В чем заключается необходимость классификации расходов. Роль и значение бюджетной классификации

Доходы и расходы государственного бюджета весьма разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам. Для обеспечения правильного планирования и учета бюджетных доходов и расходов в масштабах всей республики их необходимо классифицировать. Важнейшим условием обеспечения единства бюджетной системы является ее организация в разрезе статей бюджетной классификации.
Под бюджетной классификацией понимается научно обоснованная эко-номическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, а также источников покрытия бюджетного дефицита и государственного долга, приведенная в определенную систему и закодированная в надлежащем порядке. Характер группировки определяется социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой экономики и системой управления. Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей бюджета, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их состав и структура. При этом важным требованием, предъявляемом к бюджетной классификации является ясность и четкость группировки.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей.
Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.
Основными принципами построения бюджетной классификации являются:
1) принцип единства, т.е. бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов;
2) принцип ясности означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджетов всех видов
3) принцип детализации доходов и расходов означает, что доходы классифицируются по источникам возникновения, а затраты по целевым статьям расходов.
Бюджетная классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременностью поступлений средств и использованию средств бюджета по целевому назначению. Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию бюджетных средств.
Большая роль принадлежит бюджетной классификации и в процессе исполнения бюджета. Она является необходимым условием обеспечения целевого финансирования мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете и сметах расходов бюджетных учреждений. Бюджетная классификация лежит в основе единства синтетического и аналитического учета доходов и расходов бюджета в финансовых органах, бюджетных учреждениях, учреждениях Национального банка Республики Казахстан. Она необходима для составления отчетности об исполнении государственного бюджета. В условиях самостоятельности звеньев бюджетной системы бюджетная классификация создает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей.
Необходимость бюджетной классификации обусловлена созданием единых условий и принципов органам государственной власти и управления для осуществления бюджетного планирования, управления бюджетным процессом, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, проведения бюджетного контроля, анализа составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
Действующая в Республике Казахстан Единая Бюджетная Классификация разработана по методике Международного валютного фонда на основе требований международных стандартов. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан является группировкой поступлений и
расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Единая бюджетная классификация является единой и обязательной для консолидированного бюджета и одним из инструментов гармонизации системы показателей стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики, республиканского и местных бюджетов в целях достижения их сбалансированности. Соответствующие нормативно-обоснованные предложения органов государственного управления по внесению изменений, дополнений в Бюджетную классификацию вносятся в Министерство экономического развития и торговли в процессе планирования бюджета, а также в ходе исполнения бюджета в случае принятия нормативного правового акта, предполагающего внесение изменений, дополнений в Бюджетную классификацию. Предложения о внесении изменений, дополнений в проект Бюджетной классификации, необходимых для планирования проекта бюджета на предстоящий финансовый год, вносятся до 15 апреля текущего года.
Проект Бюджетной классификации на предстоящий финансовый год до 15 мая текущего года направляется Министерством экономического развития и торговли центральным и местным исполнительным органам для формирования республиканского и местных бюджетов. При составлении Бюджетной классификации, в случаях исключения из соответствующих уровней бюджета существующих классификационных кодов, указывается дата окончания их действия. Бюджетная классификация утверждается после принятия Закона Республики Казахстан о республиканском бюджете на предстоящий плановый период до 10 декабря года, предшествующего планируемому.
Каждому виду поступлений и расходов бюджета присваивается клас-сификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификаций поступлений, функциональной и экономической классификации расходов.?
Введение новых видов поступлений, отмена или изменение действующих в Бюджетной классификации производится Министерством экономического развития иторговли соответствующим нормативным правовым актам. При этом, Министерство финансов РК вносит в Министерство экономического развития и торговли предложение о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих. Соответствующие предложения органов государственного управления
о введении новых видов поступлений бюджета, об отмене или изменении действующих рассматриваются Министерством экономического развития и торговли на соответствие нормам действующих нормативных правовых актов. Министерство экономического развития и торговли обоснованно отклоняет эти предложения, либо разрабатывает в установленном порядке проект приказа о внесении изменений и (или) дополнений в Бюджетную классификацию. Расходы государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также непосредственно обеспечивающих безопасность Президента Республики Казахстан, классифицируются по одной функциональной группе, одной текущей бюджетной программе и одной бюджетной программе развития с отражением по одной специфике экономической классификации расходов.
Действующая единая бюджетная классификация характеризуется прозрачностью движения финансовых потоков, что позволяет осуществлять строгий финансовый контроль за процессами формирования доходов и расходования бюджетных средств.

За определенный отрезок времени, которые документально подтверждены, экономически обоснованы и те, что полностью переносят стоимость на реализацию продукции в этот период.

Основная классификация

Существуют такие виды расходов:

  • затраты на сырье и материалы;
  • на труд работников;
  • капитальные расходы (амортизация, рента);
  • средства, потраченные на производственные услуги (страхование, почта, транспорт);
  • специальные затраты (отчисления и налоги).

В современной экономике существует несколько классификаций расходов.

По типу встречаются следующие виды расходов:

  • Одноэлементные. Сюда входят затраты на сырье, ресурсы и оплату труда.
  • Накладные расходы или косвенные. К ним относятся налоги, амортизация, различные отчисления, административно-хозяйственные затраты. Этот вид накладывается отдельно на каждое изделие, чтобы высчитать размер, который составляют издержки.
  • Особые издержки. Это затраты на изготовление моделей, транспортные и почтовые расходы, а также премиальные или комиссионные вознаграждения работникам.

Статьи расходов

Отдельные позиции, которые характеризуют некоторые виды затрат, и являются статьями расходов.

Исходя из мест возникновения, существует такая классификация видов расходов:

  • затраты на сырье, материалы, содержание персонала и помещений;
  • производственные затраты, отдельные суммы на заработные платы;
  • административные затраты, которые возникают в управленческом аппарате;
  • затраты по сбыту.

Виды расходов исходя из отношения к занятости:

  • переменные затраты, зависящие от объемов производства;
  • постоянные или твердые затраты, не зависящие от коэффициента производств (арендная плата, налоги, амортизация).

Все виды расходов обязательно фиксируются на предприятиях и в оранизациях.

Статьи расходов в соответсвии с объемами производства делятся на:

  • Пропорциональные расходы. Они соответствуют объемам производства. Например, таким, как средства для закупки основного и вспомогательного материала.
  • Сверхпропорциональные затраты возникают в случаях сверхурочных часов рабочих или перегрузке машин. В этом случае расходы превышают объем производства.
  • Субпропорциональные затраты возникают в том случае, если речь идет об оптовых закупках или других массовых действиях на производстве.

Бюджетные расходы

Расходы бюджета – это часть денежных средств, которые направлены на финансовое обеспечение функций, а также некоторых задач, которые стоят перед государством или органами местного самоуправления.

Учет бюджетных расходов на всех уровнях базируется на единой методологической основе, нормативах бюджетной обеспеченности, а также на денежных затратах для оказания государственных услуг, которые устанавливаются исключительно правительством Российской Федерации.

Классификация

Исходя из экономического содержания, виды бюджетных расходов бывают капитальными и текущими.

Капитальные расходы служат для обеспечения инноваций и инвестиций. Они включают в себя:

  • затраты на инвестиции, которые делаются в действующие структуры или же вновь созданные;
  • денежные средства, которые предоставляются в качестве бюджетного кредита юридическим лицам;
  • затраты на проведение ремонтных работ или расходы, связанные с модернизацией или усовершенствованием оборудования;
  • расходы, благодаря которым расширяется имущественное владение Российской Федерации или ее муниципальных учреждений, а также других субъектов;
  • иные затраты, которые входят в капитальные расходы России в соответствии с официальной экономической классификацией и действующим законодательством.

Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов.

Текущие затраты бюджета необходимы для того, чтобы обеспечить текущее функционирование органов местного самоуправления, государственной власти, любых бюджетных организаций. Они предназначены также для государственной поддержки целым отраслям экономики. Для этого создаются дотации, субсидии, субвенции и прочее. К данной категории относятся также некоторые бюджетные расходы, которые не входят в категорию капитальных.

Резервный фонд

Расходная часть бюджетов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации предусматривает резервные фонды. Размер данного фонда не превышает 3% от утвержденных затрат федерального бюджета.

Денежные средства из резервного фонда расходуются в непредвиденных чрезвычайных ситуациях. К таким относятся: аварийно-восстановительные работы после стихийных бедствий, ЧП на предприятиях, которые влекут за собой страшные последствия. Порядок расходования этого фонда регулируется нормативно-правовыми актами Правительства России.

Когда появляются новые виды расходов, их финансирование производится в начале очередного финансового года и только в том случае, если они внесены в бюджет. При установлении источников финансирования исключается вариант увеличения дефицита бюджетных средств.

Формы расходов бюджетов

Предоставление средств бюджета имеет следующие формы:

  • ассигнования на содержание муниципальных организаций и бюджетных учреждений ;
  • средства на оплату услуг и работ, которые выполняются физическими и юридическими лицами в рамках муниципальных контрактов;
  • трансферты для населения, социальные выплаты гражданам;
  • ассигнования для некоторых государственных полномочий, которые передаются на последующие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию внеплановых затрат, которые возникают в результате принимаемых правительством решений;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на погашение государственных или других муниципальных долгов;
  • бюджетные кредиты для юридических лиц, в том числе и налоговые кредиты, рассроченные платежи или другие обязательства;
  • субвенции, субсидии для юридических и физических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии для бюджетов других уровней или государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Материальные расходы

Материальные затраты с целью исчисления налогов на прибыль делятся на:

  • те, что идут на приобретение сырья, материалов, которые используются в производстве продукции или оказании услуг;
  • те, которые уходят на покупку материалов для упаковки товаров, предпродажную подготовку, а также на проведение испытаний или контроль качества;
  • те, что обеспечивают инструменты, инвентарь, приспособления, спецодежду и другие средства для индивидуальной и коллективной защиты, которые предусмотрены законодательством;
  • обеспечивающие комплектующие изделия, а также изделия, которые подвергаются монтажу, или полуфабрикаты, которые проходят дополнительную обработку у налогоплательщика;
  • те, которые позволяют приобрести топливо, воду и энергию всех видов, которая расходуется на отопление помещений, увеличение мощности производства;
  • такие, которые позволяют пользоваться посторонними услугами: транспортные, грузовые, почтовые средства, контроль качества продукции и др.;
  • связанные с сохранением окружающей среды: уничтожение опасных отходов, чистка сточных вод, плата за допустимые выбросы.

Материальные расходы – это денежные средства, которые покрывают затраты производства.

Прямые расходы

Затраченные средства, которые связаны с производством определенных товаров и относятся к их себестоимости, называются прямыми расходами. Для промышленных организаций – это заработные платы рабочим, основные материалы, ресурсы, сырье, полуфабрикаты, топливная энергия и прочее.

Для сельского хозяйства – это средства на оплату труда, социальное страхование, посадочный материал (рассада, семена), корм, удобрение, транспортные затраты.

В капитальном строительстве прямые расходы включают в себя зарплату рабочим, траты на материалы и сырье, покупку деталей и строительных конструкций. Сюда включены затраты на эксплуатацию строймашин и прочих механизмов.

Для научных организаций существуют свои прямые расходы. К таковым относятся: закупка специального оборудования для научно-эксперементальных работ, заработные платы, затраты на работу, которая выполняется посторонними организациями или предприятиями.

Расходы организации

Снижение экономической выгоды в связи с выбытием активов (в виде денег или другого ценного имущества), а также возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капиталов, называется расходами организации.

Виды расходов предприятия делятся на активы и пассивы. Активы способны приносить прибыль в будущем, пассивы – не способны.

Расходами организации не являются:

  • внеоборотные и нематериальные активы;
  • скупка ценных бумаг;
  • финансовое вложение в другие организации;
  • погашение кредитов;
  • аванс, задаток за работу или услуги.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Изменения, происшедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частях бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г. в России действуют следующие классификации бюджетных расходов.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
промышленность, энергетика и строительная индустрия;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология;
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
развитие рыночной инфраструктуры;
жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
образование;
культура и искусство, кинематография;
средства массовой информации;
здравоохранение и физическая культура;
социальная политика;
обслуживание и погашение государственного долга;
пополнение государственных запасов и резервов;
региональное развитие;
утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
прочие расходы.
Второй уровень классификации - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
жилищное строительство;
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство;
архитектура и градостроительство;
прочие структуры коммунального хозяйства.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
текущие расходы;
капитальные расходы;
предоставление кредитов за вычетом погашения.
Разделы делятся на подразделы:
закупка товаров и оплата услуг;
выплата процентов;
субсидии и текущие трансферты;
капитальные вложения в основные фонды;
создание государственных запасов и резервов;
приобретение земли и нематериальных активов;
капитальные трансферты;
предоставление бюджетных ссуд.
В свою очередь, подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.
Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов:
капитальные расходы;
капитальное вложение в основные фонды;
капитальное строительство;
жилищное строительство;
. строительство производственных объектов.
Текущие расходы бюджета представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В основном эти расходы соответствуют затратам, отраженным в бюджете текущих расходов.
Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств в рамках экономической классификации выделяются также расходы на предоставление кредитов за вычетом средств, поступивших на их погашение.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.
Первый уровень этой классификации - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.
Второй уровень - классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Например:
содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
закупки вооружения и военной техники;
проведение статистических обследований и переписей и др.
Третий уровень - классификация видов расходов федерального
бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.
На основании единой бюджетной классификации субъекты РФ Разрабатывают собственные бюджетные классификации, отличающиеся большей детализацией и привязкой к конкретным видам расходов.
Представительными органами субъектов Российской Федерации Местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - группировки расходов региональных и местных бюджетов, отражающие распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО.

В соответствии с международными стандартами РАСХОДЫ – убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия.

Затраты отражают стоимость ресурсов, использованных в процессе деятельности предприятия по производству продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно. Принципы формирования себестоимости продукции определяются Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», а также другими нормативными актами.

В Положении разграничены издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет других источников финансирования. Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Одной из предпосылок рациональной организации учета затрат является экономически обоснованная их классификация. В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:

1) для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;

2) для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

3) для осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.

Классификация затрат для расчета себестоимости

Затраты в принято классифицировать по ряду признаков, среди которых основными являются следующие.

По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям . Для определения объемов используемых предприятием материальных, трудовых, финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования пользуются классификацией по экономическим элементам. Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты.

По статьям калькуляции группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства. Примерные статьи калькуляции, отражающие затраты на производство продукции:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;

4) топливо и энергия на технологические нужды;

5) основная заработная плата производственных рабочих;

6) дополнительная заработная плата;

7) отчисления на социальные нужды;

8) расходы на подготовку и освоение производства;

9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10) цеховые расходы;

11) общезаводские;

12) потери от брака;

13) прочие производственные расходы.

По степени однородности затраты бывают одноэлементными и комплексными. Одноэлементные затраты – те, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.

Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.

Прямые – прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые прямо относятся на готовый продукт.

Прямые материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость может прямо и экономично относить на определенное изделие.

Материалы могут быть основными и вспомогательными. Вспомогательные – гвозди для мебели, болты в автомобили, клей и т.д. – косвенные общепроизводственные.

Прямые трудовые – расходы по оплате труда основных производственных рабочих. Эти затраты можно снизить путем повышения эффективности. Остальные затраты труда, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий – косвенные. Это механики, контролеры и другие вспомогательные рабочие.

Косвенные (общепроизводственные) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени и т.п.). Они не зависят от объема производства.

По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные.

Основные – затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые связаны с выпуском продукции. Это важнейшая часть затрат.

Накладные расходы делятся на две группы:

Накладные общепроизводственные – организация, обслуживание и управление производством;

Накладные общехозяйственные – организация и управление предприятием.

Общепроизводственные – 1) РСЭО – амортизация оборудования и транспортные средств, текущий уход и ремонт оборудования, энергозатраты на оборудование, услуги вспомогательных производств, заработная плата рабочих, износ МБП и пр.; 2) общецеховые – производственное управление, подготовка и организация производства, амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание аппарата управления производственного подразделения и т.д.

Общехозяйственные – административное управление, расходы по техническому, производственному управлению, расходы по управлению снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой деятельностью; на подготовку, набор, отбор, обучение персонала, оплату услуг внешних организаций (аудиторских) ремонт зданий, сооружений, инвентаря, налоги, сборы, платежи.

По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая – затраты, формируемые в процессе реализации.

Классификация затрат для планирования и принятия решений

Одной из функций управления затратами является планирование расходов. С точки зрения степени охвата планом затраты принято делить на планируемые и непланируемые.

Планируемые расходы составляют основу плановой, нормативной и других калькуляций, составляемых заранее. Эти затрата обусловлены нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятия. Не планируются недостачи и порча сырья, материалов и других продуктов при хранении, потери от простоев и другие расходы, вызванные недостатками в технологии, организации, управлении производством. Непланируемые затраты отражаются только в фактической калькуляции.