Дистанция в общении.

В каждой культуре, например, существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного процесса не находится с индивидом в отношениях интимного характера. Примерами такого нарушения «территории» могут быть близкое стояние во время разговора или разговор в углу, прикосновение к индивиду и т. п. Так, замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре.

Фиксированные дистанции: есть внутренний психологический эталон этих дистанций.

1. 0 –50 см интимная: в эту зону человек впускает тех, кому он доверяет; на этой дистанции обсуждается ограниченный ряд тем.

2. 50 см – 1,5 м личная: зона общения хороших знакомых; на этой дистанции общаются равные.

3. 1,5 – 3,5 м социальная: зона делового общения, общения людей, занимающих разное социальное положение.

4. 3,5 м и более общественная: дистанция общения с аудиторией.

Американский исследователь Эдвард Холл в очерке "Наш безмолвный язык", опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, анализирует важный фактор, мимо которого часто проходят психологи, но который в процессе общения проявляется и может влиять на восприятие собеседниками друг друга, на возникающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника. Речь идет об обычаях устанавливать и поддерживать контакты (деловые, дружеские и иные), принятых у данного народа и усваиваемых каждым новым поколением. В статье, в частности, говорится о том, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников. По утверждению автора, типичная дистанция для янки, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Холл "сталкивал" в деловом разговоре до этого незнакомых коренных граждан своей стра­ны и типичных представителей стран Латинской Америки, и разница в привычных дистанциях немедленно сказывалась: один во время беседы, иногда не осознавая этого, стремился приблизиться к собеседнику, а второй все время отодвигался от него. И во многих случаях, разбираясь в своем первом впечат­лении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он назойливый... претендует на установле­ние близких отношений, а представитель латиноамериканских стран также искренне полагал, что янки высокомерен, холоден, слишком официален. А все дело было в несхожести привычных расстояний для ведения разговора.

Прикосновение у представителей разных культур имеет разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве стран с латинской культурой. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час соверша­ет в среднем 110 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одно­го, а в Джексонвилле /США/ - около восьми. Похоже, что в США прикосновение имеет особое значение: одна женщина, выпрашивавшая у прохожих монетки в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до их руки, нежели в том случае, когда выражала свою просьбу только словами.

Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания. Они могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.

Лачинов: выразительные движения изредка складываются из жестов, часто из мимики, всегда из поз.

1) все отрицательные эмоции съеживают фигуру человека, положительные – разворачивают.

2) любые изменения позы всегда изменяют и внутреннее состояние.

Изменение позы – сигнал того, что внутреннее состояние изменилось.

На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза . Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус впе­ред, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае люди и мужчины, и женщины - нравились больше воспринимавшим их лицам, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с не перекрещенными руками и ногами.

Другие исследования еще в большей степени подтвердили значение характерной позы человека для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже - телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действитель­ных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Она во многом определяет то, как слова будут интерпретированы. Невербальной информацией трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Предположим, что руководителем проводится оценочное интервьюирование хорошего работника, но к которому первый испытывает личную неприязнь, и другой случай, когда аналогичное интервьюирование проводится по отношению к плохому работнику, но являющемуся личным другом руководителя. В этих случаях умение контролировать невербальную часть коммуникации будет способствовать приданию посланию более объективного значения с точки зрения оценки уровня работы подчиненного.

Особенности оформления внешности человека в первое время оказывают заметное воздействие на складывающееся у нас, об этом человеке впечатление. Проведенные эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме - или в обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, - то испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, настойчивость; когда в обычном штатском - внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

В этой связи полезно проанализировать особенности своего собственного образа. Не исключено, что какие-то межличностные проблемы порождены мелкими деталями внешности, которые легко изменить.

Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека . Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов на глаз определить его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал в среднем 171 сантиметра, но стоило назвать его ассистентом кафедры психологии, как рост его поднялся до 178 сантиметров. При звании "старший лектор" рост перевалил за 180 сантиметров. Наконец, рост "профессора" равнялся 184 сантиметрам.


Тема 11: Принятие и реализация управленческого решения.

Понятие управленческого решения. Типы решений. Целевая ориентация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Анализ альтернатив действий. Факторы, влияющие на принятие решений. Модели принятия решения. Методы принятия решения. Методы организации выполнения решения.

Процесс управления и управленческие решения. Одно из определений управления формулируется как сбор информации, разработка решений и организация выполнения , что подчеркивает высокую значимость решений в управл. деятельности. Деятельность любого руководителя связана с выполнением управл. функций, в том числе по планированию, организации, мотивации, координации и контролю процессов в Q. УР выступают связующим процессом, обеспечивая выполнение управл. функций. Реализация каждой из управл. функций являет собой цепь решений, связанных друг с другом и призванных раскрыть механизм действия каждой функции.

УР рассматривают как результат деятельности руководителя (менеджера). Встречаются два определения принятия реше­ний: расширенное и узкое. В расширенном определении принятие решение отож­дествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Место и значение управленческих решений в процессе управления. Разумеется, каждый человек так или иначе занят принятием каких-то решений: поступить или нет на работу в данную организацию, выполнить тем или иным способом трудовую операцию и пр. Это индивидуальные решения, касающиеся лишь одного человека и им же принимаемые. Другой пример. Технолог, экономист по характеру своей работы решают различные производственные вопросы, касающиеся содержания труда нескольких или многих людей на предприятии. При этом сами они часто не имеют ни одного административно подчиненногоим лица. Это тип инженерных решений, сущность которых состоит в «решении задачи». А управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого, помимо субъекта решения, участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства-подчинения, т. е. принимаемый «за других» и выступающий как фактор власти в организации . Принятие такого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

УР характеризуется обязательным наличием субъекта и объекта управления. Для РУР и субъект и объект –люди, только субъект - это руководитель или лицо принимающее УР, а объект -работники организации, сотрудники …

Области решения в Q. УР-результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит соц. характер. Даже если руководитель 1 разрабатывает УР, коллектив неявно влияет на него. Области решений: УР может приниматься в 3-х основных системах: 1. технич. - станки (где есть инструкция по использованию)- набор альтернатив ограничен, УР носит формализованный характер, выполняется в опред. порядке; 2. биологическая система – человек, Q,-набор альтернатив ограничен. Последствия УР часто носят непредсказуемый характер, как правило, невозможно ответить на вопрос «что будет, если…». 3. социальная система-множество вариантов УР, самый высокий уровень неопределенности, зависимость содержания решения от ситуативных проблем.

Смирнов: УР- это решение, принятое в социальной системе и направленное на:

1. стратегическое планирование,

2. управление управленческой деятельностью,

3. управление ЧРесурсами,

4. управление производственной и обслуживающей деятельностью,

5. формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм),

6. управленческое консультирование,

7. коммуникация с внешней средой.

Сущность УР. Каждое УР затрагивает экономические, Q-ные, социальные, правовые и технологические интересы компании.

Экон. сущность УР - на РУР и его реализацию требуются фин., материал. и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Q-ная сущность УР – к РУР привлекается персонал компании. Нужно сформировать хороший коллектив. Соц. сущность УР заложена в механизме управления персоналом, рычаги воздействия на человека. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортных условий для сотрудников. Правовая сущность УР –точное соблюдение законодательства РФ, правовых актов, международных обязательств компании и т.д. Технологическая сущность УР – возможность обеспечения персонала необходимой технич., информационными ресурсами для РУР.

Понятие «альтернативы». Виды альтернатив. Формирование оценочной системы.

Структура оценочной системы включает в себя: 1. перечень критериев, характеризующих объект принятия решения, 2- шкалы для оценок по критериям. Критерий - это показатель привлекательности / непривлекательности альтернатив для субъекта решения. Альтернатива - это вариант деятельности, он должен обязательно присутствовать в процессе принятия УР. Альтернатива может быть независимой (действия с которой не влияют на качество других альтернатив) или зависимой (оценки которой могут оказать влияние на качество других). Альтернатива также может быть доминируемой (по которой оценка лучше по одному критерию) или несравнимой (не уступающей другим по каким-либо критериям).

Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений . Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Например, мы можем искать наиболее эффективную фирму из уже имеющихся, определять лучший университет, лучшую из построенных яхт и т.д. Особенностью этих задач является замкнутое множество альтернатив . Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений. Например, необходимо разработать правило открытия кредитов в банке для организаций или частных лиц. Здесь альтернативы (конкретные организации или лица) принципиально появляются лишь после выработки и оглашения правил - расширяющееся множество альтернатив.

Когда альтернатив много, внимание ЛПР не может сосредоточиться на каждой из них. В таких ситуациях возрастает необходимость в четких правилах выбора, в процедурах использования экспертов, в разработке совокупности правил, позволяющих проводить в жизнь непротиворечивую и последовательную политику => разработка оценочной системы

Критерии м.б. зависимыми и независимыми . Зависимые - те критерии, при которых оценка альтернатив по одному критерию определяет оценку по другому критерию. Зависимость му критериями позволяет укрупнить альтернативы и создавать целостный взгляд на проблему. Требования к формированию перечня критерия:

1-полнота совокупности критерия (совокупность считается полной, если всесторонне характеризует цель УР),

2-удобство для практического использования,

3- измеримость критерия.

Шкала оценок по критериям - это специально созданная классификация, последовательность чисел для количественной или объемной оценки критериев альтернатив при выработке управленческого решения. Одной из самых популярных является шкала порядка - оценки упорядочены по возрастанию или убыванию качества альтернативы. Примером может служить шкала экологической чистоты района около места жительства: очень чистый район; вполне удовлетворительный по чистоте; экологическое загрязнение велико.

Участники процесса РУР.

1.- ЛПР –руководитель или менеджер,

2. Владелец проблемы : несет ответственность за ПУР.

3. Руководитель или участник активной группы , имеющий общие проблемы и стремящийся оказать влияние на результат (учет мыслей группы, чтобы не столкнуться с противодействиями).

Активная группа - источник новых вариантов решения проблемы.

4. Член группы, принимающей УР . Группа, принимающая УР – малая группа, все члены которой имеют равные права. Главная трудность здесь - общее, единое мнение.

5. Эксперты - (вносят новое в содержание) или консультант (разумная Q процедуры выбора).

6. окружение ЛПР – сотрудники Q, от имени которой принимается УР.

В процессе принятия решений люди могут играть разные роли. Будем называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решения (ЛПР).

Наряду с ЛПР следует выделить как отдельную личность владельца проблемы - человека, который, по мнению окружающих, должен ее решать и несет ответственность за принятые решения. Но это далеко не всегда означает, что владелец проблемы является также и ЛПР. Конечно, он может быть таковым, и история дает нам многочисленные примеры совмещения этих двух ролей. Но бывают ситуации, когда владелец проблемы является лишь одним из нескольких человек, принимающих участие в ее решении. Он может быть председателем коллективного органа, принимающего решения, вынужденным идти на компромиссы, чтобы достичь согласия.

Иногда личности ЛПР и владельца проблемы не совпадают. Когда некоторые руководители стремятся переложить на других принятие решений: глава фирмы полагается на своего заместителя, а президенты подписывают подготовленные другими распоряжения. Таким образом, владелец проблемы и ЛПР могут быть как одной, так и разными личностями.

Третьей ролью, которую может играть человек в процессе принятия решений, является роль руководителя или участника активной группы - группы людей, имеющих общие интересы и старающихся оказать влияние на процесс выбора и его результат. Так, пытаясь повлиять на экономическую политику страны, одни активные группы организуют забастовки, другие - шумную кампанию поддержки правительства в печати, третьи выделяют средства для поддержки правительства - дают займы.

Если решения принимаются малой группой, члены которой формально имеют равные права (жюри, комиссия), то человек является членом группы, принимающей решения . Главное в деятельности такой группы - достижение согласия при выработке совместных решений.

В процессе принятия решений человек может выступать в качестве эксперта, т. е. профессионала в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями люди, включенные в этот процесс. Так, при перестройке организации ЛПР обращается за советом к опытному администратору. Эксперты могут помочь бизнесмену в оценке экономической эффективности выпуска новой продукции и т.д.

При принятии сложных (обычно стратегических) решений в их подготовке иногда принимает участие консультант по принятию решений . Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решений: помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиций активных групп, организации работы с экспертами. Консультант (или аналитик) обычно не вносит свои предпочтения, оценки в принятие решений, он только помогает другим взвесить все «за» и «против» и выработать разумный компромисс.

Кроме того, в принятии решений неявно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени которой ЛПР принимает решения. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды, общие ценностные установки. В связи с этим, хотя ЛПР принимает индивидуальные решения, он учитывает политику и предпочтения данной группы лиц. Также на ПРУР влияют и неформальные ценности - групповые нормы поведения сотрудников в организации, индивидуальные ценности руководителя.

Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений. В процессе подготовки и выбора решения необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая – нормативная, обусловлена математизацией процесса выполнения решения, вторая – особенностями поведения лиц, принимающих УР в конкр. обстановке. Это обстоятельство объясняется тем, что последнее слово в выборе окончательного решения принадлежит не «математике», и не «машине», а человеку, зависит от его индивидуальных особенностей: профессионализма, склонности к риску и пр.

В связи с этим в общей теории принятия решений выделяются нормативные модели принятия УР, ориентированные на расчет альтернатив и выбор оптимального варианты в условиях установленных критериев и ограничений. В этом случае абстрагируются от личностных особенностей ЛПР, нормативные модели предписывают как ЛПР должно принимать решение.

В дескриптивных моделях принятия УР поведенческий аспект руководителя является определяющим, в них раскрываются процессы и силы, объясняющие стратегию и тактику, применяемую ЛПР при разработке УР. В дескриптивных моделях учитываются как логическая схема процесса РУР, используемая ЛПР, так и психологические аспекты (ценностные ориентации ЛПР, темперамент, способности, эмоцион. и волевой уровень, характер мышления и пр.)

Требования к УР и условия их достижения: Успешное УР во многом зависит от организации его разработки, соблюдения ряда основополагающих принципов: 1. решение проблемы должно быть сориентировано на положительные конечные результаты; 2. РУР не должен ограничиваться одним вариантом; 3. технология РУР должна включать использование количественных и качественных методов; 4. учет вероятного характера наступления социально-экономических событий и риска, 5-применение современной компьютерной техники, 6- рациональное сочетание труда ЛПР и других сотрудников, 7- формулировка проблемы, РУР и реализация должны концентрироваться на том уровне иерархии, где для этого есть необходимая информация. 8- использование целевого, комплексного, системного подходов для РУР, 9- гибкое использование наиболее рациональных Q-ных форм РУР - индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.

Требования к УР : 1. соответствие содержания УР действующему законодательству и установленных в организации правил, 2- наличие у руководителя соответствующих полномочий, 3. наличие в тексте УР четкой цели, 4. недопустимость в тексте УР противоречий, 5. возможность технической, Q-ной, социальной выполняемости УР. 6- параметры для контроля, 7- учет возможных отрицательных последствий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вводное занятие. Предмет и задачи курса теория управления. Управление как целенаправленный процесс

Тема управление как целенаправленный процесс.. деятельность человека потребность в управлении общее понятие об управлении..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

У каждого человека есть границы своего личного пространства, которое допускается иногда нарушать только близким людям. Оно ограничивается интимной зоной общения.

Выбор пространства между собой и собеседником непростое дело. Чтобы разговор сложился удачно и собеседники поняли друг друга, расстояние между ними не должно быть слишком большим или слишком малым.

Если в интимную зону входит близкий человек, то мы воспринимаем его доброжелательно, можем прикоснуться к нему или обнять его. Вторжение в интимную зону малознакомого человека вызывает негативную реакцию, организм воспринимает чужого человека как опасного. В ответ на вторжение малознакомого или совсем незнакомого человека в интимную зону и наше личное пространство организм готовится отразить нападение и в кровь выбрасывается адреналин. В результате сердце ускоряет свой ритм, кровь приливает к мозгу и скелетным мышцам, чтобы можно было бежать или сражаться.

Пространство между общающимися людьми подразделяется:

1) интимная зона общения . Она складывается, когда расстояние между общающимися людьми не превышает 0,5 м. На таком расстоянии могут общаться близкие люди, друзья, родственники. Общение в этой зоне обычно происходит тихим голосом, отличается чаще всего теплотой и душевностью;

2) межличностная зона общения . Расстояние между собеседниками в личной зоне общения находится в пределах от 0,5 до 1,2 м. В этой зоне обычно происходит общение между хорошо знакомыми людьми, между сослуживцами на отдыхе;

3) социальная зона общения . В этой зоне расстояние между собеседниками находится в пределах 1—3,7 м. В такой зоне могут общаться коллеги-друзья или малознакомые люди. Общение может складываться как доброжелательно, так и конфликтно;

4) публичная зона общения . В общественной зоне расстояние между говорящими людьми более 3,7 м. На таком расстоянии можно поздороваться, а затем приблизиться друг к другу или еще более удалиться. В этой зоне обычно находятся незнакомые люди, которые собрались в одном помещении.

Выделяют 4 межличностные дистанции:

а) от 0 до 45 см - "интимная", встречается во взаимоотношениях близких людей. Вторжение чужого человека в интимную зону вызывает раздражение и чувство протеста. Присутствие в интимной зоне близкого нам лица не только возможно, но и желательно, особенно в ситуациях опасных или потенциально конфликтных. Во взаимоотношениях "врач-больной" пациент обычно в интимную зону не допускается. Исключение может быть сделано лишь в тех случаях, когда возникает угроза жизни пациента:, с депрессивным пациентом, имеющим суицидальные тенденции;

б) дистанция от 45 см до 120 см называется "личной дистанцией". Она характеризует так называемое "партнерское общение", то есть общение людей равного социального статуса, связанных общей деятельностью. Личная дистанция может использоваться при проведении психотерапии.

в) расстояние от 120 см до 400 см - социальная дистанция - это расстояние, на котором осуществляется официальное, формальное взаимодействие двух лиц. В специальных исследованиях было показано, что если пациенту дать возможность самому выбирать дистанцию общения во время первой встречи с врачом, то он расположится на расстоянии 200 см. Именно на этой дистанции больной чувствует себя комфортно во взаимоотношениях с врачом, с которым нет психологического контакта и доверительных профессиональных отношений. Впоследствии, по мере установления контакта, формирования и развития взаимоотношений, эта дистанция может сокращаться. Скорость, с которой она сокращается, свидетельствует об определенных психологических особенностях пациента, а также о профессиональном умении врача устанавливать психологический контакт и вызывать доверие больного. Пациенты, которые слишком быстро сокращают дистанцию, становясь назойливыми, бестактными, бесцеремонными, вторгаясь постоянно в "жизненное пространство" врача, часто отличаются инфантилизмом, повышенной зависимостью от окружающих, потребностью в эмоциональной поддержке. Обычно они имеют психологические трудности, сложные взаимоотношения и переживания, в которые стремятся вовлечь врача, чтобы переложить на него ответственность за решение своих жизненных проблем.

д) расстояние от 4 м до 7,5 м называется "публичной дистанцией" и характеризует формальные взаимоотношения одновременно нескольких людей.

Расположение

В ходе взаимодействия партнеры по общению могут различным образом располагаться по отношению друг к другу. Выделяют несколько основных позиций,

а) позиция "лицом к лицу", напротив друг друга. Эта позиция содержит в себе элемент конфронтации; она встречается при конфликтах, в ситуации обострения отношений. Например, при знакомстве с новым, неизвестным лицом, к нему разворачиваются всем телом, лицом к лицу встречая потенциальную опасность, которую несет в себе каждый незнакомый человек. В терапевтической ситуации эту позицию следует избегать;

б) позиция "рядом", "бок о бок" - позиция сотрудничества, при отсутствии напряжения, враждебности между партнерами, которых связывает взаимное доверие. Эта позиция характеризует партнерское общение, предполагает наличие психологического контакта, отношения сотрудничества, связанного с достижением общих целей.

в) общение "через стол" - практически всегда означает отношения власти; отношения "руководитель-подчиненный", с ролевым распределением, регламентирующих общение, его структуру и время взаимодействия. Подобные взаимоотношения практически исключают доверительность и затрудняют психологический контакт. Поэтому в кабинете, где врач ведет прием, стул для больного ставится не напротив, через стол, а сбоку от стола, что с самого начала создает более эффективные условия для взаимодействия.

При поддержании вербального контакта с больным следует учитывать следующую закономерность: когда врач в процессе разговора откидывается назад, сидя в кресле или на стуле, то у пациента может возникнуть представление о том, что собеседнику стало скучно, либо он не согласен, не верит тому, что говорит больной. Если же, напротив, врач слушает, чуть-чуть наклонившись в сторону пациента, склонив голову к правому плечу и изредка, в такт его словам, кивает головой - больной будет убежден в заинтересованности и соучастии врача в переживаниях, которые раскрывает ему пациент.

Важное значение в оценке состояния собеседника, партнера по взаимодействию имеет поза - то, как он стоит, сидит. Существуют несколько классификаций поз, принятых в современной литературе. Позы делятся на естественные и неестественные.

Естественная поза - свободная, непринужденная - характеризует психологический комфорт, отсутствие напряжения и располагает к общению. Напротив, поза неестественная - необычная, странная, нелепая - к общению не располагает, она свидетельствует о напряжении, психологическом дискомфорте.

Позы бывают также закрытыми и открытыми. Закрытая поза указывает на нежелание общаться, избегание взаимоотношений с окружающими. К отличительным особенностям закрытой позы относятся такие ее характеристики, как скрещенные на груди руки ("поза Наполеона"), скрещенные ноги (нога на ногу); кисти рук в карманах, спрятанные за спину; корпус тела и голова, развернутые в сторону от партнера; взгляд, направленный в пол, в окно, в историю болезни - куда угодно, только не в глаза собеседнику. Закрытая поза не располагает к общению. Открытая поза свидетельствует о готовности к контактам, к межличностному взаимодействию. Открытая поза характеризуется противоположными отличительными признаками: корпус тела и голова повернуты в сторону собеседника, прямой взгляд в лицо и др. Врачу в ситуации его профессионального общения с больными лучше всего использовать естественные, открытые позы, располагающие к общению, не вызывающие напряжения или недоверия, создающие лучшие условия для взаимодействия. Особенно важным это бывает в самом начале общения, при установлении психологического контакта с пациентом.

Жесты

Жестом называется движение руки, в котором обычно участвуют также плечи и голова. Все разнообразные жесты условно делятся на две группы: коммуникативные и экспрессивные. Коммуникативные жесты имеют определенное содержание, понятное окружающим. Они используются в речи вместе со словами, а иногда вместо слов, помогая общению. Помимо жестов корпоративных, профессиональных, выделяются также жесты национальные и интернациональные. К национальным относятся жесты, принятые в какой-либо одной стране ("о"кей" в американской культуре), к интернациональным - понятные в разных странах (прощальный взмах рукой, рукопожатие при встрече). К экспрессивным относятся жесты, не имеющие определенного, понятного для всех содержания. Они выражают состояние человека, очень индивидуальны, рано формируются в онтогенезе и относительно неизменны в течение всей жизни. Яркость, выразительность экспрессивной жестикуляции определяется особенностями темперамента, актуальным состоянием, а также уровнем образования. Образованные люди с широким словарным запасом, точно зная значение используемых ими слов, не нуждаются в том, чтобы подкреплять их невербально. Лица с невысоким уровнем образования, ограниченным словарным запасом, испытывающие трудности при подборе слов с определенным значением, часто помогают себе в этом, сопровождая речь жестами. Активная, чрезмерно интенсивная жестикуляция у больных встречается преимущественно в состоянии тревоги.

Мимика - это координированные движения мышц лица, которые отражают эмоции, настроения, чувства. Наиболее информативной, передающей те или иные переживания в характерных мимических комплексах является мимика нижней части лица: линия рта, крылья носа, носогубная складка от крыльев носа к уголкам губ, подбородок. Самая информативная деталь в лице человека - линия рта. При хорошем самочувствии и высоком жизненном тонусе линия рта прямая. Опущенные вниз уголки губ - признак, характеризующий состояние печали, депрессии, либо усталости. Чрезмерная улыбчивость с постоянно приподнятыми уголками губ, как правило, означает повышенную зависимость от окружающих со стремлением снискать их одобрение и поддержку, в основе которой лежит неуверенность в себе. Еще одна выразительная деталь в нижней части лица - носогубная складка или, как ее ещё называют, "складка интенсивности", выраженность которой указывает на интенсивность переживаемых эмоций. О людях с выраженной носогубной складкой говорят: "страстный человек". В верхней части лица обращает на себя внимание лобная мышца, на лбу могут появиться горизонтальные, вертикальные и диагональные морщины. Горизонтальные линии выражают мимику удивления. Мимический комплекс эмоции удивления в целом, помимо горизонтальных морщин лба, включает в себя приподнятые брови, широко раскрытые глаза и полуоткрытый рот. Вертикальные линии лба отражают обычно такие эмоции, как гнев, злость. Мимический комплекс эмоции гнева в целом включает в себя вертикальные морщинки лба, нахмуренные брови, прищуренные глаза с обозначенными в уголках глаз веером морщин, сжатая линия рта.

Взгляд

Взгляд (контакт глазами), важный элемент невербального общения. Именно взгляд в глаза позволяет почувствовать психологический контакт с собеседником. Некоторые люди избегают смотреть в глаза окружающим, не фиксируют взглядом лицо собеседника. "Бегающий взгляд", как правило, является признаком дискомфорта в ситуации общения, свидетельствует об амбивалентной установке в отношении окружающих. Оптимальная продолжительность взгляда - 3 с. Обычно этого бывает достаточно, чтобы почувствовать психологический контакт с партнером, не вызывая у него раздражения. Взгляд, который длится от 3 до 10 с, называется пристальным и вызывает у собеседника напряжение и дискомфорт. Взгляд, продолжительностью более 10 с, выражает либо конфронтацию и агрессивный вызов, либо сексуальную провокацию во взаимоотношениях мужчины и женщины. Частота взглядов также различается в зависимости от психологического состояния и особенностей личности. Люди спокойные, с высокой самооценкой, удовлетворенные собой и своей жизненной ситуацией, при межличностном взаимодействии смотрят в глаза собеседнику чаще, чем неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, неудовлетворенные.

Вербальная коммуникация сочетается с использованием таких паралингвистических явлений, как покашливание, стоны, вздохи, зевота и др. Разнообразные звуки, издаваемые человеком в процессе общения, не являются речью, но несут определенную смысловую нагрузку, выражая состояние, настроение собеседника, его отношение к передаваемому сообщению. Среди параметров паралингвистической коммуникации выделяют 4 значимых признака: громкость речи, ее темп, ритм, пауза. Громкость речи сама по себе не является способом психологического воздействия. Но легче говорить громко, если при этом мы одновременно повышаем частоту речи. Сочетание громкости и частоты речи воспринимается как признак конфликтных взаимоотношений и вызывает ответную агрессивную реакцию. Сказанное на фоне громкой речи еще более громким голосом также вызывает в ответ агрессию. То, что на фоне громкой речи сказано более тихим голосом, вызывает ответную реакцию в виде внимания. В зависимости от психического состояния речь может быть быстрой или медленной. Ускоренная речь встречается обычно в трех случаях: человек говорит быстро, если он встревожен и взволнован; если он говорит о личных трудностях; если он пытается уговорить или убедить собеседника. Замедленная речь может свидетельствовать об усталости, унынии и печали. Наблюдается она и у лиц с чертами высокомерия и снобизма, навязывающих окружающим неудобный для них медленный темп речи.

На самом деле очень даже причем. Не замечали, как порой собеседник, да просто любой рядом стоящий человек начинает вызывать раздражение, даже если и не спорит с вами, даже если в вашу сторону не глядит? Вдруг рождается вроде бы беспричинная злость, граничащая с расхожим выражением «хочется убить», или хотя бы оттолкнуть. А причина-то есть - он подошел слишком близко, вторгся на «личную территорию», нарушил границы «зоны общения». Близкий друг или родственник такого раздражения не вызывает - ему позволено находиться рядом.

Первопричина существования у людей зон общения - звериная. Звучит грубовато, вызывает неприятие у развитой мыслительной способности «человека разумного», но по сути очень верно. Распределение зон общения досталось нам из нашего древнего далека вместе с другими животными атавизмами. Но в отличие от копчика, своего значения не утратило. Более того - это правило приобрело очень важное значение для психического здоровья человека.

Посмотрите, на какое расстояние подпускают к себе звери. Если они соперники - по территории или в борьбе за самку - дистанцию держат огромного размера. Метят ее и зорко охраняют границы. Любой преступивший черту феромонного запаха - потенциальный враг, которого нужно прогнать, а если легкомысленный нахал - то и убить.

Звери партнеры - волки, собаки динго охотятся в стае и вынуждены терпеть близкое соседство друг друга. Но и в этом случае соблюдают допустимую границу. Задел соседа хвостом - получи предостерегающий оскал, даже если охота за добычей в самом разгаре.

А бывает, что и крокодил пускает в свою пасть птичку. Это другая зона общения - меркантильная. Ты - мне (зубы почистишь), я - тебе (позволю съесть остатки и не съем тебя). Налицо общая выгода, заинтересованность друг в друге, потому крокодил и не захлопывает пасть. Ну а интимные отношения, понятное дело, строятся на самой короткой дистанции.

Как и в дикой природе, нам обязательно нужно обособиться. Что поделать - инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой, не утратил своего значения. Это мы, люди, стали его игнорировать. И сами себя этим наказали. Мы и раздражаемся, и злимся, и кулаки сжимаем, и ссоры ерундовые затеваем, получая десятки стрессов ежедневно. И не понимаем, что причина в большинстве случаев - несоблюдение границ зоны общения. Инстинкт-то никуда не делся. Адреналин-то выбрасывается в кровь, хотим мы этого или нет. И надо что-то делать. Драться или убивать - это уж слишком, от этого нас Уголовный кодекс отучил, зато поорать друг на друга всласть - это мы запросто. И мы орем, ой как орем! На улице, в транспорте, в магазине, на работе…

Есть нации, которые природный инстинкт очень уважают. Англичане, например. Конечно же, звериному инстинкту они присвоили вполне человеческое понятие - правила хорошего тона. Названия, разумеется, большой роли не играют, главное - они эти правила соблюдают! И посмотрите - не орут на улице, доводя себя до сердечного приступа или гипертонического криза, как это у нас бывает…

Да потому что подойти к человеку слишком близко, дотронуться до него даже мимоходом, а не дай Бог и толкнуть случайно - это страшное преступление против личности. Есть ли что страшнее для англичанина? Есть! Прослыть невеждой.

В 50-е годы прошлого века американский антрополог Эдвард Холл выделил четыре пространственные зоны общения: интимная, личная, социальная и публичная. Современные ученые их немного подредактировали, но смысл остался тот же: каждый индивидуум должен знать и соблюдать границы дозволенного - если не для самосохранения, как у животных, то хотя бы для сбережения своего здоровья! И окружающих, конечно же.

На каком расстоянии друг от друга нам следует общаться? Ученые этот вопрос исследовали и расстояние буквально линейкой измерили. И получились у них вот такие цифры.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА. Ее расстояние специалисты определили в 3,6 метра. Ее еще можно назвать публичной. На таком расстоянии нужно держать незнакомцев, выступать перед публикой.

ЛИЧНАЯ ЗОНА. 1-1,5 метра. На мой взгляд, самая главная зона, внутри которой и формируются все человеческие конфликты. Это та зона, на которую мы претендуем в обществе лично для себя. Никого постороннего в этой зоне мы не потерпим. Любой человек, нарушающий эту зону, приближающийся к нам ближе, чем на один-полтора метра, вызывает раздражение, беспокойство и самое главное - ответную реакцию.

Если подойдете к боссу с какой-нибудь просьбой, нарушив его личную зону, - получите отказ. Этот отказ вас очень удивит: вроде бы не должен был отказать, особенно если и сам был в этом заинтересован. «С чего бы это, какая муха его укусила?» - напряженно раздумываете вы. А объясняется все просто - это ответная реакция на ваше вторжение в его личную зону. В этот момент вы воспринимаетесь как враг, которому в ответ нужно сделать что-то ПРОТИВное. Он и делает - принимает решение ПРОТИВ вас. Причем совершенно БЕССОЗНАТЕЛЬНО.

Ну а если вы переступите черту личной зоны какого-нибудь «неандертальца»-хулигана, можно и в глаз кулаком получить. Это будет его ответная реакция в присущей ему примитивно-животной манере. Кстати, обращали внимание, как при очень эмоционально-агрессивных разборках стоящий разборщик вытягивает руки навстречу приближающемуся оппоненту, отталкивает его. Это своеобразное предупреждение (разумеется, неосознанное!), за которым может последовать удар, если оппонент не остановится и не отойдет назад, покинув личную зону.

ЗОНА БЛИЗОСТИ. 25 сантиметров. Эта зона не для всех, но кое-кого мы в нее все-таки впускаем. Так близко без ущерба для психики мы можем подпустить к себе только старого проверенного друга. А еще любимых родственников и приравненных к ним лиц. Ведь это расстояние «вытянутой руки» требует абсолютной уверенности в безопасности.

ИНТИМНАЯ ЗОНА. От 0 до 25 сантиметров. В эту зону укладываются только сексуальные партнеры. Эта же зона предназначена для матери и дитя. И все.

Это средние показатели. Они могут меняться, в зависимости от некоторых причин. Главные среди них - две.

КЛИМАТ . Более эмоциональные и беззаботные южане могут подпустить вас к себе ближе. А северяне, в тяжелой борьбе за существование выковавшие более суровый характер, наоборот, постараются держать вас как можно дальше от себя.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ . Национальные черты имеют очень важное значение в общении. Например, эмоциональные испанцы с открытым типом характера запросто подпустят вас ближе, чем принято личной зоной. А вьетнамцы вообще могут повиснуть на вас, как игрушки на новогодней елке, выражая так свою любовь, признательность и другие положительные эмоции.

Это нужно учитывать при общении с ними, относиться с пониманием и оттого снисходительно. В общем, таких людей нужно потерпеть.

С финнами или шведами нужно держаться на расстоянии. Эти северные национальности очень сдержанны в общении, поэтому их личные зоны длиннее общепринятых стандартов. А к англичанам вообще лучше не приближайтесь, иначе вас обольют презрением и запишут в людей низшего сорта. Англия, как мировая законодательница культуры поведения, строго блюдет ею же созданные правила.

Зная расстояние всех типов зон общения, национальные и климатические особенности проживания ваших собеседников, нетрудно будет сформировать правильное поведение. Для обоюдной же пользы. Не хочешь получить отказ или кулак в лицо - не преступай личную зону! Соблюдай право человека на территорию!

Однако бывают моменты вынужденного нарушения зоны общения. Например, в переполненном транспорте. Стоит только кому-то дотронуться, толкнуть, наступить на ногу близстоящего, как некоторые граждане нервического состояния души и тела начинают закатывать истерики и скандалы. Как же хочется (даже если это и наивно звучит), чтобы эти граждане понимали, что в некоторых случаях нарушение их личного пространства - это вынужденная ситуация, не следует воспринимать ее как посягательство, нужно просто немного потерпеть.

С другой стороны, если пространство вокруг вас более-менее свободно - не приближайтесь к людям, не нарушайте их личную зону. Даже если вы не дотронетесь до них своим рюкзаком, его близость будет вызывать опасения и тем самым раздражать…