Виды систем налогообложения рф: осно, усн, енвд, есхн.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ЕСХН И УСН

Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей и принципов специальных налоговых режимов, в частности, единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из вышеперечисленного делается вывод о целесообразности выбора одного из предложенных режимов налогообложения.

SPESIAL TAX REGIMES FOR AGRICULTURAL PRIDUCERS: UAT AND STS

Gorelusheva Mary Alexandrovna
Ulyanovsk State Agriculcural Academy named after P.A. Stolypin
4th year student of economic faculty


Abstract
The article is devoted to the characteristics and principles of special tax regimes, in particular, the unified agricultural tax and the simplified taxation system for agricultural producers. From the above it is concluded the feasibility of selecting one of the proposed tax regimes.

Научный руководитель: Лаврова Елена Евгеньевна,

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, старший преподаватель, к.э.н.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Рассмотрим их основные принципы (Рис.1).

Рисунок 1.

Оба специальных режима призваны в первую очередь, упростить процедуру налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым. Каждый спецрежим должен создавать благоприятный налоговый климат, иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным. Принцип добровольности предусматривает, что каждая сельскохозяйственная организация сама решает, оставаться ли ей на общем режиме налогообложения или переходить на специальный. Однако законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых). Также следует помнить, что единый налог каждого специального налогового режима заменяет несколько других из общей системы. Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.

Начнем с более детального описания единого сельскохозяйственного налога. Он предназначен для применения на предприятиях рыбоводческой и аграрной отрасли для уменьшения налоговой нагрузки. Однако для организаций существуют ограничения на применение данного специального режима, его не могут применять:

    производители подакцизных товаров (табак);

    предприятия, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова которых составляет менее 70% от всего дохода;

    казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Налоги уплачиваются во 2 квартале не позднее 25 июля и 4 квартале (по итогам года) не позднее 31 марта. Если сельскохозяйственное предприятие просрочило сдачу отчетности, ему будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 рублей .

Что же касается сельскохозяйственных предприятий, желающих выбрать УСН, стоит помнить, что положениями для отказа в этом могут служить следующие особенности:

    среднегодовая численность работников в организации превышает 100 человек;

    организации, производящие подакцизные товары (табачная продукция);

    организации-участники соглашений о разделе продукции;

    организации, перешедшие на ЕСХН либо не уведомившие об этом в установленные сроки;

    организации, доля участия в которой других организаций не превышает 25 %;

    организации, у которых остаточная стоимость основных средств более 100 млн. руб. (с 2017 года - 150 млн. рублей);

    казенные и бюджетные учреждения;

    иностранные организации;

    организации, чей годовой доход превышает 79,74 млн. руб. (с 2017 года - 120 млн. руб.);

    организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Декларация заполняется следующим образом: в 1 квартале – не позднее 25 апреля; во 2 квартале – не позднее 25 июля; в 3 квартале – не позднее 25 октября; в 4 квартале (по итогам года) – не позднее 30 апреля. Штрафы по поводу просроченной сдачи отчетности аналогичны с предыдущей системой налогообложения .

Проанализируем основные моменты, касающиеся уплаты налогов предприятиями, применяющих УСН и ЕСХН (Таблица 1):

Таблица 1 – Сравнительные характеристики ЕСХН и УСН

*для республики Крым и города федерального значения Севастополя в период в 2016 году – 0,5%, с 2017 по 2021 гг. – 4% .

Безусловно, для сельхозпредприятий выгодно применять упрощенную систему налогообложения, поскольку упрощенно ведется бухгалтерский и налоговый учет, отсутствует необходимость предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС, есть возможность выбрать объект налогообложения, три налога заменяются на один, декларации подаются всего лишь 1 раз в год, можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету .

Чтобы подтвердить свои слова на практике, прибегнем к статистическим данным (Таблица 2).

В данной таблице рассмотрены Ульяновские сельскохозяйственные товаропроизводители, которые выбрали при ведении своей хозяйственной деятельности упрощенный и единый сельскохозяйственный налог. Однако при проведении общего анализа были выявлены и предприятия с общей системой налогообложения.

Таблица 2 – Распределение сельскохозяйственных предприятий по выбранному специальному налоговому режиму: ЕСХН и УСН

* оставшаяся часть(28%) принадлежит предприятиям с ОСН, они выплачивают 50% необходимых налогов;

**низкая налоговая нагрузка у предприятий с ОСН (треть от общего количества).

Как видим из таблицы, единый сельхозналог уплачивается в основном средними предприятиями со средним уровнем прибыльности, причем далеко не в полном размере, хотя начисленная налоговая нагрузка ниже, чем при УСН. При упрощенной системе налогообложения количество уплаченных налогов выше, да и объем «добросовестных» предприятий больше. Но здесь следует учесть во внимание, что данный специальный режим выбирают в основном крупные предприятия с высоким уровнем прибыльности, которые могут себе позволить более высокий уровень налоговой нагрузки, чем при ЕСХН .

Применение ЕСХН разрешено не всем, а только сельхозтоваропроизводителям, которые соответствуют требованиям гл. 26.1 НК РФ. Кроме того, для применения ЕСХН необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого планируется переход на ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

То есть теоретически сельхозтоваропроизводитель, соответствующий требованиям гл. 26.1 НК РФ, может сменить "упрощенку" на более близкую ему систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога (ЕСХН), для чего ему необходимо в общем порядке подать в налоговый орган заявление о переходе на ЕСХН.

Глава 26.2 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков, переходящих с УСН на ЕСХН, единственное "переходное" правило. Оно касается учета основных средств и нематериальных активов.

"Упрощенцы", переходящие на ЕСХН, руководствуются общим правилом, закрепленным в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, которое позволяет учесть в рамках нового налогового режима ту часть стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на ЕСХН, которая к моменту перехода не была еще учтена в целях налогообложения в рамках УСН.

Это правило является единым для перехода от "упрощенки" к иным налоговым режимам (кроме ЕНВД). Поэтому при переходе на ЕСХН (принимая во внимание тот факт, что при ЕСХН доходы и расходы учитываются кассовым методом) учет основных средств и нематериальных активов ведется по тем же правилам, что и при переходе с УСН на общий режим с уплатой налога на прибыль кассовым методом (см. с. 197).

Никаких "переходных" правил по учету доходов и расходов для случая перехода с УСН на уплату ЕСХН в НК РФ нет. В принципе, это понятно. Ведь УСН и ЕСХН похожи (оба этих спецрежима основаны на кассовом методе учета доходов и расходов).

Однако и здесь могут возникнуть проблемы.

"Упрощенцу", применявшему объект налогообложения "доходы", следует быть внимательным при учете расходов, понесенных в период применения УСН, а оплаченных после перехода на ЕСХН. Ведь при применении ЕСХН объект налогообложения может быть только один - "доходы минус расходы" (также с учетом расходов по ограниченному перечню).

Поскольку объект налогообложения "доходы" в принципе не предполагает учета расходов, то расходы, относящиеся к периоду применения УСН, но оплаченные после перехода на ЕСХН, учитывать при исчислении ЕСХН нельзя.

Если налогоплательщик применял объект налогообложения "доходы минус расходы" и какие-то расходы оказались "переходными" (т.е. оплата была при УСН, а осуществление при ЕСХН или наоборот), то в большинстве случаев проблем быть не должно - перечни учитываемых расходов для данных спецрежимов в основном совпадают.

Однако совпадение все же не полное. Следующие виды расходов, учет которых разрешен на "упрощенке", отсутствуют в перечне расходов, разрешенных при ЕСХН:

Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

Расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ;

Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

Расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;

Расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Учет таких расходов, понесенных при УСН, а оплаченных при применении ЕСХН, может стать предметом налогового спора.

При этом теоретически некоторые виды расходов можно "подогнать" под разрешенный при ЕСХН перечень - например, расходы на обслуживание ККТ и по вывозу ТБО можно попытаться учесть как материальные.

Однако лучше всего, во избежание споров, все такие расходы оплатить до перехода на ЕСХН.

Кроме того, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, разрешенные при "упрощенке" уже с 2007 г. (задним числом), при применении ЕСХН можно учитывать только с 2008 г. (согласно Закону N 85- ФЗ). Соответственно, если такие расходы окажутся "переходными" (например, реконструкция проведена в рамках УСН в 2007 г., а оплачена уже после перехода на ЕСХН в 2008 г.), то также могут возникнуть проблемы с их учетом.

И, конечно же, следует помнить, что убытки, полученные налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не учитываются после перехода на иные режимы налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому сумма неучтенного убытка, полученного при применении УСН, при переходе на ЕСХН учтена быть не может.

Деятельность по изготовлению сельскохозяйственной продукции в России на сегодняшний день облагается двумя основными формами налогового исчисления: общей и специальной. Специальная форма налогообложения – он же единый сельскохозяйственный налог ( действует исключительно в рамках данной отрасли. В данной статье мы разберем главные особенности его использования: кто может использовать ЕСХН? Чем качественно отличается данная форма от общего способа уплаты налоговых сборов? Как соотносится сельскохозяйственный налог с другими режимами?

Какие преимущества перехода на ЕСХН в 2019 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это популярная в 2019 году форма налогообложения, которая была разработана и внедрена в отрасль деятельности организаций и частных предприятий, производящих сельхозпродукцию и принадлежащих к сфере растение- и животноводства, сельского и лесного хозяйства. При этом, переходить на ЕСХН имеют возможность лишь те компании, чей совокупный доход от перечисленных выше отраслей деятельности составляет не меньше 70%.

Главные преимущества сельхозналога, который заменяет основные налоги – единым платежом, заключаются в следующем:

    согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не должны уплачивать НДФЛ, а также налог на имущество физлиц;

    юридические лица не платят и на имущество компании;

    и юрлицам, и не нужно уплачивать (за исключением – экспортного);

    единый сельхозналог предполагает упрощенную систему бухгалтерского учета;

    переходить на ЕСХН можно абсолютно добровольно, точно так же, как и, при потребности, сменить форму налогообложения.

Кто является плательщиком сельхозналога

Использовать форму единого сельхозналога имеют право компании и частные предприниматели, получающие 70% дохода от деятельности в следующих отраслях (Ст.346 НК РФ):

    производства сельскохозяйственной продукции в области растение- и животноводства;

    сервиса компаний-товаропроизводителей в сфере растение- и животноводства: услуг, связанных со вспомогательной деятельностью: посева аграрных культур, ухода за садоводческими объектами, сбор урожая, организации фермерских работ и т. д.

    разведения и вылова рыбы и прочих водных биоресурсов.

Важно! Предприятия, которые занимаются переработкой товаров сельскохозяйственного производства, а также их поставками, не могут быть плательщиками единого налога.

При этом, согласно Ст. 346 РФ, плательщики ЕСХН могут также потерять право применять данную форму налогообложения, если в течение календарного года не будут соответствовать признакам сельхозпроизводителя. По законодательному регламенту, они могут снова быть переведены на общую систему налогообложения.

Кто освобождается от налога

Исходя из действия ЕСХН, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДФЛ освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем, действие ЕСХН предусматривает своевременную уплату единого налога, а также других сборов, согласно законодательным нормам. И ИП, и организации на ЕСХН обязуются выполнять функции налоговых агентов.

Иные льготы, которые возможны в режиме общей системе налогообложения – в ЕСХН не предусматриваются.

Налоговые ставки и сроки уплаты

Расчет единого сельскохозяйственного налога происходит с применением следующей формулы:

ЕСХН= налоговая база*6%, где под «налоговой базой» следует понимать сумму доходов от деятельности с учетом всех произведенных расходов, выраженных в денежном эквиваленте;

6% – фиксированная налоговая ставка.

Важно заметить и то, что предприниматели также могут уменьшать налоговую базу в том случае, если величина их расходов будет выше доходов. Налоговая база может быть уменьшена на сумму, равнозначную величине убытков, но не больше, чем на 30%.

Когда нужно оплачивать сельхозналог?

Сроки уплаты ЕСХН определяются, исходя из установленных границ налогового и отчетного периода. Налоговым периодом в данной системе считается календарный год, в то время, как отчетным – является полугодие, то есть в календарном году сельхозпредпринимателей их будет два.

Согласно законодательству, и юридические лица, и частные предприниматели должны уплачивать аванс не позднее 25 дней по истечении отчетного периода. В календаре этот период ограничен рамками– с 1 по 25 июля.

Сбор за получение доходов на протяжении целого года рассчитывается и оплачивается по итогу завершения налогового периода, то есть – в следующем году. Крайним сроком оплаты ЕСХН в 2019 году будет 2 апреля.

Несвоевременно поданная отчетность чревата начислением штрафных в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного сбора, согласно декларации. Штраф начисляется за каждый месяц со дня просрочки подачи декларации.

Согласно Ст. 122 Налогового кодекса РФ, несвоевременно уплаченный налог влечет финансовые санкции в размере от 20% до 40% от суммы долга.

Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них.

Какую отчётность должен сдавать начинающий фермер? Зарегистрировался только в этом году, свою деятельность только начал, какие налоги должен платить, если прибыли никакой(сами понимаете только начало)?

Перечень налогов при УСН и ЕСХН одинаков:

Единый налог при УСН (или ЕСХН),

Транспортный налог (при ЕСХН предусмотрены льготы для сельхозтехники),

Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование,

НДФЛ (в качестве налогового агента),

Земельный налог,

Негативное воздействие на окружающую среду.

Данные налоги предприниматель должен оплачивать при наличии налогооблагаемой базы (например, ЕСХН /УСН – при наличии дохода, транспортный налог – при наличии транспорта, НДФЛ и страховые взносы – при выплате дохода наёмным работникам и т.д.)

При выборе системы налогообложения обратите внимание на список расходов, которые можно признавать в налоговом учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник: ЕСХН. ПЕРЕХОД, ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

2. Какие налоги заменяет ЕСХН у индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН.

Однако для начала отметим, что право на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Напомню, что в настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В случае если он перейдет на уплату единого сельхозналога, он будет освобожден от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц по имуществу, используемому для предпринимательства.

Он также не признается плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и если уплачивает его как участник договора простого товарищества.*

5.2. Подача уведомления

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный порядок. Поэтому в инспекцию необходимо подать уведомление. Сделать это надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого сельхозпроизводитель переходит на этот спецрежим. Ждать разрешения или запрета на применение спецрежима от налоговиков не нужно. Ведь, как уже говорилось, порядок перехода уведомительный. Форма (форма № 26.11) уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@ .

  • ПФР – 2013–2014 годы – 21 процент;
  • ФСС РФ – 2013–2014 годы – 2,4 процента;
  • ФФОМС России – 2013–2014 годы – 3,7 процента;

Итого общий тариф:

в 2013 и 2014 году – 27,1 процента.

Тарифы в ПФР распределяются в порядке, установленном в пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Для лиц 1966 года рождения и старше на 2013–2014 годы страховая часть равна 21 проценту (из них солидарная часть тарифа – 5%, индивидуальная часть тарифа – 16%).

Для лиц 1967 года рождения и моложе на 2013–2014 годы страховая часть равна 15 процентам (из них солидарная часть тарифа – 5%, а индивидуальная часть тарифа – 10%). При этом накопительная часть составляет 6 процентов. С 1 января 2014 года накопительная часть будет составлять 2 процента, а индивидуальная часть соответственно увеличится до 14 процентов ().

Индивидуальные предприниматели, которые не выплачивают вознаграждений физическим лицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы в особом порядке, установленном Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.* Расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период они производят самостоятельно. В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР и ФОМС, производится исходя из стоимости страхового года, на что указывает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Соответственно, расчет по форме РСВ-2 в ПФР с 1 января 2012 года обязаны представлять лишь главы КФХ.

Справочник «ЕСХН. Переход, исчисление, уплата»

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество ;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходовконтролируемых иностранных компаний , дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ , письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:

– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558 , и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212 , от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103 ;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной . Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н , и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10 , от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09 .

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами и статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.* Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 . Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС ();
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • налога на прибыль (п. , ст. 275, НК РФ).

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба ();

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм , утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах);

    14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

    15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).*

    В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:
    1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
    2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).*

    Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долямипоследние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

    • расходы оплачены;
    • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
    • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

    Такой порядок предусмотрен абзацами , , пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154 .

    Олег Хороший

    начальник отдела налогообложения прибыли организаций

    департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Срок подачи уведомления

    По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

    Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

    Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

    Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим.* Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

    Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

    Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Елена Попова,

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    С уважением,

    Татьяна Гнедышева, эксперт Системы Главбух.

    Ответ утвержден Александром Родионовым,

    заместителем руководителя экспертной поддержки.

На УСН с объектом «доходы минус расходы» применяется ставка 15%, если речь, конечно, не идет о ряде специальных льгот. Ставкой 6% на «упрощенке» будут облагаться лишь «доходы» – если выбран соответствующий объект налогообложения. Конечно, сумма учитываемых расходов на ЕСХН и УСН может несколько отличаться. Но, несмотря на это, при прочих равных условиях на ЕСХН плательщик будет отчислять в бюджет меньшие суммы налога, чем на УСН.

Еще один плюс ЕСХН в сравнении с УСН – необходимость рассчитываться с бюджетом лишь раз в полгода – в срок до 25 июля и до 31 марта года, следующего за отчетным. На УСН, напомним, уплата авансов и налога производится ежеквартально.

Вместе с тем те ограничения, которые накладывает применение упрощенки по видам деятельности, не вызывают проблем у фирм и ИП, занимающихся сельским хозяйством. Вряд ли какие-то из таких субъектов ведут, скажем, также игорный бизнес или торговлю акциями.

А вот ЕСХН предполагает выполнение жесткого условия – доля доходов от производства и реализации продукции сельхозназначения должна составлять не менее 70% в общем объеме продаж. Иными словами, налогоплательщик на едином сельхозналоге, если он также осуществляет дополнительные виды деятельности, должен следить за соблюдением этого параметра. В противном случае право на применение ЕСХН он потеряет. Данную ситуацию можно отнести к своеобразным минусам сельскохозяйственного спецрежима.

Отдельно стоит упомянуть работу с НДС. Как уже было сказано выше, организации и предприниматели, перешедшие на ЕСХН, перестают числиться плательщиками налога на добавленную стоимость. С одной стороны, это является плюсом, поскольку экономит на общей сумме налога, позволяет в некотором роде снижать стоимость собственной продукции, повышая тем самым ее конкурентоспособность. С другой стороны, при закупке товаров или услуг у сторонних продавцов, применяющих общую систему налогообложения, плательщик ЕСХН теряет возможность принимать НДС, уплаченный такому поставщику, к вычету. Если объем подобных закупок велик, то это может быть ощутимым минусом освобождения от НДС.

Оптимизация ЕСХН

Если говорить об оптимизации налоговой базы по ЕСХН, то нельзя не упомянуть, что доходы и расходы в рамках данного спецрежима определяются по кассовому методу, то есть учитываются в расчете налога на момент перечисления оплаты. Реальные поставки товаров или услуг, как входящие, так и исходящие, значения не имеют.

Данный момент является ключевым в планировании доходов и расходов сельхозпроизводителей. При должном подходе к ведению учета и построению взаимоотношений с контрагентами налоговую базу в рамках конкретного отчетного периода можно минимизировать за счет проведения оплат, просто заранее отслеживая их даты.

Правда при определении сумм затрат нужно помнить о том, что в ЕСХН учитываются лишь строго определенный перечень расходов, прописанный в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Перечисленные в данном списке расходы либо напрямую относятся к сельскохозяйственным (например, оплата закупки семян, рассады, кормов и т.д.), либо связаны с обычной деятельностью компании (зарплата сотрудникам, взносы, приобретение ОС, содержание служебного транспорта и пр.). Разумеется, все учитываемые в расчете налога расходы должны быть документально подтверждены. В этом случае с уменьшением за счет них налоговой базы и, как следствие, оптимизацией ЕСХН проблем не возникнет.