Сущность содержание факторы конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания

Введение

«Россия должна стать конкурентоспособной» -- это один из наиболее часто повторяемых призывов, который приходится слышать из уст российских политиков. Из этого следует, что вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации, ибо выполнение задачи повышения ВВП возможно, если в стране появятся конкурентоспособные регионы. Отсюда возникают вопросы, что такое конкурентоспособный регион, как сравнить уровень конкурентоспособности различных регионов и как измерить уровень конкурентоспособности региона, то есть каковы индикаторы такой конкурентоспособности.

Среди имеющихся в литературе определений понятия конкурентоспособности перспективной представляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: «Конкурентоспособность региона -- это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику».

Цель данной курсовой работы - выяснить, что представляет собой конкурентоспособность регионов и осуществить ее оценку.

Цель работы, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:

Раскрыть сущность конкурентоспособности регионов;

Рассмотреть факторы конкурентоспособности;

Изучить методы оценки конкурентоспособности;

Провести оценку конкурентоспособности ПФО.

Объектом исследования является Приволжский Федеральный округ и пять его регионов с наибольшей численностью населения: Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край.

Предметом исследования данной работы является конкурентоспособность регионов и ее оценка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении указаны актуальность, цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. В заключении обобщены выводы по работе. Список литературы включает в себя 10 наименований.

Конкурентоспособность регионов

Сущность конкурентоспособности регионов

Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона.

Конкурентоспособность региональной экономики -- это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования -- устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) -- предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

В отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных. По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов -- отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов».

Необходимо также отметить, что в отечественном экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона».

Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведения управляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.

В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае регион приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.

По мнению Р.И. Шнипера, пока существуют региональные различия в «потенциальных возможностях развития производства в степени влияния природно-экономических и ресурсных факторов на экономическую структуру региональных систем, место и значение каждого региона в рыночном пространстве будут определять специализация и территориальное разделение труда».

В литературе, посвященной проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает могущество крупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному.

С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются:

а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом;

б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры;

в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности;

г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов;

д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей регионов.

Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.

Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

В период становления рыночных отношений и первоначального накопления конкуренция сводится в основном к извлечению наибольших доходов любыми методами и путями, вплоть до криминальных. Это явление временное. С развитием региональных отношений, имеющих прочную инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренция должна стать фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем самым -- для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона.

В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

Научное осмысление конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, проходит в условиях переживаемого Россией многолетнего, глубокого экономического кризиса. Положение в промышленности и в агропромышленном комплексе за истекший период реформ отмечено существенными потерями: менее чем за 10 лет производственный потенциал России сократился более чем вдвое. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, насчитывает сотни наименований.

Содержание конкурентоспособности, представляет собой совокупность базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона -- это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособности формирование и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. М.Гальвановский, И.Трофимова, В.Жуковская пишут, что конкурентоспособность -- это «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании». В соответствии с приведенным определением возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимущество составляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая региональный.

Следует различать конкурентоспособность региона как потенциальную возможность участвовать в конкуренции с другими регионами на основе обладания достаточным уровнем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интегральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два понятия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практике конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяйственном, социальном и политическом поведении региона. В связи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность региона включает в себя понятие риска как важнейшей характеристики хозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конкурентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона

В современной экономической литературе понятие «конкурентоспособность региона» сводят либо на уровень государства, либо на уровень крупных корпораций, представляя как «бизнес-систему, способную завоевывать и удерживать существенную долю рынка, а следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие». Чаще всего конкурентоспособность региона рассматривают «как способность создавать условия на внутренних и внешних рынках». Так, по мнению А. Селезнева, под конкурентоспособностью региона понимается «обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Отличается от предлагаемых понятий определение Л. Шеховцевой, которая, опираясь па концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером, представляет конкурентоспособность региона как «продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике».

— это:

  • его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инвестиционный, ресурсный);
  • обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику;
  • способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия
  • наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений.

Оценка конкурентоспособности региона

Оценка конкурентоспособности региона может быть основана на определении уровня социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности регионов, экспертной оценки определения рейтинга региона по инвестиционной привлекательности на основе показателей оценки инвестиционного потенциала региона и уровня инвестиционных рисков.

Методические подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона:

  • количественные методы оценки на основе макроэкономических показателей для анализа тенденций социально-экономического развития региона;
  • рейтинговые оценки для анализа инвестиционной привлекательности региона;
  • оценки эффективности использования элементов социально- экономического потенциала для анализа конкурентных преимуществ региона.

Каждая из этих групп методик оценки имеет свои разновидности. К количественным методам оценки на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития относится оценка на основе интегральных показателей эффективности социально-экономического развития. Интегральность обеспечивается расчетом совокупности частных показателей, характеризующих динамику протекания отдельных процессов внутри региона. Выделяют 4 интегральных показателя:

ИПСЭР 1 — интегральный показатель социально-экономического развития, рассчитанный по методике А. Ревайкина. ориентирован на экономические и социальные показатели региона с упором на ВРП;

ИПСЭР 2 — интегральный показатель социально-экономического развития, рассчитанный по методике Г. Губанова, ориентирован на экономические показатели региона;

ИКРТ — интегральный критерий развития территории, рассчитанный по методике И. Вистбакка и А. Шишкина, ориентирован на баланс экономических и социальных показателей;

ИПУСБ — интегральный показатель уровня социального благополучия, рассчитанный по методике Института экономики УрО РАН, ориентирован на уровень социального благополучия населения региона; ИПСУБ — это результат деления интегрального показателя уровня жизни населения на интегральный показатель уровня социальной напряженности.

Рассмотрим подробнее методики расчета данных показателей. Интегральный показатель социально-экономического развития ИПСЭР I учитывает основные социально-экономические показатели. характеризует социально-экономическое положение региона по сравнению со средним уровнем по России и рассчитывается по формуле:

  • i
  • К i
  • Р i
  • N pi — нормативное значение i-го частного показателя (фактическое значение в среднем по России).
Частные показатели (Р i):

1. Демографические — ожидаемая продолжительность жизни населения, лет.

2. Благосостояние населения:

  • покупательная способность денежных доходов населения (отношение денежных доходов к прожиточному минимуму), раз;
  • доля денежных доходов населения без расходов на продовольственные товары в общей сумме доходов, %:
  • доля населения с доходами выше прожиточного минимума, %.

3. Социальные:

  • доля расходов консолидированного бюджета на социальную сферу во внутреннем региональном продукте. %;
  • доля занятых в обшей численности экономически активного населения, %;
  • доля граждан, не совершивших преступление, %.

4. Экономические:

  • ВРП на душу населения, тыс. руб.

За базовый i-й частный показатель (N pi ) принимается нормативное значение (среднее фактическое значение по России) i-го частного показателя.

Коэффициент значимости определяется в баллах экспертным путем. Используемые коэффициенты: усредненные представления экспертов о важности тех или иных показателей. Критериями при расчете коэффициентов являются:

  • степень обобщения информации, которую несет показатель;
  • уровни влияния на изменение социально-экономической ситуации;
  • масштабность явления и последствия для социально-экономического развития республики.

Интегральный показатель социатьно-экономического развития ИПСЭР 2 учитывает основные макроэкономические и социальные показатели, дает характеристику положения региона с точки зрения экономической стабилизации и относительно «пороговых» значений экономической безопасности, рассчитывается по формуле:

  • К i — коэффициент значимости i-го частного показателя;
  • Р i — фактическое значение i-го частного показателя;
  • N pi — нормативное значение i-го частного показателя.
Частные показатели (р i):
  • производства промышленной продукции;
  • производства сельскохозяйственной продукции;
  • реализации платных услуг;
  • розничного товарооборота.

3. Соотношение импорта и экспорта, %.

4. Показатель, обратный индексу потребительских цеп, %.

5. Уровень занятости экономически активного населения, %.

6. Доля населения, имеющая среднедушевые доходы выше прожиточного минимума. %.

7. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, %.

За нормативное значение i-го частного показателя принимается наилучшее его значение либо значение, вытекающее из условия экономической безопасности. Коэффициенты значимости определяются по динамике изменения частных показателей и в сумме они равны единице.

Интегральный показатель социально-экономического развития ИКРТ учитывает основные макроэкономические социально- экономические характеристики региона; рассчитывается по формуле:

  • i — индекс частного показателя;
  • n — общее количество частных показателей;
  • К i — коэффициент значимости i-го частного показателя;
  • Р i — фактическое значение i-го частного показателя;
  • N pi значение i-го частного показателя за предыдущий год.
Частные показатели (Р i):

1. Индекс базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли (по крупным и средним предприятиям), %.

3. Инвестиции в основной капитал, %.

4. Доля занятого населения в общей численности экономически активного населения, %.

5. Доля населения с доходами выше прожиточного уровня, %.

6. Соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, %.

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения. %.

7. Ожидаемая продолжительность жизни, лет.

9. Доля нормально (прибыльно) работающих предприятий в экономике республики, %.

За базовый i-й частный показатель (Np i) принимается значение i-го частного показателя за предыдущий год.

Коэффициенты значимости определяются в баллах с помощью проведения двухступенчатого экспертного опроса. В итоге каждый частный показатель получает свой ранг, исходя из полученной суммы баллов и представления экспертов о степени важности тех или иных социально-экономических показателей.

Интегральный показатель социально-экономического развития ИГ1НСБ учитывает основные социальные показатели развития региона. Акцент сделан на показатели уровня жизни и самооценки своего жизненного уклада населением. Интегральная оценка строится на основе статистической и социологической оценок; рассчитывается по формуле:

SW = SL / SS,

где SW- интегральная оценка социального благополучия, усл. ед.; SL — интегральная оценка уровня жизни населения, усл. ед.; SS — интегральная оценка уровня социальной напряженности;

SL = 0.5 — (SL S I + SL so),

где SL SI — статистическая оценка уровня жизни, усл. ед.; SL S 0 — социологическая оценка уровня жизни, усл. ед.

где ISL st i значение стандартизированного i-го статистического индикатора уровня жизни населения; К i — коэффициент значимости i-го статистического индикатора уровня жизни населения; i = 1,2,..., n, n — число статистических индикаторов уровня жизни.

Социологическая оценка рассчитывается аналогично. То же верно и для оценки уровня социальной напряженности.

Принцип отбора частных показателей — для разных уровней исследования, для разных регионов и исторических периодов. Система частных показателей может быть неодинаковая. Частные показатели оценки уровня жизни и социальной напряженности должны с разных сторон описывать эти показатели. Перечень частных показателей не является закрытым и неизменным.

Система частных показателей (Р i)

1. Уровень жизни:

Статистическая оценка:

  • средняя продолжительность жизни;
  • коэффициент естественного (механического) прироста (убыли) населения;
  • уровень заболеваемости;
  • среднедушевые реальные доходы населения;
  • доля населения, проживающего в отдельных квартирах;
  • объем нового жилищного строительства на одного жителя;
  • число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей;
  • число телефонов на 1 тыс. жителей;
  • число посещений театров и концертных залов на 1 жителя.

Социологическая оценка:

  • доля населения, желающего иметь детей в ближайшие год-два:
  • считающих свое здоровье плохим или очень плохим;
  • считающих себя среднеобеспеченными и т.д.

2. Социальная напряженность:

Статистическая оценка:

  • уровень безработицы;
  • средняя продолжительность периода безработицы;
  • отношение среднедушевого дохода к темпу роста потребительских цен;
  • число случаев суицида на 100 тыс. жителей;
  • уровень преступности;
  • уровень раскрываемости преступлений.

Социологическая оценка:

  • считающих угрозу безработицы (рост преступности, расслоение на бедных и богатых, загрязнение окружающей среды) наиболее угрожающей проблемой;
  • считающих, что развитие общества идет в неверном направлении;
  • с тревогой и обреченностью думающих о завтрашнем дне.

За базовый i-й частный показатель (Np i) принимается его значение за предыдущий год для статистической оценки.

Коэффициенты значимости статистических и социологических индикаторов уровня жизни и социальной напряженности определяются самими респондентами. Количество коэффициентов зависит от количества индикаторов.

С точки зрения основного подхода к расчету представленных интегральных показателей решающую роль играет базовый (нормативный) частный показатель.

В зависимости от того, что берется за основу, определяется суть интегрального показателя:

ИПСЭР 1 — за базовый частный показатель принимается среднее фактическое значение соответствующего частного показателя по России (значение показателя больше 1 — положение региона лучше, чем в среднем по России; равно 1 — положение региона соответствует среднероссийским показателям; меньше 1 — положение региона хуже, чем в среднем по России):

ИПСЭР 2 — за базовый (нормативный) частный показатель принимается либо наилучшее его значение по региону, либо значение, вытекающее из обеспечения условий экономической безопасности по данному показателю. Акцентируется внимание на финансово- экономической стороне комплексного развития территории:

ИКРТ — за базовый показатель принимается значение соответствующего частного показателя за предыдущий год или его отклонение от 100%. Позволяет оперативно оценить тенденции движения, так как чувствителен к изменениям, имеет простую методику оценки частных показателей методом экспертного опроса;

ИПУСБ — за базовые показатели принимаются два интегральных показателя — уровень жизни и уровень социальной напряженности.

Все вышеперечисленные показатели, по мнению авторов, могут использоваться как изолированно друг от друга, гак и в комплексе, что позволяет получить более объективную оценку.

К группе структурных методов оценки уровня социально-экономического развития регионов относится методика на основе трех показателей. оценивающих промышленное и финансовое развитие: сельскохозяйственный потенциал, уровень жизни и социальная сфера. На основании результатов оценки поданной методике все территории классифицируются по шести типам:

  • отсталые (низкий уровень почти всех социально-экономических показателей):
  • промышленно-депрессивные (большинство показателей сельскохозяйственного производства сопоставимо со средними показателями; уровень душевого производства промышленной продукции крайне низок: высокие темпы падения капиталовложений произвол- ственного назначения; нет возможности самостоятельно формировать доходы местного бюджета);
  • сельскохозяйственно-депрессивные (самые высокие темпы падения сельскохозяйственных показателей; показатели уровня жизни и социальной сферы на уровне средних; показатели промышленного производства лучше, чем по первому и второму типам);
  • благополучные (показатели уровня жизни и социального развития выше средних; способны за счет промышленного и сельскохозяйственного потенциала сформировать более 1/2 доходов бюджета);
  • вполне благоприятные (самые лучшие показатели);
  • средние (средние показатели).

Компонентами инвестиционной привлекательности регионов могут выступать индикаторы, отвечающие требованиям отечественных и зарубежных инвесторов:

  • абсолютные и относительные индикаторы экономического потенциала регионов, включающие наряду с характеристиками их производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной и социальной инфраструктур;
  • показатели доходов и потребления населением материальных благ и услуг, образующие в единстве и взаимной обусловленности понятие «уровень и качество жизни населения», которые позволяют учесть при оценке инвестиционной привлекательности регионов уровень не только экономической, но и социальной эффективности:
  • показатели развития новых форм экономических отношений, выражающих процесс реформирования экономики и всего общества, развитие рыночных экономических отношений, рыночной инфраструктуры. процесс структурной перестройки экономики и формирование ее социальной ориентации;
  • показатели экономической безопасности регионов, представляющие интерес для инвестора с точки зрения уровня гарантий защищенности его интересов от социальных конфликтов, криминогенного, экологического и других факторов риска.

В целом инвестиционная привлекательность региона определяется показателями оценки двух составляющих: инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

Оценка эффективности использования социально-экономического потенциала региона. Опираясь на исходные значения содержания «потенциала» как «возможности» и «резервы», оценку эффективности использования комплексного социально-экономического потенциала региона представляют в виде соотношения, где в числителе находится эффект потенциала , а в знаменателе - затраты , ко торые потребовались для этого. Результат реализации потенциала в конечном счете может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост населения. другая - вклад региона в решение межтерриториальных, федеральных и общефедеральных проблем. Что касается необходимых затрат, то они связаны со спецификой конкретных мероприятий, направленных на обеспечение реализации потенциала, и могут быть определены по известным методикам в практике расчетов эффективности крупных проектов.

В настоящее время существует большое количество методик оценки конкурентоспособности региона. При этом в основе большинства методик, описанных различными авторами, лежит оценка инвестиционной привлекательности региона, уровень жизни населения и эффективность использования ресурсов. Данный подход широко распространён и в мировой практике.

В таблице 2 представлены особенности изученных отечественных и зарубежных методик оценки конкурентоспособности региона.

Таблица 2. Особенности российских и зарубежных методик оценки конкурентоспособности регионов России

Название

Характеристика

Российские методики

Методика разработанная Б.М. Гринчель и В.Е. Костылевой

В оценке конкурентоспособности территорий используются 23 показателя, которые характеризуют как социально-экономическое развитие региона, так и его географическое положение, а так же потенциал региона в следующих направлениях: финансовом, ресурсном, природном и др. Проведение оценки базируется на использовании двух методов: ранговый метод и модели измерения потенциалов регионов.

Методика предложенная Л.И. Ушвицким и В.Н. Парахиной

Методика предполагает расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности региона. Для оценки используются три группы показателей: показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона, показатели уровня жизни населении, показатели инвестиционной привлекательности и активности региона.

Для оценки используются 130 экономических, социальных, финансовых, территориальных показателей. Проведение оценки базируется на использовании сравнительного (горизонтального) метода. По результатам оценки происходит разделение регионов по группам: лидирующие, относительно благополучные, средняя группа, отстающие и проблемные.

Для оценки используются 15 статистических показателей. Данные показатели относятся к трем сторонам развития региона: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура. Проведение оценки базируется на использовании сравнительного (горизонтального) метода.

Зарубежные методики

Модель Всемирного экономического форума

При проведении оценки используются более 50-ти факторов и показателей. Данные факторы при анализе делятся два субиндекса: оценка конкурентоспособности предприятий и оценка бизнес-климата страны или региона. Данный метод можно использовать не только для оценки конкурентоспособности регионов, но и стран

Метод Европейской комиссии

В процессе исследования используются 4 главных индикатора: экономика, демография, образование, рынок труда. Кроме количественной оценки используется методика бенчмаркинга, т.е. сопоставление собственных показателей по качеству, свойствам и эффективности с аналогичными показателями конкурентов.

Метод Евразийского института конкурентоспособности

В процессе исследования используются более 10 показателей регионального развития, в том числе уровень среднедушевого валового регионального продукта, численность населения, богатство кластерных портфелей, бизнес-климат и др. Кроме количественной оценки изучается наличие у губернаторов стратегии на «опережающее развитие и партнерство с бизнесом».

Сравнительный анализ изученных методик позволил выявить как сходства, так и различия. Сходство методик заключается в объекте исследования - конкурентоспособность регионов. Различие заключается в том, что каждый их подходов имеет определенный набор показателей и направлений исследования. Самой обширной методикой является Рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX, который использует в процессе оценки 130 показателей. В качестве отличия методик можно отметить методы, которые лежат в основе оценки. Большинство методик использует горизонтальный метод анализа показателей (анализ динамики); методика, разработанная Б.М. Гринчель и В.Е. Костылевой базируется на ранговом методе оценки и использовании моделей измерения потенциалов регионов; методика, предложенная Л.И. Ушвицким и В.Н. Парахиной базируется на основе интегрального коэффициента. Особенностью метода Европейской комиссии является то, что в дополнении к количественной оценке используется методика бенчмаркинга. Также в качестве особенности необходимо отметить, что метод Евразийского института конкурентоспособности дополняет количественную оценку изучением стратегии развития территорий.

Методику, которую необходимо использовать для оценки конкурентоспособности территорий аналитик выбирает самостоятельно, в зависимости от целей исследования. После проведения оценки конкурентоспособности региона необходимо обобщить результаты анализа и выявить конкурентные преимущества и «слабые» стороны в социально- экономическом развитии Кагарманова А.И. Механизм управления конкурентоспособностью региона // Науковедение. - 2015. - №3. - С. 34-39..

Исходя из возможностей отечественной статистики и руководствуясь принципами простоты и надежности показателей, а также минимизации их числа, мы отобрали 26 ключевых показателей, характеризующих пять конкурентно значимых факторов (рис. 2).

Показатели уровня экономического потенциала региона. Обобщающим показателем, характеризующим конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов на территории региона, является, как известно, валовой региональный продукт (ВРП) - один из признанных индикаторов регионального развития.

Эффективность использования имеющегося в регионе экономического потенциала. Для оценки этого фактора необходимо использовать, прежде всего, показатель производительности труда.

Рис. 2.

Вместе с тем мы разделяем мнение С. В. Казанцева, согласно которому для характеристики эффективности использования экономического потенциала региона следует использовать и показатели, отражающие ресурсоемкость валового регионального продукта. Наиболее интересны в этой связи такие показатели, как фондо- и зарплатоемкость ВРП.

Как известно, регионы решают две взаимосвязанные стратегические задачи: достижения экономического роста и обеспечения высокого уровня и качества жизни населения. Инвестиционные и трудовые ресурсы «мигрируют» в наиболее привлекательные, конкурентоспособные регионы. Поэтому два фактора из пяти (третий и четвертый) посвящены оценке показателей, характеризующих привлекательность региона для бизнеса и привлекательность региона для населения.

Показатели инновационности экономики региона 6. Адекватное отражение происходящих в инновационной сфере процессов требует отбора наиболее информативных индикаторов для оценки инновационной составляющей конкурентоспособности региона. На основе системы индикаторов Европейской шкалы инноваций сформированы два класса показателей:

  • -индикаторы «входа» - характеризуют способность экономики региона к воспроизводству инноваций (региональные условия осуществления инновационной деятельности);
  • -индикаторы «выхода» - отражают результативность (отдачу) инновационного сегмента экономики региона Головихин, С.А. «Регион» как базовое понятие региональных экономических исследований конкурентоспособности / С.А.Головихин // Вестник ЮУПИ. - 2012. - №3 (9). - С. 44-54..

И.П. ДАНИЛОВ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПОДХОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ

В условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства становится актуальным анализ конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает практика, экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места базирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов значительно усиливается. В этом контексте Российская Федерация представляет собой уникальное явление. Специалисты отмечают, что природно-геогра-фические, демографические, социально-экономические особенности регионов России, ее федеративное устройство определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении развития экономики страны и укрепления российской государственности . Это обусловлено следующими обстоятельствами:

Необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы;

Усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах;

Незавершенностью и противоречивостью преобразования национальногосударственного устройства России;

Политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

Геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

Экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах .

За годы экономических реформ существенно усилилось различие между

регионами по уровню социально-экономического развития. При этом увеличился разрыв между традиционно высокоразвитыми и менее развитыми в промышленном отношении регионами. В число регионов с тяжелой социально-экономической ситуацией вошел ряд субъектов Российской Федерации, ранее имевших высокий уровень развития индустрии и жизни населения.

Рассматривая методологические аспекты, важно определить понятийный инструментарий. В российской и зарубежной научной литературе нет четкого определения понятия «регион», что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями «регион» и «район» ставится знак равенства.

Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие «регион» по-своему. Признавая путаницу в определении понятий «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в капитальном исследовании «Все

возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории». В работах американских ученых, как и в отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия «район». Так, профессор Гарвардского университета Грае писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей».

С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. Э. Кук-лински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. «Регионы, которые -благодаря своей более высокой конкурентоспособности - могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети».

Принято считать, что в России термин «регион» (regio в пер. с лат. «страна, край, область») впервые появился в «Словаре иностранных слов» И.Ф. Бур-дона и А. Д. Михельсона в 1877 г. Он использовался для обозначения крупных физико-географических и экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и характеризовался только масштабным критерием .

Известный географ Э.Б. Алаев в 1983 г. дал следующее определение: «Регион - это территория (геотория), по совокупности насыщающих элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории».

В 1970-1980 гг. в отечественной экономической литературе преобладал производственный подход к определению понятия «регион». Во многих монографиях и статьях этого периода региональная проблематика сужалась до «территориальной организации производства». «Под регионом, - писал академик Н.Н. Некрасов, - понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой» . С производственной точки зрения понятие «регион» может сопоставляться с понятием «отрасль». Если отрасль - это сово-

купность предприятий (организаций, учреждений) однотипных в каком-либо отношении, то регион - это совокупность предприятий самых различных отраслей экономики и культуры, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на определенной территории. Совокупность этих отраслей определяет как специализацию регионов (их место в территориальном разделении труда), так и комплексность развития (степень соответствия производственной и социальной инфраструктуры региона потребностям населения и отраслей специализации).

И.И. Сигов считает, что регионы - специфические природно-ресурсные, архитектурно-планировочные, социально-экономические и общественнополитические образования со своими подсистемами власти и управления, не повторяющие облик страны в целом» . Он отмечает, что каждый регион представляет собой территориальное образование, включающее в себя неразрывную триаду «природа - население - хозяйство». Основными признаками, которыми характеризуются регионы, являются: а) экономика в целом; б) природная среда; в) население (социальная среда) и их сочетания .

Данную точку зрения разделяет В.И. Рощин. Он приходит к выводу, что «как и государство в целом, каждый регион включает в себя триаду “природа -население - хозяйство”» .

Более емким с научной точки зрения можно считать определение «региона», данное Б.А. Райзбергом: «Регион - область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся, экономико-географических условий и национального состава населения». Согласно этому определению термины «область», «район», «территория», «часть страны» могут быть использованы как синонимы, хотя каждый из них несет качественно различную характеристику.

По мнению А.И. Гаврилова, регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-администра-тивных органов управления.

Таким образом, имеется достаточно большое количество определений региона, которые существенно отличаются друг от друга. В то же время различные понятия региона можно объединить, выделив в понимании сущности и, соответственно, границ региона два подхода:

Первый - территориально-географический (регион как территория);

Второй - регион как социальная конструкция.

В рамках первого подхода развивались традиционное регионоведение и почти вся отечественная школа региональной экономики до конца 1990-х годов. Он предусматривал, что регион - прежде всего обозримая территория. «Регионы - это гомогенные территории с обособленными физическими и культурными признаками, которые отличаются от территорий, с которыми граничат, являясь неотъемлемой частью национальной территории, с которыми они тесно связаны, осознают свои обычаи и систему ценностей, а также собственную индивидуальность» .

Этот подход представлен в «Основных положениях региональной политики» Российской Федерации. В документе регион определяется как «часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов» .

Итак, согласно территориально-географическому подходу сущностью понятия региона является территория. Дополнительными характеристиками, возникающими на базе этой сущности, являются другие черты, вызванные территориальной общностью.

Второй подход к определению понятия «регион» состоит в том, что регион рассматривается как социальная конструкция, научная абстракция, отражающая наличие общих черт объектов, объединяемых этим понятием.

Он является сравнительно новым и содержит указание на определенную произвольность границ региона. «Регион - понятие типологическое», - пишет А.Г. Грандберг, - соответственно возможна различная типология регионов на основе разных признаков» . Национальная экономика может быть разделена на регионы множеством различных способов . Любой регион является элементом некоторой иерархической системы регионов, где первичная пространственная ячейка обозначается термином место (place) или локалитет (locale) .

Трактовка региона как социальной конструкции позволяет рассматривать регион как активный субъект хозяйствования. При таком подходе территория является одной из черт в совокупности характеристик социальной конструкции, которая названа регионом и границы которой обусловливаются исследовательской задачей.

Для того, чтобы пояснить отличие региона как социальной конструкции от региона как территории, уместно провести аналогию с фирмой. Подход к фирме как социальной конструкции проявляется в том, что фирма рассматривается по-разному в зависимости от концепции - микроэкономический подход к фирме, технологическая концепция фирмы, контрактная концепция, стратегический подход к фирме, знаниевая концепция фирмы. Каждый подход указывает на ключевые факторы, обеспечивающие успешность функционирования существующих в экономической действительности фирм; ориентирован на решение определенных проблем. Так, технологический подход ориентирован на достижение экономии от масштаба и определение размера фирмы, контрактный - на решение проблемы специфических инвестиций и экономию трансакционных издержек, стратегический - на выявление способов влияния на среду, знание-вый - на поиск уникальных ресурсов фирмы. Соответственно, если брать за основу утверждение о том, что регионы ведут себя как фирмы, то сущность региона как фирмы может рассматриваться под разными углами зрения исходя из применяемой концепции фирмы .

Теория конкурентоспособности регионов проходит в настоящее время период становления. Современные концепции западной экономической мысли

трактуют понятие региональной конкурентоспособности по-разному. Некоторые ученые предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона - обеспечить своим гражданам высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, труд и капитал. Другие исследователи, в частности П. Круман, относятся к современному «увлечению конкурентоспособностью» критично, считая, что конкурентоспособность -«атрибут» компании.

Как представляется, в процесс разработки проблем конкурентоспособности регионов должны быть вовлечены труды так называемых классиков региональной экономики, в число которых входят И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш, У. Алонсо, У. Изард, Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский.

Говоря о региональной конкурентоспособности, в первую очередь необходимо выделить существующие подходы к определению основных понятий конкуренции регионов .

Один из подходов базируется на разработках Портера.

Второй подход к определению основных понятий конкуренции регионов заключается в рассмотрении территориальной конкуренции с точки зрения формирования и развития на территории региона современных кластеров, или сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Концентрация современных кластеров в определенных регионах и соперничество между ними повышает их силу, что способствует росту и региональной конкурентоспособности.

Все кластеры предлагают возможности для повышения производительности и поддержки роста заработной платы, даже те, которые не конкурируют с компаниями в других регионах. Каждый кластер не только вносит непосредственный вклад в производительность на уровне всей страны, но и может влиять на производительность других кластеров в регионе.

Кроме того, кластеры обеспечивают новые возможности региональных властей разрабатывать и реализовывать стратегию экономического развития региона в направлении поддержки конкурентных преимуществ экономики в целом, внедрения инноваций и специализации региона в рамках страны или более широкого экономического пространства.

По мнению ученых из Института «Евроград» (Санкт-Петербург), процесс усиления конкуренции между регионами определяется в первую очередь глобализацией экономического развития, которая имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи отмечают, что политическая, экономическая и социальная системы, гражданские права, законы наряду с национальными культурами подвержены процессам глобализации и обостряющейся конкуренции. Регионы также ощущают на себе огромное влияние глобализации. Причина этого состоит в том, что предприниматели и компании вместе с разнообразными заинтересованными учреждениями занимают свое место в

тех регионах, где условия наиболее благоприятствуют их бизнесу. То же самое верно и для мобильности населения/рабочей силы, особенно для высокообразованных людей или тех, кто хочет эффективно вложить имеющийся капитал. Таким образом, усиливается конкуренция между регионами. Она включает в себя соревнование между их политической, законодательной, экономической, социальной, экологической и культурной системами и стратегиями. Успехи регионов в этих сферах определяют их силу и конкурентоспособность. В то же время Л.С. Шеховцева обращает внимание на то, что, несмотря на глобализацию отраслей, роль региона базирования фирмы в последнее время усиливается, и успех фирм в состязании с конкурентами зависит, прежде всего, от положения дел в регионе. В свою очередь, регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, формирование конкурентоспособности входят в число национальных и региональных приоритетов в любой стране, представляет собой важнейшую функцию государственного регулирования экономики .

На возрастание состязательности регионов влияет не только процесс глобализации, но и другие процессы, характерные для современного мира: научнотехнический прогресс, информатизация, возрастание экологических стандартов жизни, усиление мобильности людей и капитала , возрастание неравномерности развития, усиление борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострение конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами .

Повышение роли регионов в национальных экономиках присуще многим странам. Свидетельством повышения роли регионов в европейском сообществе стала разработка Европейской хартии региональной автономии. Хартия является приложением к Резолюции о региональной политики Европейского парламента. В ст. 1 Хартии содержится положение о том, что: «Регионом называется территория, которая с географической точки зрения представляет собой отчетливое целое, или же является однородным комплексом территорий, которые создают замкнутое целое, для населения которых характерны общие элементы, причем некоторые ее признаки оно хотело бы закрепить и расширить для того, чтобы стимулировать культурный, социальный и экономический прогрессы». В документе регионы рассматриваются не только как элементы национальных государств, но как достояние Европы в целом, обеспечивающее ее многообразие, уникальность и содействующее ее процветанию. Среди целей Хартии -помощь развитию самодеятельности регионов посредством определения некоторых аспектов их статуса на международном уровне, содействие развитию межрегиональных связей стран-участниц. В Хартии указывается, что: «Защита и укрепление региональной автономии представляет собой важный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и централизации власти». По мнению участников Хартии, регион является адекватным уровнем власти, на котором граждане могут участвовать в управлении государственными делами и международной жизни .

Повышение роли региона в условиях глобализации было темой V Международного Конгресса региональной научной ассоциации «Региональная наука в

процессе безграничной глобализации мировой экономики - подготовка к XXI веку», который состоялся в мае 1996 г. в Токио. Его участники пришли к выводу о том, что межрегиональное пространственное неравенство может быть выше межстраннового неравенства. В контексте возрастающей интегрированности мира, региональные экономики становятся все более и более критичными для национальных экономик и в некоторых случаях преобладают над национальной экономикой с точки зрения технологической или предпринимательской перспективы.

Посткоммунистические страны имеют в рассматриваемом отношении свои особенности. Это связано с отставанием в социально-экономическом прогрессе общества и наличием переходных форм управления. Наиболее серьезным обстоятельством является то, что процесс конкуренции регионов пока не подвергается серьезному теоретическому анализу, не выявляется влияние конкуренции на развитие регионов. В то же время пусть пока и не совсем признанная наукой и практиками местного управления конкуренция развивается и охватывает все новые и новые сферы .

В России широкое распространение получила концепция конкурентоспособности страны Портера. Так, по мнению И.А. Спиридонова «в этой области не стоит российским ученым и специалистам «изобретать велосипед», а лучше, учитывая «особенности российских дорог», подумать над совершенствованием «ходовой части и системы управления велосипедом» в специфических российских условиях» .

На основе положений Портера был сформулирован подход, согласно которому конкурентоспособность региона - это продуктивность использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами. Она отражается в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике . По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: размер ВРП; величина производственных ресурсов (основные фонды и т. д.); величина природных ресурсов; величина человеческих ресурсов (уровень образованности) .

С учетом сложившейся ситуации в экономике российских регионов (высокая степень износа основных производственных фондов) на первый план выходит проблема обеспечения воспроизводственного процесса на современной технологической и инновационной основе, что требует инвестиций. Поэтому следует добавить к вышеназванным показателям такую характеристику, как уровень прямых инвестиций в экономику региона.

Кроме того, конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

Обобщенное определение конкурентоспособности региона можно сформулировать на основе понятия, предложенного А.З. Селезневым: «конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных

товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику» .

А. Воротников считает логичным двоякий критерий конкурентоспособности региона, под которой он понимает роль и место региона среди других регионов России в отношении способности :

Обеспечить высокий уровень благосостояния населения;

Реализовать имеющийся экономический потенциал (в его производственной, финансовой, трудовой, инвестиционной, инновационной, ресурсносырьевой и иных составляющих).

Делая акцент на втором из выделенных аспектов, А. Воротников подчеркивает, что конкурентоспособность регионов в решающей степени зависит от меры воплощений в жизнь их конкурентных преимуществ, связанных с объективным многообразием и различиями региональных народнохозяйственных комплексов.

Конкурентная борьба между российскими регионами имеет свою специфику. Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, отстаивают интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя и т.д. .

Но все же главным субъектом региона является население, поскольку именно здесь люди реализуют свои экономические интересы и удовлетворяют потребности. Как успехи предприятия в конкурентной борьбе, так и положение региональной власти во многом определяются социально-политической обстановкой в регионе.

В связи с этим представляется целесообразным при определении конкурентоспособности региона учитывать критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения (подобный подход широко распространен в мировой практике). Безусловно, уровень жизни населения неразрывно связан с функционированием экономики региона, активной и профессиональной деятельностью региональной власти, других институциональных структур, выражающих интересы граждан. Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего.

И.Е. Медушевская трактует конкурентоспособность региона как «способность местных властей функцией управления и регулирования создавать условия рационального использования экономического потенциала территории для более полного удовлетворения возрастающих потребностей общества». Она рассматривает конкурентоспособность региона как систему, состоящую из следующих элементов: конкурентный потенциал региона; факторы и условия формирования конкурентной среды; эффективность использования ресурсов; конкурентные преимущества; конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов; государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека.

Иное определение конкурентоспособности региона дает К. Кропанцев: «Конкурентоспособность региона выражается в его способности отвечать требованиям и запросам жителей, а также отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в экономику данного региона. Признаками конкурентоспособности региона могут являться:

1) лучший уровень жизни по сравнению с прилегающими регионами, что выражается в притоке иммигрантов и нежелании жителей мигрировать из данного региона (это может быть обусловлено приемлемым для них уровнем жизни, в частности, удовлетворенностью рабочими местами);

2) наличие большого количества фирм, производящих конкурентоспособную продукцию;

3) желание инвесторов вкладывать свои капиталы в развитие предприятий региона» .

В 2003 г. вышла в свет коллективная монография «Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты», подготовленная сотрудниками кафедры экономической теории и мировой экономики Пермского государственного университета и лаборатории социально-экономических исследований Иркутского государственного университета . Предметом анализа в работе выступают конкурентные взаимодействия регионов России, которые на макроуровне выражаются в процессах дифференциации регионов, распределении политической и экономической активности между регионами. На микроуровне

Это процессы, отражающие влияние пространства и расстояния на экономическую деятельность в регионах; это политические и экономические инициативы регионов и представляющих их субъектов в обеспечении конкурентных преимуществ территорий.

Ученые отмечают, что «термин «конкурентоспособность» применительно к региону часто используется как синоним интегральной оценки социальноэкономического положения региона при сопоставлении с другими регионами, без связи с конкуренцией. В то же время, безусловно, понятие конкурентоспособности имеет собственный определенный смысл, и самое простое определение конкурентоспособности состоит в способности достигать успеха в экономическом соперничестве» .

Как характеристика потенциальных и реализованных конкурентных возможностей региона в сферах соревновательных взаимоотношений между регионами, термин конкурентоспособность региона, безусловно, имеет право на существование в качестве экономической категории, отражающей позицию региона как субъекта конкуренции» .

Данный научный труд можно охарактеризовать как одну из первых попыток системного рассмотрения проблемы межрегиональной конкуренции российских регионов, исследования процессов, в которых она осуществляется.

Таким образом, конкурентоспособность регионов является одной из наименее изученных областей экономической науки. Понятие «конкурентоспо-

собность региона» появилось в научно-практическом обороте относительно недавно, и пока нет единого его определения, отсутствуют количественные методы его оценки.

В общем виде можно говорить о существовании двух типов межрегиональной конкуренции:

1) Вертикальная конкуренция - это конкуренция между разными уровнями власти - центральной и региональной - за объем властных полномочий и распределение финансовых ресурсов. Она осуществляется по поводу объема властных полномочий центра и регионов, разграничения объектов собственности и распределения финансовых ресурсов между центром и регионами. Выделяют две стороны вертикальной конкуренции. Ее положительная сторона состоит в развитии конкурентных начал, реализации возможностей экспериментирования и бенчмаркинга, ограничении монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная сторона вертикальной конкуренции состоит в формировании тенденции вытеснения конституционных норм договорным правом, утверждения модели переговорного федерализма, ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных условий другим регионам, создания рыночных барьеров в ряде регионов и т.п.

2) Горизонтальная конкуренция - это конкуренция между регионами за мобильные ресурсы. Объектом конкуренции выступает все то, что может быть использовано в качестве реального или потенциального источника доходов: экономические и природные ресурсы, рынки сбыта, потребители, труд, капитал, знания, технологии, объекты собственности, инвестиции. Позитивом горизонтальной конкуренции является поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов, расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, стимулирование привлечения инвестиций. Негативом горизонтальной конкуренции является создание особых условий в одних регионах в ущерб условиям для других .

В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции можно выделить основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой . Направление конкуренции характеризует определенный параметр развития и действия региональных властей в данной сфере. В центре каждого направления можно выделить предмет конкуренции в широком смысле этого понятия.

Важнейшими направлениями, по которым осуществляется конкуренция регионов, являются:

Сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

Размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

Привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, жилье и социальный комплекс;

Осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

Усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;

Развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, особенно университетов, медицинских центров и клиник;

Привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- и телестудий и т.д.;

Привлечение туристических потоков всех типов;

Проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж региона;

Приращение культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона для жителей и приезжих;

Размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

В центре каждого из направлений можно выделить предмет конкуренции, на который должно быть направлено внимание региональных властей, заинтересованных лиц и организаций для привлечения целевых групп (тех, кому регион хочет себя «продать»). «Потребитель» дает региону дополнительный доход, содействует развитию, при эффективном управлении повышает качество жизни и привлекательность региона.

Литература

1. Воротников А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных властей в области корпоративной политики // Российский экономический журнал. 2001. № 7. С. 94.

2. ГрандбергА.Г. Региональная экономика. М., 2000.

3. ИвановВ.Н. Федерализм и безопасность государства // СОЦИС. 2004. С.5.

4. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003.

5. МихееваН.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.

6. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. С.22-23.

7. Нырова И.Г. Некоторые вопросы развития теории региональной экономической политики России // Экономика XXI века. 2003. № 2. С.35-45.

8. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №5. С.99-122.

9. Региональная экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Т.Г. Морозова, М.П. Победила, Г.Б. Поляк; Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

11. Рощин В.И. Производственный потенциал региона в условиях институциональных изменений. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2003.

12. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999. С.30.

13. СиговИ.И. Основы регионоведения. М.: Пресс-сервис, 1998. С. 6.

14. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С.10.

15. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. науч. трудов / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. С.20-32.

16. Vance, 1968. С. 377.

17. http://www.regionforum.ru/forum/materials/0

18. http://dis.ru/market/arhiv/2001/4/3.html

19. http://ahey.narod.ru/kropantsev/kropancev-ural.htm

ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ родился в 1940 г. Окончил Ленинградскую Военную артиллерийскую академию, факультет руководящего инженерного состава этой же академии. Доктор экономических наук, профессор. Заведующий кафедрой сертификации и менеджмента Чувашского государственного университета.

Введение 3

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности региона 5

1.1. Сущность и содержание конкурентоспособности региона 5

1.2. Факторы формирования конкурентоспособности региона 13

1.3. Теоретико-методологические основы управления

конкурентоспособностью региона 23

Заключение 31

Список использованной литературы 33

ВВЕДЕНИЕ

Приобретение регионами Российской Федерации экономической самостоятельности вызывало необходимость переоценки их положения и функций в экономическом пространстве, привело к стремлению каждого субъекта к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве Федерации. В этот период обострилась конкурентная борьба между предприятиями, отраслями, регионами, странами.

Предметом конкурентной борьбы между регионами являются государственные программы и проекты, связанные с размещением инвестиций и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов Федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции.

Научное осмысление проблемы конкурентоспособности регионов, начатое в последние годы, осуществляется в отечественной экономической науке в условиях сложных трансформационных процессов. Пока методология изучения конкурентоспособности региона, его понятийный аппарат, условия формирования конкурентоспособности региона и другие проблемы, связанные с этим экономическим явлением, далеки от завершения. В этой связи важной актуальной задачей является всестороннее исследование содержания понятия конкурентоспособности региона и определения механизма и направлений повышения конкурентоспособности региона. Актуальность работы определяется тем, что необходимо развить понятие конкурентоспособности регионов в новых условиях социально-экономического бытия, изменения экономических институтов регионов, факторов, влияющих на это формирование, направлений формирования конкурентоспособности регионов. Эта актуальность дополняется практической значимостью формирования конкурентоспособности для развития регионов и страны в целом.

Для становления конкурентоспособной экономики регионов необходимо выявление факторов формирования этой конкурентоспособности. Проблемы, с которыми столкнулась отечественная экономика кризисный период, требуют осмысления не только нового социально-экономического положения регионов, но и их взаимодействия в форме конкурентных отношений.

Теоретически и методологически развитие формирования конкурентоспособности региона в последние годы является предметом изучения многих ученых. Эта проблема исследуется на основах изучения конкуренции как особой формы отношений, как специфической практической характеристики экономического бытия.

Целью работы является исследование конкурентоспособности региона и механизма ее повышения.

Цель исследования определила задачи, которые были поставлены и решались в ходе исследования:

Исследовать сущность и содержание конкурентоспособности региона;

Рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности региона;

Выявить теоретико-методологические основы управления конкурентоспособностью региона.

Предметом исследования являются управленческие отношения в процессе формирования конкурентоспособности региона.

Объектом исследования является социально-экономическая система регионов, в рамках которой разрабатывается проблема формирования их конкурентоспособности.

При разработке основных положений работы применены методы структурного, функционального, сравнительного анализа, синтеза.

Информационной базой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкурентоспособности региональной экономики, материалы периодической печати.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

1.1. Концепция конкурентоспособности региона

Понятие «конкурентоспособность», рождаемое феноменом конкуренции, исследуется экономистами с середины ХVIII века. Вместе с тем в современной экономической науке до сих пор нет единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», нет и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

Традиционно в исследованиях последних десятилетий конкурентоспособность рассматривается по отношению к товарам, предприятиям, фирмам, корпорациям, т.е. хозяйствующим субъектам и странам. При этом одни авторы трактуют эти понятия как идентичные , другие сводят понятие конкурентоспособ­ности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции , третьисоотносят понятия «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность страны» системно, включая в последнюю категорию все предыдущие . Однако важным элементом системной конкурентоспособности государства является конкурентоспособность региона, которая, тем не менее, в вышеуказанных и многих других работах как таковая не рассматривается. Наша точка зрения по соотношению понятий конкурентоспособности на разных уровнях экономической системы состоит в следующем: конкурентоспособность продукции национальных предприятий, в конечном счете, свидетельствует о конкурентоспособности, во-первых, этих предприятий, кластера или отрасли, в которые они входят, во-вторых, региона, где расположены эти предприятия, и, наконец, в-третьих, страны в целом. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает характер конкуренции выпускаемой ими продукции, организации являются опосредованными носителями свойств конкурентоспособности через свои товары и услуги.

Описанное соотношение конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара имеет структуру, представленную на рисунке 1.

Рис. 1 - Соотношения понятий конкурентоспособности страны, региона, отрасли, кластера, предприятия и товара

В системе понятий конкурентоспособности региона нами предлагается различение общей, экономической и стратегической конкурентоспособности.

Общая конкурентоспособность регионахарактеризуется наличием ресурсного потенциала, а также совокупностью самых разнообразных условий территориального развития, реализация которых обеспечивает лидирующие позиции региона в мировых обменах и высокое качество жизни людей на данной территории.

Экономическая конкурентоспособность региона– его способность эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы развития экономики и производить товары (услуги), отвечающие высшим требованиям спроса национального и международных рынков, создавать условия для обеспечения устойчивогороста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования путем системных инноваций, эффективного воспроизводства и капитализации региональных ресурсов, а также обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения.

Стратегическая конкурентоспособность регионацель достижения общей конкурентоспособности региона в стратегической перспективе путем реализации всех доступных факторов регионального развития и эффективной адаптации региона к постоянным изменениям внешней среды.

Под стратегической конкурентоспособностью региональной экономики понимается система ее высших свойств в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории. Эти системные качества достигаются на основе устойчивого экономического развития региона.

Экономическая конкурентоспособность региона – это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности. Она многовариантна, поэтому конкурентоспособный регион должен обладать либо диверсифицированной инновационной экономикой с преобладающим значением постиндустриального сектора, либо уникальным односекторным производством при условии значительного экспорта и реального участия населения региона в распределении получаемых доходов.

В последнее время, несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы усилилась. Значимость местных условий для создания конкурентных преимуществ бизнеса исследована в теории международной конкуренции М. Портера . Конкурентоспособность региона, по М. Портеру, – это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями .

Европейский эксперт Д. Сепик отмечает, что конкурентоспособность на уровне региона определить значительно трудней, чем на уровне предприятия . Во-первых, потому, что конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос. Во-вторых, потому, что отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне. В-третьих, потому, что само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени. В ЕС экономика считается конкурентоспособной, если ее население имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе.

Современные исследователи отмечают, что понятие конкурентоспособности региона было введено в научный оборот сравнительно недавно в работах И. Бусыгиной, Л.С. Шеховцевой, Г.А. Унтуры и других . Среди известных работ, в которых предлагаются конкретные показатели оценки конкурентоспособности региона, можно назвать публикации А.З. Селезнева, Л.С. Шеховцевой, В.Е. Андреева, С.Г. Важенина, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркина (для федерального округа), С.В. Казанцева.