Командная экономика таблица. Виды экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика сво-бодной конкуренции (чистый капитализм ) и современная ры-ночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика это экономическая система, основаная на принципах свободного предпринимательства, многооб-разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи-ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо-зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче-ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад , рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль-но ограниченной. Основные черты рыночной экономики пред-ставлены в таблице 2.1.

Таблица 2. Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:
1) основа экономики — частная собственность на средства про-
изводства;
2) многообразие форм собственности и хозяйствования;
3) свободная конкуренция;
4) рыночный механизм ценообразования;
5) саморегулирование рыночной экономики;
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект-
тами;
7) минимум вмешательства государства в экономику
Основные достоинства: Основные недостатки:
1) стимулирует высокую эффек- тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное нера- венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в совре-менную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции ;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капи-тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и вне-шним условиям.

Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики.

Традиционная экономика это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.


Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об-работкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизо-ванно-плановая экономика) — это экономическая система,в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо-зяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государ-ства. Для административно-командной экономики характер-но централизованное директивное планирование, предприя-
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной эконо-мики:

1)основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на эконо-мические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ре-сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного пред-принимательства.

Положительные стороны административно-командной эко-номики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости-жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обес-печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз-растающая заработная плата, бесплатное образование и меди-цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен-ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и рас-пределение продукции, в результате чего исключаются свобод-ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе пре-имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе-ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри-цательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-эко-номической системы, складывающийся в развитых странах За-пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу . Смешанная экономика но-сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб-ственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функциониру-ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп-ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свой-ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно-стями выдвигаются в центр социально-экономического разви-тия страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко-номика в США характеризуется тем, что государственное ре-гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте-пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик.

Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте-пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ-ственно-частного предпринимательства через систему прави-тельственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист-ративно-командной экономики в форме государственного со-циализма . На современном этапе Россия начинает использо-вать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем:

Американская,шведская, японская. Российская модель переходной экономики.

Для каждой экономической системы характерны свои на-циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не-которые наиболее известные национальные модели экономи-ческих систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль-туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало-обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз-ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно-сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе-ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной на-правленностью, ориентированной на сокращение имущест-венного неравенства за счет перераспределения национально-го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос-нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю-чая занятость, образование, социальное страхование) и мно-гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ-ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно вы-соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос-та производительности труда. За счет этого достигают сниже-ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку-рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере-сам конкретного человека, готовности населения идти на опре-деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен-ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планиро-ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко-мендательный характер. Планы представляют собой государ-ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель-ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После дли-тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий-ской модели переходной экономики — это формирование эффек-тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились не-благоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики ;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослаб-ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где веду-щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо-зяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель-ского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную за-щиту прав собственности и создающее условия для эффек-тивного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того , насколько оно бога-то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка-кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют-ся решающими (рис. 2.1).

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка-ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес-ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо-тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан-ный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много де-шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу-дущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным . Существу-ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль-шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ-ства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Су-ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель-ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие — государство. Решение о выпуске авто-мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой — частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про-дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об-щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет — интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь-бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти-мулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль-но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло-жение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом , голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела-ния потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится полу-чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон-куренции производитель должен произвести и продать как мож-но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребите-лей с учетом их доходов.

Краткие выводы

1. В последние полтора-два века в мире действовали сле-дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд-ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся-тилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные моде-ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа-ются уровнем экономического развития, социальными и на-циональными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст-ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз-личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа-ция экономики.

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают-ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Экономическая система ; типы экономических систем: тради-ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко-рейская, американская, шведская; российская переходная эко-номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной эко-номики (в отличие от административно-командной к рыноч-ной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка-кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает-ся их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса эконо-мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра-тивно-командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических сис-тем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само-регулирование, неравенство, план, планирование, администри-рование, централизация, концентрация, государство, модели.


Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Плюсы и минусы рыночной и командной экономике

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной

Командная экономика - это тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Потребности общества определяются путём планирования производства, которое далеко не всегда является объективным. Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка. Частная собственность сведена к минимуму, в то время как приоритет отдаётся именно государственной. Ярчайшие образцы - это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ

Основные черты централизованной системы.

Господство государственной собственности;

Диктатура государственного плана;

Административные методы управления;

Финансовая диктатура.

Рыночная экономика - это тип хозяйственно-экономической системы, при котором ведущую роль играет частный бизнес. Роль государства сведена к минимуму, оно выступает в роли «ночного сторожа», борясь лишь с монополизацией национального хозяйства, перепроизводством, демпингом и другими негативными факторами. Количество товаров, цены, целевые группы формируются рынком. Как государственная, так и частная собственность находятся в равных условиях, а все противоречия и споры разрешаются в гражданско-правовом порядке.

Основные особенности рыночной экономики:

Частная собственность.

Свобода предпринимательского выбора.

Конкуренция.

Опора на рыночную систему.

Ограниченная роль государства.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Спор о том, какая экономическая модель выгоднее и эффективнее, ведётся не одно десятилетие. Как показывают объективные данные, идеального устройства национального хозяйства не существует.

Сравнение командной и рыночной экономики

Экономическая система

Командно-административная

Стабильная экономика;

Меньшее неравенство в обществе;

Нет проблем с трудоустройством;

Более стабильные цены.

Командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это - «равенство в нищете». Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна

Нет стимула к труду;

Всеобщие дефициты и неэффективность экономики;

Диктат производителей над потребителями;

Безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности.

порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. возникает «чёрный рынок» -- следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.

Рыночная экономика

стимулирует выгодную предприимчивость у работников;

Отвергает неэффективное производство;

Не требует большого аппарата управления;

Даёт больше прав и возможностей потребителям.

даёт шанс прославиться и заработать много денег. Её девиз - «Разбогатей или умри в попытках», стал своеобразным символом нового времени, капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи

усиливает неравенство в обществе;

Нестабильность в экономике;

Инфляция;

Безработица;

Отсутствие государственного регулирования.

Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию. она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность.

Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:

командный рыночный экономика государство

наименование

Рыночная экономики

Командная экономика

преобладающая форма собственности на средства производства

государственная

характер экономической деятельности

свобода предпринимательства и выбора партнёра

жёсткая регламентация хозяйственной деятельности со стороны государства

Производство

Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, товары производиться для потребителя

Командная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.

При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса

при командной экономики - под контролем государства

Стимул к развитию

Рынок порождает конкуренцию

в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти что власть сказала производить то и производят

способ согласования хозяйственной деятельности

рыночное саморегулирование

централизованное планирование

Принятие решений

При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти,

командная система не считается с мнением других субъектов политики

Ценообразование и «чёрный рынок»

Свободная (рыночная) экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения

Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

главный мотив экономической деятельности

личная выгода

необходимость выполнения государственных планов и государственных заявок

главная забота общества

эффективность распределен6ия

Справедливое распределение

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить

(ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос

"КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Основным механизмом рыночного хозяйства, как это было показано выше, является механизм свободного образования цен , учитывающий взаимодействия между спросом и предложением. В «чистой» рыночной экономике, обязательным условием существования и функционирования которой является частная собственность, нет специального органа, который указывал бы, какие товары и каким образом производить предпринимателю, где и какие ему покупать необходимые для этого ресурсы. Все они свободны в принятии решений.

Более того, в «чистой» рыночной экономике полностью отрицается необходимость государственного регулирования механизмов рынка, в частности, установление фиксированных цен на товары и услуги.

Единственным регулятором экономических отношений здесь служит свободно устанавливаемая (в результате взаимодействия спроса и предложения) цена на все товары и услуги. Если цена товара или услуги растет, это означает, что данного товара производится недостаточно по отношению к существующему спросу. В этом случае объемы его производства увеличиваются как за счет существующих производств, так и за счет «перелива» ресурсов, используемых до этого момента для производства других товаров.

Если же товар не может быть продан по цене, компенсирующей издержки производства, это свидетельствует о том, что потребители не желают покупать данный товар за установленную цену и производителю следует задуматься о сокращении его производства. Экономические ресурсы в таких системах направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается.

И производители, и покупатели, будучи свободными в принятии экономических решений, действуют с позиций принципа рациональности. Рационализм предпринимателя состоит в том, что он никогда не будет производить товар, если на него нет спроса на рынке или его производство не обеспечит ему необходимую прибыль. В то же время рационализм покупателя определяется тем, что он не будет приобретать товары, которые ему не нужны.

Таким образом, специфика рыночного механизма такова, что каждый его участник преследует субъективную цель, но в целом единство всех субъективных устремлений создает объективные закономерности очень эффективных экономических отношений в обществе. Появляется, как выразился выдающийся английский экономист А дам Смит 2 ", «невидимая рука» рынка. По его словам, каждый предприниматель действует только в собственных интересах, но «невидимая рука» позволяет ему получить результаты, которые не входили в его намерения. Преследуя собственные цели, он, даже не желая того, часто содействует интересам общества более эффективно, нежели в том случае, когда он желал бы этому содействовать. В результате Адам Смит пришел к выводу о том, что необходимо полностью исключить регулирование экономики государством, дать людям делать то, что они хотят, открыв дорогу свободе действия экономических сил. Роль правительства, по мнению апологетов «чистой» рыночной экономики, должна ограничиваться лишь защитой частной собственности.

Кроме того, важным неэкономическим аргументом в пользу «чистой» рыночной экономики служит то обстоятельство, что она делает ставку на экономическую свободу каждого ее участника, обеспечивая тем самым и свободу политическую.

Последним из наиболее ярких апологетов «чистой» рыночной экономики был Фридрих Август фон Хайек , резко выступавший против любых попыток путем регулирования или других видов вмешательства посягать на свободное рыночное ценообразование. В своем полемическом произведении «Дорога к рабству», написанном в 1944 г., он утверждал, что каждое отступление от этого основополагающего принципа - с какой бы благородной целью это ни делалось - в перспективе ведет к диктатуре.

Перечисленные достоинства «чистой» рыночной экономики позволяют многим экономистам рассматривать ее как идеал организации общества.

Однако модель «чистой» рыночной экономики основывается на ряде нереалистических предпосылок (предположений), характерных для «совершенной конкуренции». Для того чтобы конкуренция была совершенной, необходимо выполнение следующих условий:

  • количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог диктовать цену;
  • никакие покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом (покупатели с покупателями, продавцы с продавцами, покупатели с продавцами);
  • товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы они действительно могли покупаться и продаваться в различных количествах;
  • покупатели товаров и услуг должны иметь своевременную и надежную информацию о происходящем на рынке. В частности, они должны знать, где наиболее низкие цены на интересующие их товары и услуги, чтобы незамедлительно уйти от продавцов, пытающихся продавать товары по неоправданно высоким ценам;
  • для новых предприятий должна существовать возможность свободно и быстро утвердиться на рынках;
  • для крупномасштабных производств не должно быть преимуществ, позволяющих изготавливать им товары дешевле, чем на мелких предприятиях. Это разоряет мелкие предприятия, что ведет к монополии;
  • более или менее равномерное распределение доходов;
  • рыночные объекты не должны выводиться из игры под давлением политических или других мотивов.

В настоящее время большинство рынков в существующих экономических системах не отвечают этим жестким условиям и ограничениям.

Кроме перечисленных практически невыполнимых условий, действия рыночного механизма могут быть нарушены следующими факторами общественного производства.

1. В условиях рынка для удовлетворения запросов и нужд человека применяются только экономические критерии, основным из которых является показатель прибыли. В то же время не все потребности людей и общества в целом могут удовлетворяться только через рынок исходя из принципа максимизации индивидуальной прибыли. Ведь и преступник, и коррумпированный чиновник тоже действуют в соответствии с этим принципом. Много лет назад И. Шумпетер отметил, что «общество, в котором преследуется только сиюминутная прибыль, долго существовать не может». Да и еще Адам Смит говорил о необходимости признания принципов справедливости и морали .

А иначе почему бы судье, налоговому инспектору, милиционеру тоже не продаваться?

2. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности общества, на которые нет установленной цены, такие, например, как национальная оборона, содержание нетрудоспособных членов общества, борьба со стихийными бедствиями, содержание заключенных, медицина, образование, охрана природы и т.д.

Финансирование производства такого «коллективного» товара не может осуществляться индивидами посредством рынка. Общественный продукт в этих случаях производится по планам и заказам государства и попадает к потребителям через систему государственного распределения: органы социального обеспечения, образования и т. и.

Общество, где господствует рынок, покупает общественный продукт, отводя на подобные нужды определенную часть своих налоговых сборов.

Однако граждане, как правило, воспринимают налоги как насильственные поборы, в противоположность тем товарам, которые они покупают добровольно. Поэтому государство, где господствует рынок, обделяет науку, образование, здравоохранение и пр., поскольку у него нет способа мобилизовать для этих сфер такие средства, которые могли бы конкурировать с объемом капитальных вложений в автомобили, одежду, питание и т.д.

  • 3. Ценовой рыночный механизм не всегда в состоянии отразить все затраты на производство продукции. Например, производители бумаги не учитывают в цене на свою продукцию те затраты, которые должно понести все общество на очистку воды, загрязненной бумажным производством. Экономисты обычно говорят, что производство в этом случае имеет «внешние эффекты», которые, к сожалению, не могут быть учтены рыночным механизмом.
  • 4. Многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой весьма несовершенный механизм решения некоторых макроэкономических проблем, в частности, обеспечение полной занятости и стабильного уровня цен, особенно когда речь идет о цене за труд, т.е. о заработной плате.

Особенностью рыночной организации является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить общее равновесие национальной экономики, ее саморегулирование после слишком больших отклонений от стабильного равновесного состояния невозможно (см. гл. 3). Более того, рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономической системе.

Для решения отмеченных проблем функционирования рыночного механизма рынок должен в той или иной мере регулироваться государством, что и происходит во всех существующих экономических системах. Постепенно спало увлечение рынком. Практика показала, что современный рынок не может функционировать как множество очень мелких хозяйств, каждое из которых выступает само по себе и противостоит в конкурентной борьбе всем остальным. Поэтому он должен регулироваться, и прежде всего государством, хотя регулирование не следует путать с администрированием и командованием.

Основными государственными функциями при этом являются:

  • стабилизация экономики и стимулирование экономического роста;
  • перераспределение доходов в пользу малоимущих;
  • защита населения от вредных влияний внешних эффектов (загрязнение окружающей среды и т. п.);
  • защита конкуренции с целью сохранения рыночной системы;
  • обеспечение правовой базы для защиты участников рынка;
  • обеспечение производства общественных благ.

Практика экономического развития убедительно показывает: несмотря на то что в развитых экономических системах с рыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, роль государства в этих системах возрастает. Таким образом, можно сделать вывод, что капитализм в «чистом» виде исчез еще в 30-х годах XX столетия и был заменен смешанной (регулируемой) экономикой.

  • Установление свободных рыночных цен является основным условием переходаот командной к рыночной (децентрализованной) экономике. В дальнейшем мы увидим, чтодля перехода к рынку помимо либерализации цен необходимо выполнение еще множестваусловий, но без свободного ценообразования остальные просто не будут иметь смысла.
  • Смит Адам (1723-1790) - экономист, философ, выдающийся представительклассической школы в экономической теории. Его работа «Исследование о природе ипричинах богатства народов» (1776) принесла своему автору титул «отца экономики».
  • Хайек Фридрих Август фон (1899-1992) - австрийский экономист, виднейшийпредставитель неоклассического (неолиберального) направления в экономической теории,нобелевский лауреат по экономике 1974 г.
  • Под конкуренцией понимается соперничество среди продавцов и среди покупателей.
  • Шумпетер Йозеф (1833-1950) - выдающийся австрийский экономист, создательэволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства.
  • Здесь уместно вспомнить, что Адам Смит был профессором моральной философии и особенно гордился своей книгой «Теория моральных чувств».