Высотка на котельнической набережной 1 15. «Я живу в высотке на Котельнической набережной

Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился как город в городе. Авторы грандиозного проекта — Чечулин и Ростковский. Дмитрий Николаевич Чечулин вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Гостиница «Пекин», Белый дом, гостиница «Россия», станции метро «Комсомольская» (радиальная), «Охотный Ряд», «Киевская» (радиальная), «Динамо» и многие другие объекты Москвы — проекты Чечулина.

Все началось с того, что в 1940 году был построен 9-этажный жилой корпус, как самостоятельное здание, выходящее на Москву-реку.

На цветной открытке конца 50х годов показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено только то самое крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки.

Вот оно поближе, снятое с Большого Устьинского моста. Да, когда-то прямо по набережной проходили линии электропередачи.

После войны, к 1952 году был возведен центральный объём высотой 176 метров, а 9-этажный корпус был включен в новый ансамбль с частичной перестройкой парадного фасада.

Спустя 60 лет высотку на Котельнической по-прежнему видно с многих точек Москвы. По праву это здание является одной из визитных карточек города.

Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы «Украина»). Строили её пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте». Это бывший концлагерь на Таганке. Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на выборе площадки для строительства.

Списки жильцов утверждал сам Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты и писатели.

Список будущих жильцов начали составлять еще на этапе строительства. «В нашем доме будут жить наши люди», — сказал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое — людям искусства.

Квартиры жильцам сдавались «под ключ» — с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками и импортной сантехникой.

Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за «новых русских», которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой.

Всего в здании находятся около 700 квартир, магазины, библиотека, школа, детский сад и почтовое отделение. Есть и свой кинотеатр, москвичи его прекрасно знают. В старое время народ ломился сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же стоял в очередях на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты, их роскошь поражала воображение, а сам дом казался недосягаемым оплотом жизни «класса люкс». Хрустальные люстры, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель — все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. В этом доме жила советская элита с самой высокой плотностью населения «звезд» на квадратный метр.

Здание не раз фигурировало в отечественном кинематографе: «Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Ералаш», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги» и многих других.

Сначала я очень опечалился, когда заметил, что здание покрылось строительными лесами и лифтами. Это означало, что часть красивых ракурсов Москвы попадало под списание по причине неприглядного вида одного из знаковых объектов города.

До этого я несколько раз пытался официально согласовать с управляющей компанией съемку интерьеров здания и, конечно, выход к шпилю для панорамной съемки Москвы. Но, увы, безуспешно. Из-за бесконечного потока руферов, ломающих на своем пути замки и двери, посылающих на три буквы консьержек, из-за десятков уволенных сотрудников безопасности и управляющих, все было тщетно. При одном слове фотограф у людей менялось настроение и резко заканчивалось время, отведенное на беседу.

«Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Настал тот день, когда меня пригласили как фотографа снять процесс реконструкции здания и провели по всем местам, куда раньше говорили «и даже думать забудьте».

С момента сдачи дома прошло более 60 лет. Это внушительная цифра. За все годы в здании ни разу не проводился капитальный ремонт (кроме купленных квартир). На фотографии виден фрагмент ограждения крыши подземных гаражей. Примерно так, а то и хуже, выглядела большая часть благоустройства дома. Да, звучит невероятно, но при проектировании здания полвека назад архитектор думал о том, куда жильцы будут ставить свои автомобили!

По словам подрядчиков в состав работы входит ремонт фундамента, ремонт подвальных и чердачных помещений, систем канализации, вентиляции, отопления и электрификации. Также осуществлялась реставрация скульптурных групп и горельефов, наружных торшеров у парадного входа и шпиля со звездой, заново производилось благоустройство прилегающей территории. Еще не все задачи выполнены, но основной фронт работ подходит к концу.

Так неделю назад выглядел центральный подъезд высотки.

Для реставрации фасадов были смонтированы внешние технические лифты. Жаль, что не нашлось никакого решения для маскировки блоков кондиционеров.

Вид со двора на корпус с Иллюзионом.

Вид высотки со двора.

Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь. Все архитектурные элементы, скульптурные группы и обелиски проходят процесс реставрации.

Чье-то окно.

В одном советском журнале, посвященному советской архитектуре, был написан абзац про жильцов элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди — рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

На самом деле в этом доме жил высший свет той эпохи. Здесь проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим». Где это видано, чтобы на домах обычных советских людей делали такие горельефы и орнаменты. Учитывалось множество деталей в проработке скульптур, у всех людей есть зрачки, для большей выразительности. При этом они одеты в простую одежду рабочих.

Процесс реставрации скульптур на правом крыле здания. Они стояли 60 лет под открытым небом, некоторые фрагменты фигур потрескались и раскрошились. Скульптуры были разобраны на части (в той последовательности, как и создавались), и перевезены для восстановления в мастерскую.

Для работы в зимнее время весь участок скульптурной группы закрыли в «теплый контур», где поддерживается необходимая для работы плюсовая температура.

Голова почти метровой высоты. Хорошо видны участки 60-летней давности, и новые, восстановленные. В любом случае, это только промежуточный вариант.

Скульптуры на главном корпусе уже готовы.

Для масштаба в левом нижнем углу сидит человечек.

И тут слева тоже есть высотник. Фотографией непросто передать размеры и монументальность данного здания и его элементов. С земли все выглядит куда менее серьезно.

Высотка уникальна и оставляет неизгладимое впечатление в душе каждого, кто проходит или проезжает мимо нее, она по-прежнему удивляет своей величиной и воплощением мощи. Три низкие башни и боковые крылья здания органично вписываются в общую архитектуру улицы и вливаются в сложный ландшафт на слиянии Москва-реки и Яузы.

Работа с видом на Кремль.

Переместимся в подъезды с пятиметровыми потолками…

Парадная дверь корпуса Б.

Гранитный пол.

Реставрация потолков.

Не просто здание, а целый музей эпохи. Как станции московской подземки.

История под ногами.

Сейчас работают не все лифты. Часть лифтовых шахт полностью перестраивают.

Вот так раньше выглядел холл центрального подъезда. Интересно, так же ли он будет выглядеть после реконструкции…

Один из лестничных пролетов.

Это подъезд в боковых корпусах. Здесь все скромнее, чем в центральном.

Перила и ограждения за десятилетия покрылись бесконечными слоями краски. Все это было счищено и восстановлено.

Гастроном в корпусе А. Когда-то вся Москвы ездила сюда за колбасой. После реконструкции здесь снова будет магазин. Также в доме была легендарная булочная, о которой так любят вспоминать местные жители.

Несмотря на тяжелые времена девяностых, когда в подъездах не было консьержей, и народ свинчивал и снимал все, что под руку попадало, до наших дней дожили некоторые родные детали и фрагменты декора.

Список квартир у одного из лифтов.

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток.

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре рассказывала историю ее заселения. Как то раз, к актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.

В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и что единственным препятствием на этом поприще являлся тот факт, что она проживала в коммуналке и разговаривала во сне. Спустя месяц после этого разговора, Фаина Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.

Через месяц в органы государственной безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. — «Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ».

После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы.

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

Часть входных дверей в квартиры сохранились в первоначальном виде. В девяностые и двухтысячные современные жильцы старались заменить двери на что-то более тяжелое и непроходимое. Сейчас же, наоборот, пошла мода восстанавливать родные двери.

Мы встретились с Валентиной Александровной Кибальниковой, которая большую часть своей жизни прожила в этом доме. Валентина Александровна — внучка знаменитого советского скульптора Александра Павловича Кибальникова.

— Мы жили в центральной секции на 7 этаже. Это были удивительные времена. Двери в квартиры никогда не запирались, дети бегали друг к другу в гости без приглашения, как к себе домой, а в лифтовом холле малышня каталась на велосипеде и играла в догонялки. Всюду стоял детский гомон и смех.

— Бывало, что по праздникам начинали встречи в квартире Бугримовой (известная на весь мир дрессировщица львов). Потом переходили к нам на основные блюда. У химика Рябчикова пили чай, а после на площадке у лифтов устраивали танцы. В этом доме жили счастливые люди…

— После очередной поездки приходим домой, а в стеночку уже стучат — приглашают на ужин.

— В холле на первом этаже наряжали большую елку и устраивали новогодние представления. Сейчас этого, конечно, нет. Многие жильцы не знают даже, кто в соседней квартире живет.

А вот и герой этих историй Валентина Александровна Кибальникова. Большое ей спасибо, здоровья и долгих лет жизни!

В корпусе «Б» на 6-ом этаже двенадцать лет жила великая балерина Галина Уланова. Как-то раз она поскользнулась на гладкой плитке в лифтовом холле и чуть не подвернула себе ногу. Страшно представить, что такое больная нога для балерины. Она договорилась с управляющей компанией, и та заменила на 6 этаже плитку на нескользящую. Собственно, эта плитка на фотографии на переднем плане, а родная, более серая, по центру (к боковой квартире).

В 2004 году в квартире № 185 был открыт музей Галины Улановой, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи.

Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой. Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина, несмотря на возраст и состояние здоровья, каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки. В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

Библиотека насчитывает около 2400 книг, многие — с дарственными надписями.

Согласно первоначальному плану новоиспеченные жители должны были своим примером показать современный рациональный образ жизни: об этом, в частности, говорят такие детали, как удивляющая многих гостей планировка кухонь: мало квартир, где их площадь превышает 6-8 м2. Дело в том, что по плану создателей проекта в доме должна была существовать общая столовая-ресторан гостиничного типа — для экономии сил и времени жителей, а собственная кухня в квартирах подразумевалась, например, для приготовления чая или кофе или для спокойных кулинарных опытов. Однако данному проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Шикарный вид из окна. И это только 6 этаж!

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова соседствует с актером, музыкантом и шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».

Цены на квартиры в высотке находятся на недосягаемом для рядового гражданина уровне и исчисляются десятками миллионов рублей. Но бывает и так, что некоторые квартиры годами простаивают без жильцов — порой богатые люди покупают недвижимость в этом здании в качестве инвестиции.

Последнее время внимание к высотке привлекла новость о том, что несколько квартир выкуплены Игорем Шуваловым. Местные конечно это тоже обсуждают, но их-то таким событием не удивить: есть человек, заработавший огромное состояние ещё в 90-х в бизнесе, может позволить купить себе эти квартиры. Сколько таких жильцов было в Котельниках… Но сегодняшняя должность Шувалова и политические баталии выносят вполне рядовое событие на другой уровень обсуждения.

Уже поговаривают, что и вся реконструкция исторического здания затеяна по этому случаю. Наверное у Шувалова есть квартиры и в МИДе — вон его уже пару лет реконструируют, даже шпиль разобрали. Да и другие высотки планово ремонтировались, но интернет-экспертам в реальности видимо жить скучно.

Кстати о шпиле. Так выглядит лестница на площадку с основанием шпиля. Стены этой узкой лестницы перекрашивались несколько раз. Это хорошо видно по разноцветным следам. Но на этот раз красят не поверх того, что было, а специальной химией снимают все слои старой краски, и красят заново. На фото результат очередной очистки.

Винтовая лестница на шпиль.

И вот он, долгожданный бонус. Давно я мечтал сюда забраться.
Городские виды я разбавлю историями про это здание, уж больно они хорошие)

Жил в высотке композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был невысокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: «Оу-у-у! Вау-у-у!»

Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине для высотных работ. Тот за десятку договорился с оператором повалять дурака.

В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили.

Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство.

Однажды Богословский придумал фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?»
Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий.

Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой — актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» — на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше.

Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», — как шутила сама Раневская.

Мои любимые цитаты Раневской:
«Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.»
«Я б вас послала, да вижу — вы оттуда!»

Приглашая в гости соседей, Раневская говорила:
— Если звонок не работает, стучите ногами.
— Почему ногами, Фаина Георгиевна?
— Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

Дом по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, что для тех времен было явлением скорее уникальным, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.

— Это из «Госцирка», — объяснили мужчины, — велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!

Дежурная разрешила. Незваные гости долго не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.

Старожилы высотки любят рассказывать новичкам, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет — якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба. Стойкость подобных легенд связана с тем, что здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для разнообразных патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже «послания», коряво выцарапанные гвоздем.

«Строили зэки» — утверждают, что такая надпись есть в квартире писателя Василия Аксенова.

При строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей.

Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра — все было одинаковым. Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

Архитектор Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля (справа в кадре). Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия». Сегодня на ее месте строится парк Зарядье.

Хорошо, что Чечулин за свою позицию поплатился не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а лишь на первом этаже. В любом случае, он спроектировал великолепное здание!

Невероятно, если вы дочитали этот пост до конца…

Отдельно хочется поблагодарить Анатолия Рябова за несколько дней съемок, экскурсий и сопровождения, Валентину Александровну Кибальникову за уделенное время и интересные истории. Ну и нельзя не отметить труд комплекса городского хозяйства и капитального ремонта. Все таки это здание — достояние нашего города, наша история. И ее нужно беречь.

Глава «Жилой дом на Котельнической набережной» книги «Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953

Авторы проекта: действительный член Академии архитектуры СССР Чечулин Д.Н. и архитектор Ростковский А.К.
Главный конструктор Гохман Л.М.
В разработке проекта принимали участие архитекторы: Чикалин И.А., Стригин А.Ф.; инженеры: Дыховичный Ю.А., Муромцев Л.А., Спышнов П.А., Очкин Л.М., Ермаков Ю.Е., Косарев Д.С., Мирер Г.В. и Перепелицкий С.Г.

Здание расположено на Котельнической набережной у устья реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку. Его высотная часть, пространственно организующая весь комплекс, занимает центр композиции и лежит на оси стрелки, главным фасадом к Кремлю; боковые корпуса расположены вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, объединяясь центральной вертикалью в единую композицию.

Высотный объем трехлучевой формы и примыкающие к нему переходные объемы образуют в плане площадь перед зданием, а вся композиция в целом органически вписывается в градостроительные условия данного района города. Силуэт здания завершает собой перспективу застройки берегов Москвы-реки от Кремля в сторону Котельнической набережной, возвышаясь над прилегающим районом, а расположение здания на повороте Москвы-реки обеспечивает его великолепную видимость со стороны набережных, из центра города и из других точек.

Здание состоит из центрального 24-этажного объема со ступенчатым стройным силуэтом, завершаемого шестиэтажной круглой башней со шпилем, переходных частей пониженной этажности, подчеркивающих высотность центральной композиции и боковых корпусов высотой от 8 до 10 этажей, увенчанных по главному фасаду невысокими башнями. Широкие арочные проезды соединяют набережную с внутренним богато озелененным двором.

Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных - 7, двухкомнатных - 272, трехкомнатных - 52 и четырехкомнатных - 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.

Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных - 13, двухкомнатных - 336, трехкомнатных - 173 и четырехкомнатных - 18; общежитий - 10 и магазинов - 18. Общая жилая площадь 25 165 м 2 , общая кубатура комплекса - 480 000 м 3 .

В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.

Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.

Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше - керамическими блоками.

Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали, каково жить в высотке на Котельнической набережной - одном из главных символов Москвы.

В разное время в доме жил его же архитектор Дмитрий Чечулин, а также Александр Твардовский, Фаина Раневская, Галина Уланова, в честь которой в высотке открыт музей. Здание многие могли видеть в фильмах «Москва слезам не верит», «Брат-2», «Стиляги» и в сериале «Бригада». В 2014 году о высотке на Котельнической активно писали, когда на ее шпиле флаг Украины, а желтую звезду наполовину закрасили синим цветом. В 2016 году про высотку стали говорить в связи с другим скандалом: оппозиционер Алексей Навальный первого зампредседателя правительства Игоря Шувалова во владении здесь десятью квартирами общей площадью более 700 квадратных метров.

Высотка на Котельнической

Адрес: Котельническая набережная, 1/15

Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростовский

Постройка: 1937–1952 годы

Высота: 176 метров 32 этажа

Жилье: 700 квартир

После победы в Великой Отечественной войне в Москве продолжилась программа реконструкции, которая должна была сделать город показательной столицей крупнейшей мировой державы. Высотки олицетворяли ее величие. А их количество (восемь), вероятно, олицетворяло первую цифру возраста города - решение о строительстве восьми высотных зданий приняли в год 800-летия Москвы.

Строительство сталинских высоток - уникальный эксперимент: во-первых, здания сами по себе неповторимы, во-вторых, в них создавали специфические условия проживания. Высотки - это первые советские небоскребы в современном смысле этого слова, то есть высотные здания на каркасе. В то время таким способом активно строили здания в Америке, но наши инженеры сумели привнести ряд новшеств. Например, изобрели самоподъемные краны, которые значительно ускорили процесс сборки каркаса. Или впервые в мире использовали сварку на высотном строительстве. Также были разработаны специальные фундаменты, которые позволяли ставить здания на слабые московские грунты. Я уже не говорю о таких уникальных операциях, как замораживание грунтов. Например, высотку на Красных Воротах строили под определенным углом, чтобы после разморозки грунта под левым крылом здания оно заняло строго вертикальное положение.

Во-вторых, для жилых домов вроде высотки на Котельнической набережной особенно важно, что дома получили самую современную начинку. Они первые в Москве имели центральное отопление и горячее водоснабжение от городской теплосети, а не от котельной в подвале дома. У домов были водопровод, канализация (в те времена далеко не многие московские дома могли этим похвастаться), кондиционирование воздуха и даже такая диковинная штука, как центральное пылеудаление, - специальная розетка в стене, к которой нужно подключить шланг и пылесосить им квартиру.

Отделка общественных пространств в каждой сталинской высотке уникальна, так как все здания разрабатывались разными коллективами архитекторов. В центральном фойе высотки на Котельнической сохранилась мозаика на потолке и мраморная облицовка. Однако оригинальная отделка квартир - нет. Даже в квартире Улановой, которая законсервирована как музей, отделка относится к 80-м годам.

В архитектурном смысле высотка на Котельнической, на мой взгляд, одна из самых изящных и тонких. Ее автор - главный архитектор Москвы того времени Дмитрий Чечулин, который курировал программу строительства восьми высотных зданий. Высотка словно отсылает нас к московскому зодчеству конца XVII века, башнеобразным храмам вроде Покрова в Филях. Однако изящество пропорций часто идет в ущерб комфорту проживания. Небольшие размеры этажей в верхних частях здания сделали многие квартиры маленькими и неудобными по планировке.

С градостроительной точки зрения высотка на Котельнической противоречива. С одной стороны, она создает на набережной мощный высотный акцент и оформляет стрелку между Яузой и Москвой-рекой. С другой стороны, позади высотки спрятался другой отличный вид на город: Таганский холм, или Швивая горка. С появлением высотки он оказался полностью выключен из московских панорам.

Тем не менее надо признать: высотка на Котельнической прочно стала открыточным видом. Сейчас трудно без нее представить наш город. Она так же значима, как Кремль или главное здание МГУ.

Павел Гнилорыбов

историк, москвовед, руководитель проекта «Моспешком»

У высотки на Котельнической набережной интереснейшее расположение – отсюда часто фотографировали город в XIX веке, здесь за Яузой открывался один из лучших панорамных видов Москвы. В то время Котельническая набережная, так же как и смотрящая на нее часть острова Балчуг, застраивалась помпезными домами в стиле сталинского ампира. К примеру, на соседней Гончарной улице возводились 14-этажные здания.

Архитектор Дмитрий Чечулин строил высотку на Котельнической как продолжение девятиэтажного жилого дома, спроектированного им еще до войны. Примечательно, что для строительства сталинки пришлось уничтожить несколько переулков старой Москвы.

Идея социально-бытовых комплексов, жителям которых не нужно идти километр до ближайшей булочной, характерна для советской архитектурной мысли того периода. Но если в домах-коммунах идея реализовалась несколько прямолинейно, то в высотке на Котельнической фактически создана современная концепция общественных и торговых функций первого этажа. Важны не только магазины, но и кинотеатр «Знамя», который в 1966 году переименовали в «Иллюзион». Все это подчеркивало высокий статус жителей дома.

История заселения высотки связана со временем оттепели. Если дома в «речной» части давали преимущественно ученым и работникам госбезопасности, то в «сухопутную» селили творческую интеллигенцию: актеров, писателей, композиторов. Сложно сказать, сколько раз здание упоминается в литературе и мемуарах. А события книги Василия Аксенова «Москва Ква-Ква» и вовсе происходят около высотки на Котельнической.

Олег Бородин

художник, арендует квартиру в главном здании высотки

Три комнаты

85 квадратных метра

Эту квартиру я снимаю вместе с другом и подругой. В Москве тяжело найти трехкомнатную квартиру с белыми стенами и деревянным полом, поэтому когда год назад мы случайно узнали об этом варианте, то думали недолго. Конечно, из-за статуса здания за аренду пришлось платить сумму несколько больше, чем мы рассчитывали, но этого того стоит.

Все знают, что капитальный начался из-за Шувалова (И. И. Шувалов - первый заместитель председателя Правительства РФ. - Прим. ред.). Причем платят за него жильцы - соответствующая строка есть в платежном бланке. Качество ремонта везде разное. Исторические вещи типа статуй, потолка и лепнины реставрируют хорошо, а подъезд обновляют довольно странно. В нем постоянно что-то отваливается. Недавно покрасили стены, потом начали делать проводку, и, естественно, пришлось красить все заново. Ремонт происходит очень медленно: к примеру, новый лифт делают больше года. Сроки окончания ремонта постоянно переносят: по последней информации, он должен был кончиться в декабре 2016 года.

Из-за ремонта во всем доме пыльно, шумно и разбросан мусор. Поэтому многие жители решили воспользоваться ситуацией и провести ремонт у себя в квартирах. Если вечером посмотреть на окна высотки, то становится понятно, что многие жители временно съехали. На каждом этаже как минимум две квартиры находятся в состоянии ремонта, то есть дом опустел примерно наполовину.

Про квартиру

Мы въезжали в пустую белую квартиру с минимальным количеством мебели. Я привез лишь стол и матрас. Хотя со временем у нас появилось много хорошей советской мебели, которую выбрасывают соседи. В квартире три комнаты, балкон, столовая и две кладовки, одна из которых выходит на пожарную лестницу и к заваренному мусоропроводу. В подъезде нет мусоропровода: здесь он находится внутри квартир, однако большинство жителей заварили его из-за обилия тараканов. Мы практически не делали ремонт - лишь перекрасили стены и потолок.

У нашей столовой странная судьба. Сначала я был рад, что в квартире есть общее место для обеда и встреч. Но помещение оказалось не очень удобное, и сейчас мы редко проводим в нем время. Чаще всего в столовой сидят наши гости. А есть я предпочитаю в комнате или на балконе, на котором мы прошлым летом повесили небольшой гамак.

Я работаю на фрилансе и провожу много времени дома. Из высотки сложно морально и физически выбраться на улицу - сидишь как будто в крепости, и не хочется никуда выходить. Лифты в доме ездят довольно медленно, да и до метро идти долго. Летом меня спасает велопрокат, который находится прямо у кинотеатра.

Конечно, в квартире есть неудобства, но они не критичны. С давних времен в квартирах высотки водятся большие черные тараканы. У поэта Евтушенко, который здесь жил, есть даже посвященный им стих «Тараканы». Я их тоже застал. Они больше трех сантиметров, спокойные и тусуются только на полу. Мне они не мешали, а предыдущим жильцам даже нравились, их собака любила поиграть с тараканами. Однако после того, как мы наладили в квартире вентиляцию, они стали появляться намного реже.

Летом в квартире постоянно гуляет сквозняк. Часто бывает, что, когда заходишь в квартиру, балконная дверь хлопает так сильно, что в ней разбивается стекло. За год это произошло трижды, и однажды во время моего завтрака на балконе - тогда стекла упали прямо на меня. Во время недавнего урагана в Москве из-за сильного ветра я просто не смог закрыть окно.

Также в квартире есть небольшая проблема с шумоизоляцией потолков и полов. Утром я отчетливо слышу, как сосед сверху убирается и как у него звонит в телефоне Бах. Сосед подо мной тоже говорил, что слышит, чем я занимаюсь.

Про вид из окна и чаек

Из окон квартиры открывается вид на всю Москву, но я привык к нему буквально за пару месяцев. У меня нет ощущения, что я живу в квартире, ведь обычно из окна видны деревья, дома, улицы, а здесь я нахожусь как будто в абстрактной точке на высоте. Отсюда город воспринимается по-другому: все кажется хаотичным и стоящим друг на друге.

Рядом с высоткой находится вечная пробка, и до переезда я боялся, что мне будут мешать звуки машин. На деле оказалось, что большинство неприятных звуков и автомобильных газов не доходят до моего этажа. Я живу выше десятого этажа, и здесь намного тише, чем на улице. Я часто сплю с открытым окном и воспринимаю шум города как шум моря. Этому способствуют и чайки, которые периодически пролетают мимо моего окна.

Единственная проблема, связанная со звуком, возникает летом, когда по Москве-реке ходят туристические пароходы. Как правило, на них всегда громко включают плохую музыку. Звук настолько хорошо отражается от воды, что создается ощущение, будто Киркоров или Лепс поет в соседней комнате.

Про вечеринки, соседей и район

Периодически мы с соседями устраиваем в квартире вечеринки, ужины, показы работ современного искусства и небольшие электронно-акустические квартирники друзей-музыкантов. О таких встречах мы заранее предупреждаем соседей и стараемся все закончить до 11 вечера. Хозяин квартиры не против вечеринок, он любит художников, и доверяет нам. А вот консьержки переживают, если к нам приходит больше 20 человек. После одного инцидента мне даже пришлось познакомиться с участковым.

В главном здании высотки находится три корпуса, у каждого из которых свой подъезд и своя консьержка, но пока идет ремонт, работает только центральный вход и три консьержки сидят вместе. Они бдительны и могут не пустить гостей без присутствия хозяев, потому что внутрь часто пытаются попасть туристы и люди, которые хотят подняться на крышу.

Я в хороших отношениях с соседями по подъезду: здесь все приветливы и не прочь пообщаться в лифте. У жителей высотки есть собственное сообщество в фейсбуке, в котором они обсуждают косяки ремонта, следят за публикациями о здании и обсуждают новости района. Я встречал, конечно, среди жителей дома состоятельных людей, но все-таки высотка на Котельнической - это не элитный жилой фонд. В основном здесь живут пожилые люди, точно такие же, как на Речном вокзале или в любом другом месте Москвы.

Я мало гуляю по району, в основном провожу время либо в квартире, либо по работе хожу в печатную мастерскую на моей же улице. Еще мне нравится внутренний двор высотки, в юности я часто проводил там время. Во дворе есть подземный гараж, на крыше которого находятся бывшие теннисные корты. В этом году двор должны реставрировать. Сейчас он немного обшарпанный, но в нем все равно приятно и уютно. В какой-то степени он заменяет мне парк.

Недавно после реставрации открылся кинотеатр «Иллюзион», и в нем по-прежнему отличный репертуар: часто показывают классику, фильмы с европейских фестивалей, фильмы с пленки, фильмы с живой озвучкой и музыкой. Помимо этого, в нем еще и дешево: в будние дни билеты стоят около 100 рублей.

Ксения Вечтомова

бренд-менеджер Wonderzine, арендует квартиру в боковом корпусе высотки

Две комнаты

80 квадратных метров

70 тысяч рублей в месяц

Про переезд

В юности я много времени проводила на Таганке и всегда думала, что хочу жить в сталинской высотке на Котельнической. Не в любой высотке, а именно в этой. Она мне запомнилась еще по фильмам детства: «Москва слезам не верит» и «Брат-2». Всегда, когда я прохожу мимо нее, внутри появляется ощущение величия. В прошлом году я решила снимать квартиру в Москве и, как только увидела предложение в этом здании, сразу прибежала.

Аренда стоит 70 тысяч рублей в месяц. Я снимаю помещение не одна, а вместе со своим молодым человеком и его другом, поэтому мы не торговались. Правда, спустя два месяца после въезда я увидела объявление о сдаче квартиры в соседнем подъезде за 50 тысяч рублей.

Моя квартира сдавалась практически без мебели: обставлена была только кухня, и в одной из комнат стояла двухместная кровать. Изначально я хотела многое поменять в квартире, но скоро поняла, что сделать это довольно сложно. Во-первых, хозяйка запретила менять обои, потому что они ей дороги, и она говорит, что в них вшиты какие-то золотые нити. А во-вторых, стена давно прогнила, и если оторвать обои, то она начнет разваливаться . Зато в квартире высокие потолки, оригинальные люстры, а в ванной комнате висит старое зеркало в янтарной раме.

Про квартиру

Во всей квартире находится всего три розетки, поэтому по всему полу у меня разложены провода удлинителей. Причем розетки расположены в самых неудобных местах, а на кухне их нет вообще - сюда тянется провод из коридора. Насколько я понимаю, такая ситуация во всех квартирах высотки.

Если делать в квартире ремонт, то надо начинать с замены проводки, которая здесь не менялась с момента постройки здания. Она настолько плохая и старая, что лампочки перегорают через день. Из пяти лампочек на кухне сейчас работают лишь две, остальные сломались, и мне просто надоело бесконечно покупать новые. Хозяйка квартиры советует покупать дешевые лампочки и не париться. А то, что в любой момент может закоротить, ее не волнует.

В моей квартире нет холодильника, зато на кухне со времен постройки под подоконником установлен небольшой шкафчик с несколькими полками, у которого можно открыть внешние дверцы, и продукты, которые в нем лежат, окажутся как бы на улице. Зимой шкафчик отлично справляется: продукты в холоде, а на кухне тепло. Летом, конечно, не стоит хранить в нем скоропортящиеся продукты, но я обычно питаюсь на работе или в кафе, поэтому для меня отсутствие холодильника не проблема.

Еще одна особенность квартиры - своеобразная слышимость: например, с кухни не дойдет ни один звук, а из моей комнаты доносится каждый шорох. Также благодаря старой вентиляции я хорошо слышу, что происходит в соседних квартирах. Порой я просыпаюсь в пять утра от того, что кто-то из соседней квартиры включает гимн Советского Союза или группу «Грибы». Чаще я все же слышу пение птиц и колокольный звон. Окна моей комнаты выходят во внутренний двор, за которым виден монастырь, а левее возвышается главное здание высотки. Я живу здесь почти год, и вид из окна мне не надоел - во многом из-за него я так люблю курить на балконе.

Многие мои знакомые напрашиваются в гости - всем интересно, каково жить в высотке. Но когда приходят, восторга не испытывают - смотреть-то особо нечего. Жизнь в моей квартире похожа на жизнь в музее. Все хотят на тебя посмотреть, а ты сидишь внутри весь скрюченный.

В квартире постоянно что-то перегорает и ломается - и через два месяца после переезда я поняла, что здание построено для красоты, а не для жизни. Да, оно находится в центре, но от него долго идти до метро. А чтобы его обойти, нужно не меньше 20 минут. Думаю, жить в высотке на «Краснопресненской» намного удобней: рядом с ней тоже находится кинотеатр, есть много магазинов и ресторанов, а главное - метро. Осенью закончится мой договор аренды, и я попробую переехать именно туда.

Про соседей и подъезд

У всех жителей этого дома есть общая фишка, некое советское чувство интеллигентности. Оно как будто передается с заселением или пропиской. Например, когда снимаешь квартиру в обычном доме, тебя чаще всего спрашивают, где ты работаешь и сколько зарабатываешь, а здесь хозяйка первым делом узнала у меня, в какой школе я училась. Ей было важно, чтобы я окончила хорошую школу в центре Москвы.

В прошлом году в другом корпусе дома Игорь Шувалов купил восемь квартир - то есть весь этаж. После этого во всем доме стали делать капитальный ремонт. Причем ремонт делали, скорее всего, за счет государства, потому что жители его точно не финансировали.

В моем подъезде в основном живут местные жители старше 40 лет, молодых очень мало, да и тех, кто снимает квартиру, тоже. Большинство соседей милые и дружелюбные. Когда в нашем доме было открытие «Пятерочки», местные жители пришли на мероприятие и активно вели неспешные светские беседы. Периодически между седьмым и восьмым этажами проходят собрания жителей подъезда. Я ни разу там не была и не знаю, что они обсуждают, но знаю, что многим жильцам было важно, чтобы в рамках ремонта во все квартиры поставили одинаковые входные двери и ручки. Поэтому теперь у меня такая же ручка, как в «Пятерочке» и как у Шувалова.

В то же время здесь живут довольно бдительные люди. Мой сосед по квартире осетин, и, когда мы переезжали, в подъезде произошла неприятная история. Он с сумками поднимался по лестнице, какая-то бабуля начала на него орать, угрожать, что вызовет полицию, обвиняла в организации притона и просила показать регистрацию. Помню, он мне звонил и дрожащим голосом просил помочь.

Контингент людей, которые живут в основном здании, и тех, которые живут здесь, разный. Там живут богатые люди, которые могут себе позволить купить квартиру в таком доме, а у нас живут преемственные москвичи. Разница видна даже по припаркованным во дворе машинам. Около подъездов главного здания стоят новые машины высокого класса, а у подъездов других корпусов автомобили попроще, например как у нашей хозяйки: Volvo золотого цвета двухтысячного года.

За порядком в подъезде смотрят три охранника, которые работают по очереди. Ночуют они в просторной подсобке, в которой есть даже ванная. На самом деле они больше чем охранники, этакие охранники-диспетчеры. Знают всех жителей по именам и в лицо, а гостей подробно спрашивают, к кому они идут и зачем. К ним можно прийти за любым вопросом. Например, отключили воду - охранник уже знает, в чем дело и когда ее дадут. Или если по мелочи что-то починить, можно не вызвать мастера, а попросить охранника. Моего любимого охранника зовут Андрей. Он высокий, статный, сидит с ровной спиной и носит костюм.

Про район

От высотки до входа в метро «Таганская» идти достаточно долго, поэтому я пользуюсь такси. Но в районе из-за строительства парка «Зарядье» постоянные пробки. В какую сторону ни выезжай - везде машины. Между местом моей работы и домом - восемь километров, и обычно дорога занимает час, поэтому я начинаю работать прямо в машине. Максимальное время, которое я потратила на дорогу, - полтора часа. Иногда я хожу до библиотеки имени Ленина и оттуда беру такси за сто рублей - так получается быстрее и дешевле.

В теплую погоду я люблю гулять по набережной или по чудесному мосту до «Новокузнецкой» или до «Китай-города». В пяти минутах ходьбы находится Powerhouse, однако больше пойти особо некуда. Ближайшие кафе и рестораны находятся около «Таганской», да и их не очень много. На Китай-городе ситуация намного лучше, но до него еще нужно дойти.

Еще хуже обстоят дела с магазинами. Вроде живешь в центре города, а поблизости нет никакой инфраструктуры. Зимой в здании дома открыли забавный магазин «Пятерочка». Его потолки и стены покрыты мрамором, а внутри развешаны объявления о картошке за 40 рублей. Но меня такая сюрреалистическая эстетика не смущает.

Ближайшая круглосуточная аптека находится около метро «Пролетарская». Если ночью станет плохо, пойти некуда. Сбербанк в здании высотки работает с 10 утра до 5 вечера, неудобно. Хотя пожилым жителям, наверное, здесь жить комфортно: все находится под рукой и работает днем.

Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.

Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.

Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).

Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).

Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.

Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.

Дама с грудями

Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.

Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.

Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").

В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.

Формально строить жилой дом на Котельнической набережной начали только по окончанию Великой отечественной войны. Одно крыло было возведено еще в 30-х годах в качестве самостоятельного строения. В дальнейшем жилой дом на Котельнической набережной стал одной из семи Сталинских высоток , возведенных на стрелке реки Яузы и Москвы-реки.

Согласно замыслам архитектора, жилой дом на Котельнической набережной на левом берегу Москвы-реки должен был обозначить место впадения Яузы в ее русло и продолжить концепцию проектируемого 400-метрового Дворца Совета.

Одним из авторов проекта жилого дома на набережной был Д. Чечулин, которому было также доверено проектирование высотного здания в Зарядье. И что удивительно, государственную премию он получил не за жилой дом на Котельнической набережной, а за проект так и не построенного небоскреба в Зарядье.

Генеральный план реконструкции столицы 1935 года предусматривал возведение 9-12 этажных сооружений. Согласно проекту Д. Чечулина центральная часть дома на Котельнической набережной должна была составлять 25 этажей, что не только не вызвало протестов, а наоборот, архитектору было рекомендовано увеличить конструкцию до 26 жилых этажей без учета еще 6 технических.

Новый небоскреб, по замыслу проектировщиков, должен был просматриваться со всех наиболее значимых точек города. Как с другими сталинскими высотками в процессе проектирования и строительства высота жилого дома на Котельнической набережной увеличивалась неоднократно. В итоге высота составила 173 метра.

В художественном плане все сталинские небоскребы и жилой дом на Котельнической набережной не исключение, являются результатом смешивания совершенно разных и не похожих архитектурных решений, названных «сталинским ампиром». Композиция дома проложила мотивы Троицкой , Никольской и Спасской башен Московского Кремля . Главный корпус здания украшен резными башенками, ажурными арками, шатровыми навершиями со шпилями и конечно, центральным шпилем со звездой.

Благодаря элементам, типичным для строений исторической части столицы, жилой дом на Котельнической набережной архитектора Д. Чечулина на набережной вписался в силуэт города. Невзирая на размеры, небоскреб на набережной отчасти гармонирует с башнями Кремля, колокольней Ивана Великого, и стенами Новодевичьего монастыря.

В воспоминаниях архитектора не мало написано о периоде уничтожения старой части города. И то же время, как писал Д. Чечулин, громадные небоскребы как раз способствовали сохранению образа Москвы. Такое утверждение совершенно не соотносится со сносом исторических памятников – Сухаревской башни, Китайгородской стены и многих других.

План реконструкции города был рассчитан на 20–25 лет, но многим номенклатурным деятелям очень хотелось его ускорить и отчитаться о выполнении. Чечулин, в своей книге «Жизнь и зодчество» описывая историю реконструкции города, часто употребляет такие слова как «мне посоветовали», «мне было рекомендовано» и т.д. Причем никогда не указывается, кто посоветовал и кто порекомендовал.

Так свои воспоминая излагали большинство деятелей сталинской эпохи, не было нужды указывать на конкретных персон, все и так знали, что необсуждаемые указания мог давать только одни человек в стране. Хотя официально куратором строительства этого строения был товарищ Берия.

Иосиф Сталин лично указания архитекторам давал крайне редко. Чаще всего свои пожелания он высказывал через подчиненных. И несмотря на то что, это были пожелания, их неисполнение не сулило ничего хорошего.

Отличительной чертой всех сооружений сталинской эпохи является то, что все они напоминают большие праздничные торты. Это ярко выражено в архитектуре жилого дома на Котельнической набережной. Каждый ярус конструкции украшен многочисленными уникальными барельефами, скульптурами, обелисками и парапетами.

Верх главного объема и крыльев венчает множество небольших шпилей, наверший и башенок, что придает сооружению вид огромной короны. Особенно волшебно жилой дом на Котельнической выглядит ночью, когда зажигается электричество в комнатах, и сходство с короной дополняется ярким свечением, похожим на игру света в драгоценных камнях.


Стоимость квадратного метра

Строительство жилого дома на Котельнической набережной для элиты обошлось государству в весьма внушительную сумму. Себестоимость квадратного метра здания составила почти 5,5 тыс. рублей. Конечно, не так много, как стоимость Гостиницы Ленинградская. Для сравнения в начале 50-х годов автомобиль Москвич стоил 9 тыс. рублей, а зарплата квалифицированного инженера не больше 1 тыс. рублей в месяц.

Полезная площадь жилого дома на Котельнической в силу архитектурных особенностей была очень небольшая. Средняя 40-ка метровая квартира имела 20-ти метровый балкон или веранду. Вид с такого балкона поражал своим великолепием, но сама квартира совсем не вдохновляла.

При этом планировки квартир в старом довоенном корпусе были вполне обычные и практически не подверглись реконструкции. Работы над фасадом дома на Котельнической не смогли стереть разницу между довоенным и послевоенным корпусом.

В доме расположено почти 700 квартир от 2-ух до 5-ти комнатных. Для удобства в доме на Котельнической также располагались кинотеатр, магазины, кафе, почта и сберкасса. Многие из этих заведений работают и сегодня.

По замыслу архитектора все социально-бытовые учреждения должны были быть частью здания, чтобы жильцам не пришлось выходить на улицу. Эта идея социально-бытового комбината в каждом доме была частью светлой идеи коммунизма, всеобщего равенства и лозунга «от каждого по его способностям, каждому - по его труду».

Уже в процессе строительства проект был немного видоизменен: высота была увеличена, а площадь основания уменьшена, что несколько вытянуло пропорции здания. Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь.

Одним из достоинств проекта является то, что силуэт, ступеньками поднимающейся к центру, удачно вписался ландшафт города. Здание завершает формирование пространства вдоль берегов Москвы-реки и связывает улочки, ведущие к набережной Яузе.

Открывающаяся с Боровицкого моста и со стен Кремля панорама высотного здания на набережной Москвы-реки, вошла в число визитных карточек столицы. Конечно, и без того узкая река Яуза, стала казаться еще более узкой, исчезла из панорамы Швивая горка, один из холмов исторического центра Москвы.

Строительство жилого дома на Котельнической набережной велось, так же как и других советских небоскребов, силами заключенных. Неограниченные человеческие ресурсы обеспечивались ведомством Л. Берии.

По мере возведения здания конвоиры все реже сопровождали строителей на верхние этажи, так как боялись «случайно» сорваться вниз. На технических этажах или подвалах еще можно встретить надписи, оставленные строителями в память о себе: «строили ЗЭКи», «10 отряд» и т.д.


Особенности квартир в жилом доме на Котельнической

В ходе возведения высотки на набережной были выявлены очень примечательные ошибки проектировщиков. Трехкомнатной квартире жилая площадь составляла всего 55 квадратных метра, а подсобные помещения еще 41 квадратный метр. Что вызвало массу возмущенных откликов со стороны руководящей элиты, которой посчастливилось заселиться в дом по адресу Котельническая набережная дом 1.

Кухня в каждой элитной квартире была оборудована новейшей техникой, которой не все жильцы умели пользоваться. Белый цвет, выбранный художниками для оформления кухни, был абсолютно не практичен и совершенно не отвечал цели создания уютной атмосферы.

Белый стол, стулья-табуреты, шкаф для посуды, холодильник и эмалированная раковина создавали впечатление больничной палаты или операционной, но никак кухни, на которой можно готовить вкусный ужин.

Ванная комната, которая сама по себе являлась роскошью, была оборудована калорифером для сушки белья, умывальником с раковиной и зеркалом, ящиком для хранения белья, и шкафчиком для зубных принадлежностей, косметики и парфюмерии.

Надо отметить, что при строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей. Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра – все было одинаковым.

Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

Общепринятые «разговоры на кухне» в этих стенах были особенно небезопасны, стены были напичканы техникой, позволяющей вести тайное прослушивание, любой квартиры. Холлы подъездов больше напоминали театральные фойе.

Стены отделаны барельефами из тончайшего фарфора цвета чайной розы и слоновой кости, большими люстрами с хрустальными подвесками и настенными бра, имитирующими старинные бронзовые подсвечники.

Подобное расточительство, при страшном дефиците жилья в столице, могло бы вызвать возмущение у обывателей, но восхищаться всеми бытовыми достоинствами жилого дома на Котельнической набережной Москвы-реки было дозволено только избранным.


В советском журнале, посвященному советской архитектуре, был посвящен абзац жильцам элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди – рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток. В доме на Котельнической проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим».

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, известная актриса, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре, одна из тех, кто отмечал новоселье в образцовом доме. Удивительная история предшествовала ее заселению.

К актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.

В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и единственным препятствием на этом поприще является тот факт, что она проживает в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц она расстилала скатерть в новой квартире на белоснежной кухне.

А еще через месяц в органы гос. безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ.

После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы. Сама актриса пояснила свой поступок очень просто: «…дать много органам я не могу, а мало мне не позволяет совесть – проклятое воспитание!».

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

В корпусе «Б» на 6-ом этаже 12 лет жила великая балерина Галина Уланова. В 2004 году в ее квартире № 185 был открыт музей, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи. Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой.

Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина несмотря на возраст и состояние здоровья каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки.

В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова российская актриса, телеведущая и режиссер соседствует с актером, музыкантом, шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».


Высотка на Котельнической в кино

В кинолентах советской эпохи элитный жилой дом на Котельнической набережной часто фигурирует как место жительства главных героев. В комедии «Верные друзья» Михаила Калатозова один из главных героев Академик Нестратов руководил строительством именно этой сталинской высотки, не выходя из кабинета. А его друзья детства искали его поднимаясь по строительным лесам.

Одним из знаменитых эпизодов является сцена, в которой молодые героини фильма «Москва слезам не верит» встречают никому неизвестного актера Иннокентия Смоктуновского на лестнице кинотеатра Иллюзион, расположенного в жилом доме на Котельнической. Все сцены в подъезде снимались именно в этом здании, тогда как по сюжету фильма профессор Тихомиров, проживал в высотке на площади Восстания (Кудринской площади) .

В современны фильмах высотка также фигурирует как место действия. В нашумевшем телесериала «Бригада» главному герою Саше Белому и его супруге друзья по случаю свадьбы дарят квартиру как раз в жилом доме на Котельнической набережной, где в первый же день на них происходит покушение при помощи растяжки с гранатой.

Семья главного героя сериала телеканала ТНТ «Последний из Магикян» по сюжету проживает в квартире в жилом доме на Котельнической набережной.

Политические взгляды или банальное хулиганство

Не так давно жилой дом на Котельнической набережной стал известным не только в России, но и в других странах. В августе 2014 года неизвестный разместил украинский флаг на шпиле высотки и перекрасил половину звезды в желтый цвет, чтобы она соответствовала цветам флага Украины.

Фотографии высотки с двуцветным флагом разошлись в журналы и газеты как в России, так и за рубежом. Российские правоохранительные органы быстро установили личность руфера, в социальных сетях выступавшего как Мустанг. Им оказался гражданин Украины, таким неуместным способом пытавшийся выразить свои политические взгляды.

В дальнейшем появилась информация, что свои фотоматериалы патриотично настроенный гражданин Украины продал известному журналу за солидный гонорар. На запрос правоохранительных органов РФ о выдаче обвиняемого в хулиганстве руфера Украина ответила отказом, сообщив, что ее гражданин выполнял ответственное специальное задание на вражеской территории и за это награжден почетным знаком отличия.

Даже с учетом произошедшей неприятности, жилой дом на Котельнической набережной остается памятником сталинской эпохи и большой советской архитектуры.