Великая и страшная эпоха индустриализации Урала – на уникальной выставке в Челябинске. Энциклопедия челябинской области

История создания первых металлургических заводов на Южном Урале тесно связана с именами талантливого тульского оружейника Никиты Демидова, царя Петра I и южноуральских староверов.

Верно оценив предпринимательские и организаторские таланты Демидыча - так любил его называть царь, - в 1702 году передал ему казенные Верхотурские железные заводы, устроенные на реке Невье еще при Алексее Михайловиче. Окрыленный высоким покровительством, Демидов с 1716 по 1725 год при активной поддержке местного населения быстро построил еще пять предприятий - молотовые заводы Шуралинский (1716) и Быньговский (1718), перерабатывающие чугун Невьянского завода, а также Верхнетагильский (1720), Нижнелайский (1723) и Нижнетагильский заводы. Уже в 1720 году металлургический Урал (преимущественно «демидовский») давал по меньшей мере две трети всего металла России. Такого результата вряд ли ожидал и сам Петр. Это не могло не добавить уважения царя к «славному кузнецу Никите Демидову», скоро развернувшемуся в своем «медвежьем углу».

Оказывается, что, начиная с Петра Великого, строившего индустрию на Урале, «посессия» - отработка налоговых податей в течение одного-двух месяцев зимой исполнялась местным населением как на «казенных», так и «компанейских» - частных заводах, которым нужны были в огромном количестве дрова как топливо для доменных и плавильных печей. Именно «деревянный промысел», по мнению многих историков, кормил уральцев многие века, при этом не превращая труд в рабство. В договорах с заводскими приказчиками гордые южноуральские крестьяне-староверы особо отмечали: «договорились по желаниям нашим доброхотно, а не по принуждению».

Стремительный рост южноуральской металлургии в XVIII веке связывают в первую очередь со своевременно объявленным законодательным поощрением - введением горной свободы в России, точно так же, как и в других странах Западной Европы и Северной Америки того времени. Бурный рост первых уральских металлургических производств продолжался до тех пор, пока основополагающие принципы горной свободы в России не были ограничены, а потом и отменены вовсе.

Так, 12 ноября 1735 года вышел указ, второй пункт которого гласил: «… велено обретающихся как при казенных, так и при партикулярных Демидовых заводех раскольников употреблять в здешние работы и по определению канцелярии Главного правления заводов марта 19 дня 1736 года велено раскольников по силе оного указа в работы употреблять, кто при котором заводе живет…». Связано это было с тем, что число открыто проживавшего старообрядческого населения, в первую очередь задействованного на производстве, резко сократилось. В этих условиях дошло до того, что Демидовым даже приходилось покупать помещичьих крестьян в европейской части России и привозить на свое производство.

Рост выпуска продукции замедлился, и Сенат 14 марта 1746 года издал явно лоббируемый Демидовым указ: «Пришлые из других губерний и городов… ежели явятся к заводским мастерствам обучившихся с заводов не ссылать, а приписывать к тем заводам, а по свидетельству канцелярии Главного заводов правления члена объявлен на именной росписи мастеровыми людьми и при заводах де по тем мастерствам необходимо надобны». Был оформлен и соответствующий пакет законов, который юридически оформлял такую категорию южноуральских жителей, как «вечноотданные к заводам» или «вечноотданные по указам». Так, среди профессий, которым обучались пришедшие на завод беглые старообрядцы из скитов, впервые появились уже квалифицированные специалисты: молотовые мастера, подмастерья, молотовые работники, кузнецы, доменные подмастерья и работники, мастера по изготовлению речных судов, мастера кирпичного дела, рудоискатели и мастера плотинного дела.

Вольнолюбивые старообрядцы вызывали обоснованное беспокойство властей. Фатальным для них явился факт добровольного перехода большинства заводов на сторону Емельяна Пугачева. В их числе были Каслинский, Верхне- и Нижне-Кыштымские заводы. Как отмечают историки Вячеслав Свистунов, Николай Меньшенин и Гаяз Самигулов, все они с января 1774 года находились в руках восставших. По архивным материалам, касающимся истории Пугачевского восстания в Каслях и Кыштыме, хорошо видно особое влияние именно старообрядцев на весь ход событий.

Окончательная смена курса в отношении развития промышленности и старообрядцев на Южном Урале произошла именно в послепугачевский период. Указ 1782 года, отменивший горную свободу в России, завершил целый этап в истории горнозаводской промышленности.

Пройдут века, и в ходе коллективизации и раскулачивания многих южноуральцев, внуков староверов, по этапу отправят на Крайний Север, а на их места насильственно переселят неприспособленных крестьян из Украины, центральной России и Татарии. Напуганные новопоселенцы будут ставить явно не рассчитанные на оседлое проживание типовые бараки среди грязи и косогоров. И им придется вновь вручную, по, казалось бы, забытым технологиям XVIII века распиливать бревна и обжигать кирпичи, бестолково и без оснастки валить лес под конвоем вооруженных наганами сотрудников НКВД, ненавязчиво курирующих новую индустриализацию.

Н.П. Шмакова , кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и методики преподавания истории ЧГПУ (г. Челябинск)

30-е годы XX в. стали временем глубоких социально-экономических и политических преобразований в нашей стране, вошедшие в историю первыми пятилетними планами, коллективизацией сельского хозяйства, изменениями в области культуры, созданием индустриальной базы. В народнохозяйственных планах предвоенных пятилеток большое внимание уделялось экономическому развитию Уральского региона. Уже первым пятилетним планом развития народного хозяйства предусматривалось перемещение промышленности на Восток и превращение Урала в «срединную индустриальную базу Союза» . Основные показатели развития уральской промышленности, которые рассматривались на IX областной партийной конференции и VII областном съезде Советов в апреле-мае 1929 г., почти без изменений вошли в этот Государственный план .

Успешное выполнение программы первого года пятилетки и выявление новых возможностей для расширения объема строительных работ позволили поставить перед уральской партийной организацией проблему «Большого Урала», которая представляла собой широкую программу создания развитой тяжелой индустрии ускоренными темпами. Впервые план «Большого Урала» обсуждался на заседании бюро Уралобкома в сентябре 1929 г., а затем был утвержден пленумом обкома в апреле 1930 г. и нашел наиболее полное воплощение в постановлении ЦК партии от 15 мая 1930 г. «О работе Уралмета» и в решениях XVI съезда ВКП(б). «Индустриализация страны, — отмечалось в постановлении, — не может опираться в дальнейшем только на одну южную металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири» .

По плану «Большого Урала» намечалось резкое увеличение промышленного производства к 1933 г. В связи с этим потребность в капитальных затратах определялась в 8,5 млрд. р. вместо 2,7 млрд.р. по заданиям первой пятилетки . В результате Урал выдвигался на второе место среди экономических районов, а по вложениям в новое строительство – на первое. Намечались и более высокие темпы развития уральской промышленности, чем в целом по стране. По мнению исследователей А.Э. Беделя, С.В. Воробьева, С.П. Постникова, волевое, не подкрепленное научными расчетами решение вождя не учитывало реальных возможностей страны и региона при утверждении оптимального варианта первого пятилетнего плана, в том числе и «Большого Урала» .

Ведущим звеном второй угольно-металлургической базы становился Южный Урал. Первой крупной ударной стройкой стала Челябинская ГРЭС, первенец плана ГОЭЛРО в крае. 15 сентября 1930 г. состоялся ее торжественный пуск, что позволило обеспечить электроэнергией заводы и стройки огромного промышленного района. В 1929 г. развернулось строительство Челябинского электротермического комбината (ЧЭМК) в составе ферросплавного, электродного и абразивного заводов. 7 ноября 1930 г., ровно через год после начала строительства, первая электропечь дала металл. Этот день стал днем рождения отечественной ферросплавной промышленности. «Знаменем страны», по образному выражению Г.К. Орджоникидзе, стало строительство Магнитогорского металлургического комбината – ведущего предприятия в системе Урало-Кузбасса. 17 января 1929 г. СНК СССР и СТО приняли решение о его сооружении, а 1 февраля 1932 г. в дни работы XVII конференции ВКП(б) выдала первый чугун самая мощная в Европе домна № 1 ММК. 1 июня 1933 г. вступил в строй первенец гусеничного тракторостроения – ЧТЗ.

Промышленному строительству на Южном Урале уделяли постоянное внимание ЦК партии и Советское правительство. 25 января 1931г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «О строительстве Магнитогорского металлургического завода», 30 апреля – «О ходе строительства Челябинского тракторного завода». ВСНХ СССР выделил крупнейшие новостройки края в ударную группу.

При создании новых отраслей промышленности был использован мировой опыт, хотя отношения с иностранными фирмами складывались непросто: сказывалось влияние не только политических факторов, но и экономических, в частности, учитывалась и будущая конкуренция на мировом рынке. Так руководители фирмы «Катерпиллер» не отказывались помочь в проектировании ЧТЗ, но выдвинули тяжелые условия. Фирма потребовала в качестве вознаграждения за проект 3500 тыс. долларов и согласилась представить его только на английском языке и только в американских, а не в принятых на европейском континенте метрических мерах. По условиям фирмы наша страна не имела права экспортировать в течение 20 лет тракторы типа «Катерпиллер». Кроме того, компания отказалась предоставлять техническую информацию о новейших усовершенствованиях в машинах, которые будут сделаны после сдачи проекта , то есть руководители фирмы не желали развивать нас технически, опасаясь будущей конкуренции.

Тогда в Детройте, центре автотракторной промышленности США, нашими представителями было организовано специальное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», куда вошли 40 советских и 12 американских специалистов. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, бюро внесло значительные изменения в эскизный проект ЧТЗ.

По предложению фирмы «Альберт Кан» в эскизный проект ЧТЗ были внесены изменения: решили сооружать 3 отдельных корпуса: механический, литейный и кузнечный, вместо 20 цехов, намеченных первоначально. Они же рекомендовали заменить железобетонные опорные колонны цельнометаллическими. Это давало не только широкие пролеты, но и возможность менять объекты производства. Сложность состояла в том, что металл нужно было закупать за границей. Начальник ЧТС К.П. Ловин добился на это согласия С. Орджоникидзе. «Много горя хлебнули мы впоследствии с этим делом, — вспоминал инженер-механик Г.И. Самоль, — Ловину грозили привлечением к суду» . Переход на выпуск танков в начале Великой Отечественной войны подтвердил правильность принятых решений.

При строительстве Челябинского ферросплавного завода специалисты немецкой фирмы «Альтебауг» обязались осуществлять общее руководство сооружением главного корпуса, однако, фирма приступила к работам только через 2 месяца, вела их крайне медленно и некачественно. От ее услуг пришлось отказаться. Проект завода был составлен в расчете на американское оборудование, но после длительных переговоров американская сторона отказалась его продать. Все это, безусловно, влияло на реализацию плановых заданий первой пятилетки.

Промышленная модернизация Южного Урала, как и всей страны, встретилась с большими трудностями: ручной труд, нехватка средств и техники, преувеличенные задания, срывы в снабжении продовольствием, обострение жилищной проблемы, текучесть рабочей силы — приводили к срыву сроков строительства. Так первоначально намечалось ввести ЧТЗ в строй действующих предприятий к 1 мая 1932 года, затем решением ЦК ВКП(б) от 30 апреля срок передвинулся на 1 ноября 1932 г., а 1 декабря 1932 правительство определило новую дату – не позднее 15 мая 1933 г. Торжественный пуск ЧТЗ состоялся 1 июня 1933 года.

Большую роль в ликвидации прорывов и в обеспечении выполнения пятилетки в четыре года сыграл подлинный энтузиазм народных масс, выразившийся в различных формах соцсоревнования: ударные бригады, встречный промфинплан, батальоны энтузиастов социалистической промышленности, социалистические штурмы на Челябкопиях, «бетонные вечера» на ЧТС и др. Именно здесь, на Магнитострое, был поставлен мировой рекорд в бетонировании бригадой Хабибуллы Галиулина, которая дала за смену 1196 замесов.

Несмотря на все сложности, итоги первой пятилетки на Южном Урале были впечатляющими. Здесь было построено 13 предприятий союзного и республиканского значения, производственные фонды промышленности в связи с большим капитальным строительством и реконструкцией предприятий возросли в 4,5 раза, что было выше средних показателей по Уралу и по стране. Валовая продукция крупной промышленности края увеличилась более, чем вдвое, а удельный вес продукции группы «А» составил 72,2% . Однако программа «Большого Урала», как и многие задания пятилетнего плана, не были выполнены. Так объем капиталовложений составил 3,7 млрд. руб. – а по цифрам «Большого Урала» 8,5 млрд.руб.; выплавка чугуна увеличилась в 1,8, а продукция машиностроения в 3,5 раза вместо запланированных соответственно – в 3,5 и 7 раз . Так реалии 30-х годов, внутренние и внешние факторы, влияющие на ход промышленной модернизации, вносили свои коррективы в выполнение плановых заданий партии и правительства.

В годы второй пятилетки продолжалось дальнейшее строительство и шло освоение новых производств. В июле 1933 г. магнитогорские металлурги получили первую плавку стали и с вводом в строй прокатного стана «500»в августе 1934 г. ММК стал предприятием с законченным металлургическим циклом. 1 декабря 1935 г. завод отказался от государственных дотаций, давал самый дешевый металл в стране и накануне войны прочно занял место флагмана черной металлургии.

В 1934 г. коллектив ЧТЗ освоил проектную мощность первой очереди, что позволило Советскому Союзу не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. В приказе Главного управления автотракторной промышленности по годовому отчету ЧТЗ отмечалось: «Столь интенсивного освоения производства заводы автомобильно-тракторной промышленности еще не знали». 29 декабря 1936 г. челябинские тракторостроители на год раньше срока завершили свой пятилетний план. При этом за время, прошедшее со дня пуска завода, себестоимость трактора была снижена в три раза. В 1937 г. на Международной выставке в Париже «Искусство и техника современной жизни» трактор с маркой «ЧТЗ» получил высшую награду – диплом «Гран При».

В декабре 1933 г. построенный ударными темпами Уфалейский завод, первенец никелевой промышленности в СССР, начал выпускать свою продукцию, которая не уступала по качеству зарубежной. 1 мая 1937 г. здесь был получен и первый отечественный кобальт. До 1939 г. весь электролитический никель в СССР производился в Верхнем Уфалее. В этом же году были пущены Челябинский абразивный завод, один из самых крупных в мире, который обеспечивал своей продукцией не только уральское, но и все союзное машиностроение, и Ашинский лесохимический, который по размерам производства являлся крупнейшим в Европе.

В апреле 1935 г. состоялся пуск Челябинского цинкового завода, где впервые металл был получен гидроэлектролитическим способом. Это был большой успех в развитии отечественной цветной металлургии, так как до начала 30-х гг. 90% потребности в цинке покрывались импортом . 16 мая 1935 г. был издан приказ Наркомата тяжелой промышленности о вводе в строй первых цехов Челябинского завода крупного станкостроения, первого такого предприятия на Урале и др. В целом число крупных заводов на Южном Урале во второй пятилетке возросло с 618 до 911.

Процесс освоения новых производств и новых технологий не был гладким и безоблачным. Стахановские рекорды сочетались с привлечением принудительного труда, а административно-командная система использовала для преодоления трудностей введение чрезвычайных и репрессивных мер. В Челябинске были объявлены врагами народа первый секретарь обкома партии К.В. Рындин, председатель облисполкома М.А. Советников, а также ряд руководителей городов, районов и крупнейших предприятий. В числе репрессированных оказались и руководители ЧТС-ЧТЗ – К.П. Ловин, А.Д. Брускин, И.Я. Нестеровский и др.

Следует отметить, что эти факторы характерны для мобилизационного типа развития общества, который, по мнению историков, «выступает одним из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям быстроменяющегося мира и заключается в систематическом обращении к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей, таких, как ликвидация отставания, выход на заданные рубежи, обретение лидерства в определенной области, устранение внешней угрозы и т.д.» .

В годы второй пятилетки успешно шла и реконструкция действующих предприятий. На Златоустовском заводе были построены новые цехи; металлурги освоили до 30 марок высококачественных сталей. Они впервые в мире изготовили нержавеющую сталь, которая по своим качествам не уступала знаменитому булату Аносова. Освоил выпуск новой продукции Златоустовский инструментальный завод, шла реконструкция Усть-Катавского вагоностроительного завода, медеплавильного завода в Карабаше и др. Второе рождение переживала каменноугольная промышленность. В 30-е гг. вступили в строй 20 новых угольных шахт, начал работать знаменитый Коркинский разрез, где добыча велась открытым способом. По добыче каменного угля Челябинская область занимала ведущее место на Урале.

Таким образом, несмотря на все противоречия действительности 30-х годов, на Южном Урале сложился многоотраслевой промышленный комплекс. В 1940 г. Челябинская область давала 11,5 % всесоюзной выплавки чугуна, 11,2% — стали и 12% — проката, это около 60% выпуска данной продукции на Урале . Продукция крупной промышленности выросла за это время в 12 раз. Область занимала первое место в Союзе по производству тракторов, магнезита и никеля; второе – по добыче железной руды и выпуску ферросплавов; третье – по выплавке чугуна и стали. В результате промышленной модернизации в Челябинской области, как и в целом на Урале, была создана мощная индустриальная база, которая позволила превратить этот регион в опорный край державы.

Примечания


Ленинская поступь пятилеток: Из истории развития промышленности и рабочего класса Челябинской области. Сб. док. и материалов. Челябинск. 1986. Т. 1: 1929-1950 гг. С. 16-20.

Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Опыт российских модернизаций XVIII – XX вв. М. 2000. С. 168.

https://www.сайт/2016-12-16/velikaya_i_strashnaya_epoha_industrializacii_urala_na_unikalnoy_vystavke_v_chelyabinske

«Ударным темпом, полным ходом»

Великая и страшная эпоха индустриализации Урала – на уникальной выставке в Челябинске

В Картинной галерее музея изобразительных искусств Челябинска открылась выставка живописных работ, пожалуй, самых важных для понимания истории областного центра. Экспозиция «Ударным темпом, полным ходом!» посвящена великой и страшной эпохе индустриализации края. Картины, написанные столичными художниками, несут живое дыхание того времени.

«Урало-Кузбасс» или «Урало-Кузбасский комбинат» - масштабный проект соединения сибирского угля и уральской стали в единую производственную цепь. Задуманный ещё в царское время, он не был реализован из-за наступившей 1-й мировой войны. Придя к власти, большевики взялись за его реанимацию со всей мощью военно-мобилизационного режима... И, увы, со всем его равнодушием к обычным людям.

Советская власть понимала, что зафиксировать эти события чрезвычайно важно, но ещё более важно - сделать их частью большого советского мифа, вложить туда некий дидактический посыл. В этой связи на Южный Урал был откомандирован большой коллектив московских и ленинградских художников, имевших за плечами хорошую школу живописи. Их работы и стали основой для выставки «Урало-Кузбасс в живописи», отразив невероятный индустриальный прорыв и сопутствующие ему социальные изменения.

В этом году выставке «Урало-Кузбасс в живописи» исполняется 80 лет. Впервые она была показана 30 марта - 1 апреля 1936 года, - рассказывает куратор выставки Наталья Козлова. - Эта экспозиция - наша родословная. Сейчас модно копаться в архивах, строить генеалогические деревья, искать корни. С этой выставки начинался наш музей в 1936 году. Правда, тогда она была огромной - выставлялось около ста художников и около четырёхсот произведений. Сейчас осталось порядка 47-ми работ и около 18-ти художников. Это произошло не по нашей вине.

Выставка простимулировала создание музея, и он торжественно открылся в здании Александро-Невской церкви на Алом поле в 1940 году. Однако в военные годы музей был временно ликвидирован. Безо всяких описей вещи просто раздали по театрам, школам, госпиталям. Часть вещей осела в Краеведческом музее, которым руководил Иван Горохов. И, несмотря на то, что он как раз таки старался сохранить коллекцию, позднее ему ставили в вину растрату ценностей. К счастью, в 1947 году его оставили в покое и было принято решение о восстановлении музея искусств. Тогда же под его нужды было выделено нынешнее здание Картинной галереи на улице Труда, и уже в 1952 году музей открылся во второй раз.

Когда коллекцию стали собирать заново, многие вещи так и не были найдены, а многие поступали реально «копчёными». От наслоений гари и копоти иногда было трудно различить исходное изображение. Экспонаты доставали из котельных, кочегарок, самых неожиданных и странных мест. С тех пор они и хранились в музейных фондах.

Отдельным картинам, вроде «Ударников» Василия Костяницына, повезло больше остальных: они выставлялись на партийных съездах и поэтому выглядят более ухоженными. Часть же картин в 60-е годы вообще намеревались списать как утратившие художественную ценность. Соцреализм окончательно выродился, изменились общественно-культурные установки. Но списывать его со счетов было бы ошибкой.

Чтобы научиться читать, надо сначала выучить алфавит. Представленные работы - важный этап в истории отечественного искусства и в истории языка искусства, - объясняет Наталья Козлова значение представленных работ. - Здесь чувствуется живая энергия. Чувственное [начало] художника. Это не рациональная живопись более позднего или современного периода, где много концептуализма, где надо включить контексты. Это просто эмоциональное отношение художника к тому, что он видит. Здесь ещё нет соцреалистического шаблона, хотя уже видны подступы. Это и красота, и историческое значение работ.

В судьбе каждого из представленных художников отражена вся сложность того исторического периода, который переживала страна. Наталья Александровна помнит множество биографий, а знание личной истории живописцев придаёт их работам новое измерение:

Художник Соколов дружил с Есениным. Они встретились в начале двадцатых в Сочи, осталась их переписка, переполненная нежностью. Если знать это, то понимаешь, почему пейзажи Соколова, изображающие рудные работы, кажутся такими странными. Люди там словно лишние на фоне ярких геометрических форм отработанной породы. Соколов - поэт по своей природе, и это отражено в его работах. Художница Колесова, чьё творчество представлено на выставке наивным полотном «Ударник», работала во МХАТе и была знакомы с Булгаковым. По своему типажу она походила на Марлен Дитрих, утончённая блондинка, и Михаил Афанасьевич, возможно, вывел именно её в своём «Театральном романе» в образе художницы Госье.

Тени Маяковского, Булгакова, Есенина, вплетённые в судьбы живописцев и фоном встающие за написанными ими полотнами, прославляющими индустриализацию, накладываются на историю Южного Урала, вплетая ее в общий исторический контекст страны.

Иногда биография художника так богата, что может послужить основой для романа или киносценария. Например, Александр Соловьёв был мужчиной внушительных габаритов, изучал французскую (вольную) борьбу и бокс. В казанской юности участвовал в стеночных боях. После поражения Белого движения по подложным документам перебрался в Советскую Россию, работал вышибалой в трактирах, рисовал портреты прохожих на улице. Новую власть он так и не принял, относился к ней с искусно подавляемой ненавистью, но приходилось выживать, и Александр Михайлович тоже принял участие в «художественном десанте» на Урал. Большевики щедро платили за создание эстетического мифа нарождающейся «новой исторической общности - советского человека».

На выставке представлена панорама Карабашского завода, написанная Соловьёвым. В этой панораме весь цинизм художника по отношению к деятельности Советов заметен искушённому глазу довольно сильно. Мы приучены читать слева направо, и если «прочесть» картину, то вместо гимна о величии большевистской индустриализации она прошепчет зрителю историю низвержения в ад. Слева - пасторальный пейзаж с лазоревым озером и аккуратной горой, вполне себе итальянский на вид. Далее взгляд движется сквозь заводские дымы и упирается в правую часть диптиха - зримую метафору геенны огненной с потоками лавы, низвергающимися в бездну.

Особый колорит времени панораме придаёт материал: картина представляет собой две фанеры, поверх который лежит красочный слой. Причём это не какая-то особенная, а та самая фанерка, на которой мы в детстве с горки ледяной съезжали.

А что вы хотите? - смеётся Станислав Ткаченко, директор музея искусств. - Такое было время. Художники писали на том, что могли найти. Если удавалось отыскать холст, хорошо. Но чаще всего в ход шла фанера, мешковина, ещё какие-то материалы.

Подтексты, проявляющиеся при внимательном ознакомлении с полотнами, очень интересны. Художник Павел Соколов, в будущем один из создателей эталонного соцреализма и дважды лауреат Сталинской премии, окончил Вхутемас, и в юности ему пришлось прятаться от тягот Гражданской войны в нашем южноуральском Троицке. Чтобы выжить, ему пришлось объявить себя сербом и взять к фамилии приставку Скаля. На картине «Ночной разговор» подпись художника даже выведена латиницей - Scala.

Несмотря на то, что картина изображает совещание в ставке Василия Чапаева, в ней скрыт идеологический подвох: если приглядеться, можно увидеть, что все герои, кроме мечтательного Фурманова, спят. Даже внешняя бодрость Чапая, подчёркнутая залихватскими усами, не обманет внимательного зрителя - циркуль выпал из руки комдива.

Отдельная часть экспозиции посвящена портретам рабочих челябинских предприятий. С одной стороны, это - заказ на парадный портрет. С другой - выполненные в мрачноватых коричнево-зелёных тонах, они выводят конкретного человека на грань архетипа, художественного образа, узнаваемого с детства. Их пустоватые глаза без особенных эмоций, постав головы, позы, бесконечные кепки-восьмиклинки - всё это таится примерно в тех же душевных закромах, где оливье, мандарины и Новый год.

Жёсткость нравов в заводских слободках отражена в этих лицах в полной мере. Легко всплывают воспоминания советского времени, когда в день получки среди женщин было не принято возвращаться домой в одиночку. Шли либо в компании товарок по цеху, либо в сопровождении мужчины. Это, разумеется, не самая приятная часть большой легенды о Челябинске, его великих заводах, стремительной индустриализации и прочем, но она есть и отмахнуться от неё невозможно. Это неотъемлемая часть челябинского менталитета. Стесняться её глупо.

Несколько полотен посвящено Сатке. Художник Серафима Рянгина, ещё при старом режиме получившая образование в Санкт-Петербурге и Москве, написала несколько картин о работе предприятия «Магнезит». Её женщины-заводчанки - с мощными спинами, мужскими запястьями, грубоватые и открытые - отражают тренд тогдашнего времени - женщина перестала быть утончённой деталью домашнего интерьера, превратившись в соратника, в человека труда. Она не утратила пол - позы работниц не лишены внутреннего изящества, - но встала вровень с мужчиной.

К сожалению, работы, посвящённые Сатке, несут на себе шрамы, оставленные временем. Полотна довольно сильно повреждены и нуждаются в реставрации, как и значительная часть коллекции. Тем не менее это делает их более подлинными, раскрывает дух истории края.

Интересен цикл небольших панорам мастера интерьерной живописи Василия Кучумова. Он поехал на Урал уже сложившимся мастером, когда ему было за сорок. Любовь Кучумова к деталям весьма заметна в его цикле, посвящённом промышленному строительству, и она же привела к анекдотической ситуации. Когда один из крупных партийно-хозяйственных руководителей увидел эти панорамы, то воскликнул: «Если бы у нас действительно было столько людей, сколько он нарисовал, мы бы работали вдвое быстрее!». Но для Кучумова крохотные мазки, изображающие людей, столь ничтожных перед огромной махиной индустриализации, всего лишь художественная деталь.

Представленные произведения очень разнятся. Портреты ударников кисти иконописца Костяницына похожи на парадные фото, хоть сейчас сгодятся на обложку журнала Time. А есть работы совершенно наивные, почти по-детски глядящие на чудо масштабной стройки. Но все эти полотна - это живая жизнь, живая история, в которой судьба и мировоззрение художника переплелись с судьбой Южного Урала.

Видеть эти картины, читать их очень важно для всякого, кому хочется ощутить свои исторические корни, прикоснуться к прошлому не через логику или пересказ, а через живую эмоциональную связь, пульсирующую сквозь время. Они (картины) откроются не сразу, но тем сильнее получаемый эффект.

Выставка продлится до конца марта в Картинной галерее по адресу: улица Труда, 92а. Режим работы: с 10.00 до 18.00, по четвергам - с 12.00 до 20.00, понедельник - выходной день.

Индустриализация (от лат. industria — «усердие, деятельность»), процесс создания крупного машинного пр-ва и на этой основе переход от агр. к индустр. об-ву. Основа И.— расшир. воспроизводство, достигаемое доминирующим положением пр-ва средств пр-ва по отношению к пр-ву предметов потребления. Значит, рост крупного машинного пр-ва наблюдался во 2-й пол. 19 в. во мн. странах, в кон. 19 — нач. 20 вв.— и в России, в частности в металлург, отрасли (см. Промышленная модернизация уральской металлургии). После Окт. 1917 в России И. осуществлялась форсированно, насильств. методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства. (См.: Раскулачивание; Спецпереселенцы.) Для социалист. И., осуществлявшейся планомерно, было характерно ускор. развитие тяжелой пром-сти, особенно пр-ва машин и оборудования. За годы довоен. 5-леток было введено в действие 9 тыс. крупных гос. пром. предпр., оснащ. передовой техникой; коренной рек-ции подверглись тысячи др. предпр. Были созданы новые отрасли пром-сти: тракторная, автомоб., стан-костроит., авиац. и др. Велась подготовка ква-

лифицир. кадров рабочих и ИТР. В 1937 по объему пром. продукции СССР вышел на 1-е место в Европе и 2-е в мире. В 1940 валовая продукция пром-сти СССР возросла по сравнению с 1928 в 6,5 раза, пр-во средств пр-ва — в 10 раз. В неск. раз увеличился уд. вес машиностроения. И. имела решающее значение для укрепления обороноспособности страны в преддверии 2-й мир. войны. Челябинская область в годы первых 5-леток явилась одним из осн. центров И., в годы Великой Отечественной войны — оборонной пром-сти (см. Военная экономика), позднее — местом реализации Атомного проекта. (См. также Военно-промышленный комплекс.) Новостройки первых пятилеток. Первый

5-летний план развития нар. х-ва (1929—32) был утвержден 5-м Всесоюз. съездом Советов (1929); явился продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО; предусматривал решение след, задач: превращение СССР из агр. в развитую индустр. державу, создание фундамента социалист, экономики, вытеснение капиталистич. элементов (см. Новая экономическая политика), коллективизация значит, числа крест, х-в, укрепление обороноспособности страны. Планом предусматривалось перемещение осн. пром. базы страны на В., превращение Урала в «срединную индустриальную базу Союза»: в связи с тем что «индустриализация страны не может опираться в дальнейшем только на одну южную металлургическую базу», необходимым условием И. страны было признано «создание на востоке второго угольно-металлургического центра СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири» [пост. ЦК ВКП(б) «О работе Уралмета»]. Юж. Урал стал ведущим звеном вост. топливно-ме-таллург. комплекса (см. Урало-Кузбасс), Челябинская ГРЭС — первым строит, объектом реализации плана ГОЭЛРО в крае. Стр-во ЧГРЭС было начато в 1927 по решению Совета Труда и Обороны: в нояб. был заложен фундамент гл. корпуса, 15 сент. 1930 состоялся торжеств, пуск станции. Урал получил мощную энергобазу, способную обеспечить электроэнергией заводы и стройки нового пром. района. В 1935 ЧГРЭС достигла проектной мощности 150 тыс. кВт; на 7-м съезде Советов была названа в числе лучших электростанций страны. «Знаменем страны», по выражению Г. К. Орджоникидзе, стало стр-во Магнитогорского металлургического комбината (первонач. проектной мощностью 4 млн т чугуна в год). Закладка доменной печи состоялась 1 июля 1930; домна № 1, самая мощная в Европе, выдала первый чугун 1 февр. 1932; в июле 1933 получена первая плавка стали. С вводом в строй прокатного стана «500» (авг. 1934) ММК стал предпр. с за-конч. металлург, циклом; в дек. 1935 отказался от гос. дотации, стал давать самый дешевый металл в стране; в кон. 1930-х гг. прочно занял место флагмана черной металлургии. 7 нояб. 1929 состоялась закладка электротермич. комбината (см. Челябинский электрометаллургический комбинат), состоявшего из ферросплавного, электродного и абразивного з-дов. Хотя комбинат не значился ни в 5-летнем плане Уралмета, ни в первых вариантах 5-летнего плана развития Урала, потребность страны в высококачеств. сталях заставила принять решение о его скорейшем стр-ве. При проектировании предпр. сов. инженеры ориентировались на амер. оборудование, но длит, переговоры о его покупке закончились безрезультатно. Трудности возникли и с выполнением заказов герм, фирмами (нем. оборудование было рассчитано на печи меньшего размера; поставщики предполагали начать выполнение заказа только в конце окт., затем перенесли сроки на февр. 1931), что грозило срывом намеч. срока

ввода в эксплуатацию 1-й электропечи. С разрешения ВСНХ СССР в Чел. была перевезена из Сатки старая электропечь фирмы «Сименс— Шуккерт». При сооружении предпр. урал. строители приобрели первый опыт бетонирования в зимних условиях. Работали в 3 смены и сдержали обещание, данное на митинге по поводу закладки фундамента комбината,— 7 нояб. 1930 электропечь дала первый металл: Чел. стал родиной первых отеч. ферросплавов. Стр-во комбината было завершено 25 июля 1931. Первые анализы показали, что чел. феррохром по качеству не уступает продукции сталелитейных з-дов Круппа. В 1932 чел. электрометаллурги перекрыли проектную мощность предпр. Второй 5-летний план (1933— 37), утвержд. 17-м съездом партии (1934), предусматривал завершение создания техн. базы во всех отраслях сов. экономики. В 1933 был пущен Чел. абразивный з-д (см. «Абразивные заводы Урала») — один из крупнейших в мире, в 1934 — Челябинский электродный завод. В дек. 1933 начал выпускать продукцию первенец никелевой пром-сти — Уфалейский комбинат (см. «Уфалейникель»), построенный ударными темпами; 1 мая 1937 здесь был получен и первый отеч. кобальт. 15 апр. 1935 вступил в строй Чел. электролитный цинк,

з-д (см. Челябинский цинковый завод), через год на предпр. началось также пр-во кадмия. В 1930-е гг., в ходе рек-ции металлург, предпр., на Златоустовском металлургическом заводе впервые была получена нержавеющая сталь, не уступавшая по своим качествам знаменитому булату П. П. Аносова; ею была облицована в Моск. метро ст. «Маяковская». На пр-во высококачеств. металла перешли Ашинский металлургический завод, Миньяр-ский (ныне Миньярский метизно-металлур-гический завод), Нязепетровский (ныне Нязе-петровский краностроительный завод), Ка-тав-Ивановский литейно-механический завод, Кусинский (ныне Кусинский литейно-маши-ностроительный завод), «Пороги» (близ Сатки), Саткинский чугуноплавильный завод, Уфалейский з-д. Серьезные изменения произошли на Карабашском медеплавильном (см. «Карабашмедь») и Кыштымском медеэлектролитном заводе. В ходе 1-й и 2-й пятилеток на Юж. Урале создавалась маши-ностр. пром-сть. Осенью 1929 началось стр-во Челябинского тракторного завода — первенца гусеничного тракторостроения, к-рый должен был выпускать 40 тыс. машин в год (в 1,5 раза больше Сталинградского и Харьковского з-дов, вместе взятых); 1 июня 1933 состоялся торжеств, пуск ЧТЗ. В 1934 коллектив тракторостроителей освоил проектную мощность 1-й очереди, что позволило СССР не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на 1-е место в мире по пр-ву тяжелых гусеничных тракторов. В 1937 на Междунар. выставке в Париже «Искусство и техника современной жизни» трактор с маркой ЧТЗ получил Гран-при. К числу ударных строек 1930-х гг. относилось и создание в Чел. з-да крупного станкостроения — первого на Урале. Предпр. предстояло выпустить 25 новых типов станков (из 250, пр-во к-рых планировалось внедрить на предпр. страны во 2-й пятилетке; год. объем продукции определялся в 106 млн руб. Строит, площадка была развернута в районе оз. Смолино в 1931, в мае 1935 первые цехи «Станкомаша» начали давать продукцию. В ходе пром. рек-ции Чел. з-д дорожных машин им. Д. В. Колющенко (см. «Челябинские строительно-дорожные машины») был переведен на выпуск тракторных плугов, прицепов и культиваторов. Кусинский з-д начал выпускать водяные и возд. экономайзеры для паровых котлов; Усть-Катавский специализировался на пр-ве платформ узкой колеи и трамвайных вагонов, Кыштымский рем.-меха-нич.— горного оборудования для предпр. цветной металлургии. В области металлообработки Каслинский з-д совершенствовал технологию пр-ва художеств, литья (см. Каслинское литпье), Миньярский освоил выпуск холоднокатаной ленты и метизных изделий, Нязепетровский осуществлял ремонт различных стальных и чугунных частей строит, механизмов. Модернизировалось пр-во на Златоустовском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина, Миасском напилочном (ныне Миасский инструментальный завод) и др. Развивались и др. отрасли пром-сти. В 1931 вступил в строй Магнитогорский коксохим. комбинат; в 1933 — Ашинский лесохим., к-рый по объему пр-ва являлся крупнейшим в Европе. В 1930-е гг. появилось 20 новых угольных шахт, начал действовать угольный разрез «Коркинский», где добыча велась открытым способом. По добыче угля Чел. обл. занимала ведущее место на Урале. Дальнейшее развитие получило ж.-д. х-во края: перестраивался Чел. ж.-д. узел, ставший центром ЮУЖД. Модернизация пр-ва, ввод в эксплуатацию новостроек первых 5-леток (ММК, ЧТЗ, чел. ферросплавного, станкостроит. и цинк., Уфалейского никелевого и др. з-дов) позволили Сов. гос-ву в 1930-е гг. выйти на мир. пром. уровень, Чел. обл.— превысить в 3 раза общесоюз. показатели темпов роста пр-ва. В целом на Юж. Урале за годы 1-й пятилетки было построено 13 предпр. союз, и респ. значения, в период 2-й пятилетки кол-во крупных заводов увеличилось с 618 до 911. В 1937 Чел. обл. занимала 1-е место в СССР по пр-ву тракторов, магнезита и никеля; 2-е — по добыче руды и выпуску ферросплавов; 3-е — по выплавке чугуна и стали.

Использование зарубежного технического опыта на предприятиях Южного Урала. Приоритетное развитие ферросплавной, электродной, абразивной, цинк., металлобр. отраслей, гусеничного тракторостроения и в целом машиностроения велось с использованием передового техн. опыта заруб, стран. Отношения с иностр. фирмами складывались непросто: сказывалось влияние полит, и экон. факторов, в частности конкуренции на мир. рынке. Сооружение первого в стране з-да по пр-ву тяжелых гусеничных машин — ЧТЗ, к-рый по производств. мощности должен был превзойти в

1.5 раза Сталинградский и Харьковский тракторные з-ды, вместе взятые, было возможным только при использовании передового мир. опыта тракторостроения. Разработку ген. плана ЧТЗ и проекта осн. цехов решено было произвести в США, хотя эскизный проект, выполн. группой инженеров ленингр. Гипромеза, получил высокую оценку амер. фирм «Катерпиллар» и «Альберт Кан» (см. А. Кан). В янв. 1930 группа сов. специалистов вместе с нач. стр-ва К. П. Ловиным и гл. инж. И. В. Ивановым выехала в США, где посетила фирмы «Аллис Чалмерс», «Алиганс» и др. В ходе переговоров фирма «Катерпиллар», тип трактора к-рой был взят за основу, выдвинула неприемлемые для сов. стороны условия. Вознаграждение за проект, представл. на англ. яз. и в амер. (не-метрич.) системе мер, должно было составить 3.5 тыс. долл. Кроме того, СССР не имел права экспортировать в теч. 20 лет тракторы типа «Катерпиллар». Компания также отказалась предоставлять техн. информ. о новейших усовершенствованиях своих машин после сдачи проекта. В марте Ловин сообщил в Чел., что «остается мало надежд на благоприятный исход переговоров с “Катерпиллером”... придется работать силами собственного бюро с помощью другой, второстепенной тракторной фирмы и отдельных американских специалистов». В апр. в Детройтском центре автотракторной пром-сти США было создано спец. проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», куда вошли 40 сов. и 12 амер. специалистов. С уче-

том последних достижений в области тракторостроения бюро внесло значит, изменения в эскизный проект ЧТЗ. По предложению фирмы «Альберт Кан» было решено строить 3 отд. корпуса (механич., литейный и кузнечный) вместо намеч. 20 цехов. Компании рекомендовали заменить ж.-б. опорные колонны цельно-металлич., что позволяло увеличить шир. пролетов, а также менять объекты пр-ва. Переход на выпуск танков в начале Вел. Огеч. войны подтвердил правильность принятых решений. К началу июля проектировщики закончили работу и телеграфом передали в Чел. ген. план завода. План разбивки будущего предпр. оказался настолько точен, что произвед. по нему закладка фундамента в дальнейшем не потребовала переделок. В оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 фирм из Англии, Германии, США, Франции. При наладке тракторов консультантами были нем. инж. Грэфф, амер. специалист Л. Фини и др. В 1934 первая очередь ЧТЗ вышла на проектную мощность, что позволило стране занять 1-е место в мире по пр-ву тяжелых гусеничных тракторов. Новейшие достижения заруб, науки и техники были использованы и при сооружении Чел. ферросплавного з-да, к-рый вошел в ЧЭМК, объединивший неск. пр-в: ферросплавов, угольных и графи тир. электродов (необходимых для выплавки электростали), абразивов (для обдирки стальных, жел. и чугунных слитков при обработке металла на машиностр. з-дах). Проект ферросплавного з-да был разработан группой сов. инженеров во главе с К. П. Григоровичем в Моск. горной академии летом 1929. Еще до начала стр-ва Сов. прав-вом был заключен с концерном «Крупп» договор, по к-рому св. 300 чел. получили возможность пройти практику на нем. заводах, выпускавших качеств. сталь и ферросплавы. Нем. фирма «Аль-тебауг», взявшая на себя (нояб. 1929) общее рук-во сооружением гл. корпуса будущего завода, затягивала сроки работ, и от ее услуг отказались. Проект ферросплавного з-да составлялся с расчетом на амер. оборудование, однако договориться о его поставках не удалось. Размеры нем. электропечей — фирм «Сименс — Шуккерт», «Зиммеринг», «Бергер и Крупп», «Рансон» — были больше, чем у амер., что требовало дополнит, работ и замедляло стр-во. В авг. 1930 гл. инж. С. В. Семенов и гл. металлург А. П. Сергеев обнаружили на одном из заводов Сатки старую электропечь фирмы «Сименс — Шуккерт». ВСНХ СССР разрешил перевезти ее в Чел. За 2 месг работая в 3 смены, строители и монтажники выполнили масштабный объем работ: демонтаж и отправку сат-кинской электропечи в Чел., рек-цию части гл. корпуса для ее установки, монтаж и др. 7 нояб. 1930 электропечь дала первый металл. Эта дата считается днем рожд. отеч. ферросплавной пром-сти. Чел. феррохром, как показали анализы, по качеству не уступал продукции знаменитых литейных з-дов Круппа. В 1932 чел. электрометаллурги перекрыли проектную мощность завода, до кон. 1933 ЧЭМК являлся единств, поставщиком ферросилиция, феррохрома и ферровольфрама нар. х-ву страны. В 1930-е гг. оборудование заруб, фирм широко эксплуатировалось в горнорудной пром-сти: в Бакальском рудоуправлении — экскаваторы фирм «Марион» и «Менк-Гамбран», компрессоры пр-ва «Борзинг» и «Майер». Иностр. специалисты работали на стр-ве ММК, Уфалейского никелевого з-да и др.