Задолженность по налогам счет. Задолженность бюджету по налогам счет

По итогам 2017 г. задолженность российских налогоплательщиков перед бюджетом существенно сократилась. Однако основной механизм ее сокращения – ужесточение процедур взыскания, что нередко приводит к потере бизнеса компании-должника. Вместе с тем, задачи развития бизнеса требуют иной работы с налоговой задолженностью, включая упрощение процедур ее реструктуризации, а также ее списания для ряда категорий налогоплательщиков.

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

ВниманиеКак рассказали журналистам представители налоговой службы по Алтайскому краю, небольшая задолженность перед бюджетом, которая образовалась у данного налогоплательщика, - это пеня, возникшая из-за несвоевременной уплаты налога. При этом, по закону, инспекторы ФНС должны завершить процедуру взыскания долгов до 1 января 2018 года, независимо от суммы.
ВажноКомиссию, кстати, платить было необязательно, пока долг не передали на принудительное исполнение. Бесплатно заплатить свою копейку налогоплательщик мог в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.
Однако сам гражданин о своем долге в 1 копейку даже не подозревал, пока к нему не пришло постановление судебных приставов об открытии исполнительного производства. Инфо Организация имеет право распоряжаться кредиторской задолженностью на свое усмотрение, однако на момент выплаты она обязана погасить или вернуть ту часть имущества, на которую имеются права у кредиторов. Другими словами, кредиторская задолженность определяется и как часть имущества, полностью принадлежащего предприятию с правом владения на него, и как долги предприятия перед своими кредиторами, которые уполномочены истребовать или взыскать долг из указанной части имущества.
Начисление денежной суммы на различные счета осуществляется предприятием ежедневно. Порядок расчета, налоговые ставки, источники уплаты фактически у всех налогов различны.

Они определяются соответствующими Инструкциями государственной налоговой службы России (ГНСР). Учет расчетов с бюджетом по различным видам налогов ведется на счете 68 “Расчеты с бюджетом”.

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 - обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Кредитные долговые обязательства предприятия перед бюджетом

Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 1) по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передачи товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также по передаче имущественных прав; 2) по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; Плательщиками НДС бюджетные учреждения являются лишь в том случае, когда занимаются предпринимательской деятельностью. Счет учета входящего НДС Размер НДС для перечисления в бюджет может быть уменьшен на величину налога, принятого к зачету.

В частности, так следует поступить, если ранее кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств (до изменения типа) за счет лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований. Задолженность бюджету счет Месторасположение задолженность перед бюджетом 68 Раздел 5 Бухгалтерского баланса, форма 1, код строки 626 .Сумма по строке 626 равна сальдо по счетам 68 и 69 в части ЕСН.

Для учета дебиторской задолженности предусмотрены счета в разделе Финансовые активы Казенные учреждения после 01.01.2012 обязаны после уплаты в бюджет установленных. 19.3 10 7 Перечислены с расчетного счета в погашение задолженности бюджету 66 51 8 Поступила на склад из производства готовая продукция 43 20 9 Погашена с расчетного счета.

Задолженность по платежам в бюджет счет

Прочие кредиторы» (строка 625) показывается задолженность организации по расчетам, данные о которых не отражены по другим статьям группы «Кредиторская задолженность». Отражаем долги в балансе Но взаимным подтверждением суммы долга дело не заканчивается. Важно правильно отразить задолженность в балансе. Особенно в период неплатежей. Дебиторская задолженность - это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т. д. которую организация планирует получить. Кроме того, к дебиторской задолженности относится также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам. Основа формирования показателя дебиторской задолженности - это раздельное отражение данных о долгосрочной и краткосрочной задолженности. Дебиторская задолженность в бюджетном учете Требовать взыскание просроченной дебиторской задолженности, возможно в пределах установленного срока исковой давности.

Для его учета используется счет 19, обобщающий информацию о размере НДС по приобретенным ценностям, выставленный поставщиками. Этот счет весьма интересный. С одной стороны, его можно рассмотреть как дебиторскую задолженность, ведь используется он при расчетах с поставщиками для выделения из общей стоимости полученных товаров, принятых работ/услуг суммы НДС к возмещению.

Строка 1520 бухгалтерского баланса - Кредиторская задолженность По этой строке формы отражают сумму кредиторской задолженности компании, которая сформировалась по состоянию на 31 декабря 2015 года. При этом в строку 1520 вписывают долги, срок погашения которых равен или меньше 12 месяцев.
Если срок погашения задолженности превышает 12 месяцев, то ее сумму указывают в составе долгосрочных обязательств по строке 1450 «Прочие обязательства».

По этой статье расходов отражают задолженность по всем видам платежей в бюджет (НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц и т. д.).

По каждому налогу, который надо уплатить в бюджет, к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» откройте отдельный субсчет. Начисление сумм налогов отразите по кредиту субсчетов счета 68, а уплату налогов в бюджет или уменьшение этой обязанности по иному основанию – по дебету соответствующих субсчетов.

Для отражения задолженности по налогам и сборам в балансе используйте кредитовое сальдо по счету 68, не погашенное по состоянию на отчетную дату.

Как начислить налог на прибыль

Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить «налог на бухгалтерскую прибыль», а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговой декларации.

«Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток)» называют условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Его рассчитывают по формуле.

Формула расчета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль

По итогам отчетного периода бухгалтеру надо сделать проводку:

Дебет 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»   Кредит 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»
- начислен условный доход по налогу на прибыль.

В ПБУ 18/02 налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, именуется «текущий налог на прибыль». Он отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Связь между текущим налогом на прибыль и условным расходом (доходом) по налогу на прибыль отражает формула.

Формула расчета текущего налога на прибыль

Если при этом текущий налог на прибыль получится отрицательным, то он принимается равным нулю.

ПРИМЕР 1. КАК НАЧИСЛИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Бухгалтерская прибыль АО «Актив» за IV квартал отчетного года составила 1 000 000 руб.

В течение квартала произошло следующее:

Представительские расходы превысили допустимый норматив на 4000 руб.;

Амортизационные отчисления в бухгалтерском учете составили 7000 руб., из которых только 4000 руб. учитывают в целях налогообложения;

Начислены, но не получены дивиденды от долевого участия в иностранной компании – 8000 руб.

Как образуются разницы, показано в таблице:

Напомним: дивиденды, полученные от иностранных организаций, облагают налогом на прибыль по ставке 0 или 13% (п. 3 ст. 284 НК РФ). Дивиденды признаются в составе внереализационных доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет организации. Будем считать, что к дивидендам применяется ставка 13%, а все остальные доходы «Актива» облагаются налогом по ставке 20%.

Бухгалтер «Актива» сделает такие проводки:

Дебет 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»   Кредит 68
- 199 440 руб. ((1 000 000 руб. – 8000 руб.) × 20% + + 8000 руб. × 13%) – начислен условный расход по налогу на прибыль;

Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство»   Кредит 68
- 800 руб. (4000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство (условный расход по налогу на прибыль доначислен);

Дебет 09   Кредит 68
- 600 руб. (3000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив (условный расход по налогу на прибыль доначислен);

Дебет 68   Кредит 77
- 1040 руб. (8000 руб. × 13%) – отражено отложенное налоговое обязательство (условный расход по налогу на прибыль списан).

В итоге текущий налог на прибыль составит 200 тыс. руб. (199 800 = 199 440 + 800 + 600 – 1040).

Если ваша фирма не применяет ПБУ 18/02 (что должно быть отражено в ее учетной политике), то начисление налога производится на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации.

ПРИМЕР 2. КАК ОТРАЗИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ НА ОСНОВЕ ДЕКЛАРАЦИИ

В налоговом учете АО «Пассив» за 9 месяцев отчетного года отражен убыток, но по итогам года сформировалась прибыль в сумме 25 700 руб. Величина исчисленного налога отражена в налоговой декларации. Бухгалтер «Пассива» 31 декабря произвел запись:

Дебет 99   Кредит 68
- 5140 руб. (25 700 руб. × 20%) – отражен налог на прибыль на основе налоговой декларации.

Перечисляя налог в бюджет, сделайте проводку:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»   Кредит 51
- уплачена в бюджет сумма налога на прибыль.

Операция начисления условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в налоговом учете не отражается.

Читайте также «Для каких компаний снизят налог на прибыль»

Как начислить НДС

НДС к уплате в бюджет начисляют при совершении отдельных хозяйственных операций. Моментом начисления является наиболее ранняя из двух дат:

  • день, когда отгружены или переданы товары (работы, услуги, имущественные права) покупателю;
  • день поступления оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Фирма может не отгружать товар, а передать право собственности на него покупателю. Такую передачу, по Налоговому кодексу, приравнивают к отгрузке. Таким образом, после отгрузки товара или передачи права собственности на него вы должны начислить налог.

Для начисления налога примените проводки:

Дебет 90-3   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им товары (готовую продукцию, полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы, оказанные услуги);


- начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им основные средства, нематериальные активы, материалы, другое имущество, продажа которого не явля­ется для организации обычным видом деятельности;

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за оказанные услуги, реализация которых не является для организации обычным видом деятельности (например, однократная сдача в аренду основных средств);

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС при передаче имущественных прав;

Дебет 19   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС при строительстве хозспособом, при импорте товаров, при восстановлении НДС в момент передачи имущества в уставный капитал другой фирмы;

Дебет 76   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС при получении аванса (предоплаты) от покупателя или заказчика;

Дебет 60 (76)   Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
- удержан налоговым агентом НДС из доходов продавца.

Читайте также «НДС с 2018 года»

Как начислить прочие налоги и сборы

Акцизы, как и НДС, начисляют по дебету счета 90 «Продажи»:

Дебет 90-4   Кредит 68, субсчет «Расчеты по акцизам»
- начислен акциз.

Ряд налогов начисляют по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». К этим налогам относятся:

а) налог на имущество:

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
- начислен налог на имущество;

б) госпошлина за участие в судебных разбирательствах, регистрационные или нотариальные действия:

Дебет 91-2   Кредит 68, субсчет «Расчеты по госпошлине»
- начислена госпошлина;

в) транспортный налог:

Дебет 91   Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог;

г) земельный налог:

Дебет 91   Кредит 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу»
- начислен земельный налог.

Выбор в пользу счета 91 объясняется тем, что вышеперечисленные налоги начисляются вне зависимости от ведения обычной деятельности.

Суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности, к которым, в частности, относятся расходы, связанные с продажей товаров (письмо Минфина России от 24 июля 2015 г. № 07-01-06/42799):

Дебет 44   Кредит 68, субсчет «Расчеты по торговому сбору»
- начислен торговый сбор.

«Ресурсные» налоги и сборы начисляют по дебету счетов учета затрат на производство:

а) налог на добычу полезных ископаемых:

Дебет 20 (23, 25, 29)   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых»
- начислен налог на добычу полезных ископаемых;

б) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

Дебет 20 (23, 25, 29)   Кредит 68, субсчет «Расчеты по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов»
- начислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Есть налоги, которые относятся на финансовые результаты фирмы. Такие налоги начисляют в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»:

Дебет 99   Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на игорный бизнес»
- начислен налог на игорный бизнес;

Дебет 99   Кредит 68, субсчет «Единый налог на вмененный доход»
-начислен налог по деятельности, облагаемой ЕНВД.

Обратите внимание

Платежи за загрязнение окружающей среды, таможенные пошлины к налогам и сборам не относятся.

Под кредиторской задолженностью понимается долг юридического или физического лица перед иными лицами. Бухучет может содержать проводки, отражающие как задолженность, срок исполнения обязательств по которой уже наступил, так и ту, для которой срок уплаты еще не подошел. Вся кредиторская задолженность отражается на счетах расчетов. Для этого определены следующие категории расчетов:

  • перед поставщиками и подрядчиками;
  • перед покупателями и заказчиками;
  • по краткосрочным займам и ссудам;
  • по долгосрочным займам и ссудам;
  • с наемными работниками по зарплате;
  • с наемными работниками по другим операциям;
  • по налогам и сборам;
  • с подотчетниками;
  • по соцстраху и соцобеспечению;
  • с участниками обществ;
  • прочие долги перед разными дебиторами и кредиторами.

Каждой из приведенных расчетных категорий соответствует определенный счет бухучета. Объединяет их то, что все они являются счетами расчетов и поименованы в разделе VI плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

При составлении отчетности по бухгалтерии кредиторку отражают в пассиве баланса. Величина задолженности должна быть достоверной, поэтому организация обязана регулярно по утвержденному графику проводить ее инвентаризацию.

О том, как провести инвентаризацию кредиторки, см. в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»

Сворачивать ни кредиторскую, ни дебиторскую задолженность не допускается.

Кредиторская задолженность - это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как просроченная кредиторская задолженность, так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. , как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее - соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 - налог на доходы физлиц (НДФЛ).

По дебету счёта отражаются уплаченные налоги и сборы (погашение задолженности). В частности, проводка Д 68 К 51 означает уплату какого-либо налога с расчётного счёта предприятия.

  • Кредитовое сальдо по итогам отчётного периода означает наличие задолженности юридического лица по налогам и сборам.
  • Дебетовое - указывает на долги бюджета перед предприятием (компанией) или - переплату по налоговым платежам.

На приведенном счете, например, разрешено приводить расчеты по страхованию (как имущественному, так и личному), выставленным партнерам претензиям, средствам, которые подлежат удержанию из зарплаты сотрудников компании в адрес иных лиц по постановлениям контрольных органов, судов, различных исполнительных документов и пр. В свою очередь, тогда для каждой категории открывается отдельный субсчет.

По строке 620 «Кредиторская задолженность» раздела V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации и отдельными строками приводится ее расшифровка. Расшифровку строки 620 приводят в строках 621 - 625.

ü По строке 621 - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие, но неоплаченные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Указанная задолженность учитывается по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кроме того, по данной строке показывается сумма кредиторской задолженности перед поставщиком в случае, если с ним организация расплатилась собственным векселем, поскольку вексель выдается только для отсрочки платежа. Разница между номинальной стоимостью векселя и суммой задолженности перед поставщиком является процентом по векселю за отсрочку платежа.

Ответы: Д41К60 Тип первый изменения структуры балансового отчета увеличивает валюту баланса, то есть одновременно и в одинаковой степени увеличивается как актив, так и пассив баланса. К данному типу структурного изменения можно отнести, например, получение продукции от поставщика, без оплаты (увеличение актива в части товаров на складе и увеличение пассива в части роста кредиторской задолженности) , получение кредита от банка-партнера на расчетный счет компании (увеличение актива по статье денежные средства и увеличение пассива по статье займы и кредиты) и так далее.

Д60К51 Тип номер два изменения структуры баланса приводит к уменьшению итогов баланса. Примерами тому служат такие операции: перечисление налогов в бюджет (уменьшается статья денежные средства и уменьшается статья задолженность перед бюджетом) , погашение кредиторской задолженности поставщикам (это приводит к уменьшению статей кредиторская задолженность и денежные средства) .

Д50К71 Тип 1 Д68К51 Тип 2 Д71К50 Тип 1 Д66К51 Тип номер четыре фактов хозяйственной деятельности, который изменяет финансовое состояние предприятия, очень схож с третьим и приводит к изменению в составе пассивов, то есть источников средств предприятия. К данным операциям можно отнести операции связанные с погашением ранее возникших долгов поставщикам за счет предоставленного банковского кредита, удержание различных налоговых сборов с работников компании и так далее

Проанализируйте оборотные активы. Вполне возможно, что у вас скопилось большое количество сырья и материалов и незавершенного производства и совсем нет свободных денежных средств. Также может быть много денег в краткосрочных или долгосрочных финансовых вложениях.

  • начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, прочих услуг (расходов);
  • приобретение основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов;
  • платежи в бюджет, прочие расчеты с кредиторами.
  • произошла частичная оплата;
  • стороны подписали акт сверки;
  • произвели зачет взаимных требований;
  • кредитору направили письмо с просьбой об отсрочке платежа или поставки товара (работ, услуг);
  • организация признала претензию в письменной форме;
  • внесли изменения в контракт или договор, которые подтверждают признание долга должником.

Учет обязательств по платежам в бюджет

С момента регистрации предприятия в качестве юридического лица ее обязанности перед государством определяются в первую очередь правильностью, полнотой исчисления и своевременностью погашения налогов и сборов. Это один из важнейших участков бухгалтерского учета, от которого во многом зависит финансовое положение предприятия.

Взаимоотношения между государством и хозяйствующим субъектом строится, прежде всего, через платежи в бюджет различных налогов и сборов. Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Налоговое обязательство – это обязательства плательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством. Сущность налогов проявляется в их функциях, т.е.

Внимание

Сальдо по дебету отображает обязательство, перечисляемое в бюджет, перед компанией или перечисление большего количества денег по нему. Для того чтобы показать информацию, которая подтверждает состояние выплаты налоговых вычетов и сборов, применяют 68 счет. На нем отражаются по кредиту стоимости налогов, которые рассчитываются в декларациях и предназначаются к перечислению.

Через налоги государство решает несколько проблем, в том числе:

  • достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения;
  • обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.;
  • решаются экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Налоги выполняют следующие функции:

  1. Фискальную.
  2. Социальную (распределительную)
  3. Регулирующую.
  4. Контрольную
  5. Интегрирующую.

Назначение, характеристика и другие особенности этих налогов подробно рассматриваются на курсах «Финансы», «Налоги и налогообложение».

Д 20 (23, 91) К 68 Осуществляется начисление налога Д 68 К 51 Происходит его уплата в бюджет

  • Госпошлина. Она перечисляется в бюджет за совершение разных операций, например, за регистрацию собственности на основные средства, рассмотрение дела в арбитражном суде, нотариальные действия. Данная «кредиторка» также учитывается на счёте 68, в «связке» со счетами 91 (пошлина в суде, за нотариальное удостоверение) и 08 (за приобретение внеоборотных активов в виде свидетельства о праве собственности).

Д 08 (91) К 68 Начисляется пошлина Д 68 К 50 (51) Она перечислена в бюджет

  • Санкции за неполное или несвоевременное перечисление налогов.

Д 99 К 68 Начислены штрафы и пени Д 68 К 51 Погашена «кредиторка» по санкциям Таким образом, рассмотрены основные моменты по такому явлению, как кредиторская задолженность по налогам и сборам.

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 - инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 - материалы;
  • 11 - животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 - покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) - основное (вспомогательные) производства;
  • 26 - расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 - обслуживающие производства;
  • 41 - товары;
  • 44 - расходы на продажу;
  • 51 (52) - расчётный (валютный) счёт;
  • 55 - спецсчёт в банке;
  • 70 (75) - расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 - продажи;
  • 91 - иные доходы и расходы;
  • 98 - будущие доходы;
  • 99 - прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.Что нужно сделать с 16 по 20 апреля С каждым днем весна все увереннее вступает в свои права. Яркое солнце, голубое небо и пение птиц кого угодно могут заставить забыть о заботах и погрузиться в сладкие грезы. Чтобы предаваясь мечтам вы, тем не менее, не пропустили ни одной важной бухгалтерской даты, мы представляем вашему вниманию наши еженедельные напоминания.{amp}lt; {amp}lt;

… Выдать увольняющемуся работнику копию СЗВ-М нельзя Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ). Однако эти формы отчетности списочные, т.е. содержат данные обо всех работниках. А значит передача копии такого отчета одному сотруднику – разглашение персональных данных других работников. {amp}lt;

  • Налог на имущество. Он платится из прибыли до налогообложения. Поэтому учитывается «в связке» со счётом 91.

Д 91 К 68 Происходит его начисление Д 68 К 51 Осуществляется его уплата (погашена кредиторская задолженность)

  • Земельный налог. Его сумма (и объём задолженности) зависит от кадастровой стоимости земли. Последняя, в свою очередь, вытекает из расположения и предназначения участка. Поэтому при учёте данного налога наряду со счётом 68 используются счета, на которых учитываются затраты, понесённые на таких землях. Например, у сельскохозяйственных организаций - со счётом 20.

История никого ничему не учит, пока сам не наступишь на грабли десяток раз, ничего не поймёшь. Каждый должен сам пройти этот путь и набить шишек себе а лбу. А когда пытаешься сделать шишку на чужом лбу-получается драка. Что мы и имеем. Амбициозность и глупость человеческая неистребима.

Честно, не знаю, как на счет «карманных расходов», и для чего они.. (шопинг-зависимость какая-то) скажу больше, даже никогда не задумывался, но, если что-то нужно, спрашивать, как правило, тем более в семейной паре, корректно. Это может происходить разными способами, в зависимости от отношений в паре, например, мне нужно, то, то и то. денег дай!

)))))))) Тем более он сказал об этом. Если никто не страдает склерозом. он же не попугай? Зачем ему тридцать раз повторять одно и то же? Поэтому, скорее всего и не реагирует. Вы же не спрашиваете. Может это просто мысли вслух. Или разговор про «в перспективе» или «через год»? Попробуйте тогда о этом уточнить у него?

Может намеком, а может и вывесли на разговор.. я же не знаю, как у вас построено. И вообще, в первый раз слышу о «мужской обязанности» что-то кому-то пихать. с криками, я знаю, что у тебя их нет)))))) Лично в моем случае, как и в большей, мне кажется, их части, существует такое понятие, как «семейный бюджет», когда какая-то сумма (необязательно весь бюджет), налом (не всегда удобно обналичивать что-то, а ситуация может возникнуть разная, вплоть до экстренной) лежит дома, для.

да в конце концов, не будешь же все с собой таскать.. есть вероятность это «все» благополучно потерять, ну и если что-то понадобилось, берешь и все. Партнера ставишь в известность об изменениях (не отчитываешься, не путать, а ставишь в известность) Конечно, это все основано на доверии и на столько индивидуально, что, по большей части, это семейная жизнь и разговор только ваш и ни чей больше.

Присоединяюсь к мнению, что наша губернатор в доле со строителями и они не могут свои кровные отдавать, а мы. мы рады, что хоть что то кто то получит, все равно украдут. Продают все. По Приморскому ЦПКО пустили движение, еще не официальное, но активное, потому что из элитного Крестовского не выехать порой.

Корреспонденция счетов по операциям по расчетному счету Д-т К-т Содержание хозяйственных операций 51 50 Зачисление на счет средств, сданных из кассы 51 57 Зачисление на счет средств, числящихся в пути 51 58 Возврат краткосрочного займа заемщиком предприятия 51 62 Поступили от покупателей суммы в порядке предоплаты;

покупателем погашена дебиторская задолженность 51 66, 67 Зачисление кредитов и получение займов 51 68 Возврат по расчетам с налоговой службой 51 75 Поступление сумм от учредителей 51 76 Поступление арендной платы при краткосрочной аренде, поступление кредиторской задолженности 51 76-2 Поступление сумм по удовлетворенным ранее выставленным претензиям 51 90-1 Поступила стоимость реализуемых продукции, работ, услуг, транспортных расходов и тары, оплачиваемых покупателем отдельно 51 91-1 Поступила выручка за реализованные основные средства или нематериальные активы 51 91 Поступление сумм в счет безвозмездной помощи 51 91 Зачисление доходов по ценным бумагам, поступление доходов прошлых лет, поступление штрафов, пени, неустойки по хоздоговорам 50 51 Выданы наличные деньги в кассу 55-3 51 Перечислены на депозит временно свободные денежные средства 57 51 Перечислены средства для приобретения валюты 58 51 Оплачено приобретение ценных бумаг, предоставлены займы 60 51 Оплата счетов поставщиков, подрядчиков за все виды поставок ТМЦ, оказанных услуг, работ 62 51 Возвращение кредиторской задолженности по несостоявшейся сделке (полностью или частично) 66, 67 51 Погашены ссуды и займы 68 51 Перечислены налоги бюджету 69 51 Перечислен единый социальный налог 73 51 Перечислены торговым организациям суммы по товарам, проданным работникам предприятия, суммы, взысканные с виновных лиц, по хищениям и недостачам 75 51 Перечислены дивиденды акционерам 76 51 Перечислены алименты, арендная плата, за различные мелкие услуги и другая кредиторская задолженность 76-2 51 Списание сумм по удовлетворенным претензиям в пользу покупателя, списано в пользу банка при ошибочно зачисленных суммах на расчетный счет по предыдущим выпискам 91 51 Уплата пени, штрафов, неустоек, судебные сборы, комиссионные банку при покупке валюты

Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и неСуммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет. На 01.12.2013 в учете казенного учреждения, являющегося.

Ваше предприятие, которое существует за счет бюджетных средств, не имеет возможности пополнить бюджет.Если и после этого должник не погасит задолженность перед бюджетом а если у бюджетного учреждения нет денег на уплату налогов, то вероятность отсутствия на.

Налоговики спешат на помощь… но не везде

Расчеты, производимые с поставщиками и подрядчиками после того, как они поставят продукцию, выполнят работы или окажут услуги, отражаются на счете 60. Кредиторка, возникшая после оприходования материальных (или нематериальных) ценностей, поступивших от таких лиц, указывается по кредиту, погашение долга - по дебету данного счета.

Дт 10 (43, 20, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 60 - приобретен товар, материалы или услуги.

Дт 60 Кт 50, 51 - погашаем деньгами задолженность по приобретенным товарам.

Подробнее о том, как учитывать расчеты, если они проводятся с поставщиками и подрядчиками,см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60»

Расчеты по операциям, производимым с покупателями и заказчиками, показываются на счете 62. Кредиторка по данному счету, как правило, образуется при получении авансового платежа от покупателя. Впоследствии при реализации товаров их стоимость следует отразить по дебету счета 62.

Дт 50, 51 Кт 62 - приходуем авансовый платеж в счет будущих поставок.

Дт 62 Кт 90 - реализуем покупателю товары, за которые получен аванс.

Подробнее о том, как учитывать расчеты с покупателями и заказчиками, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 62»

Существуют 3 вида кредиторской задолженности, образовавшейся перед наемными работниками.

Первый вид - это долги организации по оплате труда. Эта задолженность указывается по кредиту счета 70. Данный счет служит для того, чтобы учесть все формы оплаты труда. Кроме того, на нем же отражаются премии, пенсии пенсионерам, которые работают, различные пособия и прочие выплаты. Наконец, сюда относят долги перед сотрудниками предприятия по уплате дивидендов по ценным бумагам данного АО или ООО (план счетов, утвержденный приказом № 94н).

Подробнее о том, как учитывать расчеты с сотрудниками по зарплате,см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 70»

Когда участник (или акционер) общества не входит в число работников предприятия, корреспонденция будет иной: долг по начисленным такому участнику дивидендам отражается по кредиту счета 75.

О том, как начисляются дивиденды, см. статью «Бухгалтерские проводки по чистой прибыли»

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 70 - начисляем суммы, полагающиеся персоналу.

Дт 70 Кт 50 - выплачиваем доход сотрудникам.

Второй вид - это кредиторка перед сотрудниками по их расходам на командировки. В деловой практике подотчетники нередко тратят на нужды компании собственные средства. В дальнейшем организация возмещает им их затраты. Такие долги надо указывать по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 71 - принимаем авансовый отчет.

Дт 71 Кт 50 - погашаем задолженность перед подотчетником.

Третий вид - это другие расчеты с сотрудниками и наемными работниками, которые указываются на счете 73.

Для отражения информации, которая свидетельствует о состоянии уплаты налогов и сборов, служит счет 68. На нем кредитуются суммы налогов, рассчитанные в декларациях и предназначенные к уплате, а дебетуются суммы налогов, уплаченные в казну и суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 проводится по видам налоговых платежей.

Дт 90 Кт 68 - начисляем НДС.

Дт 68 Кт 19 - предъявляем НДС к вычету.

Дт 68 Кт 51 - уплачиваем сумму налога в бюджет.

Задолженность такого рода следует указывать по счету 69. Он, в свою очередь, содержит субсчета, на которых по кредиту приводятся платежи по соцстраху и на соцобеспечение работников. Здесь же по кредиту указываются суммы, предназначенные для перевода в фонды медицинского страхования.

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 69-1 - начисляем взносы по соцстраху.

Дт 69-1 Кт 51 - уплачиваем эти взносы.

О том, как правильно исчислить страховые взносы, смотрите в материале «Предельные суммы для начисления страховых взносов в 2017-2018 годах».

Для того чтобы суммировать информацию о других расчетах (не указанных в данной статье выше) по операциям, проведенным с дебиторами и кредиторами, применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Дт 44 Кт 76-1 - относим страховую премию на расходы.

Дт 76-1 Кт 51 - выплачиваем страховую премию.

Долг перед бюджетом, как уже было сказано, также относится к такому роду долговых обязательств. Он в обязательном порядке должен быть отображен в балансе предприятия, если на момент составления документа не был погашен.

Для корректного отображения долга используется строка 1520. Она носит название «Кредиторская задолженность». В обязанности бухгалтера входит отображение в балансе сумм всех краткосрочных долгов, которые образовались у предприятия. Сюда относятся и задолженности перед бюджетом.


Обязательства компании перед бюджетом отражаются в пассиве баланса

Чтобы корректно отобразить в балансе задолженность по налогам и сборам, следует использовать правильные проводки. В данном случае используется кредит шестьдесят восемь (68) – «Расчет по налогам и сборам». Насколько детально описывать показатели, приведенные в статьях отчетности, организация вправе решать самостоятельно, конкретных указаний в этом случае не существует.

Документ о выявлении недоимки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, формируется не позднее 10 дней после истечения всех сроков уплаты, указанных в «едином» налоговом уведомлении.

Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Кодекса налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм за счет имущества данного физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банках и наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.

По истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, неисполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, в случае превышения общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с этого физического лица 3 000 рублей, заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Не позднее дня подачи заявления о взыскании в суд копия заявления направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При расчете размера задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащей взысканию в соответствии со статьей 48 Кодекса, по условию «меньше» или «больше» 3 000 рублей из общего размера исключается:

  • задолженность, право на взыскание которой налоговым органом утрачено;
  • задолженность, срок исполнения которой изменен в связи с предоставлением налогоплательщику отсрочки (рассрочки);
  • задолженность, приостановленная к взысканию по решению суда, вышестоящего налогового органа, в соответствии с пунктом 15.1 статьи 101 Кодекса ;
  • задолженность, в отношении которой направлены заявления в суд общей юрисдикции.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6 статьи 48 Кодекса, согласно которому со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются.

Взыскание налога (сбора), пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении имущества должника в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Кодекса.

Задолженность перед бюджетом: бухгалтерские счета и проводки

Дебиторская задолженность по налогам и сборам может образовываться по различным причинам.

Иногда бухгалтеры сознательно перечисляют бюджету большую сумму. Делают так на случай, если придет налоговая проверка и доначислит налоги, а переплата «спасет» фирму от пеней. Такая практика неоправданна с экономической точки зрения. Кроме того, большим переплатам налоговые инспекторы в последнее время уделяют особое внимание, подозревая, что они необоснованны. И тогда можно попасть в число первых кандидатов на налоговую проверку.

Переплата по налогу на прибыль может возникать в ситуации, когда перечисленные бюджету авансовые платежи превышают сумму налога к уплате по данным налоговой декларации. Также переплата может возникать, если нарастающим итогам в году полученная прибыль уменьшается, т. е. в каком-то квартале получают убыток.

Переплата по НДС может возникать, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС с реализации. Например, такая ситуация периодически может возникать у организаций, получающих значительные предоплаты в отдельно взятых периодах, либо имеющих эпизодические большие закупки товаров.

Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам установлен в Инструкции к Плану счетов. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, в том числе авансовые платежи
по налогу на прибыль. Также по дебету отражаются суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет
по счету 68 ведется по видам налогов.

Переплата по налогам и сборам отражается в отчетности как дебиторская задолженность. В бухгалтерском балансе (форма № 1) суммы дебиторской и кредиторской задолженности по налогам и сборам отражаются в составе активов и пассивов соответственно. Зачет между указанными статьями активов и пассивов не допускается (п.

Суммы «входного» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным впоследствии при реализации товаров на экспорт, должны учитываться обособленно на счете 19.

Если НДС по экспортируемым товарам, а также по сырью, материалам, работам и услугам, использованным при изготовлении экспортируемой продукции, был принят к вычету ранее согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ, то при отгрузке данного товара на экспорт сумму «входного» НДС нужно восстановить (письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г.

№ 03-07-08/103). Досрочное принятие НДС к вычету возможно, например, когда организация реализует аналогичные товары и на экспорт, и на территории России, т. е. в момент приобретения товаров было неизвестно, что они будут экспортированы. Восстановленные суммы НДС следует отражать по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетом 19, к которому для этих целей можно открыть отдельный субсчет (аналитический счет) «НДС по товарам, реализуемым на экспорт».

Дальнейший учет как выставленных покупателю, так и полученных от поставщиков счетов-фактур, зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок.

При реализации товаров на экспорт налоговые вычеты производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Таким моментом является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ для подтверждения ставки налога 0 % и возмещения «входного НДС».

Если налогоплательщик собирает все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). В этот момент «входной» НДС со счета 19 списывается в дебет счета 68. Автор не поддерживает позицию делать такую запись после принятия решения налоговыми органами о возмещении налога.

Если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • ранее выставленный покупателю со ставкой 0 % счет-фактура не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки товара выставляется новый счет-фактура
    с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %,
    и он регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставленный покупателю счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, следует зарегистрировать в книге продаж на дату фактической отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара.

Налогоплательщику придется уплатить не только начисленный НДС, но и пени.

Порядок отражения НДС в бухгалтерском учете
в данной ситуации отражен в письме Минфина России
от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Старый счет-фактуру со ставкой НДС 0 % аннулировать не нужно. Если в дальнейшем документы все же будут собраны и факт экспорта будет подтвержден, то экспортер может использовать его для регистрации в книге продаж. Счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, регистрируется в этом случае в книге покупок.

Подать документы на подтверждение экспорта возможно до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен НДС. После принятия решения налоговой инспекцией о подтверждении права на применение ставки НДС 0 % и возмещении налога перечисленный налог может быть зачтен в счет недоимки, пени, штрафов и (или) текущих платежей (п. 4 ст. 176 НК РФ) или перечислен на расчетный счет организации органом Федерального казначейства.

Пени, уплаченные налогоплательщиком, возвращены не будут.

Убыток в целях налогообложения — это отрицательная разница между доходами и расходами, которые определяются по правилам главы 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ).

В ряде случаев убыток, полученный организацией при реализации отдельных видов активов или при ведении определенных видов деятельности, не признается для целей налогообложения полностью или частично, но по некоторым видам он переносится на будущее (п. 1 ст. 283 НК РФ). Срок переноса убытков в общем случае ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором убыток был получен.

На сумму убытка, переносимую на будущее, может формироваться вычитаемая временная разница (п. 11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Поэтому в периоде их образования (п. 14 ПБУ 18/02) нужно признать отложенный налоговый актив (ОНА).

Впоследствии по мере перенесения убытков и их отражения в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль будет происходить уменьшение или полное погашение вычитаемых временных разниц. Соответствующие суммы ОНА списываются с кредита счета 09 в дебет счета 68 на уменьшение текущих обязательств перед бюджетом по налогу.

Убытки, переносимые по итогам года на будущее
по основной деятельности, отражаются в Приложении
№ 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. В нем приводятся данные по всем непогашенным убыткам
за предыдущие 10 лет. Сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период, указывается по строке 150 этого Приложения. Убыток, для погашения которого не хватило полученной прибыли, переносимый на будущие периоды, отражается
по строке 160 Приложения № 4.

Перенос убытка на будущее — это право налогоплательщика, признавать ОНА нужно только тогда, когда существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующие годы. Если организация систематически получает убытки, аудиторы часто выражают сомнение в том, что переносимые убытки являются активом. Это значит, что непогашенные убытки организации должны быть увеличены на сумму подлежащего списанию ОНА.

По истечении 10 лет ОНА по непогашенному убытку, который никогда уже не сможет уменьшить налоговую базу, должен быть списан (п. 17 ПБУ 18/02). Также следует поступить, если налогоплательщик отказался от ранее признанного убытка либо срок его переноса истек.

В последнее время наблюдается ужесточение борьбы налоговых инспекций за поступление налогов в бюджет, с «убыточных» компаний требуют письменные объяснения о причине получения убытков.

По этой причине бухгалтеры стараются не показывать убытки в декларации, сдавать позднее «уточненки» либо переносить часть налоговых расходов на тот период, когда будет получен доход.

Конечно, такой подход увеличивает нагрузку на предприятие, и без того находящееся в трудном финансовом положении. Если причины убытков обоснованы и документально подтверждены, отстоять свою правоту можно и в арбитражном суде. Положительная практика в пользу налогоплательщиков достаточно обширна, проведение ее обзора выходит за рамки данной статьи.

Чтобы инспекция и вы у себя в учете могли списать задолженность как безнадежную, вам нужно полученную копию решения суда, вступившего в силуч. 1 ст. 177, ч. 1 ст. 180 АПК РФ; п. 2.4 Порядка; подп. «а» п. 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@:

  • заверить в суде гербовой печатью;
  • отнести в свою инспекцию вместе с сопроводительным письмом, в котором надо указать, что вы представляете этот судебный акт для принятия инспекцией решения о признании задолженности безнадежной и ее списании. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.

Итоги

Подводя итоги, отметим, что кредиторская задолженность возникает при образовании денежного обязательства. При этом разным категориям обязательств в бухучете соответствуют вполне определенные счета расчетов.

Кредиторская задолженность подлежит учету до момента ее полного погашения. Если долг окажется непогашенным, то по истечении срока давности ее следует списать (пп. 7, 10.4 ПБУ 9/99).

Срок, в течение которого можно подавать иск о взыскании долга, равен 3 годам. Отсчет ведется с момента, в который возникли долговые обязательства (ст. 195, 196 ГК РФ). Только в этот период государство гарантирует, что претензия будет иметь судебное продолжение.

О том, как списывать кредиторскую задолженность, срок давности которой истек, вы узнаете из статьи «Списание кредиторской задолженности — проводки и сроки»

Заключение

Наличие долга по налогам и сборам может нанести значительный ущерб. В самый неожиданный момент могут появиться проблемы с получением кредитных денег, которые нужны для нового типа деятельности. Иногда происходит так, когда запутавшись в делах или расчетах, руководители закрывают компанию, минимально расплачиваются с долгами и создают новую фирму.

Еще одной причиной того, что данный вариант является не выгодным – при закрытии компании налоговая служба может попросить погасить долг за счет активов. Именно из-за этого самым простым и надежным, что может осуществить организация – это добровольно выплатить все налоги в бюджет и продолжать свою деятельность.

Таким образом, бухгалтер обязан отображать в балансе задолженность перед бюджетом. В данном случае имеются в виду налоги и сборы. Соответствующая информация вносится в пятый раздел формы баланса. Он посвящен кратковременным долгам, которые должны быть погашены в течение двенадцати месяцев.

Если у предприятия имеется отложенная налоговая задолженность, она вносится в четвертый раздел (долгосрочные долги). Перед тем как вносить информацию, рекомендуется тщательно сверить ее с данными фискальной службы. Наличие ошибок в данном разделе может привести к применению в отношении организации штрафных санкций.

Таким образом, долги перед бюджетом считается значимыми для каждого человека или компании. Они должны погашаться своевременно, а иначе это приведет к существенным негативным последствиям, может использоваться не только административная ответственность, представленная штрафами, но и уголовная.

Поэтому любой налогоплательщик должен ответственно походить к расчетам с разными государственными органами.

В период с 2015-​2016 годов ФНС не ввела в эксплуатацию около 50% объектов капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Это является основанием для заключения дополнительных соглашений к госконтрактам на продление сроков строительства, отмечает Счетная палата. Также были выявлены нарушения в региональных управлениях ФНС.

Несмотря на данные нарушения, в 2016 году в федеральный бюджет поступило 6,9 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС. Это половина всех доходов федерального бюджета, пишет Счетная палата.

В пресс-службе ФНС пояснили РБК, что рост задолженности по итогам 2016 года обусловлен ростом налоговой базы по имущественным налогам в связи с переходом на кадастровую стоимость вместо инвентаризационной. Новые правила были введены, чтобы значительно увеличить поступления от налога в бюджеты регионов. По данным ФНС, в 2016 году сумма налога на имущество физлиц от 28 пилотных регионов составила 27,9 млрд руб. В ведомстве сообщили, что срок уплаты по имущественным налогам был сдвинут на 1 декабря 2016 года, «в связи с чем процедуры взыскания образовавшейся задолженности перенесены на начало 2017 года».

Еще одной причиной, по данным ФНС, является ликвидация теневых схем уклонений от уплаты налогов в алкогольной отрасли. С этой целью ведомством были проведены ряд налоговых проверок, в ходе которых крупнейшим производителям алкогольной отрасли были начислены налоги сверх уплаченных. Видимо, отсутствие их погашения и привело к росту задолженности всего ведомства, говорит эксперт Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов. По его мнению, при поступлении налогов всегда есть побочный эффект в виде их задержек. «Любое действие равно противодействию. Чем больше ты давишь, тем больше будет расти задолженность», — говорит он.

В Федеральной налоговой службе отметили, что в 2016 году в результате принудительных мер в бюджет Российской Федерации поступило 769 млрд руб., что на 14% больше уровня 2015 года. Взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов позволило ФНС увеличить суммы взысканной задолженности на 34%, до 82 млрд руб. «ФНС в первую очередь работает с юридическими лицами, а физиков как заставишь заплатить — последнюю квартиру отобрать? Если юрлицу ты можешь расчетный счет перекрыть, то с физлицами рычагов давления меньше, тут скорее социальная работа должна проводиться», — отмечает Филиппов.

С 1 января 2017 года налоговым органам были переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 34 «Страховые взносы», устанавливающей функции по администрированию налоговыми органами этих платежей. Ранее эти функции выполнялись ПФР и ФСС.

Согласно отчетности, размещенной на сайте ФНС, всего с января по май в федеральный бюджет было перечислено 3,1 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС. Задолженность перед бюджетом на 1 июня составляла 1,1 трлн руб.