Виды и размеры выплат фонда социального страхования. Пособия по государственному социальному страхованию

Финансовые средства отечественной системы социального страхования расходуются по следующим основным направлениям:

  • - денежные выплаты населению;
  • - оплата услуг учреждений социального назначения.

Механизм распределения средств в системе социального страхования определяет специфику отраслей социального страхования в России.

За счет средств Фонда социального страхования РФ:

■ в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется выплата социальных пособий (включая пособия, компенсирующие потерянный трудовой доход в результате временной нетрудоспособности; детские пособия и др.).

Выплата пособий и оплата других расходов, предусмотренных нормативными документами ФСС, осуществляется через бухгалтерии страхователей. Иными словами, средства отрасли находятся в распоряжении самих страхователей и застрахованных, правда, в ограниченных законодательством рамках. Суммы страховых взносов, реально поступающие в ФСС, представляют собой остаток средств от начисленных взносов после осуществления страхователем расходов. В ряде субъектов РФ с 2011 г. реализуется пилотный проект перехода к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета ФСС;

■ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляются:

  • - страховые выплаты, связанные с возмещением причиненного вреда;
  • - выплата пособий, компенсирующих потерянный трудовой доход;
  • - оплата услуг по реабилитации.

Через Пенсионный фонд РФ реализуются:

  • - в рамках обязательного пенсионного страхования - выплата пенсий и компенсаций;
  • - по Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" - выплата материнского (семейного) капитала.

Система обязательного медицинского страхования за счет средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также страховых медицинских организаций обеспечивает компенсацию расходов учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению.

В целом система выплат по социальному страхованию в России выглядит следующим образом (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Классификация выплат по социальному страхованию

Отрасль социального страхования

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  • o Выплата пособий:
  • - по временной нетрудоспособности;
  • - по беременности и родам;
  • - при постановке на учет в ранние сроки беременности;
  • - при рождении ребенка;
  • - по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • - на погребение

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • o Выплата:
    • - пособия по временной нетрудоспособности;
    • - единовременной страховой выплаты;
    • - ежемесячной страховой выплаты.
  • o Оплата медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших

Обязательное пенсионное страхование

  • o Выплата трудовых пенсий:
  • - по старости;
  • - по инвалидности;
  • - по случаю потери кормильца

Обязательное медицинское страхование

Денежные выплаты населению не предусмотрены. В системе ОМС осуществляется оплата расходов медицинских учреждений на оказание медицинской помощи застрахованным гражданам в соответствии с программами ОМС

Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Основным видом пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для выплаты пособия является больничный лист. Пособие выплачивается с четвертого дня болезни до момента выздоровления или установления инвалидности. Первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя на тех же условиях и в тех же размерах, которые определены для страховых пособий. Данная норма не действует при выплате пособия по уходу за заболевшим членом семьи.

Пособие является расчетным. Его размер зависит от заработка и страхового стажа и составляет: 100% заработка при страховом стаже восемь лет и более; 80% заработка при стаже от пяти до восьми лет; 60% заработка при стаже до пяти лет. Если страховой стаж работника составляет менее шести месяцев, пособие выплачивается из расчета 1 МРОТ за полный календарный месяц. При оплате больничного листа по уходу за заболевшим ребенком в случае амбулаторного лечения сумма пособия снижается начиная с 11-го дня болезни до 50% среднего заработка.

Расчет пособия осуществляется по следующей формуле:

где ЗП ДН - среднедневной заработок работника, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности. Определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730. В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС. При этом заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную законодательством предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. На 2009 и 2010 г. распространяется предельная величина базы в 415 000 руб. На 2011 г. предельная величина установлена на уровне 463 000 руб.; %СЗП - процент сохранения заработка в зависимости от страхового стажа; Ч дб - число календарных дней, пропущенных по больничному листу.

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 5

Пособия по обязательному социальному страхованию: новое в порядке назначения и выплаты

С 1 января 2010 г. целый ряд законодательных актов и нормативных документов применяется в новых редакциях. Внесение изменений в действующие документы было вызвано реформированием системы обязательного социального страхования, в первую очередь, вступлением в силу Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и N 213-ФЗ.

Значительные поправки были внесены в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", новое название которого - "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

В представленном материале мы рассмотрели новшества, которые следует учесть при расчете выплат по больничным листам и ежемесячных пособий по уходу за детьми.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. Это предусмотрено в п. 7 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" (далее - Положение о порядке исчисления пособий). В связи с тем что были внесены поправки в Федеральный Закон N 255-ФЗ, потребовалось изменить и дополнить Постановление N 375, что и было сделано Правительством РФ в Постановлении от 19.10.2009 N 839 (далее - Постановление N 839).

Некоторые дополнения в Положение о порядке исчисления пособий обусловлены тем, что Федеральный Закон N 255-ФЗ с 1 января 2010 г. регулирует порядок расчета не только пособий по нетрудоспособности, беременности и родам, но и ежемесячных пособий по уходу за детьми. Следовательно, и в названии, и в содержании документа необходимо было отразить расширение сферы применения данного нормативного акта: теперь он называется Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме этого, изменения, внесенные Постановлением N 839, затронули:

Порядок исчисления среднего заработка;

Порядок определения расчетного периода;

Назначение и порядок расчета пособий;

Участие в системе добровольного страхования.

Разберемся более детально во всех этих нововведениях.

Изменения, связанные с исчислением среднего заработка

Для расчета пособий

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Обратим внимание, что новая редакция Положения о порядке исчисления пособий не содержит перечня выплат, которые следует учитывать при расчете среднего заработка. При этом в п. 2 данного Положения указано: в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Чтобы определить выплаты, участвующие в формировании среднего заработка для исчисления пособия, надо знать, какие из выплат, произведенных застрахованному лицу, являются объектом обложения страховыми взносами. Для организаций и предпринимателей согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (с учетом положений п. 1 ст. 9, в котором перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами).

Важный момент, который следует учесть: из новой редакции Положения о порядке исчисления пособий исключен п. 4. В соответствии с данным пунктом до 1 января 2010 г. в заработок, исходя из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Если ранее материальная помощь не учитывалась при расчете среднего заработка, то теперь в расчет должна быть включена сумма, превышающая 4000 руб., поскольку материальная помощь, выплачиваемая из средств предприятия и не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль, является объектом обложения страховыми взносами. При этом согласно пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период, не подлежат обложению страховыми взносами.

Итак, с учетом нововведений при исчислении среднего заработка в расчетах участвуют все выплаты и вознаграждения:

Предусмотренные трудовым договором, вне зависимости от основания (зарплата, социальные выплаты) и источника финансирования (выплаты признаются при исчислении налога на прибыль или производятся за счет собственных средств организации);

Являющиеся объектом обложения страховыми взносами.

Изменения в определении расчетного периода

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что средний заработок застрахованного лица рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Аналогичную норму содержит и п. 6 Положения о порядке исчисления пособий.

Напомним, что в п. 8 Положения о порядке исчисления пособий перечислены периоды, которые исключаются из расчетного:

А) период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ (за исключением среднего заработка, выплачиваемого беременным женщинам в период выполнения более легкой работы, согласно п. 13 данного Положения);

Б) период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

В) период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

Г) период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

Д) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

Е) другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;

Ж) период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.

В расчетном периоде нет заработка? Если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (п. 10 Положения о порядке исчисления пособий).

Застрахованное лицо не имело периода работы? Пунктом 11 Положения о порядке исчисления пособий предусмотрено следующее: если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Постановлением N 839 Положение о порядке исчисления пособий было дополнено п. 11.1. Указанным пунктом предусмотрено: если застрахованное лицо в течение расчетных периодов, указанных в п. п. 6, 10 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки утвержденного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Изменения в порядке исчисления пособий

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. При исчислении названных пособий в 2010 г. надо обратить внимание на следующие моменты.

Средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Федеральным законом N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365 (п. 19.1 Положения о порядке исчисления пособий). Это означает, что с 1 января 2010 г. средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями, средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются данные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении названных пособий каждым из этих страхователей.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (п. 20 Положения о порядке исчисления пособий).

Следует отметить, что ФСС представил ряд разъяснений по вопросам исчисления пособия по беременности и родам. Так, в частности, в Письме ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-02-01/08-1176л уточнен порядок исчисления пособия по беременности и родам в случае, когда начало отпуска по беременности и родам приходится на 2009 г., а окончание - на 2010 г. Специалисты ведомства указали, что на переходный период предусмотрены особые нормы порядка исчисления пособия по беременности и родам. По страховым случаям, наступившим в 2009 г. и продолжающимся в 2010 г., пособия за период после 1 января 2010 г. подлежат перерасчету в том случае, если размер пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ (в новой редакции), превышает размер пособия, рассчитанный по нормам названного Закона в редакции, действующей до 01.01.2010.

Ранее аналогичное мнение было высказано в Письме ФСС РФ от 22.09.2009 N 02-18/07-8866.

В Письме от 22.03.2010 N 02-02-01/08-1183л ФСС рассмотрел вопрос исчисления пособия по беременности и родам в связи со второй беременностью, при этом отпуск по беременности и родам начался в 2009 г., а заканчивается в 2010 г. Чиновники ведомства также указали, что пособия за период после 1 января 2010 г. исчисляются по нормам Федерального закона N 255-ФЗ в новой редакции.

Пособие по уходу за ребенком. Ранее порядок выплаты данного пособия регулировался Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный Закон N 81-ФЗ). После дополнения Федерального закона N 255-ФЗ гл. 3.1 выплата такого пособия будет производиться застрахованным лицам.

Согласно ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом N 81-ФЗ (1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми и с учетом индексации).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п. 23 Положения о порядке исчисления пособий).

Отметим, что с 1 января 2010 г. изменится максимальный размер пособия: он будет рассчитываться исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб.) и не должен превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.) (п. 2 ст. 11.2, п. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ и п. 24 Положения о порядке исчисления пособий).

Пример. Средний дневной заработок работницы организации составил 690 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней. Получим 20 976 руб. (690 руб. x 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 20 976 руб. и составит 8390,4 руб. (20 976 руб. x 40%).

Обращаем ваше внимание, что, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 19 Положения о порядке исчисления пособий в редакции Постановления N 839).

Выплата пособий при добровольной уплате страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ. Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 названного Закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

Подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

Уплату страховых взносов в ФСС исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена в п. 3 ст. 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС, увеличенное в 12 раз. В 2010 г. стоимость страхового года составит 1507 руб. (4330 руб. x 2,9% x 12), где 4330 руб. - МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ.

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Положения о порядке исчисления пособий).

Пособие по уходу за ребенком для этих лиц определяется также исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (п. 23 Положения о порядке исчисления пособий).

Изменения в порядке исчисления страхового стажа

В ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - Правила) были утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. В связи с тем что Федеральным законом N 213-ФЗ были внесены изменения в Федеральный Закон N 255-ФЗ, потребовалось корректировать и названные Правила. Поправки были внесены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740н, они действуют с 1 января 2010 г. и затрагивают порядок включения в страховой стаж периодов работы отдельных категорий работников.

В частности, для работников бюджетных учреждений пп. "в" п. 2 Правил определено, что в страховой стаж включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

Кроме того, с нового года Правила дополнит п. 2.1, устанавливающий следующее: в страховой стаж наравне с другими периодами работы и (или) иной деятельности будут засчитываться периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1.

Также следует обратить внимание на норму пп. "в" п. 2 Правил, согласно которой в страховой стаж включаются периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за которые уплачены платежи на социальное страхование.

Что понимать под платежами на социальное страхование в связи с отменой ЕСН? Чтобы на практике не было разногласий, в соответствии с пп. 4 п. 2 Приказа N 740н п. 3 Правил был дополнен пп. "д" и "е".

В пп. "д" предусмотрено, что к платежам на социальное страхование за период с 1 января 2010 г. до 31 декабря 2010 г. относятся страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, либо налоги, зачисляемые в ФСС (единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, режим в виде ЕНВД, ЕСХН).

Подпунктом "е" установлено, что за период после 1 января 2011 г. платежи на социальное страхование - это страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Подтверждение сведений о страховом стаже. Основным документом, удостоверяющим стаж, является трудовая книжка установленного образца. Она подтверждает период:

Работы по трудовому договору;

Государственной гражданской или муниципальной службы;

Исполнения полномочий членом (депутатом) СФ ФС РФ, депутатом ГД ФС РФ;

Замещения других государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

При отсутствии трудовой книжки (или когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы) в подтверждение периодов работы принимаются:

Письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действующему на день возникновения соответствующих правоотношений;

Справки, которые выдаются работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

Выписки из приказов;

Лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты.

В некоторых случаях периоды деятельности могут быть подтверждены и другими документами, поименованными в п. п. 8 - 19 Правил.

Отметим, что периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, подтверждаются:

Военными билетами;

Справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;

Записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;

Другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что все необходимые документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу ФСС).

Следует отметить, что непосредственно порядок расчета страхового стажа изменений не претерпел.

Н. И.Будакова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

Коммерческой организации"

Подписано в печать

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.

Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  1. Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  2. Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  4. Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  5. Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  6. Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  7. Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.

Обязательное страхование в России закреплено федеральным законом 165-ФЗ, а также иными актами, относящимися к такому виду страхования. Этот закон состоит из пяти глав. К первой части относятся терминология, применяемая в сфере обязательного страхования, а также виды и формы страхования.

Во второй главе описываются взаимоотношения между субъектами и объектами страхования. Устанавливаются права, обязанности и ответственность страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. В третьей главе закреплены вопросы по управлению данной сферой, регламентированы действия контрольных органов.

Четвертая глава описывает источники финансирования, разграничивает понятие бюджетных и внебюджетных фондов. Устанавливает тарифы, ставки, сроки пополнения страховых премий, которые выплачивают страхователи и застрахованные лица, формирующие бюджет фондов.

Пятая глава регламентирует описание действий по страховым выплатам, а также сроки исковой давности и разрешение споров.

В России обязательное страхование обеспечивается тремя основными фондами:

  1. ФСС – .
  2. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
  3. ПФР – Пенсионный фонд России.

Рассмотрим деятельность этих организаций в отдельности.

Это внебюджетное формирование было учреждено в 1991 году. Оно обеспечивает соцзащиту во многих сферах, а именно:

  • выплаты по больничным листам, единовременные выплаты по рождению ребенка, а также выплаты на ежемесячной основе по уходу за ребенком, выплаты при беременности и родам;
  • выплаты при получении профессиональных производственных травм;
  • льготы на санитарно-курортное лечение для восстановления здоровья;
  • обеспечение инвалидов вспомогательными медицинскими принадлежностями;
  • принятие мер по предупреждению профессиональных заболеваний на производстве.

Фонд обязательного медицинского страхования

Был организован в 1993 году. Эта организация обеспечивает получение бесплатной медицинской помощи. Также занимается организацией различных целевых программ, вакцинацией населения. В обязанности этой организации входят контроль и соблюдение всех целевых программ, а также хранение и перенаправление денежных средств для обеспечения бесплатной медицинской помощи либо льготных условий для различных категорий населения. Фонд является также внебюджетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:

  1. Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
  2. Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
  3. Оплата материнского капитала.
  4. Контроль движения денежных средств.
  5. Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
  6. Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
  7. Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
  8. Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.

Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий, прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.

Эти организации, в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения. Формируют и оплачивают пенсию, листы нетрудоспособности. На деньги таких фондов содержатся санитарно-курортные комплексы, детские и оздоровительные лагеря.

На бюджет этих организаций осуществляются выплаты по безработице. А также формируются средства на погребение и другие выплаты. Если человек имеет финансовые затруднения по тем или иным причинам, то имеет смысл обратиться в один из фондов для получения социальной помощи.

За пополнения фондов внутри организаций отвечают сотрудники бухгалтерии. На каждого сотрудника компании формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации – как окладной части, так и различных премий, в зависимости от формы формирования заработанной платы.

Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС И ПФР. Обязанности этих организаций разграничены. ФСС отвечает за выплаты, связанные:

  1. С оплатой больничных листов.
  2. Страхованием от профессиональных заболеваний.
  3. Материнством.

Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.

Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.

Государственное социальное страхование обеспечивает:

выплату социальных пособий;

оплату санаторно-курортного лечения;

частичное финансирование мероприятий по оздоровлению детей.

За счет средств ФСС осуществляется выплата семи видов пособий. Основным является пособие по временной нетрудоспособности, доля которого составляет из года в год около половины всего объема расходов фонда на социальные цели. При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения - выплата пособия за счет средств Фонда производится с третьего дня, в остальных случаях - с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже до 5 лет - 60% (предельная сумма - 20750 руб. в месяц), от 5 до 8 лет - 80% (предельная сумма - 27666 руб. в месяц), 8 и более лет - 100 % среднего заработка, (предельная сумма - 34583 руб. в месяц.) Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

Для определенных категорий застрахованных размер пособия не зависит от стажа и всегда составляет 100% (чернобыльцы, многодетные родители, лица, работающие в районах Крайнего Севера и некоторые другие).

Пособие по беременности и родам всегда выдается в размере 100% заработка (предельная сумма - 34583 руб. в месяц.) в течение декретного отпуска, который составляет 140 календарных дней (194 или 156 календарных дней для случаев многоплодной беременности или осложненных родов). В размере дневного заработка оплачиваются и четыре выходных дня в месяц, предоставляемые родителям, воспитывающим Остальные пособия фиксированы, их размеры устанавливаются ежегодно федеральными законами.

Расходы на санаторно-курортное лечение включают оплату стоимости путевок, частичное финансирование профилакториев, санаториев, принадлежащих страхователям. Затраты на санаторно-курортное обслуживание покрываются в пределах определенного норматива, утверждаемого страхователям органами ФСС. Финансирование мероприятий по оздоровлению детей в основном сводится к частичной оплате за счет средств социального страхования путевок в детские оздоровительные лагеря, предоставлению дотаций по содержанию детских и юношеских спортивных школ, детских путевок на лечение.

Выплата пособий по социальному страхованию и оплата других предусмотренных нормативными документами ФСС расходов осуществляется через бухгалтерии страхователей. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, принципиально отличается от других страховых отраслей по условиям получения и расходования страховых взносов. Это единственная отрасль, средства которой находятся в распоряжении самих страхователей и застрахованных, правда, в ограниченных законодательством рамках. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в ФСС, представляют собой остаток средств от начисленных страховых взносов после осуществления страхователем выплаты пособий и оплаты других установленных законодательством расходов.

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ФСС на тех же условиях. Получателям страховых выплат, которые продолжают работать у своего страхователя (работодателя), положенные пособия и компенсации выплачиваются из суммы взносов, начисленных по данному виду страхования. Если работник увольняется с предприятия, где произошел страховой случай, или переходит на инвалидность, то все положенные ему страховые выплаты производятся непосредственно исполнительными органами ФСС.

Страховое обеспечение включает:

пособие по временной нетрудоспособности (100% среднего заработка)

единовременную страховую выплату по возмещению вреда (в процентах от 60-кратного МРОТ в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, на случай смерти - 100%);

ежемесячную страховую выплату (в процентах от среднемесячного заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности или в случае смерти - исходя из долей заработка, приходящихся на иждивенцев);

оплату дополнительных расходов на медицинскую и профессиональную реабилитацию (нормативы не установлены).

Выплаты по обязательному пенсионному страхованию Пенсионным законодательством РФ установлены следующие группы пенсий:

трудовые пенсии (финансируемые из средств страховых взносов);

пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируемые из средств федерального бюджета);

пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел (федеральный бюджет).

Право на пенсию по государственному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, которая засчитывается в страховой стаж. В зависимости от основания для назначения выделяют следующие виды пенсий:

по старости - достижение пенсионного возраста;

по инвалидности - назначение группы инвалидности;

по случаю потери кормильца - утрата дохода застрахованного лица иждивенцами семьи;

Трудовая пенсия по старости - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

Размер трудовой пенсии по старости = СЧ+НЧ,

Где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ=ПК/Т+Б,

Где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении в 2010 году он составляет 192 месяца; Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. (По состоянию на 01.01.2010 составляет 2562 рубля в месяц.)

Пособия: кому и сколько?

Пособия – это то, чем бухгалтер может порадовать трудящегося, причем основная их часть платится не из кармана работодателя, а за счет средств ФСС. Ежегодно пособия по обязательному социальному страхованию индексируются. Не стал исключением и 2009 год. Размеры, которыми следует руководствоваться бухгалтеру при начислении пособий с 1 января 2009 года, приведены в Таблице 1.

В Таблице 2 представлены данные о продолжительности выплат пособий по временной нетрудоспособности .

Мнение

Светлана Тежик, главный бухгалтер ЗАО «Синтез»:

«Напомним, что пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком в полном объеме оплачиваются за счет средств ФСС. Обратите внимание, что единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается с учетом последней индексации, если ребенок родился 1 января 2009 года или позднее. На это указал ФСС России в письме от 11.12.2008 г. № 02-18/07-12222. Если пособие выплачивается в 2009 году, но ребенок родился в конце 2008 года, то пособие индексировать не нужно. Его величина остается прежней. Не забывайте, что не подлежит индексации ежемесячное пособие по уходу за ребенком, рассчитанное исходя из 40 процентов среднего заработка. Индексируются только минимальный и максимальный размеры такого пособия».

Мнение

Семен Вешняков, аудитор аудиторской компании «Аудит-А»:

«В качестве расходов, произведенных на цели соцстрахования, в декларации по единому социальному налогу отражается только часть , которую возмещает ФСС. Пособие за первые два дня в строку 0700 отчетности по ЕСН не включается. Все остальные виды пособий, которые оплачиваются за счет средств соцстраха , полностью уменьшают сумму ЕСН, начисленного в ФСС».

Мнение

Эльмира Яхина, налоговый эксперт:

«Порядок выплаты пособий компаниями , работающими на общем режиме налогообложения, по сравнению с прошлым годом не изменился. Если сотрудник заболел, за первые два календарных дня работодатель платит за свой счет. Начиная с третьего дня – за счет средств ФСС.

Бывший сотрудник организации независимо от причин увольнения и периода болезни также может претендовать на пособие , если он заболел в течение 30 календарных дней со дня увольнения (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ). Для этого он должен представить только листок нетрудоспособности. Источник ­финансирования выплат в таком случае определяют по общеустановленным правилам.

А вот заболевшему сотруднику компании, которая работает на УСН или ЕНВД, пособие выплачивается из двух источников. Часть, которая не превышает за полный календарный месяц один федеральный МРОТ (сейчас это 2 300 рублей), оплачивается за счет ФСС, оставшаяся – из средств работодателя. Если же компания добровольно уплачивает страховые взносы на соцстрахование, пособия по временной нетрудоспособности в полном объеме оплачивает ФСС.

В случае, когда компания совмещает ЕНВД с общим режимом налогообложения, сотрудникам, занятым в разных видах деятельности (к примеру, административно-управленческий персонал), рассчитывают по частям. Одна часть пособия оплачивается по правилам, установленным для организаций, работающих на общем режиме. Другая – по правилам, предусмотренным для спецрежимов. Для этого используется доля месячной выручки от деятельности, ­облагаемой по общему режиму налогообложения и переведенной на УСН или ЕНВД».

Таблица 1. Размеры пособий с 01.01.2009 г.

Пособие Размер пособия Основание выплаты пособия
Пособия в связи с материнством и рождением детей
Пособие по беременности и родам 100% среднего заработка.
Максимальный размер пособия за полный календ. мес. – 25 390 руб.1
Листок нетрудоспособности
Лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, – в размере, не превышающем МРОТ (4 330 руб.2) за полный календ. мес.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях ­в ранние сроки беременности (до 12 недель) 359,70 руб.3 Справка из медицинского учреждения, поставившего женщину на учет на ранних сроках беременности
Единовременное пособие при рождении ребенка 9 592,03 руб.3 ;
– справка о рождении ребенка из ЗАГСа;
– справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось , – в случае если оба родителя работают (служат, учатся);
– выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) – для лица, заменяющего родителей (опекуна, ­усыновителя, приемного родителя)
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
(Если мать не может осуществлять уход за ребенком, то право на получение данного пособия может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за малышом)
40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календ. мес.
Минимальный размер пособия:
– по уходу за первым ребенком – 1 798,51 руб.3 ;
– по уходу за вторым и последующими детьми – 3 597,01 руб.2
Максимальный размер пособия – 7 194,03 руб.3
Заявление о назначении пособия ;
– копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
– копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
– выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
– справка с места работы (учебы, службы, социальной защиты населения) другого родителя о том, что он не использует указанный отпуск и не получает пособия
В случае ухода за двумя и более детьми суммированный размер пособия не может быть менее суммированного минимального размера пособия, но не должен превышать 100% среднего заработка
Пособия по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности при:
– утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы;
– карантине;
– протезировании по медицинским показаниям;
– долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после ­стационарного лечения;
– осуществления ухода за больным ребенком;
– осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении
В зависимости от страхового стажа4:
– 8 и более лет – 100% от среднего заработка;
– от 5 до 8 лет – 80% от среднего заработка;
– до 5 лет – 60% от среднего заработка;
– менее 6 мес. – не превышает МРОТ (4 330 руб.2) ­за полный календарный месяц.
При амбулаторном лечении ребенка (до 15 лет): за первые 10 календ. дн. в зависимости от стажа, начиная с 11 календ. дн. – 50% среднего заработка.
Максимальный размер пособия за полный календ. ­месяц – 18 720 руб.1
Листок нетрудоспособности
Пособие при утрате трудо­способности, наступившей в течение 30 календ. дней после прекращения работы по трудовому договору 60% среднего заработка
Пособие по временной нетрудоспособности за период простоя В размере, в котором сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам
Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц – Заявление;
– справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном ­государственном обеспечении;
– справка с места работы другого родителя о том, что дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы либо ­использованы частично
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ­и профессиональных заболеваний
Пособие по временной нетрудоспособности 100% среднего заработка – Акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
– справка о среднем месячном заработке;
– заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности;
– заключения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации;
– гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу застрахованного, копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых ­отношениях со страхователем;
– свидетельство о смерти;
– справка жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии – органа местного самоуправления о составе ­семьи умершего;
– извещения лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);
– заключения центра профессиональной патологии о наличии ­профессионального заболевания;
– документ, подтверждающий, что член семьи умершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но признанных нуждающимися в постороннем уходе, не работает;
– справка учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;
– документы, подтверждающие расходы на осуществление социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного лица;
– заключение медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или ­профессиональным заболеванием;
– документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;
– программа реабилитации
Единовременная страховая выплата Определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы (56 200 руб.1)
Ежемесячная страховая выплата Определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты – 43 230 руб.1

Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – Лечение;
– приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
– посторонний уход: специальный медицинский (900 руб. в месяц) и бытовой (225 руб. в месяц);
– проезд;
– санаторно-курортное лечение;
– изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;
– обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
– обеспечение транспортными средствами и оплата расходов на ГСМ;
– профессиональное обучение (переобучение)
Выплаты на погребение
Пособие на погребение В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанных в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ, но не превышающем 4 000 руб.5 – Заявление о назначении пособия;
– справка о смерти, выданная органами ЗАГСа

Таблица 2 . Продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Условие выплаты Продолжительность выплаты пособия
При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы
Пособие при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы , при протезировании по медицинским показаниям в стационарном учреждении (включая время проезда) За весь период
Пособие инвалидам Не более 4 месяцев подряд или 5 месяцев в календарном году
Лицам, заключившим срочный трудовой договор (на срок до 6 мес.), лицам, у которых заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (со дня, с которого лицо должно было приступить к работе).
Долечивание в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения
Не более чем за 75 календ. дн.
При заболевании туберкулезом – за весь период
Не более чем за 24 календ. дн.
При необходимости осуществления ухода за больным членом семьи
Уход за больным ребенком в возрасте до 7 лет За весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стацио­нарном учреждении, но не более чем за:
– 60 календ. дн. в календарном году;
– 90 календ. дн. в календарном году по всем случаям ухода, в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 20.02.2008 г. № 84н
Уход за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет За период до 15 календ. дн. по каждому случаю лечения, но не более чем за 45 календ. дн. в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком
Уход за больным ребенком-инвалидом ­в возрасте до 15 лет Не более чем за 120 календ. дн. в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком
Уход за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным За весь период пребывания в стационаре
Уход за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях За весь период
В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении Не более чем за 7 календ. дн. по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календ. дн. в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи
Карантин
Пособие в связи с карантином застрахованного лица либо если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет или другие члены семьи, признанные недееспособными За весь период

1 Ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 г. № 216-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

2 Ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда».

3 П. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

4 Некоторые категории граждан вправе претендовать на пособие в размере 100% среднего заработка независимо от продолжительности страхового стажа. При этом указанные лица должны были уже до 1 января 2007 года иметь право на получение «повышенного» пособия. Речь идет о лицах, получивших суммарную эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ), инвалидах ВОВ (подп. 14 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ), лицах, у которых временная нетрудоспособность связана ­с поствакцинальным ­осложнением (ст. 21 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ) и т.д.