Что такое прогрессивное налогообложение. Прогрессивная налоговая система

При наличии большого разрыва в уровне благосостояния между разными слоями населения в фискальной политике стран часто появляется понятие прогрессивного налогообложения. Эта система применяется в ряде европейских стран и использовалась в России в отношении подоходного налога до 2001 года.

Прогрессивная система налогообложения: что это, и чем она хороша

Главная цель прогрессивной системы налогообложения – достижение социальной справедливости. При этой схеме бедные платят налоги по минимальным ставкам или освобождаются от налогового бремени вовсе, а богатым приходится перечислять в бюджет максимальные налоговые отчисления. Формула налогообложения – чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.

Прогрессивная система налогообложения может быть нескольких видов:

  1. Простая модель, которую отличает наличие необлагаемого уровня доходов и максимальных ставок для больших сумм.
  2. Линейный тип предполагает постепенное увеличение процентов отчислений вместе с ростом доходной базы.
  3. Многоступенчатый механизм. Это самый сложный и эффективный метод. Доходная база разделяется на несколько диапазонов, для каждого из них устанавливается своя ставка. Особенность способа в том, что при переходе в новый диапазон повышенный процент применяется не ко всей сумме, а только к той ее части, которая превысила пороговое значение предыдущего лимита.

Пример расчета (ставки и лимиты вымышленные) при многоступенчатой системе. В диапазоне доходов от 5000 до 15 000 рублей применяется ставка 10%, в пределах 25 000 действует ставка 14%. За месяц человек заработал 22 000 рублей. Подоходный налог составит 2480 рублей:

  • 15 000 х 10% = 1500 рублей;
  • (22 000 –15 000) х 14% = 980 рублей;
  • 1500 +980 = 2480 рублей.

Прогрессивная налоговая система имеет ряд преимуществ:

  • больше поступлений в бюджет (но при экстремальном прогрессивном налогообложении правило не соблюдается, появляется отток богатых людей);
  • возможность сбалансировать региональные бюджеты;
  • снижение социальной напряженности при большом разрыве между богатыми и бедными слоями населения.

Главный недостаток – повышается риск ухода бизнеса в тень, отказ работодателей официально заключать договоры с наемным персоналом, исчезает мотивация больше зарабатывать.

Прогрессивная налоговая система: мировой опыт

Ярким примером прогрессивной методики налогообложения является Франция. Самых бедных государство освобождает от уплаты подоходного налога, средний уровень доходов облагается по ставке 5,5%, с поступлений в пределах 26 420 евро удерживается 14% налога. Далее ставка постепенно увеличивается до 30%, 41% и 45%, а для миллионеров действует ставка, равная 75%.

Если прогрессивная ставка налога – это эффективно, то в случае с Францией правило дало сбой. Налог на прибыль предполагает рост процента с повышением прибыли с 19 до 45%. Такое сильное давление фискальной политики заставило многих состоятельных французов менять гражданство и выводить капитал в другие страны.

К числу стран, считающих, что в отношении подоходного налога прогрессивная налоговая ставка – это хороший метод сбалансирования бюджетной системы, относятся:

  • Бразилия (ставка от 0% вырастает до 27,5%);
  • Аргентина с прогрессирующей ставкой от 9 до 35%;
  • Швеция (ставка увеличивается до 56,9%);
  • Норвегия (удерживается до 39%);
  • Канада (15-29%);
  • Испания (24-52%);
  • Великобритания (ставки от 0 до 45%).

Высокое максимальное значение удержаний из доходов граждан установлено в Израиле – 50%. Минимальный размер ставки составляет 10%.

Многие европейские государства уже давно используют прогрессивную систему налогообложения. Нужен ли прогрессивный подоходный налог в России? Российские власти пока не рассматривали возможность применения данной системы. В чем преимущества и какие недостатки характерны для прогрессивного налога? Ответы на эти вопросы будут даны далее по тексту.

Мнение экспертов – плюсы и минусы внедрения прогрессивного налога для России

Основным преимуществом прогрессивной системы – по мнению экспертов, является большая степень справедливости в плане налогообложения. Люди с высоким доходом платят налоги по более высокой ставке, нежели граждане, получающие меньше. Данный способ налогового обременения позволяет государству получать больший доход с обеспеченной части населения и снизить финансовую нагрузку на средний класс и людей с небольшими доходами.

Также система позволяет улучшить общее настроение в стране, дав наиболее сложной части населения чувство удовлетворения и справедливости. Фактически, существующая система воспринимается как несправедлива по простой причине, что одинаковый налог платят граждане, получающие зарплату в 20 000 рублей и в 20 000 000 рублей. Разбираться в том, что 13% от 20 тысяч это 2600 рублей, а от 20 млн – 260 000 рублей, вряд ли кто-то станет. По мнению экспертов прогрессивная система позволит более наглядно обозначить позицию государства.

В Российской законотворческой практике отсутствуют прецеденты рассмотрения возможности применения прогрессивной ставки по налогу. Единожды коммунистами была предложена прогрессивная шкала, рассчитываемая от 5%, но данное предложение было отвергнуто без рассмотрения.

Одним из доводов политиков, предложивших рассмотреть новую налоговую систему, являлось увеличение налоговых отчислений от занятого населения относящегося к среднему классу. По мнению депутатов, люди с невысоким доходом, чаще прибегают к схемам, позволяющим уклониться от уплаты налогов, в то же время, более низкая процентная ставка, позволит экономить без нарушения закона.



Преимущества очевидны для людей, не имеющих возможности зарабатывать много, но они же (преимущества) могут быть рассмотрены как недостатки, с точки зрения людей обеспеченных. Фактически, государство демотивирует граждан, работающих на высокооплачиваемых должностях, более высоким процентом по подоходному налогу. Экономисты уверены, что после введения прогрессивного налога, искать способы ухода от налога начнут богатые граждане. Таким образом, государство потеряет больше чем приобретет.

Новая волна сокращения налоговых отчислений разрушит российскую экономику, буквально так выразился о возможности введения прогрессивной ставки президент В.В. Путин. Попытки уклонения от уплаты резко возросших налогов приведут к повсеместному дефициту бюджета и вызовут повальный отток капитала на заграничные счета. Также правительство учитывает коррупционную составляющую, актуальную в виду отсутствия единой налоговой ставки. Такая система не подходит для российских реалий по причине высокой степени субъективности и неоднозначности.

В каких странах прогрессивный подоходный налог

Некоторые страны в которых уже действует прогрессивное налогообложение доходов физических лиц




Заключение

Очевидно, что российское общество пока не готово к принятию прогрессивной системы налогообложения. Преимущества подобной системы являются ее же недостатками, в силу менталитета и некоторых правовых аспектов, экономика может лишиться большей части дохода, после введения прогрессивного подоходного налога.

Такое решение может поставить под угрозу достаток всех граждан, поэтому правительство решило воздержаться от вынесения проекта на рассмотрение. Эксперты считают, что должно пройти минимум 10-15 лет для того, чтобы общество смогло подготовится к прогрессивному налогообложению.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Правительство обещало, что налоги не будут повышать налоги, и налоговая нагрузка на мир бизнеса не изменится. По всей видимости, в рамках выполнения этого обещания было принято решение – не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, а начать с граждан. Итак, в Госдуму подан законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ: Законопроект №427315-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц» . Т.к. налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются граждане, то, возможно, граждане будут платить повышенные налоги. Что написано в данном законопроекте?

Итак, с 1 января 2019 года планируется (если этот законопроект станет законом, а он станет законом) для тех граждан, которые получают менее 100 тысяч рублей в год, НДФЛ будет равен 5%. Те россияне, которые будут получать от 100 тысяч рублей в год до 3 миллионов рублей в год, для них подоходный налог сохранится на прежнем уровне 13% (более точно 5 000 рублей + 13% с суммы, превышающей 100 000 рублей).

Я прокомментирую, почему не все так просто и радостно. Конечно, нормальные граждане, которых больше 90%, искренне считают, что налоги надо брать с богатых, а типа «я мало зарабатываю, с меня налоги брать не стоит».

Дорогие граждане, рано радоваться. Как раз с вас налоги и будут брать по-настоящему! Богатые как не платили, так и не будут платить, по большому счету

Те же граждане, которые будут получать от 3 миллионов до 10 миллионов рублей в год, должны будут заплатить НДФЛ: 382 000 рублей + 18% с суммы, превышающей 3 000 000 рублей.

А самые богатые, те граждане, которые будут получать зарплату свыше 10 миллионов рублей в год должны будут заплатить НДФЛ: 1 642 000 рублей + 25% с суммы, превышающей 10 000 000 рублей. Именно они сами, ведь работодатель в данном случае является налоговым агентом и лишь взыскивает этот налог.

Коллеги, какие минусы я вижу в данном законопроекте и в данном подходе? Казалось бы, решается социальная проблема: возьмем деньги с богатых и распределим в пользу бедных.

Казалось бы, естественно, большинство граждан России это поддержит. Но я вам покажу, где «ловушки»…

Первая «ловушка» . Представьте более-менее значительную инфляцию, а государство вдруг забудет проиндексировать соответствующие предельные величины (государству будет выгодно забыть проиндексировать соответствующие предельные величины). Во время инфляции проходит несколько лет, и благодаря инфляции ваша зарплата повышается. Вдруг вы заметили, как перешли в категорию тех, кто платит налоги по повышенным ставкам. В этом и заключается основная опасность, но она не единственная.

Например, у вас была заработная плата 8,3 тысячи рублей. Инфляция. Вам немного повысили зарплату… Хлоп! И вы уже переходите в категорию, когда платите не 5%, а 13%.

Допустим, возникает сильная инфляция. Если раньше работодатель платил вам 25 тысяч, то теперь ему нужно платить все 250 тысяч. Высокая инфляция, когда 250 тысяч сейчас равны прежним 25 тысячам.

Между прочим, когда я указывал подобное кратное повышение инфляции, давайте вспомним совсем недавнюю историю Российскую Федерацию. Вспомним 1992 год, какая в то время была инфляция. Вспомним 1998 года… Вспомним 2009 год… Так что, запросто такое может произойти в очередной раз.

Вспомните, хотя бы, 2014-2015 год, когда доллар резко подскочил в 2,5 раза. Поэтому, высокая инфляция по-прежнему возможна.

Государству будет в этом случае выгодно немножко раскручивать инфляцию, не меняя при этом цифры: чтобы с граждан можно было больше брать налогов и пополнять бюджет.

Второй фундаментальный минус. Есть закон: если ты поощряешь способность человека эффективно работать и много зарабатывать, тогда большинство людей начинают эффективно работать и много зарабатывать. От этого лучше предприятию, лучше государству, лучше бюджету. Как можно повысить эффективность работы, в том числе, путем изменения налоговых ставок?

Я бы, например, ввел обратно-пропорциональную шкалу НДФЛ. Грубо говоря, если твоя заработная плата 25 тысяч рублей в месяц, ты платишь, например, 15% НДФЛ. Если твоя заработная плата составляет 50 тысяч рублей в месяц, ты платишь 10% НДФЛ. Если твоя заработная плата 250 тысяч рублей в месяц, ты платишь 7% НДФЛ. Понимаете?

Чем выше зарплата, тем меньше должен быть налог на доходы физических лиц, и тем меньше должны быть, по большому счету, страховые взносы. Почему? Это бы стимулировало людей хотеть получать высокую заработную плату. Когда люди получают более высокую заработную плату, это само по себе приятно, плюс еще и налоги будут меньше. В этом случае мы бы получали больше продуктивных, способных людей, работающих на результат. Если же мы таким способом стимулируем… По сути дела, этот законопроект стимулирует не работу… Понимаете? И это большой-большой минус данного законопроекта.

Третий минус . Был один незыблемый налог, который не трогало наше государство 2 десятилетия, – это НДФЛ. Владимир Владимирович всегда говорил, что плоская шкала налогообложения сохранится. И вдруг НДФЛ затронули. Для меня это плохой знак. Президент обещал, что налоговые ставки не поменяются, и совокупная нагрузка на мир бизнеса не изменится. На самом деле происходит другое.

Я боюсь, что вслед за этим последует (есть куча законопроектов) увеличение совокупной налоговой нагрузки, которое будет происходить очень интересным способом, в частности через неналоговое регулирование. Например, через систему «Платон», маркировку различных изделий идентификационными знаками (это тоже колоссальная налоговая нагрузка на бизнес) и т.д. К сожалению, вынужден констатировать, что пока наше государство идет по пути взимания налогов любой ценой, невзирая на то, что дальше будет с экономикой.

Коллеги, готовимся к тому, что данный закон будет принят. Ваши бухгалтеры должны подготовиться, что теперь НДФЛ будет взиматься по новым правилам.

На семинаре «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно» , который состоится в Москве 17-18 апреля, я сделаю небольшой обзор законопроектов, которые, скорее всего, в ближайшее время станут законами. Я расскажу о том, как платить полностью «белую» заплату сотрудникам и абсолютно на законных основаниях снизить НДФЛ и страховые взносы. Ведь по страховым взносам тоже колоссальная нагрузка.

Спасибо, коллеги. Надеюсь, эта статья пошла вам на пользу.

Прогрессивное налогообложение предполагает увеличение эффективной ставки с ростом базы. Как правило, такой режим используется для физлиц. Рассмотрим далее, какой может быть

Историческая справка

Прогрессивный налог - это отчисление, которое вошло в практику благодаря давлению аграриев и рабочего класса. Многие десятилетия велась борьба, в которой поочередно побеждала то одна, то вторая сторона. В течение этого времени были предприняты разные попытки осуществить реформы в В результате действия комплекса социальных и экономических факторов была разработана новая схема. Прогрессивное налогообложение впервые стали использовать в Великобритании в 1798 г. Начиналось оно с 2 пенсов/фунт на доход более 60 фунтов и увеличивалось до 2 шиллингов на прибыль более 200 фунтов. Спустя почти сто лет реформа была проведена в Пруссии. Налог в стране начинался с 0,62 % и повышался до 4 %. К началу 20 столетия схема стала использоваться в большинстве европейских государств. В 1913 г. ее стали применять и в США.

Использование схемы в России

Первая попытка ввести прогрессивное обложение была предпринята в стране в 1810 г. Это было обусловлено истощением экономики войной с Наполеоном. В результате курс бумажного рубля резко снизился. Прогрессивная предполагала первоначальную ставку в 500 р., которая постепенно повышалась до 10 % от чистой прибыли. После завершения войны поступления в государственную казну стали сокращаться. В 1820 г. прогрессивный был отменен. В 1916 г. этот режим был установлен снова царским правительством. Принятый указ должен был вступить в действие в 1917 г. Однако этому помешали революции. После свержения царской власти в течение нескольких лет были изданы различные декреты, ориентированные на дополнение и развитие Положения о налоге. Но только в 1922 г. была проведена реформа.

Простой поразрядный прогрессивный налог

Это самая распространенная схема, которая использовалась во многих странах на начальной стадии реформирования. База в этом случае разделена на разряды. Каждому из них соответствует определенный низший и высший предел прибыли, а также конкретная твердая сумма. Одним из недостатков, которым обладает простой прогрессивный налог, является скачкообразное изменение платежа на границе разрядов. Две прибыли, мало различающиеся между собой, но попадающие по разные стороны одного предела, предполагают значительную разницу в сумме отчисления. К примеру, при общем доходе в 1000 р. налог составит 31 р., а при 1001 р. - уже 45 р. Еще одним недостатком является тот факт, что у человека, получившего большую прибыль, останется на руках меньше денег, чем у того, кто получил более низкую.

Относительная поразрядная схема

Такой прогрессивный налог - это аналогичный описанному выше режимы. Здесь также применяются разряды. Каждому из них присваивается конкретная ставка в процентах. Она применяется ко всей базе. При этом внутри разряда используется пропорциональное обложение. Но при переходе на следующий уровень прибыли происходит скачок (такой же, как предусматривает простой прогрессивный налог). Это приводит к тому, что, как и в предыдущем варианте, у субъекта с большей прибылью останется меньше средств, чем у того, чьи поступления ниже.

Одноступенчатый режим

Такой тип прогрессии предполагает только одну ставку. Кроме этого, используется предел, ниже которого прибыль налогом не облагается, а выше - предусмотрен вне зависимости от последующего увеличения. Сама ставка является фиксированной (не прогрессивной). Однако с учетом установленного предела имеет место ее увеличение с ростом прибыли. отражает реальный показатель обложения, который применяется к объекту.

Многоступенчатая схема

В таком налогообложении доход разделяется на части. На каждой последующей ступени происходит рост ставки с увеличением прибыли. Количество их может быть как минимальным (2 или 3) или максимальным (18, как в Люксембурге). Особенностью такой схемы является то, что в процессе разделения ставка применяется не на всю прибыль в совокупности, а только на часть, превышающую нижнюю ее границу. Окончательный платеж рассчитывается как сумма всех налогов для каждой ступени. В этой схеме также имеет место реальное повышение эффективной ставки с увеличением прибыли. При этом кривая тарифа отличается небольшой волнообразностью, снижающейся по ходу увеличения числа ступеней.

Преимущества и недостатки режима

Введение прогрессивного налога по многоступенчатой схеме позволяет:

  1. Представить всю модель в форме простой таблицы.
  2. Выполнять простые вычисления для определения суммы платежа.
  3. Изменять ставки на каждой ступени в отдельности, для каждой конкретной группы плательщиков.
  4. Индексировать уровень прибыли, тариф для которой 0 %.

Среди минусов данной системы специалисты отмечают сложность в сравнении с пропорциональной схемой расчета. Кроме этого, в случае индексации уровня прибыли, в том числе, не попадающей под обложение, необходимо увеличивать ставку и расширять пределы для ступеней. Это требуется во избежание падения сбора.

Линейная схема

В этом случае увеличение ставки происходит без скачков. За счет равномерного ее повышения эффективный тариф также растет постепенно. Обычно в линейной и многоступенчатой схемах максимальная ставка превышает начальную в несколько раз. Это обуславливает более медленное увеличение эффективного тарифа в районе низкой прибыли, чем это происходит при одноступенчатой системе.

Заключение

Следует сказать, что обложение налогом выступает не только как финансово-экономическое явление. Оно рассматривается и как политический инструмент. В этой связи в подходах к его установлению отражаются те или другие классовые интересы. Пропорциональная схема намного легче принимается состоятельными субъектами, поскольку она снижает бремя при увеличении объекта. Прогрессивная система сильнее затрагивает их интересы. Именно поэтому состоятельные категории всегда выступают против ее применения. Сегодня выбор прогрессивной системы основывается преимущественно на дискреционном доходе, то есть прибыли, которая используется по собственному усмотрению. В теории она определяется как разница между совокупными поступлениями и теми, которые тратятся для удовлетворения первоочередных нужд. Таким образом, дискреционный доход отражает истинную платежеспособность субъектов. При увеличении прибыли снижается доля жизненно важных затрат. В результате дискреционный доход увеличивается.