Суздальская плинфа. Князь Владимир Всеволодович Мономах

История древнего старинного кирпича

Немногие строительные материалы могли бы соперничать по древности с глиной. Её освоение человеком продолжалось не одно тысячелетие. Возраст древнейших предметов из обожжённой глины, найденных в Словакии, на стоянке времён палеолита, составляет около 24 тысяч лет. Изделия из обожжённой глины обозначаются термином «керамика», а самым важным продуктом в гончарном деле является кирпич. В строительстве обожжённый кирпич применяется с древних времён. Тому примером египетские постройки, возведённые в третьем и втором тысячелетиях до н.э. Кирпич, как строительный материал, упоминается в Библии : «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет. Бытие. Гл. 11:3). Большое значение кирпич имел для зодчества Междуречья и Древнего Рима, где из него выкладывали арки, своды и другие сложные конструкции. В Египте и Месопотамии кирпич умели обжигать ещё за три тысячелетия до нашей эры. Постепенно сырцовый кирпич был вытеснен керамическим. Тому причиной - низкая водостойкость. Керамический кирпич был более надёжным и долговечным. Получается он путём обжига сырцового. По данным, оставленным Геродотом, во времена, когда Вавилоном правил царь Навуходоносор (VI век до н.э.), этот город был одним из самых больших и красивых в мире, что во многом обязывает керамическому кирпичу. В описании прообраза Вавилонской башни, семиярусного храма, Геродот отметил, что облицован храм был голубым глазурованным кирпичом. Город-государство Ур, расположенный в Междуречье, был обнесён стеной из необожжённых кирпичей, ширина которой была 27 метров. Ур был столицей Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н. э. Своеобразную форму имел кирпич в Древнем Востоке. Он носил форму глиняных бутылок и был похож на современные буханки белого хлеба. Самой распространённой формой древнейшего кирпича являлся квадрат со сторонами 30-60 см и толщиной 3-9 см. Такие кирпичи использовались в Древней Греции и Византии, и назывались они плинфа, что в переводе с греческого означает «кирпич».

История создания старинного кирпича в России

Появление в Х веке на древней Руси кирпича произошло благодаря византийской культуре. Массово его применять стали с конца столетия. Секрет производства кирпича привезли с собой византийские строители, приехавшие вместе со священниками, учёными и другими мастерами после крещения в 988 году. Десятинная церковь в Киеве стала первым кирпичным строением в древней Руси. Сооружение первых кирпичных домов в Москве было произведено в 1450 году, а первый кирпичный завод в России был построен в 1475 году. Прежде кирпич производился в основном при монастырях. Он применялся при перестройке Московского Кремля в 1485-1495 гг. Примером тому стало строительство кремлёвских стен и храмов, которое велось под руководством итальянских мастеров. В 1500 году кирпичный Кремль был возведён в Нижнем Новгороде, через 20 лет идентичный построили в Туле, а в 1424 году, в Московской области, был построен Новодевичий монастырь.

Зодчие древней Руси широко использовали плинфу размером 40х40 см и 2,5-4 см в толщину. К примеру, строительство Софийского собора в Киеве происходило при использовании такой плинфы. Объясняет её форму и размеры простота формования, сушка и обжиг «тонких» кирпичей. Характерным признаком кладки из плинфы являются довольно толстые швы раствора с прослойками из природного камня после нескольких рядов кладки. Использовалась плинфа в России вплоть до XV в. Сменил её «аристотелев кирпич», схожий по размерам с современным аналогом. На протяжении веков форма и размеры кирпича постоянно менялись, но главным критерием всегда было удобство работы с ним каменщика, чтоб размер и сила руки были соизмеримы с кирпичом. Например, по российскому ГОСТу вес кирпича должен быть не более 4,3 кг. Стандарты современного кирпича были установлены в 1927 году и остаются таковыми до сих пор: 250х120х65 мм. Каждая из граней кирпича имеет своё название: наибольшая называется «постель», боковая длинная – «ложок», а наименьшая – «тычок». Оценка качества строительного материала при Петре I была очень строгой. Одним из самых простых способов проверки качества кирпича было свалить с телеги всю привезенную на стойку партию, и если разбивалось более трёх штук, то всю партию браковали.

Первым кирпичным петербуржским домом считаются палаты адмиралтейского советника Кикина. Построены они в 1707 году. Позже, в 1710 году, построили дом канцлера Г. П. Головина, на Троицкой площади. Затем дворец Царевны Натальи Алексеевны, которая была сестрой Петра I, сооружён в 1711. В 1712 году производилась постройка летнего и зимнего дворцов Петра I. С 1710 по 1727 гг. строился Меньшиковский дворец - первый крупный кирпичный дом в Петербурге. Дворец многократно перестраивался, но, тем не менее, первоначальный облик сохранил. Теперь он используется в качестве музея, является филиалом Государственного Эрмитажа.

Уже в XVIII веке для выявления бракоделов производителям велели клеймить свои кирпичи. В 1713 году по указу Петра I возле Санкт-Петербурга были построены новые кирпичные заводы. Каждому из их владельцев император дал задание произвести как можно больше кирпичей. Мастеров для работы собирали со всей России. Также по указу запрещалось строить каменные здания в других городах страны под угрозой отъёма имущества и отправки в ссылку. Этот пункт был написан специально для того, чтобы оставить без работы каменщиков и прочих мастеров, в расчете на то, что те сами придут застраивать Петербург. Всякий въезжавший в город должен был «заплатить» за проезд кирпичом, который он привёз с собой. Есть версия, что Кирпичный переулок так назван потому, что в месте его расположения был склад кирпичей, взятых за въезд в город.

Техника производства кирпича продолжала оставаться примитивной и трудоёмкой до XIX века. Формование кирпича производилось вручную, сушился он только летом, обжиг происходил в напольных печах-времянках, которые выкладывались из высушенного кирпича-сырца. Середина XIX столетия ознаменовалась началом активного развития кирпичной промышленности, в результате чего появились современные заводы, производящие кирпич нашего времени. Кирпич был и остаётся популярнейшим строительным материалом для различных конструкций, будь то простые заборы, роскошные виллы или многоэтажные здания. Благодаря разнообразию цветов и форм, строения из кирпича всегда имеют неповторимый облик. Удобство в работе, прочность и долговечность этого строительного материала ещё долго будут держать его в лидерах среди строительных материалов. Сегодня в мире выпускается более 15 000 сочетаний размеров, форм, фактур поверхности и цветов кирпича. Выпускаются полнотелый и пустотелый кирпичи, поризованные керамические камни с повышенными теплозащитными свойствами.

Русский царский кирпич второй половины ХIХ века обычно весил около10 фунтов, или порядка 4,1 кг, и имел размеры 26-27х12-13х6-7 см. Такие габариты имеет строительный старинный кирпич гражданских и культовых построек Коломны, выстроенных в конце ХIХ - начале ХХ вв. Современный стандартный кирпич получил свои размеры в 1927 г. и остается таковым и поныне: 250х120х65 мм. Российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения - внутренними. Все старинные кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовочными кирпичами, или забутовкой.

Исторически так сложилось, что керамический кирпич в общей истории строительной индустрии мировой практики нашел надежную нишу своего применения, в которой до сегодняшнего дня играет важную и лидирующую роль. Сегодня уже ни кто не сушит керамический кирпич на костре и не отвечает за качество производимого кирпича своей головой. С середины XIX в. началось активное развитие кирпичной промышленности, результатом чего стало появление современных заводов по производству кирпича. В наше время более 80% это строительного материала производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы производительностью свыше 200 млн. шт. в год. Количество видов современного кирпича трудно себе представить, настолько оно широко. Сейчас в мире выпускается кирпич более 15000 сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности.Разнообразие цветов и форм придает строениям неповторимый облик. Кирпич остается наиболее популярным материалом для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и многоэтажных зданий. Кирпич удобен в работе, прочен и долговечен. В настоящее время выпускается полнотелый, пустотелый кирпич, поризованные керамические камни, обладающие повышенными теплозащитными свойствами. Полнотелые кирпичи используют, к примеру, для возведения фундамента, а легкие пустотелые - для кладки стен. Этот древний и вместе с тем современный материал не потерял своей актуальности и в наши дни.

В Египте люди научились обжигать кирпич уже за 3 тысячелетия до нашей эры, что подтверждается письменами манускриптов. Из-за низкой водостойкости сырцовый кирпич вытеснялся более долговечным керамическим, который получается путем обжига сырцового. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, можно видеть, как получали кирпичи и как строили из них здания. Справедливости ради надо сказать, что разница между стройками той поры и нынешней не очень велика. Только правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником и кирпичи носили на коромыслах, а принцип возведения зданий сохранился с тех пор практически без изменений.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http ://rostmuseum .median .ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.

Е.Н. Торшин

К вопросу о производстве плинфы в Северо-Восточной Руси

(по материалам раскопок церкви Бориса и Глеба в г. Ростове)

В г. Ростове с 1986 г. ведется поиск церкви Бориса и Глеба 1214 - 1218 гг. 1 Церковь была заложена на дворе князя Константина Всеволодовича. Этот двор незадолго до постройки церкви, по-видимому, был капитально отремонтирован или даже отстроен заново после пожара в 1210 г. 2 . Можно предположить, что церковь Бориса и Глеба была частью единого ансамбля княжеской резиденции подобно хорошо известной церкви в Боголюбово.

В настоящее время к югу от существующей ныне церкви Бориса и Глеба 1761 г. в раскопе площадью 80 м2 обнаружен слой развала строительных материалов домонгольского времени. Он состоит из плинфы, фрагментов цемяночного и известково-песчаного растворов. В этом развале найден и фрагмент упавшей стены древней постройки. Кладка стены была сооружена из плинфы на известково-цемяночном растворе. Фрагмент интересен тем, что является завершением прясла стены и представляет собой арку и заполнение тимпана закомары.

К сожалению, не было обнаружено основание этой упавшей стены как и, вообще фундаментов до монгольских сооружений княжеского двора. Поэтому сегодня мы еще не можем с уверенностью назвать постройку, которой принадлежал рассматриваемый фрагмент кладки. Однако, имеющиеся в нашем распоряжении сведения о строительных материалах позволяют сделать предварительные выводы о месте исследуемых памятников в истории плинфяного строительства Северо-Восточной Руси, а также о связях этого строительства с зодчеством других земель Руси.

Основным строительным материалом церкви Бориса и Глеба и, возможно, княжеского двора в Ростове была плинфа. В результате промеров нескольких сотен экземпляров был установлен ее формат: (23 - 26) х (16 -17) х (4 - 5) см. Отклонения от среднего формата были редки и незначительны. Плинфы дополнительного формата (более узкие) не обнаружены.

Керамическое тесто плинф имеет ярко-розовый ровный цвет. В изломе оно также имеет однородную структуру и цвет, что свидетельствует о равномерном обжиге. Изредка встречаются и пережженные и недожженные плинфы, но их количество крайне мало (менее 5%). В качестве отощителя в тесте присутствует мелкий песок, крупных примесей не наблюдается.

Обращает на себя внимание характер формовки плинфы церкви Бориса и Глеба. На основании способов формовки можно выделить несколько групп кирпичей:

1. Плинфа четко формована. На боковых поверхностях часто видны отпечатки волокон дерева (след от формы). Сверху и снизу на боковых сторонах имеются выступы - натеки керамического теста на формовочную рамку, что говорит о том, что она была, по-видимому, разборной. На верхней и нижней плоскостях плинфы видны тонкие параллельные линии - следы от щепы, которой снимался остаток теста с формы.

2. Плинфа очень похожая на ту, что относится к первому виду, но подрезка остатков керамического теста сделана только на верхней плоскости. На нижней же поверхности видны отпечатки грубой доски, песка, мелкой щепы. Натеки глины на боковых сторонах также наблюдаются только сверху. Отличительной особенностью плинфы этих двух видов являются знаки на бортах.

3. Плинфа менее четкой формовки. На ее нижней поверхности заметны желобчатые отпечатки. Верхняя же плоскость кирпича этого вида несет следы щепы, которой снимался остаток керамического теста с формы. Иногда эти следы имеют вид довольно глубоких параллельных линий. Возможно, подобная плинфа формовалась в формах, имеющих дно.

Как мы видим, различие способов формовки плинфы оказывается довольно существенным.

Встречаются ли плинфы указанных видов на других памятниках Северо-Восточной Руси?

Так Н.Н. Воронин отмечал, что плинфа Успенского собора, Княгинина монастыря имеет неровные поверхности с отпечатками пальцев на верхней и грубыми следами деревянной формы на нижней поверхности. Наличие других плинф при раскопках зарегистрировано не было 3 .

Грубая фактура отмечена и у плинфы, найденной возле собора Рождества Богородицы во Владимире. Здесь из плинфы была построена одна из башен собора. Не было замечено на кирпичах обоих этих знаков 4 . Можно предположить, что эта плинфа напоминала плинфу третьего вида из раскопок церкви Бориса и Глеба в Ростове.

На плинфах ярославских памятников знаки также не были обнаружены. Однако кирпич Спасского собора и Входоиерусалимской церкви по характеру формовки напоминает плинфу второго вида из Борисоглебской церкви. Фрагмент плинфы третьего вида (с желобчатыми отпечатками на нижней поверхности был обнаружен в единственном экземпляре среди строительных материалов, происходящих из собора Спаса.

Таким образом, мы видим, что приемы формовки плинфы, реконструируемые на основании ростовских материалов, отмечены и на остальных памятниках Владимиро-Суздальской Руси, но почти нигде эти приемы не сосуществуют одновременно на одной и той же постройке. Поэтому правомерно, на наш взгляд, поставить вопрос, не являются ли разные приемы формовки кирпича признаком почерка различных групп плинфотворителей в составе строительной артели.

Одна группа изготовителей плинфы могла обслуживать строительство зданий у Рождественского собора во Владимире. (ок. 1196 г.), затем возведение собора Княгинина монастыря (1200 - 1202 гг.), церкви Бориса и Глеба (1214 - 1218 гг.) и достройку собора Спаса в Ярославле (до 1224 г.).

Другая группа участвовала в строительстве возле Дмитриевского собора во Владимире (до 1197 г.), церкви Бориса и Глеба, Спасского собора и церкви Входа в Иерусалим в Ярославле.

Почему обе группы плинфотворителей работали в Ростове? Это можно объяснить большим объемом строительства. Исследователями отмечалась значительная концентрация строительных кадров в руках князя Константина Всеволодовича. Кроме того, вполне возможно, что в Ростове из плинфы была возведена не только церковь Бориса и Глеба, но и княжеский дворец.

Актуальным остается вопрос происхождения групп плинфотворителей, так и всей строительной артели, возводившей здания из плинфы во Владимиро-Суздальской Руси.

В настоящее время установлено, что строители пришли во Владимир из Киева, и что они происходят, возможно, из артели киевского князя Рюрика Ростиславича. В пользу этого предположения свидетельствует анализ политической обстановки того времени, особенности планового решения храмов, некоторые элементы строительной техники (котлованный фундамент Спасского собора в Ярославле) 5 . Однако материалы раскопок церкви Бориса и Глеба в Ростове могут внести некоторые уточнения в изложенную схему.

Так, на происхождение мастеров могут указывать знаки на бортах плинфы. В настоящее время на кирпичах церкви Бориса и Глеба найдено около десятка типов знаков. Большинство из них хорошо известны на памятниках киево-черниговской архитектурной школы и имеют распространение в Киеве, Чернигове, Смоленске и т. д. Это знаки в виде буквы N, трезубца округлой формы.

Однако встречаются знаки и более редкого рисунка.

К таким знакам следует отнести, прежде всего, изображение двузубца с загнутыми наружу зубцами. Подобные знаки известны нам на кирпичах церкви Параскевы-Пятницы в Чернигове, что подтверждает киево-черниговское происхождение владимиро-суздальской плинфяной артели. Но надо заметить, что очень похожие знаки существуют на плинфе полоцкого храма в Детинце. Здесь часто встречается изображение трезубца с загнутыми наружу крайними зубцами и очень коротким центральным.

На кирпичах полоцкой церкви в Детинце встречаются также знаки в виде трезубца с загнутыми наружу крайними зубцами и длинным центральным. Изображение похожего трезубца было обнаружено на боковой стороне одной из плинф Борисоглебской церкви.

Кроме того, на кирпичах из Ростова можно видеть знаки в виде двузубца с ножкой, вытянутые вдоль длинной стороны торцовой части плинфы. Знак подобного типа, но несколько иного рисунка отмечен на одном из кирпичей Троицкого собора на Кловке в Смоленске.

Таким образом, мы можем предположить, что одна из групп плинфотворителей пришла во Владимир из Киева, но в ее составе, возможно, были мастера из Смоленска, где одно время работали и полоцкие строители.

Изучение плинфы построек Владимиро-Суздальской Руси начала XIII века позволило нам, как мы видим, поставить вопрос о многокомпонентности артели, работавшей в этой земле. Однако, формирование артели происходило в Киеве. Возможно, в нее вошли мастера из различных строительных центров Руси, но история появления этой артели должна, на наш взгляд, стать темой отдельного исследования.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Плинфа - это строительный материал, который в старину был едва ли не основным для возведения каменных домов и прочих сооружений. Когда и в каких странах он использовался? И применяют ли его в современном строительстве?

Плинфа - это…

Термин происходит от греческого слова plinthos, что переводится на русский язык как «кирпич» или «плита». Плинфа - это стройматериал, который был наиболее популярен на протяжении IX-XIII веков. В особенности на просторах Византии и Киевской Руси. Из него возводили храмы, жилые дома, оборонительные и инженерные сооружения. Иногда плинфу применяли и в качестве кровельного материала.

Итак, что же такое плинфа? Это плоский и широкий который по своей форме близок к квадрату. Плинфа гораздо тоньше современного стандартного кирпича и намного превышает его по ширине. Благодаря такой форме удавалось существенно повысить сейсмоустойчивость несущих стен старинных зданий.

Плинфа в истории архитектуры

Плинфа в Древней Руси - это главный строительный материал. Его можно увидеть в памятниках древнерусского зодчества, дошедших до наших дней. Среди самых ярких примеров таких строений выделяются следующие:

  • Золотые Ворота (Киев).
  • Собор Святой Софии (Киев).
  • Десятинная церковь, фундамент (Киев).
  • Пятницкая церковь (Чернигов).
  • Храм Иоанна Предтечи (Керчь).

В Византии и на Руси чаще всего применяли плинфу размером 300 х 350 х 25 мм. Изготавливалась она из глины. Вначале заготовки высушивали около двух недель в сухих деревянных формах, а затем обжигали в специальных печах. При сооружении стен из плинфы использовали толстый слой цементирующего раствора, который нередко был равен толщине самого стройматериала. Таким образом, возводимая стена становилась «полосатой».

Анализ древних памятников архитектуры показал, что для изготовления плинфы чаще всего брали каолиновую глину. Кирпичи из нее получались розового, палевого или же бледно-желтого оттенков. Примерно в середине XII века плинфа стала уступать свое главенствующее место в древнерусском зодчестве белому камню. А к концу XV века ее окончательно вытеснил формованный кирпич.

Плинфа в архитектуре и строительстве

Возможно, вы будете удивлены, но в современном строительном деле плинфа тоже используется. Правда, далеко не так широко, как тысячелетие назад. Плиты современной плинфы, как правило, имеют те же размеры: 30 х 35 х 2,5 сантиметра. Чаще всего их изготавливают на основе обычного песка и цемента (в соотношении 1:5). При этом использование армирования не приветствуется. Железные прутья со временем могут поржаветь и повредить «тело» самой плинфы.

Каким образом осуществляется кладка плинфы? Один край у этого стройматериала немного приплюснут. Это сделано для того, чтобы влага и вода снаружи не попадали под плинфу. Этим скошенным краем материал следует класть наружу, образуя некий слегка выступающий козырек.

Кладка плинфы производится «всухую» или при помощи дополнительных стягивающих элементов. В этом качестве может выступать металлическая шпилька или специальная особо прочная проволока. Во время укладки блоков плинфы не рекомендуют использовать герметики на силиконовой основе.

Лежебока, только профи.
И размерами под стать:
Семь - анфас, двенадцать - в профиль
И длиною - двадцать пять.
Цветков Леонид

Современная строительная индустрия немыслима без такого простого и незамысловатого на первый взгляд изобретения человечества - кирпича. На страницах интернет-портала по малоэтажному строительству http://сайт вы найдете огромное количество материалов и статей в той или иной степени освещающих вопросы строительства домов и коттеджей из кирпича или с применением современных керамических изделий - поризованных блоков и камней. В этой статье мы хотим рассказать вам об истории кирпичного строительства, восходящей своими корнями к временам Древних цивилизаций, Египетских фараонов и императоров Рима.


Изготовление кирпича в Древнем Египте

Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 5 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов. Ученым не удалось точно указать и найти место постройки первого строения из кирпича, но, то, что эти строения стали возводится в Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом (Междуречье), совсем не случайно. Дело в том, что в этих местах всегда вдоволь было воды, глины и соломы. И вся эта благодать освещалась жарким солнцем практически круглый год. Именно из этих природных материалов и строили свои жилища местные жители. Строения возводились из соломы обмазанной глиной.


Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста : клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.



Изготовление кирпича-сырца

Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал.
Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне . На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, хорошо видно как производился кирпич, и строились из него храмы и дома. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.



Кирпич стал основным строительным материалам в Междуречье и практически все города в период расцвета этой цивилизации были построены из него. Например, в Вавилоне красивейшем городе древнего мира все здания были построены из кирпича .
Большими мастерами в производстве кирпича и строительстве зданий и сооружений из него стали древние римляне и греки. Именно от греческого слова "plinthos", которое буквально и означает "кирпич" получили свое название плинфы, изделие, которое явило собой новую веху в истории производства кирпичей.
Это интересно: Другое греческое слово, "керамос", переводится как глина. А понятие "керамика" обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера - горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами "Керамик".

Плинфы - наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см,а в Византии 30 х 35 х 2,5.
Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Как видим, древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.



Внешние арки Колизея

Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась "полосатой". Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

Кирпич в России

В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 - начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве .



Это интересно: В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич , который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. "половинки", особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря - более 7 см).

На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
Это интересно: История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич . В честь архитектора его прозвали "Аристотелев кирпич". Из такого "глиняного камня" были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. "Аристотелев кирпич" имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. "Государев кирпич" - первый в России, который предполагал перевязку швов.

Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки.
Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак - клеймо, который наносился на кирпич . В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.



Это интересно: При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась. При строительстве Санкт-Петербурга Петром I был введен т.н. "каменный налог" - плата кирпичом за въезд в город.

Современный кирпич обрел знакомые нам размеры - 250х120х65 мм - в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.
Прошло 5 тысяч лет, а кирпич по-прежнему остается самым популярным строительным материалам и свое первенство не собирается уступать никому. Эволюция в развитие технологии производства кирпича и керамических изделий в чем-то сродни эволюции человека по теории Дарвина. Если провести аналогию, то сначала зарождение примитивных форм (глинобитные хижины), затем первобытный человек (кирпич-сырец), теперь человек современный (обожженный кирпич и керамические камни). Эволюционное развитие человека и технологии производства кирпича идут рука об руку, и эта закономерность свидетельствует, что пока существует наша цивилизация, будет существовать и кирпич, как основа всей строительной индустрии созданной человечеством за много веков.
Строительство домов из блоков Поротерм >>>

кирпич-плинфа, кирпича-плинфы

  • - приготовляется прессованием и обжигом смеси глины, песка и воды. К. обладает большой прочностью, огнестойкостью, средней теплопроводностью. В с. х-ве применяется для возведения фундаментов и стен построек...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - , широкий и плоский обожжённый кирпич, являвшийся основным строительным материалом в архитектуре Византии и в русском храмовом зодчестве X-XIII вв....

    Художественная энциклопедия

  • - самый распростран. строит. материал на Ближнем Востоке, наряду с более редким и дорогим тесаным камнем. В Египте К. изготовляли из нильского ила и рубленой соломы...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - кирпич...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - искусственный строительный камень в форме прямоугольного параллелепипеда, размерами 250´120´65 мм, изготовляемый обжигом или сушкой из глины и автоклавной обработкой из известково-песчаной смеси - тухла...

    Строительный словарь

  • - стандартный строительный блок из обожженной глины; в разных странах имеются различия в его составе, форме и размерах...

    Архитектурный словарь

  • - кирпи́ч искусственный камень правильной формы, сформированный из минеральных материалов и приобретший камнеподобные свойства после обжига или обработки паром...

    Энциклопедия техники

  • - 1) знак запрета проезда; 2) форточка двери камеры...

    Автомобильный словарь

  • - затвердевший блок, изготовленный из глины, который используют для строительства и мощения дорог. Кирпичи обычно имеют прямоугольную форму и стандартный размер...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в 10-13 вв. на...

    Большой энциклопедический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. кирпич, черепица...

    Словарь церковнославянского языка

  • - пли́нфа ж. устар. Тонкий плитчатый кирпич как старинный строительный материал...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - пл"...

    Русский орфографический словарь

  • - что. Разг. Экспрес. Твёрдый, чёрствый...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 кирпич...

    Словарь синонимов

"кирпич-плинфа" в книгах

Кирпич

Из книги Забор, ограда, калитка на дачном участке [Строим своими руками] автора Никитко Иван

Кирпич Ограда из кирпича долговечна, не нуждается в уходе, надежно защищает территорию от проникновения как посторонних людей и животных, так и от любопытных взглядов. Кирпич - один из самых долговечных материалов. Правильно установленная кирпичная ограда способна

Облицовочный кирпич

Из книги Современные отделочные материалы. Виды, свойства, применение автора Серикова Галина Алексеевна

Облицовочный кирпич Для отделки фасада применяется облицовочный кирпич (рис. 3).Кирпич по-прежнему остается надежным строительным материалом, из которого можно выполнить конструкцию любой сложности. Его используют не только для возведения стен, но и последующей их

Камень, кирпич

Из книги Баня, сауна [Строим своими руками] автора Никитко Иван

Камень, кирпич Для кладки фундаментов и стен бани широко применяют бутовый камень - куски известняка неправильной формы. Используют также шлакобетонные и бетонные блоки, кирпич и гипсовые плиты для перегородок. Поскольку кирпич в любом случае будет применяться (хотя бы

Кирпич за кирпичом

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Кирпич за кирпичом Давайте рассмотрим несколько основных кирпичей системы следования за трендом, включая те, которые мы изучали в группе Черепах. Они представляют собой способы определения возможного начала или окончания тренда. Это, безусловно, неполный обзор. Вы

100. Кинжал, кирпич

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

100. Кинжал, кирпич Кинжал, увиденный во сне, указывает на грозящих вам врагов. Если вы вырвали кинжал из чьих-то рук – будете способны противодействовать влиянию ваших противников и преодолеть несчастье.Кирпич во сне означает неустроенные коммерческие дела и несогласие

КИРПИЧ

Из книги Фундамент. Прочно и надежно автора Крейс В. А.

КИРПИЧ Кирпич, как и бутовый камень, является штучным материалом и предполагает ведение каменных работ с устройством кладки по особым правилам. Но в отличие от бутового кирпич представляет собой камень искусственного происхождения.Кирпич – весьма распространенный

Силикатный кирпич

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Силикатный кирпич Силикатный кирпич по своей форме, размерам и основному назначению практически не отличается от керамического кирпича. Материалами для изготовления силикатного кирпича являются воздушная известь и кварцевый песок. Известь применяют в виде молотой

III.1.2. Фасадный кирпич

автора

III.1.2. Фасадный кирпич Фасадный кирпич с утолщенной фасадной стенкой торговой марки Rauffasade (производитель – кирпичное объединение «Победа») используется в основном для строительства коттеджей и современных высокоэтажных зданий. У данного кирпича утолщенная передняя

III.1.6. Силикатный кирпич

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

III.1.6. Силикатный кирпич М-150 выпускают нескольких видов. Рядовой белый полуторный двухпустотный: вес – 4,3 кг, размер – 250 ? 120 x 88 мм, плотность – 1450 кг/м3, морозостойкость -25, 35, 50 циклов, предел прочности при сжатии – 125,150, 200 кг/см2, водопоглощение – 8 %, теплопроводность -0,6 Вт Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

КИРПИЧ Сатирико-юмористический и литературно-художественный журнал. Выходил в Москве в 1924–1926 гг. в качестве бесплатного ежемесячного приложения к газете строительных рабочих «Постройка». Печатался на 8-16 стр. Тираж - 62–82 тыс. экз., с красочными иллюстрациями.

Кирпич

автора Ткачев Андрей

Кирпич Мама, а знаешь, Кельнский собор начали строить в XIII веке и до сих пор не закончили.- Угу. - Мама глядит в кухонную раковину, куда из крана льется вода. Мать моет посуду и вполуха слушает сына, вертящегося возле нее.- Мама, а собор Нотр-Дам-де-Пари строили

Кирпич

Из книги "Страна чудес" и другие рассказы автора Ткачев Андрей

Кирпич * * *Мальчика, пристававшего к маме, звали Елисей. Не шибко привычное по нашим временам имя, но красивое и, главное, церковное. Папа очень хотел назвать сына как-то так: Рафаил, или Захария, или Софроний. Папа был интеллигентнейшая и глубоко верующая душа не вполне от