Управление финансовыми рисками коммерческого банка. Банковские риски Таким образом, существующие способы построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь не совcем равноценны, но так или иначе позволяют произвести приблизительную о

Банковским риском считается возможность возникновения у кредитно-финансовой организации материальных потерь. Причинами этого может служить неожиданное изменение рыночной стоимости различных финансовых инструментов. Кроме того, убытки могут возникнуть вследствие перемен на валютном рынке.

Виды банковских рисков

Существует следующая классификация:

  1. по времени. Риски бывают текущие, перспективные и ретроспективные;
  2. по уровню. Степень возможности появления убытков может быть как низкой либо умеренной, так и полной;
  3. по главным факторам возникновения. Такие обстоятельства бывают вызваны экономическими либо политическими причинами. К первому варианту относятся различные изменения неблагоприятного характера в экономической области самого кредитно-финансового учреждения. Также подобное может возникать в экономике страны. Риски политического характера обусловлены переменами в плане политической обстановки.

Основные банковские риски

К ним относятся следующие факторы:

  1. риск ликвидности. Стоимость активов, а также пассивов банковских учреждений должна соответствовать текущему рыночному показателю. Если этого не происходит, то кредитно-финансовая организация может испытывать серьезные затруднения с погашением своих обязательств;
  2. риск изменения кредитных ставок. Непредвиденные перемены в данном сегменте способны серьезно повлиять на структуру активов и пассивов банковского учреждения;
  3. кредитный риск. Данное направление требует постоянного баланса между качеством выдаваемых ссуд и фактором ликвидности;
  4. достаточность капитала. Необходимо, чтобы банк был способен свободно поглощать убытки и обладать достаточными финансовыми возможностями в период негативных ситуаций.

Особенности банковских рисков

В своей деятельности кредитно-финансовым учреждениям приходится учитывать различные нюансы. В частности, немалое значение имеет характер рисков. Различают внешние и внутренние причины их возникновения. В категорию первых входят те риски, которые не связаны напрямую с деятельностью банка. Это убытки, возникшие вследствие каких-то серьезных событий. К ним могут относиться войны, национализации, введение различных запретов, обострение текущей ситуации в какой-то отдельно взятой стране. Что касается внутренних рисков, то они представляют собой убытки, возникающие вследствие неправильно осуществляемой (основной либо вспомогательной) деятельности банковской организации.

Оценка банковских рисков

Определение затрат (в количественном измерении), которые имеют взаимосвязь с рисками во время осуществления банковской деятельности, называется оценкой таких рисков. Целью этой процедуры служит выявление соответствия результатов работы конкретного кредитного учреждения текущим рыночным условиям. Чаще всего для этого применяется аналитический метод - применительно как к кредитному портфелю, так и к его основным показателям. Это позволяет отобразить общую картину деятельности конкретного банка, а также его основных направлений функционирования. Кроме того, такой процесс оценки способствует определить степень кредитных рисков.

Управление банковскими рисками

В деятельности каждой кредитной организации важную роль играет правильное управление финансовыми рисками. В этом вопросе большое значение имеет выбор наиболее подходящей стратегии. Основной целью такого управления банковскими рисками служит минимизация либо ограничение возникновения возможности финансовых потерь. Для этого регулярно проводится ряд специальных мероприятий. Большое внимание уделяется вопросам управления - применительно к активам и пассивам, контролю установленных нормативов и лимитов, а также отчетности. Кроме того, немалое значение имеет мониторинговое, аналитическое и аудиторское направления - применительно к деятельности любой кредитной организации.

Финансовые банковские риски

К наиболее широкой группе банковских рисков относятся финансовые факторы. Такие вероятности возникновения убытков обычно связаны с неожиданными переменами, произошедшими с основными составляющими элементами любой кредитной организации. Наиболее часто это случается с объемами банковских составляющих, либо связано с потерей их доходности. Кроме того, важную роль могут сыграть непредвиденные изменения в самой структуре активов и пассивов кредитного учреждения. В группу финансовых рисков входят такие их виды, как инвестиционный, кредитный, валютный, рыночный, инфляционный и другие варианты изменений.

Кредитный риск

Кредитным риском называют вероятность невыплаты дебитором оговоренных финансовых сумм, дефолта дебитора. Подвергаются риску прямое и непрямое кредитование, операции купли-продажи без гарантий (предоплаты). В широком смысле кредитный риск потерь - вероятность событий, влияющих на состояние дебитора выплачивать деньги по обязательствам.

В основе оценивания рисков находятся показатели: вероятность дефолта, кредитный рейтинг, миграция, сумма, уровень потерь. Подлежит оценке, в зависимости от преследуемых целей, риск конкретной операции или портфеля. Конечное оценивание делится на ожидаемые и неожидаемые потери. Ожидаемые потери возмещаются капиталом, неожидаемые - формируемыми резервами.

Риск несбалансированной ликвидности банка

Ликвидностью бухгалтерского баланса называют совокупность уровня выполнения активами компании обязательств, соответствие срока, за которое актив превращается в финансы, время погашения задолженностей. Риск несбалансированной ликвидности банка - вероятность невыполнения обязательств банком за счет несоответствия получения и выдачи финансовых единиц по объемам, срокам, валютам. Риск возникает под влиянием факторов: потеря ликвидности, досрочное погашение кредитов, невыполнение клиентами условий договоров, невозможность продажи актива, ошибки в бухгалтерском учете.

Группировки активов и пассивов являются основой для определения риска ликвидности. Для оценивания риска разрабатывается анализ финансовых потоков компании в разрезах сроков, групп платежей, валют. Необходима оценка возможности появления требования о досрочном возврате кредитов, уровня возвратности активов.

Процентный риск

Процентный риск - вероятность получения убытков по причине колебаний процентных ставок, несовпадения времени возмещения обязательств, требований, несоответствие изменений процентных ставок. Рыночная цена финансовых инструментов с зафиксированной рентабельностью уменьшается при удорожании рыночных ставок, увеличивается при их снижении. Сила зависимости определяется дюрацией облигаций.

Выдача долгосрочного кредита сопряжена с риском, появляющимся при повышении кредитных ставок на рынке, обнаружении потерянной выгоды в результате снижения доходности по ранее данному кредиту. Финансовые инструменты с гибкой ставкой напрямую зависят от рыночных ставок. Инструменты, не имеющие рыночных котировок, подвергаются риску вне зависимости от наличия или отсутствия отчетности потерь по ним.

Сущность банковских рисков

Сущность банковских рисков - это вероятность невозврата выданных в кредит денежных средств. Классификация Базельского комитета выделяет кредитный, рыночный, операционный, государственный, стратегический, ликвидный, репутационный риски, способные вызывать нарушения баланса активов и пассивов.

Банковские риски разделяются на индивидуальные, микро и макро уровни в зависимости от путей возникновения. Риски проявляются возникновением потребности в дополнительных расходах, приводящих к убыткам вплоть до ликвидации. Вероятность убытков существует в каждой финансовой операции, банковская деятельность снижает вероятность событий, влияющих на невыполнение обязательств кредиторами и дебиторами.

Риски в банковской деятельности

Риски в банковской деятельности являются вероятностью потери ликвидности, денежных убытков в связи с внешними, внутренними факторами. Риск является частью банковского дела, однако все банки прикладывают усилия для снижения возможности финансовых потерь. Стремление банков обрести предельный доход ограничивается вероятностью денежных убытков.

Возможность рисков постоянно превышает отметку 0, задача банка: вычислить точную величину. Уровень рисков растет при внезапно возникших проблемах, постановлении задач, ранее не решаемых банком, невозможности принятия срочных мер по урегулированию ситуации. Последствием неправильной оценки является невозможность принятия необходимых действий, следствие - сверхвысокие убытки.

Расчет банковских рисков

Расчет банковских рисков бывает комплексным и частным. Вычисление основывается на поиске связи допустимого риска и объема возможных убытков. Комплексный риск - общая вероятность потери финансов банка по всем видам деятельности. Частный - получение убытков по конкретной операции, измеряется эмпирическим способом по выделенным методикам.

Есть три метода вычисления возможности потерь: аналитический, статистический, экспертный. При статистическом методе рассматриваются статистические ряды в большом временном промежутке. Экспертный метод - сбор мнений профессионалов банковского дела, составление рейтинговых оценок. Аналитическим методом называется анализ рискованных зон с использованием перечисленных способов вычисления.

Анализ банковских рисков

Анализ банковских рисков - мера, нацеленная на снижение убытков, увеличение доходности банка. Анализом занимается отдел риск-менеджмента, регулирующий процесс принятия решений, направленных на повышение возникновения благоприятного результата. Используемые методы анализа дают рейтинговую оценку способности клиента выполнять обязанности по принятым кредитным обязательствам.

Анализ рисков позволяет вычислить возможность потерь по портфелям кредита, размеры обязательного банковского резерва, классифицировать задолженности дебиторов по уровню риска. В ходе анализа выявляют критический уровень риска, основываясь на котором возможно избежать краха и ликвидации. При высчитывании возможных комплексных убытков используются готовые расчеты по частным рискам.

Совет от Сравни.ру: банковские риски имеют большое значение для эффективной деятельности любого кредитного учреждения. По этой причине, им следует уделять большое внимание.

В процессе ϲʙᴏей деятельности коммерческие банки подвергаются множеству рисков. В общем виде банковские риски разделяются на четыре категории: финансовые, операционные, деловые и чрезвычайные.

Финансовые риски, в ϲʙᴏю очередь, включают два типа рисков: чистые и спекулятивные. Чистые риски, в т.ч. кредитный риск, риски ликвидности и платежеспособности, могут при ненадлежащем управлении привести к убытку для банка. Спекулятивные риски , основанные на финансовом арбитраже, могут иметь ϲʙᴏим результатом прибыль, если арбитраж осуществляется правильно, или убыток – в противном случае. Стоит отметить, что основные виды спекулятивного риска: процентный, валютный и рыночный (или позиционный).

Разные виды финансовых рисков, кроме того, тесно связаны друг с другом, что может существенно повысить общий банковский профиль риска. К примеру, банк, осуществляющий валютные операциитрадиционно подвержен валютному риску, но он окажется также под дополнительным риском ликвидности и процентным риском в том случае, если в нетто-позиции по срочным операциям будет иметь открытые позиции или расхождения в сроках требований и обязательств.

Операционные риски зависят от: общей деловой стратегии банка; его организации; функционирования внутренних систем, включая компьютерные и прочие технологии; согласованности политики банка и его процедур; мер, направленных на предотвращение ошибок в управлении и против мошенничества. Деловые риски связаны с внешней средой банковского бизнеса, в т.ч. с макроэкономическими и политическими факторами, правовыми условиями и условиями регулирования, а также с общей инфраструктурой финансового сектора и системой платежей. Чрезвычайные риски включают все типы экзогенных рисков, кᴏᴛᴏᴩые в случае реализации события способны подвергнуть опасности деятельность банка или подорвать его финансовое состояние и достаточность капитала.

Охарактеризуем финансовые риски, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к чистым рискам, т. е. приводящие в случае рискового случая только к отрицательным последствиям.

Депозитный риск – риск, связанный с возможностью невозврата депозитных вкладов (непогашения депозитных сертификатов). Данный риск встречается достаточно редко и связан с неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия. Важно заметить, что однако, при всем этом случаи реализации депозитного риска встречаются не только в нашей стране, но и в странах с развитой рыночной экономикой. За рубежом страхователем данного вида риска выступает банк, а страхование проводится в обязательной форме.

Кредитный риск – риск, связанный с опасностью неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Причинами возникновения кредитного риска могут быть недобросовестность заемщика, ухудшение конкурентного положения конкретной фирмы, неблагоприятная экономическая конъюнктура.

57. Инвестиционные банки, их функции и операции

Инвестиционные банки - специальные кредитные институты, осуществляющие финансирование и кредитование инвестиций. Эти банки яшшются неидентичными банковскими учреждениями, что связано с особенностями рынка ссудных капиталов и различиями банковского законодательства отдельных промышленно развитых страну Так, классический тип инвестиционного банка США утвержден Банковским актом 1935 г. (акт Глосса-Стиголла). В соответствии с указанным актом коммерческим банкам запрещено заниматься инвестиционной деятельностью, за исключением операций с государственными и муниципальными облигациями. Такие операции состоят в приобретении части государственных и муниципальных облигаций, организации размещения некоторой их доли среди населения, проведении операций по подписке на облигации и оплате купонов (отрезных талонов к облигации, дающих право на получение определенной суммы процентов по прошествии какого-то срока).

Основной функцией инвестиционного банка в США является эмиссионная функция - ведение переговоров с торгово-промышленными компаниями о выпуске новых акций и облигаций и техническая подготовка таких выпусков с принятием на себя обязательств по размещению ценных бумаг на рынке и приобретению той их части, которая не будет размещена по подписке.

Характерной особенностью накопления денежного капитала инвестиционными банками США является привлечение сбережений не только наиболее богатых слоев населения, но и мелких инвесторов с невысокими доходами - мелкой буржуазии, фермеров и сравнительно хорошо оплачиваемых рабочих и служащих.

В европейских промышленноразвитых странах такого четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками не существует. Так, в Великобритании инвестиционными операциями традиционно занимаются торговые банки. Наиболее влиятельные из них (около 60) входят в ассоциацию инвестиционных банков. С 1970 г. в эту область активно вторгаются коммерческие банки.

Во Франции финансирование и кредитование капитальных вложений осуществляют специальные кредитные институты, среди которых ведущее место принадлежит Национальному кредиту (Крединациональ). Этот банк распределяет государственные субсидии, предоставляет кредиты сроком на 7-15 лет и дает гарантии по ссудам.

В ФРГ инвестиционные банки как самостоятельные институты не получили распространения. Здесь банки сочетают как краткосрочные, так и долгосрочные инвестиционные операции. При этом ведущее место на рынке ссудных капиталов страны занимают гроссбанки (Немецкий, Дрезденский и Коммерческий).

Функции инвестиционных банков и банков долгосрочных вложений в странах Восточной Европы выполняют народные, национальные, а также государственные банки (Болгария, Венгрия) или специализированные банки (Румыния). Структура и функции этих банков систематически претерпевают изменения. Так, инвестиционный банк «Прага» был утвержден в 1948 г. До 1950 г. он осуществлял финансирование и долгосрочное кредитование капитального строительства, включенного в государственный план. В 1959 г. его функции были переданы Государственному банку.

Инвестиционный банк Румынии - специализированный банк по финансированию и долгосрочному кредитованию промышленности, строительства, связи, торговли, за исключением сельского хозяйства, пищевой промышленности и водного хозяйства.

В Японии выдачу долгосрочных ссуд осуществляют как государственные, так и частные банки. Например, кредитованием промышленности, строительства, энергетики, транспорта занимается Японский банк развития, который по объему предоставляемых ссуд занимает второе место среди государственных кредитных институтов страны. На этот банк возложено льготное кредитование (под низкие проценты и на срок не менее года) отраслей экономики, в кредитовании которых частные банки мало заинтересованы (риск освоения, большая капиталоемкость, длительность оборота капитала, убыточность производства и т.д.). Значительная разница между процентными ставками по кредитам банка и более выгодными ставками на рынке ссудных капиталов покрывается из государственного бюджета.

Лишь в немногих развивающнхея странах с относительно развитым капиталистическим сектором хозяйства имеются инвестиционные банки: в Латинской Америке - Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика; в Юго-Восточной Азии - Малайзия, Сингапур, Сянган (Гонконг - сейчас в составе Китая), Южная Корея; в Африке - Гана, Нигерия, а также в некоторых странах французского франка. Инвестиционные банки существуют наряду с региональными банками развития развивающихся стран: Азиатским банком развития, занимающимся долгосрочным кредитованием проектов развития стран Азии и Тихого океана; Межамериканским банком развития, осуществляющим содействие развитию экономики стран Латинской Америки; Африканским банком развития, содействующим экономическому развитию африканских и ряда неафриканских государств. В осуществлении инвестиций развивающихся стран значительную роль играют и международные кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития, Арабские инвестиционные компании и другие международные организации.

Поскольку основной задачей инвестиционных банков является финансирование и кредитование инвестиций, рассмотрим понятие и виды инвестиций.

[Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и другие отрасли. Целью инвестиционной деятельности является получение предпринимательского дохода или процента.

Инвестиции делятся на финансовые и реальные.

Финансовые инвестиции - вложения в ценные бумаги (акции, облигации и др.), выпускаемые частными компаниями и государством, а также банковские депозиты и объекты тезаврации (сокровища, т.е. хранение денег на дому).

Реальные инвестиции - вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. В условиях современной научно-технической революции наряду с увеличением вещественных элементов основного капитала растут вло-

жения в развитие духовных производительных сил, интеллектуальный потенциал становится наиболее активным элементом производства, повышая роль научных исследований, квалификации, знаний и опыта работников. Накопление приобретает комплексный характер, а расходы на науку, образование, подготовку и переподготовку кадров и т.п. становятся производительными инвестициями.

Различают также инвестиции расширения и инвестиции обновления потребленного основного капитала.

Источником инвестиций расширения является часть вновь созданной стоимости, направляемой на накопление. Предприниматели мобилизуют ее за счет собственной прибыли (самофинансирование) и на рынке ссудных капиталов (привлеченные средства). Источником инвестиций обновления основного капитала являются амортизационные отчисления.

Реальные инвестиции в основной капитал характеризуются отраслевой и технологической структурами, пропорции которых во многом определяют эффективность накоплений.

Сдвиги в отраслевой структуре инвестиций во всех развитых капиталистических странах в 50-70 гг. выразились в опережающем росте доли их в обрабатывающие отрасли, прежде всего в машиностроение, строительство, транспорт, связь. Отставание в это время инвестиций в добывающую промышленность и топливно-энергетический комплекс явилось одной из причин энерго-сырьевого кризиса 70-х гг.

Технологическая структура инвестиций определяется соотношением затрат на активные элементы основного капитала (машины, оборудование) и на пассивные его элементы (здания, сооружения). Эффективность инвестиций обычно повышается при росте доли активной части.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов, наряду с отраслевой и технологической структурами капитальных вложений, характеризуются также территориальной и воспроизводственной структурами.

Территориальная структура капитальных вложений означает их распределение по отдельным регионам страны с повышением доли вложений в районы, дающие наибольшую отдачу, располагающие достаточными сырьевыми и энергетическими ресурсами и необходимой рабочей силой.

Воспроизводственная структура капитальных вложений предполагает направление их на новое строительство, на тех-

ническое перевооружение и реконструкцию действующих производств, поскольку такие затраты обеспечивают ускорение обновления действующих основных фондов.

Реконструкция и техническое перевооружение предприятий позволяют увеличить объемы производства, улучшить качество продукции и другие технико-экономические показатели с меньшими затратами, чем при строительстве новых предприятий. При этом сроки ввода новых мощностей сокращаются в полтора - два раза. Учитывая это, масштабы технического перевооружения и реконструкции действующего производственного аппарата за последние годы систематически возрастают. Так, если в 1985 г. доля капитальных вложений на эти цели в производственном строительстве составляла 36%, то в 1993 г. - 51%.

Основную долю реальных инвестиций в развитых капиталистических странах составляют частные инвестиции. Однако государство также принимает участие в инвестиционном процессе путем вложения капитала в государственный сектор как непосредственно, так и косвенно с помощью предоставления кредитов, субсидий, осуществляя политику экономического регулирования. Основная часть государственных инвестиций направляется в отрасли инфраструктуры, развитие которых необходимо для обеспечения нормального хода общественного воспроизводства (наука, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, транспорт и связь).

В развивающихся странах рост инвестиций является непременным условием преодоления экономической отсталости. В расширении производственного потенциала этих стран важную роль играет государство, что подтверждается значительным ростом государственных инвестиций, основными сферами вложения которых являются производственная и социальная инфраструктура и обрабатывающая промышленность.

Для осуществления операций по финансированию инвестиции инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал и предоставляют его заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заемных обязательств. Кроме того, инвестиционные банки покупают и продают пакеты акций и облигаций за свой счет, а также предоставляют кредиты покупателям ценных бумаг.

Банковские риски разделяются на четыре категории: финансовые, операционные, деловые и чрезвычайные.

Финансовые риски включают два типа рисков: чистые и спекулятивные.

Чистые риски (кредитный риск, риски ликвидности и платежеспособности) могут при ненадлежащем управлении привести к убытку для банка.

Спекулятивные риски (процентный, валютный и рыночный (или позиционный) риски), основанные на финансовом арбитраже, могут иметь своим результатом прибыль, если арбитраж осуществляется правильно, или убыток - в противном случае.

Как любая организация, работающая в условиях рынка, банк подвержен риску потерь и банкротства. Руководство банка, стремясь максимизировать прибыль, одновременно желает свести к минимуму возможность возникновения убытков. Поддержание оптимального соотношения между доходностью и риском - одна из главных и наиболее сложных проблем управления банком.

Риск ассоциируется с неопределенностью, связанной с событиями, которые трудно или невозможно предвидеть. Кредитный портфель коммерческого банка подвержен всем основным видам риска, которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску изменения процентных ставок, риску неплатежа по ссуде. Последний вид риска особенно важен, так как непогашение ссуд заемщиками приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частных причин банкротств кредитных учреждений.

Кредитный риск зависит от экзогенных факторов, связанных с состоянием, экономической среды, конъюнктурой, и эндогенных, вызванных ошибочными действиями самого банка. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в определенной мере смягчить их влияние и предотвратить потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

Минимизировать кредитные риски банков позволяет диверсификация ссудного портфеля, качество которого можно определить на основе оценки степени риска каждой отдельной ссуды и риска всего портфеля в целом.

Степень диверсифицированности кредитного портфеля - наличие отрицательных корреляций между ссудами или их независимость друг от друга.

Степень диверсификации трудно выразить количественно, поэтому под диверсификацией скорее подразумевается свод правил, которых должен придерживаться кредитор, таких как: непредоставление кредита нескольким предприятиям одной отрасли; непредоставление кредита предприятиям разных отраслей, взаимосвязанных друг с другом технологическим процессом, и т.д.

Стремление к максимальной диверсификации, представляющей процесс набора самых разнообразных ссуд, - это попытка сформировать портфель кредитов с максимально разнообразными видами рисков, для того чтобы изменения во внешней экономической среде, где функционируют предприятия-заемщики, не оказали отрицательного влияния на все кредиты. Происходящие изменения в экономической среде должны по-разному воздействовать на положение предприятий-заемщиков. Это означает, что под максимально дифференцированными видами рисков кредиторы понимают максимально разнообразное реагирование кредитов на события в экономике. В этом случае можно ожидать, что величина дохода не будет зависеть от состояния рынка и будет сохраняться.

Разные виды финансовых рисков, кроме того, тесно взаимосвязаны, что может существенно повысить общий банковский профиль риска. Например, банк, осуществляющий валютные операции, как правило, подвержен валютному риску, но он окажется также под дополнительным риском ликвидности и процентным риском в случае, если в нетто-позиции по срочным операциям будет иметь открытые позиции или расхождения в сроках требований и обязательств.

Депозитный риск - риск, связанный с возможностью невозврата депозитных вкладов (непогашения депозитных сертификатов). Данный риск встречается достаточно редко и связан с неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций организации.

45. Международные финансовые и кредитные институты.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

– содействие сбалансированному росту международной торговли;

– предоставление кредитов странам-членам для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

– отмена валютных ограничений;

– межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в уставе фонда.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты. Их деятельность взаимно увязана.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

1) Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 г.), предоставляет льготные беспроцентные кредиты;

2) Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г.), стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран;

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г.), осуществляет страхование.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западно-европейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС). К основным региональным организациям ЕС относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.), Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.), Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.).

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу это банк центральных банков. БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты.

Международные финансово-кредитные институты создавались и действуют на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений. К ним относятся: Банк международных расчетов (БМР), МВФ, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Банк международных расчетов (БМР) – старейший мировой финансовый институт. Он был создан в 1930 г. на основе Гаагского соглашения центральных банков шести стран (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и Конвенции этих государств со Швейцарией, где расположен БМР (Базель). Учредителями БМР и первоначальными подписчиками на его акции были наряду с центральными банками указанных стран коммерческие банки США во главе с банкирским домом Моргана. Федеральные резервные банки США имеют корреспондентские отношения с БМР. Представители США участвуют в форумах, организуемых БМР. В отличие от МВФ и Всемирного банка лидирующее положение в БМР принадлежит странам Западной Европы.

БМР – международный банк центральных банков. В настоящее время в БМР входят 34 страны, в т. ч. Россия (с 1996 г.).

Основные направления деятельности БМР :

1) содействие сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики в целях стабилизации международных валютно-кредитных отношений (осуществляет совместные валютные интервенции центральных банков с тем, чтобы поддержать курсы ведущих валют, организует встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики);

2) агент и распорядитель в различных международных валютных, расчетных и финансовых операциях, доверенное лицо или банк-депозитарий по международным займам;

3) предоставление промежуточного кредита под гарантию центрального банка странам, ожидающим кредит МВФ;

4) ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты БМР – одно из авторитетных экономических изданий в мире.

Созданный при БМР Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал периодически обновляемый Базельский конкордат по проблеме совершенствования банковского надзора (особенно за международными операциями банков), разработал Базельское соглашение (1988 г.) о международной унификации расчета капитала и по стандартам капитала (Базель-1). Ведущие банки, в том числе российские, обязаны соблюдать эти требования. В начале 2000-х гг. разработаны новые требования (Базель-2) по определению достаточности капитала с учетом рисков, по банковскому надзору и соблюдению рыночной дисциплины (прозрачность и достоверность информации).

Международный валютный фонд (МВФ) признан в качестве главного межгосударственного органа регулирования мировых валютно-кредитных отношений. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Он был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН (1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США) и начал функционировать в 1946 г. Место пребывания руководящих органов – Вашингтон (США). Членами МВФ являются 184 страны (2004 г.). Россия стала членом МВФ в 1992 г.

Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет выраженную в специальных правах заимствования (СДР) квоту, определяющую сумму подписки (взноса) на капитал МВФ. Размер квоты устанавливается на основе удельного веса страны в мировой экономике. От величины квоты зависит количество голосов, которыми страна-член располагает в руководящих органах МВФ.

Основные направления деятельности МВФ :

1) осуществляет регулирование международных валютных отношений, а) создавая международные ликвидные активы в виде СДР для увеличения резервов стран-членов, б) регулируя режим валютных курсов стран-членов, в) добиваясь от них устранения валютных ограничений по текущим международным операциям;

2) регулирует международные кредитные отношения а) путем предоставления кредитов странам-членам, б) посредством оказания кредиторам и заемщикам посреднических услуг, а также в) как гарант платежеспособности стран-должников (достижение договоренности о предоставлении МВФ кредита расценивается как показатель международного доверия к стране-заемщице);

3) осуществляет постоянный надзор а) за макроэкономической и валютной политикой стран-членов и б) за состоянием мировой экономики. Государства обязаны регулярно предоставлять Фонду широкий набор сведений о состоянии их экономики.

Всемирный банк, илигруппа Всемирного банка – специализированное учреждение ООН. В группу входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и четыре его филиала (Международная ассоциация развития (МАР) , Международная финансовая корпорация (МФК) , Многосторонее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестицционных споров (МЦУИС). Место пребыванияВашингтон.

Головная структура группы ВБ – МБРР. Он учрежден одновременно с МВФ на основе Бреттонвудских соглашений в 1944 г., начал функционировать с 1946 г. Непременное условие членства в МБРР – вступление в МВФ. Деятельность МБРР и МВФ взаимно увязана, они дополняют друг друга.

Целью создания МБРР была аккумуляция капитала с мирового рынка для финансирования экономики западно-европейских стран, подорванной в результате 2-й мировой войны. С середины 1950-х гг. МБРР переключается на кредитование экономики развивающихся стран. В 1990-х гг. объектом его деятельности становятся страны с переходной экономикой. Россия – член МБРР с 1992 г.

Основные направления деятельности МБРР :

1) инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений (здравоохранение, образование и окружающая среда, инфраструктура, структурные экономические реформы);

2) аналитическая и консультатаивная деятельность по экономическим вопросам;

3) посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

МБРР предоставляет долгосрочные кредиты (15-20 лет) как стабилизационные, так и структурные (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике).

Первые региональные банки развития были созданы в 60-х гг. в Латинской Америке (Межамериканский банк развития - МаБР ), Африке (Африканский банк развития – АфБР ), Азии (Азиатский банк развития – АзБР ). Главные цели их создания – долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов (инфраструктурных проектов, проектов развития предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей).

В 1990 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Место пребывания – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, к рыночной экономике, развитию частной предпринимательской инициативы и поощрению инвестиций в регионе.

Основные объекты кредитования ЕБРР: частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с участием иностранного капитала. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий и в инвестировании средств в акционерные капиталы.

Основные напрвления деятельности ЕБРР:

1) финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство;

2) поддержка малого бизнеса;

3) консультативные услуги при разработке программ развития;

4) содействие приватизации предприятий, их структурной

перестройке и модернизации.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) – наднациональный центральный банк. Он занимает ведущее положение в структуре институтов, ответственных за поддержание устойчивости евро и общей макроэкономической сбалансированности в Европейском Союзе (ЕС).

ЕЦБ и 12 центральных банков стран еврозоны образуют Евросистему. Евросистема во главе с ЕЦБ:

1) осуществляет эмиссию единой европейской валюты;

2) разрабатывает и несет ответственность за реализацию единой монетарной (денежно-кредитной и валютной) политики (определяя целевые ориентиры прироста цен и денежной массы, устанавливая ставку рефинансирования);

3) определяет лимит бюджетного дефицита и налагает санкции на страны-участницы, его превышающие.

В соответствии с Маастрихтским договором была создана и начала действовать с1 января 1999 г. Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), которая состоит из ЕЦБ и центральных банков стран-членов ЕС.

Основная цель создания ЕСЦБ – содействие общей экономической политики ЕС. Эта цель определяет задачи ЕСЦБ:

хранение и управление официальными резервами иностранной валюты государств-членов;

содействие функционированию единой платежной системы взаимных оптовых расчетов в режиме реального времени (ТАРГЕТ);

содействие эффективному осуществлению надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов.

Уважаемый Председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему – денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ. Данная тема актуальна в настоящее время, поскольку сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны .
Проанализировать, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на каждом этапе экономических реформ, какие шаги необходимо предпринять и какие инструменты денежно-кредитной политики задействовать в дальнейшем - являться главной целью исследования данной работы.
В качестве методов исследования использовались преимущественно статистические модели и методы, такие как метод группировки, сравнительного анализа, методы классификаций и графических изображений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили как общие систематизированные курсы по денежно-кредитному обращению, так и специальные издания и экономическая периодика.
Информационной базой исследования и практическим материалом для анализа, обобщений и выводов, сформулированных в данной работе, послужили отчётные и прогнозные данные Центрального Банка РФ.

Исследуя тему дипломной работы, я пришел к следующим выводам:
Как всем нам известно, со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
И для того, что бы справиться с данными задачами необходимо формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Исторически обоснованно, что денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Главной целью денежно-кредитной политики в настоящее время является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микро уровне.
В связи с этим мне представляется правильным рассмотреть сначала такие инструменты денежно-кредитной политики, как операции центрального банка на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки, их роль и применение в российской экономике, а затем иные денеж-но-кредитные инструменты, используемые Банком России на современном этапе, а также предлагаемые к использованию учеными-экономистами.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.
Центральный банк России в первую очередь заботит состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, структура банковской системы России и ее функции, а также виды деятельности коммерческих банков и методы регулирования и контроля их работы, позволяющие обеспечить сбалансированность совокупного спроса и предложения, определены законами «О центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности». В этих документах прямой целостный и непрерывный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России является прерогативой ЦБ РФ. Данная аксиома необходима для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и всей системы в целом. Таким образом, Центральный банк России является тем «флюгером» государства, который указывает направление денежно-финансовой политики России, а значит и уровня благосостояния россиян.
Итак, денежно-кредитная политика – это деятельность органов государственной власти и управления, направленная на регулирование отношений, связанных с кредитованием и денежным обращением, целью которой является экономический рост государства, полная занятость ресурсов в экономике страны, стабильность цен, устойчивость национальной валюты.
Для достижения этих целей центральные банки государств используют различные инструменты. Наиболее известными из них являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования. В российском законодательстве также предусмотрено их применение, однако должного воздействия на экономику страны эти инструменты не оказывают. В первую очередь это объясняется неразвитостью инвестиционного и фондового рынка в России. Даже при том, что в последние годы кредитные вложения российских банков в нефинансовый сектор возрастали, их уровень остается еще очень незначительным: 13-15 % от величины ВВП, что почти в четыре раза меньше общемировой нормы. Столь же незначительным остается влияние и фондового рынка, ибо суммарная рыночная стоимость обращающихся на рынке акций предприятий не превышает 20 % от ВВП, а это в 3-5 раз меньше, чем в странах Западной Европы.
Таким образом, главной целью денежно-кредитной политики в России на современном этапе должно быть создание благоприятных условий для инвестирования, прежде всего, в реальный сектор экономики.
25 ноября 2005 года в Вестнике банка России были опубликованы Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год. В качестве основной цели государственного денежно-кредитного регулирования, как и прежде, называется ограничение прироста потребительских цен (в пределах 7 - 8,5%), для достижения чего Банк России будет использовать уже известные инструменты: депозитные аукционы по привлечению средств кредитных организаций (на срок от двух недель до трех месяцев), аукционы биржевого модифицированного РЕПО по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа (на срок от 28 дней до шести месяцев), прямые продажи Банком России государственных облигаций из своего портфеля без обязательства обратного выкупа, проведение ломбардных кредитных аукционов, кредиты «овернайт» и внутридневные. В 2006 году Банк России предусмотрел выпуск собственных облигаций на срок до одного года. Такая политика, по мнению Банка России, будет способствовать в конечном итоге стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.
Как показали исследования в данной работе, посредством проведения денежно-кредитной политики за последние несколько лет были созданы условия для устойчивого развития экономики и поддержания финансовой стабильности (в этих целях Банк России основной акцент делал (и продолжает делать) на устойчивое снижение инфляции, кроме того, ЦБ РФ осуществлял контроль за формированием денежного предложения и регулировал ликвидность банковской системы с учётом тенденций в развитии спроса на деньги). Сформировались определенные тенденции регулирования: повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения и платежа, формирование денежной массы в необходимых объёмах, либерализация валютного регулирования и укрепление доверия к банковской системе страны. Реализации намеченных тенденций, а также дальнейшему экономическому росту будет способствовать максимально эффективное использование инструментов денежно-кредитной политики.
Как было выявлено в ходе исследования, главными проблемами денежно-кредитной политики являются недолгосрочный эффект осуществляемых мероприятий, а также недостаточная эффективность инструментов изучаемого механизма, главным образом, системы рефинансирования, депозитного инструментария, процентной политики. В частности, процентная политика, когда ставка рефинансирования превышает рыночные ставки, а ставки межбанковского рынка формируются независимо от существующей ставки рефинансирования, приводит к тому, что многие кредитные организации оказываются в ситуации практической невозможности получения средств ни с рынка, ни у Центрального банка. Депозитные операции непривлекательны даже в условиях переизбытка ликвидности из-за очень низких ставок, а в силу плохо отлаженной системы рефинансирования искажается механизм денежно-кредитного регулирования даже при условии эффективности всех других инструментов.
Всё выше сказанное свидетельствует о том, что необходимо изыскивать новые пути развития и совершенствования системы денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, для достижения целей в долгосрочной перспективе необходимо поддерживать денежно-кредитную политику Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики,
В-вторых, следует уделить особое внимание устранению недостатков используемых инструментов денежно-кредитного регулирования. В частности, изменить подход к установлению ставки рефинансирования и рыночных ставок (установив их на одном уровне), что будет способствовать более эффективному поддержанию ликвидности банковского сектора. В целях повышения эффективности стерилизации средств необходимо пересмотреть ставки по депозитным операциям. Помимо этого, нужно перестроить действующую систему рефинансирования путём внесения изменений с учётом национальной специфики, в частности, изменить существующий ломбардный список, расширить практику применения такого важного инструмента рефинансирования как предоставление среднесрочных ссуд под залог кредитных требований банков к клиентуре и т.д.
В сущности, решение ряда проблем позволит создать современную систему денежно-кредитного регулирования, что будет способствовать стабильности в банковском секторе и даст мощный импульс к дальнейшему экономическому росту.

Благодарю за внимание!