Денежно кредитная политика простыми словами. Денежно-кредитная политика государства
Консерватизм возник как непосредственная реак-ция на Великую французскую революцию. В Велико-британии его основоположником стал Эдмунд Бёрк (1729-1797), известный политический деятель и один из самых оригинальных мыслителей своего времени.
Книга Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790) считается классикой консервативной мысли. Идеа-лом Бёрка была английская Славная революция, когда «все изменения были произведены на основе принципа уважения к старине». Обязательные качества «честного реформатора», по его мнению, — это «предрасположен-ность к сохранению и способность к улучшению вместе взятые».
Стремление не допустить в своей стране революционных потря-сений, подобных тем, которые произошли во Франции, стало глав-ной задачей британских консерваторов.
Основные принципы французского консерватизма были сфор-мулированы в трудах мыслителей-эмигрантов, одним из которых был граф Жозеф де Местр (1753-1821).
Савойский аристократ по происхождению, воспитанник иезуитов, де Местр играл заметную роль в политической жизни Сардинского королевства, а затем занимал пост его посланника в Санкт-Петербурге. Де Местр выступал против «безумных доктрин» Вольтера и Руссо и ставил своей це-лью «убить дух XVIII столетия», подразумевая под этим идеологию Просвещения, которая послужила идеологиче-ским обоснованием революции. Возражая сторонникам формальных прав человека, де Местр заявил, что «человека вообще нет, а есть люди различных наций, для которых Бог создал различные учреждения». В своих «Петербургских письмах» он провозгласил принцип: «Нет ничего лучше того, что уже испытано».
Э. Бёрк |
Ж. де Местр |
Ф.-Р. де Шатобриан |
Другим отцом-основателем консерватизма стал Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848), крупнейший французский мыслитель эпохи романтизма, известный общественный и политический дея-тель. Он тоже противопоставлял себя «философскому течению, которое оказалось настолько сокрушительным, что произвело революцию».
Как и другие французские консерваторы-романтики, Шатобриан придавал ключевое значение в жизни общества католической религии, неслучайно одно из наиболее из-вестных его сочинений получило название «Гений христиан-ства» (1802). На смену идеологии Просвещения, считал Ша-тобриан, должно вернуться возрождённое и обновлённое католичество. Он старался доказать, что «обществом пра-вит нравственный закон; существует всеобщая законность, и она выше законности частной. Человек пользуется своими естественными правами, подчиняясь долгу, ибо не право рож-дает долг, но долг рождает право». Материал с сайта
Главной темой консервативной критики стал либе-рализм, разрушающий привычный социальный поря-док, который до тех пор люди считали необходимым для своей жизни, и поставивший на его место «невы-носимую анархию борьбы всех партий против всех» и «бесчеловеч-ность рынка». Усилия идеологов консерватизма были направлены в первую очередь на поиск в прошлом того, что могло послужить на-стоящему, на обоснование исторической преемственности в проти-воположность революционной ломке. Консерватизм стремился со-хранить традиционные духовные ценности и издавна сложившиеся общественные институты, обеспечивающие преемственную связь между сменяющими друг друга эпохами. Отстаивая «исторические права» против стремления либералов разрушить сложившиеся об-щественные порядки, консерватизм был близок людям, ориентиро-ванным на сбережение утвердившихся традиций и ценностей, на сохранение порядка в обществе.
Революции в западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений: консерватизма, либерализма и социализма.
Революционный поток вызвал естественный страх имущих слоёв за сохраниение существующих порядков.
Это направление общественной мысли получило название консерватизм.
Два других направления тесно связаны с веком Просвещения. Либерализм развивал мыли эпохи о том, что новое общество в конечном счёте приведёт к социальной гармонии. Социализм же унаследовал от просвещения революционный пафос отрицания, перенеся критику на новый капиталистический порядок.
Консерватизм.
Консерватизм - [от лат. Conservare – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Впервые термин “консерватизм” употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции.
Консерватизм – направление, в основе которого лежит желание сохранить старые традиционные ценности: сословные привилегии, преданность династии и др. В целом консерватизм характеризуется следующими чертами:
· То, что можно не менять, менять не надо;
· Мудрость предка и мудрость обычая нужно предпочитать индивидуальным решениям и суждениям;
· Любые меры должны рассматриваться не по немедленным результатам, а по отдалённой перспективе;
На основе этих фундаментальных подходов сформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов(которые не могут произвольно меняться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убеждённость в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы.
Человек, по мнению консерваторов, несовершенен, и поэтому совершенный общественный порядок невозможен. Однако при правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже не в совершенном обществе улучшения.
Основные идеи консерватизма были сформулированы ещё в XVIII в. Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали успехи либерализма после Великой французской революции 1789 г. Потрясённые попытками радикального политического переустройства, «духовные отцы» этого направления – Э. Бёрк, Ж. де Местор – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Эдмунд Бёрк – «отец-основатель» консерватизма.
Главный элемент воззрений Бёрка –преклонение перед святостью традиций. Соблюдать традиции – значит следовать естественному ходу вещей, действовать в соответствии с природой, с вековой мудростью.
«Честный информатор» - утверждал Бёрк, не может рассматривать свою страну, как чистый лист, но котором он может писать всё, что ему заблагорассудится. Государственному деятелю должны быть свойственны «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе».
Особм признанием Бёрка пользовались реформы, нацеленные на восстановление традиционных прав и принципов. Идеальным образцом такой реформы он считал «славную революцию» 1688 года, в ходе которой «все изменения были сделагы на основе принципа уважения к старине».
Политические идеи Жозефа де Местора.
Он сделал попытку опровергнуть основные положения теории «естественного права» и восстановить католическое учение о государстве и праве. Критикую французских просветителей, исходивших из представлений о всесилии человеческого разума, в соответствии с требованиями которого они предлагали создать новый общественно-политический строй. Политические учреждения создаются Богом и не могут быть изменены к лучшему человеческим разумом. На этом основании, он выступал против конституций, вводящих «новшества», и считал, что только «древние учреждения» имеют право на существование, т.к. они воплощают в себе «божественный разум».
Путь к спасению общества он видел в усилении роли религии, в духовной и светской областях. Он выдвинул идею создания общеевропейской монархии во главе с римским папой, власть которого «всегда …консервативна».
По мнению, Местора «естественные права» человека не могут существовать, так как «человека вообще нет, а есть люди различных наций, для которых Бог создал различные учреждения. Люди в природе неравны и созданы рабами.
Либерализм.
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гобса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
Либерализм – это идеология промышленной буржуазии, стоящей у власти в союзе с другими слоями собственников в передовых странах Америки и Европы. Он выступал под знаменем свободы против всяких стеснений со стороны государства. Став в середине XIX века господствующим мировоззрением в обществе, либерализм повёл активную борьбу с абсолютизмом, сохраняя тем самым своё передовое назначение. Либералы стремились решать революционные задачи методами реформ. Государство они рассматривали в качестве правового, ограниченного в своей деятельности законами.
Характерными чертами либерализма являлись:
· Договорная природа государства
· Участие народа в решении государственных дел;
· Избирательное право;
· Самостоятельность местного управления;
· Правовое равенство граждан (равноправие женщин);
· Суд присяжных;
· Равномерное распределение налогов; свобода слова, собрания, совести.
С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь, совмещение демократии и свободы, верности и конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
Социализм.
Идеи социализма известны в мире с древнейших времён, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX веке. Большое значение для их концептуализации имели идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.
Промышленный переворот в Англии, победоносная революция во Франции привели в начале XIX века к полному торжеству нового капиталистического порядка в ведущих странах Европы, по этому же пути развивались и США.
Но на деле события XVIII века привели к разрушению твердынь феодализма, но не принесли трудящимся действительной свободы. Разочарование в «царстве разума» привело к появлению новых социалистических и коммунистических теорий.
Слова «социализм» и «коммунизм» были введены в широкое употребление французскими мыслителями 30-х годов XIX век. Тогда понятием «социалистический» определяли стремление идеологов самых разных классов, не только вскрыть «язвы» нарождающегося капитализма, но и набросать картину лучшего общественного устройства.
Существовали различные течения социализма.
Так, ряд мыслителей стремились не только убедить правящие круги в необходимости социальных реформ, но и примером собственной деятельности указать новый путь либо найти непосредственное основание будущего порядка в самой действительности. В вопросе о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного и насильственного пути. Несмотря на эти различия, общими для творцов социализма была глубокая идейная убеждённость, непоколебимая вера в светлое будущее.
Шарль Фурье (цивилизация, по его мнению, дошла до высшей точки развития. В обществе каждый человек находится в состоянии войны с другими людьми, добавьте к этому анархию, конкуренцию, несправедливое разделение материальных благ – вот наша цивилизация. Источником всех этих проблем является торговля, которую он называл «системой узаконенного обмана». Путь к лучшему – установление общества на началах ассоциации – производственного коллектива, состоящего из 1600 человек, эти фаланги будут объединены согласованными и интересами).
К. Маркс, Ф Энгельс (видели своей целью организовать пролетариат для борьбы за свои прав. По их мнению, коммунизм – общественный порядок, представляющий собой ассоциацию производителей, общество, основанное на началах коллективизма, базирующееся на крупной промышленности, единой общественной собственности с общим планом, с единой бесклассовой структурой, с распределением из общественных запасов)