Указ 585 помощь в погашении нельготных кредитов. Новый указ президента о субсидиях отменил старый: молодые и многодетные семьи останутся без госпомощи

Новый указ президента № 240 об адресных жилищных субсидиях был подписан на прошлой неделе. В силу он вступит 6 августа 2017г.

А вместе с этим, как оказалось, утратит силу другой указ - о помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья - № 585.

По указу № 585 молодые и многодетные семьи, состоящие в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли рассчитывать на дотации от государства при строительстве жилья в кредит, который брали в коммерческом банке. Сумма финансовой поддержки была разная. Например, молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка дотировали минимум 20, а позже все 40 бюджетов прожиточного минимума. Сегодня это 7,3 тысячи рублей. Многодетным семьям с тремя и более детьми выдавали 50 бюджетов - то есть чуть более 9 тысяч рублей. По 585 указу на субсидию можно было рассчитывать только после того, как дом сдали в эксплуатацию. Выходит, что те, чьи дома не успеют сдать до сентября, субсидию не получат.

В надежде на помощь государства мы в декабре 2016 года взяли кредит на жилье под драконовскую ставку - 21%. Рассчитывали, что по 585 указу сможем как молодая семья получить господдержку в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, - рассказывает Виктор . - Но получить господдержку не сможем - в одночасье указ 585 просто перестанет действовать. Когда пошли слухи о новом указе президента, я обращался в Министерство архитектуры, но там говорили, скорее всего, он будет работать параллельно с указом № 585. А оказалось, его все-таки отменяют. А нам придется выплачивать кредит по полной ставке.

Некоторые семьи решили строиться лишь после того, как получили подтверждение из Минстройархитектуры, что 585 указ будет действовать вместе с новым.

Прежде чем вступить в строительство, мы со знакомыми молодыми семьями обратились в Минстройархитектуры и там нам сказали, что 585 указ будет действовать наравне с новым указом. Поэтому спокойно вступили в строительство в мае, дом наш должны сдать в конце сентября, - рассказывает молодая мама Снежана . - Банк, в котором мы планировали брать кредит под 12%, выдавал его лишь с условием, что за квартиру внесено уже более 50% своих средств. Недавно мы с мужем оплатили более 60% и кредит собирались брать лишь в августе. Деньги мы долго копили, брали в долг и сильно рассчитывали на 585 указ, чтобы вернуть долги. А теперь выходит, что всех нас кинули. Когда по всем каналам чиновники рассказывали про новый 240-й указ, они ни слова не сказали о том, что старый действовать перестанет. И многие молодые семьи спокойно брали кредиты, чтобы улучшить свои жилищные условия.

В Министерстве архитектуры и строительства объясняют: указ № 585 действительно утратит силу через месяц после вступления в силу указа № 240.

Если кто-то не успеет получить финансовую помощь по указу 585, до того как он утратит силу, не получит ее. Это жизнь, - прокомментировал ситуацию начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль . - С указом № 240 указ № 585 никак не пересекается. По указу 240 получить субсидию граждане смогут только в порядке очереди.

Указ № 240

Президент Беларуси 4 июля подписал указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», сообщает пресс-служба главы государства.

Государственные субсидии будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут являться все граждане, имеющие право на получение государственной поддержки в соответствии с указом президента Беларуси от 6 января 2012 года № 13.

Дополнительно указом предусмотрено право на получение адресных субсидий ветеранами боевых действий на территории других государств.

При этом государственная поддержка в виде льготных кредитов и субсидий будет действовать параллельно, с сохранением принципа одноразовости ее получения.

Механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства; условиями предоставления такой государственной поддержки будут очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных.

Ранее начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль рассказал, что условия, на которых будет предоставляться господдержка, изменяются. Например, кредиты на строительство жилья можно будет взять не на 20 и 40 лет, а только на 20 лет. По его словам, принципиальная разница в том, что если сейчас компенсация из бюджета льготных кредитов идет напрямую банкам, то по новому указу она будет идти гражданам.

Адресное жилищное субсидирование заменит действие Указа о помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья. Об этом сообщил журналистам начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

«Указ № 585, в соответствии с Указом № 240, прекращает действие 6 августа текущего года. Те, кто имеет решение исполкомов о предоставлении субсидий, будут их получать. Если решения не будет до этого времени, то по данным кредитам субсидии выплачиваться не будут», – сказал Александр Горваль .

Александр Горваль также подчеркнул, что молодые и многодетные семьи по Указу № 240 тоже могут рассчитывать на господдержку, получая субсидии на уплату части процентов или компенсацию основного долга. «Если говорить о балансе интересов, новый Указ будет в ряде случаев выигрышнее субсидий, которые выдавались ранее», – добавил он.

На вопрос о том, как по новому Указу будет обеспечиваться целевое использование средств, Александр Горваль отметил: «Это целая автоматизированная система, программные продукты. Речь идет о циркулирующих безналичных деньгах. Субсидии начисляются гражданину, но они проходят транзитом мимо него и начисляются на счет кредитной задолженности этого гражданина в банке. Субсидия гасит разницу между полной оплатой кредита и собственными средствами гражданина».

Начальник управления отметил, что в системе адресного субсидирования жилищного строительства задействованы новые структуры, процедуры, программные продукты. «Составлен график проведения встреч в регионах страны и в Минске для разъяснения механизма реализации Указа № 240 и вопросов, которые возникают в связи с его применением. На встречах будет рассматриваться постановление Правительства, которое детализирует шаги, предусмотренные Указом. Первая встреча пройдет в Брестской области 13 июля, в Гродно – 14 июля, в остальных регионах – на следующей неделе», – рассказал Александр Горваль.

Как сообщалось, государственные субсидии по Указу № 240 предусмотрены на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам – также на погашение части основного долга по таким кредитам. Получателями субсидий могут быть все граждане, имеющие право на получение государственной поддержки в соответствии с Указом № 13 от 6 января 2012 года.

Механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства; условиями предоставления такой государственной поддержки будут очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных.

Указ № 240 вступит в силу 6 августа 2017 года. Совет Министров утвердит постановление по реализации норм данного Указа. В настоящий момент проект постановления проходит согласование. Дорабатывается план мероприятий по реализации Указа. Кроме того, будет скорректирован ряд нормативно-правовых актов. Среди них – кодексы о семье и браке, об административных правонарушениях, о земле, жилищный и налоговый кодексы, а также законы о ветеранах, о статусе героев, указы № 498, № 667, № 195, № 13, № 263 и другие, а также постановления Правительства. Изменения нормативно-правовой базы планируется произвести в течение четырех месяцев. В целом новый механизм позволит расширить объем кредитования жилищного строительства. При этом оно будет осуществляться с элементами государственной поддержки.

В целях совершенствования государственной поддержки молодых и многодетных семей:
1. Установить, что:
1.1. молодым* и многодетным** семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей*** в период погашения задолженности по кредитам****, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам (далее - финансовая поддержка).
Иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к категории молодых и многодетных семей и постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правом на получение финансовой поддержки наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь;
1.2. заявление и документы, необходимые для получения финансовой поддержки, представляются молодыми и многодетными семьями в местный исполнительный и распорядительный орган после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение;
1.3. финансовая поддержка предоставляется в следующих размерах:
молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка - 20 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - бюджет прожиточного минимума);
молодым семьям при рождении второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей - 40 бюджетов прожиточного минимума;
многодетным семьям при наличии троих и более несовершеннолетних детей - 50 бюджетов прожиточного минимума.
Финансовая поддержка семьям предоставляется:
при рождении третьего ребенка и последующих детей - в порядке, определенном в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта;
при рождении двойни - на одного ребенка из двойни в размере 20 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума.
Если в семье до рождения двойни был один ребенок, то на одного ребенка из двойни предоставляется финансовая поддержка в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из двойни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;
при рождении тройни - на одного ребенка из тройни в размере 20 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума, на третьего - 50 бюджетов прожиточного минимума.
Если в семье до рождения тройни был один ребенок, то на одного ребенка из тройни финансовая поддержка предоставляется в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого и третьего - по 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из тройни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;
1.4. финансовая поддержка предоставляется равными долями в течение срока погашения основного долга по кредиту, установленного кредитным договором, и направляется на погашение суммы основного долга по кредиту, а в случае ее полного погашения - на погашение процентов за пользование кредитом.
При этом размер финансовой поддержки не должен превышать суммы остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им на дату подачи кредитополучателем заявления об оказании финансовой поддержки.
В случае, если сумма рассчитанной в установленном порядке финансовой поддержки или ее остатка, подлежащего направлению на погашение задолженности по кредиту, равна либо превышает сумму остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им, финансовая поддержка предоставляется единовременно на сумму остатка задолженности по основному долгу по кредиту и (или) процентов за пользование им;
1.5. при рождении в семье, получившей финансовую поддержку, ребенка (детей) в период погашения задолженности по кредиту, выданному банком на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, такая семья вправе снова обратиться за получением финансовой поддержки в соответствии с настоящим Указом;
1.6. финансовая поддержка не предоставляется молодым и многодетным семьям, которые вместе с получением кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений реализовали свое право на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий, в том числе безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
3. Совету Министров Республики Беларусь ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать средства для предоставления молодым и многодетным семьям финансовой поддержки.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие данного Указа распространяется на кредитные договоры, заключенные до и после вступления его в силу.

Президент
Республики Беларусь
А.ЛУКАШЕНКО

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию)
или приобретение жилых помещений

1. Настоящим Положением определяется порядок предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (далее - финансовая поддержка).
2. Финансовая поддержка предоставляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа по постоянному месту жительства (месту регистрации по месту жительства) кредитополучателя.
3. Расчет суммы финансовой поддержки производится местным исполнительным и распорядительным органом на дату представления кредитополучателем документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Сумма финансовой поддержки рассчитывается исходя из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, за последние два квартала перед датой представления кредитополучателем необходимых для получения этой поддержки документов.
4. Для получения финансовой поддержки кредитополучатели после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение представляют в местный исполнительный и распорядительный орган следующие документы:
заявление об оказании финансовой поддержки;
копии свидетельств о рождении детей;
копию кредитного договора.
Многодетная семья наряду с перечисленными документами представляет копию удостоверения многодетной семьи.
Представленные кредитополучателем документы о предоставлении финансовой поддержки рассматриваются в местном исполнительном и распорядительном органе и о принятом решении сообщается гражданину в течение одного месяца со дня подачи документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта.
Для принятия решения о предоставлении финансовой поддержки местные исполнительные и распорядительные органы запрашивают следующие справки:
о нахождении кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату подачи документов, названных в частях первой и второй настоящего пункта, либо на дату заключения кредитного договора - из соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, если кредитополучатель состоит (состоял) на данном учете в местном исполнительном и распорядительном органе не по постоянному месту жительства (месту регистрации по месту жительства);
о нахождении кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату подачи документов, перечисленных в частях первой и второй настоящего пункта, или на дату заключения кредитного договора - из государственного органа, иной организации, принявшей кредитополучателя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, если кредитополучатель состоит (состоял) на таком учете только по месту работы (службы);
об остатке задолженности по кредиту, включая сумму основного долга и процентов за пользование кредитом на дату подачи кредитополучателем документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, - из банка, предоставившего кредит;
о подтверждении государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение - из территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения этого жилого помещения.
Банк, местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы, иные организации в недельный срок со дня получения запроса направляют требуемые документы в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.
5. Порядок перечисления бюджетных средств на предоставление финансовой поддержки определяется соглашениями, заключаемыми между местными исполнительными и распорядительными органами и банками, осуществившими выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

А значит, молодые и многодетные семьи, которые успели взять коммерческие кредиты на строительство жилья, получат финансовую господдержку. Указ сегодня подписал Президент. Документ вносит правки в недавний - июльский - о жилищных субсидиях и действовать будет на период завершения уже начатого строительства. Все подробности - у Ольги Анищенко .

Новый президентский указ затрагивает интересы только тех очередников, кто уже обратился в банк за кредитом, но ключи от новостройки пока не получил. Те, чье жилье еще возводят, но лишь из числа молодых семей с детьми и многодетных родителей, накануне попали в правовую ловушку. Интернет загудел: «Как так? люди рассчитывали на финансовую помощь государства, а недавний указ о жилищных субсидиях перечеркнул их планы». Его вступление в силу с 6 августа фактически отменяло действие того самого 585 указа, который и гарантировал семьям получение однократных субсидий из бюджета. Многие с досадой замечали - в долги бы не лезли, если бы не надежда на государство.

Тогда Минстройархитектуры инициирует продление действия 585 указа. А сегодня подпись под документом ставит Глава государства.

В профильном министерстве подсчитали: на госпомощь еще могут рассчитывать почти три тысячи семей. Как раз те, кто уже начал большую стройку. Выплатят от 40 до 100 бюджетов прожиточного минимума. В зависимости от количества детей в семье.

Заключить договор с банком на кредитование жилья важно до 6 августа. Дня вступления в силу указа о жилищных субсидиях за номером 240. Те, кто успеют и получат возмещение из бюджета. Министр поясняет: 585 указ не ограничен точными сроками. Дома сдадут, нуждающиеся оформят квартиры в собственность, получат субсидии. И только тогда документ прекратит свое действие.

Финансовую помощь белорусы получат после того, как оформят новые квартиры в собственность. По закону, дотация выплачивается только после ввода дома в эксплуатацию. Заявления несут в исполкомы. За последний месяц их количество выросло многократно. Но граждан предупреждают: рассмотрят и те обращения, которые поступят после 6 августа. Главное, к этому сроку договориться с банком. А оформить все документы можно и после.

Между тем, государство не снимает с себя обязательства оказывать поддержку при строительстве жилья. Но теперь финансовая помощь все больше будет адресной. Это и декларирует 240 указ о жилищных субсидиях, который заработает со следующей недели. Он, кстати, не отменяет действие 13-го указа, а с ним и льготные кредиты на строительство. Пока документы будут действовать параллельно, но чиновники ориентируют: постепенно страна перейдет к одному закону - адресным субсидиям для льготных категорий граждан, которые будут получать господдержку только в порядке очередности.

По указу №585 молодые и многодетные семьи, которые стоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли рассчитывать на помощь от государства при строительстве жилья в кредит, который они брали в коммерческом банке. Сумма материальной помощи была разная, пишет

Например, молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего дотировали минимум 20, а позже 40 бюджетов прожиточного минимума. Сегодня это 7300 рублей. Многодетным семьям с тремя и более детьми выдавали 50 бюджетов — чуть больше 9000 рублей. На субсидию можно было рассчитывать только после того, как дом сдали в эксплуатацию. Получается, что те, чьи дома не успеют сдать до сентября, субсидию не получат.

— В надежде на помощь государства мы в декабре 2016 года взяли кредит на жилье под драконовскую ставку — 21%. Рассчитывали, что по 585 указу сможем как молодая семья получить господдержку в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, — рассказал tut.by Виктор. — Но получить господдержку не сможем — в одночасье указ 585 просто перестанет действовать. Когда пошли слухи о новом указе президента, я обращался в Министерство архитектуры, но там говорили, скорее всего, он будет работать параллельно с указом №585. А оказалось, его все-таки отменяют. А нам придется выплачивать кредит по полной ставке.

Многие семьи решились строиться только после того, как получили подтверждение из Минстройархитектуры, что 585 указ будет действовать вместе с новым.

— Прежде чем вступить в строительство, мы со знакомыми молодыми семьями обратились в Минстройархитектуры, и там нам сказали, что 585 указ будет действовать наравне с новым указом. Поэтому спокойно вступили в строительство в мае, дом наш должны сдать в конце сентября, — рассказывает молодая мама Снежана. — Банк, в котором мы планировали брать кредит под 12%, выдавал его лишь с условием, что за квартиру внесено уже более 50% своих средств. Недавно мы с мужем оплатили более 60% и кредит собирались брать лишь в августе. Деньги мы долго копили, брали в долг и сильно рассчитывали на 585 указ, чтобы вернуть долги. А теперь выходит, что всех нас кинули. Когда по всем каналам чиновники рассказывали про новый 240-й указ, они ни слова не сказали о том, что старый действовать перестанет. И многие молодые семьи спокойно брали кредиты, чтобы улучшить свои жилищные условия.

В Министерстве архитектуры и строительства пояснили: указ №585 действительно утратит силу через месяц после вступления в силу указа №240.

— Если кто-то не успеет получить финансовую помощь по указу 585, до того как он утратит силу, не получит ее. Это жизнь, — прокомментировал ситуацию начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль . — С указом №240 указ №585 никак не пересекается. По указу 240 получить субсидию граждане смогут только в порядке очереди.