Заявление об уплате косвенных налогов беларусь. Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ утверждена форма документа, который называется «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Вместе с формой документа утверждены также Порядок заполнения и формат представления этого перечня в электронном виде.

Указанные выше документы приняты в рамках правоотношений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, в котором сторонами являются следующие государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

О взимании косвенных налогов

Напомним, порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в отношении государств — членов ЕАЭС регламентируется соответствующим Протоколом — Приложение № 18 к Договору ЕАЭС. В частности, в Разделе II данного Протокола закреплены правила при экспорте товаров. Установлено, что налогоплательщик государства — члена ЕАЭС при экспорте товаров на территорию другого государства — члена применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик, с территории которого вывезены товары, обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет налогоплательщика-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы.

Под пунктом 3 вместе с самими заявлениями о ввозе товаров предусмотрен также документ, именуемый «перечень заявлений», форма которого и утверждена опубликованным приказом ФНС.


Обратите внимание

Рассматриваемый Перечень заявлений подается в налоговые органы Российской Федерации, и заполняется он налогоплательщиком, осуществившим операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (т. е. экспорт с территории РФ).


Важно помнить: сведения, включенные налогоплательщиком в Перечень заявлений, будут проверяться в налоговом органе на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией, предусмотренного Протоколом от 11.12.2009 (в редакции от 31.12.2014) «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Если сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют данным налогового органа, налоговики вправе будут взыскать сумму косвенных налогов с пенями.

Основные требования по заполнению Перечня заявлений

Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов включает в себя титульный лист и раздел 1 «Реквизиты заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов».

Налогоплательщик может заполнить Перечень заявлений как в бумажном, так и в электронном виде.

При любом способе формирования документа необходимо учесть некие общие правила. Например, использование сквозной нумерации страниц, запрет на исправление ошибок корректирующим средством и на применение двусторонней печати.

Если используется электронная форма документа, то тут бухгалтеру немного легче — он освобожден от части рутинной работы по заполнению документа или проверке правильности его оформления, за него это сделает программа.

При ручном оформлении документа необходимо помнить, что заполнение полей Перечня заявлений любых показателей (текстовых, числовых, кодовых) необходимо производить слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

В незаполненных полях (знакоместах, «клеточках») ставится прочерк. Это относится как к полностью, так и к частично заполненным показателям.

Например, показатель «ИНН» для юридического лица следует отражать по следующей схеме: «7700123456——». Правда, есть и исключение, номера страниц заполняются без прочерков по примеру: «001», «002», «003» и т. д.

Большинство показателей Титульного листа рассматриваемого документа давно знакомы российскому налогоплательщику. Это ИНН и КПП налогоплательщика, код налогового периода и отчетный год, номер корректировки и пр. Все они заполняются как обычно.


Обратите внимание

Перечень заявлений может представить как сам налогоплательщик, так и его законный или уполномоченный представитель.


При этом в специальном разделе Титульного листа, в котором подтверждается достоверность и полнота представленных сведений, под кодом «1» может значиться следующее лицо:

  • налогоплательщик;
  • законный представитель (включая участника товарищества, доверительного управляющего, концессионера, участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета).

Значение «2» указывается, только если документ представлен уполномоченным представителем налогоплательщика.

В этом же разделе отражаются сведения о представителе налогоплательщика (ФИО физического лица или наименование юридического лица), а также данные о документе, подтверждающем его полномочия. Ранее таким документом, как правило, являлась доверенность. Теперь список уполномоченных лиц расширен, поэтому и документы могут быть разные. В поле для указания приложений к Перечню заявлений (подтверждающих документов или их копий) надо будет в этом случае указать количество листов документа, подтверждающего полномочия любого представителя организации

Особенности заполнения в связи с реорганизацией

Приведем дополнительные правила для тех случаев, когда рассматриваемый документ заполняется организацией-правопреемником.

Правопреемник представляет Перечень заявлений (а также соответствующие декларации и иные необходимые документы) в налоговый орган по месту своего учета.

В Титульном листе факт реорганизации в первую очередь отразится в специальном поле «Форма реорганизации (ликвидации) (код)». В нем могут быть указаны следующие коды:

  • 0 — ликвидация организации;
  • 1 — преобразование одного юридического лица в другое;
  • 2 — слияние нескольких юридических лиц;
  • 3 — разделение юридического лица;
  • 5 — присоединение к другому юридическому лицу;
  • 6 — разделение с одновременным присоеди- нением.

Такие коды закреплены в Приложении 1 к Порядку заполнения Перечня заявлений.

Правопреемник должен отразить прежние данные об ИНН и КПП до реорганизации в поле «ИНН и КПП реорганизованной организации». А вот в верхней части Титульного листа и Раздела 1 необходимо указывать свои данные, то есть ИНН и КПП правопреемника.

Правила взаимосвязи

При заполнении Перечня заявлений важно учесть тот момент, что часть показателей в Перечне должна отражаться аналогично тем значениям, данные которых используются непосредственно в самих заявлениях или налоговых декларациях по НДС и акцизам, на основании сведений из которых и формируется Перечень заявлений.

Например, в Перечне заявлений и в декларации по НДС должны совпадать ИНН и КПП налогоплательщика, налоговый период, код налогового органа и пр.

Обратите внимание на показатель «Налоговая декларация (код)». В нем необходимо указывать значение кода формы по классификатору налоговой документации (код КНД) из налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений. Чуть выше мы отметили, что Перечень заявлений подается в налоговый орган не сам по себе, он входит в комплект обязательных документов, подаваемых с налоговой декларацией. Это может быть декларация по НДС (код по КНД 1151001) или по акцизам (код по КНД 1151084 или 1151074).

Действующая налоговая декларация по НДС утверждена . Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@, по табачным изделиям — от 14.11.2006 № 146н.

Напомним о самих заявлениях, сведения из которых должны отражаться в Разделе 1 Перечня. Форма заявления закреплена в Приложении № 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Итак, из заявлений в Перечень заносятся такие данные:

  • номер отметки о регистрации заявления;
  • дата отметки о регистрации заявления.

Оба показателя берутся из раздела 2 заявления. Номер отметки и дата проставляются в заявлении налоговым органом импортера при подтверждении уплаты косвенных налогов.

Далее отражается показатель «Идентификационный код (номер) покупателя», в котором указывается код или номер покупателя, которым выступает налогоплательщик-импортер, заполнивший заявление, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения).

В поле «Раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца» указывается номер раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения). Этим разделом заявления может быть только первый или третий, именно в них содержатся сведения о реквизитах (ИНН) налогоплательщика-экспортера, то есть продавца.

При этом в Разделе 3 заявления отражаются сведения о сделках налогоплательщика — налогового агента. Продавцом в этом случае выступает комитент, доверитель или принципал. В Разделе 1 заявления указываются сведения по сделкам обычного налогоплательщика косвенных налогов, которые были осуществлены по контрактам на поставку товаров, по договорам лизинга, переработки давальческого сырья, а также в случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося предпринимателем.

Все указанные выше показатели являются обязательными к заполнению.

Дополнительно напомним коды стран, участвующие в Евразийском экономическом союзе, которые тоже придется отражать в Разделе 1 Перечня заявлений:

  • 051 — код Республики Армении;
  • 112 — код Республики Беларусь;
  • 398 — код Республики Казахстан;
  • 417 — код Кыргызской Республики;
  • 643 — код Российской Федерации.

В заключении приведем пример заполнения рассматриваемого документа. Примем, что Перечень заявлений сформирован по данным российского юридического лица по операциям экспорта, произведенным в апреле текущего года. Товары реализованы в Республику Казахстан. Документ заполнялся в электронном виде (прочерки в незаполненных знакоместах не проставлялись.

Консультант по налогам И.М. Акиньшина , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Осуществляя деятельность по импорту товаров из Белоруссии, Казахстана или других стран, входящих в ЕАЭС обязательно надо заботиться о правильности оформления всех документов и уплате налогов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Импортеру придется заполнять и подавать в ФНС заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Причем от правильности подготовки этого документа и достоверности указанных сведений зависит величина налоговый платежей в итоге уплачиваемых налогоплательщиком, который является импортером.

Что это такое

Современный мир давно перестал ограничивать ведения деятельности организации территорией лишь одной страны.

Многие фирмы закупают товары в других государствах, осуществляют расчеты и платежи не только в рублях, но и в валюте, или вообще ведут деятельность одновременно в нескольких странах.

Но надо позаботиться об уплате необходимых таможенных и налоговых платежей, а также сдаче соответствующей отчетности в налоговые службы.

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия создали собственную международную экономическую организацию – Евразийский экономический союз.

Осуществление торговли между странами-участниками ЕАЭС происходит по значительно упрощенной схеме и осуществляется с меньшим количеством бумажной волокиты.

Но правильный учет налогов и других обязательных платежей, а также ведение соответствующей документации — необходимо.

Одним из основных документов, которые приходится заполнять организации-импортеру является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Оно должно быть зафиксировано в налоговой службе страны продавца товара. От правильности заполнения этого документа, и указанных в нем сведений зависит величина налоговых платежей, которые будет необходимо уплатить в доход государства.

Замечание. Речь в документе идет о косвенных налогах, которые включаются непосредственно в стоимость товара.

К ним относится, например, НДС, различные акцизы (на алкоголь, табак, автомобили, топливо).

Их не надо путать с прямыми налогами, которые уплачиваются непосредственно с дохода или имущества, принадлежащего налогоплательщику.

К прямым налогам относится, например, НДФЛ, налог на прибыль, на транспорт, на имущество.

Законодательная база

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов должно быть подготовлено в соответствии с требованиями и нормами Договора об Евразийском экономическом союзе и приложений к нему.

Конкретно на него распространяются нормы Протокола «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми службами государств-членов ЕАЭС». Именно им утверждена и конкретная форма заявления, подаваемого налогоплательщиком.

Сервис ЕАЭС

Осуществляя деятельность, связанную с импортом из ЕАЭС, может потребоваться узнать текущий статус обработки заявления.

Для этого налоговой службой запущен специальный электронный сервис, существенно упростивший такие запросы.

Для получения сведений о заявлении не нужно писать каких-либо запросов, ждать пока сотрудники ИФНС обработают документы и дадут соответствующий ответ. Все можно сделать полностью самостоятельно через интернет.

Рассмотрим, как проверить статус заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:

  1. Зайти на сайт налоговой службы.
  2. Заполнить основные данные о заявлении (регистрационный номер, ИНН импортера, дата получения ИФНС, страна-продавец).
  3. Ввести защитный код от автоматических запросов.

Если заявление получено налоговыми органами в стране экспортера, то сервис покажет статус «Принято в стране Продавца успешно».

На сайте ИФНС существует также возможность проверить сразу и множественный перечень (список) заявлений.

Это удобно для тех импортеров, которые ведут активную деятельность и имеют большое количество различных контрактов.

За счет ввода сразу списка заявлений и отправки их одним запросов существенно сокращается время на получение статуса по каждому из них, ведь уже не приходится отдельно заполнять форму.

Найти подробную инструкцию по формированию запроса можно также на официальном сайте налоговой службы.

Видео: НДС при импорте товаров. Расчет и уплата НДС при импорте

Особенности заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Обязательно надо заполнять заявление по утвержденной соответствующим протоколом форме. В свободной форме подготовить данный документ нельзя.

Его просто не примут в налоговой службе, и придется заполнять обязательный для использования бланк. Скачать бланк заявления можно .

Совет. На сайте налоговой службы можно найти специальные программы для заполнения заявления.

Они позволяют быстрее и проще подготовить документ, как для подачи в бумажном, так и в электронном виде.

Многие программы бухгалтерского учета также содержат функции, позволяющие формировать такие заявления.

Последний вариант наиболее простой и удобный, так как потребует минимум времени на подготовку документа.

Пример заполнения

Хотя налоговые службы стран-участников ЕАЭС утвердили и распространяют достаточно подробный порядок заполнения заявления о ввозе товаров и платежах по косвенным налогом иногда вопросы по указанию конкретной информации в документе все же остаются.

Конечно, можно попробовать обратиться за консультацией в налоговые службы.

Но это займет много времени, которого обычно не хватает, ведь документы должны быть своевременно сданы и правильно подготовлены для исключения возможных проблем.

В таких ситуациях можно воспользоваться уже готовым образцом заполнения заявления. Он позволяет избавиться от большинства вопросов практически мгновенно.

Скачать пример заполнения заявления можно по этой ссылке. Но все же надо понимать, что ситуации отличаются друг от друга и образец не может иметь полностью универсальный характер.

Впрочем, обычно у бухгалтера имеются вопросы по подготовке документа лишь в первый раз, а затем с его заполнением вопросов практически не возникает.

Срок подачи

Налоговая декларация по НДС должна быть подана до 20-го числа месяца, следующего за тем в котором товары, были приняты к учету.

Тогда же необходимо подать в налоговую службу и заявление. При подаче в виде бумажного документа надо будет направить в инспекцию 4 копии документа.

В какой форме сдавать

Технически подготовить и подать заявление о ввозе товаров, а также платежах по косвенным налогам можно в бумажном и электронном виде.

После получения документа на бумажном носителе ИФНС в течение 10 дней должна его проверить и вернуть 3 экземпляра.

Один из должен остаться у импортера, а два нужно передать поставщику. Если заявление подается в электронном виде, то в этот же срок от налоговой инспекции поступает соответствующее подтверждение также в электронном виде.

Замечание. На практике лучше подавать заявление в электронном виде. Это удобней для налогоплательщика и налоговой службы.

Какие документы должны быть приложены

Подается заявление вместе с документом под названием «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

Он состоит из титульного листа и непосредственно раздела с информацией о заявлениях. Его основная задача ускорить и упростить обработку отчетности.

Особенно он пригождается ИФНС в ситуации, когда деятельность ведется поставщиком активно и заявления составляются не в отношении одного контракта.

Дополнительно надо приложить следующие документы для подтверждения указанных сведений:

Все сведения и документы, приложенные налогоплательщиком, будут тщательно проверены налоговым органом.

Возможные причины отказа в выдаче подтверждения

Иногда налоговая служба может отказаться выдавать подтверждение. Просто так это она сделать не сможет. Для этого ей нужны достаточно веские основания — причины.

Рассмотрим, что может стать причиной для отказа в выдаче подтверждения:

Если будет установлен факт полной или частичной неуплаты НДС, то налоговая служба не только взыщет необходимую сумму косвенного налога, но и начислит пени в соответствии с законами страны ввоза товара.

При условии несоблюдения порядка и сроков подачи заявлений, экспортер может оказаться лишенным права на применение нулевой ставки по НДС.

НК РФ предусматривает наличие 2-ух косвенных налогов – НДС и акцизы. С данными видами налогов компании сталкиваются при сбыте или приобретении ценностей, а также при ввозе товарных ценностей на российскую таможенную территорию (импортные операции).

Косвенный налог добавляется к стоимости реализуемых или ввозимых ценностей и предъявляется продавцом покупателю. Добавленный налог подлежит уплате продавцом в бюджет с учетом положенных вычетов по данному виду налогового обязательства. Понятие «косвенный» означает, что на самом деле обязанность по уплате налога ложится на покупателя, но не напрямую, а через посредника, в роли которого выступает продавец.

Процедура вычисления, уплаты и возмещения добавленного налога регулируется гл.21, а акцизов – гл.22 НК РФ.

Косвенные налоги при импортных операциях

Ввоз ценностей на территорию таможенного союза РФ выступает поводом для вычисления и уплаты косвенных налогов. Платить нужно той стране, чей таможенный орган выпускает ТМЦ:

  • При импорте товарных ценностей из стран, не входящих в список участников таможенного союза, добавляемый налог надлежит платить в РФ, так как выпуск будет выполнен российским таможенным органом, в этот орган и перечисляется налог;
  • При импорте ценностей из государств ЕАЭС налог должен перечисляться в налоговую, где стоит на учете собственник ценностей (покупатель). В ЕАЭС входят Белоруссия, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения. Налоговые обязательства в отношении уплаты НДС предусмотрены для всех лиц, независимо от применяемого ими режима налогообложения и наличия освобождения от уплаты (исключения перечислены в 6-м пункте ст.72 Договора о ЕАЭС).

Порядок уплаты

Обязанность по перечислению добавленного налога ложится на декларанта товаров, то есть покупателя.

Для принятия правильного решения относительно необходимости перечисления налога с ввозимых ценностей, его величины и места уплаты, нужно определиться со следующими моментами:

  • Есть ли освобождение от НДС у импортируемых товаров;
  • Какая таможенная процедура используется в отношении ввозимых ценностей;
  • Какую ставку НДС нужно применить;
  • По какой формуле рассчитать налог к перечислению.

Освобождение от налоговых обязательств

В п.3ст.80 ТК ТС определены случаи, когда не нужно платить НДС с импортируемых ценностей. В ст.150 НК РФ представлен список тех товарных ценностей, при ввозе которых не нужно добавлять налог к стоимости. При несоответствии условиям из указанной статьи ТК ТС и при импорте товарных ценностей, не включенных в список, следует посчитать добавленный налог по ставке, актуальной на день представления таможенной декларации.

Таможенная процедура

На порядок уплаты косвенных налогов по ввозным операциям влияет таможенная процедура, под которую помещаются импортируемые ценности. В зависимости от этой процедуры НДС нужно будет уплатить в полном, ограниченном объеме или же не платить вовсе.

На таможенную процедуру влияют цели выпуска ТМЦ в РФ таможенным органом:

Таможенная процедура Особенности уплаты налога
Транзит, переработка, хранение или уничтожение на таможне, реэкспорт, свободная таможенная зона или склад, беспошлинная торговля, движение припасов и их декларирование, отказ в пользу гос-ва. Не платится
Временный ввоз, импорт продуктов переработки при их помещении за пределами территории таможни Не платится или платится в ограниченной величине
Ввоз или переработка ценностей для потребления в РФ Платится в полном размере

Ставка НДС

На величину ставки влияет характер ввозимых ценностей – 10 или 18%.

Для определения величины подходящей ставки для ввозимых товаров нужно установить коды по ТН ВЭД ТС, после чего сопоставить их с кодами товаров, для которых предусмотрена ставка 10% (они перечислены в специальных перечнях российского правительства). Если среди ввозимых ТМЦ имеются товары из данных перечней, то нужно использовать ставку 10%, в противном случае – 18%.

Пример определения подходящей ставки

Компания ввозит в РФ каперсы из Германии. Какую ставку нужно применить?

В ТН ВЭД ТС каперсы входят в категорию 0709 «Овощи..» и имеют код 0709 99 400 0. Данный код включен в перечень товаров с применением ставки 10%, утвержденный Постановлением №908 от 31.12.04, поэтому при ввозе каперсов компании нужно посчитать добавленный налог в размере 10%.

Расчет НДС

Если установлена необходимость добавление налога и определена величина актуальной ставки, то НДС можно вычислить таким образом:

НДС = (таможенная стоимость импортируемых ценностей + пошлина + акциз) * налоговая ставка

Размеры пошлин определяются Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Акцизные ставки определены 193 ст. НК РФ.

Если от пошлины товар освобожден, и ввозимые ценности не являются подакцизными, то достаточно умножить стоимость ТМЦ на налоговую ставку.

НДС определяется в отношении каждого наименования ввозимых ценностей, после чего производится суммирование величин добавочного налога по всем позициям. Полученную сумму нужно перевести в российские рубли.

Посчитать добавленный налог нужно самостоятельно, после чего отразить его величину в декларации ДТС-1 или ДТС-2. При несогласии таможенного органа с проведенными расчетами, будет проведена корректировка, с которой декларант может либо согласиться, либо пытаться отстоять свое мнение (в том числе и в суде).

Сроки уплаты косвенных налогов (НДС)

Конкретные даты для перечисления зависят от таможенной процедуры, под которую помещены ввозимые ценности. Если ввоз товаров производится для потребления внутри российского рынка, то обязанность по уплате возникает до выпуска ценностей с таможенной территории.

Если выпуск ввозимых товаров осуществлен до момента подачи таможенной декларации (это возможно в ряде случаев по ст.197 ТК ТС), то перечислить добавочный налог надлежит в течение 10-ти дней, которые отсчитываются с начала месяца, идущего за месяцем выпуска.

При временном ввозе товарных ценностей добавленный налог надлежит перечислить до выпуска согласно указанной процедуре вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза.

Уплаченный налог можно направить к вычету на основании таможенной декларации, если товары будут использованы в операциях, облагаемых добавочным налогом, в противном случае придется учесть его в стоимости ввезенных ценностей. Неплательщики НДС обязаны также уплатить налог с ввозимых товаров, но зачесть к вычету его не получится.

Лишние перечисленные средства по добавленному налогу позволено зачесть в виде уплаты пошлин таможенного характера, пеней и %-ов.

Импорт из стран таможенного союза

При ввозе товарных ценностей из стран таможенного союза (Казахстана и Белоруссии, а с 29.05.2014 Армении с Кыргызстаном) платить косвенные налоги должен покупатель импортных товаров в местную налоговую, где он стоит на учете. Данная обязанность имеется как у плательщиков рассматриваемых видов налогов, так и у лиц, освобожденных от этого в силу применения спецрежимов или положений ст.145 НК РФ.

Для вычисления добавочного налога следует применять одну из ставок, определенных 2-м и 3-м пунктами 164 ст. НК РФ. Также нужно учитывать положения из 17-го пункта Протокола, сопровождающего Договор о ЕАЭС в качестве 18-го приложения.

Считать НДС нужно в день принятия ценностей к учету от стоимости, подлежащей перечислению поставщику за приобретенные ценности согласно приложенной документации. Суммы из документов, обозначенные в иностранной валюте надлежит перевести в рубли по курсу ЦБ на день оприходования товаров.

Срок перечисления добавленного налога – до 20-того числа включительно месяца, идущего за месяцем оприходования ввозных товаров. Вместе с оплатой надлежит предоставить пакет документов, в составе которого:

  • Налоговая декларация;
  • Выписка из банка в подтверждения оплату налогов;
  • Счета-фактуры;
  • Транспортная документация;
  • Договор, заключенный с поставщиком;
  • Иные документы из п.20 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

Перечисленный добавленный налог плательщики могут направить к возмещению, все прочие лица обязаны его списать в расходы или включить в стоимость ввозных ценностей.

Документальным основанием для приемки к вычету выступает счет-фактура, платежная документация о перечислении налога, заявление, поэтому возместить такой НДС можно только после представления данной документации в налоговую.

Предоставить данное заявление нужно в налоговую по месту регистрации вместе с прочей необходимой документацией, в том числе налоговой декларацией в период до 20-го числа месяца, идущего за месяцем приема импортных товаров к учету. Формат подачи – в электронном виде с заверением УКЭП плательщика или в бумажном виде в 4 экземплярах.

Новый порядок представления рассматриваемого документа в электронном виде действуют с начала января 2015г.

Бланк заявления содержится в приложении 1 к Протоколу от 11.12.09 (в ред. от 31.12.14). Этот же протокол определяет и порядок заполнения данного бланка.

Копии заполненного заявления направляются экспортеру в электронном или бумажном виде.

Пример заполнения

Приложение 2

к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов

Правила заполнения заявления о ввозе товаров

и уплате косвенных налогов

Настоящие Правила определяют порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств-членов таможенного союза.

1. Заявление представляется налогоплательщиком (плательщиком) (далее – налогоплательщик), в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.

Один экземпляр Заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) акцизов или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов). Два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщиком налогоплательщику государства-члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС в размере 0 процентов (освобождением по акцизам).

2. Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему.

Первый и третий разделы Заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел – налоговый орган.

В строках «Продавец/Покупатель» Заявления указываются:

для налогоплательщиков Республики Беларусь – УНП (учетный номер плательщика), для налогоплательщиков Республики Казахстан – РНН (регистрационный номер налогоплательщика) либо БИН (бизнес-идентификационный номер) либо ИИН (индивидуальный идентификационный номер), для налогоплательщиков Российской Федерации – ИНН/КПП (идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет);

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя ;

код страны, адрес местонахождения (места жительства) юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В случае заключения договора (контракта) лизинга в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».

В случае заключения договора (контракта) на переработку давальческого сырья в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».

На каждом листе Заявления налогоплательщик указывает номер и дату заполнения Заявления.

Заявление подписывается руководителем организации или ее представителем и главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза.

3. Заполнение Раздела 1.

Продавец (строка 01) – лицо, заключившее договор (контракт) с Покупателем, указанным в строке 02, или с комиссионером , поверенным либо агентом, действующим в интересах Покупателя.

Покупатель (строка 02) – лицо, приобретающее товары и представляющее Заявление в налоговый орган по месту постановки на учет.

Раздел 1 заполняется Покупателем товаров (комиссионером, поверенным либо агентом, если законодательством государства-члена таможенного союза предусмотрена уплата этими лицами косвенных налогов при ввозе товаров на территорию одного государства-члена таможенного союза с территории другого государства-члена таможенного союза).

В строке 05 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между Продавцом и Покупателем.

При приобретении товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору (контракту) комиссии, договору (контракту) поручения либо агентскому договору (контракту), если законодательством государства-члена таможенного союза не предусмотрена уплата указанными лицами косвенных налогов при ввозе товаров на территорию одного государства-члена таможенного союза с территории другого государства-члена таможенного союза:

а) в строке 01 «Продавец» указывается лицо, реализующее товары лицу, являющемуся комиссионером, поверенным либо агентом по договору (контракту) с Покупателем;

б) в строке 02 «Покупатель» указывается лицо, являющееся комитентом , доверителем либо принципалом по договору (контракту) с комиссионером, поверенным либо агентом, названным в подпункте «а» настоящего пункта;

в) в строке 05 отражаются реквизиты договора (контракта) между Покупателем, указанным в подпункте «б» настоящего пункта, и комиссионером, поверенным либо агентом;

г) в строке 06 отражается, в том числе, полное наименование организации (Ф. И.О. индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) комиссионером, поверенным либо агентом по договору (контракту), указанному в подпункте «д»;

д) в строке 07 отражаются реквизиты договора (контракта) между комиссионером, поверенным либо агентом, указанным в подпункте «в» настоящего пункта, и Продавцом, указанном в подпункте «а» настоящего пункта.

В случае ввоза налогоплательщиком государства-члена таможенного союза на территорию данного государства-члена таможенного союза товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, приобретенного на территории другого государства-члена таможенного союза, и переработанного на территории третьего государства-члена таможенного союза, заполняется 2 (два) Заявления, при этом:

при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу товаров (давальческого сырья), в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование и стоимость давальческого сырья;

при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу работ по переработке давальческого сырья, в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование товара, являющегося продуктом переработки, и стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:

в графе 2 – наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов. В случае необходимости отражения большого количества товаров допускается вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров (например, мебель вместо столы письменные, кровати, кресла) в одной строке Заявления и отражение по соответствующим графам этой строки Заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду товаров;

в графе 3 – код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза по подакцизным товарам и в случае применения пониженной ставки НДС по отдельным категориям товаров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства-члена таможенного союза;

в графе 5 – количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4;

в графах 6 и 7 – стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 8 – установленный центральным (национальным) банком государства-члена таможенного союза курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров;

в графе 9 – серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 10 – дата транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 11 – номер счета-фактуры;

в графе 12 – дата счета-фактуры;

в графе 13 – дата принятия налогоплательщиком товара на учет;

в графе 14 – налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего Заявление. Налоговая база по подакцизным товарам на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортируемого товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5. По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена таможенного союза, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк;

в графе 15 – налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего Заявление. Налоговая база рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8 . По подакцизным товарам налоговая база по НДС определяется с учетом суммы акцизов, указанной в графе 19;

в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза, налоговая база в графе 15 рассчитывается с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения;

в графах 16, 17 и 18 – налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена таможенного союза. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена таможенного союза от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово «льгота». По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в графе 16 указывается ставка акцизов, пересчитанная в национальной валюте по курсу валюты , указанному в графе 8. По подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки налога, в графе 17 указывается ставка в процентах;

в графе 19 – сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14;

в графе 20 – сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.

Если транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза, имеет итоговую строку, допускается перенесение в одну строку Заявления сведений итоговой строки транспортного (товаросопроводительного) документа с указанием общего наименования аналогичных друг другу ввозимых товаров.

Если в транспортном (товаросопроводительном) документе указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам, или имеющим различные единицы измерения, то в Заявление переносятся все наименования товаров (каждая позиция) из транспортного (товаросопроводительного) документа.

Если транспортный (товаросопроводительный) документ, в котором отражено несколько аналогичных друг другу товаров, не имеет итоговой строки, то показатели, отраженные в каждой из строк транспортного (товаросопроводительного) документа, переносятся в Заявление. При этом в графах 9 и 10 Заявления указываются сведения одного и того же транспортного (товаросопроводительного) документа.

Если в счете-фактуре перечислены товары, которые указаны в нескольких транспортных (товаросопроводительных) документах, то в Заявление переносятся позиции из каждого транспортного (товаросопроводительного) документа с учетом требований, изложенных выше. При этом в графах 11 и 12 Заявления повторяются данные такого счета-фактуры.

4. Третий раздел Заявления заполняется в следующих случаях:

если обороты (операции) по реализации товаров Продавцом, указанным в разделе 1 Заявления, Покупателю, указанному в разделе 1 Заявления, не являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза – Продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства-члена таможенного союза – Продавца. При этом в строке 08 «Продавец (комитент, доверитель, принципал)» указывается налогоплательщик государства-члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам). В строке 12 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между Продавцом и Покупателем, указанным в строках 08 и 09;

при реализации товара Покупателю (строка 02) через комиссионера, поверенного либо агента. При этом в строке 12 отражаются реквизиты договора (контракта) комиссии, поручения либо агентского договора (контракта), а в строках 08 и 09 – стороны данного договора (контракта).

5. В тех случаях, когда в поставке товара участвуют более трех лиц, налогоплательщик в Приложении указывает сведения о сделках по реализации товаров (перемещении товаров) от Продавца (налогоплательщика государства-члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, и представляющего в налоговый орган документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС 0 процентов и освобождение от уплаты акцизов) до Покупателя (налогоплательщика, представляющего Заявление) с указанием лиц – участников соответствующих сделок, а также сведений из договоров (контрактов): наименование (УНП, ИНН/КПП, РНН либо БИН либо ИИН, код страны, место его нахождения (место жительства), номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций.

6. В течение десяти рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты), либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении и произвести соответствующие отметки в разделе 2 Заявления.

Ситуация: Организация заключила договор с фирмой в Республике Беларусь. Фирма вывозит товар своим транспортом со склада организации. Фирма уплачивает НДС на территории Республике Беларусь.

Вопросы:

В какой срок фирма должна предоставить нам заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Республики Беларусь?

Какие документы кроме заявления счета-фактуры, накладной, договора потребуются для подтверждения реализации с 0 ставкой НДС?

Нормативными документами срок предоставления продавцу товаров (экспортеру) заявления покупателя (импортера) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Республики Беларусь не установлен.

В то же время, Порядок налогообложения НДС при экспорте товаров в Беларусь регулируется Протоколом от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе». При этом п. 8 ст. 2 Протокола установлено, что налогоплательщик - импортер обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.

Таким образом, срок для обращения вашего покупателя в налоговый орган Беларуси с Заявлением о ввозе товара и уплате косвенных налогов - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Срок проставления налоговым органом отметки об уплате налогов - 10 рабочих дней от даты предоставления Заявления. Следовательно, если Ваш покупатель соблюдет все установленные правила, надлежаще оформленное Заявление появится в его распоряжении покупателя не позднее указанных выше сроков.

Полагаем, что конкретный порядок передачи Заявления покупателем в Ваш адрес необходимо оговорить в контракте на поставку товара.

Для подтверждения экспорта товаров в ИФНС Вам нужно предоставить одновременно с налоговой декларацией комплект документов, перечисленных в п. 2 ст. 1 указанного Протокола:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

3) экземпляр заявления покупателя о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу;

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза;