Транспортно заготовительные затраты. Расчёт транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы и их учет

Согласно п. 70 Методических указаний транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

— расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;

— расходы на транспортировку;

— командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;

— складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);

— расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;

— плата за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);

— недостача и порча в пределах норм естественной убыли;

— наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывают одним из следующих способов:

1. Непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;

Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Пример 1.

В марте ООО «Вояж» приобрело 1000 кг цемента на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.) Расходы по доставке цемента на склад организации составили 1770 руб. (в том числе НДС -270 руб.). В апреле 500 кг цемента было отпущено в основное производство.

Бухгалтер составил следующие проводки:

в марте:

Дебет 10.1 Кредит 60 – 10 000 руб. – оприходован цемент;

Дебет 19 Кредит 60 – 1800 руб. – учтен НДС по оприходованному цементу;

Дебет 10.1 Кредит 60 – 1500 руб. – учтены ТЗР по оприходованному цементу;

Дебет 19 Кредит 60 – 270 руб. – учтен НДС по ТЗР;

в апреле:

Дебет 20 Кредит 10.1 – 5750 руб. – списана стоимость цемента, переданного в производство (с учетом ТЗР).

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР , относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР , которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

2. Обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);

Второй способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.

Пример 2: отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16.

ООО «Производственная фирма «Мастер» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.

— на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;

— на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

В течение месяца «Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).

В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60 – 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60 – 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;

– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15 – 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60 – 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 – 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15 – 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10 – 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:

2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов,

составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16 – 11 956 руб. – списаны ТЗР за февраль.

3. Обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

Третий способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет.

Пример 3.

По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 «Материалы» (субсчет 10-12).

На начало месяца в учете компании числится 1400 ед. материалов. Их договорная стоимость составляет 1 120 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, приходящаяся на остаток материалов, равна 134 400 руб. (без НДС).

В течение месяца приобретено 8000 ед. материалов. Стоимость всей партии, установленная поставщиком, - 8 024 000 руб. (в том числе НДС - 1 224 000 руб.).

Для приобретения материалов организация воспользовалась информационно-консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Материалы покупались через посредника. Расходы на оплату его услуг равны 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Материалы доставлялись до склада транспортной организацией. Расходы на оплату услуг по доставке составили 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). В течение месяца в производство были отпущены материалы на сумму 5 654 000 руб.

Расходы на покупку материалов отражают записями:

Дебет 10-1 Кредит 60 — 6 800 000 руб. (8 024 000 – 1 224 000) - отражена фактическая себестоимость материалов;

Дебет 19 Кредит 60 — 1 224 000 руб. - учтен «входной» НДС по материалам;

Дебет 10-12 Кредит 60 — 30 000 руб. (35 400 – 5400) - расходы на оплату информационно-консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, учтены в составе ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 — 5400 руб. - учтен «входной» НДС по информационно-консультационным услугам, связанным с покупкой материалов;

Дебет 10-12 Кредит 60 — 20 000 руб. (23 600 – 3600) - расходы на оплату услуг посредника учтены в составе ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 — 36 000 руб. - отражен «входной» НДС по услугам посредника;

Дебет 10-12 Кредит 60 — 500 000 руб. (590 000 – 90 000) - расходы на доставку материалов учтены в составе ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60 — 90 000 руб . - учтен «входной» НДС по расходам на доставку материалов;

Дебет 68 Кредит 19 — 1 323 000 руб. (1 224 000 + 5400 + 3600 + 90 000) - принят к вычету НДС по расходам на приобретение материалов.

Общая сумма ТЗР по материалам, поступившим в течение месяца, равна:
30 000 + 20 000 + 500 000 = 550 000 руб.

Процент ТЗР, приходящийся на списанные материалы, составит:
((134 400 руб. + 550 000 руб.) : (1 120 000 + 6 800 000 руб.)) × 100% = 8,641%

Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна:

5 654 000 руб. х 8,641% = 488 562 руб.

При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи:

Дебет 20 Кредит 10-1 — 5 654 000 руб. - списаны материалы в производство;

Дебет 20 Кредит 10-12 — 488 562 руб. - списана сумма ТЗР, приходящихся на материалы, отпущенные в производство.

В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике.

ТЗР в бухучете

Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

5.4.8. Типовая корреспонденция по учету производственных запасов

Счет 10 «Материалы»

По дебету счета

Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции
Отражено перемещение материалов внутри организации (со склада на склад)
Оприходованы материалы по учетным ценам
Оприходованы материальные ценности собственного производства (например, тара)
В стоимость материалов включена сумма общепроизводственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением
В стоимость материалов включена сумма общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением
Потери от брака уменьшены на стоимость возвратных отходов
Оприходована часть выпущенной готовой продукции для ее использования в качестве материалов (сырья) (при использовании счета 40)
Готовая продукция, необходимая для собственных нужд организации, переведена в состав материалов
Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков
Получены материалы по договору краткосрочного займа
Получены материалы по договору долгосрочного займа
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой материалов
75-1 Оприходованы материалы, внесенные в качестве вклада в уставный капитал
Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями по доставке материалов
91-1 Оприходованы материалы, выявленные при инвентаризации и ранее не учтенные на счетах бухгалтерского учета
91-1 Оприходованы материалы, оставшиеся после списания основных средств или другого имущества организации

По кредиту счета

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать.

Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Расчет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;
Примечание. Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;

— расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

— наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

— плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

— стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;

— другие расходы.

Обычно Транспортно-заготовительные расходы составляют довольно ощутимую долю фактической себестоимости материалов.Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

непосредственного (прямого) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов. Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например: по расходам, связанным с содержанием заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету "Материалы" или в целом по счету "Заготовление и приобретение материалов".

При применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету "Заготовление и приобретение материалов" в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам. Бухгалтерские проводки

В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

  • отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы";
  • непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации

В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:

  • расходы по погрузке и транспортировке;
  • расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
  • комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов определена в приложении 2 к методическим указаниям

Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).

Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:

Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.

Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.

Как вести учет транспортно-заготовительных расходов

При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет "Основное производство", "Вспомогательное производство" и на увеличение стоимости проданных материалов.

Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
10.10 60.01 Отражается поступление ТЗР от контрагентов Сумма ТЗР Акт выполненных работ
Счет фактура
19 60.01 Выделен НДС, относящийся к ТЗР Сумма НДС Акт выполненных работ
Счет фактура
68.2 19 Отражается НДС к возмещению из бюджета Сумма НДС Счет фактура
Книга покупок
Акт выполненных работ
25 10.10 Отражается списание ТЗР на счет учета общепроизводственных расходов материалов за отчетный период Бухгалтерская справка-расчет
26 10.10 Отражается списание ТЗР на счет учета общехозяйственных расходов материалов за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
23 10.10 Отражается списание ТЗР на счет учета расхода материалов на вспомогательные производства за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
20 10.10 Отражается списание ТЗР на счета учета расхода материалов на основное производство за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет
90.2 10.10 Отражается списание ТЗР на счета учета продажи материалов за отчетный период Расчетная сумма ТЗР к списанию Бухгалтерская справка-расчет

Список счетов, участвующих в бухгалтерских проводках:

Учет и списание транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав ТЗР входят:

— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;

— плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

— расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

— стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

— другие расходы.

В соответствии с п. 83 Методических указаний № 119н ТЗР принимаются к учету путем:

— отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;

— отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

— непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала. Это целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Если же организация приобретает материалы для перепродажи и включает расходы по доставке таких материалов на склад в издержки обращения, то она должна учитывать ТЗР по дебету счета 44 «Расходы на продажу», а в дальнейшем списать данные расходы в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Выбранный метод учета расходов по заготовке и доставке МПЗ в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Пример. Организация ООО «Х» учитывает расходы по доставке материалов в составе расходов на продажу.

Допустим, что остаток по счету 44 «Расходы на продажу» на начало текущего месяца составил 20 000 руб., расходы на доставку товаров от поставщика за текущий месяц равны 40 000 руб.

Остаток материалов на начало текущего месяца составил 100 000 руб. За текущий месяц поступило материалов для перепродажи на сумму 500 000 руб., реализовано товаров на сумму 400 000 руб.

Следовательно, остаток нереализованных материалов на конец текущего месяца будет равен: 200 000 руб. (100 000 руб. + 500 000 руб. — 400 000 руб.).

Сумма транспортных расходов, которая должна быть списана за текущий месяц, рассчитывается следующим образом:

1) сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит: 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.);

2) сумма товаров, реализованных в текущем месяце, и остатка нереализованных товаров на конец месяца будет равна: 600 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб.);

3) средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит: 10% ((60 000 руб. / 600 000 руб.) x 100%);

4) сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, на конец текущего месяца будет равна: 20 000 руб. (200 000 руб.

3. Учет транспортно-заготовительных расходов.

5) сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем месяце, составит: 40 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб. — 20 000 руб.).

В бухучете ООО «Х» списание транспортных расходов за текущий месяц отразило:

Факт хозяйственной жизни Сумма, руб. Корреспонденция счетов
дебет кредит
Списаны транспортные расходы на себестоимость продаж 40 000 90.2

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать на специальном субсчете к счету 10 и распределять в конце месяца между запасами, списанными в производство, и остатками запасов на складах.

Пример. Входящее сальдо по субсчету 10.1 «Материалы по договорным ценам» — 3800 руб., по субсчету 10.11 «Транспортно-заготовительные расходы» — 2700 руб.

В отчетном периоде:

— получены материалы на сумму 60 000 руб. (НДС не учитывается);

— оплачены услуги, оказанные транспортной организацией по доставке материалов на склад организации, — 1180 руб., в т.ч. НДС — 18%;

— оплачены услуги посредников по закупке материалов — 4720 руб., в т.ч. НДС — 18%;

— отпущены в производство материальные ценности по договорным ценам на сумму 55 000 руб.

Определим фактическую себестоимость заготовленных материальных ценностей за отчетный период и рассчитаем долю транспортно-заготовительных расходов, относящихся к отпущенным в производство материалам, а также составим бухгалтерские записи по данным хозяйственным операциям.

Фактическая себестоимость материальных ценностей

за отчетный период

Бухгалтерские записи по выполненным операциям

Факт хозяйственной жизни Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили материалы 10.1 60.1 60 000
Оказаны услуги транспортной организацией 10.11 60.1 1 000
Транспортной организацией предъявлен НДС 19.3 60.1
Услуги посредников по приобретению материалов 10.11 60.1 4 000
НДС, предъявленный посредниками 19.3 60.1
Отпущены в производство материалы 10.1 55 000
Списаны ТЗР, приходящиеся на материалы, использованные в производстве 10.11 6 639
Оплачены услуги транспортной организации 60.1 1 180
Оплачены услуги посредников 60.1 4 720

Торговые организации могут не включать в фактическую себестоимость приобретенного товара затраты на заготовку и доставку товаров, производимые до момента передачи товаров в продажу. Эти затраты торговое предприятие может включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

3.3.3. Транспортно-заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР), связанным с приобретением материалов, относятся (п. 70 Методических указаний по МПЗ):

– расходы на транспортировку и погрузку материалов в транспортные средства;

– расходы на хранение материалов;

– расходы на содержание заготовительно-складского аппарата;

– вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы;

– расходы на тару;

– таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материалов;

– недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли;

– прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов:

– включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

– отражать на отдельном субсчете счета 10 (например, на субсчете 10–10 «Транспортно-заготовительные расходы»);

– учитывать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Способ, который организация избрала для учета транспортно-загото-вительных расходов, она должна отразить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транс-портно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Второй способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет. ТЗР отчетного месяца списываются либо по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода, либо по нормативному проценту, заложенному в плановых калькуляциях с соответствующими корректировками.

Третий способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.

Пункт 88 Методических указаний позволяет списать на счет 20 «Основное производство» или счет 23 «Вспомогательные производства» всю сумму ТЗР, не включенных в стоимость материалов. Правда, только при том условии, что удельный вес ТЗР в стоимости материалов не превышает 10 процентов.

В налоговом учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать двумя способами. Либо относить их на прочие расходы, либо включать в покупную стоимость. Второй вариант предлагает пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Service Temporarily Unavailable

Право же выбора между двумя вариантами учета предоставляет бухгалтеру пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Напомним, он гласит, что налогоплательщик самостоятельно решает, как учесть истраченные средства, если их с равными основаниями можно отнести к нескольким видам расходов.

Очевидно, что для фирмы выгоднее первый вариант: транспортные расходы будут учтены при расчете налога еще до реализации продукции, которая изготовлена из импортных материалов. Но если указанные расходы составляют незначительную часть материальных расходов, бухгалтеру имеет смысл позаботиться о том, чтобы налоговая и бухгалтерская стоимость материалов оказались равными.

В любом случае в бухгалтерском учете в уменьшение выручки, то есть в дебет счета 90 «Продажи», относят не всю сумму ТЗР, а лишь ту ее часть, которая приходится на реализованную продукцию. Поэтому избежать временных разниц по материальным расходам можно только одним способом: включить ТЗР в бухгалтерскую и налоговую стоимость материалов. Учет же ТЗР на счете 15 или на отдельном субсчете к счету 10 только осложнит работу бухгалтера. Также не стоит пользоваться «льготой», предусмотренной пунктом 88 Методических указаний. Ведь в налоговом учете нельзя распределять всю сумму транспортно-загото-вительных расходов между «незавершенкой», готовой и реализованной продукцией.

Все расходы, связанные с приобретением товаров и запасов, учитываются отдельной статьей расходов в балансе. Впоследствии они должны быть списаны на себестоимость или общую сумму затрат организации за текущий период.

Суть

В бухучете транспортно-заготовительные расходы включают затраты, связанные с доставкой материалов (п. 70 приказ Минфина № 119н), в том числе:

  • погрузочные работы;
  • транспортировка;
  • командировочные;
  • хранение материалов на ж/д станциях, пристанях;
  • складской комплекс, в том числе затраты на содержание заготовительных пунктов;
  • плату за кредиты;
  • недостача и порча;
  • наценки, надбавки.

Учет транспортно-заготовительных расходов осуществляется одним из таких способов:

  • непосредственно в себестоимости материалов;
  • на счете 15 «Заготовление сырья» обособленно;
  • на отдельном субсчете, подключенном к счету 10 «Материалы».

Выбранный способ прописывается в учетной политике.

Проводки

Если организация транспортно-заготовительные расходы относит на фактическую себестоимость, то делаются такие проводки:

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы.

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.
  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.

Отклонение стоимостей также списывается в момент принятия к учету сырья:

  • Д-т 16 К-т 15 – отклонение фактической стоимости от учетной.
  • Д-т 15 К-т 16 – превышение цены над фактической стоимостью.

Если учитываются обособленно транспортно-заготовительные расходы, материалы должны быть разделены по группам. По ним же будут распределяться затраты. Материалы будут приходоваться по учетным ценам:

  • утвержденным организацией;
  • прописанным в договоре;
  • фактической себестоимость за прошедший период.

Если цена отклоняется от себестоимости более чем на 10 %, ее нужно проверять.

Если ТЗР учитываются отдельно, их нужно списывать в конце месяца проводкой Д-т 20 (25) К-т 16 (10).

Дробление расходов

Рассмотрим детальнее, как можно распределять транспортно-заготовительные расходы:

  • Процент затрат не превышает 1/10 от стоимости всех материалов: все расходы, принятые к учету в текущем периоде, полностью распределяется на материалы, списанные на счета 20, 23 и 91-2.
  • ТЗР не превышает 5 % от стоимости материалов: сумма расходов полностью списывается в текущем периоде на стоимость привезенного сырья.
  • По среднему проценту расходов.
  • По проценту на начало отчетного периода. Завышение или занижение суммы затрат в текущем месяце следует откорректировать в следующем месяце.
  • По нормативам. Суммы расходов, превышающие утвержденные значения, учитываются в следующем периоде.

Расчеты

Как указано, транспортно-заготовительные расходы в некоторых случаях приходуются по среднему проценту. Рассмотрим детальнее, как его рассчитать:

  • (Остаток транспортных затрат на начало периода + Сумма расходов по доставке материалов в текущем месяце) : (Стоимость запасов на начало месяца + Стоимость поступивших материалов) х 100%,
  • Средний % списанных МЗП: Учетная стоимость запасов.

Пример 1

ОАО занимается изготовлением изделий из металла. Учет материалов предприятие ведет на счетах 15 и 16. На 01.02 в балансе числилось:

  • сч. 10: 10 тонн металла на сумму 28 000 руб.;
  • сч. 16: остаток ТЗР в сумме 3000 руб.

В течение месяца ОАО купило 50 тонн металла на сумму 168 150 руб. Стоимость доставки этой партии составляет 17,7 тыс. руб. В этом же периоде 35 тонн металла было передано в производство. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 – 142,5 тыс. руб. – поступление металла.
  • Д-т 19 К-т 60 – 25,65 тыс. руб. – учтен НДС.
  • Д-т 68 К-т 19 – 25,65 руб. – принят к вычету налог по купленному сырью.
  • Д-т 10 К-т 15 – 140 тыс. руб. – оприходован металл.
  • Д-т 15 К-т 60 – 15 тыс. руб. – отражена стоимость доставки.
  • Д-т 19 К-т 60 – 2,7 тыс. руб. – учет налог из ТЗР.
  • Д-т 68 К-т 19 – 2,7 тыс. руб. – вычет налога по ТЗР.
  • Д-т 16 К-т 15 – 17,5 тыс. руб. (142,5 + 15 – 140) – списана разница между ценой и себестоимостью.
  • Д-т 20 К-т 10 – 98 тыс. руб.– металл передан в производство.

Стоимость сырья, подлежащего списанию в феврале, рассчитывается так:

  1. 2,8 - 10 + 2,8 х 50 = 168 тыс. руб. - стоимость металла с учетом начального остатка.
  2. 3 + 17,5 = 20,5 тыс. руб. - сумма ТЗР, в том числе с начальным остатком.
  3. 20,5 / 168 х 100 = 12,2 % - средний процент.

ТЗР, подлежащие списанию в феврале (98 х 12,2 % = 11,956 тыс. руб.), учитываются проводкой Д-т 20 К-т 16.

Особенности

Как распределить складские расходы по нескольким видам материалов, при условии, что они были доставлены одним перевозчиком? Для таких случаев организация может разработать отдельную методику учета расходов и закрепить ее в учетной политике.

Например, можно указать, что при доставке разнородных МЗП одним автомобилем ТЗР будут распределять пропорционально количеству, весу или их объему. Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения.

Пример 2

В организацию одним автомобилем было доставлено сто листов листового металла и двести метровых уголков. Транспортно-заготовительные расходы составляют 7 тыс. руб. без учета суммы налога. С целью распределения расходов бухгалтер привел все единицы измерения к килограммам. Вес одного листа - 60 кг, одного метра уголка – 15 кг.

Общий вес: 60 х 100 + 15 х 200 = 9 тыс. кг.

Затраты по доставке металла составляют: 7 х 6: 9 = 4,667 тыс. руб.

Затраты по доставке уголка составляют: 7 х 3: 9 = 2,333 тыс. руб.

Налоговый учет

Учитывать в НУ ТЗР можно одним из трех способов. Выбранный вариант следует утвердить в учетной политике и применять минимум два года.

Вариант 1. Списывать все затраты на материальные запасы

Если вся сумма расходов относится к одной позиции материалов, то они полностью включаются в стоимость этой позиции. Например, если на автомобиле было доставлено сырье одного наименования, вся сумма расходов по транспортировке входит в состав этих запасов. Если затраты относятся к нескольким позициям сырья, то они распределяются пропорционально стоимости запасов.

Пример

Транспортная компания доставила организации материалы (0,3 тонны гвоздей и 0,5 тонны шурупов) на одном автомобиле. Стоимость услуги составила 3 тыс. руб. Цена сырья: 30 руб./кг гвоздей, 10 руб./кг шурупов.

Стоимость доставки распределяется на сырье:

  1. 3 х (0,3 х 30) : (0,3 х 30 + 0,5 х 10) = 1,929 тыс. руб. – гвозди;
  2. 3 – 1,929 = 1,071 тыс. руб. – шурупы.

Вариант 2. ТЗР учитываются обособлено, а в конце каждого периода распределяются между товарами и остатками на складе

Расчет суммы расходов осуществляется отдельно по каждому товару по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость материалов в производстве х (Остаток ТЗР на начало месяца на складе + сумма поступивших ТЗР за текущий месяц) : (Стоимость отпущенных в производство материалов + Стоимость запасов на конец периода).

В НК РФ этот метод предусмотрен только для определения суммы затрат по реализованным товарам. Но его использование в отношении запасов не противоречит законодательству, не приводит к искажению информации.

Вариант 3. Применяется только к проданным товарам

Все затраты, кроме расходов по доставке, единовременно списываются в состав прочих. В частности:

  • оплата услуг страхования - на дату уплаты премии;
  • пошлины - на дату уплаты;
  • вознаграждение посреднику - в день перечисления средств со счета.

Транспортные расходы списываются на затраты в части, относящейся на реализованные в текущем периоде товары. Сумма определяется по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость реализованных товаров х (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего периода) : (Стоимость проданных товаров + Стоимость остатка товаров на складе).

При УСН ТЗР относятся на налоговые расходы на дату, которая наступит позже, будь то принятие к учету или оплата поставщику. Отпуск сырья в производство для НУ значения не имеет.

Пример 3

Торговая организация в июне 2015 года закупила материальные запасы на сумму 708 тыс. руб. Расходы по их доставке составили 23,6 тыс. руб. Учетной политикой предусмотрено, что эти затраты включаются в себестоимость. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 15 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.
  • Д-т 19 К-т 60 - 3,6 тыс. руб. - НДС по ТЗР.
  • Д-т 41 К-т 15 - 620 тыс. руб. - фактическая себестоимость.

Пример 4

Дополним условия предыдущего примера. Допустим, учетной политикой условного ООО предусмотрено, что ТЗР включаются в расходы на реализацию. Фактическая себестоимость формируется на счете 41:

  • Д-т 41 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 19 К-т 60 - 108 тыс. руб. - отражен НДС.
  • Д-т 41 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.

Пример 5

Существует еще один способ учета. ТЗР можно отображать на одноименном субсчете, открытом к счету 44. Затем эти суммы подлежат списанию.

Допустим, организация осуществляет доставку товаров на склад своим транспортом. За половину 2015 года зарплата водителя составила 150 тыс. руб., отчисления на соцстрахование – 5 тыс. руб., расходы на ГСМ - 20 000 руб. Проводки:

  • Д-т 44 К-т 70 - 150 тыс. руб. - зарплата водителя.
  • Д-т 44 К-т 69 - 53,4 тыс. руб. - начислены сборы на зарплату.
  • Д-т 44 К-т 02 - 5 тыс. руб. - начислена амортизация.
  • Д-т 44 К-т 60 - 20 тыс. руб. - расходы на ГСМ.

Если организация одним и тем же ТС осуществляет доставку товара на свой склад и клиентам, то разделять расходы очень тяжело. В таких случаях рекомендуется в учетной политике прописать, что все суммы будут списываться на счет 44 без дальнейшего распределения.

Складской комплекс в неторговых организациях

Порядок учета запасов подробно расписан в Методических указаниях по БУ МЗП. Излишнее сырье списывается на счет 41 по себестоимости с учетом ТЗР. Неторговые предприятия могут покупать товары через подразделения, осуществляющие торговую деятельность. Тогда ТЗР учитываются на счете 44 по субсчету «Коммерческие расходы».

Многопрофильные организации осуществляют несколько видов деятельности. Транспортные расходы таких предприятий учитываются по Д-т счета 23, оказанные услуги списываются с К-т 23 в Д-т 20 (29) по себестоимости. Способ распределения затрат организация может выбирать самостоятельно: пропорционально реализации, количеству сотрудников. Главное - этот порядок учета утвердить соответствующим приказом руководителя.

Метод списания оставшихся сумм ТЗР на конец периода определяется по бухгалтерскому учету. Чаще всего эти расходы переносятся в Д-т 90. Остаток по счету 44 соответствует сумме расходов, приходящихся на остаток непроданных на конец периода товаров. Сумма ТЗР на конец периода определяется по среднему проценту затрат за отчетный месяц.

Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.

При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.

Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара

В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:

  • Д41/1 К60 – вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
  • Д19 К60 – размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
  • Д41/1 К60 – полная стоимость непосредственно ТЗР.
  • Д19 К60 – размер НДС, который относится к ТЗР.

Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.

В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.

Пример расчета транспортных расходов

Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.

  • партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
  • партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.

При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.

В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.

В итоге должно получиться: расходы по доставке – 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.

Расходы по доставке – 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.

В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара

В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на под наименованием “Расходы на продажу”, поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).

На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.

Пример списания суммы транспортных затрат

Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.

  • первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
  • вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае – 120000.

Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.

По расчетам сумма ТЗР составила:

  • оплата бензина – 1000 руб.;
  • страховой взнос с зарплаты для водителя – 240 руб.;
  • зарплата водителя – 800 руб.;
  • амортизация машины – 500 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки

Сумма Дебет Кредит Наименование операции
80000 41.1 60 стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика
8000 44.ТР 60 расходы на доставку одной партии
120000 41.1 60 стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика
12000 44.ТР 60 расходы на доставку второй партии
40000 44.1 60 стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика
1000 44.ТР 10 затраты на топливо
800 44.ТР 70 заработная плата водителя
240 44.ТР 69 страховые взносы с зарплаты водителя
500 44.ТР 02 амортизация автомобиля

В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.

На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.

В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?

Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 – 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.

Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.

Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу

Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР

Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:

ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.

Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:

  • включать транспортные расходы в стоимость доставки;
  • включать ТЗР в расходы на продажу.

При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.

Транспортные затраты при продаже товара

В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:

  • когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
  • когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
  • когда доставку товара оплачивает продавец.

В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.

В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.

  1. Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
  2. В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором – по дебету 44, на отдельном листе.
  3. Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.

). ТЗР, в частности, включают в себя:

  • расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
  • расходы на транспортировку;
  • командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
  • плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
  • расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
  • плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
  • недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
  • наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным .

Способы учета ТЗР

В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывайте одним из следующих способов:

  • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
  • обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75...)
- отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26...)
- отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

Дебет 10 субсчет »Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75...)
- отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26...)
- учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76)
- отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)
- учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15
- оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15
- отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16
- отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

  • либо на счете 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»;
  • либо на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденныхприказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • договорную цену;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
  • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 16 (10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»)
- списаны ТЗР по израсходованным материалам.

Методы распределения ТЗР

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

  • сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
  • средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
  • сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
  • сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
  • сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

Списание ТЗР

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

Пример
ОАО »Производственная фирма "Мастер"» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.

На 1 февраля в учете организации числилось:
- на счете 10 - металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;
- на счете 16 - остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, - 3000 руб.

В течение месяца »Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС - 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС - 2700 руб.).

В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер »Мастера» сделал в учете проводки:

Дебет 15 Кредит 60
- 142 500 руб. (168 150 руб. - 25 650 руб.) - отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60
- 25 650 руб. - учтен НДС по приобретенному металлу;


- 25 650 руб. - принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15
- 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) - оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60
- 15 000 руб. (17 700 руб. - 2700 руб.) - отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60
- 2700 руб. - учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
- 2700 руб. - принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15
- 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. - 140 000 руб.) - списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10
- 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) - списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер »Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16
- 11 956 руб. - списаны ТЗР за апрель.

Как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством? Порядок распределения ТЗВ в этом случае нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие - в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант - привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример
В ЗАО »Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер »Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну - килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка - 15 кг.

Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг: 9000 кг = 4667 руб.

Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг: 9000 кг = 2333 руб.

Информация в этой статье актуальна на день ее размещения на сайте. Если вы зашли сюда позже, то прочитать материал по данной теме в актуальной редакции и даже с учетом будущих изменений, можно в Системе Главбух.

имеет практически любая фирма, приобретающая товары и материалы, которые формируют материально-производственные запасы. В чем специфика соответствующих расходов и как осуществляется их учет?

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:

  • оплатой услуг по доставке материалов;
  • затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
  • затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
  • оплатой услуг по страхованию;
  • уплатой таможенных пошлин;
  • компенсацией услуг посредников;
  • процентами по кредитам на покупку МПЗ;
  • командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
  • недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.

Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий. Транспортно-заготовительные расходы могут быть представлены любыми издержками, что связаны со снабжением фирмы МПЗ.

ТЗР в бухучете

ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.

1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.

Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.

2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.

Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

  • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
  • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке. Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости. В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

  • Дт 10 Кт 15;
  • Дт 16 Кт 15;
  • Дт 20 Кт 16.

Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

  • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
  • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.

Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:

1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) - ТЗР (ОСТ).

Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы — издержки, которые в большинстве случаев сопровождают приобретение фирмой различных материалов и товаров, составляющих МПЗ. Учет ТЗР в фирме может быть как бухгалтерским, так и налоговым. Осуществляться он может по разным схемам — в зависимости от специфики конкретных ТЗР, а также особенностей бизнес-модели фирмы — в частности, с точки зрения того, является она преимущественно производственной или торговой организацией.

Узнать больше о специфике учета материально-производственных запасов вы можете в статьях: