Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности россии Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности организаций

Лекция 17

Составной частью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает валютное регулирование и валютный контроль. Развитие валютного регулирования в России шло в направлении поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Изменения в области валютного регулирования РФ подготавливали почву для превращения рубля в конвертируемую валюту.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3615-1 законом Российской Федерации "0 валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно данному закону целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, а также проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям; а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в свою очередь являются Центральный Банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Применительно к регулированию внешнеторговой деятельности валютные операции носят характер текущих валютных операций, включающих в себя: переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежей по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.



Система валютного контроля направлена на предотвращение нелегальной утечки валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли. В своем развитии эволюция системы валютного контроля прошла несколько этапов. Прежде всего эволюция системы валютного контроля характеризуется модификацией методов валютного контроля, включая расширение сферы применения валютного контроля по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, товарообменные операции) и степени охвата валютным контролем объектов названных сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности).

Прямой валютный контроль был введен путем издания Инструкции Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" № 19 и № 01-20/10283 от 12.10.93 года и введенной в действие в 1994 году. Первоначально данная Инструкция распространяла свое действие на стратегически важные сырьевые товары, а затем распространила свое действие на всю товарную номенклатуру ТН ВЭД в форме таможенно-банковского контроля под эгидой Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Система позволила увязать в одну цепочку субъектов российских экспортных сделок: экспортер-уполномоченные банки-таможня. Основой системы валютного контроля является паспорт сделки. В связи с принятием настоящей Инструкции возникло два подхода к реализации функции валютного контроля: 1. Уполномоченный банк и таможенный орган осуществляют сквозной мониторинг за своевременным и полным возвратом валютной выручки в Российскую Федерацию за поставленные на экспорт товары; 2. Контроль за своевременным и полным поступлением товаров из-за рубежа по стоимости, эквивалентной сумме переведенной за рубеж валюты (180 дней с даты выпуска товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации). Названная выше Инструкция ЦБ РФ и ГТК России определила, что экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

С целью осуществления контроля за выполнением данного требования экспортер обязан оформить паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, содержащий сведения о внешнеторговой сделки. Паспорт сделки оформляется, согласно оригиналу или контракта или его копии уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. С момента подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, за зачисление в полном объеме, и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный паспорт сделки, на транзитный счет экспортера в уполномоченном банке, в который представляется паспорт сделки для оформления. С целью оформления паспорта сделки экспортер обязан предоставить оригинал или заверенную копию, паспорт сделки, в результате чего после рассмотрения данных документов, уполномоченный банк подписывает экземпляры сделки.

Паспорт сделки служит основанием для принятия контракта на расчетное обслуживание уполномоченным банком, что рассматривается как выражение согласия на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по представленному экспортером контракту. В случае несоответствия данных в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки, несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства, оформления паспорта сделки с нарушениями установленных требований, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту, отсутствия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, отсутствия в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки уполномоченный банк обязан отказать оформлении паспорта сделки.

Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах, один из которых находится в уполномоченном банке, а другой передается экспортеру вместе с оригиналом контракта.

Таможенные органы принимают для таможенного оформления ксерокопию паспорта сделки, снятую с оригинала в уполномоченном банке, а также копии ГТД на оформляемый груз, предварительно снятые с оригинала ГТД на экспортируемые товары, а также другие документы, предусмотренные таможенным законодательством. При этом таможенные органы сверяют соответствие данных паспорта сделки с данными ГТД и представленных документов, включая подписи ответственных лиц уполномоченного банка. С момента выпуска товаров таможенными органами экспортер предоставляет в течение 10 дней в уполномоченный банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров. ГТД является основой для выписки реестра со стороны ГТК РФ. Реестр предполагает наличие календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки на транзитный счет в уполномоченном банке, а также отгрузок товаров за пределы таможенной территории. Данный реестр в копии направляется экспортеру с целью предоставления им данного реестра в последующем в ГТК РФ. Реестр предоставляется экспортеру для идентификации сумм, которые направляются на транзитный счет в уполномоченном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестре. С момента поступления денежных средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет экспортер дает поручение уполномоченному банку о продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, а также переводе оставшейся после продажи валютной выручки на свой текущий валютный счет. В данном поручении экспортер указывает реквизиты паспорта сделки и учетной карточки таможенно-банковского контроля, являющейся основой реестра, выписываемого ГТК РФ, и которая направляется уполномоченным банком в ГТК РФ. Уполномоченный банк в свою очередь заполняет оригинал реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров, предварительно проверив правильность отнесения экспортером поступивших сумм, согласно учетной карточки таможенно-банковского контроля, а также даты, указанные экспортером в копии ГТД, и датами поступления валютной выручки на транзитный валютный счет экспортера в данном банке. После данной проверки заполненный оригинал реестр направляется в ГТК РФ.

Надо учесть, что уполномоченный банк имеет право взимать комиссию за выполнение функций валютного контроля, но не свыше 0.15% от суммы контракта. Выполняя функцию валютного контроля уполномоченный банк обязан предоставить образцы карточек с подписями ответственных за оформление паспортов сделки лиц, включая их списки, в Центральный Банк Российской Федерации.

В целях развития валютного контроля, связанного с зачислением валютной выручки, и регулирующего таможенный режим экспорта, Центральный Банк Российской Федерации и Государственный таможенный комитет издали Инструкцию "0 порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары № 30 и № 01-20/10538 от 26.07.95 года. Согласно данной инструкции, под действие валютного контроля подпадают валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте. Действие системы валютного контроля не распространяется на сделки по импорту работ, услуг, расчеты по которым осуществляются только в российской валюте, согласно российскому законодательству, на сделки, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (бартерные поставки, поставки гуманитарной помощи), на сделки, осуществляемые по импорту товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием нашей страны, на сделки, в отношении импорта товаров из стран членов СНГ.

Импортер, заключивший сделку, предусматривающую перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязан ввезти их на указанную в сделке сумму, либо обеспечить полный возврат валюты в сроки, предусмотренные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода денежных средств, если иное не разрешено Центральном Банком Российской Федерации. В случае невыполнения условий поставок товаров или возврата валюты импортер несет ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. При этом штраф не налагается в случаях документально подтвержденных форс мажорных обстоятельств.

Расчеты по импортной сделке осуществляются только через уполномоченный банк, оформивший паспорт сделки. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов только при наличии подписанного им паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке и только этим банком или банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

В случае заключения импортером сделки, предусматривающей превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, то импортер в данном случае обязан получить лицензию на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала со стороны Центрального Банка Российской Федерации.

Распространение валютного контроля в отношении таможенных режимов экспорта и импорта товаров, связано также и с применением государственного регулирования в отношении бартерных сделок. Указ Президента Российской Федерации "0 государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" от 18.08.96 года № 1209 определил, что внешнеторговой бартерной сделкой является сделка, предусматривающая обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Рассматриваемый Указ Президента Российской Федерации определил, что российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые, с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. В случае превышения указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию нашей страны товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускается только на основании разрешения МВЭС России. Если же произошло изменение условий договора, устанавливающего обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.

Настоящий Указ Президента Российской Федерации ввел понятие паспорта бартерной сделки, на основании которого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу в счет исполнения бартерных сделок. При совершении бартерной сделки российскими лицами необходимо представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. Указ Президента Российской Федерации установил, что таможенный режим экспорта распространяется на исполнение бартерных сделок в части эквивалентного ввоза товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности, так и в части зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках. При этом контроль за исполнением бартерных сделок осуществляется таможенными органами.
В развитие вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации
Правительство Российской Федерации издало постановление "О мерах по
государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" от 31.10.96 № 1300, предусмотрев в нем введение сертификата учета внешнеторгового контракта. Сертификат представляется по требованию органов и агентов валютного контроля в связи с выполнением ими своей функций по реализации валютного контроля, а также для предоставления в МВЭС России для подготовки экспертных заключений, выполняемых в целях валютного контроля.

С целью получения такого сертификата субъекту внешнеторговой деятельности необходимо подать заявление Уполномоченному МВЭС России по соответствующему региону в соответствующей форме с оригиналом экспортного или импортного контракта, его копию, заверенную руководителем организации экспортера или импортера, копию договора комиссии или купли продажи, если субъект внешнеторговых связей не является владельцем товара, копию справки Госкомстата России, а также заявление на сертификат учета контракта. Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов составляет 21 день. Рассмотрение контрактов Уполномоченными МВЭС России в соответствующих регионах имеет своим результатом не только получение сертификата учета контракта, но и получение рекомендации в письменной форме, направленные на улучшение контрактов, согласно Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов.

Данные рекомендации заверяются подписью и печатью Уполномоченного МВЭС России в соответствующем регионе. При этом такие рекомендации должны быть учтены во внешнеторговом контракте непосредственно заявителем на получение сертификата учета контракта.

Вмешательство государства путем применения вышеописанных элементов, составляющих систему валютного контроля, в регулирование внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации, не может являться полностью завершенным, без существования такого элемента валютного регулирования как система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Постановление Правительства Российской Федерации "О введении единой системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" от 28.12.95 года № 1267 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.96 года № 298), принятое на основе четвертого соглашения Правительства Российской Федерации и Международного Валютного Фонда в рамках расширенной программы финансирования для нашей страны сроком на три года и размером в 10.2 млрд. долларов в целях либерализации российской экспертной политики, которое предусматривает введение с 01.01.96 года единую систему экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.

Данное постановление утвердило Положение о порядке допуска российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Рассматриваемое положение ориентировано на осуществление валютного контроля, т.е. своевременного поступления выручки от экспорта товаров в уполномоченный банк- агент валютного контроля. Валютная выручка зачисляется в уполномоченный банк после осуществления отгрузки и оплаты товара с учетом проверки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Цена контролируется с учетом индивидуальности экспортной сделки на базе отгрузочных документов. Оценка цены в сочетании с оценкой количества и качества является доказательством того, что декларируемые данные элементы экспортного контракта соответствуют действительности. Экспортер самостоятельно принимает решение проводить или нет указанную экспертную оценку, но в случае не зачисления или неполного зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке-агенте валютного контроля, экспортер обязан предоставить сертификат о пред таможенной (пред отгрузочной) экспертной оценке количества, качества и цены экспортируемых товаров.

Таможенная стоимость товара, являющаяся основой цены экспортируемого товара, есть основа расчета за поставленный иностранному покупателю товар. При этом в случае наличия предварительной цены товара, и ее последующем отклонении, согласно формуле расчета окончательной цены, приведенной в экспортном контракте, может быть заявлена временная (условная) цена, разрешенная таможенным органом корректировать предварительную цену. При этом окончательная корректировка экспортной цены устанавливается таможенным органом с учетом заявленной таможенной (условной) цены и товара, а также реальной ценой контракта на дату платежа.

С целью установления окончательной цены экспортного контракта проводится экспертная оценка цены, количества и качества. Экспертная оценка окончательной цены, количества и качества предоставляется в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемого товара для заявления полученной оценки в грузовой таможенной декларации при выпуске товаров с таможенной территории нашей страны. Надо учесть, что временная цена базируется на фактурной стоимости, заявляемой на дату таможенного оформления экспортируемого товара.

В законодательстве не урегулирован вопрос о корректировке таможенной стоимости экспортируемого товара, что приводит к отсутствию алгоритмов у таможенных органов корректировки окончательной таможенной стоимости экспортируемого товара. Следовательно, необходим документ о корректировке таможенной стоимости, выдаваемый таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление экспортируемого товара. В связи с изложенным, валютная выручка от экспорта товаров представляет собой доход от продажи товаров, возникающий по факту оплаты ее иностранным покупателем, которая должна быть зачислена в уполномоченный банк-агент валютного контроля на территории Российской Федерации. Что же касается оформления результатов экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара, то экспертная оценка оформляется сертификатом о проведении пред таможенной экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара. Данный документ является основанием для физической характеристики экспортируемого товара, а также заключением по ценовым условиям внешнеторговой сделки, в случае отсутствия в контракте окончательной цены такого товара. Экспертная оценка применяется в отношении таких товаров как нефть, нефтепродукты, лес, газ и другие, а это в свою очередь заставляет проводить корректировку таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Экспертная оценка количества, качества, цены товара осуществляется российскими и иностранными организациями, имеющими договор с Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, удостоверяемый свидетельством о допуске к проведению экспертной оценки, выданным соответствующим государственным органом. Решение о допуске российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества, цены товара принимается Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам количества, качества и цены экспортируемых товаров. Главным критерием принятия такого решения является наличие опыта и ресурсов, позволяющих создать своевременную систему обработки и передачи данных, характер предоставляемых услуг, их стоимость, сроки исполнения и условия расчетов, гарантия выполнения предоставляемых услуг, их качества и цены.

В случае неполного и несвоевременного получения валютной выручки от экспорта товаров, в отношении которых была проведена экспертная оценка количества, качества и цены, рассмотрение обоснованности заявления российского экспортера по данному факту со стороны МВЭС России, производится только при наличии сертификата о проведении пред таможенной экспертной оценки, оформленным указанными выше экспертными организациями.

Важным компонентом валютного регулирования является режим курса рубля по отношению к иностранным валютам. Режим валютного курса несколько раз менялся за годы реформ.

В целом сложившийся к настоящему времени в России валютный режим можно охарактеризовать как довольно либеральный.
Однако, одновременно обратимость рубля до сих пор во многих отношениях имеет ограниченный характер, поскольку:

1. сохраняются внешнеторговые ограничения (тарифные и количественные);

2. не создана экономическая и монетарная основа для формирования равновесного курса с точки зрения соотношения внутренних и внешнеторговых цен.

Понятие валютного регулирования внешнеэкономической деятельности

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность по импорту и экспорту товаров, продукции и услуг. Во внешнеэкономической деятельности контрагентами отечественного поставщика или покупателя, являются иностранные субъекты хозяйствования. Расчеты по внешнеэкономическим операциям осуществляются в иностранной валюте и такие операции в обязательном порядке регламентируются на законодательном уровне.

Валютное регулирование в РФ преследует такие основные цели как:

  • обеспечение устойчивости российской национальной валюты (рубль);
  • ограничение перемещения и обращения иностранной валюты.

Валютное регулирование повышает ликвидность отечественной валюты на территории Российской Федерации. Нормативно-правовых актов в части валютного регулирования действует множество, но основным их них является Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10. 12. 2003. Данный документ раскрывает основные понятия, положения и правила обращения валюты на территории Российской Федерации.

Классификация валютных операций

Законодательно определены основные типы валютных операций.

  1. Обменные операции . Данный тип операций включает в себя все операции, при которых был осуществлен обмен валюты по установленному курсу.
  2. Депозитно-кредитные валютные операции . Данный тип операций группируется из всех операций по привлечению валютных денежных средств на депозиты и размещению валютных денежных средств (предоставление кредитов).
  3. Расчетные валютные операции . Данный тип операций объединяет в себе все операции по расчетам между субъектами хозяйствования с помощью валютных денежных средств.

Все три группы валютных операций регулируются отдельными нормативно-правовыми положениями. Однако такие операции, как правило, тесно связаны между собой.

Например, расчеты с иностранными покупателями приводят к поступлению валютных денежных средств на расчетный счет отечественного продавца. Данная операция принадлежит к третьей группе валютных операций. Однако для их использования в хозяйственных целях, полученные валютные средства должны быть конвертированы в национальную валюту. Так происходит обмен валюты, а такая операция уже относится к первой группе валютных операций. Также между иностранными контрагентами могут возникнуть кредитные отношения, что относится уже ко второй группе валютных операций.

Роль Центрального банка Российской Федерации в валютном регулировании

Центральному банку Российской Федерации отведена значимая роль в валютном регулировании.

Прежде всего, Центральный банк Российской Федерации возглавляет всю банковскую систему страны. То есть, данной организации подчиняются все коммерческие российские и иностранные банки, а также различные кредитные организации.

Именно на основании выданной Центральным банком Российской Федерации лицензии, указанные организации получают право на совершение валютных операций.

Также Центральный банк Российской Федерации ежедневно устанавливает курсы иностранных валют по отношению к отечественной валюте (рублю).

Кроме того, Центральный банк Российской Федерации принимает активное участие в разработке законодательной базы валютного регулирования.

Замечание 1

Функционируя как орган валютного регулирования и контроля, Центральный банк Российской Федерации издает нормативно правовые акты, которые представлены в виде указаний, положений и инструкций.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями).

Названный Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резиденты и нерезиденты. Законом определены правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, которыми являются:

  • операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов;
  • расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней. Совершение текущих валютных операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; с получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней и др.

Законодательством определены особенности порядка осуществления в РФ валютных операций резидентами и нерезидентами. В частности, для резидентов установлено право на осуществление текущих валютных операций без ограничения, а валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил; обязанность зачисления всей иностранной валюты на счета в уполномоченные банки (т.е. банки, получившие лицензии ЦБ РФ на валютные операции); обязанность продажи 50 процентов валютной выручки от экспорта через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке России не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления выручки.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Правительство РФ, ЦБ РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и др.)

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

л. г. ЧУВАХИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры фондовых рынков E-mail: l-econom@mail. ru Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена исследованию роли валютного регулирования в системе внешнеэкономической деятельности России. Важнейшим направлением валютного регулирования является валютный контроль за экспортными и импортными операциями. Главная его цель - противодействие утечке капитала из страны.

Ключевые слова: внешнеторговый, деятельность, валютный, регулирование, контроль, экспорт, импорт, утечка, капитал.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер и инструментов государственного воздействия, направленную на развитие торговых отношений с другими странами, на стимулирование прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, на организацию контроля за движением товарных потоков. Важной составной частью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является валютное регулирование.

Будучи средством реализации валютной политики, валютное регулирование осуществляется путем установления правил, регулирующих порядок выпуска в обращение, изъятия из обращения национальной валюты, обмена валют, совершения платежей и иных операций в иностранной валюте, установления порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» . Согласно закону органами валютного регулирования в

России являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство РФ. В пределах своей компетенции они издают акты организации валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 173-Ф3). На них возложено осуществление регламентации порядка проведения валютных операций, установление единых форм учета и отчетности по ним.

К основным методам валютного регулирования в России относятся:

Требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (п. 3. ст. 14 Федерального закона № 173-Ф3);

Лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензии на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3);

Требование репатриации, то есть обязательного перевода через границы экспортной выручки (ст. 19 Федерального закона № 173-Ф3);

Требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20 Федерального закона № 173-Ф3).

Главной задачей валютного регулирования в условиях кризиса выступает защита национальной валюты, которая может быть обеспечена:

Контролем за международными текущими платежами;

Порядком ввоза и вывоза капитала;

Контролем за денежными операциями нерези -дентов внутри страны;

Формированием государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства;

Ограничением масштабов утечки капитала из страны.

Сегодня экономика России сталкивается с проявлением новой функции валютного регулирования, связанной с политикой поддержания курса национальной валюты на определенном уровне. Так, курс на укрепление рубля заставляет отечественных производителей обратить внимание на повышение конкурентоспособности продукции. И напротив, снижение курса рубля открывает возможности выхода на внешний рынок для отечественных производителей.

Регулируют курс национальной валюты проводимые Банком России операции по покупке и продаже иностранных валют за национальную. Например, при покупке девизов их номинальный курс в национальной валюте повышается. И наоборот, курс девизов снижается при их продажах. Изменяя предложение национальных валют, Центральный банк РФ обеспечивает устойчивое значение курса иностранных валют, или внешнюю стабильность. В то же время, регулируя темпы эмиссии или рестрикции национальной валюты, он обеспечивает устойчиво низкую инфляцию, или внутреннюю стабильность.

Государство использует два способа валютного регулирования: административный и экономический. Первый реализуется через инструменты валютных ограничений, второй - посредством изменения количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию; привлечения международных кредитов и займов; проведения валютных интервенций.

Главным инструментом валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль - это комплекс мер, направленных на соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок проведения валютных операций.

Валютный контроль может быть как последующим, то есть проводиться путем проверок соблюдения порядка совершения валютных операций после их проведения, так и предварительным, направленным на недопущение проведения операций в нарушение установленного порядка.

Целью валютного контроля является «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутрен-

него валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества» .

В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля (ст. 22 п. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). При этом субъекты каждого уровня имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Первый уровень образуют органы валютного контроля. К ним относятся Центральный банк РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Центральный банк РФ осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 198, в качестве федерального органа исполнительной власти определена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. На Росфиннадзор «возлагаются полномочия по осуществлению контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений» .

В рамках реализации полномочий по валютному контролю территориальными управлениями Росфиннадзора в 2009 г. проведено свыше 34 тыс. проверочных мероприятий по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что в два раза превышает аналогичный показатель за 2008 г. . Основными выявленными нарушениями за 2009 г. являются нарушения единых правил офор-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

мления паспортов сделок; невозврат авансовых платежей при импорте; незачисление валютной выручки при экспорте.

Второй уровень представляют агенты валютного контроля. Согласно ст. 22 п. 3 Федерального закона № 173-Ф3 агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Агенты валютного контроля имеют право в пределах своей компетенции запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Все органы и агенты валютного контроля в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять Росфиннадзору информацию о валютных операциях в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации». Согласно этому постановлению, территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, территориальные органы Федеральной налоговой службы, территориальные органы Федеральной таможенной службы, уполномоченные банки (их филиалы), филиалы государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» представляют по запросу в Росфиннадзор (его территориальный орган) в пределах своей компетенции имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. К числу документов, касающихся экспортно-импортных операций, в первую очередь, относятся: паспорт сделки, таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ российской и иностранных валют.

Валютным законодательством предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного зако-

нодательства лицом, осуществляющим валютные операции, передают данную информацию органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу.

При осуществлении валютного контроля и при наличии информации о нарушениях уполномоченные банки «передают информацию об указанных нарушениях в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка» в виде электронного сообщения для последующей передачи органу валютного контроля. Информация о нарушениях направляется в Центр информационных технологий Банка России для последующей передачи в Росфиннадзор . В соответствии с действующим законодательством только он обладает правом применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Между тем в большинстве случаев банки отказывают Росфиннадзору и налоговым органам в предоставлении необходимой информации, связанной с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, ссылаясь на банковскую тайну. В условиях непрекращающегося оттока капитала из страны, нежелания вкладывать средства в отечественную экономику становится понятной позиция Министерства финансов РФ, предложившего в 2010 г. внести поправки в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О валютном регулировании и валютном контроле». Предлагается дать возможность доступа к банковской тайне налоговикам, таможенникам и Росфиннадзору в пределах валютного контроля. При этом планируется, что обмен информацией будет двусторонним: банки тоже получат возможность подавать свои запросы в федеральные налоговую и таможенную службы. Координацию обмена информацией между банками и ведомствами предлагается возложить на Центральный банк РФ .

В 2008 г. чистый вывоз капитала из России составил 276 млрд долл. США - рекордный уровень за последние годы. И хотя в 2009 г. чистый отток капитала сократился более чем в два раза до 114 млрд долл., процесс утечки капитала продолжается. Только в I квартале 2010 г. чистый отток капитала из России составил почти 26 млрд долл. против 24,8 млрд за 2000 г. в целом .

Наиболее благоприятными с точки зрения показателя чистого притока капитала в Россию были 2006 и 2007 гг., соответственно - 82,8 и 163,4 млрд долл. . К сожалению, в большей степени

приток денег в страну был обеспечен поступлением привлекаемых российскими компаниями займов и кредитов, нежели заметным сокращением утечки капитала из страны. Между тем финансовые избытки и возросшие золотовалютные резервы позволяли надеяться на то, что существующий уровень утечки капитала не представляет финансового риска в ближайшем будущем. Этим во многом объясняется переход к упрощению порядка совершения валютных операций, уменьшению контроля со стороны государства.

Начавшийся с 2006 г. активный процесс перехода к либерализации валютного регулирования, предоставления больших свобод участникам внешнеэкономической деятельности был обусловлен, с одной стороны, желанием привести валютное законодательство России в соответствие с нормами и правилам ВТО в условиях подготовки к вступлению в международную организацию; с другой - относительно стабильной ситуацией в экономике страны, вызванной ростом цен на нефть, притоком валютных средств от реализации топливно-энергетических ресурсов.

С 1 июля 2006 г. были сняты ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменены требования об обязательном использовании специальных счетов , а с 27 июля 2006 г. - о резервировании денежных средств при проведении отдельных видов валютных операций .

После отмены специального счета стало возможным использовать для расчетов за внутренние и внешние ценные бумаги, как и для предоставления резидентам и получения ими займов и кредитов, счета, открытые в том числе и в иностранных банках. Это означает, что рассчитываться между собой по валютным операциям российские фирмы и иностранные компании могут в любой валюте.

Отмена резервирования привела к высвобождению денежных средств, которые каждое лицо, совершавшее валютную операцию, должно было исключать из оборота с целью помещения в резерв. В разных случаях размер сумм обязательного резервирования составлял от 20 до 100 % суммы валютной операции на срок от 60 дней до двух лет . Зарезервированные денежные средства не приносили участнику валютной операции никакого дохода, поскольку на зачисленную на счет сумму проценты не начислялись.

Центральный банк РФ больше не регулирует операций по движению капитала. Резиденты имеют право без ограничений открывать счета в иност-

ранной валюте в банках за пределами России. До 1 января 2007 г., открывая счет за рубежом в странах - членах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Группы ФАТФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), фирма-резидент должна была уведомлять об этом событии налоговую инспекцию. Если компания открывала счет в стране, не входящей в ФАТФ и ОЭСР, нужно было проводить предварительную регистрацию открываемого счета в налоговом органе по месту регистрации резидента.

С 1 января 2007 г. уведомительный порядок регистрации счетов в иностранных банках, установленный для открытия счетов на территории стран ОЭСР или ФАТФ, распространяется и на счета, открываемые на территории всех остальных государств. Безусловно, это предоставляет российским физическим и юридическим лицам больше свободы при планировании трансграничных перемещений денежных средств. Открытие счетов осуществляется без необходимости получать какие-либо разрешения или регистрировать их.

В то же время не произошло изменений в порядке ведения расчетов в валюте между резидентами на российской территории. Российские фирмы не могут приобретать валюту, минуя уполномоченные банки (ст. 11 № 173-ФЗ). Сохранен безналичный порядок проведения расчетов в валюте (ст. 9 № 173-ФЗ).

Сохраняется право банков требовать от клиентов подтверждающие документы при совершении валютных операций. Это документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с нее.

С 1 января 2007 г. Банк России отменил требование об обязательной продаже валютной выручки. Нормы обязательной продажи части валютной выручки и предельный срок продажи валюты менялись в зависимости от экономической ситуации в стране. Так, с 1 января 1999 г. эти показатели были равны соответственно 75 % и семь дней; с 10 августа 2001 г. - 50 % и семь дней; с 9 июля 2003 г. - 25 % и семь дней; с 16 декабря 2004 г. по 6 мая 2006 г. - 10 % и семь дней . Согласно указанию Центробанка от 29 марта 2006 г. № 1676-У, доля продажи валютной выручки с 6 мая 2006 г. оставалась на нулевом уровне до 1 января 2007 г. Это был период адаптации финансовой системы России к либеральным правилам валютного регулирования.

С 1 января 2007 г. ст. 21 Федерального закона о валютном регулировании утратила силу. То есть органы валютного контроля больше не могут ус-

ФИНАНсоВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

танавливать требования для резидентов об обязательной продаже валютной выручки.

Несмотря на отмену обязательной продажи валютной выручки от экспорта, сохранилось требование о репатриации экспортной выручки. Согласно ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Следовательно, правовая обязанность по репатриации иностранной и российской валюты установлена для резидентов по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства . Экспортеры ускоряют перевод вырученной иностранной валюты в свою страну, как правило, в ожидании ревальвации, то есть повышения курса национальной валюты своей страны. И наоборот, в случае возможной девальвации, то есть обесценения своей национальной валюты, репатриация выручки замедляется, что негативно сказывается на платежном балансе страны.

При экспорте валютная выручка поступает на транзитный валютный счет. При ее поступлении банк уведомляет клиента, которому принадлежит счет, о поступлении выручки. Клиент банка, в свою очередь, должен представить в семидневный срок (с даты зачисления выручки) в банк справку о валютных операциях, а также подтверждающие документы (например, грузовую таможенную декларацию, накладные и счета-фактуры, акты выполненных работ и др.), являющиеся основанием для проведения валютных операций. Иностранная валюта, зачисленная на транзитный валютный счет клиента, может быть использована им только

после осуществления процедуры идентификации поступившей суммы с представленными в банк обосновывающими документами .

После того, как клиент предоставит необходимые документы, банк зачисляет поступившую сумму на текущий валютный счет клиента, который в дальнейшем используется на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2009 г. таможенные пошлины, налоги, денежный залог в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации .

Либерализация валютного регулирования не сняла с повестки дня проблемы валютного контроля при осуществлении операций по обслуживанию внешнеторгового оборота страны. Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ к числу наиболее важных объектов валютного контроля относят: поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров резидентами; обоснованность платежей резидентов в иностранной валюте за импортируемые товары.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.

Главной задачей валютного контроля за экспортными операциями является обеспечение поступления выручки за экспортированный товар на счет экспортера в уполномоченном банке в полном объеме и в установленные сроки. Зачисление выручки на счет экспортера за рубежом возможно только при наличии соответствующего разрешения Банка России.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями построен на взаимодействии трех участников: экспортера; уполномоченного банка и таможенного органа - агентов валютного контроля.

Осуществление валютного контроля начинается с оформления паспорта сделки - документа, требуемого для контроля за исполнением сделки, за соблюдением валютного законодательства при ее исполнении, а также для целей учета и отчетности по валютным операциям. По каждому контракту оформляется один паспорт сделки в одном банке,

если общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Экспортер оформляет паспорт сделки в двух экземплярах и представляет его в уполномоченный банк, который при отсутствии замечаний подписывает документ и помещает один его экземпляр в формируемое по данной сделке досье. Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям установил единые нормативные правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами .

Факт подписания паспорта сделки уполномоченным банком означает, что учреждение приняло данный контракт на расчетное обслуживание и изъявило согласие выполнять функции агента валютного контроля по сделке. Банк берет на себя обязательство по контролю за своевременным выполнением контракта и поступлением валютных средств на счета экспортера.

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность за зачисление на валютный счет экспортера в уполномоченном банке выручки в полном объеме и в указанные сроки от даты отгрузки товара, которые прописаны в контракте.

Таможенный орган принимает груз к оформлению на экспорт только при представлении экспортером заверенной им копии паспорта сделки. Таможенный орган проверяет на соответствие друг другу сведения, содержащиеся в паспорте сделки, грузовой таможенной декларации, контракте и других имеющихся в распоряжении таможенного органа документах. При отсутствии замечаний со стороны таможенного органа производится таможенное оформление груза. На следующем этапе сопоставляется и анализируется информация о фактически поступивших денежных средствах, выявляются нарушения валютного законодательства.

Документом, формируемым в электронной форме, является ведомость банковского контроля. Банк в течение пяти дней после подписания паспорта сделки формирует его электронную копию и на ее основании - ведомость банковского контроля, предусмотренную Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П. Это сводный документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по внешнеторговому контракту.

После завершения таможенного оформления товаров экспортер снимает копию грузовой тамо-

женной декларации и заверяет ее у должностного лица таможенного органа. В течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров экспортер обязан представить в банк заверенную копию грузовой таможенной декларации, которая используется банком для формирования ведомости валютного контроля. Банк проверяет соответствие сведений в оригинале или копии декларации. После чего оригинал возвращается экспортеру, а копия остается в банке.

Следующим элементом валютного контроля за экспортом товаров была бы обязательная продажа экспортером части валютной выручки через уполномоченный банк, но с 1 января 2007 г. данная мера отменена.

При поступлении денежных средств в оплату экспортируемых товаров экспортер представляет в банк при поступлении иностранной валюты распоряжение о списании средств с транзитного счета, а также справку о валютной операции в течение семи рабочих дней с даты поступления средств. При поступлении рублей предоставляется справка о поступлении валюты Российской Федерации в сроки, установленные Банком России.

Экспортная валютная выручка, поступившая на транзитные валютные счета российских посреднических внешнеторговых организаций в пользу их контрагентов-нерезидентов, перечисляется в пользу последних за вычетом комиссионного вознаграждения российских посредников без обязательной продажи ее части. Суммы в иностранной валюте, поступившие от российских юридических лиц на валютные счета российских посредников для дальнейших перечислений в оплату импортных контрактов, также не подлежат обязательной продаже.

Валютный контроль за импортными операциями также основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об импортируемом товаре, в частности о его стоимости, дате пересечения таможенной границы России, со сведениями уполномоченных банков о размере валютных средств, перечисленных в оплату импортируемого товара, о дате их отправки.

Импортеры, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалента сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить возврат валюты в сроки, установленные в контракте. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке, в котором открыт текущий

ФИНАНсоВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

валютный счет импортера и который по поручению импортера осуществляет расчеты за импортируемые по данной сделке товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Так же, как и при экспорте, процедура валютного контроля по импорту товаров начинается с оформления паспорта импортной сделки совместно с импортером и уполномоченным банком в двух экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом валютного контроля. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера, другой возвращается импортеру. Только при наличии подписанного паспорта импортной сделки Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты импортируемых товаров.

При таможенном оформлении груза импортер обязан представить таможенному органу заверенную копию внешнеторгового контракта, оригинал грузовой таможенной декларации, заверенную копию паспорта сделки и в случае необходимости - лицензию Центрального банка РФ. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта. При наличии расхождений или отсутствии паспорта импортной сделки товары выпуску не подлежат. Оплата импортируемых товаров возможна как до таможенного оформления, так и после него.

Итак, анализ механизма валютного контроля за экспортом и импортом товаров позволяет сделать вывод, что в целях реализации государственного контроля за валютными операциями на экспортеров как участников внешнеторговой деятельности налагается ряд дополнительных обязанностей, соблюдение которых является непременной предпосылкой валютной операции, без выполнения которых невозможно осуществление самой сделки. Дополнительные обязанности возложены и на уполномоченные банки, которые являются коммерческими организациями и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями является важнейшим направлением валютного регулирования внешнеторговой деятельности в России в целях противодействия утечки капитала из страны, представляющей определенную угрозу экономической безопасности государства.

Утечка капитала сокращает внутренние инвестиционные ресурсы, создает искусственный спрос на зарубежные кредиты, ухудшает показатели

платежного баланса, затрудняет обслуживание внешнего долга.

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж.

Отток валютной выручки при осуществлении экспортно-импортных операций представляет собой реальную угрозу для развития экономики России. Более трети ВВП России формируется во внешней торговле, что существенно выше, чем у большинства стран мира. Примерно одна треть российских предприятий критически зависимы от экспорта, более 25-30 % из продукции идет на экспорт .

Существуют экономические и политические причины утечки капитала из России. К их числу можно отнести желание скрыть доходы от налогообложения, направить средства в более развитую экономику других стран, где можно извлечь более высокую прибыль при меньших рисках; сберечь капитал на случай кризиса.

Не стоит думать, что весь вывозимый из России капитал скапливается за границей. Определенная его часть, вывезенная как по легальным, так и по нелегальным или полулегальным каналам, возвращается в Россию, но уже в качестве иностранного (в виде иностранных инвестиций), а не национального капитала.

Полулегальный вывоз капитала, так называемый серый экспорт, широко распространен во внешнеторговой сфере. Речь идет о вывозе капитала, замаскированного под текущие операции: занижение цены при экспорте и завышение - при импорте товаров, реальная стоимость которых не соответствует перечисленным средствам. Зарубежными контрагентами в сделках с российскими экспортерами, в частности сырьевых товаров, нередко выступают офшорные компании, которые зачастую устанавливают контрактные цены ниже биржевых.

В большинстве случаев речь идет о сознательном занижении цен с целью оседания разницы между контрактной и реальной рыночной ценой на товар на зарубежных счетах российских экспортеров. Серьезным каналом нелегального вывоза капитала является перевод иностранной валюты за рубеж в качестве предоплаты по импортным операциям при отсутствии фактического импорта товаров и услуг.

В условиях сегодняшней России утечка капитала ведет к сдерживанию экономического развития, к ослаблению финансовой безопасности страны, испытывающей острый дефицит инвестиционных ресурсов.

Ограничению утечки финансовых ресурсов будет способствовать принятие пакета конкретных законодательных мер. Речь может идти об усилении таможенного контроля, изменениях в налогообложении, о создании действенной системы контроля за деятельностью уполномоченных банков. Выполняя функции агентов валютного контроля, они нередко на практике отстаивают в большей степени собственные коммерческие интересы, нежели государственные.

Сокращение оттока капитала - это один из важнейших показателей результативности государственной экономической политики. Сегодня уже ясно, что без создания системы регулирования оттока капитала, выработки механизма управления данным процессом решение проблемы предотвращения бегства капитала из страны в ближайшее время представляется маловероятным.

Список литературы

1. Валова С. П. Юбилей службы Росфиннадзо-ра. Несколько слов о работе за первые пять лет // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. № 9.

2. Исламов Г. Д. Валютное регулирование и валютный контроль в системе внешнеторговой деятельности России: под ред. В. Ю. Преснякова. М.: Научная книга, 2006.

3. Кукол Елена. Оглашение банковской тайны // Российская газета. 27.04. 2010. № 5168 (89).

4. Логинов П. Б. Требования валютного контроля при совершении операций с нерезидентами // Налоговый вестник. 2010. № 2.

5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 № 150-ФЗ).

6. О внесении изменений в Таможенный кодекс: Федеральный закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ.

7. О внесении изменений в инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»: указание ЦБ РФ от 12.08.2008 №2052-У.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»: Федеральный закон от 26.07.2006 № 131-Ф3.

9. О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования: положение ЦБ РФ № 308-П от 20.07.2007 (ред. от 23.07.2009).

10. О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций: инструкция ЦБ РФ от 01.06.2004 № 114-И.

11. О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России: указание ЦБ РФ от 29.05.2006 № 1688-У.

12. Талалаева И. В. Ввоз наличной валюты: последствия несоблюдения правил. URL:http://www. bankir. ru.

13. Чувахина Л. Г. Система регулирования внешней торговли России // Актуальные проблемы экономики, культуры и права: м-лы IV межвузовской научно-практической конф. Москва, 25 февраля 2009 г. М.: РУДН, 2009.

14. URL:http://www. rosfinnadzor. ru.

15. URL:http://www. vedomosti. ru/finance.

^ччТ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

32 ^ проблемы и решения

Валютный контроль - деятельность государства, направлен­ная на обеспечение валютного законодательства при осуществле­нии валютный операций. Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

Для обозначения этого вида деятельности следовало бы исполь­зовать термин «надзор».

«Надзор» в общепринятом смысле означает обеспечение закон­ности какой-либо деятельности, в то время, как под «контролем» понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесо­образности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения различными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей дея­тельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако, поскольку термин «валютный контроль» является обще­принятым, поэтому он широко используется, несмотря на отме­ченную неточность.

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом и вывозом физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков и др.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является соблю­дение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операцией действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий (разрешений);

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;



в) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валю­те Российской Федерации. Организация валютного контроля в России строится на сочетании 3 взаимодополняющих организационно-правовых форм:

А) Общий (неспециализированный) контроль , включающий в себя контроль специальной службы (Минфин), а также взаимодействие с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации;

Б) Банковский валютный контроль – направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации;

В) Таможенный валютный контроль , объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу ТС.

Органы валютного контроля - это

Центральный банк Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

В комплексе услуг вэд паспорт сделки – это базовый документ валютного контроля. Паспорт сделки оформляется экспортером товаров – резидентом страны в банке. Паспорт сделки содержит сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого валютного контроля. Форма стандартизации данных – изложение их соответствующим образом и делает паспорт сделки ключевым документом в комплексе услуг по вэд в целом.



Как существенный в комплексе услуг по ВЭД документ, паспорт сделки определяет и успех внешнеэкономической деятельности компаний в неё включенных. Паспорт сделки должен отразить необходимость и наличие доверительного управления активами компаний. Поскольку по каждому заключенному экспортному валютному контракту оформляется один паспорт сделки, то экспортер представляет паспорт сделки в банк, в котором у него открыт транзитный валютный счет. Паспорт сделки является гарантом счёта, на который должна поступать валютная выручка, Через паспорт сделки оригинал или нотариально заверенная копия контракта предусматривает особенности и нюансы валютного контроля вэд.

Паспорт сделки помогает избежать сложности управления, если компании – участники вэд включают ряд открытых паевых фондов. Их инвестиции через паспорт сделки будут сочетаться с вкладами закрытых фондов недвижимости, и средств частных и институциональных инвесторов. Таким образом паспорт сделки станет документом валютного контроля вэд связанной с перемещением инвестиций через различного рода экономические зоны. Если необходимо добиться того, чтобы вэд компаний была успешной длительное время, паспорт сделки должен быть принят банком как контракт на расчетное обслуживание и выразить свое согласие письменно – через паспорт сделки.