В россии создаются условия для введения налога с продаж, подумали чиновники. Что такое налог с продаж в россии Налог с продаж какой вид налога

Ю.И. Анина

Cогласно Федеральному закону от 21.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" перечень налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов дополнен новым видом налога - налогом с продаж.

Налог с продаж уплачивается как юридическими лицами (в том числе иностранными), так и их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, самостоятельно реализующими товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что исключений из числа налогоплательщиков применительно к видам их деятельности не сделано, торговые организации и их филиалы должны уплачивать налог с продаж в общеустановленном порядке.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) филиалы и другие обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками.

Одновременно частью второй ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Соответственно, после введения в действие части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организаций, не являясь плательщиками налога с продаж, выполняют обязанности этих организаций по его уплате.

Что касается малых предприятий торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то для них в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” уплата единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, заменяет уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Поэтому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.

Кроме того, со дня введения в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением тех, что предусмотрены в ст. 1 вышеназванного Закона.

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Постановлением Госкомстата России от 19.08.98 N 89 “Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий” определено, что оптовая и розничная торговля классифицируются применительно к определениям, данным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17.

К оптовой торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим или другим профессиональным пользователям.

К розничной торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления и домашнего использования.

Если торгующие организации кроме товаров, приобретенных для перепродажи, реализуют продукцию собственного производства (например, воздушную кукурузу, кулинарные изделия и т.д.), такие продажи также являются объектом обложения налогом с продаж.

Наличные расчеты используются в торговых организациях в основном при реализации товаров населению. Поэтому наибольший объем продаж, облагаемых этим налогом, приходится на розничную торговлю.

Однако в пределах лимитов, установленных указанием Банка России от 07.10.98 N 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами”, наличные расчеты могут применяться и во взаиморасчетах между юридическими лицами. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу определен в следующих размерах:

Между юридическими лицами - в сумме 10 тысяч рублей;

для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в сумме 15 тысяч рублей;

Для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний МВД России (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц - в сумме 15 тысяч рублей.

В целях начисления налога с продаж к продаже за наличный расчет приравниваются также продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Таким образом, целесообразно отметить, что фактор наличного расчета учитывать для начисления налога с продаж при реализации товаров в розницу не следует. Торговая организация обязана начислить этот налог вне зависимости от формы расчетов с физическим лицом.

Поэтому в объект обложения налогом с продаж будет включаться стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость проданных по подписке печатных изданий, стоимость товаров, проданных в кредит, стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования.

Кроме того, налогом с продаж облагаются и отдельные поставки юридическим лицам с использованием безналичной формы расчетов (посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков).

При осуществлении юридическим лицом оплаты за приобретенные товары ценными бумагами (в том числе векселями) оснований для начисления налога с продаж не имеется.

Применительно к основной деятельности торговых организаций объектом обложения налогом с продаж является стоимость перечисленных в Законе товаров не первой необходимости, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К видам товаров, стоимость которых является объектом обложения этим налогом, согласно Закону относятся подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция, компакт-диски.

Кроме того, указанный перечень товаров по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации может дополняться.

Не является объектом обложения налогом с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий и т.д.

С целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения перечень товаров первой необходимости, стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, может быть расширен законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Если в процессе хозяйственной деятельности у торговой организации возникнет необходимость продажи недвижимости (здания, сооружения, земельного участка) или ценных бумаг, то при осуществлении таких операций налог с продаж не взимается.

Определение облагаемого налогом оборота производится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров, и оплачивается как и косвенные налоги конечным потребителем.

Однако исчисление налога с продаж отличается, в частности, от исчисления НДС прежде всего отсутствием зачетного механизма по товарам, приобретенным с налогом с продаж и использованным на производственные нужды.

Письмом МНС России от 31.12.98 N ВГ-6-01/930 разъяснено, что в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (см. также “Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н; Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н).

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в случае, если использование этого имущества связано с процессом производства и реализации.

Пример 1.

Оптовый склад для ремонта холодильных установок приобрел у снабженческо-сбытовой организации датчики температуры на сумму 504 руб. (в том числе НДС - 80 руб., налог с продаж - 24 руб.). В отчетном периоде организацией было приобретено товаров на сумму 120 тыс. руб. и полностью реализовано на сумму 180 тыс. руб. по безналичному расчету. Прочие издержки обращения составили 2 тыс. руб. (учетная политика в целях налогообложения - по оплате).

Д-т 41 К-т 60 - 100 000 руб. - оприходованы товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 10 К-т 60 - 424 руб. - оприходованы поступившие запасные части (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 19 К-т 60 - 20 000 руб. - учтен НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 19 К-т 60 - 80 руб. - учтен НДС по поступившим запасным частям;

Д-т 60 К-т 50 - 504 руб. - оплачены приобретенные запасные части;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 80 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по запасным частям;

Д-т 60 К-т 51 - 120 000 руб. - оплачены товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 20 000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 44 К-т 10 - 424 руб. - отнесена на издержки обращения стоимость запасных частей (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 46 К-т 41 - 100 000 руб. - списана стоимость реализованных товаров, приобретенных для перепродажи;

Д-т 46 К-т 44 - 2424 руб. - списаны издержки обращения отчетного периода;

Д-т 62 К-т 46 - 180 720 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислен НДС с оборотов по реализации товаров;

Д-т 51 К-т 62 - 180 720 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислена в бюджет сумма НДС.

В аналогичном порядке учитывается и налог с продаж, уплаченный торговыми (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми, розничными и др.) предприятиями по товарам, приобретенным ими в целях дальнейшей реализации, стоимость которых отражается на счете 41 “Товары”.

При реализации товаров, облагаемых налогом с продаж, как оптом, так и в розницу сумма, определенная налогоплательщиком по ставке, установленной местным органом власти (не более 5 % от облагаемого оборота), включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету.

Пример 2.

Снабженческо-сбытовая организация приобрела у индивидуального предпринимателя туши говядины на сумму 21 000 руб. (налог с продаж - 1 000 руб.), а затем реализовала их магазину за наличный расчет. Продажная цена без учета НДС и налога с продаж составила 30 000 руб.

В целях упрощения примера предполагается, что организация не понесла затрат по заготовлению мяса.

Д-т 41 К-т 60 - 21 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 60 К-т 50 - 21 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 46 К-т 41 - 21 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров.

При выписке расчетных документов покупателю (магазину) должны быть в установленном порядке определены НДС и налог с продаж, предъявляемые покупателю.

В рассматриваемом примере сумма НДС составит 6000 руб. (30 000 * 20 %), сумма налога с продаж - 1800 руб. [(30 000 руб. + 6 000 руб.) * 5 %];

Д-т 62 К-т 46 - 37 800 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 37 800 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислен НДС;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 1 800 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

Нередко встречаются ситуации, когда приобретаемый товар оплачивается покупателем одновременно как наличными деньгами, так и перечислением средств с расчетного счета.

В этом случае следует иметь в виду, что налог с продаж применяется только по товарам, оплаченным наличными денежными средствами. Поэтому при заключении договоров с покупателями следует предусматривать, что в случае расчетов за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся к оплате по выставленному счету-фактуре при безналичных расчетах, увеличивается на сумму налога с продаж.

Пример 3.

Лесоторговая база реализовала предприятию пиломатериалы на сумму 32 820 руб. Оплата поступила частично по безналичному расчету в сумме 24 000 руб., частично наличными деньгами в кассу предприятия в сумме 8820 руб. Покупная стоимость пиломатериалов составила 18 000 руб. (НДС - 3000 руб.)

Д-т 41 К-т 60 - 15 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 19 К-т 60 - 3000 руб. - отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиками;

Д-т 60 К-т 51 - 18 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 68 К-т 19 - 3000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по приобретенным товарам;

Д-т 46 К-т 41 - 15 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 62 К-т 46 - 32 820 руб. - выписаны расчетные документы покупателям;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислен НДС по реализуемым товарам;

Д-т 50 К-т 62 - 8820 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары наличными деньгами;

Д-т 51 К-т 62 - 24 000 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары путем безналичного перечисления;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 420 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

В случае неполучения от покупателей суммы налога с продаж, причитающейся по реализованным за наличный расчет товарам, расчеты с бюджетом по налогу с продаж должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражаться по дебету счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.

Розничным торговым организациям следует обратить внимание на то, что методы определения объектов обложения налогом с продаж и НДС для них принципиально отличаются. В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” при реализации товаров в розницу оборот, облагаемый НДС, определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками, в то время как налог с продаж исчисляется со всей стоимости реализуемых товаров (включая НДС и акцизы).

Кроме того, исходя из особенностей учета в розничных торговых организациях в целях определения налога с продаж, подлежащего отнесению на расчеты с бюджетом, необходимо применять расчетную ставку, позволяющую извлечь сумму налога с продаж, учтенную в цене реализации товара.

Расчетная ставка налога с продаж применительно к прямой ставке, установленной в размере 5 %, определяется в следующем порядке:

Стоимость товара, предъявляемая покупателю, определяется по формуле 100 % + 5 % (условно) = 105 %, где 100% - свободная рыночная (розничная) цена товара, 5 % (условно) - ставка налога с продаж;

Расчетная ставка, определенная как доля налога с продаж в выручке от реализации товаров, в этом случае составит 4,76 % .

Одной из проблем, не урегулированных налоговым законодательством, является правомерность исключения налога с продаж из оборота, облагаемого НДС при реализации товаров в режиме розничной торговли.

Как уже отмечалось, оборотом, облагаемым НДС, в указанном случае является выручка от реализации товаров за вычетом стоимости товаров, уплаченной поставщикам при их приобретении. Какие-либо вычеты из налогооблагаемой базы, определенной в таком порядке, не предусмотрены.

Однако если придерживаться мнения, что налог с продаж не исключается при начислении НДС, создается ситуация, когда объектом обложения НДС становится не только разница между ценами реализации и ценами приобретения товаров, но и налог с продаж, взимаемый с покупателей сверх продажной цены, что не предусмотрено вышеназванным порядком.

Рассмотрим порядок исчисления налога с продаж организациями розничной торговли на примере организации, ведущей учет товаров по продажным ценам.

Пример 4.

Продовольственный магазин реализовал товары, облагаемые налогом с продаж, на сумму 110 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара составила 88 000 руб. (с учетом НДС).

В целях упрощения примера принято, что все реализуемые товары облагаются НДС по ставке 10 %.

Д-т 41 К-т 60 - 88 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 41 К-т 42 - 22 000 руб. (88 000 руб. x 25 %) - отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

Д-т 60 К-т 51 - 88 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 50 К-т 46 - 110 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров;

Д-т 46 К-т 41 - 110 000 руб. - списана стоимость реализованного товара;

Д-т 46 К-т 42 - 22 000 руб. (красным) - сторнирована сумма торговой наценки;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 5238 руб. (110 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1523,7 руб. [(22 000 руб. - 5238 руб.) * 9,09 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Движение товаров, реализуемых в розницу с налогом с продаж, учет которых ведется по покупным ценам, отражается идентичными записями (без использования счета 42 “Торговая наценка).

В целях определения объекта обложения по налогу с продаж к розничным поставкам, облагаемым этим налогом, приравнивается также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Поэтому оплата труда работников торговой организации (включая выдачу премий, вознаграждений) товарами, приобретенными для перепродажи либо собственного производства, бартерные поставки товаров по договорам с физическими лицами, а также натуральная оплата оказанных ими услуг должны включаться в оборот, облагаемый налогом с продаж.

В бухгалтерском учете организации стоимость натуральных продуктов (готовой продукции, товаров), выдаваемых в счет погашения числящейся задолженности организации по заработной плате работникам, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по расчетной ставке исходя из суммы погашаемой задолженности по оплате труда. Указанная сумма налога списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”.

Пример 5.

Магазин в счет погашения задолженности по заработной плате отпустил своим сотрудникам бытовую технику на сумму 42 000 руб. Покупная стоимость отпущенных товаров составила 30 000 руб.

Д-т 20 К-т 70 - 42 000 руб. - начислена заработная плата сотрудникам;

Д-т 70 К-т 46 - 42 000 руб. - отражена выплата заработной платы сотрудникам;

Д-т 46 К-т 41 - 30 000 руб. - отражена стоимость товара, реализуемого в счет погашения задолженности по заработной плате;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 2000 руб. (42 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1667 руб. [(12 000 руб. - 2000 руб.) * 16,67 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Отдельно следует рассмотреть вопрос применения налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет по договорам комиссии.

Если согласно условиям договора комиссии реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж должен взиматься с покупателей комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж уплачивать не следует.

В бухгалтерском учете комиссионера операции по начислению налога с продаж отражаются в следующем порядке.

Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в корреспонденции со счетом 50 “Касса”. Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”. Сумма налога с продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

Пример 6.

Снабженческо-сбытовая организация, являющаяся комиссионером с участием в расчетах, реализовала за наличный расчет аптеке парфюмерно-косметические товары. Продажная цена без налога с продаж составляет 300 000 руб. Учетная политика в целях налогообложения - по отгрузке.

Д-т 004 - 240 000 руб. - получены товары от комитента;

Д-т 19 К-т 76 - 40 000 руб. - на сумму НДС, предъявленного комитентом;

Д-т 62 К-т 76 - 318 000 руб. - выписаны расчетные документы покупателю за реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 318 000 руб. - получена оплата от покупателя;

К-т 004 - 240 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 68 - 18 000 руб. - отражен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС, - 40 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 46 - 60 000 руб. - отражена сумма комиссионного вознаграждения, причитающаяся комиссионеру (с учетом НДС);

Д-т 46 К-т 68 - 10 000 руб. - начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

Д-т 76 К-т 51 - 240 000 руб. - выручка от реализации товаров перечислена комитенту;

Д-т 68 К-т 19 - 40 000 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по товарам, переданным на комиссию.

В случае если согласно условиям договора комиссии комиссионер не участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям производится комитентом, налог с продаж должен взиматься с покупателей комитентом и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается комитентом с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. При получении комиссионером вознаграждения от комитента как наличными, так и безналичными денежными средствами, налог с продаж не уплачивается. Сумма налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, субсчет “Налог с продаж”, и дебету счета 50 “Касса”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

В заключение следует отметить, что с момента принятия решения местным органом власти о введении на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж по всем товарам, подпадающим под налогообложение, в том числе по товарам, оприходованным в учете до его введения, начисление и уплата данного налога производится в общеустановленном порядке.

Если торговая организация в одном отчетном периоде реализует товар, как облагаемый, так и не облагаемый налогом с продаж, в целях исполнения налоговых обязательств ей следует вести раздельный учет по реализации таких товаров с отражением их стоимости на соответствующих субсчетах счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Порядок ведения раздельного учета в соответствии с приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98" должен оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации.

Налог с продаж — это косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного продукта (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.

Налог с продаж — англ. Sales tax, является одним из типов налога на потребление, который взимается непосредственно в торговой точке при покупке определенных товаров и услуг.

Налог с продаж — уплачивается со стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых в торговлю в розницу или оптом за наличный Расчет, а именно: стоимости подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных предметов торговли , видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов люкс и СВ, а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ .


Размер налога с продаж обычно устанавливается как процент от налогооблагаемой цены при продаже. Некоторые товары и услуги могут быть освобождены от этого налога, потому что законы о налоге с продаж обычно содержат список исключений. Законы , регулирующие порядок администрирования налога, могут требовать, чтобы налог с продаж был включен в цену, либо добавлялся к цене непосредственно в торговой точке.

В большинстве стран налогов с продаж взимается продавцом с покупателя, а продавец перечисляет полученную сумму правительственной налоговой службе. Налог с продаж обычно взимается пи продаже товаров, но во многих случаях он также взимается и при продаже услуг.

Налог с продаж взимается только при продаже товаров или услуг их конечному потребителю. Чтобы достигнуть этого, покупатель , который не является конечным приобретателем обычно обязан предоставлять продавцу «сертификат перепродажи» (англ. Secondary market Certificate), который подтверждает, что приобретает продукт с целью его перепродажи. В этом случае налог будет взиматься с каждой позиции, которая не обеспечена таким сертификатом.

В современном мире наблюдается тенденция к переходу от обычного налога с продаж на более универсальный налог на добавленную стоимость (англ. Value Added tax, VAT). Налог на добавленную стоимость обеспечивают приблизительно 20% налоговых поступлений во всем мире, и используется более чем в 140 странах. Однако США являются одной из немногих стран, которые сохранили обычный налог с продаж.

Налоговые системы, в которых применяется налог с продаж, часто способствуют экономическому росту, росту сбережений и инвестиций. Экономисты компании экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) изучили влияние различных типов налогов на экономический рост развитых стран в пределах OECD и выяснили, что с продаж являются одним из наименее вредных налогов для экономического роста.

Некоторые экономисты полагают, что налог с продаж является устаревшим в современном мире, поскольку является большим налоговым бременем для лиц с низкими доходами, чем лиц с высокими доходами. Однако этот негативный эффект налога с продаж мог быть предотвращен, например, освобождением от его уплаты с некоторых товаров первой необходимости, таких как еда, одежда и лекарства.

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках по поручению физ. лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизные налоги для подакцизных товаров. Ставка Н.с.п. устанавливается в размере до 5% (законами субъектов РФ налог обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ). Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены продукта без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену продукта, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Суммы платежей по налогу зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (соответственно — 40 и 60%) и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Не является объектом налогообложения с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных предметов торговли, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических предметов торговли; жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также предоставления жилья в общежитиях; зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельносрынкаодлежащих лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов, другие товары (работы, услуги) в соответствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Налог с продаж вводился на территории Российской Федерации дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР. Ставка налога была установлена в размере 5 процентов . Однако уже в конце того же года одновременно с распадом Союза Советских Социалистических Республик () произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов, введённой законом «Об основах системы налогооблажения в России» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог с продаж был введён в Российской Федерации в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 процентов. Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.

В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введён в большинстве субъектов России. Большинство из субъектов, в которых был введён налог, установили ставку в размере 5 процентов (максимально возможном).

С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 Налогового кодекса. При этом основные условия налогообложения остались прежними. Ещё в момент введения в указанной главы было предусмотрено, что она будет действовать лишь два года. С 1 января 2004 года налог с продаж в Российской Федерации не взимается. Тем не менее, уже после этого высказывались предложения о замене налогом с продаж налога на добавленную стоимость.

Налог с продаж в США (также известный, как налог на покупку или налог штата) - это косвенный налог (англ. "Sales tax"), взимаемый продавцом или магазином с покупателя в пользу штата, из которого покупатель совершил данную покупку. В случае удаленных покупок, например, через интернет или по телефону, штатом, в пользу которого будет взимать налог, будет тот , на адрес в котором будет отправлена совершенная покупка.


Налог с продаж зависит от законов каждого конкретного штата и в некоторых штатах достигает 10%. Для штата Мэриленд, в котором базируется наша , он равен 6%.

Взимают данный налог в тех случаях, когда продавец или магазин имеет физическое присутствие (англ. "physical presence") в штате покупателя. Под физическим присутствием компании-продавца на территории штата понимается присутствие локального офиса компании, склада, магазина и т.д.

Таким образом, если покупатель, находящийся в США , зайдет за покупками в какой-либо физический магазин, то он заплатит налог с продаж в любом случае. Если же покупка будет совершена удаленно, через интернет, то он заплатит налог лишь в том случае, если магазин, в котором он совершил покупку, имеет физическое присутствие в штате покупателя.


Если покупатель совершит покупку в интернете в магазине Amazon.com, который все свои продажи ведет только через интернет и не имеет физического представительства на территории штата покупателя, то покупатель не будет платить никакого налога с продаж. Если же покупатель совершит покупку в интернет магазине Macys.com, который имеет локальный физический магазин в штате покупателя, то с покупателя, дополнительно к стоимости покупки, будет взиматься налог с продаж. В данном случае 7% - это налог с продаж штата Вайоминг, в котором живет предполагаемый покупатель.

Как избежать уплаты налога с продаж?

Избежать уплаты налога в конкретно намеченном Вами магазине не удастся. Магазины в США по закону обязаны взимать с покупателя этот налог при продаже.


Как вариант Вы можете попробовать поискать тот продукт, что Вы хотите купить, в другом магазине, не взимающем налога с продаж, воспользовавшись специально предназначенными для этого сервисами типа commercial units Search, PriceGrabber или BuyCheapr.

Налог с продаж (Sales tax) - это

Налог с продаж (Sales tax) - это

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

budgetrf.ru - бюджетная система РФ

odinpost.com - товары из США


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Налог с продаж" в других словарях:

    Налог с продаж - с 1 января 2002 года регулируется главой 27 НК РФ Налог с продаж. Налог с продаж является региональным налогом. Налог косвенный. Налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    НАЛОГ С ПРОДАЖ - (sales tax) Налог на продажи в деловой сфере. Налог на продажи обычно представляет собой фиксированный процент общей суммы продаж определенных групп товаров и услуг. Налоги на продажи используются для увеличения поступлений в бюджет, как например … Экономический словарь

    Налог с продаж - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Налог с продаж косвенный налог (на … Википедия

    налог с продаж - налог, устанавливаемый в процентах к стоимости, цене продаваемых товаров и услуг. Является разновидностью акцизного налога … Словарь экономических терминов

    НАЛОГ С ПРОДАЖ - региональный налог; устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налог с продаж относится к региональным налогам. Он устанав­ливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с ним закона­ми субъектов РФ и обязателен к уплате на всей территории соответ­ствующего субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта РФ определяется ставка налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности.

Наюгошаптьщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары, работы, услуги на территории того субъекта Российской Федерации, в котором уста­новлен данный налог.

Объектом налогообложения являются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации признаются объ­ектом налогообложения в том случае, если реализация осуществля­ется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или

кредитных банковских карт. Часть операций не подлежит налого­обложению, п частности реализация:

Хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

Детской одежды и обуви;

Лекарств, протезно-ортопедических изделий;

Жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем насе­лению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

Зданий, сооружений, земельных участков и других объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг,

Путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровитель­ные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

Товаров, работ, услуг, связанных с учебным, учебно-произ­водственным, научным или воспитательным процессом и произво­димых образовательными учреждениями;

Учебной и научной книжной продукции;

Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

Услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользо­вания муниципального образования (за исключением такси), а так­же услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении мор­ским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

Другие операции.

Налоговая база определяется как стоимость реализованных това­ров, работ, услуг, исчисленная исходя из применяемых цен (тари­фов) с учетом НДС и акцизов без включения в нее налога. Налого­вый период устанавливается как календарный месяц.

Наюговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в раз­мере не выше 5%. Не допускается установление дифференцирован­ных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдель­ных видов товаров, работ, услуг в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ, услуг.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара, работы, услуги, предъявляемую к оплате покупателю.

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реа­лизации товаров, работ, услуг, подлежащих налогообложению.

Датой осуществления операций по реализации товаров, работ, услуг, признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары, работы, услуги на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров, работ, услуг покупателю.

Организация, осуществляющая операции по реализации товаров, работ, услуг через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на терри­тории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществля­ются операции по реализации, исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров, работ, услуг.

В российской и европейской налоговой практике существует понятие косвенных налогов. Суть таких налогов состоит в том, что это не конкретная четко установленная сумма, а , который заложен в стоимость товара и оплачивается фактически покупателем. Главная обязанность продавца в таком случае — перечислить денежные средства в государственный бюджет РФ.

Надо ли платить налоги с продажи товаров и услуг

Речь идет о налоге на добавленную стоимость (так называемый ) и , установление которых регламентируется такими нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при » (№1137 от 26.12.2011 года);
  • Приказ ФНС России от 29.10.2014 года №ММВ-7;
  • ФЗ №248 от 23.07.2013 года;
  • Гражданский кодекс РФ.

Уплата данного налога возможна как при оптовой, так и при розничной торговле. От обязанности платить НДС освобождаются:

  • , суммарная выручка которых от реализации товаров и услуг за три последних месяца менее 2 миллионов рублей;
  • организации, занимающиеся ;
  • компании либо , использующие упрощенную систему налогообложения;
  • бизнес, работающий по ;

Кроме этого, в процессе реализации товаров и услуг могут оплачиваться такие налоги:

Реализация товаров и услуг в 1С 8.3: примеры с проводками вы найдете в этом видео:

Особые виды продукции

Рассмотрим особенности налогообложения продаж отдельных видов продукции ИП и компаниями.

Бензин

Знаете ли вы, что почти половина цены бензина, которая установлена на АЗС, составляют различные налоги и сборы? Так вот, при продаже бензина собственники АЗС обязаны перечислять в государственный бюджет такие налоги:

  • (примерно 15%). Сумма акциза устанавливается в фиксированном виде распоряжениями Правительства РФ, поэтому четко вывести процент акциза в общей цене бензина невозможно;
  • . Налог рассчитывается по специальной формуле и составляет примерно 3,6- 3,7 рубля за 1 литр бензина (примерно 10- 15 % от стоимости бензина на АЗС).

Важность уплаты этого сбора заключается в том, что выбросы бензина наносят вред окружающей среде, а одна из важных функций государства состоит в том, чтобы максимально следить за состоянием экологии и максимально улучшать условия для проживания людей.

Товары с ebay и других интернет-магазинах

До начала 2017 года никаких налогов с продаж через интернет-магазины не было. 12 декабря 2016 года Президент РФ поручил специальной комиссии разработать правила торговли через интернет, суть которых состоит в таких моментах:

  • введение налогообложения покупок через зарубежные онлайн-магазины;
  • введение дополнительных таможенных пошлин при ввозе доставляемых из-за границы товаров.

Все эти платежи практически должны лечь на плечи россиян, которые активно пользуются американскими и европейскими площадками для онлайн покупок. По проекту решения не предусматривалось введение подобного налогообложения для российских онлайн-магазинов. Основная цель: создание искусственной ценовой конкуренции западным ресурсам и повышение популярности российских интернет- магазинов.

Размер НДС должен будет составлять 18 % от стоимости товара, а могут достигать 30% от цены товара.

Продаже через интернет товаров или услуг посвящен данный видеоролик:

Антиквариат

В процессе продажи антиквариата стоит рассматривать несколько возможных моментов:

  • если товар был продан по той же само цене, что и куплен, то налог в государственный бюджет не платится. Для этого продавец должен иметь доказательства в виде чеков, накладных, договоров о продаже и т.д.;
  • при продаже антикварного изделия через магазин (антикварную лавку) организация — продавец удержит и перечислит НДФЛ в размере 13% от стоимости товара;
  • существует возможность использования в размере до 250000 рублей.

Согласно норм ст.86.2 НК РФ в случае нотариального оформления сделок купли-продажи антикварного имущества нотариус обязательно сообщает про такую сделку в органы ФНС. Это единственный случай, при котором налоговая по любому узнает про сделку.

Если товар продается через магазин, то НДФЛ в налоговую перечисляет бухгалтер магазина. Если же, допустим, договор в устной или письменной форме заключается между двумя физическими лицами напрямую, то средства в ФНС перечисляет продавец (если в этом есть необходимость).

Техника

Техника — это имущество определенного хозяина. Правила налогообложения при продаже имущества для физических лиц установлены нормами ст.ст. 217 и 220 НК РФ. с дохода от продажи собственного имущества исходя из правил системы налогообложения по которой они работают, и уровня амортизации товара.

Для физических лиц действуют такие правила:

  • освобождение от уплаты НДФЛ при продаже товара, который находится в собственности хозяина более 3 лет (подтверждение — чеки, договора с магазином);
  • НДФЛ по ставке 13% платится при продаже товара дороже, чем 250000 рублей, либо если расходы, связанные с его приобретением меньше, чем размер доходов от продажи (подтверждается документально чеками, договорами и т.д.).

Животные

В ст.137 Гражданского кодекса РФ сказано, что животные — это такие же объекты права собственности, как и другие движимые, недвижимые вещи и предметы. Соответственно, по отношению к животным стоит применять такие же правила налогообложения, что и к другому имуществу.

Нерегулярная деятельность, связанная с реализацией животных, предусматривает такие правила налогообложения:

  • НДФЛ не платится, если сумма дохода от продажи животных менее, чем 250000 рублей;
  • не облагается налогом продажа животного, если оно находилось в собственности хозяина более 3 лет;
  • имущественный налоговый вычет в размере суммы расходов на приобретение животного применяется как альтернатива в размере до 250 тысяч рублей.

Стройматериалы

Реализация строительных материалов в РФ может проводится исключительно юридическими лицами или ИП. Согласно норм письма Министерства финансов РФ 17.09.2010 N 03-11-11/246 в случае продажи строительных материалов рекомендуется использовать .

Налог с продаж предполагает такой тип налогообложения, при котором взыскание производится непосредственно с потребителей через цену товара. Расчет суммы налога осуществляется с помощью процентной ставки от стоимости предлагаемого товара или услуги. Конечно, как и в любом правиле имеются исключения, так и в совокупности всей производимой продукции существует особый перечень, который не подлежит обложению налогом с продаж.

Действующее законодательство страны четко устанавливает правила его начисления. Выделяются два возможных варианта: либо налог с продаж включается в цену товара непосредственно его производителем перед распределением по каналам сбыта, либо взыскание производится в месте реализации продукции, непосредственно продавцом. Но, в любом случае, потребитель его уплачивает производителю, а последний,в свою очередь, обязан перечислить требуемую сумму в соответствующий фонд бюджета.

Если в сделке купли-продажи участвует третье лицо, то есть, покупатель не является конечным потребителем, а приобретает товар с целью дальнейшей его продажи на выгодных для себя условиях, то необходимо предоставить, так называемый, сертификат перепродажи. Он дает возможность покупателю не уплачивать налог с продаж, а впоследствии включить его в стоимость приобретенной продукции.

При этом, согласно законодательным нормам, плательщиком считается юридическое лицо, то есть, предприятия, организации и учреждения, а также их филиальные разветвления. определяется монопольно уполномоченными государственными органами и законодательно закреплена. Как правило, максимальная может достигать 5%.

Под объектом, подлежащим налогообложению, понимается совокупность выпущенных товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ. Расчет может производиться с помощью наличных денежных средств, а также в безналичной форме благодаря распространению кредитных карт и таких платежных инструментов, как чек, платежное поручение и т.д. При осуществлении бартерных сделок, то есть, когда один товар может обмениваться на другой в эквиваленте, учитывается данный налог.

Если говорить о доходах, получаемых от операций с недвижимостью, то в этом случае и ставка процента и правила начисления немного иные. Налог с продажи имущества предполагает наличие некоторых льгот для лиц, реализующих собственную недвижимость в первый раз, так как они совсем освобождаются от выплат. Но при последующей сделке купли-продажи имущества плательщик обязан предоставить государству налоговые отчисления в полном объеме. Если стоимость, например квартиры, составляет не больше одного миллиона рублей, то налог также не взимается.

Если плательщика интересует вопрос, какой ему придется выплатить, то следует оценить стоимость собственности. Это объясняется тем, что ставка дифференцирована, а значит, зависит от объема получаемого дохода. Существует такое понятие, как В случае если стоимость жилья не превышает двух миллиона рублей, налогоплательщик имеет право на получение вычета от суммы уплаченного налога. Как правило, вычет исчисляется на основании 13% ставки. Право его получения предоставляется плательщику лишь один раз.

Несмотря на достаточно ощутимое поступление средств в бюджет, налог с продаж заменяется налогом К такому решению пришло уже свыше 140 стран мирового сообщества. Тем не менее, американцы в этом плане остались консерваторами и до сих пор применяют именно налог с продаж. Большинство экономистов утверждают, что данная позиция является нерациональной, так как не дает положительного эффекта для экономики.