
  • Ведомственными строительными нормами (ВСН) N 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - Приказ N 312);
  • Письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".

Кроме этого, в Письме сообщается, что по вопросам отнесения тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Росстрой.

Из вышеупомянутых документов в Приказе N 312 дано определение реконструкции здания. Согласно данному документу реконструкция здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

В п. 5.3 Приказа N 312 определено, что при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:

  • изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
  • повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
  • улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

На наш взгляд, следует обратиться также к Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153. В данном документе представлено определение двух терминов:

  • реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания;
  • модернизация здания - частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой постройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов и производственных зданий.

Кроме этого, следует отметить, что согласно п. 5.1 Приказа N 312 при капитальном ремонте может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательство в области бухгалтерского и налогового учета не регламентирует вопросы об отнесении тех или иных работ к ремонту, реконструкции или модернизации. В документах, регламентирующих строительную деятельность, определяется лишь основной принцип разделения данных работ. Поэтому окончательное заключение о квалификации данных работ, на наш взгляд, следует получить непосредственно у специалистов в области ремонтно-строительных работ.

Следует также обратить внимание на то, что согласно ОКОФ в состав зданий входят:

  • коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
  • внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
  • внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
  • внутренние телефонные и сигнализационные сети;
  • вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
  • подъемники и лифты;
  • встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности;
  • водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода;
  • проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты) или проходных втулок (включая сами втулки).

В этой связи необходимо учитывать тот факт, что во многих случаях стоимость данных коммуникаций учитывается в стоимости здания (они в силу ряда причин не выделены как отдельные инвентарные объекты). Соответственно, модернизация, дооборудование данных систем приводят к увеличению стоимости здания. И в этом случае, исходя из норм Бюджетного кодекса, можно сделать вывод, что источником финансирования данных операций будет бюджетная инвестиция.

Бюджетным и автономным учреждениям следует уделить существенное внимание рассматриваемому вопросу, так как от правильной квалификации осуществляемых работ зависит источник их финансирования (бюджетные инвестиции или субсидии на иные цели) и, кроме того, допущенная ошибка при отражении рассматриваемых хозяйственных операций имеет ряд существенных последствий:

  • во-первых, реконструкция и модернизация здания и сооружения увеличивают его первоначальную стоимость. Следовательно, в соответствии со ст. 375 Налогового кодекса увеличивается налогооблагаемая база по налогу на имущество;
  • во-вторых, неправильное отражение операций, связанных с реконструкцией и модернизацией, приводит к искажению данных бюджетного учета и отчетности. Согласно ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

В настоящее время многие государственные (муниципальные) учреждения арендуют помещения. В ряде случаев они осуществляют капитальные вложения в арендованные помещения, а четких норм, которые бы определяли источник финансирования данных вложений, нет.

Согласно п. 42 Инструкции N 157н законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга), принимаются к учету в составе основных средств учреждения-арендатора (лизингополучателя) в сумме произведенных им вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (лизинга, сублизинга) <1>.

<1> См. статью "Приобретение имущества в лизинг" в журнале "Бюджетный учет", 2011, N 6, с. 19.

В нормативных документах, регламентирующих бюджетный учет, четко не определено понятие неотделимых улучшений. Например , в Письме Минфина России от 18 марта 2008 г. N 03-03-09/1/195 говорится, что неотделимыми считаются лишь те улучшения арендованного имущества, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если же производится текущее поддержание имущества в рабочем состоянии, то такие улучшения неотделимыми считать нельзя.

На наш взгляд, опираясь на данные нормы и нормы Бюджетного кодекса, регламентирующие бюджетные инвестиции, можно сделать вывод о том, что источником финансирования данных вложений должны быть бюджетные инвестиции.

Инвестиции при строительстве

При строительстве зданий и сооружений, осуществляемом за счет бюджетных инвестиций, возникает необходимость в их подключении к ряду систем (водоснабжения, электроэнергии и т.д.). Рассмотрим ситуации, когда, возможно, возникнет необходимость в затратах, осуществляемых за счет бюджетных инвестиций, при такого рода подключениях.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

В п. 2 ст. 12 Закона N 210-ФЗ определено, что размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (далее - Правила N 360) размер платы за подключение определяется следующим образом:

  1. если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но при отсутствии на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
  2. при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанных с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
  3. если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Из пп. 2 п. 14 Правил N 360 следует, что существуют ситуации, при которых создание инфраструктуры ложится на бюджетные и автономные учреждения. В этой связи следует, опять же, определиться с источником финансирования данных затрат. Однако в данной ситуации существует еще одна проблема, связанная с содержанием п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83, в котором определено, что в случае, если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.

При осуществлении такого рода передачи следует учитывать следующее:

  • в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. п. 13 и 14 ст. 9.2 или абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ;
  • в п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ (далее - Закон N 174-ФЗ) определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ.

При рассмотрении вопроса, связанного с обеспечением электроэнергией, следует обратиться к п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861. Согласно данному пункту включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.

Кроме этого необходимо обратиться к Приказу ФСТ России от 30 ноября 2010 г. N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Методические указания), а именно к разд. V "Определение состава расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" данного документа.

Состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, определенными Приложением 5 к Методическим указаниям, и включает:

  • строительство воздушных и (или) кабельных линий;
  • строительство пунктов секционирования;
  • строительство комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с классом напряжения до 35 кВ;
  • строительство центров питания, подстанций классом напряжения 35 кВ и выше;
  • организацию автоматизированного учета электроэнергии;
  • организацию телемеханики (телеуправление, телеизмерение);
  • организацию устройств релейной защиты и ПА, организацию связи, компенсацию емкостных токов.

Соответственно, затраты на создание инфраструктуры сверх определенного перечня должны осуществляться за счет бюджетных инвестиций.

При подключении к системе теплоснабжения следует обратиться к Закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Согласно п. 10 ст. 14 данного Закона плата за подключение к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Соответственно, при подключении к системе теплоснабжения в наименьшей степени возникнет необходимость в осуществлении дополнительных затрат.

С.Г.Хабаев

консультант

ООО "ЦентрАудит М"

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Нормативно-правовая база, определяющая особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, с начала 2014 года значительно обновилась. Вступили в силу поправки БК РФ, принят ряд постановлений Правительства РФ, внесены изменения в другие нормативные акты, регулирующие процесс осуществления капвложений. Каковы теперь условия получения целевых средств на стро-ительство и приобретение объектов недвижимости? Что следует учесть учреждениям физкультуры и спорта при расходовании этих средств?

Правовая основа изменений

Поправки в Бюджетный кодекс утвердили уже не временный, а постоянный механизм осуществления капитальных вложений, и изменения прежде всего коснулись бюджетных и автономных учреждений. В отношении них в последние три года действовали постановления Правительства РФ , определявшие, что федеральные БУ и АУ должны осуществлять бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. Аналогичные нормативные акты утверждались на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Теперь в Бюджетном кодексе закреплены два основных способа финансового обеспечения строительства или покупки недвижимого имущества - путем предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ ) либо субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ ). Правда, п. 1 ст. 79 БК РФ оставляет возможность и для третьего варианта - когда орган власти сам осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление уже готовый объект.

В первых двух случаях учреждения должны применять нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). При осуществлении капвложений казенные учреждения выступают в роли государственного (муниципального) заказчика (в силу п. 5 , 6 ст. 3 данного закона), а бюджетные и автономные учреждения либо являются заказчиками (п. 7 ст. 3 , ч. 4 ст. 15 ), либо наделяются полномочиями государственного и муниципального заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15 .

Получается, что в отношении казенных учреждений физкультуры и спорта имеется лишь один способ финансирования капвложений - посредством бюджетных инвестиций. А вот в отношении бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта могут быть использованы оба способа: предоставление как соответствующих целевых субсидий, так и бюджетных инвестиций. Рассмотрим подробнее особенности финансового обеспечения в обоих случаях.

Бюджетные инвестиции

Согласно п. 2 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты госсобственности РФ или субъекта РФ, муниципальной собственности осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. На федеральном уровне принят необходимый пакет документов. Среди них - Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13 , которым утверждены Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее - Правила № 13). Аналогичные нормативные акты начинают издаваться в регионах, муниципальных образованиях.

Механизм, с помощью которого учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции, заключается в следующем. Сначала соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (недвижимого имущества) и принимает решение о реализации указанных инвестиций. При этом в сметную сто-имость объекта могут включаться средства, необходимые для подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий и др. (Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 в ред. от 09.01.2014).

После принятия положительного решения и доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств оно проводит закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и заключает государственный (муниципальный) контракт. Согласно п. 10 Правил № 13 контракт оплачивается в пределах выделенных лимитов либо в пределах средств, предусмотренных актами (решениями), на срок, превышающий срок действия утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Как сказано в п. 9 Правил № 13 , расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов. В свою очередь, последние заключаются:

а) государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета (сюда относятся казенные учреждения);

б) организациями, которым орган-учредитель передал полномочия государственного заказчика (сюда относятся бюджетные и автономные учреждения).

Отметим, что процедура передачи полномочий теперь дополнительно урегулирована в Бюджетном кодексе. Согласно п. 4 его ст. 79 орган госвласти или местного самоуправления вправе безвозмездно передать подведомственным БУ и АУ свои полномочия по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственного (муниципального) контракта. Для этого учредитель и учреждение должны подписать соответствующее соглашение.

Такое соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов капстроительства (недвижимости) и должно содержать следующие условия:

  • цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
  • права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
  • право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
  • обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.
На основании заключенного соглашения в органе Федерального казначейства (финансовом органе) учредителю открывается лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям. На этом счете и учитываются операции по осуществлению бюджетных инвестиций.

Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя . На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ № 02‑02‑005/58618, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 (далее - Совместное письмо)).

Субсидии на осуществление капвложений

Как и в случае с бюджетными инвестициями, порядки предоставления субсидий на капвложения должны разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (п. 2 ст. 78.2 БК РФ ). На федеральном уровне этот вопрос регламентируется Правилами № 13 и Правилами принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14 (далее - Правила № 14).

Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил № 14 ). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.

Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:

  • условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона № 44-ФЗ;
  • обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) для учета операций по получению и использованию субсидий;
  • сроки (порядок их определения) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет учреждения;
  • право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения БУ или АУ условий соглашения;
  • порядок возврата БУ или АУ неиспользованных остатков субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на те же цели;
  • порядок возврата сумм, использованных БУ или АУ, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждением целей и условий, определенных соглашением;
  • приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением БУ или АУ условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников (если данно условие предусмотрено соглашением);
  • порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии БУ или АУ;
  • случаи и порядок внесения изменений в соглашение (в том числе при уменьшении получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии), а также досрочного прекращения соглашения.
Однако в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений предусмотрены дополнительные требования к соглашению о предоставлении субсидии. В частности, согласно пп. «з» п. 18 Правил № 13 в нем должно быть прописано обязательство ФБУ или ФАУ осуществлять эксплуатационные расходы по содержанию объекта после ввода в эксплуатацию (приобретения) за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на выполнение госзадания.

После предоставления субсидии на капвложения бюджетное (автономное) учреждение выбирает подрядчика или продавца готового объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Однако с победителем подписывается не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор - от имени самой организации (п. 4.1.2 Совместного письма). Причем в силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ в такой договор нужно включать условие о возможности изменения размера, и (или) сроков оплаты, и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А подрядчик вправе потребовать от БУ или АУ возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.

Процесс осуществления капвложений

Выбранный способ финансирования будет определять особенности расходования выделенных средств.

При реализации бюджетных инвестиций казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика, должны руководствоваться нормативной базой, действующей в отношении получателей бюджетных средств. Расходы учреждений, связанные с исполнением государственного (муниципального) контракта, подвергнутся санкционированию в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 87н , а в отношении не использованных на начало очередного финансового года остатков лимитов бюджетных обязательств на исполнение этих госконтрактов необходимо применять положения Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н .

На основании данных бюджетного учета учреждения, расходующие средства бюджетных инвестиций, должны формировать за отчетный период и представлять своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств или органу власти, передавшему полномочия, бюджетную отчетность, преду-смотренную для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н .

В свою очередь, при использовании средств субсидии на капвложения следует руководствоваться другими документами. Санкционирование расходов и взыскание неиспользованных остатков в этом случае осуществляются по таким же правилам, как и в отношении субсидий на иные цели (приказы Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н и от 28.07.2010 № 82н ). А операции, связанные со стро-ительством или приобретением объекта, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (по виду деятельности 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений).

Теперь обобщим основные отличия двух способов осуществления капвложений в виде таблицы.

Параметр для сравнения Бюджетные инвестиции Субсидии на капвложения (для БУ и АУ)
Выделены госзаказчикам (КУ) По переданным полномочиям (для БУ и АУ)
Основание для осуществления капвложений Государственный (муниципальный) контракт Соглашение о передаче полномочий, государственный (муниципальный) контракт Соглашение о предоставлении субсидии, гражданско-правовой договор
Сторона договора Государственный (муниципальный) заказчик от имени публично-правового образования Государственный (муниципальный) заказчик (орган власти, передавший полномочия) от имени публично-правового образования Учреждение
Открытие счета Лицевой счет получателя бюджетных средств (КУ) Лицевой счет получателя бюджетных средств (органа власти) по переданным полномочиям Отдельный лицевой счет учреждения
Санкционирование расходов, возврат неиспользованных остатков Как для получателей бюджетных средств Аналогично субсидиям на иные цели
Вид отчетности Бюджетная отчетность Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Вид статистической отчетности по закупкам Для получателей бюджетных средств - форма 1-контракт Для БУ - форма 1-контракт;

для АУ - форма 1-закупки (разд. 4)

Заключение

Как видим, механизм осуществления капитальных вложений менее всего изменился для казенных учреждений физкультуры и спорта. Основное новшество для них заключается в том, что при закупках, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, с 2014 года необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ (вместо утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Комментарий к статье 79 БК РФ:

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статья 79 БК РФ посвящена государственным (муниципальным) бюджетным инвестициям в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, включенные в состав государственной (муниципальной) собственности.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ. По общему правилу объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, в том числе недвижимого имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию сопровождается соразмерным увеличением уставного капитала государственного (муниципального) унитарного предприятия. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, не допускаются. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 79 БК РФ регламентирует полномочия соответствующих органов исполнительной власти по принятию решений, связанных с подготовкой и реализацией бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В зависимости от объема федеральных бюджетных ассигнований они учитываются либо в составе ведомственной классификации (сметная стоимость инвестиционного проекта более 8 млрд. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому проекту (сметная стоимость инвестиционного проекта более 100 млн. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи суммарно по соответствующему виду расходов (сметная стоимость инвестиционного проекта менее 100 млн. рублей). Региональные бюджетные инвестиции отражаются в составе региональных бюджетов в соответствии с законами субъектов РФ. Однако, если инвестиционные проекты субъектов РФ или муниципальных образований софинансируются за счет межбюджетных субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").