Сведения о денежном обязательстве в 1с. Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных? В каком объеме должны отражать обязательства казенные учреждения, а в каком — бюджетные и автономные учреждения? Какие проводки при этом делаются? На эти и другие вопросы отвечает эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету (задать ей вопрос можно в разделе форума « »).

Типы учреждений

Как известно, Федеральный закон от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ . Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155 , где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных?

Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в статье 6 Бюджетного кодекса:

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (сметных назначений) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами.

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

Учет обязательств в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н и Инструкции № 162н.
Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.

В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:

  • обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров ;

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.

  • обязательства по оплате труда — в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  • обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) — в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат).

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.

Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н. По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

Пример

Учреждение заключило договор на информационно-технологическое сопровождение программного продукта. В бюджетном учете отражены следующие хозяйственные операции:
1. Отражены принятые бюджетные обязательства по прочим услугам на сумму стоимости услуг по договору:
Дебет 1.501.Х.3.226 Кредит 1.502.Х.1.226
2. Отражены принятые денежные обязательства по прочим услугам на сумму принятых денежных обязательств (счет на оплату, акт выполненных работ (оказанных услуг) и др.):
Дебет 1.502.Х.1.226 Кредит 1.502.Х.2.226
3. Произведен расчет с поставщиком за выполненные работы (оказанные услуги):
Дебет 1.302.2.6.830 Кредит 1.304.0.5.226

Учет обязательств в бюджетных и автономных учреждениях

Как следует из письма Минфина России от 21.01.13 № 02-06-07/155 , бюджетные и автономные учреждения отражают принятые обязательства, в том числе денежные, в порядке, установленном Инструкцией № 174н, а также Инструкцией № 183н. При этом учреждения должны учитывать положения пунктов 1 и 2 письма указанного письма Минфина.

Бюджетным и автономным учреждениям следует, в первую очередь, обратить внимание на следующие моменты в части отражения в бухгалтерском учете принятых обязательств:

  • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году отражаются в бухгалтерском учете в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) — в сумме заключенных соглашений;
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели:

В сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии, если иное основание для предоставления субсидии на иные цели не предусмотрено нормативными правовыми актами,

В объеме лимитов бюджетных обязательств соответствующего бюджета на указанные цели, если в соответствии с нормативными правовыми актами основанием для предоставления субсидии на иные цели не является заключение соответствующих договоров (соглашений);

  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений, обусловленных соглашением (договором), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, — в сумме заключенных соглашений (договоров).

Принятие бюджетным (автономным) учреждением соответствующих расходных обязательств (в пределах доведенных плановых назначений) отражается так:

Дебет 0.506.Х.0.200,300 Кредит 0.502.Х.1.200,300

Принятие бюджетным (автономным) учреждением денежных обязательств (в пределах принятых расходных обязательств) на основании первичных бухгалтерских документов (табель, накладные, акты, счета-фактуры и т п.) отражается так:

Дебет 0.502.Х.1.200,300 Кредит 0.502.Х.2.200,300

Автономные учреждения обязаны вести двойной учет принятых обязательств (на счетах групп 300 00 «Обязательства» и 500 00 «Санкционирование расходов»). Как правильно организовать учет операций на данных счетах? В каких регистрах бухгалтерского учета ведутся такие операции? На основании каких документов и в какой момент следует отражать обязательства учреждения на том или ином счете? Ответы на эти вопросы представлены в статье.

Необходимость вести двойной учет принятых учреждением обязательств в государственных (муниципальных) автономных учреждениях регламентирована инструкциями № 157н, 183н. В соответствии с указанными нормативными документами в Плане счетов бухгалтерского учета для этих целей предусмотрены разделы 3 «Обязательства» и 5 «Санкционирование расходов».

На счетах группы 300 00 «Обязательства» отражаются расчеты с контрагентами (с поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и т. д.). При этом к расчетам по обязательствам также относятся расчеты по выданным авансам (счет 206 00), расчеты с подотчетными лицами (счет 208 00). Учет операций по указанным счетам ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнале операций с безналичными денежными средствами - в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты, журнале по прочим операциям - в части иных операций.

Счета группы 500 00 «Санкционирование расходов» предназначены для обобщения информации о ходе исполнения автономным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (счет 502 01), принятых денежных обязательств (счет 502 02) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. При этом отметим, что операции на данных счетах не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Учет таких операций осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных учетных документов, установленных учреждением самостоятельно с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, определенных финансовым органом.

Напомним, принятые обязательства отражаются в момент их возникновения (например, заключение договоров, начисление заработной платы, страховых взносов, налогов, учет иных расходов учреждения). Принятые денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам. Аналитический учет принятых обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064), в котором указываются основание для их принятия (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В учреждении целесообразно организовать учет принятых (денежных) обязательств таким образом, чтобы оптимизировать учетные процедуры для бухгалтера. Так как в соответствии с п. 318 Инструкции № 157н учет принятых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному в учетной политике учреждения, в этом же перечне можно прописать, в какой момент они должны отражаться в учете.

Рассмотрим в таблице примерный перечень принимаемых автономным учреждением обязательств в соответствии с п. 308 Инструкции № 157н, основания для их принятия и момент отражения в бухгалтерском учете по тому или иному счету.

Наименование обязательства Принятие обязательств на счета 300 00, 206 00, 208 000 Принятие обязательств на счет 502 01 Принятие денежных обязательств на счет 502 02
Оплата по договорам на поставку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения, заключенным в отчетном периоде, а также обязательства по договорам, принятые в прошлые годы и не исполненные по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению в текущем финансовом году На основании заключенных договоров на дату их заключения При исполнении условий договора (оплата аванса, по факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг) на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, оказанных услуг, товарной накладной на дату исполнения в соответствии с указанными документами-основаниями
Оплата труда работников
Начисления на оплату труда На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по нормам, установленным законодательством РФ на дату начисления
Выплаты работникам командировочных расходов (в том числе авансовые платежи, иные выплаты (суточные, разъездные и т. п.)) в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ На основании заявления работника, приказа руководителя, авансового отчета (в случае если предварительно аванс не выдавался, а также при возврате неиспользованных

подотчетных сумм)

Выплаты и компенсации работникам в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по установленным нормам, расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления
Оплата обусловленных законодательством РФ выплат физическим лицам (стипендии, социальные выплаты и т. п.) На основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления
Оплата предусмотренных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (оплата налогов, сборов, пошлин, взносов, иные выплаты), установленных к исполнению в текущем финансовом году На основании справки (ф. 0504833), иных документов (расчетов, деклараций, требований) на дату начисления
Возмещение вреда, причиненного автономным учреждением при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленным вступившим в законную силу решением суда, предусмотренным к исполнению в текущем финансовом году На основании судебных решений на дату начисления (принятия к исполнению)
Иные обязательства, пре-дусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (например, отчисления денежных средств профсоюзным органам, прием и обслуживание делегаций (представительские расходы)) На основании справки (ф. 0504833), иных документов на дату их начисления

Еще раз отметим, что учреждение вправе предусмотреть в учетной политике иной порядок принятия обязательств (в том числе принять документы-основания, определить момент начисления) с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом, и специфики деятельности учреждения.

В настоящее время Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, которым утверждены унифицированные формы первичных документов и регистры бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению (размещен на сайте www.minfin.ru). Данным проектом вводится новая форма - уведомление о принятии обязательства (ф. 0504824). Это уведомление будетприменяться для оперативного представления сведений структурными подразделениями, оформляющими документы на принятие обязательств (договоры, контракты, исполнительные листы, служебные командировки и др.), в бухгалтерию учреждения в целях принятия бюджетных обязательств (изменений к ним) к бухгалтерскому учету на текущий финансовый год и плановый период.

На практике большинство вопросов возникает при отражении принятых денежных обязательств на счете 502 02, так как не всегда можно одновременно учесть обязательства учреждения на счетах 300 00, 206 00, 208 00 и 502 02. Однако, если правильно организовать их учет, не должно быть затруднений. Основное правило заключается в том, что при подведении итогов сумма принятых денежных обязательств, отраженных на счете 502 02, должна быть равна показателю суммы принятых обязательств, отраженных на соответствующих счетах по учету обязательств учреждения (как проверить показатели, представим ниже в таблице). Данные положения содержатся в проекте приказа о внесении изменений в Инструкцию № 183н, который также размещен на сайте Минфина.

Обязательства учреждения Показатели, которые в сумме должны быть равны сумме принятых денежных обязательств на счете 502 02
В части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в разрезе получателей авансовых платежей - юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований (контрагентов) - данные соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств). При этом включаются предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам, за вычетом произведенных возвратов указанных авансовых платежей (не включаются остатки выданных авансовых платежей, которые числятся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие названные расчеты);

Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам». При этом включаются начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году (не включаются кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение)

кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период);

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет)

В части расчетов с подотчетными лицами в разрезе контрагентов (подотчетных лиц) - дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за вычетом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета указанного счета (полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за вычетом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей);

Дебетовые обороты по соответствующим счетам счета 0 208 00 000 (полученные в текущем периоде подотчетными лицами на возмещение перерасходов прошлых лет денежные средства). При этом не включаются остатки выданных подотчетным лицам авансовых платежей, которые числятся на начало отчетного года на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 208 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода

В части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ - кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 730 - 0 303 13 730) (начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи));

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 (0 303 02 830 - 0 303 13 830) (исполнение обязательств по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполнены в текущем периоде). При этом не учитываются показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), которые числятся на начало текущего периода на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 303 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

В части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств по соответствующим счетам аналитического учета счета 0  301  00  000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» - кредитовые обороты (начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году);

Дебетовые обороты (исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств)

В автономном учреждении 30.09.2013 начислена заработная плата за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме 700 000 руб. Удержан НДФЛ - 91 000 руб.

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды в общей сумме 211 400 руб.

07.10.2013 заработная плата работников перечислена им на банковские карты, перечислены НДФЛ и страховые взносы.

Учреждение установило в учетной политике принимать денежные обязательства по заработной плате, НДФЛ, страховым взносам в день начисления этих сумм.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
30.09.2013. Операции, отраженные на основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетов по страховым взносам, справки (ф. 0504833)
Начислена заработная плата (прямые расходы*) 2 109 60 211

2 302 11 000

700 000
Удержан НДФЛ 2 302 11 000

2 303 01 000

91 000
Приняты обязательства по заработной плате (с учетом НДФЛ) 2 506 10 211

2 502 11 211

700 000
Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы (с учетом НДФЛ) 2 502 11 211

2 502 12 211

700 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды (прямые расходы*) 2 109 60 213

2 303 06 000

2 303 07 000

2 303 08 000

2 303 09 000

2 303 10 000

2 303 11 000

211 400**
Приняты обязательства по страховым взносам 2 506 10 213

2 502 11 213

211 400
Приняты денежные обязательства по страховым взносам 2 502 11 213

2 502 12 213

211 400
07.10.2013. Операции, отраженные в соответствии с нормативным документом, устанавливающим сроки выплаты заработной платы, на основании распоряжения руководителя, справки (ф. 0504833)
Перечислена заработная плата на банковские счета работников

(700 000 ‑ 91 000) руб.

2 302 11 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

609 000
Перечислен НДФЛ 2 303 01 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

91 000
Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды 2 303 06 000

2 303 07 000 

2 303 08 000

2 303 09 000 

2 303 10 000

2 303 11 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

211 400**

В целях упрощения примера указана общая сумма страховых взносов (без разбивки по счетам).

Автономное учреждение заключило договор на поставку оборудования в сумме 1 000 000 руб. В договоре предусмотрен аванс в размере 30%. Окончательная оплата по договору осуществлена по факту поставки. Расходы произведены за счет целевой субсидии.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, отраженные на основании договора о поставке оборудования, счета от поставщика
Приняты обязательства 5 506 10 310

5 502 11 310

1 000 000
Произведена оплата аванса в размере 30% 5 206 31 000

5 201 11 000

забалансовый счет 18

300 000
5 502 11 310

5 502 12 310

300 000
Операции, отраженные по факту поставки оборудования (на основании договора о поставке оборудования, товарной накладной от поставщика, счета-фактуры)
Поступило оборудование 5 106 31 000

5 302 31 000

1 000 000
Произведена окончательная оплата 5 302 31 000

5 201 11 000

забалансовый счет 18

700 000
Приняты денежные обязательства 5 502 11 310

5 502 12 310

700 000
Произведен зачет аванса 5 302 31 000

5 206 31 000

300 000

Автономное учреждение из кассы выдало под отчет денежные средства на командировочные расходы за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, в том числе суточные - 500 руб., деньги на проезд - 5 000 руб., деньги на проживание в гостинице - 6 000 руб. По возвращении из командировки подотчетное лицо вернуло неизрасходованную сумму на проживание в гостинице в размере 350 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, отраженные на основании заявления о выдаче денег под отчет
Выданы из кассы денежные средства на командировочные расходы:
- суточные 4 208 12 000 4 201 34 000 500
- на проезд 4 208 22 000 4 201 34 000 5 000
4 208 26 000 4 201 34 000 6 000
Отражены принятые обязательства:
- суточные 4 506 10 212 4 502 11 212 500
- проезд 4 506 10 222 4 502 11 222 5 000
- проживание в гостинице 4 506 10 226 4 502 11 226 6 000
Отражены принятые денежные обязательства:
- суточные 4 502 11 212 4 502 12 212 500
- проезд 4 502 11 222 4 502 12 222 5 000
- проживание в гостинице 4 502 11 226 4 502 12 226 6 000
Операции, отраженные на основании утвержденного авансового отчета
Начислены расходы (общехозяйственные*):
- суточные 4 109 80 212 4 208 12 000 500
- на проезд 4 109 80 222 4 208 22 000 5 000
- на проживание в гостинице 4 109 80 226 4 208 26 000 5 650
Внесена неизрасходованная сумма на проживание в гостинице в кассу учреждения 4 201 34 000 4 208 26 000 350
Отражено уменьшение принятых обязательств (методом «красное сторно») 4 506 10 226 4 502 11 226 (350)
Отражено уменьшение принятых денежных обязательств (методом «красное сторно») 4 502 11 226 4 502 12 226 (350)

В соответствии с учетной политикой учреждения.

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Учет обязательств в бюджетных учреждениях в 1С производится в соответствии с нормативными актами, регулирующими данный вид учета. Рассмотрим специфику применения данной популярной бухгалтерской программы.

Учет обязательств в бюджетных учреждениях: основные счета бухучета

Программа 1С — удобное средство автоматизации бухучета. Госучреждения могут использовать специальную версию данного решения — «Бухгалтерия государственного учреждения», которая адаптирована к требованиям нормативных актов, регулирующих бухучет в организациях бюджетной системы, а именно приказов Минфина РФ:

  • от 01.12.2010 № 157н (устанавливает общий для всех учреждений перечень счетов бухучета);
  • от 06.12.2010 № 162н (устанавливает перечень счетов бухучета для казенных учреждений — на основе перечня по приказу № 157н);
  • от 16.12.2010 № 174н (устанавливает перечень счетов для бюджетных учреждений);
  • от 23.12.2010 № 183н (устанавливает перечень счетов для автономных учреждений).

Соответственно, все счета, что утверждены данными НПА, включены в базовое решение 1С. При этом в зависимости от настроек, которые указываются при начале использования программы, в автоматическом режиме выбирается определенная подборка счетов для конкретного типа учреждения.

Основные счета бухучета, которые используются учреждениями бюджетной системы для составления проводок по обязательствам:

  • 0 501 00 000 — «Лимиты бюджетных обязательств» (используется только казенными учреждениями);
  • 0 502 00 000 — «Принятые обязательства» (используется всеми типами государственных и муниципальных учреждений — автономными, бюджетными и казенными);
  • 0 502 01 000 — «Принятые бюджетные обязательства» (используется всеми типами учреждений);
  • 0 502 02 000 — «Принятые денежные обязательства» (используется всеми учреждениями);
  • 0 504 00 000 — «Сметные назначения» (используется всеми учреждениями);
  • 0 506 00 000 — «Право на принятие обязательств» (используется всеми учреждениями);
  • 0 507 00 000 — «Утвержденный объем финансирования» (используется бюджетными и автономными учреждениями);
  • 0 508 00 000 — «Получено обеспечения» (используется бюджетными и автономными учреждениями).

Рассмотрим ряд практических нюансов, характеризующих использование программы 1С для отражения операций, связанных с обязательствами бюджетных учреждений.

Принятие обязательств

Непосредственно принятие учреждением обязательств может быть отражено в программе 1С с помощью документа «Принятое денежное обязательство». Документ, отражающий в регистре запись о принятии к учету приобретений, может быть сформирован с помощью шаблонов, предлагаемых пользователю, которые соответствуют конкретным основаниям для возникновения обязательства, — например, «Приобретение ОС» или «Начисление зарплаты».

При внесении данных об операциях можно задействовать функцию программы 1С «Ввод на основании». Он предполагает создание одного документа на основе данных другого (позволяет не заносить одну и ту же информацию в программу несколько раз). Например, создав документ на приобретение (оприходование) ТМЦ (с указанием в нем всей информации о конкретном приобретении), можно использовать находящуюся в этом же документе кнопку «Создать на основании». Если нажать на нее, то из выпадающего списка можно выбрать опцию «Принятое денежное обязательство». После этого 1С автоматически сформирует (исходя из сведений, представленных в исходном документе) новый документ, который отразит факт принятия обязательств.

В свою очередь, используя документ, что отражает факт принятия обязательств, можно сформировать документ, содержащий сведения об оприходовании тех или иных ценностей.

Если выбрать какой-либо из шаблонов, то основная часть реквизитов в регистре бухучета будет проставлена программой автоматически — включая проводки с использованием корреспонденций тех счетов, что рассмотрены нами выше.

Например, факт принятия учреждением обязательства по оплате работ и услуг может отражаться корреспонденцией:

  • Дт 1 501 13 226 (данный счет является производным от счета 0 501 00 000 и отражает факт принятия обязательств по оплате работ и услуг учреждением в рамках лимита на текущий финансовый год);
  • Кт 1 502 11 226 (данный счет является производным от счета 0 502 01 000 и отражает факт принятия учреждением собственно бюджетных обязательств по оплате работ и услуг на текущий финансовый год).

ВАЖНО! При регистрации обязательства, представленного авансовым платежом, функция «Создать на основании» будет недоступна в отношении документов на поступление товаров (услуг), т. к. не будет соответствующего документа оприходования. Как правило, при авансовых платежах контрагенту используется ручной ввод реквизитов в документ в 1С, регистрирующий факт возникновения денежного обязательства .

Аналитический учет

Следующая примечательная возможность 1С — осуществление аналитического учета по обязательствам. Программа позволяет вести данный учет по следующим аналитикам:

  • принятые обязательства;
  • виды расходов;
  • лицевые счета;
  • виды финансового обеспечения.

Учет по первой аналитике предполагает отражение в 1С сведений об основаниях принятия учреждением обязательства. Например, обязательным основанием будет договор, по которому обязательство было принято. Соответствующие договоры регистрируются в отдельном справочнике 1С — «Договоры». Их впоследствии нужно выбирать из соответствующего справочника при вводе относящегося к конкретному договору документа.

В качестве вида экономической классификации чаще всего выбирается код по перечню КОСГУ (в случае с автономными учреждениями — внутренний код, сформированный в соответствии с локальными нормативами). Все соответствующие коды должны быть заложены в базах рассматриваемой бухгалтерской программы.

Аналитика по лицевому счету предполагает отражение в регистрах 1С конкретных разделов лицевого счета, на котором учтено принятое учреждением обязательство.

Вид финансового обеспечения выбирается по перечню, приведенному в п. 21 инструкции по приказу № 157н. При этом коды, обозначающие вид финансового обеспечения, можно выбрать из справочников, включенных в базы 1С.

Отражение операций в журналах

Документирование операций, связанных с обязательствами, должно осуществляться в специальных журналах — санкционирования, а также учета принятых обязательств (пп. 317, 320 инструкции по приказу № 157н). В программе 1С реализованы возможности для формирования соответствующих регистров.

В случае с журналом санкционирования 1С позволяет сформировать соответствующий учетный документ:

  • на основании первички, используемой учреждением;
  • с корректным применением счетов, отражающих процедуры санкционирования обязательств.

Касательно журнала учета принятых обязательств, 1С позволяет сформировать его с указанием:

  • оснований для принятия бюджетного обязательства;
  • стоимости обязательства;
  • даты регистрации обязательства или же снятия его с учета.

ВАЖНО! Если объем уже принятых учреждением обязательств изменяется, то для отражения в регистрах учета соответствующего изменения необходимо создать новый документ «Принятое денежное обязательство» (для удобства можно скопировать исходный). При этом если исходное обязательство увеличивается, то новый документ создается на положительную разницу между исходным и измененным обязательством; а если обязательство уменьшается, то в данном документе аналогичную разницу нужно отразить со знаком «-».

Возможности программы 1С в версии, адаптированной к ведению бухучета в государственных и муниципальных учреждениях, безусловно, не ограничиваются рассмотренными нами опциями. Всего в программе заложены возможности для использования более 170 разновидностей различных учетных документов, посредством которых пользователь может отразить в регистрах учета порядка 1 000 разновидностей хозяйственных операций. По каждой из них фиксируются корреспонденции счетов бухучета, устанавливается отнесение к тому или иному классу операций исходя из аналитических оснований, определяются данные, что необходимы для формирования первички.

Итоги

Программа 1С в версии, адаптированной для ведения бухучета государственными и муниципальными учреждениями, позволяет вести эффективный учет обязательств учреждения с использованием требуемых счетов, корреспонденций, а также аналитического распределения регистров. В программе есть все необходимые инструменты для обеспечения соответствия учета обязательств учреждения требованиям приказа № 157н, а также корреспондирующих с ним нормативных актов.

Ознакомиться с другими возможностями программы 1С вы можете в статьях:

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


Согласно требованиям п. 308 Инструкции № 157н объектами учета, операции с которыми подлежат отражению на счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета, в частности, являются:

  1. суммы, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам),
  2. принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства).

На счетах 500.хх «Санкционирование расходов экономического субъекта» применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, формируемые по финансовым периодам:

  1. 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»,
  2. 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)»,
  3. 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)»,
  4. 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»,
  5. 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) в предыдущем финансовом году.

Изменения сумм, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) и в принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства) отражаются корреспонденциями на соответствующих счетах 500.хх:

  1. при утверждении увеличения показателей - со знаком «плюс»,
  2. при утверждении уменьшения показателей - со знаком «минус».

По завершении текущего финансового года показатели по соответствующим счетам учета утвержденных сметных (плановых) назначений и обязательств (аналитическая группа 10) на следующий год не переносятся. В соответствии с требованиями абз. 1 п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств на основании инвентаризации расчетов должны быть сформированы вновь в текущем финансовом году с учетом остатка принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Показатели по соответствующим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу в первый рабочий день текущего финансового года:

  1. показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года,
  2. показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года),
  3. показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

После переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов второго года, следующего за очередным, (аналитическая группа 40), обнуляются.

Учет операций по санкционированию осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных учреждением, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета (п. 314 Инструкции № 157н).

Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» предусмотрена форма Журнала регистрации обязательств (код формы 0504064).

Журнал (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале (ф. 0504064) указываются:

  1. основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа),
  2. номер счета бухгалтерского учета,
  3. сумма (в рублях, в иностранной валюте),
  4. дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет,
  5. дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.

Согласно Приложению №5 к приказу Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма соответствующего Журнала (ф. 0504064) носит рекомендательный характер, при этом

  • учреждение вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели, изменять расположение и порядок следования как регламентированных, так и дополнительно добавленных реквизитов,
  • удаление отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом № 52н, не допускается.

В рамках учетной политики в отношении операций по санкционированию расходов учреждению необходимо утвердить:

  1. порядок документооборота, в том числе при принятии и исполнении денежных обязательств,
  2. формы и порядок применения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы,
  3. дополнительные реквизиты (при необходимости), вносимые в формы унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета,
  4. порядок вывода на бумажные носители электронных форм документов и регистров,
  5. порядок хранения и предоставления электронных первичных и сводных документов, регистров бухгалтерского учета,
  6. порядок формирования регистров бухгалтерского учета на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронно-цифровую подпись (при наличии технической возможности).

В случае, если учреждение принимает решение использовать дополнительные регистры бухгалтерского учета в части систематизации операций по санкционированию расходов, их форма должна быть разработана в соответствии с требованиями п. 11 Инструкции № 157н, согласно которому неунифицированные формы регистров должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование регистра,
  • наименование субъекта учета, составившего регистр,
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр,
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета,
  • величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения,
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра,
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Учет принятых обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Таблица 1

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия обязательства

1.Поставка товаров, работ, услуг.

Подписанный и скрепленный печатью договор, государственный контракт, муниципальный контракт.

2.Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

3. Выдача денежных средств в подотчет.

4.Налоги, сборы, пошлины, пени, штрафы, иные платежи.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета, иные первичные документы.

Таблица 2

Для хранения перечня договоров, государственных и муниципальных контрактов, а также иных оснований возникновения обязательств (исполнительных листов, приказов руководителя и т.д.) предназначен справочник «Договоры и иные основания возникновения обязательств». Справочник можно открыть по соответствующей ссылке на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование» (Рис.1). В справочнике предусмотрена возможность быстрого отбора по реквизитам «Организация», «Контрагент» и «Актуальность».

Для договоров с поставщиками в реквизите «Вид договора» должно быть установлено значение «С поставщиком». Кроме того, мы рекомендуем для этого типа договоров устанавливать флаг «Учет предмета договора» для корректного формирования отчета «Реестр закупок» (Рис.2).


Реквизит «Вид обязательства» представляет собой элемент справочника «Виды первичных документов», который заполняется пользователем вручную. При установленном флаге «Контроль заполнения рабочего наименования» наименование договора формируется автоматически на основании данных, введенных в поля «Вид обязательства», «от:» и «№». Флаг «Заключается по результатам конкурсных процедур» устанавливается, если обязательство принимается путем проведения конкурсных процедур (будет рассмотрено в разделе 5.Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.).

Для регистрации в программе самого факта принятия обязательств учреждения предназначен документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Документ можно ввести из карточки договора по кнопке «Создать на основании» (Рис.3).


Заполненный документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис. 4. На закладке «Внебюджетные средства» следует указать перечень товаров, работ, услуг с расшифровкой по кодам бюджетной классификации, которые должны быть поставлены согласно данного договора. Назначение реквизита «В т. ч. безусловно» будет разъяснено нами в разделе «Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0»


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.5.


Обратим внимание на то, что из правильно заполненного и проведенного документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» впоследствии можно будет ввести документ «Поступление МЗ» для оприходования поступивших в учреждение материальных запасов (Рис.6).


В случае принятия всех прочих обязательств (кроме поставки товаров, работ, услуг) карточку договора рекомендовано заполнять так, как по казано на Рис.7, выбирая в реквизите «Вид договора» значение «Иное основание обязательства». Состав реквизитов карточки договора при этом изменяется, в частности становятся недоступными реквизиты «Контрагент», «Счет контрагента» и другие.


Введенный на основании документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для иных оснований возникновения обязательств будет выглядеть так, как показано на Рис.8, в частности, в табличной части документа будет отсутствовать графа «Номенклатура».


В случае, если в реквизите «Вид договора» установлено значение «С поставщиком», из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о бюджетном обязательстве ф.0506101» (Рис.9).


Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Таблица 3

Для регистрации в программе факта размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг карточку договора необходимо заполнить так, как это показано на Рис. 10, т. е. для вида договора «С поставщиком» необходимо установить флаги «Учет предмета договора» и «Заключается по результатам конкурсных процедур». На этом этапе работы реквизиты «Контрагент» и «Счет контрагента» становятся не доступными, поскольку поставщик пока не известен.


Введенный на основании карточки договора документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис.11.


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.12.


На Рис.13 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность»).


После того, как государственный (муниципальный) контракт заключен, необходимо вернуться в карточку договора, установить флаг «Конкурсные процедуры завершены», установить переключатель в положение «Заключением договора», а так же указать в поле «Контрагент» поставщика, указать дату и номер государственного (муниципального) контракта (Рис.14).


Для корректного формирования отчета «Реестр контрактов» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») и печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н в карточке договора необходимо дополнительно заполнить закладку «Характеристики», содержащую дополнительные сведения о государственном (муниципальном) контракте (Рис.15).


На основании отредактированной таким образом карточки договора необходимо ввести еще один документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.16). В нашем примере итоговая цена контракта на 50 000 руб. меньше первоначальной цены. В графу «Всего:» итоговую сумму контракта необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит.


На закладке «Дополнительно» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» можно заполнить ряд дополнительных сведений о государственном (муниципальном) контракте для корректного формирования печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н (Рис.17).


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.18.


Отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» при этом будет иметь следующий вид (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность») (Рис.19).


Замечание. В графе 6 «Принятые обязательства - Всего» сумма 500 000 руб. в нашем примере складывается из итоговой суммы контракта 450 000 руб. и заключенного договора с единственным поставщиком на сумму 50 000 руб., рассмотренного нами выше.

Из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о контракте (приказ 18н)» (Рис. 20).


Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.21).


Сформируем отчет «Результаты конкурсных процедур» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.22).



Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Основаниями для принятия денежного обязательства являются:

  1. при поставке товаров - накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура,
  2. при выполнении работ, оказании услуг - акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура,
  3. исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ),
  4. иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Министерства финансов РФ.

Не требуют документа-основания обязательства, связанные с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений - подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, государственного (муниципального) контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем письменных заявлений подотчетного лица с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Таблица 4

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия денежного обязательства

1.Поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Счет, товарная накладная, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет-фактура.

2. Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

Расчетные ведомости, приказы руководителей, регистры налогового учета.

3. Налоги, сборы, пошлины, взносы, иные выплаты, пени штрафы.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета.

4. Выдача денежных средств в подотчет.

Утвержденное руководителем письменное заявление работника на выдачу в подотчет. На основании утвержденного руководителем авансового отчета принятое обязательство нужно откорректировать на суммы выданного перерасхода либо возвращенного остатка.

5. Авансы контрагентам.

Договор, государственный (муниципальный) контракт, предусматривающий аванс.

Таблица 5

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 бухгалтерские операции по принятию денежных обязательств включены в документы оприходования товаров, работ, услуг, начисления заработной платы, т. е. в документы «Поступление МЗ», «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете».

Отметим, что документ «Поступление МЗ» можно ввести на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» нажатием кнопки «Ввести на основании» (Рис.25).


Для того, чтобы документ «Поступление МЗ» сделал бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства на закладке «Бухгалтерская операция» документа необходимо установить флаг «Принять денежное обязательство» и указать раздел лицевого счета бюджетного учреждения либо отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (Рис.26).


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.27.


Аналогичным образом принимаются денежные обязательства в случае документов «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете». Заметим, что в вышеперечисленных документах при выборе типовой операции «Поступление от подотчетных лиц» нет возможности сформировать бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств.

При перечислении подотчетных сумм бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства формируются документом «Заявление на выдачу аванса», расположенным на панели навигации раздела «Денежные средства».

Напомним, что в момент подписания руководителем заявления подотчетного лица на выдачу в подотчет необходимо зарегистрировать и принятое обязательство документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (см. выше). В поле «Обязательство» документа «Заявление на выдачу аванса» необходимо указать тот же самый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», который был указан в поле «Договор» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для корректного формирования регламентированного регистра Журнал регистрации обязательств ф.0504064.

Заполненный документ «Заявление на выдачу аванса» представлен на Рис.28.


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.29.


На основании заполненного и проведенного документа «Заявление на выдачу аванса» можно ввести документ «Авансовый отчет» (Рис.30).


На Рис.31 представлена закладка «Израсходовано» документа «Авансовый отчет», которым подотчетное лицо отчиталось на сумму, меньшую, чем была указана в заявлении.

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.32. Обратим внимание, что программа автоматически уменьшила сумму принятого денежного обязательства на остаток подотчетной суммы, не израсходованной подотчетным лицом. Проводка по корректировке принятого денежного обязательства будет сформирована документом «Авансовый отчет» только в том случае, если он будет введен на основании документа «Заявление на выдачу аванса».


Отметим, что принятое обязательство необходимо будет откорректировать вручную. Для этого на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо ввести новый экземпляр документа такого же вида и отредактировать его так, как показано на Рис.33.


В графу «Всего:» сумму авансового отчета необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит. Бухгалтерские записи документа представлены на Рис. 34.


В случае, когда договором (государственным, муниципальным контрактом), предусмотрен аванс, денежное обязательство должно быть принято на сумму авансового платежа в момент регистрации расходного обязательства документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Для этого в документе «Регистрация обязательств и сведений по договорам» на закладке «Внебюджетные средства» необходимо указать сумму аванса в поле «В т.ч. безусловно», а на закладке «Бухгалтерская операция» установить флаг «Принять денежные обязательства для безусловных обязательств текущего года» (Рис.35, Рис.36).



Бухгалтерские записи документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлены на Рис.37.


Кроме того, в документах «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Поступление МЗ» в случае наличия бухгалтерской записи по зачету выплаченного контрагенту аванса сумма принятого денежного обязательства будет уменьшена на сумму зачтенного аванса. На Рис.38 представлены бухгалтерские записи документа «Поступление ОС, НМА, НПА», иллюстрирующего описанную ситуацию.


Принимать денежное обязательство вместе с обязательством учреждения удобно также в случае, когда начисление кредиторской задолженности выполняется документом «Операция (бухгалтерская)», для которого отсутствует механизм автоматического формирования проводок по принятию денежных обязательств. Это актуально, например, при начислении некоторых налогов, штрафов, пеней и т.д. В этом случае в поле «В т.ч. безусловно» на закладке «Внебюджетные средства» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо указать всю сумму принимаемого обязательства.

Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (Рис.39). Отметим, что в графы «Не исполнено обязательств» и «Не исполнено денежных обязательств» попадают суммы, по которым не прошёл кассовый расход.


Сформируем регламентированный регистр «Журнал регистрации обязательств ф.0504064», который можно открыть по ссылке «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование». Сформированный отчет представлен на Рис.40.


Учет отложенных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Отложенные обязательства - обязательства со сроками исполнения за пределами трехлетнего планового периода, точную величину и (или) время исполнения которых определить невозможно.

Согласно Письму Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 одновременно с отражением в бухгалтерском учете начисленных резервов следует сформировать бухгалтерские записи по принятию отложенных обязательств.

Отложенных обязательств возникают при формировании следующих видов резервов:

  1. по оплате отпусков за фактически отработанное время и по компенсациям за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении,
  2. по соответствующим страховым взносам на выплаты отпускных,
  3. по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке,
  4. по расходам на планируемые организационно-штатные мероприятия,
  5. по обязательствам, по которым отсутствуют первичные документы.

Отложенные обязательства отражаются в учете на основе оценочных значений. Пример определения оценочного значения по резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время приведен в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Резерв на оплату отпусков может рассчитываться тремя способами:

  1. персонифицировано по каждому сотруднику,
  2. по учреждению в целом,
  3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала).

Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

Конкретный перечень резервов, а также порядок и сроки их формирования устанавливаются учреждением в рамках учетной политики.

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой. Наиболее правильным представляется ежемесячное определение оценочных резервов. Однако учреждение может установить и иной, наиболее приемлемый для себя период.

При инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности суммы резервов могут быть скорректированы в порядке, установленном учетной политикой.

Согласно письму Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 учреждение начисляет резерв для оплаты отпусков следующими бухгалтерскими записями.

Таблица 6

Примечание. В отличие от письма Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 в п. 167 Инструкции № 174н и п. 196 Инструкции № 183н предусмотрено принятие текущего обязательства за счет принятого ранее отложенного обязательства корреспонденцией Д502.99 К 502.11.

При использовании такой корреспонденции на счете 506.99 накапливаются суммы отложенных обязательств, поэтому целесообразно воспользоваться схемой корреспонденций, предложенной в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 принятие отложенного обязательства и уменьшение ранее учтенного отложенного обязательства отражается документом «Операция (бухгалтерская)». На Рис. 41 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по принятию отложенного обязательства в сумме начисленного резерва по оплате отпусков и начислений на выплаты отпускных.


На Рис.42 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» с автоматически заполненным разделом 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего».


На Рис.43 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по уменьшению отложенного обязательства на сумму начисленных за счет резерва отпускных и соответствующих начислений в фонды.


Операция по принятию обязательства текущего года (2 строка таблицы) отражается документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.44).


На Рис.45 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения», сформированный после корректировки отложенного обязательства и принятия обязательства текущего финансового года.