Камеральная проверка декларации? Это не так страшно! Проверки: что надо знать про «камералку.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой - вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков ?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка - что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Являясь эффективным средством позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка - что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки - дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:


Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте. Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений. Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка - что это, освещен в полной мере.

Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.

Необходимые сведения

Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.

Основные определения

Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.

Кем она проводится

Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.

Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.

Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.

Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.

Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.

Предмет проверок

Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.

Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.

Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.

Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.

Выполняемые задачи

Задачами камеральной проверки является:

Проведение визуальной проверки Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты
Проведение логического контроля Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов
Проведение проверки согласованности значений Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины

Преследуемая цель

Цель:

  • контролировать, соблюдается ли плательщиком налогов законодательство о налогах и сборах;
  • выявлять суммы не перечисленного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • взыскивать сумму неуплаченного или уплаченного не в полной мере налога по выявленному нарушению;
  • привлечь виновника к ответственности налогового или административного характера за совершенные нарушения;
  • подготовить сведения, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков налога для проведения выездной проверки налоговой службой;
  • проверить, правомерно ли используются и .

Действующая нормативная база

Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.

О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .

Особенности проведения процедуры налоговыми органами

Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?

Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.

В зависимости от субъекта

Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.

Юридические лица

Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.

Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .

Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.

Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.

Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.

Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.

Физические лица

Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.

Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .

Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.

Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.

Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().

Индивидуальные предприниматели

Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.

Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.

Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки

Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:

Выделяют такие этапы проведения проверки:

  1. Принимается и регистрируется декларация.
  2. Далее следует осуществление арифметического и камерального контроля поданной декларации.
  3. Проводятся мероприятия по проверке отчетности.
  4. Завершается камеральная проверка. Составляется акт.

В акте отражают:

  • дату и номер;
  • ФИО должностного лица, что проводило проверку;
  • название фирмы, декларация которой проверялась;
  • регистрационные номера таких документов;
  • список мероприятий, которые проведены;
  • дату, когда проверка начата и окончена;
  • обнаруженные правонарушения;
  • результат проверки, меры ответственности.

Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.

Истребование документов

Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.

Это возможно в таком случае:

Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы
Нужно подтвердить наличие прав на льготу Документально
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость Стоит представить справки, которые подтвердят такое право

Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.

Часто возникающие вопросы

Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.

Особенности в зависимости от налогообложения

Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.

Налог на имущество организаций

При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.

Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.

Проверка осуществляется визуально. Проверяется:

  • наличие всех реквизитов в бланках;
  • четкость заполненной информации;
  • арифметические подсчеты итоговой суммы налога;
  • обоснованность использования льгот.

Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:

  1. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов при снятии с учета ОС до их продажи.
  2. Не вовремя оприходуется ТМЦ.
  3. Не отражаются в учете приобретенные основные средства.
  4. Не включается в расчеты среднегодовых показателей ОС, что были сданы в .
  5. Занижается среднегодовая стоимость имущественных объектов на размер несписанных взносов по выбывшим объектам.

По транспортному взысканию

При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.

У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.

Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.

Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?

В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .

На что еще будет смотреть налоговые работники:

  1. Инспектор проверит и коэффициенты, которые рассчитываются предприятиями, что в отчетном периоде . Но такой транспорт должен быть в собственности не более года.
  2. Пересматриваются ставки, используемые при расчете . При возникновении спорной ситуации стоит опираться на нормы ().
  3. Проверяется правильность пересчета базы налога из метрической единицы в лошадиные силы. Придерживаются правил п. 19 рекомендация по , что приняты правительством .

По налогу на прибыль

Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:

  • проверки данных, отраженных в декларации;
  • экономического анализа декларации.

Первая стадия имеет такие направления:

Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля

Вторая стадия включает:

Общее направление проведения анализа экономического плана Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться
Анализ базы налога Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду
Производственный анализ, также анализируется продажа товара Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара

При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .

Стоит помнить о таких особенностях:

  1. При заполнении декларации вручную, проверьте, нет ли арифметической ошибки, и соответствуют ли суммы листа 02 и Приложения к такому листу. Если заполнение осуществляется автоматическим способом, такие проверки не проводятся.
  2. При заявлении льгот будьте готовы дать пояснения по вопросам занижения базы налога или ставки.
  3. При проверке прибыль (по налогу на прибыль) сверяется с доходом, что отражается в .

Могут возникнуть вопросы:

Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки)
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж)
Представить пояснения придется и в том случае Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02
Если осуществляется убыток прошлых периодов Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом ()
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом
Даются пояснения и при получении целевого финансирования Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы)
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д.

Акцент на налоговой декларации

Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().

Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.

Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.

Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?

Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.

Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.

Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .

Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:

  • на протяжении 10 дней будет составлено акт проверки согласно ст. 100 НК;
  • в течение следующих 5 дней такой документ вручается плательщику налога;
  • плательщик имеет право на предоставление возражения в течение месяца;
  • на протяжении 10 дней рассматриваются возражения и выносится решение.
  • проводится по решению налоговой структуры выездная проверка или назначается мера наказания за нарушения.

Если повторная

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.

Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .

Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе

Нюансы при закрытии ИП

Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.

Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.

Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.

Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.

Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.

Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.

Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.

Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2019 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...

Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...

Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...

От реального срока камеральной проверки 3-НДФЛ зависит, как быстро инспекция сможет вернуть в виде вычета подоходный налог (его часть) и/или насколько правильно физическое лицо (ИП) заявило о своих доходах в минувшем году. Ввиду важности этого вопроса рассмотрим его подробнее.

Длительность по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически: какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Проводить повторную камеральную проверку 3-НДФЛ инспекция не имеет законного права.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.
  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС «Декларация 2017»:

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица . Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Как проводится камеральная налоговая проверка?

Камеральная налоговая проверка проводится c целью текущего оперативного контроля за своевременностью представления налоговой отчетности и полнотой отражения результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиком на основе поданных им и иными лицами деклараций (расчетов) и др. документов. Главная задача проверки — своевременное выявление ошибок и смягчение негативных последствий для проверяемого лица (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) и определения, по какому месту нахождения она должна проводиться

Камеральная проверка — разновидность налогового контроля, заключающаяся в проверке представленных в ФНС налоговых деклараций или расчетов. Для данного вида контроля характерны строго формализованный порядок, фиксированный срок, не подлежащий продлению, и нацеленность на исправление ошибок в налоговом учете проверяемого лица.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) регулируется:

  • гл. 14 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@);
  • письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ и др.

Вопросы, не урегулированные нормативными актами и письмами Минфина и ФНС, в основном получили объяснение в судебных актах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа Проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества, представленного управляющим товарищем, осуществляется по месту учета последнего. Самостоятельного решения о назначении КНП не требуется.

ВАЖНО! Судебная практика в большинстве случаев поддерживает точку зрения о невозможности проведения КНП по п. 1 ст. 88 НК РФ без декларации налогоплательщика (п остановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07, ФАС СЗО от 20.07.2009 по делу № А21-9761/2008 и др.).

Исключением из правила «Нет декларации — нет КНП» является проверка контролирующих лиц иностранных компаний и иностранных организаций, подлежащих постановке на учет на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ. В их отношении контрольные мероприятия начинаются при нарушении сроков подачи деклараций.

ВАЖНО! Налогоплательщики о начале проверки не извещаются.

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Процедура подробно разъяснена в письме № АС-4-2/12705@. На первом этапе происходит сравнение данных из полученной декларации (расчета) с данными, имеющимися у налогового органа и (или) поступившими в ходе иных контрольных мероприятий. По результатам автоматизированного контроля инспектор принимает решение об окончании процедуры либо о переходе к следующему этапу (п. 2.6 НК РФ).

ВАЖНО! При отсутствии выявленных нарушений у налогового органа нет законных оснований для истребования объяснений и первичных документов (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

При проведении КНП сотрудники ФНС вправе запросить у налогоплательщика дополнительную информацию в указанных в законе случаях. Например:

  • если заявлено право на получение налоговых льгот;
  • в случае задекларированного возмещения НДС;
  • если лицо использует природные ресурсы и представляет соответствующие декларации;
  • когда участники инвестиционного товарищества отчитываются по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц.

Дополнительные контрольные мероприятия. Ход проверки декларации, которая зарегистрирована в налоговом органе и содержит ошибки

В случае выявления ошибок, несоответствия показателей декларации данным, полученным из других источников, налоговый орган выставляет в адрес проверяемого лица требование о даче пояснений либо исправлении декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). С этого момента налогоплательщику становится известно о ходе проверки декларации, которая зарегистрирована в органе ФНС. Кроме того, сотрудники ФНС при проведении КНП вправе допрашивать свидетелей, привлекать экспертов и специалистов, назначать экспертизы, пользоваться правом доступа на территорию проверяемого лица, осмотра документов и предметов (ст. 90-93.1, 95, 97 НК РФ).

Осмотр используемых декларантом территории и помещений, документов и предметов проводится при проверке декларации по НДС, содержащей противоречивые сведения и право на возмещение налога (пп. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ). Основание — утвержденное руководителем налогового органа мотивированное постановление лица, проводящего проверку. В остальных случаях осмотр документов и предметов в рамках КНП происходит либо в случае их законного получения при ранее проведенных мероприятиях налогового контроля, либо с согласия проверяемого (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Как узнать ход камеральной проверки налоговой декларации и ее результат

Поскольку налоговый орган не должен сообщать плательщику о проводимых контрольных мероприятиях, последнему придется самостоятельно определять сроки начала и окончания проверки по каждой сданной декларации. Узнать ход проверки можно как в ИФНС по месту учета, так и в личном кабинете на сайте www.nalog.ru . Налогоплательщик будет поставлен в известность о процессе только в случае выявления нарушений и (или) противоречий в имеющихся документах.

КНП заканчивается автоматически, если должностное лицо не обнаружило нарушений. В таком случае лицо не извещается об окончании проверки. Исключением является п. 12 ст. 176.1 НК РФ о заявительном порядке возмещения налога, согласно которому в обязанности налогового органа входит уведомление налогоплательщика в 7-дневный срок об отсутствии выявленных нарушений.

Сроки проведения

Срок проведения КНП — 3 месяца со дня представления декларации. Данный срок может быть сокращен для плательщиков НДС до 2 месяцев на основании письма ФНС России от 13.07.2017№ ММВ-20-15/112@.

В отношении иностранных организаций, состоящих на учете на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и контролирующих лиц иностранных компаний срок проверки составляет 6 месяцев.

ВАЖНО! Срок КНП начинает течь заново при представлении уточненной налоговой декларации (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

В исключительных случаях по мотивированному решению руководителя налогового органа проводятся дополнительные контрольные мероприятия сроком до 1 месяца (при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ — до 2 месяцев).

ВАЖНО! Законопроектом № 249505-7 предусмотрено сокращение срока проведения КНП до 1 месяца (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/249505-7 ).

Последствия КНП. Результат 3-НДФЛ

По итогам КНП налоговый орган приходит к выводу:

  • об отсутствии нарушений со стороны налогоплательщика;
  • выявленных нарушениях.

В первом случае появляется возможность получить денежные средства, заявленные к возмещению из бюджета. Физические лица, например, могут узнать результат камеральной проверки 3-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России, в разделе «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы». Там же можно заполнить и подать заявление на перечисление денежных средств. Результатом проверки 3-НДФЛ является получение налогового вычета.

Если выявленные при проверке факты позволяют предположить, что лицо уклонилось от уплаты налогов, а сотрудники ФНС в силу ограниченных законом полномочий не могут проверить указанную информацию в рамках КНП, сведения об этом вносятся в информационные ресурсы. Одновременно решается вопрос о возможности проведения выездной налоговой проверки (п. 1.13 письма № АС-4-2/12705@).

При выявлении в процессе КНП фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства, в отношении плательщика налогов не позднее 10 рабочих дней с момента окончания проверки составляется акт в соответствии со ст. 100 НК РФ. Налогоплательщик вправе в месячный срок представить письменные возражения (п. 6 ст. 100) и участвовать в их рассмотрении.

К каким результатам должно привести рассмотрение материалов КНП

Если проверяемому лицу не удалось доказать свою правоту, в его отношении выносится решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Мотивированное решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения документа плательщику налогов либо ответственному лицу консолидированной группы (пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).

При обнаружении в ходе КНП состава административного правонарушения в действиях физических и должностных лиц виновные привлекаются к ответственности в порядке, установленном п. 15 ст. 101 Налогового кодекса.

ФНС вправе обеспечить исполнение своих решений, наложив запрет на отчуждение имущества и приостановив операции по банковским счетам плательщика в порядке применения п. 10 ст. 101

Налогоплательщик может обжаловать решение в соответствии с положениями гл. 19 Налогового кодекса.

Как видим, камеральная налоговая проверка должна проводиться без предварительного извещения налогоплательщика и на основании представленных им документов. При выявлении фактов, позволяющих заподозрить лицо в уклонении от уплаты налогов, в отношении него может быть проведена выездная налоговая проверка. Плательщик налогов должен самостоятельно узнавать, как проводится камеральная налоговая проверка, чтобы избежать негативных последствий.