Увеличение стоимости материальных запасов в бюджетном учреждении. Что это за понятие — материальные запасы? Операции по учету товаров

По этой подстатье ЭКР планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, используемых в деятельности учреждения в период, не превышающий 12 месяцев, а также предметы, используемые в течение более 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. Определяя необходимый объем денежных средств по этой подстатье, как правило, учитывают:

1. Нормы обеспечения материальными запасами (утверждены главным распорядителем).

2. Данные о количестве автотранспортных средств, утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ.

3. Данные о стоимости ГСМ.

4. Средние данные о количестве и цене запчастей, используемых в год для одного автомобиля.

5. Данные о годовой потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и т.п., стоимости единицы материалов.

6. Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимости топлива.

7. Данные о среднем расходе картриджей, запасных частей к оргтехнике.

8. Данные по иным сложившимся в учреждении направлениям расходов, отражаемых по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Такой порядок составления проекта сметы доходов и расходов до сегодняшнего дня позволял получить цифры, отражающие потребность бюджетного учреждения в финансовых ресурсах на планируемый период. Однако зачастую предполагаемые расходы не соответствовали достигнутым показателям по деятельности учреждения. Анализ и контроль был возможен только в части сопоставления плановых и фактических показателей.

Большинство плановых норм и нормативов (пожалуй, кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении сметы самостоятельно рассчитывались бюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов. К примеру, расходы на коммунальные услуги определялись на основании технологических норм для данного типа помещения, исходя из реально сложившегося уровня цен. Несмотря на то, что существуют нормы обеспечения работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.

Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, что обеспечивает действенный контроль целевого назначения расходов. Изменение и нестабильность экономических условий зачастую требовали внесения поправок в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределении принимал Минфин РФ. Невысокая оперативность механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным планированием и расходованием средств на уровне учреждения.

В целом системе сметного планирования были присущи следующие недостатки:

1. Непрозрачность планирования - показатели плана не характеризовали обоснованность расходов.

2. Затратный принцип - при планировании отталкивались от сложившегося уровня расходов, отсутствовали стимулы к их снижению.

3. Отсутствие оперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей.

Система сметного планирования, основанная на затратном принципе, затрудняла совершенствование управления бюджетными финансами, что и предопределило необходимость ее реформирования.

На данную статью относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

    медикаментов и перевязочных средств;

    продуктов питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам;

    горюче-смазочных материалов, включая специальное топливо;

    всех видов котельно-печного топлива;

    строительных материалов; силикатных материалов; лесных материалов; металлоизделий; санитарно-технических материалов; электротехнических материалов, химико-москательных материалов;

    хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей, кормов и фуража, семян, удобрений и других компонентов для содержания и воспроизводства рыб, возвратной и обменной тары, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, металлов, электроматериалов, радиоматериалов, фотопринадлежностей, подопытных животных, книжной, иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов), запасных частей, молодняка всех видов животных и животных на откорм, посадочного материала, приобретение лесорубочных билетов для заготовки дров;

    спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

    прочих материальных запасов.

II. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей:

1. Администратор;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Программа (подпрограмма);

4. Экономическая классификация доходов.

Администратор

Вид доходов

Программа

(подпрограмма)

Экономическая классификация

Подгруппа

Подстатья

1. Администратор

Код администратора (1-3 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и законодательством муниципальных образований.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Материальные запасы - это важнейший актив предприятия. Какими именно ресурсами они могут быть представлены и какими могут быть основные направления деятельности на предприятии, связанные с управлением данными запасами?

Что относится к товарно-материальным запасам и на какие разновидности они классифицируются в бухгалтерском учете

В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01, материальный запас - это активы, которые:

  • используются как сырье или материалы в целях выпуска продукции на продажу, выполнения работ, услуг;
  • подлежат продаже без дальнейшей переработки;
  • используются для решения управленческих задач внутри организации.

Выпущенная предприятием готовая продукция из исходных материальных запасов - это актив, который также относится к материально-производственным запасам (МПЗ).

Чем отличаются основные средства от МПЗ — по существу и строкам в балансе

Рассматриваемые активы следует отличать от основных средств. Вторые представлены следующими активами (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначенными для использования в производстве товаров, работ, услуг, для управленческих нужд фирмы или для сдачи фирмой в аренду;
  • предназначенными для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предназначенными изначально для последующей перепродажи;
  • способными приносить фирме экономические выгоды в будущем.

В целом основные средства — это ценности, которые используются как средства труда, которые применяются в целях переработки материальных запасов или их задействования в качестве готового прибавочного продукта.

МПЗ и основные средства отражаются в разных строках бухгалтерского баланса. Актив первого типа — в строке 1210, второго — в строке 1150.

Как материальные запасы учитываются на счете 10

Все юрлица обязаны вести бухгалтерский учет материальных запасов - это обязательное требование к их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 2 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). При этом хозяйственные операции, отражающие оборот материальных запасов, регистрируются на счете 10 Плана счетов бухучета. К нему открываются различные субсчета (для сырья и материалов, топлива, тары и т. д.). Соответствующие хозоперации регистрируются с использованием оправдательных документов (накладных, ордеров, актов и т. д.).

Прочие МПЗ — что к ним относится

Термин «прочие МПЗ» главным образом характеризует бухучет бюджетных учреждений. В бюджетном учете — осуществляемом государственными и муниципальными организациями — к прочим материально-производственным запасам относятся (п. 118 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):

  • специальное оборудование для исследований,
  • посадочные материалы,
  • реактивы,
  • посуда,
  • канцелярские принадлежности,
  • средства гигиены,
  • электрические лампочки,
  • тара,
  • корма,
  • книги,
  • иные подобные активы.

Классифицируемые как прочий материальный запас ресурсы - это активы бюджетных учреждений, которые, как и в случае с запасами коммерческих организаций, учитываются на отдельных счетах бухучета. По Единому плану счетов (общему для всех бюджетных организаций) используется счет 105 06.

При этом он во многих случаях дополняется 3-значным аналитическим кодом КОСГУ. Например, отражающим увеличение стоимости материальных запасов.

В коммерческом учете к «прочим» в порядке, определенном локальными нормативами, как правило, относятся запасы с наименьшей степенью существенности с точки зрения применения в производственном процессе (исходя из критериев, установленных ответственными специалистами фирмы).

Увеличение стоимости материальных запасов (что входит в них по счету 340 бюджетного учета)

Термин «увеличение стоимости материальных запасов» может рассматриваться в нескольких аспектах. Так, в бюджетном учете под ним понимается факт отнесения на статью кода КОСГУ 340 расходов по оплате договоров на приобретение материальных запасов (приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Соответствующий код по КОСГУ применяется казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, что имеют полномочия по получению бюджетных средств. На нем регистрируются расходы государственной или муниципальной организации на покупку или изготовление МПЗ. Они могут быть представлены такими объектами, как:

  • медикаменты и медицинская техника,
  • продукты питания,
  • топливо,
  • стройматериалы,
  • мебель,
  • запчасти,
  • спецоборудование для исследований,
  • корма.

В коммерческом учете под увеличением стоимости МПЗ понимается факт списания тех или иных расходов, связанных с закупкой запасов, на увеличение их стоимости. Каждое подобное списание регистрируется отдельной проводкой.

Для чего применяется методика анализа состояния складских материальных ресурсов

Анализ состояния материальных запасов - это одно из важнейших направлений деятельности сотрудников предприятия, ответственных за работу с данными ресурсами. Он может осуществляться, к примеру, в целях определения потребности фирмы в этих запасах.

Узнать больше об анализе материальных запасов вы можете в статье .

Оптимизация размера заказа предполагает определение потребности в материальных запасах

Данное направление анализа занимается расчетом нормативного показателя потребности фирмы в тех или иных материальных запасах — так, чтобы оптимизировать их закупки в нужном объеме при заказе у поставщиков. При этом задача ответственных специалистов сводится к нахождению такого количества запасов, которого, с одной стороны, достаточно для поддержания производственного процесса, с другой — не слишком много с точки зрения величины расходов на их приобретение и содержание.

Таким образом, на большинстве предприятий определение нормы по материальным запасам - это необходимая часть анализа состояния МПЗ вкупе с определением факторов, влияющих на их объем.

Нормирование расхода запасов материальных ресурсов и факторы, влияющие на величину МПЗ

Запасы с точки зрения оценки потребности в них могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, распространен подход, по которому запасы делятся:

  • на те, что необходимы для обеспечения ассортимента товаров или стабильной отгрузки готовой продукции по контрактам (их, как правило, меньше всего по объему);
  • на те, что необходимы для поддержания полного цикла производства (обычно они вторые по объему);
  • на те, что нужны для поддержания производства между поставками запасов от поставщиков (предполагается, что их будет больше всего);
  • на страховые — которые применяются в случае перебоя с поставками или не предусмотренного расчетами увеличения потребности в запасах (как правило, их порядка 10% от тех, что относятся к предыдущей категории).

Для каждого из указанных запасов считается оптимальный и, как следствие, нормативный показатель длительности или объема исходя из таких факторов, как:

  • динамика расходования МПЗ (в соотнесении, к примеру, с динамикой спроса на производимые товары);
  • периодичность завозов МПЗ от поставщика, комплектность завозов;
  • ассортимент выпускаемой продукции.

Итоги

Материальный запас - это ресурсы организации, на основе которых создается прибавочный продукт, или же используемые в качестве прибавочного продукта. Все организации, включая бюджетные, должны вести учет запасов. Работа с МПЗ, как правило, предполагает определение потребности хозяйствующего субъекта в них, а также осуществление анализа эффективности управления материальными запасами.

Узнать больше об управлении материальными запасами на предприятии вы можете в статьях:

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

Примечание:

Судебные решения в пользу проверенной организации обозначены индексом (а);

Судебные решения в пользу контролирующего органа обозначены индексом (б).

(б) Огнетушители приобретены за счёт средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", тогда как их следовало оплатить с подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств».
П-ВСО5

(а) Нецелевого использования бюджетных средств не допущено, так как расходы по приобретению чехлов для сидений автомобиля правомерно отнесены на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
П-ВСО23

(б) Допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, поскольку трансформатор тока и прибор учета электроэнергии относятся к основным средствам и подлежат оплате по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", а не по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
П-ВСО129

(а) Суды установили, что расходы на приобретение электротехнического оборудования со сроком использования более 12 месяцев - дросселя и лампы, подлежат отнесению на "Увеличение стоимости основных средств", а не на "Увеличение стоимости материальных запасов".
П-ВВО38

(а) Суды пришли к выводам, что приобретенные Учреждением чехол для рояля и шторы, в том числе из вуали, относятся к мягкому инвентарю, и расходы на их приобретение правомерно отнесены на "Увеличение стоимости материальных запасов", а не на "Увеличение стоимости основных средств".
П-ВВО38

(а) ТУ ФСБН установлено, что учреждение приобрело дипломат стоимостью 7 167 руб. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на приобретение материальных запасов, использование которых учитывается по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". По мнению ТУ ФСБН кожаный дипломат относится к основным средствам. Его оплату следовало произвести за счет средств, предусмотренных по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что срок полезного использования спорного дипломата превышает 12 месяцев, и он может быть отнесен к основным средствам.
П-СЗО6

(а) Учреждением за счет средств статьи 340 КОСГУ "Увеличение стоимости материальных запасов" произведена оплата изготовления из материала исполнителя концертных костюмов на сумму 86 000 руб., а также сценических костюмов на сумму 100 000 руб. По мнению ТУ ФСБН данные расходы следовало отнести за счет средств статьи 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств".
Суды указали на необоснованность данного вывода ТУ ФСБН. Нормативные акты о порядке применения бюджетной классификации не позволяют сделать однозначный вывод об отнесении одежды и сценических костюмов к основным средствам.
П-УО46

(б) ТФОМС допущено нецелевое использование бюджетных средств, заключающееся в перечислении денежных средств на приобретение флэш-карты памяти за счет средств статьи экономической классификации расходов 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" вместо статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств".
П-ВСО51

(б) За счёт средств, предназначенных для увеличения стоимости основных средств приобретена бензомоторная пила, которая относится к материальным запасам.
П-УО63

(б) Нецелевое использование выразилось в том, за счет денежных средств подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" произведена оплата двух контейнеров под мусор, расходы на приобретение которых, следовало произвести за счет средств подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", так как срок полезного использования контейнеров более 12 месяцев и они относятся к основным средствам.
П-СЗО65

(а) За счет средств выделенных по подстатье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" Учреждение перечислило 3 290 рублей за изготовление и монтаж жалюзи, в то время как данные расходы, по мнению ТУФСБН, следовало произвести по подстатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». На основании Инструкции N 148 жалюзи могут быть отнесены и к "Прочим материальным запасам" на счет 010506000.
Расходование Учреждением денежных средств на изготовление и монтаж жалюзи по подстатье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" не является нецелевым использованием бюджетных средств.
П-ВВО55

(б) ТУ ФСБН установлено и судами подтверждено: Учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств - за счет средств статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" произведены расходы по приобретению материальных запасов, предусмотренные статьёй 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": круг отрезной, биты, диск пильный, фрезы, буры, пики, переходник, круг алмазный, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки (водосчетчик, обратный клапан), аптечку ФЭСТ, круг отрезной, биты, диски, оборудование, требующее монтажа и предназначенного для установки (водосчетчик, фильтр, обратный клапан).
П-ВСО154

(б) Выводы ТУ ФСБН о нецелевом использовании бюджетных средств, подтверждённые судами: за счёт ср едств, выделенных по коду КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", были приобретены USB-накопители, тогда как указанные расходы следовало отнести на КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств".
П-ЗСО90

(а) Выводы ТУ Росфиннадзора: Учреждением допущено нецелевое использование субсидии, выделенной на реализацию ФЦП - оплачены матрацы ватные детские по КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" вместо предусмотренного для этих целей КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Решением суда общей юрисдикции признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, выразившемся в указанном выше нарушении. Суд установил, что средства федерального бюджета на закупку матрацев детских направлены на цели, которые предусмотрены ФЦП и за счет тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на эти цели, в связи с чем нецелевого использования бюджетных средств не допущено.