Заявка постановка на учет. Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду

Сейчас мы вступили в самую горячую пору для экологов — на носу отчетная кампания. И именно сейчас, когда экологи и так по горло в делах, выясняется, что есть еще одно дело, самой высокой важности, которое мы надеялись отсрочить, но надежды не оправдались, — постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет.

Все мы ждали и надеялись, что сроки постановки на учет перенесут, т.к. согласно требованиям законодательства постановка может быть осуществлена только с использованием государственной информационной системы (далее — ГИС), а этой самой системы до конца ноября не было. Готовились поправки к перенесению сроков постановки объектов, оказывающих НВОС, на учет в виде лаконичного проекта Федерального закона :

В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» […] слова «в течение двух лет» заменить словами «в течение трех лет».

Срок постановки подходил к концу, а проект закона так и «висел» на стадии «общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза». Единственным якорем, удерживающим предприятия от паники, было отсутствие ГИС как инструмента постановки на учет.

При этом движение по заполнению заявок и попытки постановки на учет предпринимались отдельными энтузиастами среди природопользователей уже с сентября. Однако территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти во многих субъектах Российской Федерации отказывали в приеме заявок, присылаемых различными способами — в бумажном виде, через Модуль природопользователя и т.д.

При этом о начале работы ГИС мы узнали неделей ранее, когда вышел Приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572» (вместе с Методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, с использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов) (далее — Приказ № 756).

Итак, постановка на учет производится в следующем порядке:

1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта, оказывающего НВОС, с помощью Модуля природопользователя либо Личного кабинета природопользователя .

2. Если у заявителя есть электронная подпись (далее — ЭП), он выгружает заявку в формате XML, подписывает ее ЭП и отправляет через веб-портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта. Заявке присваивается уникальный номер и дата подачи (загрузки).

3. Если ЭП нет, заявка, заполненная в Модуле природопользователя, выгружается в формате XML и отправляется туда же. Заявитель распечатывает заявку с уникальным номером и отправляет ее с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации почтой или лично . При этом дата приема заявки — дата ее представления в орган.

4. Сотрудник отделения Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку и высылает заявителю свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС, в электронном виде через веб-портал приема отчетности либо Личный кабинет (или уведомление об отказе в постановке на учет).

На сайте Росприроднадзора появилась инструкция по постановке на учет, которая предусматривает подачу заявки через Модуль природопользователя с (без) ЭП у предприятия, через Личный кабинет природопользователя с ЭП (в этом случае необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации и подтвердить учетную запись несколькими способами, включая ЭП). Инструкция подробно рассказывает о регистрации на портале, заполнении и отправке заявки, получении результата.

Для сотрудников Росприроднадзора 25 ноября вышло письмо № 176-08-04-41/24183 «О вводе в эксплуатацию ГИС», где напоминалось, что учет ведется сотрудниками Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (федеральный и региональный экологический надзор). Для регионального надзора необходимо назначить ответственных сотрудников органов исполнительной власти, обеспечить им допуск в ГИС и провести их инструктаж по использованию ГИС. В письме отдельно подчеркивалось, что срок постановки объектов на учет — 31.12.2016.

На первый взгляд, все ясно. Устанавливаем Модуль природопользователя или регистрируемся в Личном кабинете, отправляем заявку и получаем свидетельство. Однако при заполнении заявки сразу возникали вопросы: нужно ли вносить в заявку данные о полигоне твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), на котором захораниваются по договору отходы предприятия? Как вносить данные об объектах, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, но принадлежащих одному юридическому лицу?

В результате заваленный вопросами Росприроднадзор ожидаемо начал отвечать на них в любимом формате — разъяснительными письмами.

Росприроднадзор разъясняет

Наиболее информативное — письмо от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — письмо № АС-09-00-36/22354).

Строящиеся объекты и необходимость постановки их на учет. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 такой необходимости нет, т.к. по закону на учет ставятся только те объекты, что уже введены в эксплуатацию, причем их нужно поставить на учет не позднее чем в течение 6 месяцев после начала эксплуатации.

Постановка на учет объектов, расположенных на территории нескольких субъектов. Ответ на этот вопрос был дан еще в п. 19 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила ведения реестра). Объект ставится на учет по месту нахождения, и заявка подается в соответствующий территориальный орган.

Отнесение объекта к III или IV категории. Если согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее — Критерии), отнесение к I или II категории проводится на основании сведений о сфере и объемах хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте, то для III и IV категорий критерии не так однозначны:

Извлечение
из Критериев

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа .

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности , радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд , а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

В письме № АС-09-00-36/22354 поясняется отнесение объектов к III категории, которые не соответствуют ни одному из условий пп. 1-3, 7 и 8 Критериев. К III категории относятся только те объекты, на которых превышены уровни воздействия, указанные в п. 6 Критериев, т.е. обязательно должны быть либо выбросы свыше 10 т/год, либо радиоактивные выбросы, либо сбросы не бытовых сточных вод в канализацию, а также любые сбросы не в канализацию. Все остальные объекты относятся к IV категории либо вообще не являются объектами, оказывающими НВОС.

«Неужели даже школы, офисы и детские сады будут иметь объекты, оказывающие НВОС?» — этот вопрос сразу пришел на ум, когда только появился законопроект о категоризации объектов, оказывающих НВОС.

В письме № АС-09-00-36/22354 напоминается, что для отнесения объекта к IV категории необходимо иметь стационарные источники выбросов, выбросы более 10 т/год либо выбросы радиоактивных веществ, сбросы сточных вод, образующихся при использовании воды не для бытовых нужд.

При этом подробно рассмотрено законодательство в области водоснабжения и водоотведения, на основе чего сделан следующий вывод. Если предприятие использует воду не для производственных процессов , указанных в приложении № 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015) , и не обязано иметь локальные очистные сооружения и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»), то оно использует воду для бытовых нужд . Соответственно, такой объект относится к III категории при соблюдении прочих условий.

Объекты, которые не подлежат постановке на учет. Если на объекте нет «не бытовых» стоков, нет стационарных источников и нет признаков из пп. 1-3, 7 и 8 Критериев, то такой объект не осуществляет НВОС и не подлежит постановке на учет.

То же касается объектов, на которых единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов, — такие объекты не относятся к объектам, оказывающим НВОС. Критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I и II категорий является деятельность по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подп. «п» п. 1, подп. «р» п. 2 Критериев).

Сбор, обработка и утилизация отходов сами по себе также не являются критериями отнесения к объектам, оказывающим НВОС. Следовательно, если предприятие, например, имеет только транспорт для перевозки отходов от места накопления к месту размещения (и не имеет больше никаких признаков отнесения к объектам, оказывающим НВОС), то такие «перевозчики» могут избежать постановки на учет.

Если у лица нет объектов, оказывающих НВОС, то оно может подать заявку о постановке на учет, но получит уведомление об отказе на основании отсутствия признаков отнесения объекта к объектам, оказывающим НВОС. Такое лицо не оказывает НВОС и в соответствии с законодательством освобождается от экологической отчетности и платы за НВОС, так же как и лица, эксплуатирующие объекты IV категории. Обратите внимание на это пояснение, т.к. впоследствии выйдет новое разъяснение, в котором позиция Минприроды России несколько изменится.

Ошибки и недостоверные сведения в заявке. Если вы предоставили недостоверные сведения , то, хотя проверка достоверности не предусмотрена Правилами ведения реестра, тем не менее при выявлении такого факта заявитель получает отказ в постановке на учет, а также привлекается к ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.12.2016; далее — КоАП РФ). Если же это мелкие ошибки (опечатки, технические неточности), то заявку можно доработать и подать вновь в рабочем порядке.

Присвоение категории объекту. Правила ведения реестра не указывают, как поступить, если объект не соответствует заявленной категории, но согласно письму № АС-09-00-36/22354 в данном случае Росприроднадзор присваивает объекту ту категорию, которая обусловлена Критериями. Кроме того, если объект соответствует критериям сразу нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

Аренда объектов, оказывающих НВОС. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 заявку подает арендатор, т.е. тот, кто непосредственно эксплуатирует объект. Если договор аренды впоследствии расторгается, нужно не забыть подать заявку об актуализации сведений об объекте в установленном порядке, иначе грозит ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.

Росприроднадзор уведомляет

25 ноября вышло Уведомление Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» (далее — Уведомление).

Нормативные акты, регулирующие постановку на учет. В пункте 1 Уведомления приводится полный (и довольно обширный) список нормативных актов, регламентирующих постановку на учет объектов, оказывающих НВОС.

Также в Уведомлении вновь подчеркивается, что объекты, оказывающие НВОС, ставятся на учет по заявке, которую подают лица, непосредственно эксплуатирующие данный объект.

Федеральный и региональный надзор. Согласно критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на объекты, подлежащие федеральному и региональному надзору. Объекты, подлежащие федеральному надзору, должны направлять заявки в территориальный орган Росприроднадзора, региональному — в местный орган исполнительной власти. Если заявка отправлена не туда, куда нужно, она переадресуется по подведомственности в течение 5 дней со дня регистрации, о чем заявитель будет уведомлен.

Определение границ объекта. Неоднократно звучал вопрос, как правильно идентифицировать объект, если он связан с другими объектами? Доходило до того, что каждый отдельный станок — это объект, оказывающий НВОС.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим НВОС, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Соответственно, речь не о станках и также не об отдельных земельных участках.

Фрагмент Уведомления

[…]
1.5. […]
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности . В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.
Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований , а не субъектов Российской Федерации в целом.
[…]

Говоря про линейные объекты, Росприроднадзор, видимо, в первую очередь имеет в виду трубопроводы. Правда, не совсем ясно, каким образом определять границы в рамках муниципальных образований и, главное, зачем?

Например, газовый трубопровод проходит через всю область, по территории десятков муниципальных образований, значит, его необходимо разделить на десятки отрезков — объектов, оказывающих НВОС? А заявки по объектам так или иначе подавать в орган Росприроднадзора по субъекту, т.к. такой объект будет подлежать федеральному надзору? Вопрос остается открытым.

Сведения о выбросах, сбросах, об отходах. Для представления в заявке достоверных данных Росприроднадзор рекомендует пользоваться статистической отчетностью предприятия за 2016 г. (формы № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы)), а также данными производственного экологического контроля и отчетностью по плате за НВОС.

Размещение отходов предприятия. Данный вопрос уже освещался в письме № АС-09-00-36/22354. С введением в Модуле природопользователя постановки на учет вопрос возник вновь, т.к. в программе есть вкладка «Объект размещения отходов» и поначалу многие пытались заполнить именно ее, выбирая объектом тот полигон, куда они по договору передают свои отходы для захоронения.

Согласно Уведомлению этой вкладкой надо пользоваться только в том случае, если у предприятия есть собственный объект размещения отходов (внесенный в ГРОРО), т.е. если на балансе числится полигон отходов, шламохранилище и т.д. Если вы просто образуете и накапливаете отходы, как мы уже говорили ранее, не нужно указывать это в заявке. Если же у вас есть такой объект, то необходимо представить в заявке сведения о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Мониторинг не проводится только в том случае, если объект: выведен из эксплуатации; расположен на территории, где размещение таких объектов запрещено; является спецобъектом для радиоактивных отходов; является скотомогильником; используется для размещения медицинских отходов.

Координаты местонахождения объекта. В соответствии с п. 2.6 Указаний координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84 , точность — 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект , либо, в случае ее отсутствия или использования в ней местной системы координат, — публичной кадастровой картой .

Для точечных объектов указывается одна точка; для площадных — не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта; для линейных — не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Имеющаяся документация на объект — это правоустанавливающая документация (свидетельство о праве собственности и пр.), кадастровая выписка или иная справка из Росреестра. Как правило, у крупных предприятий такие сведения есть в наличии, для небольших же предприятий, особенно у тех, кто арендует объекты, оказывающие НВОС, таких данных может не быть, в этом случае придется пользоваться публичной кадастровой картой. В некоторых регионах прямо советуют пользоваться картами Google, Яндекс и т.п.

Наилучшие доступные технологии. Разъяснения по этому вопросу актуальны для предприятий, у которых есть объекты I и II категорий.

СЛОВАРЬ

Наилучшая доступная технология (далее — НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения о НДТ нужно брать из специальных справочников, которые можно найти в свободном доступе на сайте Росстандарта. Если для вашей технологии справочник еще не разработан, сведения о НДТ в заявке не указываются.

Росприроднадзор информирует

В начале декабря появилась информация Росприроднадзора «Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия».

Помимо уже известной информации о земельных участках и отдельном оборудовании, которое не может быть признано отдельным объектом, оказывающим НВОС, в письме дается перечень условий, при которых у предприятия не определяется объект, оказывающий НВОС: предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов воздействий на окружающую среду, указанных в Критериях (наличие стационарных источников выбросов, выбросы свыше 10 т/год, выбросы радиоактивных веществ, не бытовые сбросы и все виды воздействия, указанные в пп. 1-3, 7 и 8 Критериев). Постановка объектов, не отнесенных Критериями к какой-либо категории, не предусмотрена.

Однако как быть предприятиям, у которых нет объектов, оказывающих НВОС? В письме Росприроднадзор уточняет, что вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
[…]

Таким образом, от платы освобождены лишь те предприятия, у которых есть объекты IV категории. Однако получается, что предприятия, которые не оказывают НВОС, обязаны за него платить? А IV категория, воздействие от которой хоть и минимальное, но есть, ничего не будет платить и не будет составлять экологическую отчетность. Кстати, похоже, что отчетность на таких «безобъектных» предприятиях тоже остается. Однако, если все, за что предприятие может заплатить, — это размещение ТКО, то от этого платежа по закону предприятие тоже избавится: за ТКО теперь платит региональный оператор по обращению с ТКО. Это не касается других видов отходов, которые не относятся к ТКО, правда, на сегодняшний день четкого перечня, какие отходы относятся к ТКО, а какие — к промышленным, не существует.

СЛОВАРЬ

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В итоге мы имеем немного иную точку зрения. IV категория однозначно освобождается от платы за НВОС, а вот предприятия без определенных объектов, оказывающих НВОС, в случае, если у них будут образовываться и накапливаться отходы, не являющиеся ТКО, будет платить за НВОС и, скорее всего, представлять экологическую отчетность.

Мы рассмотрели последние новости, рекомендации и разъяснения в глобальной кампании постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, которая, надеемся, исполнит свою функцию по упорядочиванию и структуризации данных о природопользователях.

Предпринимательские объекты при налаживании своего функционирования обязательно проходят различные типы регистрации, кроме основного – налогового. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность касается не только наполнения государственного бюджета посредством налогов, но и еще и общего экономического значения, а также имеет связь с другими сферами государственной организации. Объекты, которые относятся к предпринимательским, проходят регистрацию в Росприроднадзоре.

Зачем необходима регистрация

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Процесс регистрации сопровождается , оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

Кроме того, процесс компенсирования убытка, нанесенного природе, сопровождается обязательной отчетностью и уплатой денежных сумм, для контроля которых, собственно, и необходимо ведение учета предпринимательских объектов.

Как проходит регистрация

Регистрация объектов негативного воздействия на окружающую среду сопровождается подачей от этого объекта заявки установленной формы. Она заполняется на основании компьютерного обеспечения, такого как модуль природопользователя, например. Содержит в себе полные сведения как по самому объекту, так и по выбросам, которые он осуществляет, описании природной сферы этих выбросов, а также отображает получение всех необходимых для действий предпринимательского объекта документальных разрешений.

Постановка на гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие, может сопровождаться внесением данных в федеральный и региональный реестр в зависимости от масштабов деятельности. Производится это в течение десяти дней после положительного решения о регистрации. В том случае, если заявка подана в объект региональной местной власти и принято решение перенаправить ее в федеральный реестр, предприниматель получит уведомление в письменной форме.

Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия может и не состояться. Например, по причине не полностью отображенных в заявительных документах данных. Тогда предприниматель через пять дней после подачи заявки может получить уведомление об отказе с указанием причины.

Постановка объектов НВОС на государственный учет считается успешной, если через десять дней после подачи заявительных документов предприниматель получил свидетельство о постановке на учет.

Пример оформления регистрации смотрите в видео:

Суть категорий

В процессе подачи заявки о постановке на учет объектов НВОС в ней отображаются все необходимые сведения, которые нужны Росприроднадзору для осуществления категорирования предпринимательского объекта.

Этот процесс имеет своим результатом присвоение определенной категории опасности, которая будет влиять на размер материальных компенсаций, уплачиваемых предпринимательским объектом в счет государства. Всего существует четыре категории, подразделяющиеся в зависимости от того, насколько предпринимательская деятельность угрожает окружающей среде:

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Постановка на учет НВОС не просто сделает известной категорию, но и определит размер взносов, которые будут применяться для данного предпринимательского объекта, а оплачивать необходимо на регулярной основе авансовым методом.

Итак, постановка на учет объектов НВОС Росприроднадзором осуществляется на базе заявительных документов, которые содержат подробную информацию о предпринимательской деятельности, определяющую категорию, к которой контролирующие органы данную деятельность отнесут. Стоит отметить, что осуществление выплат может производиться не только на базе категории, но и на основании типа выбросов, которые производятся объектом.

Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014

Таким образом, если предприятие содержит на балансе потенциально опасные объекты, то в срок до 1 января 2017 им необходимо .

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).Размер штрафа:

  • 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.

Форма заявки

Свидетельство о постановке на учет

Специалисты ЭкоПромЦентра разобрались и практически отработали процесс постановки на учет. Скажем, далось это нелегко! Но все трудности преодолены и вот теперь первые Свидетельства на постановку на учет для своих клиентов мы получили!

Упрощенный порядок заказа услуги

Для ускорения процесса обмена документами при заказе услуги ЭкоПромЦентр разработал оферту. Нужно просто ознакомиться с ней, запросить и оплатить счёт.

Категории опасности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(В соответствии с пунктом 1, статья 4.2, ФЗ-7)

Порядок постановки на государственный учет

Порядок постановки на государственный учёт устанавливает “Закон об охране окружающей среды” от 21.07.2014 № 219-ФЗ.Для северо-западного региона Органом, ответственным за постановку опасных объектов на государственный учёт, является Департамент Росприроднадзора по СЗФО.23 июня 2016 были утверждены и опубликованы Правила создания и ведения государственного реестра объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Мы приводим документ полностью (источник – Государственный информационный портал):

Форма заявки о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС

Учреждена форма заявки для объектов оказавших негативное воздействие о постановке на государственный учёт законом № 554-ФЗ от 23.12.2013 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201).Данный документ вступает в силу сразу после утверждения порядка создания и ведения госреестра объектов оказывающих НВОС. http://regulation.gov.ru/projects#npa=20507

В этом материале мы попытались собрать все последние данные, которые известны относительно всё еще важной и актуальной, но несколько подзабытой теме – внесении информации об объектах НВОС в государственный реестр.

Напомним, что речь идет о законодательно оформленной необходимости для всех предприятий в России, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подать заявку на постановку на учет в государственный реестр данных объектов. Это обязательство впервые было обозначено в документе от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (№ 219-ФЗ) . Кроме этого, в законе был четко обозначен двухлетний срок, в течение которого руководители и экологи организаций должны были подать заявку – и завершился он 01.01.2017 года.

За время действия официального периода постановки на учет выявилось значительное количество сложностей как с процессом подачи заявки, так и с простым пониманием того, нужно ли это вообще делать. Для того, чтобы помочь природопользователям разобраться со всеми тонкостями исполнения данного федерального закона, Росприроднадзор регулярно (а особенно часто - в самом конце 2016 года) начал выпускать различные разъяснительные документы – письма и уведомления.

И, хотя они и отвечали на самые популярные запросы относительно внесения в реестр, но вместе с тем порождали всё новые и новые вопросы, с которыми сталкивались природопользователи при попытке подать заявку самостоятельно.

В связи с этим, попробуем дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам. Конечно, официально отведенный срок на постановку объекта уже завершился почти полгода назад и Росприроднадзор уже как полгода может штрафовать предприятия за неисполнение положений ФЗ № 219. Однако, пока никто не запрещает встать на государственный учет сейчас и тем самым опередить выписанный штраф.

Начнем с письма № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» .

В письме обозначены объекты, которые не подлежат постановке на учет . Объект не осуществляет негативное воздействие, если он:

  • не имеет стационарных источников выбросов;
  • не осуществляет «не бытовые» сбросы;
  • единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов
  • не содержит признаков, указанных в пунктах 1-3, 7, 8 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (с данным постановлением правительства РФ можно ознакомиться ).

Как ставить на учет объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ . Ответ однозначен: объект ставится на учет по месту нахождения и, соответственно, заявка должна подаваться в местный территориальный орган.

Необходимо ли вносить в реестр строящиеся объекты . Согласно законодательству, ставить на учет необходимо только объекты, уже введенные в эксплуатацию (и делать это необходимо в течение полугода с момента начала процесса эксплуатации).

Подача недостоверных данных ми возможность внесения корректировок . В письме № АС-09-00-36/22354 указано, что если об объекте поданы недостоверные данные, то это влечет за собой штраф в отношении организации согласно ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ . Если же имели место быть непреднамеренные мелкие ошибки при заполнении заявки, то их возможно исправить.

Как определяется категория предприятия по степени воздействия на окружающую среду . Категория присваивается в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС. Особо отмечается, что в случае соответствия объекта критериям из нескольких категорий, он должен быть отнесен к более высокой категории.

Перейдем к положениям уведомления Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» , которое увидело свет 25.11.2016 года. В уведомлении также содержались несколько важных комментариев.

Куда подавать заявку организациям федеральном и регионального надзора. Объектам НВОС, подлежащим федеральному надзору, положено подавать запрос в территориальный орган Росприроднадзора; регионалам - в орган исполнительной власти по месту нахождения объекта. Отмечается, что в случае отправки запроса не по адресу, его должны переправить в нужную инстанцию в течение 5 дней.

Определение координатов объекта НВОС . Для этого рекомендуется использовать либо имеющейся на предприятии документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия или разнице в системе координат, - публичной кадастровой картой. В том случае, если данной информации в организации нет, то некоторые отделения Росприроднадзора допускают использование информации со спутниковых карт.

Где получать актуальные сведения об объемах выбросов, отходов и сбросов. Рекомендуется использовать данные из предоставленных отчетов за 2016 год (по форме 2-ТП и отчетностью по плате за НВОС ).

Наконец, 06.12.2016 г. появилась информация от Росприроднадзора по долгожданной теме: каким объектам не нужно вставать на государственный учет. В уведомлении перечисляется ряд условий, при которых у организации не определяется объект негативного воздействия:

  • согласно критериям отнесения объектов НВОС, объект не может быть определен к какой-либо категории;
  • предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно;
  • предприятие не оказывает иных видов негативного воздействия, обозначенных в критериях отнесения объектов НВОС.

Отметим, что при этом порядок внесения экологической отчетности (к примеру, платы за НВОС ) не зависит от категории предприятия, присвоенной ему после внесения в реестр.

Как видим, Росприроднадзором было внесено множество пояснений в запутанную и не до конца доработанную процедуру постановки на учет объектов НВОС.

Если предоставленных выше пояснений недостаточно, то дополнить их могут специалисты ЭкоВиллеТрейд . Также мы всегда поможем Вашему предприятию с внесением в государственный реестр объектов НВОС – подробности .

Изменения в природоохранном законодательстве обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность, ставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт. Заявка должна быть подана в течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта. Кроме указанного срока, определен и общий срок постановки на учет объектов, оказывающих НВОС – это 1 января 2017г. До указанного срока юридические лица и индивидуальные предприниматели должны были поставить на государственный учет объекты, оказывающие НВОС. Срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. Объекты, включенные в этот реестр, находятся под государственным экологическим надзором, осуществляемым Росприроднадзором. К какому уровню контроля (региональному или федеральному) относится тот или иной объект, оказывающий НВОС, определяет Росприроднадзор.

Заявка передается в Росприроднадзор, где в течение 10 дней осуществляется постановка на государственный учет объекта, оказывающего НВОС. Также объекту, оказывающему НВОС, присваивается код и категория, а юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке на государственный учёт этого объекта.

Юридические лица или индивидуальные предпринимателя обязаны уведомить Росприроднадзор в течение 30 дней, если произошли следующие изменения:

  • замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменение места нахождения объекта, оказывающего НВОС;
  • изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

После уведомления Росприроднадзора в течение не более 10 рабочих дней выдается свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прекращают вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В течение 10 рабочих дней, с момента подачи соответствующих сведений и документов, выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего НВОС.

Постановка на государственный учет объектов, актуализация учетных сведений об объекте, снятие с государственного учета объекта, оказывающего НВОС, осуществляется без взимания платы.

Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС, а также сведений для актуализации учетной информации, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 100 000 рублей.

За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Постановка на учет объектов, оказывающих НВОС, имеет и экономическое стимулирование к выполнению данной обязанности. Так согласно п.1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Категории объектов, оказывающие НВОС описаны в ст.4.2 Федерального закона от , а критерии отнесения объекта к той или иной категории описаны в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015г. №1029.