Виды налогов и примеры обществознание. Экономика на ЕГЭ по обществознанию

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято пони­мать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появи­лись с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работ­ники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и соци­альная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных де­нежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все гражда­не нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, сле­довательно, в конечном счете - с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

Виды налогов

В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала форми­роваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспростра­ненные в мировой практике налоговые системы и включает:

    федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);

    налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.);

    местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).

Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализо­вать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из вла­стей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в га­рантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышен­ ной стабильности.

Конституция (от лат. constitutio -установление, учреждение) - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотноше­ния органов государственной власти и управления.

Конституция призвана выражать интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности госу­дарственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Конституция выполняет несколько функций, в том числе учредительную, организаторскую и юри­дическую. Учредительная функция выражается в том, что конституция либо закрепляет то, что уже су­ществует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных от­ношений, созревших в обществе, учреждая для них соответствующую нормативную базу. То есть учредительные начала конституции проявляются и по отношению к политической системе общества в целом, и по отношению к системе государственных органов.

Организаторская функция Конституции заключается в том, что она стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на дея­тельность в духе Основного закона.

Конституция носит основополагающий характер, так как она регулирует наиболее важные обще­ственные отношения, является базой развития общества. Ее задачей является раскрытие и закрепле­ние самого главного в общественных отношениях. Одновременно конституция должна выражать ин­тересы народа.

Чтобы созданные Конституцией новые общественные отношения заработали в полную силу, этот документ должен действовать достаточно долго и быть стабильным. Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения существенных измене­ний. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильность конституции обеспечивается и услож­ненным порядком внесения изменений в Основной закон.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их мо­ жете разрешить?

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента - это учеба, для солдата - служба, для профессора - преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сы­ном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигае­мыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, ста­тус учителя и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответст­вующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, кото­ рый ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (на­пример, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.

Ролевая идентификация - это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ро­лями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал:

«Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль».

Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В каче­стве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их успешному выполнению членами общества возможно и нормальное функциони­рование общества в целом.

Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре - роль зрителя и т.д.

Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тя­жело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социаль­ных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно при­менять свои способности.

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Налоги – платежи в пользу государства, уплачиваемые гражданами (физические лица) и предприятиями (юридические лица). Налоги возникли более 5 тыс. лет назад в форме принудительных сборов и повинностей. В России первые упоминания налогов относят к 945 г., когда княгиня Ольга установила уроки (размер дани) и погосты (места сбора дани). Платежи осуществлялись в денежной и натуральной формах (продукты, пушнина, скот, драгоценные металлы). При Петре I была впервые введена подушная подать, ямские налоги (на содержание почты), стрелецкие (обеспечение безопасности и охраны), городовой налог (на строительство дорог и городов). Существовали и косвенные налоги, в том числе на соль. В современной экономике налоги платятся с доходов (с прибыли и заработной платы) и за имущество (недвижимость, машины, землю).

Виды налогов:

прямые – подоходный налог с прибыли, налог с заработной платы, налог на землю, машины, на недвижимость, на операции с ценными бумагами, на наследство, на прибыль корпораций и сверхприбыль;

косвенные – на определенные товары и услуги. Акциз – вид косвенного налога на товары массового потребления (вино, табак, сахар, бензин и т. д.) Косвенные налоги собираются через надбавки к цене или таможенные пошлины. Таможенные пошлины – косвенные налоги на ввозимый в страну товар.

В зависимости от органов, которые собирают налоги, их делят на государственные и местные. Государственные налоги направляют в государственный бюджет, а местные остаются в бюджете городов и регионов на их нужды (строительство дорог, больниц). Функции налогов:

фискальная – наполнение государственного бюджета для нужд государства. На собранные налоги государство строит школы и больницы, дороги, финансирует образование, здравоохранение, медицину, безопасность. С помощью налогов государство выполняет свои функции по защите граждан, управлению, обеспечению порядка и т. д.;

регулирующая (или монетарная) – для регулирования экономики, стимулирования экономической деятельности. Увеличивая или уменьшая налоги, государство способствует экономическому развитию или сдерживает его. С помощью налогов регулируется количество денег и денежное обращение в стране;

социальная – для перераспределения доходов в пользу малоимущих: с целью выплат пособий по безработице, пенсий, оплаты больничных листов, поддержки малоимущих и др.

Виды налогообложения: прогрессивное – налог пропорционален доходу (чем больше прибыль, тем больше налог). Регрессивное – налог фиксирован и не зависит от размеров дохода. Льготное налогообложение, когда из суммы налогов вычитают льготы. В ряде стран, в том числе и в РФ, существуют льготы на налоги для фирм, которые занимаются благотворительностью, выпускают важную продукцию (детские товары) или используют труд инвалидов.


Подписи к слайдам:

Налоговая система в РФ.
Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Налоговая система -
совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Налоговая система России
Федеральные налоги и сборы: Налог на добавленную стоимостьАкцизыНалог на доходы физических лицНалог на прибыль организацийНалог на добычу полезных ископаемыхВодный налогСборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсовГосударственная пошлинаРегиональные налоги: Налог на имущество организацийНалог на игорный бизнесТранспортный налогМестные налоги: Земельный налогНалог на имущество физических лиц
Источники налогового права:
1.Конституция Российской Федерации. 2. Специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) оно именуется "законодательством о налогах и сборах"), которое, в свою очередь, включает следующие элементы: федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодатель­ство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее:- НК РФ;- иные федеральные законы о налогах и сборах; региональное законодательство о налогах и сборах:- законы субъектов РФ;- иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ; нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представи­тельными органами местного самоуправления.3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами: акты органов общей компетенции:- указы Президента РФ;- постановления Правительства РФ;- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления; акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложе­нием и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.Решения Конституционного Суда РФ. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Виды налогов
Прямые
Косвенные
Взимаются с доходов граждан и фирм в явном виде (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество)
Оплачиваются незаметно при совершении определённых действий (при покупке товара, обмене валюты, ввозе товара из-за рубежа), включаются в стоимость товаров и услуг (акциз, налог на продажи, таможенная пошлина, НДС).
Виды налогов
Аккордные
Подоходные
устанавливаются вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
составляют какой-то определённый процент от дохода.
Типы подоходных налогов:
Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Основные функции налогов
Фискальная - основная функция налогообложения. Сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Распределительная (социальная) - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).Регулирующая - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.Стимулирующая - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.Дестимулирующая - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Прямой
Косвенный
На прибыль - облагается прибыль всех предприятий 35% от валовой прибыли (в большинстве случаев);43% (доходы банков, бирж от посреднической деятельности);90% (доходы от казино и игорного бизнеса)
НДС (налог на добавленную стоимость) – облагается прирост стоимости товара, которая создаётся на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю (от 10% до 18%)
Название налога
Размер налога от Фонда Оплаты Труда
Из чьих средств платится налог
Периодичностьдекларирования
НДФЛ – налог на доходы физических лиц
13%
Работника
Сведения 1 раз в год
Страховые и накопительные взносы в Пенсионный Фонд (Обязательное страхование)
26%
Работодателя
1 раз в полгода – сведения, 1 раз в квартал - расчеты
Взносы в Фонд Социального страхования
2,9%
Работодателя
1 раз в квартал – расчеты
Взносы в Фонд Социального страхования – страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
В зависимости от вида деятельности – от 0,2% и выше
Работодателя
Взносы в Федеральный Фонд медицинского страхования
3,1%
Работодателя
Взносы в Территориальный Фонд медицинского страхования
2%
Работодателя
Сведения сдаются в Пенсионный фонд, совместно, отдельных сведений и расчетов нет
ВСЕГО работодатель платит:
Не менее 34,2% от ФОТ
Работодателя
Работник платит (Работодатель за него перечисляет в бюджет):
13% от ФОТ
Работника
Налоги на зарплату в 2011 году для организаций и предпринимателей, для любых предприятий на любых системах налогообложения - ОСН, УСН, ЕНВД, кроме ЕСХН:Налоги на заработную плату уплачиваются один раз в месяц, до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Эссе.
Налоги - это плата за цивилизованное общество. (надпись на фасаде Службы внутренних доходов США)
Темы эссе:
Люди понимают, что правительства тратят деньги менее осмотрительно и менее эффективно, чем они могли бы это сделать сами.Мадсен Пири, президент Института Адама СмитаНа свете существуют две неизбежные вещи: смерть и налоги; однако смерть, в отличие от налогов, безболезненна. Франклин Делано Рузвельт Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система. Сирил Паркинсон. Закон и доходыПатриотизм кончается там, где начинается налоговая декларация. Артур Годфри Если вы действуете в нарушение правил, вас штрафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.Лоуренс Дж. Питер Дабы Бертольд быстрее нашел свою смерть, его послали в края и города (королевства) с поручением... взыскивать налоги.Хроника Бургундии, 604 год

Критерии оценивания ответа на задание С9
Баллы
К1
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
0
К2
Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника
1
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена
0
К3
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы
3
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации
2
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация
1
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису
0
Максимальный балл
5