Десять самых крупных городов европы.

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1 / 3 всех больших городов мира.

Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.

По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.

Таблица 9

КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.

* Включая страны СНГ.

В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис. 16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р. Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.



Рис. 16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ

Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат. con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).

Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.

В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).

Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс. км 2 , является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис. 17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км 7 , но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км 7 .

Рис. 18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах

В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».

Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис. 18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км 7 . В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.

Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)

В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).

Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).

Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.

Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.

Английский мегалополис (рис. 19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км 2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.

Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.

Таблица 10

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км 2 , а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км 2).

По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.

Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.

Европа один из самых густонаселенных регионов на планете. В отличие от многих других частей мира, однако, здесь население довольно равномерно распределено на территории континента. Все больше городов имеют миллионное население и „поглощают” близлежащие поселения. Маленькие города связываются с более крупными при помощи отличной инфраструктуры и регулярных транспортных связей. Эта новая форма городского устройства типична для 20 и 21 веков и называется агломерация. Она типичное явление в более развитых частях мира. Здесь мы подготовили список 10 самых крупных городов (точнее 10 самых крупных городских агломераций) в .

1. Лондон. Со своими 14 000 000 жителями является самым большим городом в и во всей Европе. Его территория необъятна. Только Лондон, не считая близлежащие города, имеет длину около 60 км. с востока на запад. В действительности британская столица занимает больше площади даже чем американский мегаполис . Это не удивительно, имея ввиду бесконечный поток эмигрантов, который стекается сюда со всего мира, чтобы найти удачу. Ныне Лондон стал олицетворением города и городского колорита.

2. Париж. Французская столица второй по величине город в Европе. Урбанизированная территория французской столицы имеет население около 12 100 000 жителей. Человеку трудно представить настолько большой этот город если он никогда его не видел. Улицы полны людей, а в центральных частях движение не останавливается даже по ночам. Хорошо или плохо, но сегодня тихий и романтический дух французской столицы все больше отступает место динамике и космополитизму.

3. Стамбул. В отличие от Лондона и Парижа, третий самый большой город в классификации не является столицей, но это ему не мешает быть самый большой во всей Восточной Европе. Это Стамбул. Расположенный между Европой и
город насчитывает население больше 11 000 000 людей, он процветает и разрастается еще с древности. В течении веков Стамбул попадал в границы различных государств, но всегда развивался одинаково, потому что это город со душой и индивидуальностью.

4. Москва. Столица Российской федерации четвертый по населению город на континенте. Она является домом около 10 500 000 жителей, что ставит ее среди самых больших в мире. Две самые отдаленные точки в городе расположены на 55 км. друг от друга. Самый богатый и развитый город во всей России изумляет своими масштабами. Для настолько большого и нагруженного города метро нечто больше чем способ
передвижения, поскольку уезжающие на автомобилях рискуют попасть в пресловутые пробки. Сотни километры линий подземной железной дороги очень хорошее спасение от нагруженных дорог этого мегаполиса.

5. Мадрид. Городская агломерация Мадрида имеет население около 6 500 000 жителей, что делает испанскую столицу одной из самых больших на континенте. Кипящие жизнью бульвары города не затихают даже и по ночам. В последние годы население этого космополитического города увеличивается гораздо быстрее чем раньше из-за беспрерывного прилива рабочей руки из всей Европы. Все более крупный Мадрид разрастается очень сильным и постепенным поглощением более маленьких населенных пунктов.

6. Манчестер. Шестой большой город в Европе снова находится на густонаселенном острове Великобритания. Это Манчестер, который ныне
является домом около 6 000 000 жителей. В городе очень сильно развита экономика и это также притягательный центр образования мирового уровня. Манчестер привлекательное место для многочисленных эмигрантов, которые останавливаются на острове каждый год в поиске лучшей жизни.

7. Санкт-Петербург. С населением почти 5 000 000 жителей седьмой большой город в Европе и второй в России. Это самый северный многомиллионный город в мире. Его население увеличивается быстро несмотря на тенденцию уменьшения населения в России. Причина в том, что в город
приезжают многие русские, которые предпочитают жизнь в большом городе на место провинции. Кроме того, в местных университетах учатся множество иностранных студентов со всего мира.

8. Киев. Городская агломерация украинской столицы является домом почти 5 000 000 жителей. Это делает Киев один из самых больших в Европе. Сегодня город, как и многие большие города в Восточной Европе, модернизируется очень быстрыми темпами и пытается уменьшить дистанцию в экономическом отношении с
развитыми миллионными городскими центрами из Западной Европы. Город состоит из разных этнических групп, типичные для этой части мира. Основная часть населения — украинцы и русские. В Киеве живут небольшие группы армян, евреев, белоруссов и другие.

9 Берлин. С населением 4 900 000 жителей Берлин является самым крупным городом в . Когда-то он был разделен на восточную и западную часть, сегодня здесь процветают экономика, культура и строительство все новейших и модерных зданий. Город притягательный образовательный центр с одними из
самых лучших высших заведений в Европе. Единственный период, в который Берлин отмечает уменьшение населения был во время холодный войны. После падения режима, однако, город становится одним из самых колоритных в мире.

10. Барселона. Городская агломерация составляет 4 500 000 жителей. Это восьмой большой город в Европе, пятый в Европейском союзе и второй самый большой в . Барселона – это столица
Каталонии. Кроме многомиллионного населения, по городским улицам всегда полно иностранных посетителей, которые делают этот космополитический город выглядеть даже еще больше. Для этого помогает и теплая погода, которая стимулирует людей проводить больше времени на открытом воздухе. Все это делает Барселону выглядеть живее и пестрее чем много других даже более крупных городов.

89%). Однако по ряду характеризующих урбанизацию показателей, прежде всего по ее темпам, Зарубежная Европа давно потеряла мировое лидерство (менее 0,5% год).

Сложившаяся европейская городская сеть имеет тысячелетнюю историю. Ядрами роста стали:

  • древние поселения;
  • феодальные центры;
  • морские порты;
  • города-государства;
  • города на внутренних торговых путях;
  • столицы.

Наиболее разветвленная и зрелая городская сеть сложилась в Центральной Европе. Закономерности размещения и территориального взаимодействия городов отражены в классических трудах немецких географов В. Кристаллера и А. Леша.

Городское расселение в странах и особенно имеет выраженный приморский характер. Наиболее крупные города тяготеют к центральному экономическому пространству.

В Восточной Европе показатели урбанизации самые низкие. Столицы резко отличаются от других городов, как по численности населения, так и по хозяйственной значимости. Например, в столице жителей почти в 10 раз больше (более 2 млн.), чем в Дебрецене - втором по величине городе страны.

Главная форма урбанизации в Зарубежной Европе - агломерации. Обычно выделяют несколько десятков агломераций; по данным Г.Д. Костинского, в Западной Европе их даже более 400 и проживает в них 2/3 горожан - столько же, сколько в и , вместе взятых. Однако доля агломерированного населения здесь ниже, так как в Европе много некрупных агломераций и много малых внеагломерационных городов.

Крупнейшие столичные агломерации - Лондонская и Парижская. В период индустриализации сформировались промышленные конурбации Западного Мидленда, Южно-Йоркширская в Англии, Рейнско-Рурская и Галле- в , Лилль-Рубэ-Туркуэн во , Гданьск-Гдыня в и др. Крупнейшие промышленные агломерации Западной Европы настолько плотно «прижаты» друг к другу, что их часто объединяют в единую «Европейскую урбанизационную ось», протянувшуюся от Манчестера до .

Доля сельского населения (проживающего в сельской местности) в странах Западной Европы колеблется от 3% в Бельгии до 44 в , а в странах Восточной Европы от 34% в до 62 в . Одно из больших достижений последних десятилетий в Западной Европе - сглаживание некогда существенных контрастов в уровне жизни между городом и деревней. К концу XX в. различия в доходах горожанина и селянина в высокоразвитых европейских странах сократились до минимума. Сельские жители, так же как и городские, обеспечены всеми «благами цивилизации» - водопроводом и канализацией, электричеством и газом, автомобилями и дорогами, электробытовой техникой и средствами связи. Для того чтобы позвонить из самой глухой испанской деревушки в такую же в , нужно всего лишь узнать в справочнике код последней. Чтобы принимать телевизионные программы на всех языках мира - достаточно поставить спутниковую антенну.

Среди тенденций современного расселения в Зарубежной Европе наиболее важные следующие:

  • развитие субурбанизации, т.е. перемещение городского населения в пригороды. Это стало одним из следствий массовой автомобилизации населения и непрерывного совершенствования транспортной инфраструктуры;
  • рост средних и малых городов. Например, треть германцев проживает в городах с населением около 100 тыс. жителей. Это связано с Дисперсией производства новых и новейших отраслей, увеличением в последние десятилетия числа средних и малых предприятий, а также с ориентацией населения, в особенности квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, на более благоприятные экологические условия жизни вдали от крупных промышленных центров;
  • дезурбанизация, наблюдаемая в ряде старопромышленных районов. Характерна для шахтерских городов, например в Великобритании (Уэльс) и Франции (Лотарингия);
  • рурализация. Наряду со стабилизацией европейской урбанизации в некоторых странах появляется тенденция небольшого сокращения доли городского населения. Во Франции удельный вес горожан с 1985 по 1995 г. снизился с 73,1 до 72,8%, в с 66,8 до 66,6%. Во многим это связано с новым имиджем и ростом притягательности для жизни современных благоустроенных деревень.

Городские агломерации Зарубежной Европы

Число жителей (млн. чел.) Города
Более 10 Лондон
5-10 Париж
3-5 Берлин, Рейнско-Рурская, Милан, Рим, Мадрид, Барселона, Афины
2-3 Зал. Мидленд (Бирмингем), Большой Манчестер, Гамбург, Брюссель, Неаполь, Лиссабон, Варшава, Катовице-Битом- Гливице, Будапешт, Бухарест
1,5-2 Глазго, Лидс-Брсдфорд, Франкфурт-на-Майнс, Кельн, Мюнхен, Штутгарт, Амстердам, Вена, Турин, Белград
1-1,5 Мерсейсайд (Ливерпуль), Ньюкасл-Сандерленд, Дублин, Антверпен, Роттердам, Дюссельдорф, Ганновер, Маннгейм, Нюрнберг, Лилль- Рубэ-Туркуэн, Лион, Марсель, Копенгаген, Стокгольм, Валенсия, Порто, Прага, Лодзь, Гданьск-Гдыня, София
Весь регион 50 агломераций

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1 / 3 всех больших городов мира.

Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.

По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.

Таблица 9

КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.

* Включая страны СНГ.

В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис. 16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р. Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.



Рис. 16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ

Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат. con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).

Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.

В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).

Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс. км 2 , является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис. 17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км 7 , но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км 7 .

Рис. 18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах

В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».

Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис. 18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км 7 . В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.

Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)

В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).

Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).

Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.

Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.

Английский мегалополис (рис. 19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км 2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.

Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.

Таблица 10

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км 2 , а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км 2).

По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.

Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.

«Население стран Европы» - 1. Географическое положение. 2. Состав региона. 3. Население. Приморское положение. Размещение населения. Чехия 4. Нидерланды 21. Эстония 3. Италия 20. Мегалополис Лон-Лив. О. Выполните задание, пользуясь атласом. Унитарные. Республики. Проанализируйте карты.

«Размещение и плотность населения» - Средняя плотность населения по регионам. Средняя плотность населения мира 45 чел/км2. Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 153. Территории с благоприятным климатом. 17%. Для каких регионов характерен перевес женщин в общей численности населения? Факторы, влияющие на размещение населения.

«Численность населения мира» - Подготовительная работа учащихся. Объявление домашнего задания. электронное издание по курсу «Экономическая и социальная география мира». Учебный вопрос 1. Типы воспроизводства населения. Советы доктора ше. Структура урока. Урок. Закрепление изученного материала. Учитель географии высшей квалификационной категории.

«Рождаемость населения» - Рождаемость населения. Индикаторы общественного здоровья. Общественное здоровье Public Health. Факторы, влияющие на снижения рождаемости в Республике Беларусь. Индикаторы демографической ситуации. Женщины. Мужчины. Рождаемость – понятие статистическое и оценивается специальными показателями. Возрастно-половая структура населения Республики Беларусь (1 января 2008 года).

«Сельское население» - «Оценка мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения». Показатели смертности городского и сельского населения в ряде субъектов рф (2005 – 2009 гг.). 103,69 млн. Показатель смертности сельского населения на 39,7% выше, чем городского населения. На 1 января 2009 года. 88,36 млн. Всего.

«Численность населения» - Общий коэффициент рождаемости: Общий коэффициент смертности: Показатели интенсивности демографического процесса Коэффициенты Вероятности. Sх(t) = sх-t (0) – mх-t + v+х-t – v-х-t. Абсолютные показатели. Абсолютное число рождений, N. t-1. Смертей) + 154,5 тыс. – Миграционный прирост (217,7 тыс. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ – зависит от структуры знаменателя.

Всего в теме 22 презентации